праведный Иоанн Кронштадтский

Толкование на Евангелие от Матфея

 Глава 24Глава 25Глава 26 

Глава 25

Мф.25:1. «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.»

Мф.25:2. «Из них пять было мудрых и пять неразумных.»

Мф.25:3. «Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.»

Мф.25:4. «Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.»

Мф.25:5. «И как жених замедлил, то задремали все и уснули.»

Мф.25:6. «Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.»

Мф.25:7. «Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.»

Мф.25:8. «Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.»

Мф.25:9. «А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.»

Мф.25:10. «Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;»

Мф.25:11. «после приходят и прочие девы, и говорят; Господи! Господи! отвори нам.»

Мф.25:12. «Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. »

Мф.25:13. «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.»

«Когда врагу не удается занять христианина на пути спасения скорбями и теснотами, бедностью и разными напастями, он бросается в другую крайность: он борет его самым здоровьем, покоем, негою, расслаблением сердечным, душевным нечувствием благ духовных или богатством жизни внешней. О, как опасно то последнее состояние! оно опаснее первого состояния, состояния скорби и тесноты, состояния болезни и пр. Тут легко мы забываем Бога, перестаем чувствовать Его милости, дремлем и спим духовно. Коснящу же жениху, воздремашася вся, и спаху. Полунощи же вопль бысть: се жених грядет, исходите в сретение его [Мф. 25:5, 6]. А в скорбях мы невольно постоянно обращаемся к Богу за спасением, постоянно чувствуем, что Бог есть Бог спасений наших. Бог спасати, что Он наш живот, наше дыхание, наш свет, наша крепость. Таким образом христианину лучше жить в каких-либо скорбях» [5, т. 1, 192].

«Театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой. Воздремашася вся и спаху [Мф. 25:5], между прочим этот гибельный сон производит в людях и театр. А потом что? Науки, в духе языческом преподаваемые, заботы житейские, усиленные донельзя, любостяжание, честолюбие, сластолюбие. Театр – школа мира сего и князя мира сего – диавола; а он иногда преобразуется и в ангела светла [2Кор. 11:14], чтобы прельщать удобнее недальновидных, иногда ввернет, по-видимому, и нравственную пьеску, чтобы твердили, трубили про театр, что он пренравоучительная вещь и стоит посещать его не меньше церкви, а то пожалуй и больше: потому-де, что в церкви одно и то же, а в театре разнообразие и пьес, и декорации, и костюмов, и действующих лиц» [5, т. 2, 354].

«Избави мя диавольского поспешения. Спешит, спешит неимоверно, ловит человека диавол, чтобы погубить его навеки, а люди дремлют, бездействуют и спят в своей житейской суете, в своих пристрастиях, корыстиях, чревных, блудных, игорных (театр и карты), модных, писательских, сонных и всяческих, и – погибают тысячами, как мухи от мухоморов. Спешите же, спешите, христиане, спасать души свои, доколь есть время, доколь ждет и долготерпит Господь, доколь не затворились двери Царствия Небесного. Приидоша юродивыя девы и говорят: Господи, отвори нам, а им ответит Владыка: отыдите от Меня, не знаю вас (Мф. 25:11–12). А как Господь-то спешит спасти верных, внимательных и готовых! Всякий час, всякую минуту спешит и всякое пособие посылает. Господь Пастырь мой! я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради Имени Своего (Пс. 22:1–31). О, спешите же, грешники, к спасению!» [6, 55].

«Не имей пристрастия не только к пище и питию, к одежде, к просторному и благоукрашенному жилищу, к богатой утвари домашней, но и к своему здоровью, даже к своей жизни не имей ни малейшего пристрастия, предав всю жизнь свою в волю Господню, говоря: мне еже жити – Христос, и еже умрети, приобретение есть (Фил. 1:21). Ненавидяй души своея в мире сем, в живот вечный сохранит ю (Ин. 12:25). Пристрастие ко временной жизни, к здоровью ведет ко многим уклонениям от заповедей Божиих, к потворству плоти, к нарушению постов, к уклонению от добросовестного исполнения обязанностей службы, к унынию, нетерпению, раздражительности. Никогда не спи вечером пред вечерним правилом, да не одебелеет сердце твое от неблаговременного сна, и да не запрет его враг окамененным нечувствием на молитве. Трезвитеся бодрствуйте (1Пет. 5:8). Бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф. 26:41). Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын человеческий приидет (Мф. 25:13). Бдите убо: не весте бо, когда Господь дому приидет, вечер, или полунощи, или в петлоглашение, или утро: да не пришед внезапу, обрящет вы спяща. А яже вам глаголю, всем глаголю: бдите (Мк. 13:35–37)» [5, т. 1, 197].

«Итак, будем укреплять себя благодатию Божиею, доколе есть время и доколе грехи не расслабили нас окончательно. Ибо придет скоро время, а может быть, уже наступает, когда все предадутся дремоте и сну, все расслабеют нравственно, когда и вера оскудеет, и любовь иссякнет, и беззаконие как море разольется по земле. Но тогда уже будет поздно исправляться. Ибо раздастся глас: се, Жених грядет, исходите в сретение Его (Мф. 25:6); возгремит труба архангельская, соберет всех людей живых и из мертвых воскресших в место общего Страшного Суда, на котором изречен будет окончательный праведный приговор или к жизни вечной, или к муке вечной. Аминь» [9, 202].

«Но оставим их. Обратимся еще к себе: не отказываемся ли мы с вами иногда все, так или иначе, от Вечери велией? Не противимся ли Господу, зовущему нас в Свое Царство для наслаждения благами духовными, вечными, совершенными? Ах, как часто мы противодействуем Господу, жаждущему нашего спасения! Кто из нас совершенно хранит заповеди Его? Кто хранит себя тщательно от всякого греха? Кто старается исполнять всякую добродетель христианскую, или кто из христиан хотя в одной какой-либо добродетели упражняется преимущественно и усердно? Все мы дремлем и спим духовно. А когда пробудимся? Тогда ли, когда раздастся глас: се, Жених грядет, исходите в сретение Его (Мф. 25:6)? Воспрянем, воспрянем, братия и сестры мои, от тяжкого сна греховного и будем бодрствовать, трезвиться, испытывать непрестанно свою веру и свои дела: жива ли в нас вера во Христа, не умерла ли давно? Хороши ли, осмысленны ли, христианские ли наши дела? Можем ли мы дать добрый ответ в них на Суде Христовом? Наипаче остережемся быть пристрастными к мирским так называемым благам, ибо пристрастие к ним погашает светильники душ наших; охлаждает наши сердца к Богу и ближнему и бывает причиной множества грехов» [9, 355].

«Враг, не могши запять христианина на пути спасения скорбями и теснотами, бедностию и разными другими лишениями, болезнями и разными напастями, бросается в другую крайность; он борет его самым здоровьем, покоем, негою, расслаблением сердечным, душевным нечувствием благ духовных или богатством и пространством жизни внешней и внутренней. О! Как опасно это последнее состояние! Оно опаснее первого состояния, состояния скорби и тесноты, состояния болезни и прочего. Тут легко мы забываем Бога, перестаем чувствовать Его милости, дремлем и спим духовно. Коснящу же жениху, воздремашася вся и спаху. Полунощи же вопль бысть: Се, жених грядет, исходите в сретение его (Мф. 25:5–6). А скорби держат нас, так сказать, на привязи у Бога: постоянно к Нему невольно обращаемся за спасением и чувствуем постоянно, что Бог есть Бог спасений наших. Бог спасати (Пс. 67:20–21). Хорошо христианину жить в каких-либо скорбях: тогда чаще к Богу обращаешься всем сердцем и чаще опытно познаешь в Христе Спасителе, что Он – наш живот, наше дыхание, наш свет, наша крепость» [10, 266].

Мф.25:14. «Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:»

Мф.25:15. «и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.»

«Гл. 25, ст. 14–15. Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое (землю, жизнь, здоровье, способности); и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Человек отходящий есть Господь, вознесшийся на небо и имеющий прийти взять отчет с рабов Своих – всех людей – о том, как они употребили Его имение. Замечательно, что количество талантов соображено Раздаятелем с силами приемлющих таланты. Не ропщи же никто, что тебе дано мало: тебе дано по твоим силам. Если бы дали тебе больше, ты не перенес бы и испортился» [1, 131].

«Вы слышали, возлюбленные братия, из ныне чтенного Евангелия притчу Спасителя о талантах? Притча эта весьма поучительна. Всем нужно знать ее значение и помнить ее всегда. Приклоните ваш слух. Вот ее значение. В ней говорится о рабах, которым господин, отправляющийся в дальнюю сторону, поручил свое имение: и одному дал пять талантов, другому – два, третьему – один, – каждому по его силам (См.: Мф. 25:14–30). Заметьте. Эти рабы мы, люди. Этот господин есть Господь наш Иисус Христос, Творец наш, Раздаятель талантов, вознесшийся от нас на небо, седящий одесную Отца и опять имеющий прийти на землю судить живых и мертвых. Имение или таланты это душевные силы и способности, равно и телесные силы, которые дал нам Бог и коими в этом веке мы все делаем, которые пускаем как бы в оборот и посредством коих по мере своего умения и усердия умножаем свое духовное богатство. Под талантами следует разуметь и то служение в обществе, какое каждому Бог вверил, смотря по его способностям, или то материальное богатство, какое кто имеет. По смыслу притчи, кто больше талантов получил от Господа, тот, естественно, больше должен сделать добра для ближних, больше должен усовершенствовать себя в настоящей жизни, для жизни будущей, – а кто меньше, – с того меньше потребуют и отчета. С обыкновенного человека потребуют: добросовестно ли он трудился и вел дела свои; богатый не составил ли себе богатства обманом, хитростью, происками или играми, процентами, жил ли сам и воспитал ли детей своих в страхе Божием; исполнял ли христианский долг молитвы, освящался ли Таинствами, подавал ли милостыню? Всякий свое бремя понесет. Со священника потребуют отчета в служении, учении и жизни: научил ли он вере и доброй жизни своих пасомых, воспитал ли он их для вечной жизни» [9, 265].

Мф.25:18. «получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.»

«Помяните, братия, кто вы, как вы ничтожны. Вы еще только недавно существуете в мире, и вам дан очень небольшой участок времени бытия по благости Бога-Творца, и вы скоро должны будете оставить этот мир, как оставили его ваши отцы, братия, друзья и знаемые: вас опять не будет. Воспользуйтесь же этим, данным вам от Бога, мгновением жизни, употребите ее на то, на что она дана: на приготовление себя к вечному блаженству во Иисусе Христе. Не скрывайте талантов, вам вверенных от Бога для приращения и увеличения своего будущего блаженства, в земле (Ср.: Мф. 25:18)» [10, 418].

Мф.25:21. «Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.»

«Такое легкое испытание твоего упования послал тебе Бог – и ты не выдержал, пал. Как ты оскорбляешь этим Творца Бога, Которым ты живешь, движешься и существуешь? Что, если бы Он потребовал от тебя подвига мученического: не отчаялся ли бы тогда совсем, была ли бы мера тогда твоему малодушию, робости? О мале ты не был верен (Мф. 25:21): как бы перенес ты многое? – Но смотри, как Господь милосерд, как Он подкрепляет имеющих на Него хотя слабую надежду, как Он прощает ради Тела и Крови Своей наше низкое малодушие! Ты причастился, и после причастия укрепились твой ум и твое сердце: ты нашел упование и по уповании благополучно кончил неблагополучно начатую и продолженную службу. Господь даже отъял страх и мучение от твоего безнадежного сердца! Страшно и странно, как меняются во мне упование и безнадежность! Отчего во мне такая бывает слепота, такое непостоянство! Видно, только живая вера и надежда на Бога делают нас постоянными, мужественными, как это видно на святителях, мучениках, преподобных и праведных. – 19 октября. Смотри, скоро стрелы гнева Божия достигнут и тебя» [2, 249].

«Многоразличная земная служба наша Царю и Отечеству есть образ главного, долженствующего продолжиться вечно, служения нашего Царю Небесному. Ему-то прежде всего мы обязаны верно служить, как истые рабы Его по творению, искуплению и промышлению. Думают ли об этом слуги земного отечества? А надобно думать. Земная служба есть испытательная, приготовительная служба к служению на небесах. О мале был еси верен: над многими тя поставлю [Мф. 25:21]» [5, т. 1, 162].

«Почему нетерпение в малом, ничтожном деле, одно простое движение сердца к нетерпению, есть уже грех и наказывается внутренне тотчас же? Равно, отчего и всякое мгновенное движение сердца ко греху считается грехом и наказывается тотчас? Оттого, что нетерпение в малом есть задаток к нетерпению и во многом, ведет к нетерпению в великом, ибо душа человеческая есть простое существо, и одно мгновенное движение сердца ко греху есть уже грех. Итак, поелику всякий малый грех ведет к большому, то он и наказывается всегда в самом начале и должен быть сокрушаем. О мале был еси верен, над многими тя поставлю, вниди в радость Господа твоего [Мф. 25:21]. А как велико это многое? Око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его [1Кор. 2:9]» [5, т. 1, 224].

Мф.25:23. «Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю: войди в радость господина твоего.»

«Но послушайте дальше притчи. Получивший от господина пять талантов (вес серебра) пошел, стал трудиться и приобрел на них еще пять талантов; получивший два – приобрел другие два, а получивший один – взял да и зарыл талант своего господина в земле, то есть всю жизнь прожил в безрассудной, непростительной лености, ел, пил, веселился, обогащался всеми возможными средствами, чтобы только весело жить здесь; а о той жизни, о вере, о молитве, о добрых делах не заботился. Ясно, что талант его зарыт в землю, так как таланты наши, то есть наше сердце, наши умственные способности, – не земное сокровище, а духовное, и не в земле им лежать, не на земные только дела употреблять, а при помощи их нам надобно навыкнуть небесным, святым нравам и стяжать вечную жизнь. Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, говорит Господь, и идеже татие подкопывают и крадут. Скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкапывают, ни крадут (Мф. 6:19–20), (то есть делайте добрые дела не для земли и земных, житейских выгод, а для неба, для Бога, для вечности). Итак, честь, братия, рабам, получившим пять и два таланта и умножившим имение господина; – позор, крайний позор получившему один талант и по лености и упрямству зарывшему его в землю. А много есть этих недостойных имени человека людей, которые зарывают талант свой в землю, которые только пьют, едят, веселятся, обманывают, крадут и прочее. Но смотрите, что ожидает тех и других рабов: приходит время дать отчет в том, как употреблено серебро господина. Приходит господин, то есть Господь, вознесшийся на небо, приходит на Страшный Суд, чтобы потребовать отчет с рабов Своих. Являются рабы Его – коим вверены таланты. Подходит принявший пять талантов и показывает Господину десять талантов; потом приходит принявший два и показывает четыре. Господь, одобряя каждого из них за приумножение, говорит: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость Господина твоего (Ср.: Мф. 25:23) потом подходит принявший один талант, и что же? – Ничего не сделавши в отсутствие Господина, когда пришел этот Господин, ленивый раб говорит Ему дерзости, называя Его человеком жестоким, который жнет будто бы там, где не сеял, и собирает там, где не расточил. Не так ли говорят, братия, все ленивые, недобрые, неверные христиане, которые в извинение своей непростительной лености трудиться для добра, для образования себя по духу христианской веры, слагают вину свою на веру, на Церковь, на Самого Господа, называя предписания веры трудными, неудобоисполнимыми, а благого Господа дерзая называть каким-то жестоким, требующим почти невозможного! О, ленивые рабы! Посмотрите на своих собратий, получивших пять и два таланта: они обличат вас. Как же они умножили свои таланты, как же они не говорят ничего подобного своему Господину» [9, 266].

Мф.25:24. «Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,»

Мф.25:25. «И, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.»

Мф.25:26. «Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;»

Мф.25:27. «посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;»

«Но посмотрите, братия, что дальше говорит Господу ленивый раб: так как Ты такой и такой Господин, говорит, то я, убоясь, пошел и скрыл талант Твой в земле: вот Тебе Твое. В земле: где же это? Где, как не в своей грешной плоти, изнурив свои силы и способности на удовлетворение своим страстям. Придите, братия, ко гробу ленивого и вздохните у него тяжко, тяжко; тут вы увидите зарытым в землю и единственный его талант; ничего для неба он не сделал, все понес с собою в землю. Правду ты сказал, бедный человек, вечных слез достойный человек! Но вот ему и подобным ему приговор праведного Судии: лукавый раб и ленивый! ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро Мое торгующим, и Я, пришед, получил бы Мое с прибылью (Ср.: Мф. 25:26–27). Как не требовать Господу от христиан прибыли добрых дел, когда Он в помощь им отдал все сокровища Своей вспомоществующей и вседействующей благодати; как не требовать Ему прибыли от христианина – для его же вечного блаженства, когда у Господа дерево приносит ежегодно обильный плод, когда зерно дает на поле прибыль» [9, 268].

«Надо помнить, что диавол имеет обыкновение сильно коварствовать над нами тогда, как мы принимаем пищу и питие с алчностию и поспешно: он всегда старается употребить это в средство к объядению и пиянству, ибо где пристрастие, нерассудительность, там легко перейти меру и легко связать себя поначалу приятными, но потом тяжкими оковами пищи и пития. Господь, создавший все числом, мерою и весом (Ср.: Прем. 11:21), для того дал и разум человеку, чтобы он все делал благорассудно, числом, мерою и весом, чтобы пищу с питием употреблял также всегда с благорассуждением, числом и мерою, а не по одному слепому влечению природы, как животные. Надо еще помнить всякому алчному и то, что тело жестоко наказывает болезнями тех людей, которые обратили пищу и питие в цель жизни, в наслаждение жизни и употребляют ее сверх меры: они часто недугуют душою и телом и преждевременно умирают; а главное – еще при жизни душа их уподобляется душам животных бессловесных, отвращается от Бога, ибо прилепляется к пище, а по смерти – осуждается на мучения как добровольно уподобившаяся бессловесным, вознерадевшая о возращении духовных талантов (См.: Мф. 25:24–30) и поругавшаяся над образом Божиим» [10, 109].

«Что Святая Церковь внушает нам, когда и на домашней молитве и в церковной влагает в наши уста молитвы от лица всех, а не от одного лица? – Внушает нам непрестанную взаимную любовь, чтоб мы всегда и во всем, на молитве и в житейском обращении, любили друг друга, как себя; чтоб мы, подражая Богу в Трех Лицах, составляющих Высочайшее Единство, и сами были едино из многих составленное. – Да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин. 17:21). – Молитва общая, от лица всех – и в жизни учит нас делиться житейскими потребностями с другими, чтобы и в жизни у нас было все общее и как бы едино, чтоб во всем была видна любовь взаимная, также чтоб каждый свои способности употреблял во благо других, кто как может, а не скрывал талант свой в земли (Ср.: Мф. 25:25) – не был бы эгоистом и ленивым. – Мудр ты – дай совет немудрому; умен, образован – научи невежду; силен – помоги бессильному; богат – помоги бедному» [11, 29].

Мф.25:28. «итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,»

Мф.25:29. «ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;»

Мф.25:30. «а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»

«И душевные и телесные силы человека совершенствуются, умножаются и укрепляются упражнением их. Упражняй руку часто в письме, в шитье, в вязанье – набьешь, как говорят, руку: хорошо будешь писать, шить, вязать; упражняйся чаще в сочинении – будешь сочинять легко и хорошо; упражняйся в делании добрых дел или в побеждении страстей и искушений – и дела добродетели будешь со временем делать легко и сладостно, будешь побеждать страсти удобно при помощи вседействующей благодати Божией. Но не стань писать, шить, вязать или пиши, шей, вяжи редко – будешь дурно писать, шить и вязать; не сочиняй ничего или сочиняй очень редко, живи в одних материальных заботах жизни – и, пожалуй, несколько слов связать будет трудно, особенно о чем-либо духовном: заданное сочинение будет египетскою работою; не стань молиться или молись редко – тебе и противна и тяжела будет молитва, как пятипудовая тяжесть; не стань воевать на страсти или воюй только изредка и слабо – и очень трудно будет бороться с ними, будешь часто побеждаем от них; не будешь иметь от них покоя и жизнь свою отравишь ими, не научившись побеждать этих домашних, злейших, внутренних, всегда в твоем сердце сидящих врагов твоих. Так всем необходим труд и деятельность: жизнь без деятельности и не есть жизнь, а что-то уродливое, какой-то призрак жизни. Потому борьба с леностью плоти, постоянная, упорная, есть долг всякого человека; сохрани Бог от потворства ей всякого христианина. Иже Христовы суть, ленивую, злую, грехолюбивую плоть распяша со страстьми и похотьми [Гал. 5:24]. Имущему везде дано будет, и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет [Мф. 25:29]» [5, т. 1, 130].

«Милостыня человеческая подозрительна: боится, как бы не дать тому, кто имеет, или не дать много. Милость же Господня не такова: благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его [Пс. 144:9]; имущему, говорит Господь, дано будет, и преизбудет, от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него [Мф. 25:29]» [5, т. 2, 414].

«Воистину, достодолжной прибыли требует Господь: и грех, тяжкий грех христианину не творить в жизни плода добродетели и оставаться бесплодною смоковницею, только место напрасно занимающею. Послушайте, наконец, суд над ленивым рабом. Господь говорит: итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25:28–30). Страх, братия, обнимает душу, когда помыслишь, что между христианами есть множество ленивых рабов, которые живут беспечно, в удовольствиях, и вовсе не помышляют об этой страшной, вечной тьме внешней, где их ожидает непрестающии плач и скрежет зубов. Господи! Твори волю Твою с нами! Молимся Тебе, да обратятся все ленивые рабы к Тебе в покаянии и добродетели. Если же нет – то они поистине достойны Твоего грозного, но праведного Суда. Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф. 25:30) Аминь» [9, 269].

Мф.25:31. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,»

Мф.25:32. «и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;»

Мф.25:33. «и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.»

Мф.25:34. «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:»

Мф.25:35. «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;»

Мф.25:36. «был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.»

Мф.25:37. «Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?»

Мф.25:38. «когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?»

Мф.25:39. «когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»

Мф.25:40. «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.»

Мф.25:41. «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:»

Мф.25:42. «ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;»

Мф.25:43. «был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.»

Мф.25:44. «Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»

Мф.25:45. «Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.»

Мф.25:46. «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.»

«Ст. 31 и 32. Когда же приидет Сын Человеческий... соберутся пред Ним все народы... Пред Судиею всего мира соберутся вси языцы, то есть все народы, какие были от начала мира до второго пришествия, и все – в измененном виде, нетленные, тонкие. На Суде этом оправдывают и доставляют блаженное бессмертие дела милосердия. Помни же это всегда и не ленись подавать милостыню» [1, 131].

«Слепота злокачественная и суетная покрывает сердечные очи христиан, а не христиан – особенно. Какая слепота? Та, что люди забывают о тленности, непостоянстве и исчезновении всех вещественных благ: красоты и здоровья телесного; богатства земного; пищи и пития, услаждающих гортань; наград и отличий земных; зрелищ и разных игр, художественных произведений. Люди не думают или совсем мало думают о вечной жизни и о небесных, нетленных обителях, уготованных любящим Бога от сложения или прежде создания мира (Ср.: Мф. 25:34). К этой последней всей душой стремились только немногие из многих, ибо много званых, а мало избранных (Ср.: Лк. 14:24). Прочь, слепота сердечная; дай мне, Господи, ясные очи сердечные, чтоб мне ясно видеть уготованные мне Тобою вечные блага» [4, 40].

«Приидите, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25:34). Что ты говоришь, Господи, – приидите, наследуйте... Твои глаголы совершенно верны и истинны. Нам уготовано безмерною благостью Божией царство вечное, нетленное, где нет нужды, болезней, печали и воздыхания, тления и смерти, но вечное наслаждение, вечная радость и правда. И мы, маловерные и суетные, не ревнуем, нерадим об этом царстве, в котором праведники будут царствовать вечно с Богом и в Боге. О, как мы слепы, пристрастны к видимому и временному! Как мы жалки и глупы, несмысленны! Отрекаемся от вечного блаженства, сожития с Богом и святыми и прилепляемся к праху, к сновидению, к тьме и смраду духовному» [6, 125].

«Благотвори бедному доброхотно, без мнительности, сомнения и мелочной пытливости, памятуя, что ты в лице бедного благотворишь Самому Христу, по писанному: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе [Мф. 25:40]. Знай, что милостыня твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим; знай, что твоя милостыня есть земля и прах; знай, что с вещественною милостью непременно должна об руку следовать духовная: ласковое, братское с чистосердечною любовью обращение с ближним; не давай ему заметить, что ты одолжаешь его, не покажи гордого вида. Подаваяй, сказано, в простоте, милуяй с добрым изволением [Рим. 12:8]. Смотри же, не отнимай цены у своей милостыни вещественной чрез неоказание духовной. Знай, что Владыка на суде и добрые дела будет испытывать. Помни, что для человека небо и земля, ибо ему соблюдается наследие нетленное на небесах [1Пет. 1:4]; для человека Бог Отец Сына Своего единородного не пощадил, но за него отдал на смерть. Диавол, по нашему лукавству, запинает нас в добрых делах наших» [5, т. 2, 413].

«Милостыня есть семя; если желаешь, чтобы она принесла добрый и сторичный плод, сделай это семя добрым, подавая в простоте и от доброго, милостивого, сострадательного сердца, да будь уверен, что не столько теряешь, или, лучше, нисколько не теряешь, а приобретаешь бесконечно больше чрез тленную милостыню, если подаешь от доброго сердца, с верою в Мздовоздаятеля, а не из корыстных или себялюбивых видов. Мне, вашему Господу, сотвористе, сотворив милость единому сих братий Моих меньших [Мф. 25:40]» [5, т. 2, 442].

«Сын Божий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (спасению нашему) и отдать душу Свою для искупления многих (верующих) (Мф. 20:28). Неверующие не спасутся; и из православных многие не спасутся за жестокосердие и немилосердие. Понеже не сотвористе единому сих братии Моих менших, ни Мне сотвористе (Ср.: Мф. 25:40). Мало спасающихся. Много званых, но мало избранных. Ни един мужей тех званных вкусит Моея вечери (Лк. 14:24) за пристрастие к здешней жизни и за неверие и холодность к Богу и дебелость сердца (Ср.: Ис. 6:10). Лисицы имеют норы, и птицы небесныя гнезда: Сын же Человеческий не имеет где голову приклонить (Ср.: Мф. 8:20)» [4, 37].

«Смотри, человек жесткий и грубый душою, плотяный, каменный, человек с нераскаянным сердцем: ты собираешь беду на свою голову. Рано или поздно ты помрешь; за смертию тотчас тебя ожидает праведный суд величайшего Судии, а потом, тоже, по всей вероятности, не чрез весьма продолжительное время, и Страшный всеобщий Суд, великий день гнева и откровения праведного суда Божия всему миру. Что станешь ты делать тогда, где ты будешь? Я боюсь за тебя, несчастный: и представить страшно этот величайший во времени день. Я ужасаюсь при одной мысли о последнем Суде. Вот я умом своим созерцаю Судию грозного и светолепного, пред Которым в страхе предстоит все небо, все Ангельские чиноначалия, Судию всеведущего, Которому не нужно доносить, кто чем виноват из подсудимых, Судию всеправедного, Который воздаст каждому по делам и Который скажет грешникам: «Я отдал за вас на смерть Единородного, возлюбленного Сына Моего, чтобы сделать из вас народ святой, царское священство, людей новых, а вы не устыдились беззаконничать и тогда, как Этот Единородный Сын Мой со Креста, облитый кровию, измученный, совсем изнемогший ради вас, призывал вас отложить ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных, и облещись в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины. Я сделал все для вашего вечного благополучия, но вы были так жестки и нераскаянны, что не хотели пользоваться неоцененными дарами Моей благости: так идите же туда, куда вы шли всю жизнь, – в вечный тартар, на вечные мучения. У Меня нет мест для таких негодных тварей. Отъидите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41). Скорбь и теснота на всяку душу человека творящаго злое» (Рим. 2:9)» [1, 94].

«Ради искупительной смерти Богочеловека за мир стоит весь мир и нерушимо стоят все века, за этот час смерти неповинной, искупительной; долготерпит Господь всем беззаконникам, богохульникам, изменникам веры и Церкви за этот час, ад еще не открыл своего зева ужасного, чтобы поглотить нераскаянных, как сказано: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный... и пойдут сии в муку вечную... (Мф. 25:41–46)» [6, 61].

«Всех грешников неверующих и нераскаянных ожидает вечное наказание, вечная мука, уготованная диаволу и ангелам его (Мф. 25:41), и справедливо, потому что они делали зло и исполняли волю его злую и пагубную. Каждый из нас испытывает в себе наказание за грех: смущение, скорбь и тесноту (Рим. 2:9)» [6, 119].

«Бог даровал тебе Свои щедрые дары для того, чтобы чрез руки твои препослать их другим, нуждающимся: дары Божий, а не твои и тогда, когда ты обладаешь ими, собрав их на службе своими трудами или получив их в наследство. Ты скажешь: я трудился. Что говорить? Все мы и рождаемся на труд, и в этом твоей заслуги нет: в поте лица снеси хлеб твой (Быт. 3:19), сказано. Но в том дело, что ты трудишься и за труды свои получаешь с избытком, тогда как другой трудится больше тебя и тяжелее тебя невпример, а за труды получает вознаграждение малое. Не видишь ли, яко Бог праведен во словесех Своих и в делах Своих и достаточных, но скупых щедро накажет за удержание Его щедрых даров и неподаяние их меньшей братии Его (Ср.: Мф. 25:40)? Да, все Божие, и только наше самолюбие и корыстолюбие приписывает Божие – себе и самолюбиво одно само им пользуется и считает великим одолжением для ближних, когда пожертвует для них чем-нибудь немногим; только диавол, вечный лжец и обманщик, хулит чрез нас приснославное и препрославленое имя Бога нашего, щедрого и милостивого, – чрез наше любостяжание, необщительность и скупость. Он, ничего не имеющий, а особенно не имеющий и тени любви и какого-нибудь добра, вечно старается поселить в нас нелюбовь и необщительность друг к другу, он поселяет в нас чувства бедности, когда мы богаты, он не терпит в нас радушия и гостеприимства. Ты же, раб Божий, всегда все считай Божиим, не своим, и не стой, когда тебе предстоит пожертвовать братии дарами Господними, да не остановишь на одном себе щедрот Его, да не наградишь сам себя сверх меры и сверх заслуг твоих и да не навлечешь на тебя тем большего наказания на Суде: ибо суд без милости не сотворшему милости (Иак. 2:13)» [8, 663].

«Литургия, во время которой совершается это Таинство, живописует пред нами всю жизнь Иисуса Христа от колыбели Его и до Вознесения на небо; – а Святые Тайны являют личное Его присутствие, безмерную любовь Господа к Своему разумному созданию; а высокое явление Бога во плоти и образе человека показывает, братия мои, достоинство природы человеческой, сотворенной по образу Божию, но униженной, обезображенной, расслабленной и умерщвленной грехом. Оно удостоверяет нас, что если человек будет жить на земле праведно и свято, то он будет равен Ангелам и будет с ними вечно жить и ликовать бесконечные веки; что у Бога, после Божией Матери и святых Ангелов, нет более никого выше и дороже человека, – человека, коему Он уподобился, за которого пострадал, умер и воскрес; что все небо и Царство Небесное есть наследие человека, и кроме него нет больше наследников, коим было бы сказано: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф. 25:34)» [9, 78].

«Ближнего надо тогда еще более любить, когда он согрешает против Бога или против нас, ибо тогда он болен, тогда он в беде душевной, в опасности, тогда-то и надо помилосердствовать и помолиться о нем и приложить к его сердцу целительный пластырь – слово ласки, вразумления, обличения, утешения, прощения, любви. Прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам (Ср.: Кол. 3:13). Все грехи и страсти, брани и свары – суть истинно болезни душевные: так и надо смотреть на них. Или все страсти – пожар души, великий огонь, свирепеющий внутри, огонь, выходящий из адской бездны. Его надо тушить водою любви, которая сильна потушить всякий адский пламень злобы и других страстей. Но горе и беда нам, нашему самолюбию, когда мы будем увеличивать этот пламень новым адским пламенем – своею собственною злобою и раздражительностию и будем, таким образом, помощниками духов злобы (Еф. 6:12), усиливающихся во всякое время производить всякое душевное запаление в бедных людях посредством многоразличных страстей. Мы сами себе снискиваем геенский огонь, и, если не раскаемся и не будем впредь мудрыми на добро, а просты на зло (Рим. 16:19), то осудимся вместе с диаволом и аггелами его на мучение в озере огненном (Ср.: Мф. 25:41; Откр. 21:8). Итак, не позволим победить себя злу, но будем побеждать благим злое (Ср.: Рим. 12:21). Окаянные мы человеки (Ср.: Рим. 7:24)! Как мы доселе не научимся считать всякий грех великою бедою нашей души и сострадать душевно, искренно, с любовию впадающим в такую беду! Для чего не бежим от него, как от яда, как от змеи? Для чего коснеем в нем? Для чего мы и о себе не жалеем, когда подвергаемся какому-либо греху? Для чего не плачем пред Господем, сотворшим нас (Ср.: Пс. 94:6)» [10, 422].

«Когда приходит к тебе прихожанин звать тебя к требе (особенно если к больному для напутствия или к больному младенцу для поспешного Крещения), – иди немедленно, благодушно и с охотою и не отсылай к другому священнику, хотя ты и не очередной, кроме разве тех случаев, когда ты занят другим нужным делом; считай приобретением всякое служение благу ближнего, особенно в духовной его нужде, зная твердо, что ты служишь Самому Христу, – Иже воздаст комуждо по делом его (Ср.: Откр. 22:12). Понеже сотвористе единому сих братии Моих менших, Мне сотвористе (Мф. 25:40), говорит Он, – и если получишь из-за служения ближним болезнь или подвергнешься напасти, обиде или беде, скорби и нужде, считай это за великую милость Господа, Который удостоивает тебя таким образом счастия иметь жребий в числе положивших душу свою за други своя (Ср.: Ин. 15:13) и соответствующей за то награды на небесах (Ср.: Мф. 5:12)» [10, 170].

«Есть странные люди, которые считают священным долгом навестить в болезни чужих, между тем как не считают долгом навестить своих во время их болезни; помогают посторонним бедным и не помогают своим; ласковы к другим и холодны к своим. Что это значит? Что за превращение нравственного порядка? Что за лицемерие? – Апостол говорит: иже о своих, паче же о присных не промышляет, веры отверглся есть и неверного горший есть (1Тим. 5:8). Что значит такое странное поведение? Действие скрытой злобы, что ли, к своим? Привычка ли к ним и, вследствие привычки, пренебрежение ими? – Если злоба, то надо стараться тотчас же искоренить ее из сердца, ибо злоба – свойство диавола и никакой злобный человеконенавистник не имеет достояния в Царстве Христа и Бога. Тебе говорю: злобный! Вырви из сердца злобу к своему или к своим, тебя отревает от них диавольская злоба и боязнь сблизиться с ними сердечно, от души, голосом сердца заговорить с ними: не бойся, приближься к ним, обласкай их от души словом, взглядом, любезностию движений, предложением услуг – и увидишь на деле, как у тебя будет хорошо, мирно, усладительно на душе от такого образа действий вместо прежнего смущения, тяжести, тесноты недовольства собою – это явный знак Божиего к тебе благоволения, как то – неблаговоления. Если же холодность к своим происходит от привычки и пренебрежения: брось негодную привычку, это диавольское обольщение. Человек-христианин всегда образ Божий, всегда член Христов, храм Святаго Духа, всегда бесценное существо, стоящее всякого почтения и попечения. Помяни Христа, говорящего: болен бех, и приидосте ко Мне (Ср.: Мф. 25:36). Видишь: Христос в всяком больном, кто бы он ни был – свой или чужой. А ты пренебрегаешь своего? – Грех тебе!» [10, 494].

«Но именем Божиим умоляю вас, позаботьтесь о наследовании Царствия Небесного, уготованного нам еще прежде, чем сложил Творец этот прекрасный мир, позаботьтесь всеми силами избежать вечной муки, уготованной также от сложения мира диаволу и аггелом его (Ср.: Мф. 25:34, 41), а потом и грешникам нерадивым и нераскаянным. – Ей, уверяем вас Словом Божиим: несомненно будет и блаженство вечное праведных на небесах и мука вечная грешников нераскаянных во аде. Или верьте или хоть не верьте: без вашей веры или неверия все это будет. Если вы неверны, то Бог всегда верен Сам Себе: отрещися бо Себе не может (Ср.: 2Тим. 2:13) и исполнит все, что предсказал» [10, 418].

«Благодарю Тебя, Человеколюбие, яко вчера (18 мая) трижды избавил еси меня, многострастного, от омрачения, скорби, тесноты и запаления злобы и презорства: в первый раз на протоиерея, во второй – на нищих и в третий – тоже на них. Приложил я с верою всеспасительный бальзам имени Твоего к сердцу моему: и оно очистило, прохладило и умиротворило сердце мое; только в первый раз это сделалось скоро и легко, во второй – труднее, в третий же – гораздо труднее, по реченному: се, здрав был еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5:14). – Ох! Окаянный я человек (Рим. 7:24)! Зачем доселе злоба еще живет во мне, зачем не умерла она? – От пресыщения, от гордости, от тайной уверенности, что другие – ничто, грязь, что я лучше и выше других, тогда как на самом деле я хуже всех. Но за что мы нищих презираем? Они же бедствуют из-за жестокосердия нас, богатых, да мы же еще их и презираем. Даем гроши да копейки, а вместе с ними дарим им злобу и презорство свое? Даем гроши да копейки, да за эти гроши и копейки готовы их съесть? Зачем-де торчите тут на глазах, – как будто им и стоять уже нельзя в церкви или паперти? – О, мы самолюбцы окаянные! Еда единый вселиться хотим на земли (Ср.: Ис. 5:8)? – Нет: нищие всегда нужны в обществе, и Господь допускает нищету. Нужны они, да покажем на них христианскую любовь свою, кротость, смирение и щедрость; да познаем из нищеты телесной свою душевную нищету; да познаем, что мы сами ничего не внесли в мир сей и изнести ничего не можем (Ср.: 1Тим. 6:7), – нищие нужны для обличения нашей роскоши и нашего жестокосердия и, наконец – для чего? – Да безответны явимся на Страшном Суде Христовом, да оправдим Бога во словесех Его, да победит Он, внегда судити нас (Ср.: Пс. 50:6), и да скажет Он: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его: взалкахся бо, и не даете Ми ясти: возжадахся, и не напоисте Мене: странен бех, и не введосте Мене (Мф. 25:41–43). Вот будущие судии наши. Не прогневайтесь: они такие же совершенно человеки, как и мы. Нам угодно презирать их, а Богу – праведно угодно возвысить их. – Почто гордимся мы, земля и пепел (Ср.: Быт. 18:27)? – 19 мая 1864 года. Вторник» [11, 168].

«Стыдящимся священнического благословения и крестного знамения. Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий... [Мк. 8:38]; не восхотел благословения, – оно и удалится от него... [Пс. 108:17]; я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира [Гал. 6:14]. Приидите, благословенные Отца Моего... [Мф. 25:34]; идите от Меня, проклятые (отвергавшие благословение) [Мф. 25:41]. Не благословение – так клятва. Если не хотите благословения, то клятву преподать вам? Разве пустая церемония и форма – крестное знамение? О, нет: сила Божия для приемлющих оное с верою. От знаменующихся крестным знамением бежат бесы – а в незнаменующихся они живут, как в своих домах» [12, 198].


 Глава 24Глава 25Глава 26