Азбука веры Православная библиотека профессор Иван Николаевич Корсунский Протоиерей А. А. Лебедев (Почетный член Московской Духовной Академии)

Протоиерей А. А. Лебедев (Почетный член Московской Духовной Академии)

Источник

Скончавшийся 23 марта сего года в 9 3/4 ч. утра, после и длительной болезни (перерождения и паралича сердца), настоятель Казанского собора в Петербурге; член Учебного Комитета, при Святейшем Синоде, почетный и действительный член многих обществ и учреждений, протоиерей Александр Алексеевич Лебедев особенно должен быть близок Московской Духовной Академии и по рождению, и по воспитанию, и но другим обстоятельствам.

Почивший отец Протоиерей родился в 1833 году. Родитель его Алексей Иванович был довольно долгое время (с 5 марта 1835 и по 5 июля 1848 года) священником при Вознесенской, в Сергиевом Посаде церкви и затем, по возведении в сан протоиерея, в Хотьковом монастыре был благочинным и умер в 1878 году 76-ти лет (погребен в Хотьковом монастыре). При таких обстоятельствах и А. Л. Лебедев в 1846 году поступил для образования в находящуюся близь Сергиева Посада Вифанскую духовную семинарию, где в 1854 году кончил курс четвертым по списку студентом1 и в том же году, с другими лучшими из своих товарищей2, поступил, для высшего образования, в Московскую Духовную Академию.

В академии он также старательно проходил курс учения и в 1858 году получил от неё ученую степень кандидата Богословия. По окончании академического курса Александр Алексеевич, обладая представительною наружностью и хорошим голосом, поступил во диакона в Екатерининской церкви, в Екатерингофе, в Петербурге. Затем в 1864 году он рукоположен был во священника и назначен законоучителем Штурманского училища в Кронштадте, в этом училище он, сверх того, преподавал русскую словесность, которую още в период своего образования особенно любил и хорошо знал3. В 1870 году отец Александр, как получивший уже известность своими учено-литературными трудами и как опытный педагог, перемещен быль в Петербург на должность законоучителя первой классической гимназии. С построением русской церкви в Праге (в Богемии), Александр Алексеевич, возведенный в 1874 году в сан протоиерея, по избранию Славянского Комитета, быль назначен настоятелем сей церкви в Праге и там прослужил около восьми лет; причем, с наступлением летнего времени, обыкновенно переселялся из Праги в Карлсбад, для священно служения в местной православной церкви, посещаемой приезжавшими на лето в Карлсбад для лечения русскими. В бытность свою в Праге, А. А. Лебедев всегда с истинно русским гостеприимством и радушием относился к приезжавшим туда своим соотечественникам и, как человек широко образованный, оказывал им всевозможное содействие к ознакомлению с местными достопримечательностями и памятниками древней письменности. С таким предупредительным вниманием отнесся он в самом начале своего пребывания в Прагу, между прочим, к приезжавшему туда в то время, в видах приготовления к профессорскому званию по кафедре русского языка и славянских наречий, ныне ординарному профессору Московской духовной академии гр. Александ. Воскресенскому.

Будучи за границей в близком соприкосновении с римским католицизмом и его представителями, отец Александр не мог не ознакомиться ближе и основательнее прежнего с его учением, а как воспитанный в строгих началах православия не мог не выступить на борьбу с ним в пользу православия. К этому именно времени относится его серьезный ученый полемический труд, под заглавием: «Разности церквей восточной и западной в учении о Пресвятой Деве Марии Богородице. По поводу латинского догмата о непорочном зачатии». Варшава, 1881. Этот труд А. А-ч представил в воспитавшую его академию на соискание степени магистра богословия. Но так как ему, для получения степени магистра, нужно было, кроме того, выдержать н устные экзамены по предметам прежнего академического устава (1814 года), то он, должно быть, для сего приехал в Россию. Тогда он в 1882 году совсем покинул Австро-Венгрию и переселился в Россию. Успешно сдав устные экзамены и получив одобрительные отзывы от наставников академии за свое помянутое сейчас сочинение, А. А. Лебедев в том же 1882 году быть удостоен советом Московской Духовной Академии и утвержден Св. Синодом в степени магистра4. По возвращении из-за границы А. А-ч первоначально занял место приходского священника при церкви Вознесения, что на Вознесенском проспекте, в Петербурге. Но вот в 1883 году скончался настоятель Казанского собора в Петербурге, протоиерей А. П. Булгаков, и А. А. Лебедев призван быль занять его место. Новое, почетное среди столичного духовенства петербургского положение дало возможность отцу Александру проявить свои разносторонние способности и разнообразную, и полезную пастырскую и церковно-общественную деятельность. Так, он с 24 марта 1883 года, состоял членом учебного комитета при Святейшем Синоде, быль старшим попечителем Епархиального попечительства, председателем совета благотворительного приходского общества, членом совета Славянского благотворительного общества (прежнего Славянского комитета), членом Палестинского и других обществ. В 1887 году Московская Духовная Академия избрала его в свои почетные члены. По болезни бывшего председателя учебного комитета при Св. Синоде протоиерея А. И. Парвова5, А. А. Лебедев неоднократно исправлял его должность, а в 1896 году, во время пребывания Святейшего Синода в Москве; по случаю Коронации, назначен быть присутствующим во временно образованной С.-Петербургской Святейшего Синода конторе.

За свои заслуги Церкви, отечеству и просвещению А. А. Лебедев удостоен был высших, возможных в его положении, наград; имел ордена св. Анны 2 ст. , св. Владимира З ст., палицу и наперсный крест из Кабинета Его Величества, а в прошедшем 1897 году 6 мая Высочайше пожалован быль митрою. Кроме того, за свои заслуги славянству6, имел орден князя Черногорского Даниила I-го 2 степени со звездою и сербский орден св. Саввы 2 ст. со звездою. В 1894 году, по случаю исполнившегося десятилетия настоятельства почившего отца протоиерея в Казанском соборе, прихожане поднесли ему золотой, осыпанный бриллиантами, наперсный крест. Поднесение сопровождено было адресом, написанным в самых теплых выражениях, обнаруживших глубокое уважение и любовь прихожан к нему, вполне ценивших его ревностное и благопопечительное о храме7 служение пастырское.

Если же так высоко оценено было десятилетнее служение протоиерея А. А. Лебедева в должности настоятеля Казанского собора в Петербурге, то, что сказать о целом, почти сорокалетнем его служении церкви и отечеству?

Мы кратко обозрели различные виды этого служения его на различных местах, но мало обращали внимание на его учено-литературную деятельность. Рассмотрим теперь и ее.

Широта натуры и стремлений почившего о. протоиерея к деятельности вообще соответствовала и широте его литературной деятельности, к которой хорошею подготовкою он обладал еще со школьной скамьи, как со стороны начитанности, так и со стороны умения дать надлежащую постановку любому предмету рассуждения.

Все учено-литературные труды о. А. А. Лебедева можно разделить на а) популярные, общеназидательные; б) учебные; в) критико-библиографические и г) ученые собственно, если не говорить и о проповедях его.

К числу популярных относятся, как многие статьи, помещенные в духовном журнале: «Странник», так и отдельно изданная в первый раз еще в 1865 году (в С. Петербурге), а после еще два раза, книга, под заглавием «Святитель Тихона Задонский» или подробнее: «Жизнь Святителя Тихона Воронежского, Задонского чудотворца». В «Страннике» же, о. А. А. Лебедев начал сотрудничать вскоре по окончании академического курса и по переселении в Петербург, помещены были следующие статьи его: 1. «Разговор священника с доктором о чудесах» («Странник», 1860 г. октябрь); 2. «Неразумная веселость» (там же, 1863 г., апрель); 3. «Собеседование верующего с неверующими» (1864 г., июль): 4., «Наказанное самохвальство» (1864 г. ноябрь); 5., «О евангельских мытарях» (--1865 г., февраль); 6., «О чудесном нетлении св. мощей в отличие от случаев естественного нетления в природе» (1866 г., июнь), и нек. др. Что касается «Жизни Святителя Тихона», то этот труд почившего о. протоиерея, несмотря на то, что во время выхода в свет первого издания (в 1865 г.), под живым впечатлением только что совершившегося пред тем открытия св. мощей святителя, появилось не мало сочинений разных писателей о семь последнем, а равно и не смотря на то, что при втором издании его (СПб. 1890)8 А. А. Лебедев ограничился лишь небольшими исправлениями выражений, опущением повторений, более внимательной корректурой и переменой приложенного к книге портрета святителя на лучший, снятый с портрета имеющегося в Киевской Лавре, нисколько не потерял своего, обще-назидательного и для нашего времени, и весьма важного в литературном отношении значения в ряду других подобных трудов. Он представляет в себе; описание жизни, обзор писавшего святителя с характеристикою их и историю его прославления и открытие св. мощей с заключительным назидательным выводом из всего жизнеописания. Изложение живое и общепонятное. К числу трудов учебно-воспитательного характера можно отнести по преимуществу два следующих, отдельно изданных: 1., Изложение православной Христовой веры в беседах, по руководству писаний святителя Тихона и приспособительство к общенародному разумению. СПб. 1866. Этот труд есть, очевидно, плод усердного и внимательного изучения творений святителя Тихона. которое было предметом занятий А. А. Лебедева предварительно издания жизнеописания сего святителя9 2., Очерк истории христианской церкви применительно к новой гимнастической программе. СПб. 1873. Этот «Очерк» на основании одобрительного о нем отзыва учебного комитета при Св. Синоде10 назначен быль в качестве учебного руководства по предмету церковной истории для гимназий министерства народного просвещения, что уже, само по себе ясно свидетельствует о достоинствах этого труда. Он выдержал несколько изданий (2-е, исправл. и дополн. издание вышло еще в 1876 г. стран. 196). Критико-библиографическими работами А. А. Лебедев начал заниматься с тех пор, как примкнул к числу сотрудников журнала «Странник», в котором и поместил много трудов этого рода. А в журнале «Дух христианина» он даже и заведовал отделом библиографии и критики, напечатав в этом отделе несколько рецензий на вновь выходившие книги.11 Отдельно издана им брошюра подобного же рода, под заглавием «Приемы, знания и беспристрастие в критическом деле редактора Домашней Беседы В. И. Аскоченского». СПб. 1863. Кроме того, много рецензий и отзывов о разного рода книгах и рукописях составил А. А-ч по должности члена учебного комитета при Св. Синоде. Уже выше мимоходом заметили мы, что жизнь за границей с 1874 по 1882 годы вызвала отца Александра на полемику с римскими католиками. Это послужило началом ряда новых, более серьезных в научном отношении трудов его по предмету так называемого обличительного или сравнительного богословия. Сюда относятся следующие труды: 1., упомянутое в своем месте магистерское сочинение о. Александра «Разности церквей восточной и западной в учении о Пресвятой Деве Марии Богородице». О достоинстве этого большого и по объему (стран. 422+26), труда говорит уже то, что оно удостоено было ученой степени магистра богословия.12 Затем, 2., другое, также очень значительное по объему (стран. IX+172+22 в 80) и важное по содержанию сочинение под заглавием «О латинском культе сердца Иисусова или разности в способах воззрения и в учении о любви церквей восточной и западной. Полемико-догматическое исследование». Варшава 1882. далее З., еще более значительное по объему (стран. VIII+368 в большую 80 ) и еще более важное по содержанию сочинение, под заглавием «О главенстве папы, или разности православных и папистов в учении о церкви». СПб. 1887. Это последнее сочинение по частям печатано было в «Страннике» за 1885 г. и 1887 №№ 1–3 и 6–10 и заслужило весьма обстоятельный и лестный отзыв со стороны специалиста, покойного профессора Казанской духовной академии Н. Я. Беляева, помещенный в «Православном обозрении» за 1887 год13. По распоряжению высшего духовного начальства оно приобретено было на средства Св. Синода дли рассылки в фундаментальные библиотеки духовных семинарий. Уже одно это свидетельствует о высоких достоинствах его и о благо временности появления его в свет для удовлетворения существующих духовных потребностей нашего общества. Его содержание, достоинства и соответствие этим потребностям достаточно выяснены в помянутом отзыве проф. Беляева. Мы только скажем, что в нем, как и в предшествующих двух однородных и стоящих с ним в тесной связи трудах14, А. А. Лебедев вводит в силу новый полемический метод, более действительный для обличения лжи римского католицизма, нежели какой практиковался в трудах прежних полемистов15. Тот новый метод, которому следовал еще лишь покойный преосвященный Хрисанф (Ретивцев), состоит в том, что берутся в соображение не частности, а целая система, римского католицизма и опровергается последний с точки его самого, па основах строгого православия. А эту точку зрения А. А. Лебедев усвоил не книжным только путем, но и путем живых сношений с латинскими патерами и иезуитами, которые часто навещали его, с злокозненными целями, по его же собственным словам, в Праге16.

К этому же разряду трудов А. А. Лебедева можно отнести и его «Чтение» в собрании СПб. Братства во имя Пресвятой богородицы 6 мая 1890 года «О признаках истинной церкви», направленное против учений С. Соловьева о церкви, более склонного к нанизму, нежели к православию в своих взглядах на этот предмет17.

Кроме того, А. А. Лебедев нередко произносил проповеди и некоторые из них были напечатаны, какова, например, прекрасная проповедь его 11 мая 1888 г., в день памяти св. равноапостольных просветителей славянских Мефодия и Кирилла на текст: «Помянул судьбы Твоя от века Господи и утешился» (Псал. 118, а2)18.

Наконец, в последние годы своей жизни о. протоиерей А. А-ч весьма серьезно занят был мыслию о составлении хорошего руководства по нравственному богословию, не удовлетворяясь существующими руководствами по сему предмету19. Как часть труда своего над этим предметом, он в прошедшем 1897 году напечатал «Учение о покаянии в прибавлениях к церковным ведомостям», издаваемым при Св. Синоде 20. Все учено-литературные труды А. А. Лебедева отличаются многими весьма крупными достоинствами: обилием и разнообразием содержания, основательностью, ясностью, твердостью убеждений, обширною начитанность. в области обсуждаемого предмета и др. Они составляют ценный вклад в нашу не богатую литературу.

Если же присоединить к тому весьма симпатичные черты личного характера почившего отца протоиерея, напр. его благоговейное почтение к памяти своего родителя и к месту своего первоначального обитания и образования21, ради чего он едва не ежегодно приезжал из Петербурга в Сергиев Посад и Хотьково и священнодействовал там и здесь, его истинную любовь и попечительность о членах собственного своего семейства22, его чисто русское радушие и гостеприимство и т. д., то весьма понятною будет глубокая скорбь об утрате такого человека, каким быль почивший, растворяемая только одним утешением, почерпаемым из его же надгробного слова, что верующие

«в Сына Божия, подъявшего на Себя смерть», в смерти человеческой узрят славу Божию23. Почивший о. протоиерей Александр, несомненно, оставляет по себе вечную и славную память.

Ив. Корсунский

* * *

1

Первым кончил доселе здравствующий профессор П. И. Горский-Платонов, вторым В. П. Страхов и третьим – А. О. Некрасов – магистры Московской Духовной Академии, первый, скончавшийся священником в Москве, а последний доселе. здравствует, в сане московского же протоиерея. См. №62 дел внешнего правления Московской Духовной Академии за 1854 год.

2

Кроме упомянутых в предшествующем примечании, в числе их был также скончавшийся 1 января 1898 г. московский протоиерей Илья Федорович Некрасов.

3

Еще будучи на академической скамье студенческой, А. А. Лебедев, был живо заинтересован русскою литературой и, между прочим, открыто и неоднократно выражал глубокое сожаление о недоконченности „Мертвых душ” Гоголя и желание продолжения их. По словесности и в сочинениях, и в устных ответах он был на очень хорошем счету: также и по физико-математическим наукам, о чем см. № 4 дел Конференции Моск. Дух. Академии за а1856 г. Ко времени пребывания А. А-ча в штурманском относится его двукратное морское плавание с кадетами Морского корпуса.

4

См. журналы совета Московской Духовной Академии за 1882 г. стран. 44–46 Москва, 1883. См. годичный акт в Моск. Дух. Академии за 1 окт.1882 г., стр. 10–11, Москва. 1883.

5

Назначенного председателем 22 января того же 3883 года, в который А. А. Лебедев сделался членом учебного комитета, и скончавшегося 25 сентября 1897 года.

6

Об отношении о. А. А Лебедева к славянской идее и о заслугах его славянству см. подробнее в статье И С. Пальмова в память почившего о. протоиерея, напечатанной в Церков. Вестнике, 1898 г. № 14.

7

Особенно выдающуюся в этом отношении заслугу о. А. А. Лебедева представляет совершенное им с полным успехом обновление Казанского собора.

8

3-е издание этого труда последовало в1896 г. Стран. 236.

9

См. лестный отзыв об этом труде, сделанный покойным профессором В. И. Карповым и помещенный в «Странник» за 1866 г., сентябрь.

10

См. стран. 337–343 «Сборника отзывов учебного комитета при Св. Синоде о сочинениях, одобренных для учебных заведений духовного и других ведомств». Спб. 1877. Надобно заметить, что в то время А. А. Лебедев сам, еще не был членом этого учебного комитета и, следовательно, не мог влиять на последствия рассмотрения своего сочинения.

11

Так, например, только в январской и февральской книжках «Духа христианина» за 1862 год помещено шесть рецензий А. А. Лебедева на вышедшие вновь книги по части богослужения. Далее, в том же журнале и в том же критико-библиографическом отделе за первый месяц (сентябрь) первого (1861–1862) года существования журнала А. А. Лебедев положил начало и обнародования плода своих занятий творениями св. Тихона Задонского в довольно большой статье, под заглавием «Отличительные черты и значение писаний св. отца нашего Тихона, епископа Воронежского и Елецкого». Наконец, там же он положил начало и своим занятиям иностранною литературою, для чего см., напр., его статью «Несколько слов об иностранной литературе в ноябрьской и дальнейших книжках «Духа Христианина» за 1863–1864 годы (год третий).

12

См. обстоятельный отзыв об этом сочинении, составленный покойным профессором Казанской Духовной Академии Н. Я. Беляевым и помещенный в «Православный Собеседник» за 1882 г., т. I

13

См. этот отзыв под заглавием «Новая книга о царстве» на стран. 364–389 октябрьской книжки «Православное обозрение» за 1887 г.

14

Об этом говорит сам А. А. Лебедев в предисловии к своему последнему труду стр. VIII. Часто в последующих из этих трудов даются ссылки на предшествующие, как например, в соч. «О лат. Культе сердца Иисусова», стран. 2, 48, 81 и 115 на магистерскую диссертацию: в книге «О главенстве папы» стран. 64 и 110 той же диссертации и т.д.

15

Прежние полемисты (каковы архим. Иннокентий – текст в оригинале неразборчив – прим. эл. редакции/

16

текст в оригинале неразборчив – прим. эл. редакции

17

текст в оригинале неразборчив – прим. эл. редакции

18

текст в оригинале неразборчив – прим. эл. редакции

19

текст в оригинале неразборчив – прим. эл. редакции

20

См. №№ 13 и 14 этих «Прибавлений» за 1897 г. Здесь, в примечании, прямо и говорится: «Из подготовительных статей по нравственному богословию».

21

А. А. Лебедев всегда с любовию и благодарностью вспоминал о своих бывших наставниках (Ц. С. Долицине, А. В. Горском и др.), а отца Феодора Бухарева даже печатно защищал от нападений покойного публициста В. И. Аскоченского.

22

Одно из приложений к книге А. А. Л-ва «О главенстве папы» (стр. 291–354), как прямо значится в этой книге, написано дочерью его Ек. А-вною под его руководством, и не без основания еще проф. Н. Я. Беляев указывал на это обстоятельство, как поучительный пример единения духа и любви в семействе, главою которого является такое лицо, как А. А. Лебедев (см. «Правосл. Обозр.» за 1887 г., т. III, октябрь, стран. 388).

23

См. конец помянутой статьи Ф. Г. Тернера в «Приб. К Церк. Ведомостям» за 1898 г., 1898 г., № 13, стран. 543.


Источник: Корсунский И.Н. Протоиерей А.А. Лебедев (Почетный член Московской Духовной Академии) // Богословский вестник. 1898. Т. 2. № 4. – С. 81–90.

Комментарии для сайта Cackle