В
Ваал
Ваал (евр. господин) – имя главного божества ханаанского, в идолопоклонство которому уклонялись нередко и евреи. (Ос.13:1).
Вавилон
Вавилон (евр. смешение) – главный город вавилонского царства, расположенный на реки Евфрате. Город этот основан был Немвродом, внуком Ноевым (Быт.40:4–10), украшен Семирамидою и потом Никотриссою, женою Навуходоносора. Замечателен был своею величиною (около 104 в. в окружности), стенами, башнями и так называемыми садами Семирамиды. Он разрушен в 539 г. до Р. Хр. Киром, царем персидским и потом Дарием Гистаспом. Ныне это груды развалин, в которых ученые откапывают сосуды, оружие, целые стены домов, покрытые нередко надписями и т. п. Теперь это место известно под именем Ирак-Араби и принадлежит к Багдадскому пошалыку.
Ваиа
Ваиа – ветви финиковые, или палестинской ивы. С этими ветвями, по свидетельству евангелистов, народ иудейский встречал Иисуса Христа, когда Он, за пять дней до Своей крестной смерти, входил в Иерусалим (Ин.12:12, 13). В воспоминание этого торжественного события в земной жизни Спасителя, церковь издревле назвала шестой воскресный день Четыредесятницы или Великого поста, неделею Ваий, а христиане имеют обыкновение на утрени этого воскресенья держать в руках финиковые ветви, или, за неимением их, вербу; поэтому у нас неделя Ваий называется еще вербным воскресением, которое, как торжества, не полагается в число дней Четыредесятницы.
Валтасар
Валтасар (халд. жрец Ваала). Так, по приказанию Навуходоносора, назван был пр. Даниил, при избрании его, вместе с другими тремя отроками, к царскому двору (Дан.4:5), Также назывался и тот царь вавилонский (внук Навуходоносора), которого историк Геродот называет Лабинитом и при котором Вавилон был взят Киром, царем персидским. (Дан.5).
Вама
Вама – вам двоим.
Варух
Варух (евр. благословенный) – происходил из знатного рода, был учеником пр. Иеремии и писцом ero пророчеств. Книгу свою пр. Варух написал по смерти Иеремии в Вавилоне, где и умер. Книга пр. Варуха считается за одну с книгой пр. Иеремии, потому что она написана с тою же целью и о том же предмете, как и книга пр. Иеремии. Варух написал свою книгу к оставшимся в Палестине иудеям, чтобы склонить их к покаянию, к сознанию или своей неверности Богу, в которой одна причина всех бедствий, и чтобы утешить бедствующих соотечественников своих молитвенным обещанием освобождения от бедствий плена и спасения, для совершения которого придет сам Бог. Всех глав в книге пророка Варуха пять. Особенного внимания в ней достойна 3-я глава.
Варяти
Варяти – предварять, вперед идти.
Вар
Вар (слав). зной солнечный. Вар (сир.) – сын.
Васан
Васан (евр. богатая лесом) – плодоносная местность, занимавшая северную часть Восточно-Иорданской области. (Пс.67:38. Зах.11:2).
Василиск
Василиск. Древние писатели представляли под именем василиска небольшого, крылатого дракона или змею с короною на голове, и полагали, что это животное одним взглядом или выдыхаемым из себя воздухом убивает человека и разных животных; само же истребляется, увидев себя в зеркале. Ныне это совершенно безвредная ящерица, живущая на деревьях и питающаяся зернами, листьями и насекомыми; любит также и воду, в которую она бросается с деревьев стремглав.
Ведение
Ведение – такой способ получения Божественных откровений, когда люди созерцают. Божественные образы в картины, находясь в бодрственном состоянии, но отличном от обыкновенного (Ис.2:1 и др.) Объясняющий это слово пример в Деян.10:9–16 о видение св. Петра.
Веельзевул
Веельзевул – имя финикийского божества, упоминаемое часто в Библии. По еврейскому правописанию оно выговаривается баал-зебуб, что значит собственно «бог мух». В Новом Завете Веельзевул называется «князем бесовским» (Лк.11:15). Такое значение сохраняет это слово и доныне в языке церковном.
Веельфегор
Веельфегор, по евр. Баал-Пеор, бог моавитян, принадлежавший к сиро-финикийской мифологии. Само имя его, созвучное во второй половине с греческим Приапом, показывает значение и характер воздаваемого ему служения: это было грубое и неистовое сладострастие. Во время странствования своего в пустыне, израильтяне, покланясь Веельфегору, осквернились со дщерями моавлими (Чис.25:3–8).
Везеково видение
Везеково видение (евр., в русск. перев. – как сверкает молния). Везек непереводимое еврейское слово, означающее молнию.
Веирий
Велеречить
Велеречить – хвастать, гордиться, хвастливо говорить.
Вельми
Вельми – весьма.
Вем
Вем – я знаю, веси – ты знаешь; весть – он знает, она знает; вемы – мы знаем; весте – вы знаете; веста – вы двое знаете.
Вениамин
Вениамин (евр. сын десницы – любимый). Так назывался 12-й и последний сын патриарха Иакова, родившийся уже по возвращении его в Палестину, близ Вифлеема (около 1738 г. до Р. Хр.) Рождение Вениамина стоило жизни его матери, Рахили, любезнейшей супруге Иакова. Умирающая мать назвала его Бен-Они – сын болезни; но отец переменил это имя в Бен-Ямин и – сын десницы. При благословении детей, Иаков назвал Вениамина «волком хищником», предрекая тем бурный и мятежный характер его потомства. Вениамин имел трех сыновей до переселения в Египет и двух по переселении. Из его потомства был Саул, первый царь еврейского народа. По имени Вениамина названо и его колено. По разделении еврейского царства на два, Вениаминово колено вышло в состав иудейского царства.
Верв зиждущих
Верв зиждущих. По мнению одних, землемерная веревка, равнявшаяся 4 арш.; но более вероятно предположение, что этим именам назывался отвес, употреблявшийся при постройках для определения уклона, посредством шнура с привешенной к нему тяжестью (Иез.40:3).
Вереи ее заклепи вечнии
Вереи ее заклепи вечнии, т. е. – запоры ее (земли) на век (навсегда) преградою стали мне. Запорами земли пр. Иона называет (Ион.2:7), подводные морские скалы, к которым спустился пророк, когда брошен был с корабля, и которые служат как бы преградою морю.
Верея
Верея – дверь.
Вержение
Вержение – бросание. На вержение камня Христос отступи, т. е. отошел от своих учеников на такое пространство, на какое можно бросить камень руками (Лк.22:41).
Вериги
Вериги – собственно железные оковы, узы, цепь, которую накладывают преступникам на ноги или на руки. Но в этом смысле вериги ныне уже не употребляются, а под ними разумеется в церковных книгах цепь или согнутая обручем железная полоса, которую произвольно, но тайно накладывают на голое тело некоторые подвижники и постники для умерщвления плоти, и весьма редко их снимают.
Вертеп
Вертеп – пещера, яка в земле на подобие печи.
Вертоградар
Вертоградар – садовник.
Верт
Верт – сад, вертоград.
Весь
Весь – деревня, селение, слобода.
Взыти на камень
Взыти на камень – оборот речи синонимический с оборотом: стоять на страже.
Видение главы
Видение главы – образы и картины будущего, измышляемые собственным умом – думы, гадания (Дан.2:28).
Виссон
Виссон – чистая, дорогая одежда желтоватого цвета.
Вифлеем
Вифлеем. Небольшой городок в колене иудином, в 10 в. к югу от Иерусалима. С евр. имя это значит: дом хлеба, каковое название дано было этому городку по причине необыкновенного плодородия почвы. Тоже значение имеет и слово: Ефрафов (плодоносное поле), которое в Мих.5:1 стоит рядом с словом Вифлеем, как другое имя этого города, известное еще во времена Иакова (Быт.35:16–19). Вифлеем Ефрафов должно отличать от Вифлеема галилейского (Нав.19:15). В нем родился царь Давид (1Цар.17:12), почему он также называется городом Давидовым (Лк.2:4). Здесь же родился и Господь наш Иисус Христос. (Мф.2:1–6), как предсказал об этом пр. Михей (Мих.5:1–5). На месте рождения Спасителя существует в настоящее время христианский храм.
Влаятися
Влаятися – волноваться, колебаться.
Влепоту
Влепоту – пристойно, достойно.
Вмале
Вмале – вскоре, немного спустя.
Внегда
Внегда – в то время, когда.
Внемшийся
Внемшийся – загоревшийся, дымящийся.
Внушити
Внушити – внимать, внимательно выслушивать. Глагол усиливающий значение глагола: слышать (Ис.1:2).
Вняти
Вняти – внимать, обращать внимание, т. е. не только внимательно выслушать (внушити), а и после того крепко держать в своей памяти. (Ис.1:10).
Во веки живи
Во веки живи – обычное на древнем Востоке благожелательное приветствие царю (Дан.2:4).
Во еже
Во еже – чтобы.
Воздеяние
Воздеяние, воздвижение – поднятие вверх.
Вои
Вои – воины.
Воинство небесное
Воинство небесное. Этим именем в Писании называются солнце, луна и прочие светила на тверди небесной, как исполняющие волю Божию и окружающие престол Божий (Ос.13:4). Этим же именем называются ангелы, которые в Быт.1:1 названы небом.
Волна
Волна – руно, шерсть, шерстяная ткань (Ис.1:18).
Волхв
Волхв – гадатель, мудрец. Этим именем назывались мудрецы, изучавшие тайные силы природы и особенно звезд, и гадавшие о судьбе людской, в Вавилоне и Персии принадлежавшие к сословию жрецов и бывшие советниками царей. Между ними особенно славились халдеи (по происхождению).
Волчец
Волчец – колючая трава, чертополох.
Восшедший на запады
Восшедший на запады. Запад страна, в которую восшедшим представляется Господ, а предмет, на который восшел Он. Это – сумрак облаков (которые в Палестине шли больше с запада – с моря) – облако, бывшее над ковчегом Завета, на котором таинственно присутствовал Сам Бог (См. Исх. 40:35). Пс.67:5.
В онь
В онь – в него.
Вотще
Вотще – напрасно, бездельно, бесплодно (Авв.2:3).
Вретище
Вретище – веретье, реднина, одежда из толстой и грубой ткани, каковую древние имели обычай носить в дни и для выражения печали покаяния (Дан.2:3).
Вскую
Вскую – зачем, для чего, из-за чего?
Всуе
Всуе – тщетно, напрасно. Отличается от вотще тем, что в слове вотще имеется в виду бесплодность чего-либо, в слове всуе – нравственная безрассудность и пустота.
Вспять
Вспять – назад.
Выну
Выну – всегда.
Выспрь
Выспрь – вверх.
Выя
Выя – шея.
Вящший
Вящший – лучший.