Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю о расслабленном

Бе некий человек, тридесят и осмь, лет имый в недузе своем (Иоанн. 5:5).

Когда на земле жил во плоти Иисус Христос, в городе Иерусалиме была дивная купальня. При ней лежало множество больных, слепых, хромых и сухих, ожидающих движения воды, ибо ангел Господень каждый год сходил в эту купальню и возмущал воду, и кто из больных прежде всех сходил в нее, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. При этом источнике исцелений находился еще такой человек, который проболел здесь 38 лет и не получил исцеления. Положение сего страдальца, по-видимому, было безнадежное: он так был слаб, что сам не мог войти в купальню, и не было у него благодетеля, который бы помог ему прежде других опуститься в нее в то время, когда ангел возмущал в ней воду. Но вот, наконец, дождался и он выздоровления. По случаю одного праздника пришел в Иерусалим Сам И. Христос. Увидев этого больного и узнав, что он лежит уже долгое время, спрашивает у него: «хочешь ли быть здоровым?» «Хочу, отвечал больной, но не имею человека, который бы опустил меня в купальню, когда возмутится вода.» Тогда Господь сказал ему: «встань, возьми постель твою и ходи!» И больной выздоровел и стал ходить. После того Иисус Христос увидел его в храме и сказал ему; «вот ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже.»

Не мало ли и между нами, бр., бедствующих и несчастных. И нашим бедствиям, по-видимому, часто нет конца. Мы ищем помощи от людей, но не получаем: родные забывают нас, друзья изменяют нам, недруги радуются нашим бедствиям, – и мы с грустью в душе нередко говорим: не имеем человека, помогающего нам. Мы ищем помощи и от Самого Бога: на Него уповаем, день и ночь молимся Ему. Но, по-видимому, и Бог оставляет нас: Он как бы не видит наших страданий, не слышит наших молитв. Что делать нам, бр., в столь горьких обстоятельствах? Неужели страдать и погибать в отчаянии? Нет, возлюбленные, и Бог нас не оставит, и мы не погибнем, если всегда будем обращаться за помощью к христианской нашей вере.

Что же говорит нам св. вера? Она поучает нас, что сто крат лучше вытерпеть до конца всякое горе, нежели отчаиваться и погибать вечно. Если не утешат нас люди, то утешит Бог. Он один есть источник исцелений и всякой радости. Подавший исцеление 38-летнему расслабленному, Он в свое время облегчит и наши скорби. Нужно только с покорностью воле Господней переносить свое горе, уповать на Бога и ожидать Его помощи. Св. вера говорит: претерпевый до конца, той спасен будет (Матф. 10:22)

Но, чтобы не ослабевала у нас вера и наше терпение, для нас всего полезнее, вместо слез и ропота, чаще размышлять о том, что такое для нас этот мир, в котором мы живем? Кто мы, живущие на земле? Почему и для чего посылает нам Господь разные беды и лишения! Подобные размышления могут облегчать наши скорби, укреплять нас в вере в Бога и добродетельной жизни, и мы можем соделаться достойными Божиих милостей.

Итак, что такое для нас этот мир, в котором мы живем? Юдоль плача и скорби, бурное море, обуреваемое волнами бед и напастей. Слово Божие открывает нам, что этот миp лежит во зле (Посл. Иоан. 5:19). От того-то он так и тяжел для нас. И каких только превратностей и непостоянства не испытывает человек в сем мире? Сегодня утешается он своим счастием, а завтра плачет и скорбит. Кого вчера хвалили, славили и величали, сегодня ругают и поносят. И люди, убегая от преследующих их несчастий, нередко как бы сами идут к ним навстречу. И если мы со вниманием посмотрим на окружающих нас собратий, заглянем в разные города, села и другие страны и царства, то везде услышим жалобные голоса бедствующих, и здесь и там увидим всяких расслабленных, слепых и хромых, больных и нищих Лазарей и многострадальных Иовов; мы узнаем, что во всем мире горюют бедные, плачут больные, скорбят знатные и богатые. Великие люди были пророки и апостолы; но сколько бед испытали они в мире! Сам Иисус Христос испытал на земле горькую чашу страданий и умер на кресте, – так, скорбящий брат, не одни мы страдаем в мире; не будем и роптать на горькую нашу участь. Мы живем в мире, а не в раю; а в мире мы не найдем истинных радостей. И здесь всему есть своя чреда; каждого встречает горе и нужда. Было время, когда мы радовались и благоденствовали, тогда как другие страдали и плакали, а теперь настала и для нас пора скорбеть и горевать. Надлежит и нам безропотно переносить наши скорби. Где нет ропота, там и скорби облегчаются; где покорность воле Господней, там и Господь близок к человеку.

Кто мы, живущие на земле? Странники и пришельцы мира сего. Св. апостол говорит: не имамы зде пребывающего града, но грядущего взыскуем (Евр. 13:14). Да, возлюбленные, не здесь нам вечно жить, не здесь и покоя ожидать. Для нас есть другое отечество – небесное. Там радости вечные и покой не возмущаемый. Этих-то радостей и покоя мы должны достигнуть, пока живем на земле. А приобретаются они не покоем и радостью, но трудами и подвигами, безропотным перенесением скорбей и лишений. Многими скорбьми подобает нам внити в царствие Божие (Деян. 14:22). Итак, скорбящий брат и пришлец земли, не будем изнемогать на многотрудном нашем странствовании. Пройдут все наши скорби, окончится земное наше странствование, и за временное бедствие настанет для нас вечный покой. Размышлял некогда святитель Тихон Задонский в минуты душевного своего волнения. «Был я муж совершенный и крепкий, говорил он, и минуло то. Ныне седеют власы мои и от старости изнемогаю: но и то проходит и к концу приближается и пойду в путь всея земли... Где то время, в которое счастлив я был, в которое был здоров, радостен, хвалим, почитаем? Прошло время, прошло с ним все счастье мое и утешение мое. Где то время, когда я был несчастлив, был болен, печален, скорбен, хулим и поносим, укоряем и пугаем? Прошли тые дни, прошло и тое все несчастье мое. Пройдет и все, что в сем времени случается, яко все с преходящим временем проходит (Жит. св. Тихон Задонск.). А такое высокое размышление сколько может и должно принести успокоения скорбящему пришельцу мира сего!“

Почему и для чего посылает нам Господь разные беды и скорби! Посылает он их нам часто по своей любви для испытания нашей веры и, наказуя нас вмале, награждает великими милостями. Слово Божие говорит: его же любит Господь – наказует, биет же всякого сына, его же и приемлет (Притч. Сол. 3:12). Так Бог испытывал праведного раба своего Иова. Иов из богатого сделался бедным и несчастным, с ног до головы был покрыт мучительными струпьями и сидел на гноище. Но он все свое бедствие переносил с покорностью воле Божией и благословлял Бога. За то и Бог прославил его на земле и на небесах.

Посылает нам Господь беды и скорби и за наши грехи. Если и праведные люди терпят беды и скорби, то что сказать о людях грешных? По суду правды Божией за всякое беззаконие наше должны мы терпеть то или другое наказание, если не в сей жизни, то в будущей непременно. А кто из нас без греха! Если бы мы чаще и внимательно рассматривали свою совесть, свои грехи и неправды, то убедились бы, что мы всякий день и даже всякий час нарушаем заповеди Божии и уготовляем себе погибель временную и вечную. Развращенные умом и сердцем, мы почти никогда не думаем о своем исправлении и живем во грехах, как в смрадном болоте. Кто же более всех может спасти нас от греха, как не Всеблагий Господь? И какое может быть лучшее лекарство для очищения нас от грехов, как не беды и скорби, посылаемые нам от Бога и переносимые нами с покорностью воле Божией? Так временными скорбями очистил Господь от грехов 38 летнего расслабленного, когда сказал ему: «вот ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже.“ Так поступает Он и с нами. Чтобы спасти нас от грехов и вечной гибели, Он посылает и нам беды и скорби, наказует нас, чтобы мы смирились и обратились к Нему с истинным покаянием, чтобы мы исправились и обратились на путь добродетельной жизни. Значит, и в самом несчастии нашем Господь для нас есть отец беспредельно милостивый и человеколюбивый.

Бр. мои возлюбленные! Если кто из нас получил от Господа избавление от своих бедствий и несчастий, то пусть тот не забывает наставления, сказанного Господом исцеленному расслабленному: «вот ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже.“ И если кто по воле Божией еще доселе терпит какое горе и несчастье, то, вместо слез и ропота, пусть смирится пред Богом, принесет истинное покаяние в своих грехах, исправит свою жизнь, и Господь не замедлит подать ему свое утешение; Он избавит его от бедствий временных, особенно же вечных. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle