Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 24-ю по Пятидесятнице

В ныне чтенном Евангелии описывается исцеление одной женщины, страдавшей кровотечением. Желая себе выздоровления, она лечилась 12 лет и все имение свое потратила на лекарей и лекарства. И чем же кончилось ее лечение? Тем, что никакой пользы не получила, а день ото дня чувствовала себя хуже. Но вот, однажды увидела она Иисуса Христа, окруженного народом. Она подошла к Нему и, только что прикоснулась к Его одежде, тотчас же почувствовала себя здоровою (Лук. 8:43–48).

Бр. хр.! Сколь часто и мы видим больных, страждущих разными недугами! У нас болеют и старики, часто теряют здоровье и мужи крепкие, и юноши цветущие, которым не болеть бы нужно, а цвести здоровьем и трудиться во славу Божию. Нередко и мы лечимся, тратим имение на лекарей и лекарства, а пользы часто не получаем. Мы обращаемся к Богу, просим у Него исцеления и все остаемся больными. Что же за причина этому? Или наши болезни часто бывают неизлечимы? Или наши лекаря не умеют лечить нас? Или мы не достойны, чтобы Господь исцелил нас? Для разрешения этих вопросов посмотрим на причины наших болезней.

В Божией церкви часто читается: «от множества грехов моих немошествует тело, немоществует и душа». Вот главная причина наших болезней! Мы сами грехами своими погубляем свое здоровье. От грехов наших заражается и воздух, и земля, и многое вредит нам. Но не будем говорить о тех причинах наших болезней, которых мы часто не понимаем. Мы посмотрим на те грехи, от которых видимо страдает наше здоровье. Сколь пагубно, напр., для нашего здоровья пьянство! Оно убивает его, как немилосердый разбойник. После неумеренного употребления вина у человека болит голова, на сердце тоска, руки и ноги трясутся, все тело дрожит, совесть мучит, как Каина братоубийцу. Пьяница и не бережет себя: он то подерется с кем-нибудь, то сам убивается об угол или землю, сам себя изувечит, нередко валяется на сырой земле разутым и раздетым и часто в холодное время, как мертвец какой. По необходимости он должен страдать и мучиться. Но этого мало. Он приносит болезни и в свою семью. Посмотрите на его жену: голова ее избита, руки и ноги изувечены, вся она изувечена, словно была в руках разбойников. Но кто нанес ей такие страдания? Пьяный муж ее тяжкими побоями. Горько смотреть и на детей его. Он их часто перепугает, повыгоняет из дома; а от испуга и страха человек испытывает иногда разные недуги. Откуда же может быть у человека цветущее здоровье? А распутная жизнь? Разве это не яд для здоровья человека? Неумеренный сластолюбец преждевременно истощает свои силы, теряет свое здоровье в самых цветущих летах. Тоска и скука, досада и мучение совести часто не дают ему покоя во дни и в нощи. Распутник – это живой мертвец. А чрезмерный гнев и раздражительность? А чрезмерная печаль и отчаяние, ненависть и зависть? – Все это, как тяжелый камень, или как змея, разрушает здоровье человека.

Но позвольте спросить еще вас: не теряете ли вы свое здоровье, потому что неряшливо, неопрятно живете? Соблюдаете ли чистоту в ваших домах? Стараетесь ли сохранять в них чистый и здоровый воздух? Если этого не соблюдаете, то не надейтесь, чтобы процветало ваше здоровье. Нечистый воздух, как яд, заражает ваше тело, портит кровь и соки, и человек по необходимости стареет, хилеет, лишается сил и здоровья. Он страдает не 12 лет, а часто всю свою жизнь и преждевременно умирает.

Вот от чего часто видим мы больных, страждущих безнадежно! Что же бедные страдальцы? Желая себе выздоровления, они нередко прибегают к разным лечениям и, к сожалению, ищут помощи у знахарей и ворожеев. Но что это за люди знахари и ворожеи? Такие же темные люди, как и больной, ищущий у них помощи, но только похитрее его; а хитры они для того, чтобы отуманить его голову и поживиться его добром. И толкуют они ему: «это у тебя пристрит; это тебе от лихих людей так стало“. Что же далее? Начинаются нашептывания, наговаривания и заклинания, составленные из самых нелепых слов. Такое лечение, бр., и бесполезно, и Богу противно: оно распространяет между людьми вредоносное суеверие и заблуждение. За нашу грязную, нетрезвую и худую жизнь даже и ученые врачи не помогают нам, и Сам Бог не помилует нас, ибо мы не достойны Его помощи.

Как же мы должны лечиться? Один и тот же Господь, Который исцелил евангельскую женщину, есть и для нас источник исцелений. Поставлены для нас от Него также и врачи. Но нужно знать, как и к Богу обращаться, и у лекарей лечиться. Мудрый Сирах говорит: чадо, в болезни твоей не презирай, но молися Господеви, и Той тя исцелит. Отступи от прегрешения и от всякого греха очисти сердце твое. И даждь место врачу, Господь бо его созда: и да не удалится от тебе, потребен бо ти есть (Сирах. 38:9–12). Слышите, бр., как нужно лечиться? – Прежде, нежели обратимся мы к врачам, нужно обратиться к Богу с теплою молитвою и верою, перестать грешить, очистить сердце свое от всякого греха истинным покаянием, чтобы Господь умудрил врача и благословил лекарство его для пользы нашей. Тогда и Господь будет прикасаться к нам Своею благодатью. Так, конечно, поступала и евангельская женщина, когда прикоснулась к одежде Господней. Она подошла к Нему с теплою верою и на Него Единого с глубоким смирением надеялась. Потому и Господь сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. А прежде не получала она пользы от того, что надеялась не на помощь Божию, а на одних врачей. Да, бр., без помощи Божией и врачи не помогают нам; а Божия помощь, говорю, не приходит к нам за наше неверие, за нашу беззаконную и нераскаянную жизнь.

Бр. хр.! Кто не желает себе здоровья, этого драгоценного Божия дара! Без здоровья и радости не радуют и самая жизнь тяжела. Перестаньте же вести нетрезвую и худую жизнь, убегайте распутства и всякого невоздержания, прекратите ваши драки, наблюдайте чистоту и опрятность, берегите себя от всего вредного, и болезней у вас уменьшится. А если будете жить добродетельно, честно и трезво, то здоровье ваше будет процветать, Господь наградит вас долговечием, радостями жизни и вечным спасением. Пойдите в святые монастыри и посмотрите на престарелых подвижников, украшенных сединами. Некоторые из них доживают до 100 лет и более, но они пользуются бодростью и свежестью, чего часто не имеют и наши юноши. А это от того, что они ведут воздержанную и святую жизнь. И у нас, кто живет воздержно, трезво и честно, тот всегда пользуется лучшим здоровьем и счастьем. Да поможет Господь и всем нам Своею благодатью вести трезвую и благочестивую жизнь и приобретать для тела здравие, а для души спасение. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle