Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю пред Просвещением

Мы ожидаем, братие христиане, святого праздника Крещения Господня. И старый, и малый знают, что это великий Господень праздник. А потому и мы должны приготовляться к нему достойным образом, И вот св. Церковь, приготовляя нас к сему празднику, в нынешнем Евангелии вспоминает о великом пророке, Предтече Господнем, Крестителе Иоанне, повествует о его святой жизни и его святых делах (Марк. 1:1–6).

В Евангелии же говорится, что св. Иоанн Предтеча вел строгую, воздержную жизнь. Он жил не в шумном городе, не в богатых и знатных дворцах, – он проводил жизнь свою в пустыне, и жил там как земной ангел и небесный человек. Одевался он не в дорогие и нарядные одежды, а напротив – носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс на чреслах. Пища его была также самая простая и суровая: он питался акридами и диким медом.

Не трудно теперь понять нам для чего св. церковь в нынешнем Евангелии, т. е. пред праздником Крещения Господня воспоминает о св. Иоанне Предтече. – Для того, чтобы научить нас воздержанной и богоугодной жизни, и чтобы мы праздник Господень встретили с добрыми делами.

Но как проводим мы сии дни? Как приготовляемся к великому празднику? Вместо того, чтобы удаляться от грехов и суеты мирской, мы, напротив, пред св. праздниками и в самые праздники часто спешим на шумные собрания и гулянья, где можно слышать худые речи, пустословие и сквернословие, где можно видеть соблазны и худые дела. Вместо того, чтобы к св. празднику украсить душу свою добрыми делами, многие из нас заботятся о том, как бы к празднику покраше нарядиться, да чтобы и люди посмотрели на них, а душу свою оставляют раздетою и неукрашенною. О воздержании в пище и питии едва ли мы и думаем: одни едят до пресыщения, оставляя только душу свою голодною, без молитвы и добрых дел; другие упиваются вином, иногда до потери толка и разума.

Не так, говорю, должны мы встречать и проводить св. праздники, не.так должны мы готовиться и к празднику Крещения Господня. Св. Церковь требует от нас воздержания, а пред самым праздником Крещения она установила даже строгий пост. А воздержание, слушатели, есть дело важное и угодное Богу. Выслушайте, как дорожили воздержанием строгие подвижники. Однажды препод. Макарию Александрийскому некто прислал свежих хороших ягод, и Макарий хотел было есть их. Но, чтобы победить это хотение воздержанием, он послал их к другому немощному брату, который желал таких ягод. Брат принял их с радостью, но, желая сохранить свое воздержание, послал их к другому немощному брату, таковой пищи желающему. Но и этот, приняв ягоды, сделал тоже, хотя и сам чувствовал себя весьма голодным. И таким образом ягоды те, будучи отсылаемы от одного к другому, обошли многих братий и опять пришли в руки препод. Макария; от последнего уже брата, как великий дар, принесены были целы, ибо никто не хотел вкушать их. Расследовав дело и узнав, что ягоды те обошли всю братию, препод. Макарий удивился и, Бога благодарив о таком воздержании всех братий, он и сам ничего не вкусил от тех ягод (Чет.-Мин. 19 января). А мы, говорю, и ради св. праздника не хочем воздержаться от своих грешных прихотей, и св. праздника не хочем почтить воздержанием и добрыми делами. Научимся же у св. Иоанна Предтечи и св. подвижников тому богоугодному воздержанию, которого требует теперь от нас св. Церковь.

Но обратимся опять к св. Иоанну Предтече. Посланный от Бога приготовить людей к принятию Спасителя мира, он явился в пустыне Иудейской на Иордане, и начал всем проноведовать: покайтеся, ибо приблизилось царствие небесное (Матф. 3:2). И приходили к нему Иерусалимляне и вся Иудейская страна, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя пред ним грехи свои. – Мы, слушатели, все просвещены св. крещением, и царство небесное для нас приготовлено. Но сколь необходимо и для нас покаяние! Во грехах мы рождаемся, во грехах и живем, грешим всякий день и даже всякий час. А чего не делает нам грех? От него происходят для нас беды и несчастья; он удаляет нас от Бога и царствия Христова. Но покаяние обновляет и просвещает нас, приближает нас к Богу и Его царствию. И после сего, какие мы будем христиане, если будем только грешить, но не будем каяться в своих грехах? И что из того, скажем еще, если мы будем встречать и проводить св. праздники с нераскаянными душами? Праздник свят, а мы нечисты; у Бога царствие, а мы идем во тьму кромешную, у Бога все радости, а мы сами готовим себе вечные слезы. У того только и праздник истинный, у кого душа чиста от грехов; а кто грешит и не кается, у того праздника нет, ибо он сам удаляет себя от Бога и Его царствия.

Братие христиане! Всякий день и всякий час необходимо нам покаяние. И всякий день, и всякий час ждет нашего покаяния Сам Господь. Св. Ефрем Сирин говорит: «Зело радуется Господь наш о кающихся, и приемлет в сладость исповедание наше, и ждет обращения нашего» (Цвет. из сад. Ефр. Сир. 1877 г. Пис. 29). И Сам Господь сказал чрез пророка Своего: не хощу смерти грешника, на еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему (Иезек. 33:10).

Будем же всегда каяться с сокрушением и смиренным сердцем. Истинное, чистосердечное покаяние есть для нас второе крещение: оно очищает нас от грехов и приобретает нам любовь Отца Небесного. И если мы будем так всегда каяться, то св. праздники будут приносить радость нашим душам, и Господь, ради святых праздников, будет посылать нам Свою благодать и благословение. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle