Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение о том, как должно вести себя в храме Божием во время Богослужения

Имеяй уши слышати, да слышит (Лук. 8:16).

Господь наш Иисус Христос, поучая людей спасению вечному, нередко говорил: имеяй уши слышати, да слышит. Чему же он научает нас этими евангельскими словами? Кого именно, где и что особенно должны мы слушать?

Не худые речи худых людей, други мои, должны мы слушать, – мы должны слушать речи добрые и святые и для душ наших спасительные. А что дороже для нас тех святых молитв в храме Господнем? Здесь мы слышим всегда учение Господне, слова ангельские, апостольские, песнопения святые, молитвы умилительные, словом – здесь мы слышим одно божественное. А потому, если где, то особливо в храме Господнем, всякую Божию службу, все, что здесь поют и читают и чему поучают нас, мы должны слушать с благоговейным вниманием, чтобы научиться, как нужно веровать нам в истинного Бога, жить по закону Господнему и душам своим заслуживать небесное царство.

Но, братие мои, православные христиане! Как иногда неблагопристойно стоят и молятся некоторые из вас в храме Господнем! С каким невниманием и небрежением слушают они службу Господню и проповедуемое слово Господне? Стоя в церкви, они молятся без благоговения, без внимания слушают, что в церкви поют и читают, и почти не смотрят на то, что совершается пред их глазами, а думают и делают совсем другое. Но от чего это бывает? Думаю от того, что сами же эти богомольцы плохие; плохо стоят они в храме Господнем. Они не затем приходятъ в церковь, чтобы помолиться от чистого сердца, со вниманием послушать святое богослужение и души свои насладить священными его действиями, а так – без всякого усердия, чтобы показать себя или на других посмотреть. Но как жалки такие богомольцы и слушатели! К таким христианам враг – диавол приступает даже и в самом храме и посмеивается над ними; он отвлекает их внимание от Божией службы и вводит их в грех. Выслушайте, что говорится об этом в житии препод. Макария Александрийского. Однажды диавол, пришедши ночью в келью препод. Макария, разбудил его от сна и звал в церковь к богослужению. Макарий отвечал: «Какое может быть с твоей стороны участие в богослужении?“ Диавол сказал: «разве ты не знаешь, Макарий, что без нас не бывает ни одной службы церковной? иди же и увидишь наши дела.» Когда настало время богослужения, св. старец пошел в церковь. И вот он видит во всей церкви черныхъ эфиопов, которые насмехались над иноками. Кому пальцами своими дотрагивались до глаз, тот начинал дремать, а кому клали палец на уста, тот пробуждался. Пред иными ходили в виде женщин, а пред другими строили нечто, или что носили и делали многое другое. И что бесы представляли пред кем, тот о том и размышлял в себе. Но от некоторых, как только начинали делать что-либо подобное, тотчас, некоею силою были прогоняемы и удаляемы, и более не могли ни стоять пред ними, ни даже пройти мимо. А у некоторых иноков, которые не слушали в церкви читаемого и не внимали молитве, демоны сидели на шее и на плечах и ругались им. По окончании службы, препод. Макарий, призывая каждого брата, спрашивал, о чем он думал во время богослужения, и каждый открывал свои помышления. Оказалось, что каждый думал о том, что, насмехаясь, представлял пред ним бес (Чет.-Мин. 19 января).

Не лучше, братие мои, поступают в церкви во время богослужения и некоторые из наших богомольцев. Вот, например, священнослужитель, обращаясь к стоящим в храме, кадит им благословенным фимиамом кадильным. И всякий христианин должен бы поклониться с благоговением пред фимиамом кадильным, и яко кадило возносить молитву свою к Богу. Но некоторые как бы не видят этого каждения, и стоят неподвижно, словно мертвые, или глаза их чем-то закрыты. Вот священнослужитель, благословляя всех стоящих в храме, возглашает: Мир всем!.. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие святаго духа буди со всеми вами! Или же – Благословение Господне на вас!.. Как дороги и священны для христианина эти слова? И как не выслушать их всем – и старому, и малому с особенным благоговением и умилением сердца? Но некоторые, стоя в церкви, почти никакого внимания не обращают на эти святые слова, почти ничего не слышат, празднословят, и разговаривают друг с другом, как будто не их благословляет священнослужитель церкви, и смотрят совсем в другую сторону. Но если и чувственный глаз их почти ничего не видит и ухо почти ничего не слышит, что поют и читают и что делают в церкви, то что видит и слышит их бедная душа? Именно к таким небрежным христианам подходит враг – диавол, садится им на плечи и на шею и старается закрыть им глава и уши, чтобы лишить их благодати и благословения Господня. А когда в церкви читается апостол, евангелие или произносится проповедь, то иные производят шум и смех, переходят с места на место, толкают благочестивых слушателей и богомольцев, стучат сапогами, а иные, не дождавшись окончания службы, без благословения Господня, бегут из церкви, словно кто гонит их, и при этом стучат церковными дверями. Как тяжело смотреть на таких богомольцев и слушателей! И невольно подумаешь и скажешь себе, грешный: вот какие нерадивые и небогобоязненные у нас богомольцы и слушатели! Они слушают не службу Божию, не слово Господне, не проповедь святую, – они слушают и делают то, что внушает им враг – диавол, который ругается над ними в самом же Божием храме. И вот наши христиане, выходя из храма Господня, выходят без благодати Господней, с обнищавшими душами, с одними грехами.

Не так, братие, должно стоять и молиться в храме Господнем, не так должно слушать, что в церкви поют и читают и чему поучают. Нужно помнить, что все мы стоим здесь пред Самим Святейшим Богом, Который на всех нас смотритъ. А потому нужно с самого начала службы и до ее окончания соблюдать в церкви должный порядок и тишину, стоять и молиться с благоговением, и что поют и читают и чему поучают, слушать со вниманием, нужно в душе своей иметь Божий страх и думать об одном Боге. Тогда всех молящихся в храме будет покрывать Господня благодать и демоны не могут подойти к нам. Тогда все мы едиными усты, и единым чистым сердцем будем прославлять Отца своего небесного и душам своим приобретать любовь и милость Божию. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle