профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в день св. мучеников Адриана и Наталии (26-го августа)

Ныне мы празднуем в честь и память св. мучеников Адриана и Наталии.

Мученица Наталия жила в царствование Максимиана, нечестивого царя римского, гонителя христиан. Была она в супружестве с Адрианом, который занимал важную судебную должность в городе Никомидии, столице римского царства. Адриан был язычником, а Наталия христианкою, и оба они были люди молодые. В одно время Максимиан, прибыв в Никомидию, велел искать верующих во Христа. Воины схватили 23 христианина и привели их к царю. Царь угрожал им муками, но они исповедали себя христианами. Тогда царь приказал после жестоких истязаний оковать их оковами и заключить в темницу. Этих то св. мучеников привели в претор к Адриану, чтобы записать имена и ответы их для дальнейшего над ними суда. И что же случилось в это самое время? Один из рабов Адриана поспешил домой и возвестил супруге его Наталии, что господин их заключен в темницу. Наталия с ужасом и слезами услышала это известие. За какую вину взят в темницу господин мой? вопрошала раба плачущая Наталия. Раб отвечал: господин наш просил записать имя свое в число осужденных на смерть за Христа и хочет умереть с ними. Что же Наталия? Будучи в тайне христианкою, она возрадовалась душою. Услыша, что муж ее уверовал во Христа, она сама хотела объявить себя христианкою и пошла к темнице. В темнице были и те узники, числом 23, которые уже испытали тяжкое мучение, и в числе коих Адриан велел записать свое имя. Войдя в темницу, св. Наталья припала к ногам своего супруга и сказала ему: «блажен ты, господин мой! Ты обрел теперь то сокровище, которого никто от тебя не отнимет во веки вечные.» Она утешала и укрепляла его на подвиг мученический. Наступил вечер, и св. Адриан сказал Наталии: иди домой, а я, когда узнаю время, в которое изведут нас на мучение, извещу тебя, чтобы ты пришла увидеть нашу кончину. Св. Наталия сказала супругу: не пощади молодости своей и красоты тела, ибо бренное тело сие пища червям. Не помышляй о имении, о золоте и серебре; ибо они не принесут пользы в день страшного суда. Одни только добрые дела и вера, как дары, принимаются Господом.

И так, видите, братие, как поступали добрые супруги, любящие друг друга и преданные Иисусу Христу, какие говорили они друг другу благочестивые речи, какими делами желали угодить Богу и приобресть сокровища и радости небесные. И все мы должны всего более помышлять не о земных благах, но о вечных сокровищах Христова царствия и достигать их св. верою и добрыми делами. А для сего, по примеру св. Наталии, надлежит и нашим женам говорить своим мужьям всегда умные и добрые речи, укреплять друг друга в св. вере и добрых делах. Но беда та, что в наше время некоторые жены худо живут со своими мужьями, а мужья с женами. Иная жена и разумна, добра и богобоязненна, но, к несчастью, муж оказывается непутным: он или пьяница, грубиян или вор, сквернослов или развратник. Он и слышать не хочет умных речей доброй своей жены. Подчас он даже обругает и приколотит ее. И таким образом и муж идет на погибель вечную, и жена от мужа терпит великое горе. Но и та беда не меньшая, когда муж разумный и добрый, а жена оказывается непутною, скверною, злою или пьяницею. И горе тогда доброму мужу! Тогда он не услышит от жены своей ни добрых речей, не увидит ни добрых дел ее, и кроме великой горести в душе, ничего не имеет. И сама жена погибает, и мужа в погибель ведет. Мужи и жены! Научитесь у св. Наталии и Адриана истинной супружеской любви, св. вере и добрым делам.

Но посмотрим на дальнейшие подвиги св. Наталии. Узнав от самого св. Адриана, что царь хочет св. узников и с ними св. Адриана вести на мучение, св. Наталия опять отправилась в темницу. Там она лобызала св. мучеников и, видя раны их, послала служанок домой за полотном и перевязками; она своими руками перевязывала раны св. узников и служила им в темнице семь дней. Какое великое сострадание св. Наталии к страданиям св. узников! Так, братие, и мы должны поступать с бедными больными и страждущими людьми. Мы прекрасно сделаем, если принесем бедному больному кусок полотна на его раны и покроем наготу его, если принесем ему лекарство для облегчения его болезней и страданий, если дадим несчастному, убитому горем, добрый совет, или послужим ему другим каким-либо образом. Не мало есть и теперь в темницах людей, и, быть может, оклеветанных, невинно страждущих. Послужить и помочь этим бедствующим есть великая добродетель. Сию добродетель любит и хвалит Сам Господь и обещает за нее свою великую милость (Mф. 5:7).

Но вот св. Адриана привели на мучение. По приказанию царя, его стали битъ палками: потом царь велел четырем сильным слугам бить св. мученика дреколием. И когда Адриан мужественно терпел сии муки, не желая признать языческих богов и поклониться им, царь велел мучителям бить его по чреву. После сих страданий велел связать его с прочими мучениками и снова заключить в темницу. Что же св. Наталия? Как истинно любящая жена, желающая супругу своему сокровищ и радостей небесных, она, как пред мучениями, так и после мучений св. Адриана, утешала и укрепляла его. Положив руку свою на выю его, она говорила ему: «блажен ты, господин мой, что сподобился чести св. мучеников! Блажен ты, свет очей моих, что страдаешь за Пострадавшего за тебя!“ – Когда царь узнал, что узники изнемогли от ран и едва живы, то он приказал принести к ним в темницу железный молот и наковальню, и молотом на наковальне сокрушить им ноги и руки. В темнице была и Наталия: она не переставала служить мужу своему и прочим св. узникам. Св. мученики сами клали на наковальню ноги и руки свои и говорили: Господи, приими наши души! Тела св. мучеников царь приказал сжечь. Слыша это, св. Наталия похитила руку мужа своего и скрыла ее. А когда св. тела брошены были в разженную печь, то св. Наталия устремилась к печи, желая умереть вместе с супругом своим, но ей возбранили это. Вдруг загремел гром, заблистала молния, и пролился сильный дождь. Печь угасала и слуги бежали. Верующие взяли тела св. мучеников, не поврежденные огнем, перенесли их на корабль и отправили в Византию.

Благодарение Господу, все мы, братие, свободно исповедуем свою веру и никто не мучит нас за Христа. Но мы можем подражать св. Наталии и супругу ее Адриану, когда из любви к Богу, для царствия Христова терпеливо будем переносить постигающие нас скорби и горести жизни. Поступая таким образом, мы будем укрепляться в вере в Бога и уготовлять себе награду на небесах. Но как переносим мы скорби и горести жизни? Вот, напр., постигает нас тяжкая болезнь, недобрые люди несправедливо делают нам обиды и напасти. И мало ли каких бед и зол не встречаем мы в земной жизни? Но вместо того, чтобы переносить их великодушно, во имя Господне, мы часто скорбим и досадуем, и ропоту и слезам нашим нет конца. От того мы теряем веру свою в Бога и лишаемся венца небесного. Пример св. Наталии да укрепит всех нас среди наших бед и скорбей.

Но обратимся к последнему подвигу св. Наталии. Спустя несколько времени после мученической кончины св. Адриана, тысяченачальник того же города Никомидии – язычник пожелал жениться на Наталии; она была молода, прекрасна собой и богата. Жених послал к ней женщин предложить ей руку свою. Что же отвечала св. Наталия? «Я рада этой вести, сказала она женщинам, но прошу вас, подождите моего ответа до трех дней.» Говоря это, св. Наталия помышляла о побеге. Отпустив женщин, она стала молиться Господу о помощи. Вздремав от печали, она уснула тонким сном. Ей явился один из св. мучеников и велел немедленно идти к кораблю. «Господь, сказал св. мученик, приведет тебя к нам.» Проснувшись, св. Наталия оставила все и, взяв с собою одну руку супруга своего, вышла из дома и, прийдя к морскому берегу, нашла корабль, плывший в Византию. Корабль скоро отправился в путь и, помощию Божиею и св. Адриана, достиг Византии. Св. Наталия вышла на берег, близ которого был храм, а в храме были положены тела св. мучеников, и она с радостью и слезами припала к ним, приложила руку своего супруга к св. телу его и долго молилась. Во сне св. Наталии явился св. Адриан и сказал ей: «хорошо, что ты пришла сюда, раба Христова и дочь мученическая! Прииди в покой свой, готовый тебе от Господа!“ Она снова уснула. Верующие, прийдя разбудить ее, нашли ее скончавшеюся. Так совершила течение свое св. Наталия. Она была мученица, хотя и без пролития крови; ибо много спострадала св. мученикам, служа им в темнице и смотря на их страдания, а также и покинув дом и отечество свое ради своего целомудрия.

Теперь обратимся опять к себе самим и посмотрим на свою душу. При св. крещении душа наша украшена и обогащена дарами Св. Духа и предназначена к блаженству вечному. А эта красота и богатство для нас дороже всякого богатства и красоты земной. Но братие мои! И нас соблазняет диавол ко греху, как соблазнял св. Наталию жених-язычник. Не будем же отдавать красоты и богатства своих душ, во власть завистному диаволу, будем бежать от него, отрицаться от всех его злых дел и внушений, как св. Наталия, сочетавшись Христу. Будем верно служить Господу своему Иисусу Христу и молиться Ему, чтобы Он подавал нам помощь мужественно преодолевать греховные желания и внушения диавольские, жить целомудренно и свято, и достигать тех светлых обителей, в которых торжествует теперь св. мученица со своим супругом, св. Адрианом. Аминь.



Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Вам может быть интересно:

1. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

2. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

3. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

4. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

5. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

6. Мои дневники. Выпуск 4 архиепископ Никон (Рождественский)

7. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

8. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

9. Отечественная история церковная и гражданская протоиерей Фёдор Титов

10. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное Павел Иванович Савваитов

Комментарии для сайта Cackle