архиепископ Софония (Сокольский)

Слово на тот же день Вознесения Господня и по принесении в Херсон той же иконы, сказанное в соборе 28-го мая 1864 г.

В непродолжительное время, во второй уже раз ныне святая Церковь изводит нас на богошественный Елеон. Бывши там в первый раз, прежде шести дней пасхи, мы видели, как Господь наш Иисус Христос восходил оттоле в Иерусалим земной, сопровождаемый и сретаемый радостными восклицаниями народа. Видели тогда Его торжественный вход во град Божий; но вскоре затем видели и исход Его, Его вознесение на крест, Его смерть и тридневное воскресение. Теперь, будучи на той же горе святой, видим, как Спаситель наш, Сын Божий, восходит во Иерусалим горний, сретаемый бесчисленными сонмами ангелов Божиих.

Итак, Воскресший не благоволил пребыть с нами видимо в юдоли поднебесной; не благоволил устроить на земле царства израилева ни в лето воскресения, ни потом, а восходит на небо, ему же убо подобало npияmu Его даже до лет устроения всех (Деян. 3:21). Вместо царства Израилева, Он воздвигнул на земле Церковь, но и сей Церкви суждено возрастать, утверждаться и стоять здесь, до кончины мира, под невидимой Главой.

Дерзнем ли, братия, коснуться причин, по коим Господь наш, пленив плен восходит на высоту (Пс. 67:19)? Великое дело искупления есть глубочайшая тайна для самих ангелов: однако же Апостолы, говоря о восшествии Христа на небо, сказывают иногда и о том, для чего Ему подобало оставить землю. Сам Господь, предсказывая ученикам о предстоявшем Ему отшествии ко Отцу, указывает и на причину сего отшествия. Итак, обратив благоговейный взор к небу, и зряще, как светоносный облак подъемлет нашего Господа, размыслим о том, почему небеси подобало, как говорит Апостол, npияmu Его. Благословив учеников Своих на Елеоне, преподаст и нам Свое благословение, а в нем и божественную силу, мне для очищения греховных устен, а вам для удобрения сердец, да будут земля блага.

Господи! Покланяемся Тебе, восшедшему на небо и молим твою благость: даждь дерзающему о имени Твоем язык научения, а научаемым благодать слышания!

Итак, для чего же Господь наш Иисус Христос вознесся на небо?

Для того, что Он и всегда был на небе, сходил же на землю только на время. На небе Его вечный престол, на коем Он восседит со Отцом и Духом; а на земле не было для Него места где и главу подклонить (Mф. 8:20). Земля служит жилищем только для тех, кои от земли; но Сын человеческий, сшедый с небесе (Иоан. 3:13), не принадлежал земле. Правда, приобщившись плоти и крови нашей (Евр. 2:14), Он имел тело от земли: но доколе тело cиe было подобно нашему, дотоле Он и жил, на земле, подобно нам. В воскресении же тело Его изменилось и приняло такое чудное свойство, что не могло быть описано никаким местом на земле. Оно было видимо, и в тоже время становилось невидимым; было осязаемо, и проходило сквозь заключенные двери; принимало пищу, и не подлежало изменению. Воскресший сорок дней находился на земле; но в продолжении сего времени только десять раз был видим. Где и как проводил Он прочее время, неизвестно. Но очевидно, что земля не могла уже быть жилищем для Него. Телу бессмертному, прославленному и обоженному гораздо свойственнее обитать на небе, чем на земле. Итак, что дивного, если Господь наш, по скончании всего написанного о Нем в законе Моисеевом, и пророцех, и псалмех (Лук. 24:44), паки восходит на небо, идиже бе прежде (Иоан. 6:62).

Но углубимся в предмет снова, и снова размыслим для чего Господь наш Иисус Христос вознесся на небо?

Для того, что не было причины долее оставаться Ему на земле. Как Единородный Сына Божий, Он исповедал пред людьми Бога, коего никто же виде нигде же (Иоан. 1:18); явил человекам Его имя (Иоан. 17:6) и волю; научил их истинному поклонению духом и истиной (Иоан. 4:23); указал всем земнородным потерянный путь к небу; принес Себя в искупительную жертву правосудию Божию за все грехи всего мира; словом, научил, пострадал, умер, воскрес. Что же после сего, оставалось Ему, как не войти на небо и паки облечься той славой, которую имел у Отца, прежде сложения мира (Иоан. 17:5)? Вознесения на небо и прославления Богочеловека требовало само дело искупления; иначе оно осталось бы не полным, незаконченным и неувенчанным. Аще Аз вознесен буду от земли, говорил Спаситель пред Своей смертью: вся привлеку к Себе (Иоан. 12:32). Но вознесшись на крест, Он привлек к Себе      всех только до высоты креста; между тем Ему подобало привлечь всех и до высоты небес, и до престола славы (Иоан. 14:4). Посему, совершив на земле дело, еже даде Ему Отец, да сотворите (Иоан. 17:4.), Он возносится на небо, дабы привлечь к Себе все земное.

От земли и земнородных обратимся и еще к высоте небесной и посмотрим для чего Господь наш Иисус Христос вознесся не на небо только, но на небо небесе (Пс. 67:34), и даже превыше всех небес (Еф. 4:10), где и воссел одесную престола величествия на высоких (Евр. 1:3)?

Для того, чтобы Ему, яко Богочеловеку, принять поклонение от всех колен, небесных, земных и преисподних (Филип. 2:10), и быть превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства (Еф. 1:21); для того чтобы, возглавив Собой всяческая, яже на небесех и яже на земли (Еф. 1:10), царствовать Ему над всем небом и землей, и над всеми мирами, дóндеже положит вся враги под ногами Своими (1Кор. 15:25; Евр. 1:13); для того, чтобы все видимое и невидимое, все племена и языки исповедали, что Иисус Христос есть во истину Господь, во славу Бога Отца (Филип. 2:11), – Господь, на ризе и на стегне коего имеет быть написано: Царь царем и Господь господем (Апок. 19:16). Вот почему, тогда как безначальный «Отец ждет Сына, Его же имать в недрах соприсносущна, Дух Святый велит» не только всем людям, но и «всем ангелам Божиим» и всему небу приготовиться ко встретению возносящегося Господа. «Возмите», глашает Он, в слух всех начальств и властей небесных, «возмите врата князи ваша и возмитеся врата вечная, вcu язицы восплещите руками, яко взыде Христос, идеже бе первее»3.

Такова сила искупления, объемлющего все земное и небесное! Однако же и это не все. Есть еще причина, но которой Господь наш Иисус Христос восходит на небо. Да, Он восходит для того, что для нас искупленных Его Kpoвью и примеренных с небом лучше быть Ему на небе, чем на земле. Ибо если бы Он не восшел на небо, то и не послал бы к нам Утешителя, Духа Святого. А без светоносной Утешителевой благодати что возмогли бы мы сделать? Пусть остался бы с нами на земле наш Спаситель; пусть было бы и небо отверсто для нас Его заслугами? Ангелы Божии стали бы восходить и нисходить через отверстое небо на Сына человеческого, но нас человеков не стали бы возводить на небо, в царствие Божие. А почему? Потому что царствие Божие, в коем уготовано для нас блаженство, есть брачный пир Царя царей, для всех отверстый, но не для всех доступный. Чтобы удостоиться возлежать на вечери небесной, надобно еще здесь на земле облечься в приличную одежду, достойную неба. Эта одежда уготована нам страданиями Богочеловека, преукрашена и запечатлена Его бесценной кровью. Но кто нам поможет усвоить ее и облечься в нее? Кто, даст нам, и кто наденет на нас этот светлый и чистый виссон оправдания (Апок. 19:8), в коем одном можно явиться на брак агнчий? Кто, кроме Духа Святого? При Его только содействии мы можем и совлечься ветхого человека с его похотями и облечься в нового, с первобытной святостью и правдой (Еф. 4:24; Кол. 3:9). Дух Святой возрождает нас к жизни святой и духовной, небесной и вечной. Дух Святой уясняет нам тайны царствия Божия, и само царствие водворяет внутрь нас, воспроизводя в нас мир и радость (Рим. 14:17). Дух Святой утверждает в нас живую веру, первое условие спасения, и рождает блаженное упование славы Божией (Тит. 2:13). Дух Святой изливает в сердца наши любовь (Рим. 5:5), без коей невозможно ни соединиться с Богом, ни пребывать в нем. Словом: Дух Святой творит в нас все святое и еже хотети, и еже деяти о благоволении (Филип. 2:13).

Вот почему лучше, много лучше для нас, чтобы Господь восшел на небо и ниспослал оттоле Духа Святого. Уне есть вам, говорил он Апостолам, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам (Иоан. 16:7).

Наконец, припоминаете ли, возлюбленные братия, еще причину, по коей Господь наш Иисус Христос вознесся на небо, – ту причину, которой касается св. Павел?

Искупитель Христос вознесся, по учению сего Апостола, для того, чтобы, прошед небеса, войти Ему, как великому Архиерею, в скинию нерукотворенную (Евр. 4:14; 9:11), с кровью не козлов и тельцов, но Своей собственной, и явиться во святилище Божие, дабы там ходатайствовать (Евр. 7:25), о наших согрешениях и о людских невежествиях. Но как же это, святой Апостол? Разве Спаситель не обрел вечное искупление для всех единою Себя, принесши (Евр. 9:12,28)? Разве кровь Сына Божия не довлеет к очищению грехов мира (Иоан. 1:7)? Разве закон духа жизни о Христе Иисусе недостаточно ограждает от осуждения и смерти тех, кои ходят не по плоти (Рим. 8:1)? О, обрел Он вечное искупление, ответствует богомудрый Павел; довлеет кровь Сына Божия ко очищению грехов мира; достаточен сам в себе духовный закон жизни, ограждающий нас от греха и осуждения. Но что делать, когда грех так глубоко проник природу человека, и человек так неотклонимо прилепился ко злу, что и после того, как Божественный Искупитель непрестанно влечет грешника ко спасению силой заслуг Своих, спасаемый грешник опять стремится в бездну греха и погибели, и, возрождаемый к жизни Божией, паки умирает Богови, да живет греху? Что делать при таком растлении природы человеческой? Уже ли восходить на небо, чтобы оттоле опять Христа свести на землю? Уже ли возводить Его паки на Голгофу, чтобы оттоле паки низвести в бездну ада (Рим. 10:6)? Нет, братия, нет! Во глубине премудрости и благости Божией сокрыты иные средства, чтобы спасти и тех из нас, кои согрешают уже по приятии разума истины.

В триипостасном совете Божием положено, чтобы по совершении дела искупления пребывал с нами на земле уже не Искупитель Сын Божий, но Дух Святой, который, обитая в нас, возрождал бы нас к жизни духовной, укреплял, утешал, способствовал нам в немощах наших (Рим. 8:26), и молился в нас, совоздыхая нам воздыхании неизглаголанными (Рим. 8:26), а Сын Божий, убив крестом вражду (Еф. 3:16), между небом и землей, вошел бы в небесное святое святых, дабы Своим предстательством пред Богом Отцом, присно поддерживать мир с землей и спасать тех из грешников, кои, раскаиваясь в своих согрешениях, и до седьмижды семидесяти раз учиненных (Mф. 18:22), паки будут приходить чрез Него к Богу с верой и духом сокрушенным. Для того и жив есть, говорит тот же Апостол, во еже ходатайствовати (Евр. 7:25), так что, аще кто согрешит, говорит другой Апостол, ходатая имамы ко Отцу Иисуса Христа Праведника (1Иоан. 2:1).

Итак, пребуди, пребуди, Святейший Ходатаю Бога и человеков, одесную престола величествия на небесех, дабы там всегда ходатайствовать о наших неправдах! Только Духа Твоего Святого не отними от нас.

Но нет, братия, не всегда же на небе пребудет Господь наш. Ангелы, явившиеся Апостолам при вознесении, возвестили, что Вознесшийся на небо опять приидет некогда на землю, – приидет, окруженный тьмами воинств небесных, но уже не для того, чтобы спасать мир, а, чтобы судить живых и мертвых и воздать каждому по делам. Размышляя о сем в этот же самый день, один из богопрославленных отцов Церкви4 говорит: «Если бы я не опасался возмутить радости настоящего праздника, то горькими слезами заплакал бы при мысли о будущем пришествии Судьи; потому что падения мои приходят мне на память». Легко может быть, что и нам, братия, также следовало бы заключить свое слово, если бы ныне мы не имели особенной причины умирить свою скорбь о грехах, как бы они тяжки ни были.

Ныне нас посетила в Своем чудотворном лике Царица ангелов и человеков, и является среди нас, как неоскудный источник благостыни небесной. Очевидно, что такое посещение Владычицы мира, – посещение, приемлемое верой, есть непреложное ручательство милости Божией и долготерпения к нам грешным. Итак, не одному скорбному плачу ныне время и день, но и отрадному упованию на милосердие Божие и молитвам. Прибегнем же все под державный покров нашей заступницы, – прибегнем в духе веры и сокрушения, и, поклоняясь досточудному Ее образу, раскроем перед Ней нашу душу и жизнь, исповедуем Ей наши грехи и немощи, наше нерадение и холодность в деле спасения, и будем молить Ее о спасении. Как благосердная Матерь вознесшегося Спасителя нашего, Она не умедлит усугубить о нас Свои предстательства пред Ним, и, по мере нашего сокрушения и нашей веры в силу Ее молитв, подаст нам благовременную помощь и благодать спасения. Аминь.

* * *

3

На Господи воззв. стих. 1 на вознесен.

4

Св. Златоуст, в слове на Вознесение Господне.



Источник: Херсон. Печатано в типографии И. О. Ващенко. 1870

Вам может быть интересно:

1. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

2. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

3. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

4. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

5. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

6. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

7. Мои дневники. Выпуск 4 архиепископ Никон (Рождественский)

8. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

9. Отечественная история церковная и гражданская протоиерей Фёдор Титов

10. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное Павел Иванович Савваитов

Комментарии для сайта Cackle