Источник

13. Хотьков Покровский монастырь

Стоит на берегах реки Пажи, протекающей отсюда в Радонеж и за селом Воздвиженским, вливающейся в реку Ворю.

Основание монастыря относится к 1309 году: следственно здесь церковь в честь Покрова Божией Матери древнейшая во всей России; потому что Новгородская, Тверская и Московская церкви во имя сего праздника, забытого в Греции, принадлежат к концу XIV века. В древности обитель cия называлась Покров на Хотъкове.36 По примеру некоторых иноческих обителей, Хотьков был киновией, т.е. обителью чернецов и черниц; кельи одних были на правой, кельи других на левой стороне. По скудости средств к содержанию и по просьбе священнослужителей и монашествующих он поступил на ружное Княжеское содержание; тогда было там семнадцать старцев и стариц. В 1544 году, с поступлением в управление Троицкого монастыря,37 он постепенно стал приходить в лучшее состояние. В конце XVI века там находилось до 35 стариц. Во время осады Троице-Сергиева монастыря, Хотьков был опустошен, но в царствование Михаила Романова возобновлен, так что уже в 1642 году в нем, вместе с игуменьею числилось 44 монахини. В 1764 г. Хотьков монастырь отписан был от Троицкой лавры и помещен в разряд третьеклассных, со штатом 17 монашествующих. При учреждении духовных Штатов, было всех инокинь, белиц и послушниц 115, а в настоящее время тех и других 350.

В этой пятивековой обители, кроме могил нет ничего древнего, ни зданий, ни утварей. В 1648 году ветхая деревянная церковь Покрова заменена каменной, которая впоследствии была перестроена и в 1816 году освящена Преосвященным Августином. В этом соборном храме достойны благоговейного внимания: 1) местная икона Тольгской Божией Матери в золотой ризе с драгоценными каменьями; на нижних полях оклада вырезана следующая надпись: «Сей образ Пресвятыя Богородицы Тольгския, молeниe блаженныя и вечно достойныя памяти благоверной и великой Государыни Царицы Параскевы Феодоровны. Пожалован в благословение верховой девице Анне, что Троицкого Покровскаго Хотьковскаго монастыря монахиня Александра, а приложенный на сем образе убрус и цата жемчужные с запонами алмазными и на полях оклад, приклад блаженныя и вечнодостойныя памяти Б. Г. Императрицы Анны Иоанновны. Венец же и риза и надпись золотыя приложены от благоверныя Государыни Принцессы Анны в 1741 году». 2) Смоленская икона Богоматери, в приделе Святителя Алексия, с такою надписью: «Сия икона благословлена Царицей Праскевой Феодоровной Тимофею Ивановичу Чевкину, а в cию обитель дана послушницей Александрою Матвеевною Чевкиною» и 3) Каменные две гробницы блаженных родителей Преподобнаго Сергия, схимонахов Кирилла и Марии, в трапезе собора на правой стороне; на передней части надгробницы вырезаны надписи: «Лета 6845 преставися раб Божий инок Кирилл, отец Преподобнаго Сергия Радонежскаго Чудотворца». Пред их гробницами для богомольцев отправляются панихиды. Другая церковь в Хотькове монастыре, смежная с соборной, во имя Святителя Николая. Она была теплая с трапезой монашеской. Вместо обветшавшей старой, в 1768 г. построена новая, освященная Архнмандритом Троицкой лавры Платоном. Кроме этих храмов, там есть над южными вратами монастыря, при богадельне церковь в честь Святителя Митрофана, а над северными – в память Рождества Св. Иoaннa Предтечи, которая для соседних поселян заступает место приходской: в ней совершаются для них Таинства брака, крещения и другие требы.

Петр I, в бытность свою в Хотькове, заметив там много досужих крылошанок, белиц и послушниц, выписал из Голландии мастериц, которые научали нх прясть тонкие нитки, ткать лучшие холсты и плести кружева, кои доныне составляют предмет келейной работы и промысла монастырок. Так гласит местное предание, сохраненное старожилами Хотьковскими! Императрица Елисавета Петровна, любившая эту обитель, взяла к себе из крылошанок Марфу Ивановну сперва в сенные девушки, а потом в мамушки Наследнику Престола, Великому Князю Павлу Петровичу.

Чтоб не оставить без внимания достопамятных мест на Троицком пути, повернем в Радонеж – городок, теперь Городок, по коему Преподобный Сергий именуется Радонежским. Прежде чрез него шла большая дорога из Москвы в Сергиеву обитель, а в начале XVII века там был ям с 40 охотниками, т.е. ямщиками.

* * *

36

Карамз. И. Г. P. IV, пр. 371.

37

Церковно – Исторический Месяцослов Свято – Троицкой Сергиевой лавры. М. 1854, в 8.


Источник: Путеводитель из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру / Соч. И.М. Снегирева. - Изд. А.А. Мартынова. - Москва : В тип. В. Готье, 1856. - 116, [2], IV с.

Комментарии для сайта Cackle