Библиотеке требуются волонтёры

Источник

Никонова часовня на Елеонской горе

Тому уже невступно два века, как на поклонной горе, где теперь стоит эта часовня, Царь Алексей Михайлович с Патриархом Никоном обозревал место для сооружения Нового Иерусалима, который бы на Святой Руси представлял подобие древнего. В память такого события гора названа Елеоном и на ней водружен каменный крест, а потом изображенная здесь часовня, находящаяся в версте от соборного храма Воскресения Христова в монастыре. Этот священный памятник, любопытный по своему историческому значению, как бы основный камень новому Иерусалиму, замечателен своею внешностью и внутренностию.

Рисунок представляет вам осмигранное здание с шатровым, пирамидальным верхом: в плане оно сходно с древними часовнями в северо-восточной Pocсии, кои обыкновенно сооружались в память знаменитых событий. Зодчий, как видно, заботился сколько о прочности и соразмерности, столько и об украшении внешности здания. На углах граней часовни выдаются тонкие колонки из белого камня с базами и капителями; они увенчаны кронштейнами пирамидальной формы, раскреповывающими карниз. Колонки имеют снизу на третьей части своего утонения валики. В стульях пиедесталов впадины расписаны по темному фону, равно как кронштейны, раскреповка карниза и самый карниз; фриз состоит из высеченных в камне Херувимов и орнаментов. С ваянием здесь соединена и живопись для того, чтобы напечатлеть в памяти зрителя лица и деяния Ветхаго и Новаго Завета, имеющие отношение к Елеону. Между колонн в гранях часовни полуциркульные впадины обогнуты валиками; в этих впадинах изображены: 1. Иоиль и Давид, Иcaия; 2. Иисус Христос с учениками, над ними слово Евангелия: «Небо и земля мимо идет, а словеса же моя не мимо идут.» 3. Иосафат, Варух и Иона. 4. Ангел, держащий над Иисусом Христом и Апостолами отверстую книгу с начертанною на ней молитвою Господней. 5. Пророк Даниил, Архидиакон Стефан и Царь Соломон. 6. Иисус, указующий на изсохшую смоковницу. 7. Пророки Иepeмия, 3axapия и Аввакум.

Над впадинами идет подзор с городками. Над осмериком часовни возвышается пирамидальный каменный шатер, крытый окрашенным в зеленую краску железом с валиками из жести. На поверхности шатра в два ряда глухие окна с фронтонами. Верх его увенчивается круглою шейкой с небольшою главкою, над коей водружен четвероконечный крест на полумесяце.

Ступенчатый всход в часовню с запада. В пятах купольного свода связи положены крестообразно. Там изображены Вознесение Господне, на обеих сторонах по шести Апостолов с хартиями, на коих начертан символ веры. На стенах представляются нам в живописи подвиги Искупителя во Иерусалиме. 1. Ведение его к Пилату, 2. Лобзание Иудино, 3. Явися ему Ангел, укрепляя его. 4. Моление о Чаше 5. По вознесении, часто молилась Матерь Божия и Ангел явился ей за три дни до кончины ея. 6. Оставил Иисус Христос Петра, Иакова, Иоанна, отходя на молитву. 7. Господь оплакивал близкое опустощение Иерусалима. В клеймах написаны лики св. мучениц Екатерины, Агриппины и Татианы. Над дверью виден крест, состоящий из 15 продольных и 7 поперечных осмиугольных звезд, с надписью: сим побеждай. В правом дверном откосе изображены основатели Нового Иерусалима: Царь Алексий Михайлович, а в левом Святейший Патриарх Никон.

Вся стенопись в часовне, назидательная и важная по-своему содержанию и цели, произведена усердием Архимандрита Аполлоса. Для поклонников она служит напутствием к обозрению самого храма, дивного по-своему зодчеству, где представляется им Евангелие в лицах, где обозначены места главнейших подвигов Спасителя.

Посреди этой моленной поставлен камень длиною и шириною 1 аршин 15 вершков, вышиною 9 вершков, обложенный с боков мраморными плитами. В нем водружен осмиконечный каменный Крест вышиною 3 аршина 12 вершков, толщиною 4 вершка. Средина этого креста обложена листовым серебром с золочеными ободками. Над изображением распятого Христа виден Господь Саваоф и Святый Дух и дщица с надписью: Iesus Nazarenus, Rex Iudaeorum, т.е. Иисус Назарянин, Царь Иудейский. На другой стороне Креста высечена следующая летопись: «Водрузися Святый Божественный Крест Господа Бога и Спаса нашего Ииcyca Христа на сей горе Елеоне, от востока прямо Лавры святаго Живоноснаго Воскресения на Святом Cионe. Блавословением Великаго Господина и Государя Никона Святейшаго Apхиепископа Царствующаго великаго града Москвы и всея великия и малыя и белые России Патриарха, того ради, понеже тишайший Великий Государь Царь и Великий Князь Алексий Михайлович, всея великия и малыя и белыя Poссии Самодержец, будучи в зачатии Лавры сея на освящении храма Святаго Живописнаго Христова Воскресения древянаго. И по освящении церкви, походя окрест монастырскаго основания и дошед сего места, возшед на него, посмотря сюду и сюду на широту пространства полнаго, и возлюби е и нарече имя монастырю Новый Иерусалим и честныя своея руки писанием изобрази, его же Патриарх в ковчежец сребрен вложи, в вечное благословение в лавре Святаго Воскресения положи лета 7166 года, а от еже по плоти Рождества Бога Слова 1657 года, Октября в 18 день.»

Богомольцы, лишенные возможности совершить странствование в древний Иерусалим, посещают Новый. На пути своем к святому месту, они останавливаются здесь на Елеонской горе поклониться Кресту Господню, который напоминает им не одно время основания и имя основателя сего монастыря, но вместе и крестный путь Спасителя на земли, указанный истинным последователям слова его: что «ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу: истинние поклонницы поклонятся Отцу духом и истинною.» Иоан. IV. 21 и 23. На память Вознесения Господня с Иерусалимского Елеона, сюда в Вознесеньев день бывает из монастыря крестный ход, сопровождаемый толпами окрестных жителей и странников.


Источник: Русская старина в памятниках церковнаго и гражданскаго зодчества / Сост. А. Мартыновым ; текст Н. М. Снегирева. - Изд. 2-е с доп. - Москва : В типографии Ведом. Моск. Гор. Полиции, 1848-. / Год 3. - 1852. - 218 с., [15] л. факс.

Комментарии для сайта Cackle