Церковь Чуда Архангела Михаила, в Чудовом монастыре
В деревянном городе на Москве, обложенной ордынскими данями и выходами, уже существовали Княжеский Преображенский монастырь на Бору и соборная церковь во имя Архангела Михаила; но еще не было Митрополичьего монастыря. После Св. Феогноста, вступил на Святительский престол Алексий, сын Черниговского боярина Феодора Бяконта, крестник Иоанна Калиты, ревнитель веры и благочестия, поборник Отечества. Едва он утвердился на престоле своем, как добрый Джанибек вызвал его в Орду, для исцеления жены своей Тайдулы, или Тайболы. С твердым упованием на помощь Божию, Святитель отправился туда 18 Августа, 1357 года. (1) Упование его не посрамило; святые его молитвы возвратили здравее болящей Царице, которая, между прочими дарами, уступила ему место Ханского двора на Москве. (2) Вскоре после того, как Бердибек, убийца своего отца и братьев, вступил на престол, Св. Алексий, по убеждению Великого Князя, должен был опять ехать в Орду предстателем за землю Русскую. Но, к удивлению, лютый Бердибек, угрожавший истомою Руси, смягчился пред кротостью праведника и отпустил его из Орды с ярлыком, подтверждавшим освобождение Русского духовенства от податей и налогов. Москва встретила своего Архипастыря, как Ангела избавителя. (3) Такой подвиг его не мог не показаться чудом, подобно исцелению Тайдулы. Еще прежде Алексий ознаменовал спасение свое от жестокой бури на Черном море основанием Спасо-андроникова монастыря; храм в память Чуда Архангела Михаила в Хонех сооружен им на месте Ханского двора, по откровению Божию, о коем свидетельствует нам житие. Может статься, это было исполнением его обета, данного при первом или втором путешествии в Орду. (4) Исцеление неверной Царицы силою веры и неожиданная милость кровожадного Бердибека не менее были чудесными, как и спасение от бури на море; там вера, здесь жизнь Святителя и Отечество подвергались очевидной опасности. Память подобных событий увековечивалась сооружением церквей.
Первая cия церковь в Чудове монастыре, около 1365 года поставлена была Святителем Алексием деревянная, может статься, обыденная, как обетная; потом, вместо малой деревянной, соорудил он «каменную, обширнейшую, единокровную, с помостом на земли и «с приделом на правой стороне, в честь «Благовещения Богоматери. (5)» Таким образом в одном храме соединилось чествование Богоматери и двум Архангелам Михаилу, победителю супостатов, и Гавриилу, вестнику таин Божиих. О назначении места могилы Святителя два источника представляют нам противоречущие известия – Троицкая летопись и списатель жития его, Сербин Пахомий Логофет, современник Всероссийским Митрополитам Филиппу I и Геронтию. Первая гласит, что, хотя Святитель, «крайняго ради смирения,» и заповедал Великому Князю Димитрию похоронить свое тело за алтарем церкви в назначенном месте; однако Великий Князь «не восхоте положити кроме церкви таковаго господина честна Святителя, но в церкви близ алтаря положиша его.» А по сказанию же Логофета Пахомия, Св. Алексий, следуя примеру своего предшественника: Первосвятителя Петра, устроившего себе гроб в соборной церкви Успения Богоматери, «ископал себе своими руками могилу в приделе Благовещенья Богородицы.» Там и погребены честные его мощи, скрывавшиеся под спудом могилы 60 лет. Они были краеугольным камнем в основание Св. Обители, о коей так повествует нам Св. Иоснф Волоколамский: Святитель «насади в ней старцы честны и овех убо испроси у Св. Сергия, овех же из иных монастырей, сущих под его рукою, також честны и святолепны и иночески духовне живуще: якож и всем человеком приходити к ним, старым же и юным, и пользу от них приимати, якож и сам той Спиридон, еще юн сын, сих поучением и наказанием отверже мирский тятеж и ко иноческому житью притече.» (6) Из этой обители веры и благочестья изливался на всю Poccию свет духовного просвещенья: в последствии она была первым на Москве приютом учености.
Хотя Пролог упоминает только о деревянной церкви, сооруженной Святителем Алексием; но списатели жития его говорят о построении им другой, каменной, как мы видели. Если б она была деревянная, то могла лн уцелеть в нашествие Тохтамыша, спустя четыре года после преставления Св. Алексия, когда город, т.е. крепость, превращен был в пепелище, и когда в нем сгорело все деревянное? В святительство Фотия, при Великом Князе Василии Темном, через 60 лет послe блаженной кончины Св. Алексея Митрополита, верх Архангельской церкви от ветхости обрушился; но алтарь и совершавшие в нем богослуженье остались невредимы. (7) И так место обрушившейся старой каменной церкви заступила новая, каменная, хотя не столь обширная, как прежняя, но и «выше и прекраснее ея», построенная в одно лето «с трехкровными всходами выспрь.» При копании рвов для ее фундамента, обретены были в земле нетленными св. мощи и храмоздателя, прославленные чудесами, о коих повествуют нам отечественные летописи и сказанья. На время строения новой церкви, рака с св. мощами основателя Чудова монастыря, вероятно, была поставлена Св. Фотием Митрополнтом или в одном из соборов, или в деревянной перкви, какая могла быть срублена взамен созидаемой. Так при сооружении Московского Успенского собора, мощи Святителей перенесены были в церковь Иоанна Лествичника, а для богослужения поставлена была деревянная церквица. Повествователь жития Св. Алексия передает нам следующую молитву, обращенную Великим Князем Василием Темным к открытым мощам Святителя: «Хвалю и славлю тя, Господи Боже мой, и Пречистую Твою Матерь, яко сподобил еси нас, паче же и мне грешному в последняя сия лета видети таковое благости Твоея сокровище, его же даровал еси нам, яко вторый источник благодатный последнему роду нашему, источая нам дивная чудеса и всем, иже верою требующим, дар милости Твоея получити, не токмо же единому граду нашему Москве, но и всем градовом и весем и странам» и т. д. Летопись нам сообщает известиe в 1462 г. об исцелении хромого старца Наума у гроба Святителя Алексея.
Ни летописи, ни житейники не говорят нам, сохранилась ли Чудовская церковь в первобытном своем виде и была ли она возобновляема, или перестроена с 1436 во 1501 год, после пожаров по Суздалыцине 1445 года, 1453 года и 1493 г., когда внутренность города Москвы т.е. Кремль опустошен был огнем, когда от пламена распадались каменные церкви и когда наконец выгорели казны у Чуда в монастыре. (8) Как бы то ни было, только в Софийском Временнике (9) и других летописях упоминается, что в 1501 году, повелением Великого Князя Иоанна III разобрана за ветхостию церковь Архангела Михаила, «юже бе заложил и совершил св. Алексий, Митрополит чудотворец в лето 6873 (1365).» По-видимому, из этих слов можно бы заключить, что, среди всех разгромов и пожаров, уцелела первоначальная церковь в течение 136 лет, если б другие, не менее достоверные памятники отечественной писменности не свидетельствовали нам о чудесном ее падении, спустя 60 лет после кончины святого ее создателя. Поэтому вышеприведенные слова Временника (юже бе заложил и совершил) только отвлеченно указывают на первоначальное ее основание и на главного основателя. Так летописи и сказания говорят, что Успенский в Москве собор сооружен Св. Петром Митрополитом, хотя он неоднократно был не только перестроиван, но и вновь сооружаем преемниками Первосвятителя. Строение храма в Чудове монастыре, при Иоанне III, продолжалось с 1501 по 1504 год, а по Истории Российской Иерархии, с 1494 по 1501 год. Строителями его, вероятно, были Фрязины, вызванные тогда из Италии, или Немцы из Пскова, как показывают материалы, план, архитектурные линии, кладка и орнаменты из обожженной глины (terra cotta): искусство, коему Фиоравенти научил Русских. (10) Новую сию церковь, в самый день ее праздника 1504 года, освятил Всероссийский Митрополит Симон с Архиепископом Геннадием и другими Епископами.
Что ж касается до св. мощей Алексия Митрополита, то они еще в 1483 году перенесены были из южного предалтария Михайловской церкви в новую, сооруженную Чудовским Архимандритом, потом Архиепископом Новгородскими Геннадием Гонзовым, в честь Святителя Алексия подле Михайловской церкви, как видно и в деяниях на древней иконе Святителя Алексия в трапезе Чудова монастыря. Там они поставлены были в раке на вскрытии и проявление свое ознаменовали многими чудесами, о коих засвидетельствовал нам Всероссийский Митрополит, а потом отшельник и труженик, Феодосий Бывальцев. (11) Когда же эта церковь, в конце XVII века, по ветхости, сломана и, по данному чертежу Царем Феодором Алексеевичем, начали сооружать новую обширнейшую: на то время св. мощи переставлены были в церковь Архангела Михаила. В царствование ж Иоанна V и Петра I она была окончена строением. Оба Царя с сестрою своей Царевною Софией своими руками перенесли св. мощи из дома Архангела Михаила в церковь новосооруженную и поставили их на уготованном месте, где и донынe они стоят. (12)
В течение 345 лет своего бытия, новосооруженный храм Архангела Михаила пережил опустошительные пожары 1547, 1626, 1701 и 1737 годов, нашествие Татар, Литвы и Наполеоновых полчищ. Пламя касалось не одной его внешности, иногда проникало в самую внутренность: что доказывается железными связями, кои от огня растягиваясь в междустолбиях, приняли криволинейную форму. Неоднократно враги обнажали ето святилище от украшений, какими обогащало его благочестивое усердие Государей, Святителей и бояр. Но после сих бедствий, дом Архангела Михаила всякой раз был восстановляем не только в прежнее, но и лучшее благолепие. Особенно украшали его своими вкладами Цари Михаил и Алексий. В 1684 году его алтарный иконостас послужил образцем для иконостаса большого Успенского собора. (13) Наконец, во время четвертого, по-видимому, возобновления этой церкви, в 1779 году, при Архиепископе Московском, потом Митрополите Платоне, позолочена глава, обитая медными листами, кровля покрыта железом, переделаны каменные крыльца и пристроен на западном входе портик. Тогда же, вероятно, отломана каменная паперть, окружавшая храм с трех сторон, приделаны входы в подвалы церкви с юга и севера, кои дотоле находились под существовавшею вокруг ее ходовою папертью. Прежде тяблы алтарного иконостаса расписаны были арабесками на масле, или говоря техническим языком нашей старины, травами и цветами; потом обложены тонкою посеребреною латунью с чеканкою в виде cетки, или так называемою басмою, наконец третье, по-видимому, украшение иконостаса составили свинцовые арабески, положенные на разцвеченную и подортученную слюду. Напоследок, при Архиепископе Платоне, нижней ярус этого иконостаса покрыт был образками латуни, оставшейся от иконостаса Алексеевской церкви. Тогда же стенопись византийской школы, произведенная минеральными красками, закрыта была живописью, ие принадлежащею ни к какой школе; многие древние очерки были переиначены, или уничтожены, расширены верхние узкие окна для большого освещения, одни лики Святых заменены другими, как заметно было по остаткам прежней стенописи, на пр: вместо Св. Иоанна Белоградского и Св. Великомученицы Евдокии, тезоименитых Царевичу Ивану Михайловичу и Царице Евдокие Лукьяновне, написаны Св. Великомученица Екатерина и Св. Апостол Павел, тезоименитые Императрице Екатерине II и Наследнику Престола, Цесаревичу Павлу Петровичу и пр. Так, по большей части, возобновлялись не только в конце XVIII, но даже в в начале XIX века древние наши храмы, когда еще Археология известна была по одному названию, когда мало заботились о всецелом сохранении и восстановлении древних памятников и когда переделки и пристройки к ним в новом вкусе, в строгом же смысле, искажения древнего стиля, почитались за необходнмые украшения. В таком виде оставалась Чудовская церковь до нашего времени, когда она потребовала возобновления Попечением Московского Митрополита Филарета, при Чудовском наместнике Иоанникие, она возобновлена с точным сохранением прежнего ее типа, и с большим против прежнего благолепием, в древнем вкусе, под надзором Академика Быковского. Возобновление это может послужить образцем как следует восстановлять древние памятники церковного зодчества и иконописания, не искажая их первобытного типа. Стенное письмо в храме и алтаре ресторировано с золотом, наведенным на мардан по полям; вызолоченные галтели, фризы и карнизы алтарного иконостаса придали новую лепоту святилищу, служившему усыпальницею Святителям, видевшему в стенах своих столько достопамятных событий. Митрополит Московский Филарет ознаменовал день храмового праздника, 6 Сентября, 1849 года, освящением благолепно возобновленного храма и глубоко назидательным словом, в коем соединил с живым очерком истории его сооружения и возобновления ближайшее всякому напоминание о возобновлении внутреннего храма нашего.
Как памятник церковного зодчества в самом начале XVI века, храм этот замечателен по материалу, кладке, форме и стилю. – Здание ето наземное и подземное.
Начнем с первого, складенного из среднего кирпича, хорошо обозженного. Квадрат его, возвышенный на 12 ступеней от горизонта земли, сходен основой и размерами с церквами XV и XVI века, коих рисунки помещены в нашем издании. На внешних его стенах выдаются по четыре лопатки, дугообразные наличники тянутся над верхними окнами, под ними широкий пояс из тисненого лекального кирпича; из такого же материала над нижним этажем карниз, большею частию, обломавшийся и узорочные наличники над южными дверьми. Орнаменты сии во вкусе возрождения или XV века художеств в Италии, обнаруживают дело Фряжское: шаблон состоит из иоников, бусов и валиков. Массивные стены шириною около двух аршин, с брусковыми железиыми связями, оканчиваются мешенями или щипцами, на коих лежала прежде дуговая крыша; она заменена четырехскатною, над коей возносится вызолоченная глава на длинном фонаре с окнами. Также три полукружия составляют восточную часть церкви с полуколоннами, фризами, с тремя окнами в среднем полукружии, и по одному в боковых. Но оставшиеся части полуколонны над средним окном с прямыми перемычками, показывают, что в плане зодчего оно не предназначалось на этом месте. С трех сторон три ступенчатые всхода, называемые папертями, ведут в храм; под ними находятся спои, или склепы. Три входные двери с архивольтами, южные из узорчатого лекального кирпича, из коего состоит пояс на внешних стенах под окнами, прочие два из белого камня.
В западной стене у входа, с левой стороны, на каменной доске вырезана следующая надпись:
«Cия церковь Архангела Михаила устроена при Великом Князе Иоанне Васильевиче, при Архимандрите Феогносте, лето от сотворения мира 7009, освящена 7012 лета Митрополитом всея Руссии Симоном, Архиепископом Новгородским Геннадием и Епископы, а возобновлена лета от P. X. 1779, при Преосвященном Митрополите (?) Московской Платоне.» (14)
На правой же стороне при входе прочтете след. надпись: «В лето 7356 при державе Благочестивейшего Государя Императора Ннколая Павловича, тщанием Филарета Митрополита Московского и Коломенского, в сем храме Чуда Архистратига Михаила, еже в Хонех, начато обновление иконостаса и стенного писания, а в 7357 окончено к храмовому празднику 6 дня мца Септемврия.»
Из стен еще выдаются железные связи от прежней ходовой паперти на арках, обнимавшей церковь с трех сторон. На северной и южной стороне заметны следы закладенных окон. Окруженная надгробными памятниками, она представляет вид кладбищенного храма.
Подземная часть этого здания, по-видимому, древнее наземной, которая над нею надстроена. Она состоит из двух подвалов, или споев, прочно складенных из белого камня, без железных связей, под двойными коробовыми сводами, коих распалубки или пазухи сходятся на средине. Сии подвалы вижние и верхние, один над другими. В нижние ведет вход с южной стороны. В преддверии их у северной стены стоит гробница с железным посохом в возглавии Архиепископа Иосифа, скончавшагося 1745 года. Выходы сии, разделенные четырьмя столбами на три отдела с арками, образуют три галлереи, вышиною около двух сажен. Воздух и свет проходят в них из стенных окон с большими откосами. На том самом месте, под сводами алтаря, где были погребены св. мощи Алексея Митрополита, в стене находится только утлубленная иишь. Нигде не заметно следа могил и надгробий, так что скорее можно почесть подземелья сии кладовыми для хранения церковных сокровищ, чем катакомбами. В верхние подвалы ход с севера; в них такие же столбы, своды, арки, ниши и окна, как и в нижних, только в северо-восточном углу находите род кельи или храмины, не много длиннее обыкновенной могилы, вышиною около четырех, шириною около трех аршин; ее освещает узенькое окошко с железною решеткой; железные крючья при входе показывают, что некогда на них навешена была железная дверь. Этот тайник можно бы почесть темницей, если б глубокая нишь в стене с крючьями для затворов не означала кладовой. Мы прежде заметили, что в таких споях, или подвалах под церквами хранилась Государская или церковная казна, спасались от огня и врагов. Во времена нашествия и частых пожаров, когда каменные церкви, середи деревянных строений, служили последним убежищем, нередко обороною, а подвалы их кладовыми: тогда подобного рода строения были необходимы.
Во внутренности храма, воздвигнутого над сими двойными подвалами, четыре четырехгранных столпа служат подпорами коробовым сводам и сквозному трибуну с четырьмя голосниками в пазухах его; два из столпов с арками, перекинутыми на стены, занимают средину храма, остальные отделяют от него алтарь, коего иконостас к ним приставлен. Внутренность сего храма, при обыкновенном расположение представляет особенную заботливость здателей выполнить храмовую потребность в акустическом отношении. Голосники из кувшинов устроены не только в угловых пазухах под трибуном; но они находились в западной части церковных стен. Ныне осталось еще два голосника около юго-западного угла, по одному на южной и западной стенах, вышиною аршинах на девяти от помоста (пола). IIpoчиe же были на средине западной и ceверной стенах; но они в прошлом столетии заделаны по той причине, что мешали изображениям св. лиц стенной живописи, при поновлении храма.
На стенах, сводах, пятах, арках и столпах изображены: блаженство праведных в царствии Небесном, Господскиe Праздники, Начало нового лета, Вселенские Соборы, чудеса Св. Архангела Михаила, деяния Св. Иоанна Лествичника и лики разных Святых, в чиcле которых есть тезоименитые особам царственного дома Романовых. В 1779 г. они записаны масляными красками, какими и ныне возобновлены; но из-под слоя красок видны были еще первобытные черты рисунка, сделанные графьею. К обоим столпам приставлены старинные иконостасы с подзором, покрытым на фольге оловянными травами. На лбе (своде трибуна) изображен Господь Вседержитель; под сим взображением в окружности написан крупными узловатыми буквами тропарь: Пречистому образу Твоему поклоняемся и т. д.
Пять поясов алтарного иконостаса увенчаны Херувимами. Средину в нем, так называемый в старых описях Деисус, занимают образа Господа Саваофа, Воплощения и Спаса в Силах; в раэноцветных четырех поясах, знаменующих четыре стихии, с символами Евангелистов и Силами Небесными, восседает на престоле благословляющий Иисус Христос с отверстым Евангелием в руке; при пoднoжии Его книга судеб Божиих, обвитая кὸлами многоочитых Херувимов; от Него крестообразно простираются два тройственные луча, выражающие изречение песни церковной: «Из плоти Твоей лучи божества исхождаху, Всесильне.» В Апостольском поясе, кроме первоверховных Апостолов Петра в Павла, помещены три вселевских Святителя Василий Великий, Григорий Двоеслов в Иоанн Златоуст, два Московских Петр в Алексий. Святитель Николай, Иоанн списатель Лествицы и наконец Преподобный Михаил Малеин. Как последнее изображение, так равно и на столпах лики святых Алексия Божия человека, Иоанна Белоградского, Евдокии и Ирины свидетельствуют, что иконостас этот устроен в царствование Михаила Феодоровича и возобновляет в памяти нашей сего благочестивого Царя с его благоверным семейством; но, как видно, некоторые местные иконы и Царские двери относятся к царствованию Алексия Михайловича, ознаменованному успехами церковной живописи. Иконопись здесь в греческом стиле, сходная с пошибом иконостаса церкви Грузинския Богоматери в Никитниках, отличается бойкою и отчетливою кистью Царских и Патриарших зоографов. Как один пояс отделяется от другого карнизом, покрытым фольгою и по ней оловянными травами, вызолоченными под мардан, так равно одна икона отличена от другой резною вызолоченною галтелью. Над царскими дверями и нижним тяблом простирается подзор или карниз, покрытый разноцветною фольгой; на ней выведены оловянные травы, вместо прежней слюды, подложенной ртутью и расписанной разными цветами. Замечательны отчетливостью и твердостью рисунка, плавкостью и тонкостью раскраски, роскошью золотой иконопоти местные образа, разнствующие своим пошибом и веком от икон в верхних тяблах иконостаса: Спасителя на престоле, Успения Богоматери, так называемого Облачного, или с Носимыми, Св. Апостола Андрея Первозванного и Святителя Николая, писанных Царским иконописцем Феодором Евтихеевым 1669 года, в Фряжском пошибе. Два сии образа, по-видимому, указывают на приделы во имя сих Святых, кои, может статься, были в ходовой трапезе церкви; что ж касается до храмового образа, то он отличается пошибом от прочих местных и древнее их, письмо его Московское, в строгом греческом стиле. Вместо прежнего подзора из латуни, сделанного во время Митрополита Платона, над царскими вратами устроена великолепная фрамуга с резьбою в древнем вкусе, с богатою позолотой. На фрамуге в трех клеймах старинного письма представляются Вход во Иерусалим, Тайная Вечеря и Чаша Моления. На стенках арочки Царских дверей изображены в лицах Седмь Таинств, три Вселенских Святителя, составивших литургику Церкви, Св. Архидиаконы Стефан и Лаврентий. Иконы Благовещения и четырех Евангелистов на Царских дверях писаны знаменитым в XVII веке Царским иконописцеи Симоном Ушаковым, как значится в надписи на полях образа Св. Иоанна Богослова, руководителя икоиописцев и зодчих. В типических лицах благовестителей выражен характер каждого; а твердость и отчетливость рисунка, теплота в колорите, искусный подвод под краску, отживка с румянцем, пущенным в тонкую тень, отделы волосов, в одних с подрусинкою, в других с подсединкою все обнаруживает опытную, ловкую кисть художника, каков был Симон Ушаков, украсивший многие Московские церкви произведениями своего искусства. Лице Богоматери озарено святым спокойствием, смирением и величием, лице Архангела сияет чистою радостию, с какою он благовестил Приснодеве тайну Воплощения Сына Божия. В старческих сановитых лицах у Евангелистов проявляется то углубление в тайны Царствия, кои они, богодухновенные, проповедовали в концы вселенной. Иоанн изображен не юношею, как пишут его западные, но в глубокой старости, когда он начертал свое благовестие. Доличное строго соответствует лицевому. Замечательно, что врата сии писаны в самый год рождения Петра I, крещенного в Чудове монастыре. Пред иконостасом висят три старинные паникадила из красной меди, пожертвованные в дом Чудотворца Алексия в 1663 года Окольничим Родионом Матвеевичем Стрешневым по жене его Марфе Семеновне; среднее четырехъярусное, боковые трехъярусные, с изображением на матице пятиглавой церкви. (15)
Одна часть алтаря отделяется от другой арками, кои соединены с полукружием горняго места. Алтарь украшен стенописью, представляющею Господа Вседержителя, страсти Xристовы, Предтечу в сонме младенцев, лики св. Пророков, Апостол, Святителей, Преподобных, Мучеников, св. Жен, пустынников, Столпников, украсивших Церковь учением, страданиями, смертию и подвигами веры и благочестия. Над престолом висит на железных прутьях резная деревянная, с позолотою, сень на подобие шатроваго тройнаго верха с 12 главками; она замечательна затейливостью рисунка и вычурностью орнаментов. О времени сооружения этой сени и о художнике свидетельствует вырезанная по краям ее следующая надпись вязью: «лето 7155 Сентября в 1 день сооружена сень cии над престолом Чуда Архистратига Михаила, иже в Хонех, при державе Благовернаго, Христолюбиваго Государя Царя в Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Руси в кф (?) лето державы Царства его и при его благоверной Царице и Великой Княгине Евдокеи Лукьяновне и при Царских детях, при благоверном Царевиче Алексие Михайловиче в 7 лето его возраста и при благоверной Царевне и Великой Княжне Ирине и при благоверной Царевне и Великой Княжне Анне и при благоверной Царевне и Великой Княжне Татиане, для Чудова монастыря, при старцах при Макарии и Кирилле, да при Келаре старце Cepгие Ладыженском, да при Казначее старце Варлааме, иже о Xpисте с братиею, монастырскою казною, рукоделие раба Божия Петра Ремезова.» На внутренних стенках сени и на ее небе написаны в греческом пошибе, по золоту Божия Матерь с Предвечным Младенцем, окруженная Царями и Пророками: Давидом и Соломоном, Моисеем, Илиею, Даниилом, Исаиею и Захapией, и Праотцем Иаковом. На горнем месте устроено Святительское седалище, от коего по обеим сторонам полукружия простираются каменные скамьи – сопрестолия для Священнослужителей.
В южном предъалтарии некогда был престол в честь Благовещения Богоматери, перенесенный 1680 года в новую трапезную церковь, где и доныне существует. В глухой арке или нише южной стены висит лампада пред изображением обретения св. мощей Святителя Алексия. Здесь место, где прежде опочивали и открыты св. его мощи, и как сказано выше, в 1483 году перенесены в новую церковь Новгородским Архиепископом Геннадием. Сей Иерарх, чтитель святого Алексия, сочинитель Пасхального круга, 1506 года, положен в могилу самого храмоздателя. Рядом с ним погребены Митрополит Андрианопольский Матвей и племянник Святителя Алексия Даниил Феофанович, который, по свидетельству летописи, «много служи Великому Князю в Орде, на Руси и по чужим странам, по незнаемым местам, по неведомым землям.» (16) В этой же церкви погребены были мощи страстотерпца Патриарха Гермогена, перенесенные отсюда в Успенский собор при Царе Алексие Михайловиче. Она же дала последний приют Митрополитам Всероссийским в 1462 году Феодосию Бывальцеву, окончившему среди подвигов благочестия и терпения свою жизнь в стенах Чудовской обители; Симону 1511 г. и Афанасию 1566 (?) г., Даниилу, Епископу Смоленскому в 1397 году, Архипастырям Московским: Иосифу Волчанскому, Платону Малиновскому и Тимофею Щербатскому, Епископу Тверскому Евфимию Вислену. (17) При этой церкви погребен 1565 г. последний Царь Казанский Едигер, во св. Крещении Симеон. К сожалению, большая часть надгробий, неизвестно когда, утрачена, так что нельзя найти места могил Святительских; они употреблены на фундамент монастырских зданий. У северной ее стены стоят надгробные камни над могилами вельмож царствования Алексия, Феодора, Петра, Анны и Елисазеты. Здесь положены останки Князей Трубецких, Куракиных, Хованских, Щербатовых и Оболенских, бояр Стрешневых, Морозовых, Собакиных и Бутурлиных. Наконец на южной стене близ алтаря, сверх надгробного камня видно живописное на деке изображение старца во гробе; пред ним стоящий монах указывает на него жене в царственном одеянии. Это место погребения иконописца, юродивого Тимофея Архипова, который, по сказанию Болтина, когда встречал Царевну Анну Ивановну у Царицы Прасковии Феодоровны, то всегда повторял; «дон, дон, дон Царь Иван Васильевич!» (18) По вступлении своем на престол, Императрица Анна Ивановна, вспомнив предсказаниe юродивого, отыскала, его могилу в Чудове мовастыре, служила над нею паннихиду и поставила камень с следующею надписью: «1731 года, Мая в 29 день, при державе Благочестивейшия и Великия Государыни нашея, Императрицы Анны Ивановны, преставися раб Божий Тимофей Архипов сын, который, оставя иконописное художество, юродствовал миру, а не себе, а жил при дворе матери Ея Императорскаго Величества, Государыни Императрицы Благочестивейшия Государыни, Царицы и Великия Княгини Параскевы Феодоровны, двадцать осемь лет, а погребен в 30 день Мая.» Живописный портрет Архипова хранится в Чудове монастыре. Подле могилы юродивого надгробный камень в стене указывает место погребения стариннаго литератора Kapионa Истомина, славившегося своими сочинениями в конце XVII и в начале XVIII века. В надписи на этом камне читаете следующее: «1722 года, Мая в 15 день успе о Господе Христиански Иеромонах Карион Истомин, бывый печатнаго двора справщик и пр.»
При этом же храме погребен современник Никона Патриарха, Епифаний Славинецкий, которого некогда называли «мужем мудрым, искуснейшим, Многоученым, в Фнлософии и Богословии изящным дидаскалом, искуснейшим в Еллино-греческом и Славенском диалектах.» (19) На гробнице его начертана была следующая надпись:
Приходай человече! Зде–ставь, да взираеши,
Дондеже в мире сем обитаеши:
Зде бо лежит мудрейший отец Епифаний,
Претолковник изящный Священных Писаний,
Философ и Иерей в монасех честный,
Его же да вселит Господь и в рай небесный,
За множайшие его труды в писаниих,
Тиранно мудрословные в претолкованиях,
На память ему да будет
Вечно и не отбудет.
Но не одними могилами замечательна эта усыпальница Святителей и бояр; она знаменита и событиями, совершившимися в ее стенах. Как летописи и другие письменные памятники упоминают о крещении в Чудове монастыре Великих Князей и Царевичей; то, вероятно, в Архангельской церкви просвещены св. Крещением, в присутствии Царя Иоанна Васильевича, Василий, сын Князя Юрия Васильевича, потом дети Иоанна Васильевича Царевич Иоанн 1554 г., Феодор 1557 г. и Царевна Евдокия. Их восприемником был Митрополит Макарий; в 1629 г. здесь же крещен Царь Алексий Михайлович, а в 1672 г. сын его Петр I. Эта же церковь в 1553 г. была свидетельницей Крещения Царя Казанского Утемишь-Гирея. Как в Богом растимой пшенице случается иногда расти плевелам, так и здесь некогда служил чернец диакон, писец Иова Патриарха, сочинитель канона трем Святителям Московским, потом беглец, самозванец, орудие Езуитов, лже-Царь Московский, Григорий Отрепьев.
Начиная от Царя Иоанна Васильевича до Феодора Алексеевича, все Государи Московские в праздник Чуда Св. Михаила Архангела слушали здесь Божественную литургию. На этот праздник у Царя Алексия Михаиловича бывал стол для бояр на передней избе. (20) Августейший чтитель отечественной святыни и древности, Государь Император Николай I и Августейшия Его Дети с благоговейным любопытством обозревали сей памятник веры и благочестия великого ревнителя о благе России. До 1812 г., во флигеле Чудовского монастыря, жили Грузинские Архиереи, Иона и Евлогий; а потом тут же пребывали Преосвященные Иона и Пафнутий. Они ежедневно бывали у ранней обедни во храме Чуда Архистратига Михаила.
Соединение столь важных и благоговейных воспоминаний в этом древнем памятнике церковного зодчества и иконописания, в усыпальнице Святителей, месте их священнослужения, начиная от храмоздателя Св. Митрополита Алексия до возобновителя Филарета, дает оному высокое значение в истории отечественной Церкви, Государства и художества. Настоящим же воссозданием дому Архангела Михаила придана древняя святолепность, вселяющая невольное благоговение к сему священному зданию, которое и по древности своей, занимает в Москве второе место после Успенского собора.