Труды и дни архиепископа Димитрия (Самбикина)

Источник

Предисловие публикатора

Архимандриту Иннокентию (Анатолию Ивановичу Просвирнину. 1940–1994), много потрудившемуся на ниве православного просветительства, в этом году исполнилось бы 75 лет. Его ревностное служение было скоротечным. Он ушел из жизни в возрасте 54 лет, но успел оставить большое наследие и доброе напутствие нынешнему поколению: «Сейчас время синтеза, нужно обобщить наследие отцов». Остался и его объемный (почти 4000 единиц хранения) архив, в 1996 году переданный в Отдел рукописей РГБ наместником Московского Новоспасского монастыря епископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым)1.

Архимандрит Иннокентий – историк богослов, источниковед, издатель, педагог – «был настоящим монахом подвижником, стяжавшим неведомое для мира духовное сокровище, духовное дарование, и этими дарованиями он щедро делился со всеми, кто к нему приходил. <…> Он был строг к себе и снисходителен к другим, у него была своя особая мировоззренческая концепция, свой взгляд на историю, ибо он верил в то, что Промысл Божий строит мир»2. Родился будущий архимандрит в Омске. Мальчиком начал прислуживать в городском кафедральном соборе. В 1958 году поступил в Московскую духовную семинарию. Пос­ле службы в армии продолжил образование и в 1968 м защитил диссертацию «Введенская Оптина Пустынь в истории русского монашества». По окончании Московской духовной академии его оставили в Московских духовных школах преподавателем истории Русской Православной Церкви3.

Еще в годы учебы Анатолий Просвирнин стал иподиаконом возглавлявшего Издательский отдел Московского Патриархата тогда еще епископа Питирима (Нечаева) и начал работать в редакции «Журнала Московской Патриархии». В целом церковно издательскому и просветительскому делу архимандрит Иннокентий отдал 30 лет, сначала заведуя отделами проповеди и богословия «ЖМП», затем в составе редколлегии ежегодного сборника «Богословские труды», где занял должность заместителя главного редактора по научной работе.

Архимандрит Иннокентий участвовал в подготовке многих важнейших изданий Московского Патриархата: Библии (1969), Нового Завета (1976), Настольной книги священнослужителя (1977–1988), Триоди, Октоиха (1981), Ирмология (1983), книги альбома «Троице-Сергиева Лавра» (1985), наконец, богослужебных Миней (1978–1989), которые по праву можно назвать делом всей его жизни. За образец он взял «Месяцеслов святых, всей Русской Церковью или местно чтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией матери и святых угодников божиих в нашем отечестве» (Тамбов, 1878–1883) архиепископа Казанского и Свияжского Димитрия (Самбикина). По инициативе отца Иннокентия в Минеи были вновь включены многие службы русским святым. Вся многотрудная работа над этими службами выполнялась им самим4. Кроме того, он был разработчиком проектов таких изданий, как «Миссионерское служение Русской Православной Церкви» и «Сибирский церковный вестник» (к сожалению, оба проекта не удалось воплотить в жизнь), инициировал работу группы ученых архивистов над многотомной серией «История Русской Православной Церкви в документах архивов России (аннотированный справочник указатель)» (М., 1993), в предисловии к которой отмечал: «Душа города, деревни – храм, центр края – монастырь, и это определило принцип построения Справочника указателя. В нем наглядно воплотилась мысль о том, что устройство Русской Церкви шло рука об руку с устройством государства. Россия была сильна верой и сознанием важности обоюдных интересов Церкви и государства. Как писал И.В. Киреевский, «при помощи русских монас­тырей выковывалась государственность русского народа, при помощи их сложилось Русское Царство и выработались разные стороны нашего быта».

Не уставая повторять, что «история Церкви – это история ее святых»5, архимандрит Иннокентий на протяжении тридцати лет, занимаясь в библиотеках, музеях, архивах, составлял картотеку русских святых (более 4000 карточек)6, одновременно публикуя на страницах «ЖМП» агиографические статьи о мученике Трифоне, о равноапостольной Великой княгине Ольге, о святом благоверном Великом князе Московском Данииле, о святителе Петре, митрополите Киевском, о преподобных Сергии Радонежском, Савве Звенигородском, Ферапонте Белозерском (Можайском), Александре Свирском, блаженном Василии, Христа ради юродивом, Московском чудотворце.

Как уроженец Сибири отец Иннокентий в своих трудах часто обращался к духовной истории этого края земли Русской (работы, посвященные святителю Иоан­ну, митрополиту Тобольскому, Софронию, епископу Иркутскому, истории сибирского книгопечатания, церковному краеведению, взаимодействию культур на Севере, проблеме использования «духовного потенциала отечественной истории в решении современных проблем сохранения заповедных территорий»7).

Отдельным и важнейшим направлением церковно научных изысканий архимандрита Иннокентия стали жизнь и пастырское служение святителя Иннокентий (Вениаминова. 1797–1879), митрополита Московского и Коломенского, чье имя Анатолий Иванович Просвирнин принял в монашеском постриге8. Его стараниями, в частности, был опубликован посвященный святителю труд Владимира Фиалкина9, текст «Беседы высокопреосвященного Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского», «Указание пути в Царствие Небесное»10; в год 100 летия со дня преставления святителя Иннокентия (1979) архимандрит Иннокентий выступил на юбилейной конференции с докладом «Пастырей путевождь»11. Своего рода выполнением святительского завета стало создание опять же по инициативе архимандрита Иннокентия Музея Библии и Международного Волоколамского краеведческого общества на базе Иосифо-Волоколамского монастыря…

* * *

Архимандрит Иннокентий часто повторял: «Я – лопата в руках Божиих. Все, что я делаю – только с помощью Божией». Как это созвучно словам святителя Иннокентия (Вениаминова) в день его вступления на Московскую кафедру: «Пусть будет со мною, что угодно Господу. <…> Твой есть аз, Твой и хочу быть всегда и везде; твори со мною, что Тебе угодно и в сей жизни, и в будущей; да буду я и здесь простое орудие в руках Твоих»12.

Ниже впервые публикуется извлеченная из архива НИОР РГБ. (Ф. 862. К. 15. Ед. хр. 23) работа архимандрита Иннокентия (Просвирнина) об архиепископе Димитрии (Самбикине).

Обладая светлым и проникновенным даром слова, глубокой и разносторонней научной эрудицией, неиссякаемой интеллектуальной энергией, феноменальной памятью, архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий, в миру Димитрий Иванович Самбикин, за сорок лет педагогической, науч­но исследовательской и архипастырской деятельности снискал такую любовь своих современников – собратий по сану, клира, паствы, богословов Русской Церкви, что каждому обращению к его трудам и дням непременно сопутствует выразительный эпитет. Их много: великий из новейших отцов Церкви, славный и великий во священноиерархах Православной Русской Церкви, звезда первой величины, истинный муж совета и разума, муж великого ума, мощная духовная сила, незыблемый столп исконно русских православных начал, новый Божий человек. Сливаясь, эти эпитеты звучат как аксиос, как утверждение его непреходящих заслуг перед Православием.

Опубликовав несколько историко этно­графи­ческих статей, Димитрий Самбикин заявил о себе как незаурядный ум еще в бытность воспитанником Воронежской семинарии. А будучи студентом Петербургской духовной академии, прославил свое имя по всей России; в 1865 году Димитрий Самбикин напечатал в «Известиях Петербургского комитета грамотности» статью «Об открытии в селах библиотек» и учредил в слободе Караяшник Воронежской губернии, где он родился в семье потомственного священнослужителя, народную библиотеку. Эта гражданская акция студента Димитрия Самбикина получила высокую оценку: студент был избран членом корреспондентом Петербургского совета грамотности.

По окончании духовной академии Димитрий Иванович принял должность биб­лиотекаря Воронежской публичной биб­лиотеки, где с первых дней настойчиво, с большим педагогическим тактом воспитывал и развивал вкусы читателей на произведениях Державина, Крылова, Пушкина, Гоголя, Гончарова, Тургенева, Некрасова, Достоевского. Вскоре он был назначен преподавателем общей и русской церковной истории, литургики и канонического права в родной Воронежской семинарии, в октяб­ре 1866 года был назначен священником в Рождество-Богородицкую (Пятницкую) церковь в Воронеже с оставлением в семинарии, где преподавал также всеобщую и гражданскую историю, греческий и латинский языки, практическое руководство для сельских пастырей.

Библиотекарь, преподаватель, священник- просветитель, учитель, пастырь. За год-­два определившись в этих качест­вах, Димит­рий Иванович до конца земной жизни совершенствовал их, щедро даря людям духовные и душевные радости.

Молва об исключительной одаренности отца Димитрия была столь громка, что духовенство Тамбовской епархии, сдержанное и неторопливое в оценках, пригласило отца Димитрия на должность ректора Тамбовской семинарии.

В 1872 году отец Димитрий стал ректором Тамбовской семинарии, где преподавал общую и русскую церковную историю, гомилетику с литургикой, практическое руководство для пастырей, историю русского проповедничества и историю старообрядчества. Ректором отец Димитрий был восемь лет. Коллеги и воспитанники отца Димитрия назвали эти годы золотым веком Тамбовской семинарии. И, по свидетельству современников отца Димитрия, эта метафора равно поэтична и реалистична: быстрый, энергичный, постоянно готовый помочь, разъяснить, рассудить, воодушевить, неустанно общительный, отец Димитрий излучал столько действенного христианского милосердия, что весь Тамбов несколько десятилетий хранил о нем благоговейно восторженную память, воздавая должное плодам его трудов. Лучистая и добрая энергия отца Димитрия, проникая все его окружение, объединяла желания, усилия, способствовала обильным пожертвованиям, благодаря чему взорам восхищенных горожан вскоре предстало новое великолепное здание семинарии – взамен прежнего, грязного и мрачного – с прекрасным храмом, построенным, обставленным и украшенным по планам самого ректора.

В 1877 году отец Димитрий принял монашеский постриг и был возведен в сан архимандрита. В 1880 году вызван в Петербург на чреду служения. В 1881 году назначен ректором Воронежской семинарии, где, как и в Тамбовской, был неиссякаемым родником христианнейшей человечности и высокой учености. 6 декабря 1886 года наречен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. 4 января 1887 года в московском Успенском соборе состоялась его хиротония во епископа Балахнинского. В октябре того же года назначен епископом Балтским, викарием Подольской епархии. Через три года назначен епископом Подольским и Брацлавским, в 1896 году – епископом Тверским и Кашинским. В 1898 году возведен в сан архиепископа. С 1905 года до кончины был архиепископом Казанским и Свияжским.

Ученая деятельность Владыки Димит­рия с самого начала была освящена духом и буквой слов Молитвы Господней «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».

Когда Димитрий Иванович со студенчес­кой скамьи взошел на семинарскую кафед­ру церковной истории, цельных и систематизированных учебных пособий по этим курсам для семинарий практически не было, так как «История» митрополита Мос­ковского Платона была закончена годом учреждения Святейшего Синода, Владыка Макарий в то время работал над очередным томом своей бессмертной «Истории Русской Церкви», история архиепископа Филарета была слишком монументальна, а ее сокращенный вариант слишком номинативен, так что, когда История Русской Церкви была введена в учебный план семинарий, положение преподавателей этого курса было весьма сложным. Не лучше было положение с учебными пособиями по общей церковной истории, так что и это поле деятельности ждало своего пахаря и сеятеля. Димитрий Иванович был одним из первых на этом поле: церковная археология, история Русской Церкви, этнография, агиология и агиография стали объектами его пристального внимания на всю жизнь. Ясно видя дидактическую значимость местной церковной истории, Димитрий Иванович заново исследовал и опубликовал житие святого Митрофана Воронежского, рассказал о жизни и деятельности других воронежских иерархов: Вениамина (1724–1743), Кирилла (1758–1761), Иоанникия (1761–1763), Афанасия (1799)13. А такие его труды, как описание Вознесенского (Коротоянского), Успенского (Валуйского), Преображенского (Семилуцкого), Преображенского (Белоколодского) монастырей, стали славным прецедентом для аналогичных исследований.

Продолжая работать над местным материалом, отец Димитрий составил и издал в пяти книгах «Указатель храмовых праздников в Воронежской епархии», где даны также сведении о самих храмах. Основа «Указателя» – очерки жизни и деяний Иису­са Христа, Богоматери и святых, которым посвящены храмы, причем очерки истории некоторых храмов, в частности, воронежского Благовещенского собора в Митрофаньевском монастыре, представляют собой страницы истории Воронежской епархии и ее иерархов.

Митрополиту Московскому Филарету принадлежит афоризм: «Церковная история – это общее святилище, питающее не ум только, но и сердце». В церковной истории наибольшую дидактическую силу имеют примеры святой жизни. Поэтому с первых дней педагогической и пастырской деятельности отец Димитрий собирал, обрабатывал и печатал материалы по православной агиографии. За 1873–1878 годы он рассказал на страницах «Тамбовских епархиальных ведомостей» о таких святых подвижниках и деятелях Православия, как Григорий Двоеслов, Димитрий Александ­рийский, Аттик, патриарх Константинопольский, Лионские мученики, Луп, епископ Гроенский, Раввула Ефесский, Осий Кордубский, Сисиний Лаодикийский, мученицы Инна, Пинна и Римма, мученицы Фелицитата, Потамиена, Маргарита, равноапостольные Кирилл и Мефодий. Но особенно усердно отец Димитрий собирал материалы по русской агиологии и агиографии, так как русских святых, известных и чтимых в одной епархии, в других епархиях народ знал либо понаслышке, либо совсем не знал. Духовенство знало и чтило Киевский, Соловецкий патерики, Новгородские, Тверские, Вологодские, Тамбовские, Воронежские месяцесловы. Поставив целью собрать и отшлифовать алмазы отечественной агиографии, отец Димитрий, самозабвенно трудясь, создал напечатанный впервые как приложение к «Тамбовским епархиальным ведомостям» за 1878–1880 гг. свой самый значительный труд «Месяцеслов святых, всею Русской Церковью или местно чтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем Отечест­ве» (первое издание – пять книг; <…> далее – «Месяцеслов»).

Интерес Владыки Димитрия к агиографии в значительной степени обусловлен таким фактом из его жизни. Когда ему было шесть лет, он получил от своего деда подарок – месяцеслов святых и, усердно читая его, выучил его наизусть, так что в семинарии впоследствии изумлял всех знанием памятей святых в любой день года. Этот месяцеслов на всю жизнь определил все его симпатии, став для него вратами учености, и существенно повлиял на весь ход его развития и направление литературной деятельности, венцом которой является его «Месяцеслов».

Воспитанник Владыки Димитрия доктор богословия, профессор Казанской духовной академии А.А. Царевский, перечислив достоинства «Месяцеслова», обобщает: «Месяцеслов» – это монументальный труд, имеющий громадный научный интерес и чрезвычайно важное практическое значение. Как несравненное богатейшее собрание исторических, биографических и библиографических сведений о святых Православной Церкви «Месяцеслов» есть незаменимый, драгоценный справочник, без которого не обойдется ни один ученый историк Церкви и исследователь Церковной жизни на Руси»14.

«Месяцеслов» отца Димитрия отмечен высокими дидактическими достоинствами. Доступный, последовательный, стройный композиционно, написанный с глубоким проникновением в характеризуемые события, факты, явления, с ясным видением логических, хронологических, этнографических связей и особенностей объектов описания, «Месяцеслов» щедро дарит читателю радость познания. Познавательной ценности «Месяцеслова» активно способствуют многочисленные справки, сопутствующие главной сюжетной идее.

Так, рассказав о празднике в честь св. великомученика Георгия, отец Димит­рий дает справку: «Грузия, просвещенная христианской верою святой Ниной, родственницей святого великомученика Георгия Победоносца (см. 14 января), свято чтит святого Георгия как своего покровителя, и даже наименована была его именем – Георгия» («Месяцеслов», 10 ноября)15. В большинстве западноевропейских языков официальное название Грузии дается в транскрипции Georgia, что становится понятным после цитированной этимологической справки «Месяцеслова».

Рассказ о навечерии праздника Рождества Христова начинается справкой: «Сочельник (сочевник), навечерие праздника Рождества Христова – день особенно строгого поста. Канун праздника Рождест­ва Христова называется сочельником, или сочевником потому, что в этот день по церковному уставу полагается «сочиво обварено, или кутия с медом» («Месяцеслов», 24 декабря).

* * *

1

НИОР РГБ. Ф. 862.

2

Надгробное слово архимандрита Платона (Игумнова), произнесенное 14 июля 1994 года в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря при отпевании архимандрита Иннокентия // Памяти архимандрита Иннокентия: К пятой годовщине со дня кончины. М., 1999. С. 1.

3

Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) с 1 сентября 1968 г. по январь 1987 г. состоял преподавателем Московских духовных семинарии и академии, в 1984 г. утвержден в звании доцента МДА, читал курс истории Русской Православной Церкви.

4

В фонде арх. Иннокентия (см. прим. 1) сформировался комплекс беловых материалов для издания Миней, названный «Службы жития и русским святым в алфавите имен» – всего 35 ед. хр., более 4500 листов текстов (К. 21. Ед. хр. 1–3; К. 22. Ед. хр. 1–4; К. 23. Ед. хр. 1–3; К. 24. Ед. хр. 1–4; К. 25. Ед. хр. 1–3; К. 26. Ед. хр. 1–4; К. 27. Ед. хр. 1–4; К. 28. Ед. хр. 1–4; К. 29. Ед. хр. 1–4; К. 30. Ед. хр. 1–2).

5

Надгробное слово архимандрита Платона (Игумнова)… С. 1.

6

НИОР РГБ. Ф. 862. К. 16. Ед. хр. 1; К. 17. Ед. хр. 1; К. 18. Ед. хр. 1; К. 19. Ед. хр. 1; К. 20. Ед. хр. 1.

7

Иннокентий (Просвирнин), арх. «По сто­пам отцов» (духовный потенциал отечест­венной истории в решении современных проблем сохранения заповедных территорий) // Там же. К. 15. Ед. хр. 6.

8

4 февраля 1970 г. А.И. Просвирнина рукоположили в сан диакона, 22 февраля того же года – во пресвитера. Монашес­кий постриг состоялся 22 декабря 1977 г. в Троице-Сергиевой лавре. В 1978 г. иером. Иннокентий был возведен в сан игумена, в 1981 – в сан архимандрита.

9

Фиалкин Вл. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, и его миссионерская деятельность // Журнал Московской Патриархии. 1979. № 3. C. 70–75; № 4. С. 73–77; № 5. С. 73–77; № 6. С. 68–77 (перепечатка из журнала «Странник». 1891. Т. I. Апрель. С. 659–675; Т. II. Май. С. 83–100).

10

Там же. 1975. № 3. С. 66–67.

11

Иннокентий (Просвирнин Анатолий Иванович), игумен. Пастырей путевождь. Док­лад… (НИОР РГБ. Ф. 862. К. 15. Ед. хр. 4).

12

Барсуков И. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. М., 1883. С. 594.

13

Выходные данные к названным здесь и далее трудам владыки Димитрия см. в прилагаемом к статье библиографическом списке его трудов (это и следующие примечания сделаны автором. – Публ.).

14

Высокопреосвященный Димитрий, архиепископ Казанский и Свияжский (1839–1908). Казань, 1908. С. 74.

15

Здесь и везде далее – по ст. ст.


Источник: Иннокентий (Просвирнин), архим. Труды и дни архиепископа Димитрия (Самбикина. 1839—1908) // Московский журнал. 2015. № 6. С. 44—54.

Комментарии для сайта Cackle