Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в день Преполовения Пятидесятницы

В преполовение праздника взыде Иисус во церковь, и учаше (Иoaн. 7:14).

Господь наш Иисус Христос имел обыкновение учить народ особенно в праздничные дни. Вот и в нынешнем Евангелии говорится, что Он, в половине Иудейского праздника кущей, вошел в храм и начал учить. Чему же Он учил? Он учил народ закону Божию. Так, между прочим, он сказал учителям народа, Иудейским книжникам: не Моисей ли дал вам закон, и никто из вас не поступает по закону (Иоан. 7:19).

Добрые мои слушатели! Господь в половине Иудейского праздника учил народ закону Божию; в день преполовения Пятидесятницы поведем и мы с вами речь о законе Господнем.

Господь дал нам жизнь для того, чтобы мы жили добродетельно, по Божьему, и чрез то достигали блаженства временного и вечного. Но кто же укажет нам добрый путь жизни? Закон Господень служит для нас в сем случае верным наставником и руководителем. Св. царь Давид сказал: светильник ногама моима закон Твой и свет стезям моим (Псал. 118:105). И точно, закон Господень указует нам путь в небесное царство, предохраняет нас от путей погибельных, от всякого греха, неправды, и ум и сердце наше обращает к Богу, повелевает любить и прославлять Его добрыми делами. И всегда и везде научает он нас добру. Мы живем со своими семьями: и вот закон Господень соделывает человека верным и честным супругом, добрым отцом и мирным семьянином. Мы живем в обществе человеческом: закон Господень связует человека со всеми людьми союзом святой любви и дружбы, соделывает его благоразумным и полезным членом общества и государства. Но когда это бывает? Тогда, когда человек старается свято исполнять закон Господень. Тогда он вся, елика аще творит, успеет (Псал. 1:3). Всеблагий Господь благословляет его во граде и на селе, благословляет его чад, плоды его земли и волов его, благословляет житницы его и останцы его (Второз. 28:3–6). Хорошо говорится об этом и в житиях святых. Господь однажды явился к преп. Паисию Великому в пустыне и сказал, что Он ради его наполнит сию пустыню постниками, славящими имя Его; но Паисий спросил: «Откуда будет доставляемо потребное и необходимое тем, которые будут подвизаться в этой пустыне?» Господь отвечал: «поверь Мне, говорящему тебе истину, – если найду их имеющими любовь, матерь всех добродетелей, и увижу их исполняющими Мои заповеди, то они ни о чем необходимом не попекутся: ибо Я буду иметь об них всякое попечение» (Чет. Мин. 19 июня).

Но что всего дороже, люди, поступающие во заповедям Божиим, имеют в душе своей Божий мир, спокойствие совести и радость не земную, а небесную. Св. царь Давид сказал: мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Псал. 118:175). А таковым людям что и богатство и слава земная? Они в бедности богаты, в скорбях и горестях не унывают, в бесславии и поношении славны и велики: они богаты добрыми делами и благодатью Господнею, крепки Божиею силою, и славу заслужили себе от Бога. За исполнение закона Господня им уготовано небесное царствие. По истине закон Господень дорог для нас паче тысящ злата и сребра (Псал. 118:72). Но как исполняем мы закон Господень? Мы иногда только хвалимся, что понимаем свой закон, рассуждаем о правде и неправде, хорошо говорим, словно праведные люди; но часто делаем худо, живем не по закону. И вор, и пьяница, обманщик и развратник нередко говорят: «Господи, Господи!» Но живут они не по закону Господнему. Что же будет значить пред Богом наше понимание закона и наши хорошие слова? Нет, возлюбленные, для Бога дороги не слова наши, а добрые дела. Св. ап. Павел говорит: не слышателие закона праведни пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся (Римл. 2:13).

Да и сами порядком рассудите, что за похвала для христианина хорошо говорить, рассуждать о законе, о вере, но жить и поступать не но закону, а по своей воле? Такие люди подобны той смоковнице, которую Господь проклял за ее бесплодие (Мат. 21:19). Она покрыта была только листьями, но плодов не приносила. Если же и дерево, не приносившее плодов, заслужило проклятие, то тем более заслуживают его люди, не приносящие плодов добрых дел. Примером сему могут служить древние книжники и фарисеи Иудейские. Они славились только наружною святостью, рассуждали о законе, о добродетели, говорили против порока, показывали себя постниками и богомольцами; а на самом деле не имели ни правосудия, ни милости, ни верности, полны были хищения, злобы и неправды. Обличая мнимую святость их, Господь говорил им: «горе вам, книжники и фарисеи! Чему уподобить вас, лицемеры? Разве гробам окрашенным, кои снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты? Так и вы снаружи кажетесь праведными, а внутри полны лицемерия и беззакония» (Матф. 23:13. 27, 29).

Так, братие, не тот угоден Богу, кто только языком своим говорит о законе, о вере и добрых делах, а живет не по закону, но тот, кто живет святою жизнью. А потому, чтобы и нам не уподобиться бесплодному дереву и вместе с книжниками и фарисеями не подвергнуться гневу Божию, будем стараться не только понимать Божий закон, но ревностно исполнять его. Будем молиться Господу, чтобы Он благодатью помогал нам исполнять Его заповеди с такого ревностью, с какою исполняли их святые люди. Тогда мы соделаемся достойными чадами Божиими и наследниками вечного Божия царства. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle