епископ Александр (Светлаков)

Ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. (1Тим. 3:15)

«Взыграния вся плотская обуздавши труды постническими, мужественное явила еси души твоея мудрование. Крест бо Господень видети возжелавши, самую себе всечестная мирови распяла еси: отнюдуже и к желанию ангельскаго жительства любезно управила еси себе всеблаженная. Моли Христа Бога, оставление согрешений даровати, чтущим любовию святую память твою» (песнь церковная, в нед. 5-ю Великого поста).

Спаситель1 жизни Преподобной Матери нашей Марии Египетской так начинает: «тайну цареву скрывать хорошо, дела же Божии открывать славно». В жизни Преподобной, действительно, проявилось много предивного и в высшей степени поучительного. Ее обращение от прежней, греховной жизни, ее удаление в безлюдную пустыню и самые усиленные подвиги во славу Божию и собственное ее спасение, сделавшее ее как бы бесплотною и ангелоподобною – какое дивное проявление благодати Божией! Сколько любви к падшему человеку! Подлинно, Бог есть не хочу смерти грешника, но, чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. (Иез. 33:11). Сам ищет грешника, лишь бы сей не противился Его воле, и ведет Его ко спасению, ему же ведомыми судьбами. «Обратитесь ко Мне, – говорит Господь сил, – и обращусь к вам» (Захар.1:3). «Отвергните от себя все нечестия ваши, – говорит Господь, – ими же не чествуете ко Мне, и сотворите все заповеди Мои... и дам сердце иное, и дух новый дам». (Иез.18:31,11:19). И радуется, как любвеобильный Отец, о всяком обращающемся с пути греховного на путь правый. Все это весьма ясно выражено в жизни Преподобной Марии Египетской. Никто, кроме Господа, не знал этой великой угодницы Божией, много лет подвизавшейся в пустыне Заиорданской, в продолжение 47-ми лет не видавшей людей и ничего не знавшей, кроме подвигов, молитвы и распинания плоти своей со страстями и похотями. Сам Господь благословил открыть в поучение грешному миру жизнь великой подвижницы чрез избранного Им угодника – Преподобного Зосиму, чтобы показать людям всю широту и глубину милосердия Своего, и научить, что Он, по неизреченной милости Своей, снисходит и к великим грешникам кающимся, как к разбойнику на кресте, обещавши ему царство Свое, и как к Преподобной Марии.

Неизвестная миру, жизнь Преподобной сделалась известна следующим образом: в одном из Палестинских монастырей подвизался Преподобный Зосима пятьдесят три года: но потом впал в искушение (как нужно быть осторожным!), что он уже выше всех, и ему не нужно ни от кого требовать наставлений. «Есть ли какой монах, – думалось ему, –который бы мог сравнится с ним в угождении Господу? Найдется ли кто-нибудь в пустыне, который бы: был выше его в совершении подвигов?» Тогда явился ему ангел и сказал: «хорошо, насколько возможно человеку, подвизался ты и проводил постническое житие; но нет человека на земле, который бы явил себя совершенным во всем. Оставь этот монастырь, подобно патриарху Аврааму, и иди в монастырь, находящийся при реке Иордан». Зосима повиновался словам ангела и пошел в указанную обитель, где и поселился, назидаясь строгим примером жизни старцев, которые как бы сияли деланием добрых дел и богомыслием, духом горели, работая Господу со страхом. Непрестанное пение священных песен, всенощное молитвенное стояние, псалмопение, совершенное удаление от праздных слов и всякой заботы о житейском, непрестанное чтение Слова Божия и самая пища (хлеб с водой) – таков был их образ жизни, возбудивший в Зосиме большую любовь к подвигам иноческим. Настало время великого поста, и по чину монастырскому по причащении Св. Тайн Тела и Крови Христовой, все иноки, разве кроме двоих, остававшихся для богослужения, испросивши друг у друга прощение с взаимным лобзанием и с благословения игумена (настоятеля), уходили в пустыню за реку Иордан, и здесь отдельно друг от друга предавались постническим подвигам. Следуя этому монастырскому уставу и обычаю братии, вышел из монастыря и пошел за Иордан и преподобный Зосима, и здесь подвизался в уединении. Спустя некоторое время, ему захотелось найти кого-либо из братии, чтобы получить наставление; с этой целью он пошел вглубь пустыни. 20 дней он шел, останавливаясь только для молитвы и псалмопения. И вот, когда он однажды остановился, обратившись к востоку, и начал петь обычные молитвы, вдруг увидел, как бы подобие человеческое, принявши его за бесовское привидение. Страх объял его, и он осенил себя крестным знамением.

Православные христиане! Вот как святые Божии веруют в силу крестного знамения и прибегают к нему во всех случаях смущения душевного! – Осеняйте и вы себя, как можно чаще, знамением креста, которое есть знамение для верных и страх для злых духов.

После сего он увидел, действительно, человека нагого, почерневшего от многих лет жгучего солнца, с белыми, как волна, но короткими власами. Великою радостью возрадовался Преподобный появлению человека (чего он искал, так как во все время постнического подвижничества не видел ни человеческого образа, ни живого зверя), и тотчас же поспешил навстречу. Шедший раб Божий, заметив движение Преподобного, быстро стал удаляться в глубь пустыни. Тогда Преподобный, несмотря на свою старость и немощь, как олень, поспешил догонять, и как только настиг, чтобы можно было подать голос, начал со слезами упрашивать бежавшего, говоря: раб истинного Бога! Зачем бежишь от меня, грешного старца, подожди меня недостойного, помолись обо мне и благослови меня ради Господа, никого не гнушающегося. «Авва (отец) Зосима! Было в ответ ему, прости меня Господа ради, не могу обратиться и подойти к тебе, ибо я женщина, и если хочешь подать благословение мне грешной, брось мне свою мантию (верхнюю одежду) для прикрытия наготы моей, и тогда приму благословение твое». Трепетом объят был Зосима, услышав из уст неведомой даже имя свое, и сотворил по ее слову. Снял с себя одежду и отошел от этого места, чтобы она могла прикрыться ею. Прикрывши наготу свою, отшельница, раба Божия, подошла к нему и сказала: Авва Зосима! Зачем тебе захотелось видеть грешную женщину? Желаешь ли слышать, что от меня и поучиться чему? Преподобный пал на землю и просил ее благословения. Тогда поверглась и она, прося его благословения, и оба лежали, прося друг у друга благословения, говоря тот и другой только: благослови!

Наконец Преподобная сказала ему: Авва Зосима! Тебе подобает благословить и молитву сотворить, ибо ты почтен саном пресвитера (священства), и уже много лет предстоишь алтарю Господню, принося божественные дары Господу Богу.

Видите, и поучайтесь, православные, из примеров святых Божиих, с каким почтением они относятся к священному сану и смотрят на священников, как на служителей Божиих и совершителей Тайн Господних. С большим почтением нужно нам грешным обращаться

к священнику Божию, чрез которого нисходит на нас от Господа благословение и благодать, немощное наше врачующая и оскудевающее восполняющая. Будь он немощен и слаб; должны верить, что он избран Господом для нашего спасения и есть сосуд благодати Божией для нас. Ведь и солнце, падая на места нечистые, не теряет своего света, так и благодать Божия изливается на нас, хотя бы чрез недостойного иерея. Какой страшный грех пред Господом осуждение священника и тем более осмеяние его! – Это значит попрание и унижение благодати Божией в нем, унижение в нем тайны священства. Берегитесь этого страшного греха и бегите соблазна, если он кем-нибудь

недоброжелательным допускается.

После сказанных Марией слов, что он – пресвитер, Зосима еще более убоялся, и весь в слезах и глубоком смущении, сказал: «О мати духовная! Ты к Богу приблизилась умерщвлением своей плоти, как я вижу из того, что меня нарекла по имени и пресвитером», – и еще более начал умолять ее благословить его. Тогда Преподобная сказала: благословен Бог, хотящий спасения человекам, на что Зосима ответил: аминь, и оба встали от земли. Преподобная сказала, что Господь научил и благодать Св. Духа наставила тебя, что ты пожелал видеть грешную жену и оказать во время нужды потребное телу моему. Скажи мне, отче, как живут христиане, цари и церкви Божии? Молитвами святых, ответил Зосима, мир крепкий даровал Господь Бог, но прошу тебя, помолись Господа ради о всем мире и о мне грешном, чтобы не была бесплодной пустынная жизнь моя. Тебе, по преимуществу, сказала ему Преподобная, должно, как имеющему священный сан, молиться за меня и за всех, так как ты на то и поставлен. Но за послушание сотворю волю твою; и тотчас обратившись к востоку, и возведши очи горе (к небу), и воздевши руце, начала тихо молиться, так что не слышно было слов ее, и во время молитвы усмотрена была Преподобным вознесшеюся на некоторое расстояние от земли и стоящею на воздухе. Это еще в больший трепет привело Зосиму, так что он пал на землю, и, обливаясь слезами, ничего не мог говорить, как только: Господи помилуй! Мысль смущала его, что он видит пред собою дух и привидение. Тогда Преподобная тотчас же приподняла его от земли и сказала: зачем ты, Авва Зосима, считаешь меня привидением? Ей, отче блаженный, молю тебя, да будет известно тебе, что я грешная жена, но просвещена св. крещением, и сказавши это, осенила крестным знамением чело свое, очи, устне и перси, говоря: Бог да избавит нас от лукавого и от его козней, так как велика его брань против нас. Услышав это преподобный Зосима пал к ногам ее, слезно умоляя: «заклинаю тебя именам Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога, родившегося от девы, не скрой от меня жизнь свою, но поведай ее, да будет явно величие Божие, открывшееся на тебе. Скажи мне, кто ты, и сколько времени живешь в пустыне?» Не затыкай ушей своих, отвечала Преподобная, когда услышишь из уст моих рассказ о моей беззаконной, позорной жизни, и затем начала свою повесть:

– Отче! Я родилась в Египте, и как только мне исполнилось 12 лет, оставила своих родителей, любивших меня, и ушла в Александрию. Здесь более семнадцати лет я вела самою нечистою жизнь, предаваясь публичному любодеянию и ненасытному распутству, не ради дара или награды, но увлекаемая пагубною страстью, овладевшею мною.

Однажды увидела я, что много народа шло к морю, и, узнавши, что они идут в Иерусалим к празднику Воздвижения Честного и Животворящего Креста, решилась вместе с ними отправится и я, побуждаемая теми-же страстными помыслами соблазна другими.

Не имея у себя ни денег, для уплаты за корабль, ни пищи, я надеялась всем этим пользоваться от других за удовлетворение страстям, надеялась найти многих поклонников моей страсти. Стыжусь говорить о своей постыдной жизни. О, человече Божий! Какой язык изречет, или слух примет все бывшее зло, мной содеянное, на пути и на корабле. Ужасаюсь, как море не потопило меня, как земля не разверзлась и не поглотила меня! Но думаю и верю, что милосердый Господь искал моего покаяния, и указал путь к нему, долготерпя о мне грешной. Позорно и срамно проводила я время и в самом Иерусалиме до праздника и служила постоянным соблазном.

Когда настал праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста, и увидела, что все сходятся в церковь, – пошла и я вместе с другими и взошла в притвор церковный. Здесь-то совершилась перемена моей жизни: здесь Господь милосердный явил мне многогрешной, свою неизреченную милость. Когда настал час воздвижения креста Господня, я хотела вместе с другими войти в церковь, но была совершенно оттеснена народом, так что с трудом и усилием могла приближаться к дверям церковным. Все проходили свободно в церковь, но меня удерживала как бы невидимая сила: снова принимала все усилия, но повторялось опять тоже, – все проходили, я усиливалась напрасно, и опять оказывалась в притворе. Так повторялось до четырех раз, – уже ослабели и силы мои от напрасных трудов, и я-со стыдом отступила и остановилась в одном углу притвора церковного, и начала раздумывать: что за причина, которая возбраняет мне видеть животворящее древо креста Господня? – Тогда открылось внутренним очам моим, что стыдная жизнь моя служит причиною к тому, и начала я плакать, рыдать и бить себя в грудь, с глубоким сознанием о своей греховности и не достоинстве.

Проливая слезы на месте, на котором стояла, я увидела вверху на стене икону Пресвятой Богородицы, и обратилась к ней с слезной молитвою: «о, Дево, Владычице, родившая по плоти Бога Слова! Сознаюсь воистину, что не достохвально и не благоприятно тебе, чтобы я, нечистая и скверная блудница, смотрела на честную икону твою, пречистая Приснодево Мария, имеющая и тело, и душу чисту и нескверну; справедливо быть мне возненавиденной и отринутой от твоей девственной чистоты. Но так как я слышала, что для того и пришел на землю Сын Божий, рожденный от тебя по плоти, да призовет грешника на покаяние, помоги мне, беспомощной, повели мне войти в св. церковь, и не лиши меня видеть честное древо, на котором плотию был пригвожден Рожденный от тебя и отдавший кров свою за избавление мое. О, Владычице! Отверзи мне двери, да поклонюсь и я, недостойная, божественному Кресту, и будь моей ходатаицей перед Рожденным от тебя, – даю обет, что я после сего сохраню тело свое чистым от прежней грешной жизни: а когда увижу св. крестное древо Сына Твоего, тотчас пойду туда, куда ты пошлешь меня и наставишь».

Православные! При храме и пред св. иконой совершилось чудодейственное обращение грешницы на путь спасительный. Так во храме, по преимуществу, и чрез св. иконы Господь видимо проявляет свою благодать и любовь к людям. Кто любит Господа, тот любит и св. храм Его, как место Его благодатного присутствия: кто любит Господа, дивного в святых Его, тот благоговейно почитает и священные изображения их, покланяется пред ними, вознося это поклонение к изображаемым на иконах. Дивное обращение преподобной пред иконой Богоматери при храме да утверждает вас в достодолжном почитании св. храмов и св. икон! Посещайте, возможно чаше, св. храмы, в которых Господь изливает свою благодать на верующих, – благоговейно почитайте и преклоняйтесь пред св. иконами, изображающими нам благоговейное предстояние святых пред Господом и напоминающими о тех великих подвигах их, которые приблизили их ко Господу. Их путь спасения есть и наш путь.

И после этого молитвенного обращения, и обета, данного пред св. ликом Богоматери. Преподобная в страхе и трепете, от сознания своей греховности, снова приближается к дверям, ведущим в церковь, и, о дивное чудо! Входить без труда и препятствий во внутрь церкви: зрит на животворящее древо креста Господня, и с благоговением падая на землю, покланяется ему и лобызает его.

(Вот образец, с каким благоговением должно приступать к кресту, на нем же распят для нашего спасения Царь и Господь, и св. церковь в своей священной песни напоминает нам об этом: „Кресту твоему покланяемся, Владыко, и св. воскресение твое поем и славим»).

Затем поспешно выходит из храма и с благодарным чувством, и с сокрушением о содеянных прежде грехах падает пред св. иконой Пресвятой Богородицы:

«о, Присноблаженная Дево Владычице Богородице! Какое великое человеколюбие ты являешь на мне! Ты не гнушаешься моей недостойной молитвы, ибо я увидела славу, которой и зреть недостойна я грешная. Слава Богу, принимающему тебя ради покаяния грешных. Теперь время, Владычице, мне исполнить свое обещание; направь меня, куда хвощешь, и будь для меня учительницей спасения и руководительницей на пути покаяния».

Во время этого молитвенно-благодарственного обращения, преподобная услышала голос, издали глаголющий: «если перейдешь Иордан, найдешь себе покой». Услышавши этот голос, указующий мне место подвигов покаяния, я, со слезами, взирая на св. Икону Богородицы, воззвала: «Владычице, Владычице, Богородице! Не оставь меня», и отправилась в пустыню. На пути зашла в церковь св. Иоанна Крестителя, близ Иордана находящуюся, и, поклонившись здесь, пошла к самому Иордану, в котором умывши лицо и руки от святой его воды, опять возвратилась в церковь для причащения св. и животворящих Таин Христовых, и на другой день на малом корабле (лодке) переправилась на другую его сторону, и опять помолилась Пресвятой Богородице, да направит мой путь, куда ей самой благоугодно. Таким образом пришла я в пустыню, и от того времени даже и до сего дня удалилась и водворилась здесь, чая Бога, спасающего меня от бурной и страстной жизни и ведущего ко спасению. Тогда Зосима спросил ее: сколько лет обитаешь ты здесь? Сорок семь лет, ответила она, как я вышла из св. града. Что служит пищей для тебя, говорит Зосима? Немного хлеба принесла я из-за Иордана, которым и питалась несколько лет. Затем Преподобная говорит о тех внутренних смущениях душевных и приражениях со стороны врага спасения – диавола.

Веруй мне. Авва Зосима, говорит она: семнадцать лет я боролась с своими похотями, как с лютыми зверями, являлась жажда мяса и рыбы, какие были в Египте, – желала и вина, и блудных песней, к которым я прежде привыкла. Тогда я со слезами и сокрушением вспоминала свои обеты, падала пред св. иконой, святой Споручницы, плакала и умоляла отогнать от меня эти злые помыслы. После семнадцати лет непрестанной руководительницей служит Пресвятая Богородица. Во время пустынной жизни моей и одежда от ветхости истлела, много терпела я от зимы и зноя, много раз падала на землю, как мертвая. Но сила Божия хранила меня. И теперь питаюсь, и покрываюсь словом Божиим, содержащим всяческая, – так как не одним хлебом, как Спаситель сказал, жив будет человек (Мф. 4:4). И это-то слово Божие, как живое и действительное, и служит для меня руководителем. Теперь заклинаю тебя, говорит Преподобная, Зосим, воплощением Слова Божия молится за меня грешницу. Когда она окончила свою повесть, св. старец быстро пал на землю и со слезами воззвал: благословен Бог, творяй великая и страшная, славная же и дивная неизреченная, имже несть числа, – благословен Бог, показанный ми, елика дорует боящимся Его; воистину, Господи, Ты не оставляешь взыскующих Тебя. На это блаженная сказала: все то, что слышал ты, отче, заклинаю тебя Иисусом Христом Богом Спасителем нашим, никому не открывать, доколе Господу не угодно будет взять меня от земли. Теперь иди с миром, и в следующий год опят увидишь меня, по великой ко мне милости Божией. Тогда во св. и Великий четверток, в день таинственной вечери Христовой, возьми от Животворящего Тела и Крови Христа Бога нашего, принеси и подожди меня на той стороне Иордана, да пришедши, причащусь Святых Даров, ибо я со времени перехода Иордана не принимала этой святыни: ныне же желаю и молю тебя об этом. Сказав это, Преподобная удалилась в глубь пустыни, а св. Зосима, поклонившись до земли, целовал место, где стояли ноги Преподобной, и возвратился, славя и благодаря Христа Бога нашего.

Проходит указанный год, и преподобный Зосима спешит исполнить волю святой подвижницы. В вечер таинственной вечери Господней (в Великий четверток) влагает в небольшую чашу св. дары, берет несколько сушеных смокв, фиников и чечевицы, и идет к Иордану, ожидая Преподобной. Долго не приходила Преподобная из пустыни, так что Зосима начал скорбеть и слезно сокрушаться, что он за грехи свои лишается этого блага. «Увы мне, недостойному, взывает он, увы мне, кто меня лишил такого добра»! И когда он так думал, явилась Преподобная на другой стороне Иордана, на духовную радость Зосимы, – оградила крестным знамением реку, тотчас вошедши в нее, пошла по поверхности ее, к как по соху. Дивны дела твои Господи! Невольно скажет верующее сердце. С благоговением смотря на это чудо, Зосима хотел поклониться ей, Авва, – ты священник и со св. дарами. Благослови меня, отче, благослови! Тогда Зосима сказал: воистину Бог не ложен, обещавший уподобить себе тех, которые заботятся об очищении своем; слава Тебе, Христе Божий наш, показавший мне через рабу свою сию, как я еще не совершенен. Затем он, по просьбе ее, прочел Символ Веры (Верую во единого Бога Отца...), молитву Господю (Отче наш, иже еси на небесех...) и причастил святую Животворящих Тайн Христовых. (Православные! Видите, как дорожат св. причастием святые Божии, и с каким благоговением приступают к нему. Не откладывайте с году на год этого таинства – приступайте к нему хоть раз, на каждый год. В этом св. деле не должно быть никаких отговорок, нужно помнить, что без этого таинства нет спасения, и те будут отвержены Вечным Судией, которые уклоняются от участия в нем). Принявши св. тайны, Преподобная, с воздетыми к небу руками, в слезах, возопила: ныне отпущаеши рабу твою, Владыко, по глаголу твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое. После сего сказала старцу: прости, Авва отче, еще прошу исполнить одно мое желание: в следующий год опять приди на то место, где я повествовала тебе жизнь свою, и, если угодно Господу, паки узришь меня. Моли о мне Господа, поминая всегда мое окаянство. Снова оградивши Иордан крестным знамением, она перешла также, как и прежде, в виду Преподобного Зосимы. После сего он в радости и страхе возвратился в обитель, укоряя себя за то, что доселе не узнал имени Преподобной. В следующий год Преподобный Зосима, по уставу монастырскому, опять отправился на Великий пост в пустыню для уединенных подвигов, и в конце определенного времени пошел в глубь пустыни искать то место, на котором стояли некогда ноги дивной отшельницы, и где, по обетованию ее, он должен был еще узреть дивное лицо ее. Долго шел по пустыне, и наконец встретил некоторые признаки, по которым мог заключить, что это желаемое и дорогое место близко. Озираясь во все стороны, он, по изображению жития, смотрит, как какой-либо опытнейший ловец, где бы встретить ему хорошую добычу. Не видя ничего около себя, он со слезами возводит очи свои на небо, умоляя Господа показать ему то некрадомое сокровище, которое скрывается в пустыне, показать ему ангела во плоти, с которым не может сравняться весь мир. Во время этой горячей молитвы он дошел до того потока, около которого встретил прежде Преподобную, и на другом берегу увидел ее лежащую мертвую, со сложенными крестообразно на груди руками и лицом, обращенным на восток. Быстро подойдя к ней, он омыл своими слезами блаженные ноги ее, потом с плачем воспел приличные тому времени псалмы, и, совершив молитву на погребение, задумался: вправили я предать ее тело погребению (земле), – быть может, это не будет ей угодно. Но святая заранее уже разрешила его недоумение: он увидел при главе ее следующие, написанные на земле, слова: погреби, Авва Зосима, на сем месте смиренное тело Марии и предай персть (взятое от земли) персти (земле): моли Господа за меня, преставившуюся апреля в 1-й день, – в самую ночь спасительных страданий Господа, по причащении Святых Таин (в предшествующем году, в Великий четверток). Таким образом разрешилось и недоумение Преподобного об имени дивной отшельницы, которого он доселе не знал, и открылось дивное дело Божие в том, что тело Преподобной уже год лежит бездыханным, совершенно открытое, и сияющее нетлением в этой жаркой стране, где все быстро подвергается тлению, и диких зверей – ни один зверь не смел прикоснуться к облагодатствованной, как хранимой невидимо самим Господом избранницы. Обретя это драгоценное сокровище божественной благодати, Преподобный, славя Господа, дивнаго во святых своих, и являющего такие дивные дела, слезами радости омочил землю и тело Преподобной, и находился в недоумении: время есть сотворить повеленное, но как сотворю, погребение, не имея ничего в руках; найдя вблизи одно небольшое деревце, начал им копать землю, но засохшая земля не поддавалась всем его усилиям. Глубоко скорбя об этом, он увидел огромного льва, стоящего близ тела Преподобной и лижущего ноги ее. В испуге от такого страшного зверя, он ознаменовал себя крестным знамением, с верою, что, зверь не нападет на него. Между тем лев начал тихо приближаться к старцу, и ласкался около него. Тогда Зосима сказал льву: так как сия великая угодница завещала мне предать ее тело земле, а я стар, и не могу копать землю, то выкопай ты, зверь, могилу ей, и я предам тело ее погребению. И едва лев услышал эти слова, как тотчас-же начал копать землю когтями своими и приготовил достаточную могилу. Снова старец омыл своими слезами тело Преподобной, и, с мольбою к ней – молиться за всех, положил тело ее, едва прикрытое ветхой одеждой, в приготовленную могилу и покрыл землей. После чего оба отошли от этого места: лев пошел в глубь пустыни, а Зосима, с славословием ко Господу на устах своих, возвратился в свою обитель.

По заповеди Преподобной – никому не говорить о ее жизни до ее смерти, Зосима скрывал доселе это, как тайну; теперь же он с радостью и умилением открыл всем инокам дивную жизнь Марии, ничего не скрывая – ни того, что видел, ни того, что слышал, так что все дивились, слыша величие Божие, со страхом, верою и любовью творили память о ней и почитали день ее преставления. Вскоре после сего, будучи около ста лет, скончался и Преподобный Зосима, чрез которого Господь благоволил открыть, в поучение и назидание людям, дивную и полную благодатного освящения жизнь Преподобной Марии Египетской. Подлинно, дивен Бог во святых своих, и дивны дела Твои, Господи! Для верующего, хотя и величайшего грешника, не должно быть места отчаянию, как для язычника, не имеющего надежд в будущем. В любви Христовой, призывающей всех ко спасению,

всегда он найдет источник утешения и ободрения. Обратитесь ко мне, и обращусь к вам, говорит Господь. Обратился ко Христу разбойник на кресте, и любовь Христова рекла ему: днесь со мной будешь в раю; обратилась преподобная Мария, и любовь божественная указала ей путь подвигов, на котором она достигла необычайной высоты совершенства – ангелоподобия, по словам Церкви, труды постническими мужественное явила души мудрование, мирови распяла себя, и к желанию ангельского жительства управила.

* * *

1

Святейший патриарх Иерусалимский Софроний.


Источник: Жизнь преподобной Марии Египетской [Текст] / Еп. Александр. - 2-е изд. - Москва : Печатня А. И. Снегиревой, 1895. - 24 с.

Вам может быть интересно:

1. Жития святых и богоносных святителей и страстотерпцев земли Казанской архиепископ Арсений (Брянцев)

2. Сказание о жизни и трудах преосвященнейшего Гавриила, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского архиепископ Макарий (Миролюбов)

3. О жизни и сочинениях иером. Иосифа Вриенния епископ Арсений (Иващенко)

4. Житие свщмч. Григория, патриарха Константинопольского протоиерей Александр Горский

5. Жизнь святого Φилиппа, митрополита Московского и всея России архиепископ Леонид (Краснопевков)

6. Святой Ипполит: его замечательная судьба, различные сказания о нем в истории и мнения у новых ученых протоиерей Александр Иванцов-Платонов

7. Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, сочиненное для любителей и почитателей памяти сего преосвященного митрополит Евгений (Болховитинов)

8. Житие преподобного Стефана Комельского Хрисанф Мефодиевич Лопарев

9. Житие св. Николая Чудотворца: переводы из собрания В.П. Гурьянова Александр Иванович Успенский

10. Воспоминание о старце Ионе, иеросхимонахе Симоновском иеромонах Арсений (Троепольский)

Комментарии для сайта Cackle