Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в день Крещения Господня

Нынешний день св. церковь воспоминает крещение Господне в реке Иордане от св. Иоанна Предтечи. Великое, братие, чудо происходило при крещении Господнем. Во св. Евангелии говорится, что когда Иисус Христос по крещении выходил из воды, то отверзлись над Ним небеса, Дух Святой сошел на Него, как голубь, и слышен был с неба глас Бога Отца: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение (Марк. 1:10, 11). Чему же научает нас праздник крещения Господня? О чем он нам напоминает! Об этом для душевной пользы нашей мы теперь побеседуем.

Иисус Христос, как Бог Святейший, не имел нужды в крещении. Но Он крестился для того, чтобы для нас, грешных, установить таинство крещения, чтобы чрез это св. таинство очищать нас от грехов и возрождатъ в духовную и святую жизнь. А св. церковь каждый год совершает праздник крещения Господня для того, чтобы напоминать нам о нашем крещении и о наших христианских обещаниях, данных нами при св. крещении. Для сего-то она воспевает ныне: елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся. (Гал. 3:27).

Да, брат., было время, когда пастыри Церкви крестили нас водою и Духом во имя св. Троицы. Тогда мы отреклись от диавола и от всех злых его дел, и дали обещание верно служить Иисусу Христу. С того времени мы стали называться христианами, верующими в Иисуса Христа. При крещении Господнем, сказали мы, происходило великое чудо. Тоже великое чудо Божие совершается и при нашем крещении. Как над Иисусом Христом, во время крещения во Иордане, отверзлись небеса, так и для каждого крещающегося отверзаются двери небесного рая. Как тогда на Иисуса Христа сошел св. Дух, так и теперь на каждого крещающегося нисходит благодать того же Духа. Как тогда Бог Отец объявил Иисуса Христа своим возлюбленным Сыном, так и теперь каждый крещающийся удостоивается, по вере во Христа, великого дара всыновления Богу, быть чадом Божиим и называть Бога Отцем своим. Вот какого великого дара и чести сподобляется человек в таинстве св. крещения! А все это не должно ли напоминать нам и о тех священных обещаниях наших, которые мы дали при св. крещении, и побуждать нас к верному их исполнению?

Но как помним мы эти священные обеты? Отвергнулись ли мы совершенно служения диаволу? Всегда ли верно служим Иисусу Христу? И вор крещен, разбойник и развратник крещены, и они носят св. имя христианина; но делами и жизнью своею служат не Иисусу Христу, а злому диаволу. Посмотрим и на других крещенных людей. Одни из нас привыкли жить обманом и неправдою, другие питают в душе своей вражду и злобу на ближнего своего, стараются даже делать ему и самое зло. Ах, все таковые христиане отступили от Христа и опять обратились к диаволу. Есть между крещеными и такие, которые и молиться с толком не умеют, не могут порядком перекреститься и прочитать молитвы Господней; но когда начнутъ осуждать и злословить, напр., своих соседей, начальников и других собратий, ругаться и сквернословить, то – и Господи упаси! – каких только не произносят они скверных слов! Самый воздух заражается от этих богомерзких слов. Некоторые из крещеных скупятся помогать бедствующим братиям, жертвовать на украшение храма Божия и на другие добрые дела; но когда начнут пьянствовать, предаваться разгулу, справлять, примерно, свадьбу и под. сему, то не щадят они ни трудового хлеба, ни трудовых копеек своих. И какого только не творится ими кощунства и безобразия? И, судите сами, есть ли здесь Иисус Христос? О, братие! Отсюда Иисус Христос изгоняется самими же крещеными людьми. Здесь торжествует диавол, который делает с христианскими душами, что хочет. Вот какие мы крещеные, православные люди! Что ж из того, что некоторые из нас говорят иногда: «я христианин, я человек крещеный“, а делами и жизнью своею служат не Иисусу Христу, Которому обещались служить верно, а злому диаволу, от которого отреклись? Размыслите порядком, какое теперь различие между некрещеным язычником, турком, магометанином и нашим христианином? Те не веруют во Христа, и мы забываем Его и хулим своими делами и жизнью.

И после сего каждый из нас должен понять, чего лишаемся и чего заслуживаем себе мы нашею нехристианскою жизнью и делами. При крещении нашем для нас отверзлись двери небесного рая, а теперь они для нас затворяются. При крещении нашем мы получили благодать св. Духа, а теперь мы лишаемся этой благодати и отдаем себя врагу своему на посмеяние. Тогда мы достойны были называться детьми Отца небесного, а теперь Он должен сказать нам: «вы не Мои дети, вы дети отца вашего диавола, идите от Мене, проклятии, в огонь вечный».

Что же делать нам, согрешающим после крещения? Где и в чем искать нам очищения от грехов и обновления нашей жизни? Тот же Иисус Христос, Который установил для нас таинство крещения, есть и теперь очищение наших грехов. Его кровь, пролитая за нас на кресте, очищает грехи всего мира. И пока мы живем на земле, исправление жизни возможно для всякого грешника. Для исправления согрешающих св. Церковь предлагает таинство покаяния, установленное тем жe Иисусом Христом. Св. таинство из грешника делает человека праведником, из служителя диавольского опять соделывает его возлюбленным сыном Отца небесного. Нужно только иметь крепкую веру в Иисуса Христа и чистосердечно раскаиваться во всех своих грехах. Без этой веры и раскаяния невозможно исправить своей жизни и получить оправдание от Бога.

И так, брат., если мы, по немощи нашей, согрешали и служили диаволу, то ничто не препятствует нам отказаться от диавола и служить Иисусу Христу. Ничто не препятствует пьянице быть трезвым и благочестивым, вору и грабителю быть честным и трудолюбивым, разбойнику – добрым и человеколюбивым, развратнику – воздержным и благонравным, скупому – щедрым и благотворительным, клеветнику и обманщику – правдивым и благоговейным. Только покайтесь и веруйте в Евангелие, сотворите плоды, достойные покаяния. Обновляя и исправляя себя покаянием, будем стараться исполнять свои христианские обязанности, и Отец Небесный, с любовью приемлющий всякого кающегося грешника, опятъ скажет нам: «вы дети Мои возлюбленные, в которых Мое благоволение. Вы наследники Моего вечного царства». Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle