профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в день происхождения Честного и Животворящего Креста Господня, 1-го августа

Ныне у нас праздник происхождения честного Креста Господня. Празднество это установлено в 1164 году по Рожд. Христове, в царствование Греческого царя Мануила и Российского великаго князя Андрея Георгиевича Боголюбского. Им случилось в один день выступить на брань: одному из Царьграда против сарацин, а другому из Ростова против болгар; и Господь в один и тот же день, именно 1-го августа, даровал им обоим славную победу: царь Греческий победил сарацин, а князь Российский победил болгар и сделал их своими данниками. Выходя на брань, царь Греческий и князь Российский Андрей брали с собою в полки святую икону Пречистой Богородицы и честный крест Господень. Эти святыни и молитвы Государей даровали им славную победу. Царь и князь возвестили друг другу чрез послания о победах своих, дарованных им помощью Божиею. Посоветовавшись со своими архиереями, они установили празднество в первый день августа, в воспоминание силы крестной, даровавшей им победу, и велели выносить св. Крест из алтаря на средину церкви на поклонение народа, а архиереи повелели совершать освящение воды, и этот праздник стал называться происхождением честного Креста; ибо крест Господень со святыми иконами выносится с торжественным хождением на реки, студенцы и источники (Чет.-Мин. 1-го августа).

Вот почему нынешний день из св. алтаря выносим был на средину церкви Господень Крест и мы поклонялись ему! А теперь, по окончании Господней службы, мы возьмем св. Крест и, со св. хоругвями и иконами, торжественным колокольным звоном и с умилительными песнопениями св. церкви, во имя Господне, пойдем на реку для освящения вод. По истине сие похождение из храма торжественное и для христианина радостное! Ибо как при царе Мануиле и князе Андрее Всеблагий Господь чрез св. Крест явил силу Свою и даровал им победу над врагами, так и теперь, чрез тот же Крест, Он являет нам Свою силу и победу над нашими врагами.

Но кто эти враги наши и где они? Эти враги – невидимые, злые и лютые демоны, которые для нас опаснее самых сарацин. Врагов этих у нас великое множество. Но где же, говорю, эти враги наши – демоны? По Господнему попущению, они скитаются и на земле, около нас, обходят весь мир и воздушное пространство, и всегда стараются погубить христиан. Однажды препод. Нифонт в одном поле насчитал вооруженных муринов 365 полков, по числу тяжких грехов, и видел вождя пред ними, их воодушевляющего. Потом дал каждому полку диавол обаяния и чары, пустил их на всю землю на церковь Христову (Чет.-Мин. 23 декабря). И вот это священное шествие с крестом и иконами освящает воздух и землю, и отгоняет от нас демонов. Увидя св. Крест, все демонские полки бегут от нас и наших жилищ, гонимые силою Господнею. Сам князь бесовский жаловался св. Киприану, что он никак не мог устоятъ против знамения крестного св. Иустины, которое, как огнь, опаляет его и далеко прогоняет (Чет.-Мин. 2 октября).

Диавол, по Божию попущению, наносит вред и самой воде, которую мы пьем. Но, когда погружается в воду св. Крест, бежит оттуда всякая сопротивная сила, вода освящается и делается полезною для нашего здоровья, и для здравия всякого скота нашего. Некогда св. Дорофей погрузил крест в воду, зараженную ядом аспида, и сделал ее безвредною. И что может противиться силе Креста? В житии св. Иоанна Богослова говорится, что один бедный христианин, не имея чем заплатить долгов своим заимодавцам, от великого горя задумал лишить себя жизни. Три раза принимал он от одного некреста – еврея смертоносную чашу с ядом; но каждый раз, перекрестив чашу, выпивал он яд и оставался здоровым (Чет.-Мин. 26 сентября). Такова сила креста Господня!

Для того-то мы с крестным ходом отправляемся и на свои поля, чтобы молитвами церкви и силою Креста отогнать от них диавольскую силу и всякую заразу и призвать на них Господне благословение.

И что за дивная сила Креста! Крест и видимых врагов умиряет и устрашает. Мы уже сказали, что греческому царю Мануилу и российскому князю Андрею Всеблагий Господь силою Креста даровал победу над врагами. Но вот что говорится еще в житии преподоб. Маркелла. Некий болярин Ардавурий разгневался на некоего слугу своего Иоанна и хотел убить его. Не имея, где бы скрыться, Иоанн убежал в обитель препод. Маркелла. Ардавурий, узнав об этом, послал за Иоанном вооруженных воинов и приказал убивать мечем всех, кто будет противиться им. И когда воины с обнаженным оружием окружили обитель, препод. Маркелл, не желая отдать в убийственные руки человека, неповинного смерти, обратился к духовному оружию, к силе св. Креста. Оградив себя и монастырь крестом, он вышел против болярских воинов. И тотчас на всех воинов напал великий страх, ибо они увидели Крест, лучами солнечными сияющий, вокруг же его весьма великий огненный пламень, и молнию, и гром. Бросивши свое оружие, они с ужасом убежали к своему повелителю. Услышав об этом, Ардавурий и сам ужаснулся и, укротив свой гнев, простил Иоанну (Чет.-Мин. 29 декабря). Вот какую великую силу являет Господь чрез св. Крест для своих верных рабов!

Но время окончить нашу беседу. С крепкою верою в Бога Всемогущего, с усердною молитвою и покаянием во грехах, с крестом и хоругвями, во имя Господне, пойдем на реку, и будем молить Господа, да освятит Он Своею благодатью и силою Креста нашу воду, да сохранит Он нас от врагов видимых и невидимых, да подаст Он чрез освященную воду телесам нашим здравие, а душам спасение! Аминь.



Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Вам может быть интересно:

1. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

2. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

3. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

4. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

5. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

6. Мои дневники. Выпуск 4 архиепископ Никон (Рождественский)

7. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

8. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

9. Отечественная история церковная и гражданская протоиерей Фёдор Титов

10. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное Павел Иванович Савваитов

Комментарии для сайта Cackle