Иван Кузьмич Кондратьев

Сведения для приезжающих на Валаам богомольцев.

1. Путь на Валаам.

Самый удобный путь на Валаам лежит через Петербург, от которого монастырь отстоит более чем на 200 вёрст. Начиная с половины мая и до конца сентября каждое лето большие и хорошо приспособленные для перевозки богомольцев пароходы делают рейсы между Петербургом и Валаамом и обратно. Для этой цели имеются на берегу Невы две пристани: одна, принадлежащая Финляндскому акционерному Обществу, позади Смольного монастыря, и другая, немного повыше первой, у Малоохтенского перевоза, против часовни Валаамского монастыря. Цена за проезд в один конец на всех пароходах одинаковая, а именно: каюта 5 р. 50 к., І-й класс–4 р., II-й класс–3 р., III-й класс– 2 р. Те же цены и на возвратном пути. На пароходах имеются пищевые припасы по умеренным ценам. По пути пароходы останавливаются на полчаса в Шлиссельбурге и к ночи приходят в Коневец. На следующий день, часов в 12 дня, пароходы приходят к Валааму.

Рейсы свои пароходы совершают с замечательною правильностью, причём и самый путь их чрезвычайно приятен. Подымаясь 60 вёрст по Неве до Шлиссельбурга, они проходят мимо живописных берегов этой красивой реки; затем вступают в обширное Ладожское озеро, держась ближе Финляндского берега. Вёрст за пять до обители, когда пароход несется мимо островов, зрителю в величественной картине рисуются их высокие скалы и холмы, покрытые лесом. При въезде в Монастырский залив, на правой (западной) стороне пред взорами зрителя находится высокая и крутая гора мыса Скитского острова, покрытая довольно рослым лесом, а на лавой стороне он видит небольшой Никольский остров и на нём легкой архитектуры и изящной отделки храм славного на морях покровителя и чудотворца Святителя Николая, который с наружных западных дверей храма, в резном виде, десницею благословляет всех проходящих, с врою совершающих на себе крестное знамение. Храм этот стоить на открытой вершине скалы. Миновав церковь св. Николая, пароход проходит совершенно подле каменной горы Скитского острова. Левый берег залива от Никольского острова начинается почти голою скалою, по мере же приближения парохода к Валаамской обители выступают и её здания. Сперва из-под вершин вековых сосен, елей и клёнов, растущих на возвышенном косогоре, виднеются только одни главы святых храмов; потом показываются здания водоподъемной машины и часть келий, расположенных на западной стороне внешнего монастырского четырёхугольника. Поравнявшись же с монастырём, зритель видит невыразимо величественную картину: совершенно отвесную, шестнадцатисаженной высоты скалу, и у подошвы её тщательно разведенный фруктовый сад28.

2. Монастырское гостеприимство.

Валаамская обитель, в силу окружающей её природы, в течение трёх четвертей года редко видит русских посетителей. Единственными её гостями тогда бывают бедные жители окрестных берегов Ладожского озера, которые, впрочем, как ближайшие соседи, посещают ее круглый год. Число этих посетителей в течение года восходит до семи и до восьми тысяч. Они находят приют в странноприимном доме, получая все необходимое и помощь в виде одежды, денег и в случае болезни лекарств. Особенно значительное стечение окрестных жителей в монастырь издавна бывает на день Благовещения Пресвятой Богородицы и на праздник св. ап. Петра и Павла. На первый праздник их бывает до 1000, а во второй–до 4000 человек.

С открытием водяного сообщения по Ладожскому озеру, во второй половине мая, пароходы начинают доставлять православных богомольцев из Петербурга в монастырь.

Для прибывших посетителей отводятся приличные и удобные помещения в каменном гостином доме. Прислуживают там им монастырские братия. К ужину и к обеду мужчины приглашаются в общую монастырскую трапезу; для женского пола устроена особая общая трапеза в гостинице. Целые семейства могут получать кушанья и в келью.

По приезде в монастырь, гости считают первым долгом немедленно посетить о. настоятеля в его кельях и получить от него благословение.

После краткого отдохновения, обыкновенно, приглашают богомольцев посетить Никольский скит, ближайший к обители. На другой же день, в воскресенье, после трапезы, всем приезжим предлагается объезд дальних скитов, для каковой цели служит монастырский пароход „Валамо“, ведущий на буксире две или три большие лодки, наполненные богомольцами. Этот же пароход возит богомольцев на Святой и Ильинский острова. Управляет им монастырская братия. Этот небольшой пароход много делает услуг для монастыря, неутомимо работая для него день и ночь29. В Монастырском заливе устроены две каменные пристани; одна для приставания пассажиров, другая –для выгрузки кладей.

Под Святыми Воротами предлагаются посетителям кипарисные крестики и образки работы братии, образки на финифти, литографированные и фотографические изображения Валаамских угодников и служба им, книжки описаний монастыря, виды местностей острова Валаама и литографированные виды обители и её скиты.

Особенно большое стечение посетителей (русских) бывает в дни постов св. Апостолов и Успения Пресвятой Богородицы. Тогда многие из них остаются в тихой пустыне, чтобы собрать свои мысли, очистить сердце покаянием и сподобиться причащения Св. Христовых Таин. Всем такого рода гостям в те дни подается в трапезе постная пища без масла.

Много бывает также богомольцев в скитский праздник Всех Святых, в день соборного празднования Боголепного Преображения Господня, в день памяти св. ап. Петра и Павла и в день памяти перенесения мощей преподобных отцов наших Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

Всех посетителей (русских) в течение года бывает в обители насколько тысяч человек.

При отправлении из монастыря, гости берут благословение у о. настоятеля на благополучное возвращение домой. Некоторые из них тогда же изъявляют желание остаться в обители до следующего парохода поговеть. Со всеми ласково беседует о. игумен, каждому – бедному и богатому – даёт в благословение: кому образок, кому просфору, кому книжку, кому что-либо другое; всем выражает свое сердечное удовольствие за душеполезный труд их в посещении святого места.

Напутствуемые благословением, гости оставляют обитель.

3. Монастырские правила для приезжающих.

Не требуя никакого вознаграждения за своё гостеприимство, предоставляя это вознаграждение совести, усердию и средствам каждого богомольца, Валаамский монастырь, с своей стороны, желает только, чтобы богомольцы, живя в монастыре, соблюдали следующие правила монастырского благочиния.

1. Без особенного благословения не ходить в лес, в пустыни, скиты, в монастырские кельи. Из живущих в монастыре никого не принимать к себе в кельи, им не давать и от них ничего не брать, ни под каким предлогом.

2. Не оказывать никому здесь частных благотворений, а доброхотное свое приношение полагать в общую кружку на пользу св. обители, так как, по правилам общежития, никто из живущих в монастыре не имеет права приобретать отдельной собственности.

3. Привозимые в монастырь письма и посылки на имя проживающих в нём отдавать монастырскому начальству, для передачи по принадлежности.

4. Не стрелять на острове из огнестрельных орудий, не бить зверей, птиц, не ловить рыбы, не портить лесу и не курить табаку.

5. Ничего не писать на стенах и на стёклах гостиного дома и не бросать огня на удобосгораемые вещи.

Правила эти выставлены для сведения богомольцев у пароходной пристани и в самой гостинице.

4. Монастырская гостиница.

Гостиница находится к юго-востоку от монастыря, в двадцати саженях. Она построена на возвышенном месте, каменная, оштукатуренная о двух этажах с мезонином и украшена во фронтоне иконою преподобных отцов Сергия и Германа, а также увенчана гранитным крестом. Построена гостиница на счёт благотворителей при игумене Дамаскине. Построенное здание заключает около ста номеров, снабжённых приличною мебелью. Коридоры хорошо освещены и выстланы плитою; лестницы также плитные; особенно хороша широкая лестница, ведущая с просторной площадки сеней из первого этажа во второй. В 1874 г. гостиница еще увеличена: к ней пристроены здания флигеля, двухэтажные, на протяжении 40 саж., где помещается еще до 100 номеров. Тут же помещаются две трапезные для женщин на 200 человек, ретирады с водопроводами, бани для богомольцев и проч. хозяйственные удобства. Главная гостиница построена была в 1850 г. Всем посетителям прислуживает монастырская братия. Гостиницею заведует монах. Вход в гостиницу с западной стороны открывает каменный с колоннами портик.

5. Монастырский странноприимный дом.

Находится к юго-западу от гостиницы, построен в 1856 г. Здание это каменное, оштукатуренное, о двух этажах с мезонином. Фронтон здания украшен образом Валаамских чудотворцев. Внутри по обеим сторонам коридоров размещены большие и светлые кельи, снабжённые необходимою мебелью. За порядком в здании прислуживает монах. Здание служит для помещения нищих и вообще бедных береговых жителей, приезжающих по надобностям в монастырь.

* * *

28

Пароходы, обыкновенно, отходя из Петербурга в пятницу, в 9 ч. утра, приходят на Валаам в субботу в полдень, и обратно отправляются в понедельник после полудня.

29

Пароход куплен Ф. И. Тюменевым за 4000 р. и пожертвован монастырю в 1870 г. Длина его 8 саж. ширина 2,5 саж., машина в 8 сил.


Источник: Сост. И. К. Кондратьев. Издание И. А. Морозова. Москва. Типография Вильде, Малая Кисловка, собственный дом. 1896. От Московского Духовно — Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, 26 июня 1896 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle