протоиерей Иоанн Бухарев

Глава 14

Зач. 74. Исцеление И. Христом страдавшего водяною болезнию и: речь Его по этому случаю.

Читается в субботу 1-й недели Великого поста.

1. И бы́сть егдá вни́ти емý в дóм не́коего кня́зя фарисéйска в суббóту хлеб я́сти, и тии бя́ху назирáюще егó.

2. И сé человек некий, имы́й водны́й трýд, бе пред ни́м.

Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.

И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.

Некоего князя фарисейска (одного из начальников фарисейских). О фарисеях чит. в объясн. 7 ст. 3 гл. У фарисеев, как секты, не было собственно должностных лиц, которые заведовали бы делами секты, но это значит, что этот человек или был одним из начальников иудейских, который состоял в фарисейской секте, или по строгости фарисейских правил жизни, положению, учености и т. п. имел большое значение и пользовался почетом и уважением у фарисеев, как напр. Гамалиил, учитель ап. Павла. (Мих.) Бяху назирающе Его (наблюдали за Ним). Иудеи, как известно (чит. в объясн. 14 ст. 13 гл.), покой субботы простирали до того, что считали грехом даже лечить больных в этот день; Иисус же Христос не раз исцелял больных и в субботу, чем были недовольны фарисеи и за что преследовали Его. (чит. тоже в объясн. 14 ст.) А между тем в доме фарисея оказался больной. Имый водный труд (страждущий водяною болезнию), – болезнию, считавшеюся неизлечимою. И вот теперь наблюдали за Иисусом, не исцелит ли Он сего больного. Как предстал пред Господом этот больной, когда по всей вероятности он и ходить не мог, в Евангелии не говорится. Быть может, его принесли, или он не был ли из членов семейства фарисея, в дом которого вошел И. Христос. (Мих ).

3. И отвещáв Иисýс речé к закóнником и фарисéом, глагóля: áще достои́т в суббóту цели́ти?

4. Они́ же умолчáша. И приéм исцели́ егó, и отпусти́.

По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?

Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.

Аще достоит (позволительно ли) в субботу целити (врачевать)? Подобный сему вопрос Иисус Христос предлагал фарисеям пред исцелением сухорукого (6:9), когда тоже наблюдали над Ним, чтобы, как прибавляет евангелист, обвинить Его. Потому Господь и здесь предложил этот вопрос, что видел, что наблюдают за Ним, и конечно с целию, чтобы обвинить. Теперь же, когда фарисеи не могли отвечать (они же умолчаша) на вопрос Христов, они уже не имели права обвинять. Не могли отвечать, конечно, потому, что в самом деле не закон, а только вымышленное предание старцев запрещало лечение больных в субботу (чит. в объясн. 14. ст. 13 гл.).

Лк.14:5. И отвещáв к ни́м речé: котóраго от вáс осéл или́ вóл в студенéц впадéт, и не áбие ли истóргнет егó в дéнь суббóтный?

6. И не возмогóша отвещáти емý к си́м.

При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?

И не могли отвечать Ему на это.

Господь, исцелив больного в субботу, дал фарисеям подобающее назидание, несколько подобное тому, которое Он сделал еще недавно, при исцелении скорченой женщины (ст. 15 и 16 гл. 13). В студенец (колодезь), – так называемую цистерну; у еванг. Матфея, просто, в яму (12:11). У евреев, в их каменистой и скудной потоками и дождями местности, колодцы обыкновенно устраивались таким образом: выдалбливалась более или менее глубокая яма, и во время осенних и зимних дождей в нее собиралась вода, которую и брали отсюда, как у нас берут из ключевого колодца, для употребления. Цистерны не всегда бывали огорожены и, по истощении воды, до новых дождей подолгу стояли пустыми. Поэтому животные легко могли падать в эти цистерны. Господь говорит излишним ревнителям субботнего покоя, что если не запрещается законом в субботу подать помощь в беде животному и освободить его от опасности, то неужели же противно ему подобное действие в отношении к человеку? Также не задолго пред сим, при исцелении скорченной женщины. Господь говорил им подобное: не отвязывает ли каждый из вас своего вола или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? и это не считается грехом против субботы (13:15). Господь говорил так ясно и убедительно. Потому и не могли отвечать (невозмогоша отвещати), т. е. возражать.

Лк.14:7. Глагóлаше же к звáнным при́тчу, обдержя́ (внимая), кáко председáния избирáху, глагóля к ни́м:

Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:

Глаголаше (сказал) притчу – притчу не в собственном смысле, а наставление, назидание (о притчах чит. в объясн. 36 ст. 5 гл.), по поводу того, что отличавшиеся гордостью и честолюбием, фарисеи, садясь за стол, выбирали первые места (/председания избираху. Чит. ст. 6. 23 гл. Еванг. Матфея), т. е места ближайшие к хозяину, который обыкновенно занимал первое, – среднее место стола. (Мих).

Лк.14:8. егдá звáн бýдеши ки́м на брáк, не ся́ди на прéднем месте: едá ктó честнее тебé бýдет звáнных,

Лк.14:9. и пришéд и́же тебé звáвый и óнаго, речéт ти́: дáждь семý место: и тогдá нáчнеши со студóм последнее место держáти.

когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.

На брак, т. е. на пиршество по случаю брака; но здесь разумеется и всякое более или менее торжественное пиршество с званными гостями. Не сяди на преднем месте (не садись на первое место), т. е. вообще на высшее место. Начнеши со студом последнее место держати (со стыдом должен будешь занять последнее место). Стыд понятен в том случае, когда кто по гордости своей самовольно займет высокое место и затем принужден будет в виду всех сойти с него, как незаслуженного им, и уступить его достойному. Последнее место, т. е. вообще низшее того, которое занял было.

О смирении и гордости.

Лк.14:10. Но егдá звáн бýдеши, шéд ся́ди на последнем месте, да егдá прии́дет звáвый тя́, речéт ти́: дрýже, пося́ди вы́ше: тогдá бýдет ти́ слáва пред звáнными с тобóю.

Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,

Будет ти (тебе) слава (честь) пред званными (сидящими) с тобою; так как это будет значить, что ты заслуживаешь высшее место, и тебя ставят выше, почетнее других. В этих словах, конечно, Господь не дает правила, которым гордый человек мог бы пользоваться для удовлетворения своей страсти: ибо что говорится далее? всякий возвышающий и пр.

Лк.14:11. Я́ко вся́к вознося́йся смири́тся, и смиря́яйся вознесéтся.

ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Эти слова повторены Господом при произнесении притчи о смиренном мытаре и гордом фарисее (гл. 18, ст. 9–14). В них заключается весь смысл назидания, т. е. порицание гордости и похвала смирению, – что Господь весьма часто делал, так как гордость есть ужаснейший порок, смирение же – высочайшая добродетель. «И в житейских отношениях, замечает при сем еписк. Михаил, в подобных случаях гордость посрамляется, а смирение возвышается; тем более это будет в нравственном, духовном царстве Мессии, где основной закон – любовь к ближним и необходимая принадлежность таковой любви – смирение.»

Самая лучшая жертва Богу дух сокрушен, сказано царепророком Давидом (Псал. 50:19). «Смирение составляет хранилище всех добродетелей.» «Не спасет иас и подвижничество, если не будет при сем истинного смирения,» учат святые Исаак Сирин и Иоанн Лествичник. Нет порока, который был бы так противен Богу, как гордость, сказано премудрым Сирахом (10:7). От гордости рождается множество грехов: самолюбие, самоослепление, своенравие и упрямство, презрение к другим, страсть осуждать других, дух клеветы, зависть и зложелательство, лицемерие, неблагодарность к Богу, неподчиненность начальству; наконец гордость, есть мать всех ересей», пишет еписк. Платон. (Нравств. Богосл.)

Зач. 75-е.

Читается в понедельник 26-й недели по Пятидесятнице.

Лк.14:12. Глагóлаше же и ко звáвшему егó: егдá сотвори́ши обед или́ вéчерю, не зови́ другóв твои́х, ни брáтии твоея́, ни срóдник твои́х, ни сосед богáтых: едá когдá и тии тя́ тáкожде воззовýт, и бýдет ти́ воздая́ние.

13. Но егдá твори́ши пи́р, зови́ ни́щыя, маломóщныя, хромы́я, слепы́я:

14. и блажéн бýдеши, я́ко не и́мут ти́ чтó воздáти: воздáст же ти́ ся́ в воскрешéние прáведных.

Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.

Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

«На ужине были два разряда возлежащих – звавшие и званные, пишет блаженный Феофилакт. Господь прежде обратился с увещанием к званным, научил их спасительному смиренномудрию, а потом воздает почесть позвавшему Его и отплачивает за угощение увещанием, дабы он не делал угощения из-за какого-либо людского благоволения и не ожидал тотчас воздаяния.» Таким образом Господь после назидания гостям, позванным на обед или вечерю, дает назидание и самим хозяевам: глаголаше (сказал) к звавшему Его. Нужно думать, что у этого, пригласившего И. Христа, начальника фарисеев были на обеде только люди знатные, как и он сам, также родственники и друзья; и больной, которого Иисус Христос исцелил пред обедом, не был оставлен обедать. Господь и воспользовался этим случаем, чтобы сделать назидание. Н e зови другов (друзей) твоих... зови нищия и пр. Этими словами Господь, конечно, не запрещает звать к себе друзей и родственников – не зови не есть полное отрицание, а только ограничение (чит. в объясн. Матф. 6:19. 25:31), – но предохраняет от своекорыстия, которое и в гостеприимстве рассчитывает найти себе выгоду; только учит, что нужно больше благодетельствовать тем, которые не могут нам отплачивать, такие благодеяния будут вознаграждены в воскрешение праведных, учит также не гнушаться бедными и незнатными, как то делали фарисеи. Сущность наставления Христова в этих словах та же, что и в следующих из нагорной Его беседы: если любите любящих вас и если делаете добро тем, которые вам делают добро и пр., – какая вам за то благодарность? (Матф. 6:32–35). В воскрешение праведных, т. е. при всеобщем воскресении и суде Христове (Иоан. 5:28–29. Матф. 25:34–36.).

Лк.14:15. Слы́шав же некий от возлежáщих с ни́м сия́, речé емý: блажéн, и́же снесть обед в цáрствии Бóжии.

Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

Блажен иже снест обед в царствии Божии – т. е. в земном царстве Мессии, так как царство сие нередко Самим Господом изображалось под видом вечери или брачного пиршества, и иудеи представляли его земным царством. Но И. Христос, как бы в ответ на эти слова, предлагает притчу о званных на вечерю, в которой высказывает, что не все будут участвовать в блаженстве Его царства, тем более фарисеи, которые так рассчитывали на него, и в числе коих, быть может, был и сам воскликнувший сказанные слова, а только одни достойные. Это Господь и разъясняет весьма наглядно в притче о званных на вечерю.

Зач. 76-е. Притча о званных на вечерю или ужин.

Читается в 28-ю неделю по Пятидесятнице и в неделю Праотец.

В притче о званных на вечерю или ужин Господь указывает евреям, что Он сначала призывал их в Свое царство, т. е. в Свою церковь на земле и к райскому блаженству на небе (4:43) – но те, вследствие своего неправильного представления о Его царстве, отказались вступить в царство Христово; и тогда Господь призвал в него язычников.

Лк.14:16. О́н же речé емý: человек некий сотвори́ вéчерю вéлию, и звá мнóги:

Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,

Здесь под человеком некиим (одним) разумеется Бог Отец, Творец всего и Господь славы; под вечерею или ужином – царство Мессии или Церковь Христова, как на земле со времени ее основания, – с пришествием Христа Спасителя, Сына Божия для спасения погибшего рода человеческого, так и на небе, со времени второго пришествия Христова для всемирного суда (Матф. 4:17; 22:1–14). Царство Христово уподобляется вечери-пиршеству, потому что на земле оно приготовляет к блаженству, на небе дарует блаженство. Зва многи (звал многих) – сначала собственно евреев, которые были избранным от Бога народом для сохранения истинной Его веры. Звал их чрез данный им закон, чрез посылаемых к ним пророков, чрез Свои Божественные откровения им и чрез различные многообразные Свои действия в истории сего народа. Здесь разумеется ветхозаветное время, – до пришествия Господа на землю.

Лк.14:17. и послá рабá своегó в гóд вéчери рещи́ звáнным: гряди́те, я́ко ужé готóва сýть вся́. и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

В год вечери (когда наступило время ужина), т. е. время царства Христова с Его пришествием на землю (Матф. 4:17). Посла раба своего. Здесь под рабом разумеется Господь И. Христос, Который, как Мессия, в ветхозаветных пророчествах изображался иногда под образом раба Иеговы (Ис. 52:13; 53:2) и Который, будучи Богом, в Своем воплощении принял зрак раба (Филип. 2:4), чтобы послужить искуплению рода человеческого. Господь призывал в Свое Царство из евреев прежде всего их представителей и духовных руководителей, говоря им: приблизилось царство небесное, т. е. ожидаемое вами Царство Мое, царство Мессии (Матф. 4:17), подобно как говорится в притче: идите, ибо уже все готово – готово чрез И. Христа-Искупителя отпущение грехов, общение Духа Св., благодать усыновления, блаженство в царстве небесном (Кирилл Александр.) Идите, т. е. веруйте в Сына Божия, пришедшего спасти человеков кровию Своею, возлюбите Его всем сердцем вашим, последуйте Его учению и примеру, соблюдите Его заповеди и не уклоняйтесь от указанного и устроенного Им пути к царствию Божию.

Лк.14:18. И начáша вкýпе отрицáтися вси́. Пéрвый речé емý: селó купи́х, и и́мам нуждý изы́ти и ви́дети é. Молю́тися, имей мя́ отречéна.

Лк.14:19. И другий речé: супрýг волóв купи́х пя́ть, и грядý искуси́ти и́х: молю́ тя, имей мя́ отречéна.

Лк.14:20. И другий речé: женý поя́х, и сегó рáди не могý приити́.

И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

Начали извиняться (начаша отрицатися), т. е. отказываться от вечери – от участия в царстве Мессии, именно не хотели веровать во Христа, принимать Его учение и сделаться христианами, и – отказываться под разными предлогами, и именно такими, которые все прямо указывали на чрезмерную привязанность к земному, чувственному: село купих (я купил землю); супруг волов купих пять (купил пять пар волов); жену поях (я женился). Хотя сии званные представляют, по-видимому, различные причины отречения своего от вечери, однако главное чувство, побуждающее их к такому недостойному поступку, одно, – именно пристрастие к земным благам мира. «Поле и волы суть знак пристрастия к богатству, а жена указывает на пристрастие к удовольствиям (Евсевий).» Под отказавшимися от вечери можно разуметь и христиан, чрезмерно преданных земному, любящих земные предметы и удовольствия больше Бога: они тоже далеки от Бога и Его царства (Евсев.). А как таковых много среди нас! сколь многие из нас из пристрастия к богатству делают всякие беззакония! сколь многие из пристрастия к чувственности и удовольствиям не знают постов, не блюдут праздничных Богослужений! В частности же этот отказ указывает на то, что представители и руководители евреев, неправильно понимая описания царства Мессии пророками, ждали Мессию, не как Искупителя душ, а как царя земного, который завоюет весь свет и сделает евреев правителями и обогатит. Так учили они и народ.

Лк.14:21. И пришéд рáб тóй поведа господи́ну своемý сия́. Тогдá разгневався дóму влады́ка, речé рабý своемý: изы́ди скóро на распýтия и стóгны грáда, и ни́щыя и бедныя и слепы́я и хромы́я введи́ семо.

И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

Изыди на распутия и стогны града (пойди по улицам и переулкам города) и пр. Это значит, что когда руководители еврейского народа отказались от участия в царстве Мессии, т. е. не слушали Его учения, Христос Спаситель обращается к простому народу. Народ представлен в притче под образом нищих, увечных, хромых и слепых и блуждающих по улицам и переулкам города; это указывает с одной стороны, на низшее положение и бедное состояние народа сравнительно с представителями его, а с другой, на такое же его нравственное состояние: слепота означает его неученость, невежество в учении веры и закона, хромота и увечье указывает на служение его и Богу и вместе миру и греху, бедность – на скудость добрыми делами. Бывшие на распутиях и стогнах означают тех, кои ходили по пространному пути разврата, жили без учения и постановлений. И проповедь среди простого еврейского народа, не то, что среди начальствующих, ученых и богатых: сопровождалась успехами. Так напр, от проповеди ап. Петра после сошествия Св. Духа сразу уверовали около трех тысяч, а затем при исцелении хромого 5000 человек.

Лк.14:22. И речé рáб. Гóсподи, бы́сть я́коже повелел еси́, и ещé место éсть.

Лк.14:23. И речé господи́н к рабý: изы́ди на пути́ и халýги, и убеди́ вни́ти, да напóлнится дóм мóй:

И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

Изыди на пути и халуги (пойди по дорогам и изгородям) и пр. Это указывает на призывание в царство Христово людей, не принадлежавших к избранному еврейскому народу, т. е. на язычников. «Хотя Бог Отец и прежде знал, – пишет св. Златоуст, – что иудеи, призванные к Евангелию, будут вымышлять извинения, но чтобы не оставить им никакого предлога к бесстыдному извинению, послал к ним Единородного Сына Своего, Который из них избрал Матерь Себе, и от них родился по плоти. Когда же они не были достойны, то вместо них призываются язычники». Господь призывал язычников чрез Своих Апостолов, когда пред вознесением Своим сказал им: идите научите есть народы, крестя их и пр. (Матф. 28:19). Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Марк. 16:15). Один из духовных писателей под позванными с путей и изгородей разумеет души, бывшие во аде, которым Сам Спаситель по отложении тела, т. е. после Своей смерти, до воскресения, проповедовал. (Воскр. Чт. год 24).

Лк.14:24. глагóлю бо вáм, я́ко ни еди́н мужéй тех звáнных вкýсит моея́ вéчери: мнóзи бо сýть звáни, мáло же избрáнных.

Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

То есть, никто из неуверовавших во Христа, представителей и руководителей еврейского народа, не будет участвовать в царстве Мессии, все они будут отвергнуты. Мнози бо суть звани, мало же избранных. Это значит, что многих из своих современников и единоплеменников звали в Церковь Христову и Сам Иисус Христос и Его Апостолы, но немногие из них вошли в нее. Затем, многие и из всех прочих народов призывались и призываются ко Христу, но сравнительно немногие принимают Его веру. Да и из самых призванных всегда сравнительно немного истинных христиан. «Для того и написано это, т. е. заключение притчи о званных на вечерю, словами: ни един мужей тех званных вкусит моея вечери (никто из тех званных не вкусит моего ужина), заключает толкование притчи еписк. Евсевий, чтобы угрозы Писания не исполнились на нас самым делом, чтобы не постигло нас оное бесчестие и наказание, но да послужат сии угрозы к наставлению и исправлению нашему и каждый из нас готовым да приступает к небесной вечери (Воскр. Чт. год 24).

Зачало 77. Наставление о самоотвержении. Приточные изречения о готовящемся строить башню, о царе, приготовляющемся к войне, и о соли.

Читается во вторник 26-й недели по Пятидесятнице.

Все это высказано И. Христом после притчи о званых на вечерю, т. е. в царство Его, когда Он увидел многих, желающих туда войти, но не имеющих надлежащей решимости и подвигов, которые требуются для сего.

Лк.14:25. Идя́ху же с ни́м нарóди мнóзи: и обрáщься речé к ни́м:

Лк.14:26. áще ктó грядéт ко мне, и не возненави́дит отцá своегó и мáтерь, и женý, и чáд, и брáтию, и сéстр, ещé же и дýшу свою́, не мóжет мóй бы́ти учени́к:

С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им:

если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;

Грядет (приходит) ко Мне. Это значит тоже, что слова: хощет идти по Мне, во след Мене (за Мною; ст. 27. Марк. 8:34), – т.е. желает быть учеником, последователем Христовым. Не возненавидит отца своего и матерь, у Матфея: любит отца или мать более, нежели Меня (10:37). Эти слова значат, что Господа, как Бога и Спасителя, даровавшего людям вечное спасение, должно любить больше всего на свете, больше самих родителей, детей и пр., так что если бы когда потребовалось, должно жертвовать любовию к ним для любви ко Христу (см. 51–53 ст.). Так поступали св. мученики и подвижники: первые принимали христианскую веру, несмотря на то, что родители и пр. стояли на том, чтобы они оставались в язычестве, вторые оставляли родной дом и удалялись в пустыню. «Повелевает Господь, говорит св. Златоуст, не просто возненавидеть; ибо это совершенно противозаконно: но если кто из них скажет, чтобы ты его любил более, нежели Меня, то в сем случае возненавидь его.» Возненавидет родителей и др., т. е. отрешиться отречься (сл. ст. 33), отстраниться от них, оставить их, разорвать с ними все. Еще же и душу свою (притом – не возненавидит и самой жизни своей). Душа в противоположность духу берется здесь, как начало греховное в человеке (1Кор. 2:14–15). Возненавидеть душу, т. е. возненавидеть греховное начало в себе, как препятствующее человеку творить все доброе, располагающее ко греху, возбуждающее и питающее страсти: должно возненавидеть это начало, т. е. не слушаться его, бороться с ним и подавлять его. «Смотри же, разъясняет блаж. Феофилакт, не соблазнись сим изречением. Ибо человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда только, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра.» Ненависть христианина, пишет один из пастырей, не обнаруживается в тех разрушительных явлениях, которые сопровождают ненависть, внушаемую духом мира; она разрушает только злое, но спасает доброе. Если, по несчастию, христианин должен будет возненавидеть родителей, то он будет ненавидеть в них только врагов Христовых, и притом до тех пор, пока они остаются ими. Он будет противиться их незаконным повелениям, – может быть и обличит их, может быть и удалится и скроется от них из любви к Иисусу Христу, Которого они не любят, но в то же время не опустит возможных и приличных способов обратить их на путь истинный и не усумнится молиться о спасении душ их, о вразумлении и просвещении их свыше, особенно когда их вражда к И. Христу есть следствие каких-нибудь и предрассудков, вражда бессознательная, слепая» (Душ. Чт. 1862 г).

Лк.14:27. и и́же не нóсит крестá своегó и вслед менé грядéт, не мóжет мóй бы́ти учени́к. и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником.

Не носит креста своего. Носить крест значит быть готовым на тяжкие страдания и даже самую смерть для спасения своего. Выражение это берется от обычая, по которому осужденные на крестную смерть сами должны были нести крест до места казни. Так нес Свой крест Христос Спаситель. Таким образом во всех указанных словах Спасителя содержится наставление о самоотвержении, необходимом для Его последователей, – необходимом для спасения души. Это наставление Господь подтверждает приточными изречениями, взятыми из обыденной жизни: 1) о желающем строить башню (23–30 ст.), 2) о войне между двумя царями (31–32) и 3) о соли (34–35).

Лк.14:28. Ктó бо от вáс, хотя́й стóлп создáти, не прéжде ли сед расчтéт имение, áще и́мать, éже éсть на совершéние,

Лк.14:29. да не, когдá положи́т основáние и не возмóжет соверши́ти, вси́ ви́дящии начнýт ругáтися емý,

Лк.14:30. глагóлюще, я́ко сéй человек начáт здáти и не мóже соверши́ти.

Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее,

дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,

говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?

Столп создати (построить башню), – вообще большое и хорошее здание. Быть может, образ взят от строения Вавилонской башни (Быт. 11 гл.). Разчтет имение, аще имат, еже есть на совершение (не вычислит издержек, имеет ли он что нужно для совершения ее). Смысл этих слов понятен, т. е. предварительно обдумает, сообразит, имеет ли он средства, достаточные для того, чтобы произвести постройку. Иначе, начав дело без достаточных средств и не окончив его, может подвергнуться осмеянию. Подобным образом и всякий последователь Христов должен постараться запастись трудным подвигом самоотвержения, (о котором Господь говорил выше, (ст. 26) и повторяет ниже (ст. 38): иначе он не может быть достойным Его учеником. Св. Григорий Двоеслов, применяя слова Христовы к христианскому смирению, говорит: «Если мы желаем построить столп смирения, то должны наперед приготовить себя к неприятностям века сего» (Сборн. Барс.).

Лк.14:31. Или́ кий цáрь иды́й ко инóму царю́ сни́тися с ни́м на брáнь, не сед ли прéжде совещавáет, áще си́лен éсть срести с десятию́ ты́сящ грядýщаго со двемáдесятма ты́сящама нáнь?

Лк.14:32. А́ще ли же ни́, ещé далéче емý сýщу, молéние послáв мóлится о смирéнии.

Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?

Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире.

Смысл приточного изречения о царе, желающем воевать, тот же, что и о человеке, желающем построить здание, т. е. что последователь Христов, чтобы быть достойным звания сего, должен иметь духовные средства к тому, из которых первое – самоотвержение: иначе он может подвергнуться поражению со стороны врагов духовных, каковы мир, плоть и диавол, и не достигнуть спасения. Прекрасно поучает св. Григорий Двоеслов по поводу сего изречения Спасителя: «Грядет с двумя против одного Тот, Кто будет вместе за дела и помышления судить нас. Что надобно нам делать? Пошлем к Нему посольство – слезы наши, дела милосердия, возложим на алтарь Его жертвы умилостивления, сознаемся, что не можем на суде состязаться с Ним, помыслим о могуществе Его и будем умолять о даровании нам мира. Вот в чем состоит посольство, которое умилостивляет грядущего Царя! Подумайте, братие, как благоснисходительно то, что Могущий стеснить нас Своим пришествием, медлит этим пришествием. Пошлем же к Нему, как мы сказали, посольство со слезами, дарами и священными жертвами» (Сбор. Барс.).

Лк.14:33. Тáко ýбо вся́к от вáс, и́же не отречéтся всегó своегó имения, не мóжет бы́ти мóй учени́к.

Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.

Не отречется всего своего имения (не отрешится от всего, что имеет) – мысль та же, что и выше в словах: не возненавидит отца своего и матерь и пр. Т. е. ученику Христову должно отрешиться от всего, что может препятствовать истинному следованию его за Христом, будут ли то кровные привязанности, или греховные стремления души, страсти, или земные предметы и т. п.

Лк.14:34. Добрó éсть сóль: áще же сóль обуя́ет, чи́м осоли́тся?

Лк.14:35. Ни в зéмлю, ни в гнóй потрéбна éсть: вóн изсы́плют ю́. Имеяй ýшы слы́шати, да слы́шит.

Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?

ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Приточное Христово изречение о соли есть и у еванг. Матфея (5:13) и Марка (9:50). Соль имеет свойство предохранять от порчи съедомые предметы и делать пищу здоровою и приятною; но она может и испортиться – потерять свою полезную силу, и тогда делается совершенно негодною ни к чему, – даже и для земли и для навоза не принесет пользы, и ее в таком случае бросают, как ни к чему негодную (ни в землю, ни в гной – навоз – потребна есть; вон изсыплют ю – (выбрасывают ее). Что соль для пищи, то самоотвержение для христианина: без самоотвержения христианин не может быть истинным последователем Христовым. И здесь смысл притчи о соли тот же, что выше о строителе башни и о царе. У еванг. Матфея Господь говорит, обращаясь к Своим ученикам: вы – соль земли; это значит: вы своею жизнию и делами – своим примером должны предохранять мир от нравственной порчи, т. е. от заблуждений и пороков, противодействовать распространению растлевающих мудрований и обычаев – и содействовать его нравственному здоровью, т. е. развивать и укреплять в нем добрые понятия, и возбуждать к доброй деятельности. Аще соль обуяет (потеряет силу) и пр. Это значит: если бы случилось так, что вы – Мои ученики и нравственный пример во вселенной – потеряли бы нравственную силу и влияние на мир, то кто же тогда может иметь эту силу и влияние? Что будет и с вами самими в таком случае? Вы тогда и сами погибнете, как соль, которая, потеряв силу, была бы выброшена. Епископ Феофан так поучает по поводу изречения Господня о соли: «Просвещение действует как соль, когда оно исполнено начал и элементов учения Господня, когда само состоит в ученичестве у Господа; а коль скоро оно отступает от этого направления, и, вместо уроков Господних, усвояет себе чуждые учения, тогда оно обуевает само и становится непотребным, само заражается гнилостию заблуждения и лжи и начинает действовать уже не целительно, а заразительно. История подтвердила и подтверждает это повседневными опытами» (сбор. Барс.). Имеяй уши слышати и пр. Это – изречение, которое Господь употреблял нередко, когда нужно было обратить особенное внимание на какое-либо Его учение (см. 8 ст. 8 гл.).


Вам может быть интересно:

1. Толкование на Евангелие от Луки – Глава 15 протоиерей Иоанн Бухарев 41,3K 

2. Толкование на Евангелие от Луки – Глава 13 протоиерей Иоанн Бухарев 41,3K 

3. Толкование на Евангелие от Луки – Глава 14 епископ Михаил (Лузин) 54,3K 

4. Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. Часть 2 – Толкование на Евангелие от Луки в неделю двадцать восьмую (Лк.14:16–24) архиепископ Никифор (Феотокис) 63,7K 

5. Сорок бесед на Евангелия – Беседа 37 святитель Григорий Великий (Двоеслов) 117,5K 

6. Руководство к изучению Нового Завета. Евангелие – Третья Пасха профессор Александр Васильевич Иванов 156,4K 

7. Толкование на Евангелие от Луки – Глава 13 епископ Михаил (Лузин) 54,3K 

8. Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. Часть 2 – Толкование на Евангелие от Луки в неделю двадцать девятую (Лк.17:12–19) архиепископ Никифор (Феотокис) 63,7K 

9. Толкование на Евангелие от Луки – Глава 14 профессор Александр Павлович Лопухин 354,9K 

10. Руководство к изучению Нового Завета. Евангелие – Вторая Пасха профессор Александр Васильевич Иванов 156,4K 

Комментарии для сайта Cackle