Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю 24-ю по Пятидесятнице

В нынешнем Евангелии прочитано было о следующем событии из земной жизни Иисуса Христа. Один начальник синагоги, по имени Иаир, подошел к Иисусу Христу, пал ему в ноги и стал просить Его, чтобы Он вошел к нему в дом и исцелил 12-летнюю дочь его, которая была при смерти. И вот Иисус Христос пошел. Но пока Он шел, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит Иаиру: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Что же Иисус Христос? Ободряя растерявшегося Иаира, Он сказал ему: не бойся, только веруй, и дочь твоя будет спасена. И вот Он вошел в дом. В доме все плакали и рыдали об умершей. Выслав всех вон, Господь взял ее за руку и сказал: девица! встань. И она тотчас ожила и встала, и Господь велел дать ей есть (Лук. 8:41–55).

Слушатели христиане! И между нами есть такие люди, о которых можно сказать, что они уже при смерти и даже совсем умерли, хотя они и почитают себя живыми. И о них нужно плакать и рыдать. «Но как же это“, возразит кто-нибудь, «те, которые умерли, уже погребены, а мы все живы, и между нами ни одного нет теперь мертвого“. Точно, братие, все мы еще живы: и праведные, и грешные ходят по земле Господней, смотрят на великолепное небо и на красоту земную и руками своими делают свои человеческие дела. Но истинною жизнью живут только одни праведники, а о грешниках – разумею, нераскаянных – нужно сказать то, что они живут только пред людьми, а пред Богом они мертвы. Об этих-то мертвецах я и хочу сказать теперь, братие. И о них гораздо более надлежит плакать, нежели о мертвецах, умерших по закону естества.

Посмотрите на грешника со вниманием, и вы убедитесь, что он, точно, пред Богом мертв и лежит во грехах, как во гробе, недвижим. Но на кого бы прежде всего указать нам? Сколько, напр., у нас горьких пьяниц? Пьяница потопил душу свою в вине, как древние беззаконники в потопе; он приложился и уподобился скотам несмысленным, и душа его умерла для Бога и царствия Христова. Хотите ли видеть душу вора? Обкрадывая ближних, он обокрал свою душу, расхитил ее богатство и сокровище. Какое богатство, какое сокровище? Невинность и благодать Св. Духа, которыми душа его была украшена и обогащена при св. крещении, – и вот душа его обнищала, изнывает от горести и близка к смерти. Посмотрите на злобного разбойника: своими грабежами и разбоями он измучил, убил свою душу. Далее: как описать душу развратника? На нее и смотреть несносно! Случилось ли видеть вам такие места, которые завалены всякою нечистотою и от которых несется несносный смрад? Но душа развратника хуже сего: он осквернил ее всякими греховными сквернами, истощил ее силы, помрачил ее святость, – и вот она умерла для Бога и царствия Христова. Посмотрим еще на душу обманщика и лжеца: этот потерял свою совесть; он и Бога не боится, и людей не стыдится, о том только и думает, как бы кого обмануть. Обмерить и обсчитать ближнего, перекреститься и побожиться напрасно для него нипочем – и вот он умер для Бога. Не лучше душа человека скупого, корыстолюбивого и немилостивого: этот изморил душу свою голодом, ибо алчущего не накормил, жаждущего не напоил, странника не упокоил, больному не послужил, печального не утешил, отогнал от себя самого Иисуса Христа, – и душа его от голода умерла для Бога. Указать бы еще на человека гневливого, ненавистного и завистного? И сей достоин жалости великой; ибо он в самом себе носит лютого червя, его снедающего, и мучится, как в пламени горящем. Христианская любовь к ближним у него угасла; а не любяй брата своего, по слову Божию, в смерти пребывает (1Иоан. 3:14). Боже наш, Боже наш! Сколько мертвых между нами?

Что делать с этими мертвыми! Оплакивать и предавать погребению? Но кто будет погребать и в каком месте? Как ужасно погребение нераскаянного грешника! От него отступает благодать Божия и св. Ангел-Хранитель, и душою его овладевают демоны, лютейшие всех зверей, и влекут его душу в неугасимый ад на вечное мучительное погребение. И верно в Божием слове написано: смерть грешников люта (Псал. 33:22).

Братие христиане! Все мы живем во грехах, многократно умираем для Бога и царствия Христова. Но о чем же мы помышляем теперь? Скорбим ли, плачем ли о смерти своих душ? Ужели и будем оставаться мертвыми душою, пока умрет и наше тело? Но сохрани и помилуй, Господи, умирать такою смертью! И Боже упаси довести себя до такого страшного погребения, каким погребают душу нераскаянного грешника лютые демоны! И потому, пока мы живем на земле со своими душами, пока не поглотил нас вечный ад, обратимся немедленно к многомилостивому Иисусу Христу с твердою верою, усердною молитвою и чистосердечным раскаянием во грехах, и Он оживотворит грешные наши души; в душах наших воссияет Божия благодать и мы будем живы пред Богом.

Но может быть ты, бедный грешник, боишься приступить к Иисусу Христу? И, сознавая тяжкие грехи свои, может быть, подумаешь в душе своей подобное тому, что сказал некто Иаиру: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя! Может быть, лукавый голос колеблет твою веру и говорит тебе: «ты тяжкий грешник, тебя Господь не примет и не послушает; живи так, как и жил ты“. Отгони от себя, эту лукавую мысль. Это голос врага – диавола, который радуется тому, когда христианин умирает для Бога. Вспомни Господа Спасителя твоего Иисуса Христа... Он не хощет твоей смерти, и Его милосердию нет границ. За тебя пролил Он Свою кровь, и сия кровь спасает всякого грешника. И что сказал Он Иаиру по случаю смерти его дочери, то говорит Он теперь и тебе в Своем Евангелии: не бойся, только веруй и спасен будешь. И так, обратись, говорю, к Иисусу Христу с теплою верою, усердною молитвою и покаянием, и Он воскресит умерщвленную грехами душу твою, как Он воскресил некогда умершую дочь Иаира.

Но позволь еще немного сказать тебе для спасения твоей души. Когда Господь воскресил дочь Иаира, то Он повелел дать ей есть. Да, живому человеку пища нужна. Нужна пища и нашим душам, чтобы они не умерли от голода. А какая эта пища? Это св. таинства церкви, которые оживотворяют и освящают наши души, учение Евангельское; – это наша постоянная и твердая вера в Иисуса Христа, любовь к Богу и ближним, наши добрые дела. Будем же всегда питать свои души этою спасительною пищею, и мы никогда не умрем для Бога и царствия Христова. Смерть нашего тела, которая для всех нас неизбежна, нисколько не устрашит нас: она приведет нас от земного странствования нашего в царствие Христово, к вечной жизни, к покою радостному и невозмущаемому. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle