профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в день престольного праздника Святителя Христова и Чудотворца Николая

Ныне у нас престольный праздник в честь Святителя Христова и Чудотворца Николая. Везде добрые христиане почитают этот праздник. Но мы, говорю, почитаем его еще, как праздник престольный, особенно радостный и поучительный для нас. Что же такое значит престольный праздник? О чем он нам напоминает и чему научает нас?

Престольный праздник есть такое церковное торжество, которое совершается в память того св. угодника Божия, или священного события, во славу которого создан храм. Благочестивый христианин в этот день как бы невольно возносится душою к своему Создателю и Богу, особенно прославляет Господа и радуется о Боге Спасе (Лук. 1:46, 47). И точно, есть чему ныне нам особенно радоваться и прославлять Бога. Всегда богатый своими милостями, всеблагий Господь в сей день особенную являет благодать верным чадам св. церкви. Ныне Он как бы возобновляет благодать храма сего, освящающую верующих, и повторяет свое обещание принимать их молитвы в этом храме, как бы повторяет то, что сказал Он по освящении храма Соломонова: ныне очи Мои будут отверзсты, сказал Господь, и уши Мои внимательны к молитве на месте сем. И ныне Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там во веки: и очи Мои, и сердце Мое будут там во все дни (2 Паралип. 7:15, 16).

Чему же все это научает нас?

Если Господь в нынешний день повторяет Свое обещание принимать наши молитвы в этом св. храме и покрывать нас Своею благодатью, то и мы, как чада Божии, должны всегда свято хранить свою веру в Бога и заслуживать Его небесных милостей и покровительства благочестивою жизнью. А благочестивой жизни примером своим научает нас святитель Христов, имени которого посвящен и храм наш. Он есть для нас правило истинной веры, образ христианской кротости и смирения, учитель воздержания. У него можем мы научиться милосердию, посту и молитве, и многим добродетелям. Он есть наш усердный молитвенник и покровитель пред Богом. Читай, христианин, неленостно житие сего Святителя, молись ему усердно во дни и в нощи, и подражай его вере и добрым делам. Непростительно нам, если мы, получая от Бога великие милости и имея столь высокого покровителя и молитвенника пред Богом, как Святитель Николай, будем закосневать во грехах и забывать Господа Благодетеля и Его угодника Святителя Николая.

Здесь – в этом святом храме, сказали мы, пребывает Сам Господь. Его имя здесь во веки. А потому и мы, как чада Христовой Церкви, должны неленостно приходить в храм сей, и здесь, пред св. престолом, со страхом Божиим и верою, испрашивать себе всех милостей, необходимых для жизни нашей временной и вечной. Что это за христианин, который ленится ходить в храм Божий на молитву? Без храма Божия христианин тоже, что сирота без матери. Худо сироте без матери. О, как худо христианину на земле без св. храма! Сколько горя и бед испытывает он тогда на душе своей! Видя пред собою более суету мирскую, соблазны и пороки, и сам, волею или неволею, запутываясь в суетах и грехах, он беднеет Господнею благодатью и добрыми делами, удаляет себя от Бога и царствия Христова. Не удаляйте же себя, други мои от св. храма Божия. Храм Божий для христианина есть драгоценное на земле прибежище, и время, когда во храме совершается богослужение, есть время благоприятное и спасительное. Св. царь Давид, нигде столько не находил для себя отрады, как в храме Божием. Для него несравненно лучше было находиться один день в храме Господнем, нежели тысячу лет в домах грешных (Псал. 83:11). И точно, каких сокровищ и радостей не подает нам Господь в своем св. храме! Здесь приносится бескровная жертва за грехи всего мира, возвещается нам слово Господне, которое для нас дороже всякого золота и серебра (Псал. 118:72). Здесь мы получаем отпущение грехов, питаемся небесною пищею – Телом и Кровью Иисуса Христа; а это Тело и Кровь есть самое дорогое во всем мире для христианина сокровище. Здесь, от св. престола преподается благодать и благословение Господне на наши дома и хозяйства, на наших детей, на наши труды и занятия. Следовательно, где удобнее можем мы приближаться к Богу, прославлять Его имя и воссылать к Нему свои молитвы, как не в св. храме? Вспомните, братие, еще и то, что и Св. Николай, в честь которого мы ныне празднуем, от самой юности своей любил быть в Божием храме. Это было его самое любимое место. А потому, с каким усердием мы нынешний день пришли в храм Божий, с таким же усердием должны приходить сюда и во все дни нашей жизни.

Этот св. храм, сказали еще мы, Сам Господь избрал и освятил для Своего жилища. Его очи и Его сердце здесь во все дни. Какое драгоценное на земле для христианина прибежище! А потому и мы, как прихожане храма сего, должны своими трудами и жертвами заботиться о его благолепии и украшении. Этого требует от нас христианский долг справедливости и благодарности к Богу, подающему нам свои милости в этом св. храме. Да, возлюбленные, за все Божии дары и милости должны мы воздавать благодарение Господу и Его дары приносить Ему в жертву. А храм Божий, который, по Господней благости, устроен для нашего спасения, и доселе стоит среди наших жилищ, как поставленный от Бога хранитель наш, не есть ли для нас великая милость Божия? Храм Божий и его благолепие есть драгоценное на земле наше сокровище. И чем чище и светлее наше усердие и любовь к Богу и Его св. храму, тем более мы делаемся достойными милостей Господних. Сама св. церковь непрестанно молит Господа, чтобы Он освятил любящих благолепие дома Его и воспрославил их Божественною Своею силою.

И так, вот чему научает нас престольный праздник – тому, чтобы мы души свои соделывали престолом св. добродетелей. А когда души наши будут сиять св. добродетелями, то благодать храма нашего пребудет с нами неразлучно. В нашем обществе будет жить Сам Господь, как о сем написано в слове Божием: вы есте церкви Бога жива, яко же рече Бог: Яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог: и тии будут Мне людие (2Кор. 6:16). За нашу крепкую веру, за святое усердие и любовь ко храму Божию и за добродетельную жизнь нашу, Он будет награждать нас Своими дарами и милостями, будет благословлять наши труды и занятия, и удостоит нас праздновать вечный, неизреченный праздник на небесах вместе с Ангелами в царстве Отца Небесного. Аминь.



Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Вам может быть интересно:

1. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

2. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

3. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

4. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

5. Мои дневники. Выпуск 4 архиепископ Никон (Рождественский)

6. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

7. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

8. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

9. Отечественная история церковная и гражданская протоиерей Фёдор Титов

10. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное Павел Иванович Савваитов

Комментарии для сайта Cackle