Источник

Дополнения ко второму тому

К 51 стр. примеч. Местом пребывания азовского архиерея назначался азовский Донецкий монастырь (Акты Донец. мон. Воронежская Старина... IV, стр. 248).

К 55 стр. I примеч. Об епархиальной зависимости донских казаков см. также: П. В. Никольский. Монашество на Дону. Воронеж, 1909 г., стр. 11.

К 100 стр. примеч. I-е. Монастыри Холмогорской епархии в конце XVII и нач. XVIII в. названы у В. Верюжского: «Афанасий, архиепископ Холмогорский»... С.-Петербург. 1908 г. стр. 256 – 257. Местечко Красный Бор близ Черевковской пустыни, приписанной к Сийскому монастырю, было пограничным с Устюжской епархией (там же). На стр. 438 – 442 перечислены все приходы Холмогорской епархии конца XVII в.

К стр. 373 и др. Переслав-Залесская епархия, выделенная в 1744 г. из Московской епархии бывшей Синодальной области, в нашем исследовании называется то Переяславль-Залесской, то Переслав-Залесской. Последнее наименование употребительнее в документах, но первое нужно считать более древним, имея в виду, что северный Залесский Переяславль получил свое название от Переяславля – южного Киевского. В отличие от последнего – первый назван «Залесский». П. Строев в «Списках рус. иерархов»... (стр. 134) Переслав-Залесскую епархию называет «Переяславль-Залесская».

К 399 стр. примеч. Под азиатскими выходцами и афонскими прелазатаями архиеписк. Амвросий разумел, между прочим, Антония, католикоса Грузии, назначенного в 1757 г. архиепископом Владимирским, и мелетийского епископа Анатолия Мелеса (Рус. Старина. 1879 г. к. 2, стр. 579).

К 419 – 420 стр. примеч. 2-го янв. 1752 г. Правит. Сенат вместе с Военной Коллегией определил селить в «указанных» заднепровских местах всех православных сербов, македонян, болгар и волохов, отдав их по гражданскому управлению в ведение Военной Коллегии. 20 февр. того же года определением Св. Синода по церковным делам (о постройке и освящении церквей), поставлении священнослужителей, они «до указа» подчинены киевскому м. Тимофею Щербатскому.

В сент. 1754 г. инженер-полковник Бибиков доносил воронежскому епископу Феофилакту, что в Воронежской губернии между Бахмутом и Луганью поселились выходцы из Сербии, во главе с г.-м. Прерадовичем и Шевичем. Занятая ими земля названа «Славяно-Сербией». Резиденцией назначен город Бахмут. В своем докладе Бибиков просил еписк. Феофилакта: а) разрешить погребать покойников, по тесноте г. Бахмута, вне города у церкви Николая Чудотворца, кроме штаб и обер офицеров, б) имеющихся в Славяносербии священников наблюдать бахмутскому протопопу «до указа», в) соборные молебствия совершать в церкви Покрова Пресв. Богородицы г. Бахмута, отведенной славяно-сербам и после царствующего града на них поминать Славяносербию, 4) дозволить бахмутскому протопопу Троицкого собора разрешать постройки церквей, закладывать их, следить за постройкой и освящать их по антиминсам, данным киевским митрополитом. Заодно Бибиков просил прислать в Славяно-Сербию еще три антиминса.

Св. Синод, по представлению еписк. Феофилакта, 11 ноября 1754 г. постановил Славяно-Сербией управлять воронежскому епископу, на правах епархиального архиерея, как управлял ей м. киевский; за благочестием, т. е. церковными порядками, в ней наблюдать бахмутскому протопопу; упоминать Славяно-Сербию после царствующего града; церкви закладывать и освящать, с благословения воронежского епископа, а не с разрешения только бахмутского протопопа.

Решение Св. Синода о подчинении Славяно-Сербии воронежскому епископу, на правах епархиального архиерея, видимо, не понравилось заправилам выходцев, или не было известно одному из них. По крайней мере в следующем 1755 г. Военная Коллегия доносила Св. Синоду, со слов г.-м. Шевича, что селение, основанное им, «до духовного правления ни одному из епархиальных архиереев не препоручено». По новости села Шевич находил более удобным «священным персонам его команды» быть в «точном ведении» Св. Синода, откуда, по его мнению, могла следовать «скорейшая конфирмация о исправлении всех нужных надобностей». Что касается церковного исправления и рукоположения священно-церковнослужителей, то «поблизости» это поручит белоградскому епископу. Так. обр. Шевич желал ввести какую-то двойственность в церковное управление его селением. Полковник Бибиков говорил определеннее. По его мнению, Славяно-Сербию удобнее было подчинить белоградскому епископу, чем воронежскому, так как от Славяно-Сербии до Воронежа 500 верст, а до Белгорода 250 вер. и из него скорее можно получить резолюцию по церковным делам. Военная Коллегия вполне соглашалась с мнением Бибикова, но Св. Синод, в виду уже состоявшегося (11 ноября 1754 г.) постановления, дважды, 13 октября 1755 г. и 17 июля 1756 г. – отказал Военной Коллегии с Шевичем и Бибиковым. «Понеже, писалось в определении за резидующее место Славяно-Сербии имеет быть Бахмут, состоящий в близости к епархии Воронежской, а о прочих поселениях Синоду неизвестно, и что поселения Новой Сербии (?), по их местам, издревле состояли в Воронежской епархии», Св. Синод не находит никакой потребности и резонов отписывать их от той епархии и причислять к Белоградской.

Двукратным отказом Св. Синода, очевидно, дело не кончилось. Заправилы Славяно-Сербии, поддержанные Сенатом, стояли на своем. Воронежский епископ, отстаивая свои права действовал заодно с Синодом. В сентябре 1756 г. он представил Синоду копии высочайших грамот о приписке к Воронежской епархии из Патриаршей области крепостей и казачьих донских городков по рр. Дону, Донцу, Хопру, Бузулуку, Медведице и Айдару, крепостей Бахмутской и Хоперской и казачьих городков по другим речкам, в том числе Лугани, а также церквей, монастырей и часовен, да из Белоградской епархии г. Острогожска с уездом.

Ничто не помогло епископу Феофилакту. 22 окт. 1756 г., по требованию Правительствующего Сената и по просьбе командующего в Славяно-Сербии генералитета, славяносербские поселения, по близости их расстояния от Белограда, по духовному управлению перечислены Св. Синодом в ведомство белоградского архиерея, т. е. приписаны к Белгородской епархии (Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син. XXXIV, № 448 и приложение к делу XXXVI. Копии жалованных грамот, представленные еписк. Феофилактом Св. Синоду).

К стр. 421 – 431 примеч. По высочайшему повелению от 11 марта 1754 года «О сочинении ясных и понятных законов была составлена особая Комиссия с участием духовных лиц, в виду того, что деятельность этой Комиссии касалась церковных законов и управления. 24 окт. 1754 г. она потребовала от Св. Синода известия о том, какие епархии, архимандрии и обители вновь прибыли или выбили, или какие оные между собой степени имеют со времени Уложения царя Алексия Михайловича 7157 (1649 г.).

По этому требованию в Св. Синоде были собраны самые краткие и не полные (хронологически) сведения о степенях епархий и о постепенном открытии их, начиная со времени учреждения патриаршества на Руси до 1750 г., а также о монастырях, которые не названы в прежнем Уложении. Эти сведения напечатаны в приложениях XXVII – XXXVIII к № 454 в Опис. Док. и Д. Св. Синода т. XXXIV; они слишком общего характера и имеют в виду, главным образом, титлы архиереев по степеням епархий и определение собора 1667 г. об открытии епархий, причем указано, где проектируемые епархии были открыты к 1750 г. и где нет. Тут названо большинство мужских монастырей по епархиям, существовавших в 1750 г., с разделением их на архимандрии, игуменские и строительские.

К стр. 425 – 431 примеч. В конце первой половины XVIII в. состав ниженазванных епархий был следующий:

I. Суздальская епархия: Суздаль – 27 ц., в уезде – 315, Юрьев-Польский – 5 цер., в уезде – 110 ц., Шуя – 4 ц., в уезде – 23 ц., всего – 485 цер.1184

В начале 30 – х гг. ХVIII в. в Суздали были следующие храмы: соборы – Рождественский и Покровский, прих. церкви – Знаменская, Успенская, Николаевская, Предтеченская, Тихвинская, Петропавловская, Ильинская, Живоприемного Источника, Дмитриевская, Златоустовская, Смоленская, Царя-Константиновская, Входосошественская, Воскресенская, Космодамианская, Знаменская, Архангельская, Афанасьевская, Похвал Богородицы, Лазаревская, Крестовоздвиженская, Георгия Страстотерпца и Григория Богослова (Дел. Арх. Св. Син. 1731 г. № 502, лл. 806 – 807), всего 25 цер. В г. Юрьеве-Польском – соборная Георгиевская, прих. – Воскресенская, Еленинская, Введенская и Сретенская – всего пять (л. 822), в г. Шуе – Воскресенский собор, прих. – Воздвиженская, Спасская и Покровская – всего 4 храма (л. 829).

II. Вятская епархия. Вятской провинции – Хлынов – 4 соб. и 9 церквей ружных и приходских, в уез – 66 ц., Слободской – 2 соб., 4 цер., в уез. – 46 ц., Шестаков – 2 ц., в уез. – 1 ц., Орлов – 1 соб. 2 цер., в уезде – 8 ц., Котельнич – 1 соб., 3 цер., в уезде – 18 ц., Кайгород – 1 соб. и 1 ц., в уезде – 11 цер., всего 9 соб. и 171 ц.

Пермской провинции – Кунгур – 1 соб. 3 ц., в уезде – 24 ц., Соликамск – 1 соб., 5 цер., в уезде – 1 соб. и 68 цер., Чердынь (а не Ярдынь, как напечатано) – 1 соб., 6 цер., в уезде – 30 цер., всего в Пермской провинции – 4 соб. 136 ц.; во всей епархии – 13 соб. и 307 цер.

Храмы – в Хлынове большой собор Троицкий Николаевский, придельная – Ильинская; Спасский соб., Воскресенский соб.; прих. и ружные – Богородичная, Владимирская, Покровская, Сретенская, Вознесенская, Царя-Константиновская, Предтеченская, Всесвятская, Стефановская, Покровская; в Слободском – собор. Преображенская, соб. Вознесенская, прих. Афанасьевская (лл. 404, 464 – 465); в г. Шестакове – Благовещенская, Петропавловская и Вознесенская (л. 404 об.); Истобешкого стана – Покровская, Архангельская и Спасская; в г. Орлове – соб. Архангельская, прих. Николаевская и Благовещенская (л. 409); в г. Котельнич – соб. Троицкая, прих. Николаевская (л. 413); в г. Кунгуре – соб. Благовещенская, прих. Успенская, Преображенская и Тихвинского женск. монастыря (л. 431); в г. Кайгороде – соб. Воскресенская, прих. – Спасская и Николаевская (л. 437); в г. Чердыни – соб. Воскресенская, прих. Богоявленская, Преображенская, Николаевская, Прокопьевская, Губдорская(?), Воздвиженская, Рождественская, Спасская, Троицкая, Сергиевская, Войнесская (Иоанна Воина?) л. 439; в г. Соли Камской – соб. Троицкая, прих. Богоявленская, Рождественская, Спасская, Преображенского девичьего монастыря (л. 443), в г. Орле городке – соб. Похвалы Пр. Богородицы, прих. Николаевская (л. 454).

III. Ростовская епархия – г. Ростов – 37 ц., в уезде – 207 ц., Ярославль – 46 ц., в уезде – 259 цер., Углич – 24 ц., в уезде – 82 ц., г. Романов – 8 цер., в уезде – 40 цер., в Пошехонском уез. – 126 ц., всего – 828 цер.

Церкви в Ростове – Николаевский собор, (л. 1170), прих. цер. Св. Отец, Всемилостивого Спаса, Воздвижения, Петра и Павла, Рождества Богородицы, что на горицах, Введения Пр. Богородицы, Иоанна Предтечи, Собора Иоанна Предтечи, Косьмы и Дамиана, Всех Святых, Св. Григория Богослова, Благовещения Пр. Богородицы, Св. Николая Чудотворца. Симеона Столпника, Климента папы Римского, Царя Константина, Леонтия Ростовского, Николая Чудотворца, Вознесения Господня, Николая Чудотворца, что у варниц, Живоначальные Троицы, Св. муч. Власия, Лазарева Воскрешения – всего 24 цер. (лл. 1307 – 1308); в Ярославле, соборная церковь, прих. – Рождества Христова, Вознесения Господня, Николая Чудотворца, что в Спасской слободе, Архистр. Михаила, Тихона Чудотворца, Церковь Богородицы, Николая Чудотворца, Всех Святых, Прор. Илии, Казанския Богородицы, св. муч. Власия, Всемилостивого Спаса, что на Сорохе, Владимирския Богородицы, Спаса Нерукотворенного Образа, Иоанна Златоустого, Николая Столпника, Петра и Павла, Воскресения Христова, Петра митроп. московского, Иоанна Богослова, Воздвижения, вмуч. Параскевы, Леонтия Ростовского чудотворна, Николая Чудотворца, что в Трунике, вмч. Варвары, вмч. Никиты, вмч. Димитрия Солунского, Благовещения Пр. Богородицы, Св. Николая, что на Каменной, Косьмы и Дамиана, Иоанна Златоуста, Богоявления Господня, Сошествия Св. Духа, Флора и Лавра, Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, что на пенье, Бориса и Глеба, Св. Троицы, Сретения Господня, Св. Пятницы, Рождества Богородицы, Св. Пятницы, что на Тугове Горе, Николая Чудотворца, что на темном берегу (лл. 1320 – 1322); в Романове – соборная церковь, приход. – Воскресения Христова, Преображения, Леонтьевская, Архангельская, Спасская, Живоначальные Троицы, что на Погосте (л. 1337); в Угличе – соборная церковь, приход. – Вознесения Господня, Введения Пресв. Богородицы, Леонтия Ростовского, Ап. Филиппа, Макария чудотв., Успения Богородицы, Иоанна Предтечи, Феодора Тирона, Николая Чудотворца, Царевича Димитрия, Царевича Димитрия, что на поле, Николая Чудотворца, что на Пастухове, Петра и Павла, Казанския Божия Матери, Василия Великого, Благовещения Пресв. Богородицы, Пророка Илии, Воскресения Христова, Николая Чудотворца (Спрудищ), Успения Б. М., мч. Параскевы, Воздвижения Креста Господня, Знамения Пр. Богородицы (л. 1341); в г. Пошехонье – Покрова Пр. Богородицы и Иоанна Предтечи.

IV. Вологодская епархия – Вологда с уездом – 355 цер., Бело Езеро – собор. 1, приходских и ружных в городе и уезде – 217 цер., гор. Чаронда с округом – 34 цер., всего 606 цер.

Церкви: в Вологде – соб. Софийский (Сафьянский), прих. – Сретенская, Преображения, Св. Афанасия Александрийского, Казанския Пр. Богородицы, Покрова Пр. Богородицы, Архангела Михаила, Преображения Господня, что на Болоте, Димитрия Чудотворца, Богоявления Господня, Леонтия еписк. Ростовского, св. Димитрия Прилуцкого, Павла Обнорского, Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи, Пресв. Троицы, Николая Чудотворца, что в верхнем доле, Св. жен Мироносиц, Успения Б. М., Иоанна Богослова, Св. вмч. Власия Севастийского, Петра и Павла, Рождества Христова, вмч. Екатерины, Покрова Пресв. Богородицы, Кирилла Белозерского, Феодора Стратилата, Царя Константина, Зосимы и Савватия, Кирилла Белозерского, что на Соляном дворе, Воздвижения, Арх. Гавриила, Владимирския Богородицы, Воскресения Господня, Петра и Павла, что на Житном дворе (лл. 837, 841 – 842); в посаде града Бела Езера – Преображенский собор, прих. цер. Успения Преесв. Богородицы, Всемилостивого Спаса, Вознесения Господня, Рождества Пресв. Богородицы, вмч. Параскевы, нарицаемые Пятницы, Покрова Богородицы, Михаила Архангела, Благовещения Пр. Б., Воскресения Христова, Иоанна Предтечи, Рождества Христова, Петра и Павла, Иоанна Богослова (л. 902); в г. Чаронде – ц. Иоанна Златоуста (л. 943).

V. Тверская епархия – церкви в Твери: прих. Николая Чудотв., Мины, Виктора и Викентия, Рождества Богородицы, Владимирской Богородицы, Воскресения Христова, Рождества Христова, Космы и Дамиана, Затверецкого посада – Сергиевская, Заволжского посада – Филиппа. Затмацкого посада – Живоначальной Троицы, Симеона Столпника, Жен Мироносиц, Илии Пророка, Вознесения Господня, вмч. Никиты, Бориса и Глеба, Покрова Пресв. Богородицы, Иоанна Предтечи, вмч. Екатерины, Онуфрия Великого, Рождества Богор. (лл. 683 – 684); в г. Кашине – Воскресенский собор, Успенский собор, церкви – Введения Пресв. Богородицы, Воздвижения, св. вмч. Власия, Флора и Лавра, Рождества Хр., Николая Чудотв., Знамения Честного Креста, Входа в Иерусалим, Рождества Б-цы, Живоначальной Троицы, Сергия Чуд., Вознесения Господня Иоанна Богослова, Рождества Б-цы, что на болоте, Богоявления Господня, Преображения Господня, Макария Чуд., Петра и Павла, Архидьякона Стефана, Богоотец Иоакима и Анны (лл. 702 – 703); в г. Клине – Воскресения Хр. (л. 718); в г. Старице – соборная одна, прих. – Симеона Столпника, Богоявления Господня, вмч. Параскевы (л. 721); в г. Зубцеве – соборная одна, прих. – Живоначальной Троицы и Преображения Господня (л. 726).

VI. Новгородская епархия, церкви – в Новгороде – соборы: Софийский, Знаменский и Николаевский, церкви: Преображенская Успенская, Воскресения Хр., Арх. Михаила, Петра и Павла, прор. Илии, вмч. Параскевы, Павла Исповедника, Филиппа, апост., Алексия Человека Божия, Жен Мироноснц, Рождества Иоанна Предтечи, Покрова Ир. Богородицы, Воскресения Христова, Феодора Стратилата, Иоанна Предтечи, Бориса и Глеба, Первомуч. Стефана, вмч. Никиты, Нерукотв. Спаса, Еванг. Луки, св. вмч. Ипатия, вмч. Димитрия, Благовещения Пресв. Богородицы, Флора и Лавра, Живоначальная Троицы, Иакона апост., св. мч. Власия, Вознесения Господня, Симеона Столпника (лл. 960 – 961); Воцкой пятины – в Новоладожске: Николаевский собор и Дмитриевская цер. (л. 990); Шелонской пятины в г. Порхове – Покрова пресв. Богородицы, Николая Чудотворца, в г. Тихвине – собор Преображенская и Флоровская прих. (л. 993); в Старой Русе – Воскресенский собор, церкви: Живонач. Троицы, Благовещения Пр. Б., Введения во храм Пр. Б., вмч. Параскевы, Илии прор., Петра и Павла, вмч. Димитрия, Николая Чудотворца и вмч. Мины (л. 1000); в Луках Великих – соборная Воскресения Христ., прих. Николаевская, Живонач. Троицы, Входа во Иерусалим, Преображения Господня, Покрова Пресв. Богородицы (л. 1001), в Заволочье – не показано; Холмском Посаде – тоже (л. 1003); в Торжке – Соборная Преображенская, прих. – Воскресенская, Георгиевская, Пятницкая, Троицкая, Власьевская, Мироносицкая, Знаменская, Николаевская, Дмитриевская, Предтеченская, Успенская. Сретенская, Благовещенская. Филиповская, Богоявленская, Никитская, Васильевская, Ильинская, Воздвиженская, Вознесенская и Борисоглебская (л. 1004); в Устьяне – Соборная Рождества Богородицы, вмч. Димитрия, Воздвижения, Преображения, Жив. Троицы, Успения Пр. Б., Вознесения Господня, Воскресения Христова, Покрова Пр. Б., Казанския Б., Благовещения, Василия Вел. (л. 1006); Бежецкого Верха – соб.      Воскресенская, прих. Иоанна Богослова, Преображения Господня, Рождества Хр., вмч. Параскевы, Воздвижения (л. 1007); в Каргополе – соборная, прих. Рождества Предтечи, Благовещения, Воскресения Хр., Живовач. Троицы, Владимирския Б. М., Воздвижения, Сошествия Св. Духа, Соловецких Чудотворцев, Воскресения Хр., Феодора Стратилата (л. 1010); в Олонце – собор. Живонач. Троицы, Рождества Богородицы, Рождества Хр., Прор. Илии, Арх. Михаила, вмч. Георгия и Знамение пресв. Богородицы (л. 1012).

VII. Астраханская епархия, в Астрахани – Успенский собор (л. 514); церкви – Входская, Николаевская, Рождественская, Тихвинская, Троицкая, Златоустовская, Ильинская, Петропавловская (л. 515); в Черном Яру – Воскресенская церковь (л. 520); в Царицыне – собор, прих. – Троицкая, Предтеченская, Покровская, Владимирская (л. 521 – 522); в г. Саратове – собор, церкви – Воздвиженская, Введенская, Николаевская, Казанския Богородицы, Архангельская (л. 520 об.), в г. Димитриевске – не названы.

VIII. Иркутская епархия, в Иркутске – собор, церкви – Профьевская, Троице-Петропавловкая, Богородично- Владимирская, Тихвинская, Троице-Сергиевская (л. 1091), Братского острога – Троицкая Богоявленская Введенская (1096), Кубинской – слоб. – Троицкая, (л. 1095), Ангинской слободы – Ильинская (л. 1096), Верхоленского острога – Воскресенская, Урицкой слободы – Спасская, Китайской слоб. – Рождественская, Охонской слоб. – Благовещенская, Бадаской слоб. – Николаевская (л. 1096); в Нерчинске – собор. Воскресенская, Городищенской слоб. – Введенская, Серебряных заводов – Петропавловская, Ундинской слоб. – Николаевская (л. 1097); в Илимском городе – Спасская церковь, Тюшамской слоб. – Покровская, Бархуцкой слоб. – Успенская, Новоудинской слоб. – Покровская, Орленской слоб. – Спасская (л. 1287).

Состав епархий к половине XVIII в. (Опис. Д. и Д. Арх. Св. Син. XXIII, приложение ХVI.).

IX. Санкт-Петербургская епархия, Санкт-Петербург – 37 цер. с соборами, в уез. – 18 цер., г. Шлютенбург – 1 ц., в уезде – 6 ц., Кронштадт – 5 ц., Выборг – 1 ц., в уез. – 2, в Фридрихсгаме – полковая, Ямбург – 1 соб., в уез. – 4, Копорье с посадом – 2, в уезде – 13 цер.

В Санкт-Петербурге – Петропавловский собор, Троицкий собор, Исаакиевский собор, Успенский собор, церкви: Рождества Пресвятой Богородицы при першпективе, Святого и Праведного Симеона Богоприимца и Святыя Анны Пророчицы, Святого Апостола Андрея Первозванного на Васильевском острове, Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Образа Ее Императорского Величества при конюшенном дворе ружная, Святого Николая Чудотворца, что в Посадской, Святого Апостола Матфея на Санкт-Петербургском острове, Введения Пресвятой Богородицы при Копорском и Ямбургском полках, Преображения Господа в Невском полку, Воскресения Христова на Васильевском острове ружная, Благовещения Пресвятой Богородицы на том же острове, Святого Симеона странноприимца на Выборгской стороне, при той же и погребение, Вознесения Господня при морской гошпитале, Святых апостолов Петра и Павла при сухопутном лазарете, Живоначальной Троицы на Охте, Святого пророка Илии на пороховых заводах, Вознесения Господня при адмиралтейских заводах, Святых и праведных Захарии и Елизаветы при главной полиции, ружная, Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца при артиллерийских слободах, Святого Великомученика Пантелеймона при партикулярной верфи, Воскресения Христова за литейным двором ружная, Рождества святого Иоанна Предтечи в Ямской, Святыя Великомученицы Екатерины в Екатерингофе, Происхождение Честных древ на Выборгской стороне, Владимирския Пресвятой Богородицы в придворных слободах, Преображения Господня лейб-гвардии в Преображенском полку, Введения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии в Семеновском полку, Живоначальной Троицы лейб-гвардии в Измайловском полку, Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии в Конном полку, Святого Николая Чудотворца на морском полк. дворе, Живоначальной Троицы при Астраханском пехотном полку, Святого Благоверного и Великого Князя Александра Невского что в Ингермаландском полку, Воскресения Христова в инженерном корпусе, на руге, Живоначальной Троицы при Галерной гавани, на руге.

В Санкт-Петербургском уезде. Святых апостолов Петра и Павла при сестрорецких заводах, Святых апостолов Петра и Павла в селе Келтушах, Святого Петра Митрополита за красным кабачком, Преображения Господня в Стрелиной мызе, Святых апостолов Петра и Павла в селе Васильевском, Знамения Пресвятой Богородицы в Петергофе, Святого Великомученика Пантелеймона в Ораниембауме, Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Ропше, Живоначальной Троицы в дворцовом селе Красном, Святого Николая Чудотворца в Сиворицкой мызе, Воскресения Христова в Сундовской мызе, Святой Великомученицы Екатерины в Славянской мызе, ружная, Знамения Пресвятой Богородицы в дворцовом селе Царском, Казанския Пресвятой Богородицы при Тосемском яму, Святого Николая Чудотворца при Ижорской пильной мельнице, Святого Благоверного и Великого Князя Александра Невского при ижорском устье, Покрова Пресвятой Богородицы в рыбной слободе, Преображения Господня при невских кирпичных заводах.

В Шлютельбургском уезде – Покрова Пресвятой Богородицы в селе Назье, Успения Пресвятой Богородицы в селе Лукинском, Тихвинской Пресвятой Богородицы в селе Путилове, Рождества Пресвятой Богородицы в селе Рождествене, Успения Пресвятой Богородицы в селе Успенском, Святого Николая Чудотворца при каменоломских заводах.

В Кронштадте – Андреевский собор, церкви: Богоявления Господня, Владимирской Пресвятой Богородицы при Кронштадтском полку, Воскресения Христова при морской гошпитале ружная, Преображения Господня при Кроншлотском полку.

В Выборге – Рождественский собор, церкви: Сретения Господня в селе Сретенском, Святого Николая Чудотворца в Либецком и Лиманском погостах, ружная, Святых апостолов Петра и Павла в Фридрихсгаме полковая.

В Ямбурге – Архангельский собор, церкви: Святых Апостолов Петра и Павла в Кениниской мызе, Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в с. Ополье, Святого Николая Чудотворца в Ястребинском погосте, Рождества Христова в Реткиной мызе, Успения Пресвятой Богородицы во Врудской мызе.

В Копорье – Преображенский собор, Успения Пресвятой Богородицы на посаде, Рождества Пресвятой Богородицы в селе Дятлицах, Святого Николая Чудотворца в Горском погосте, Святого Великомученика Георгия в Гатчинском погосте, Святого Архистратига Михаила в Удосольском погосте, Благовещения Пресвятой Богородицы в Клопицкой мызе, Рождества Пресвятой Богородицы в селе Рождествене, Преображения Господня в Орлиной мызе, Святого Архистратига Михаила в селе Бегуницах, Святых Апостол Петра и Павла в Грызовском погосте, Святого Николая Чудотворца в Котельском погосте, Святого Николая Чудотворца в Сойкинском погосте, Святого Николая Чудотворца в Ильешском погосте, Преображения Господня в селе Черенковицах.

X. Костромская епархия – Кострома – 2 соб., 2 дев. мон., 35 прих. цер., пригороды – Нерехта и Плес – 2 соб., 9 прих. ц., в Костромском уез. – 218 ц., г. Любим – 1 соб., 3 прих., в уезде – 61 ц., Судислав и Буй – 1 соб. и 4 прих., в Судиславском и Буйском уез. – 69 цер., г. Кадый – 1 ц., в уезде – 48 ц., в Кинешемском у. – 7 ц., Галич – 1 соб., 14 прих. пер., в уезде – 116 цер., Парфеньев – 1 соб., в уез. – 17 ц., Судай – 1 соб., 2 прих., в уез. – 16 ц., Чухлома – 1 соб., 1 прих., в уезде – 27, Соль-Галицкая – 1 соб., 5 прих., в уез. – 14 цер., Унжа – 1 соб., 2 прих., в уезде – 58 ц., Кологрив – 1 соб. и 1 прих., в уезде – 19 цер.

XI. Коломенская епархия, г. Коломна с уез. – 1 соб., 211 прих., в том числе 6 двуприходных, Кашира с уез. – собор. и прих. – 162 ц. (5 двуприх.), Тула с уез. – 1 соб., 110 прих. (8 двуприх.), Венев с уез. – собор и 39 прих. (5 двуприх.), Дедилов с уез. – собор и 17 прих., Крапивна с уезд. – 59 цер. (5 двуприх.), Ефремов с уез. – 1 соб., 32 прих., Орел с уез. – 1 соб., 96 прих., Кромы с уезд. – 1 соб., 74 прих., всего 8 соб., 800 прих. (2 двуприх.).

XII. Белоградская епархия – Белгород – 15 ц., уезд. – 45 ц., Болхов – 2 ц., уез. – 6 ц., Обоянь – 4 ц., уез. – 42 ц., Курск – 15 цер., уез. – 119 ц., Старый Оскол – 10 ц., уез. – 68 ц., Вольный – 2 ц., уез. – 10 цер., Хотмыжск – 2 цер., уез. – 12 ц., Миропольское ведомство – 6 ц., Валуйка – 7 ц., в уез. – 11 ц., Полотов – 1 цер., в уез. – 6 цер., Нов. Оскол – 6 цер., в уезде – 23, Яблонов – 4 цер., в уезде – 18 ц., Сайтов – 1 цер., в уез. – 5, Алешня – 1 цер., Изюмское ведомство – 10 цер., Нежегольск – 1 ц., в уез. – 4 ц., Карпов – 8 цер., в уезде – 14 ц., Короча – 4 цер., в уезде – 21 ц., Суджа – 1 цер., в уезде – 9 ц., Чугуев – 7 ц., в уез. – 12 ц., Ольшанск – 3 цер., в уезде – 9 цер., Усерд – 2 цер., в уезд. 13 цер., Верхососенск – 4 цер., в уез. – 8 цер., в Харьковском полку – 4 цер., всего в епархии – 575 церквей.

К стр. 512. При открытии и первоначальном устройстве Духовной Семинарии в Полтаве много потрудился Евгений Булгарист, арихепископ славянский (с 1775 по 1779 гг.), (Летопись Екатиринослав. Арх. Комиссии, вып. V, Екатеринослав, 1909 г., стр. 133–140.

К стр. 513. Колонизатором Новомосковского и Павлоградского уездов был, главным образом, известный Кирилл Николаевич Тарловский, венчавший Елизавету Петровну с Разумовским, в бытность священником Козелецкой Николаевской церкви, а затем её настоятелем. После он был священником в Петербурге, духовником и воспитателем Екатерины II, и, наконец иноком Киево-Печерского монастыря. Кирилл Тарловский священствовал в Запорожье и построил Николаевский монастырь, имевший много вотчин (Киевская Старина, 1887 г., стр. 377–580; 1900 г., стр. 422–428.

* * *

1184

Общий состав епархий с указанием числа церквей в них относится к половине XVIII в. и заимствован из приложения XVI в Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син. т. XXIII: название церквей по некоторым епархиям только в городах относится к началу 30-х гг., ХVIII в. и заимствовано из Дела Арх. Св. Син. 1731 г. № 502.


Источник: Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы : Опыт церковно-историч., стат. и геогр. исследования / И. Покровский. - В 2-х том. - 1897-1913. / Т. 2: XVIII-й век. - Казань : Центр. тип., 1913. - [4], 892, XVIII, 48 с.

Комментарии для сайта Cackle