Источник

Поучение в день происхождения Честного и Животворящего Креста Господня, 1-го августа

Ныне у нас праздник происхождения честного Креста Господня. Празднество это установлено в 1164 году по Рожд. Христове, в царствование Греческого царя Мануила и Российского великаго князя Андрея Георгиевича Боголюбского. Им случилось в один день выступить на брань: одному из Царьграда против сарацин, а другому из Ростова против болгар; и Господь в один и тот же день, именно 1-го августа, даровал им обоим славную победу: царь Греческий победил сарацин, а князь Российский победил болгар и сделал их своими данниками. Выходя на брань, царь Греческий и князь Российский Андрей брали с собою в полки святую икону Пречистой Богородицы и честный крест Господень. Эти святыни и молитвы Государей даровали им славную победу. Царь и князь возвестили друг другу чрез послания о победах своих, дарованных им помощью Божиею. Посоветовавшись со своими архиереями, они установили празднество в первый день августа, в воспоминание силы крестной, даровавшей им победу, и велели выносить св. Крест из алтаря на средину церкви на поклонение народа, а архиереи повелели совершать освящение воды, и этот праздник стал называться происхождением честного Креста; ибо крест Господень со святыми иконами выносится с торжественным хождением на реки, студенцы и источники (Чет.-Мин. 1-го августа).

Вот почему нынешний день из св. алтаря выносим был на средину церкви Господень Крест и мы поклонялись ему! А теперь, по окончании Господней службы, мы возьмем св. Крест и, со св. хоругвями и иконами, торжественным колокольным звоном и с умилительными песнопениями св. церкви, во имя Господне, пойдем на реку для освящения вод. По истине сие похождение из храма торжественное и для христианина радостное! Ибо как при царе Мануиле и князе Андрее Всеблагий Господь чрез св. Крест явил силу Свою и даровал им победу над врагами, так и теперь, чрез тот же Крест, Он являет нам Свою силу и победу над нашими врагами.

Но кто эти враги наши и где они? Эти враги – невидимые, злые и лютые демоны, которые для нас опаснее самых сарацин. Врагов этих у нас великое множество. Но где же, говорю, эти враги наши – демоны? По Господнему попущению, они скитаются и на земле, около нас, обходят весь мир и воздушное пространство, и всегда стараются погубить христиан. Однажды препод. Нифонт в одном поле насчитал вооруженных муринов 365 полков, по числу тяжких грехов, и видел вождя пред ними, их воодушевляющего. Потом дал каждому полку диавол обаяния и чары, пустил их на всю землю на церковь Христову (Чет.-Мин. 23 декабря). И вот это священное шествие с крестом и иконами освящает воздух и землю, и отгоняет от нас демонов. Увидя св. Крест, все демонские полки бегут от нас и наших жилищ, гонимые силою Господнею. Сам князь бесовский жаловался св. Киприану, что он никак не мог устоятъ против знамения крестного св. Иустины, которое, как огнь, опаляет его и далеко прогоняет (Чет.-Мин. 2 октября).

Диавол, по Божию попущению, наносит вред и самой воде, которую мы пьем. Но, когда погружается в воду св. Крест, бежит оттуда всякая сопротивная сила, вода освящается и делается полезною для нашего здоровья, и для здравия всякого скота нашего. Некогда св. Дорофей погрузил крест в воду, зараженную ядом аспида, и сделал ее безвредною. И что может противиться силе Креста? В житии св. Иоанна Богослова говорится, что один бедный христианин, не имея чем заплатить долгов своим заимодавцам, от великого горя задумал лишить себя жизни. Три раза принимал он от одного некреста – еврея смертоносную чашу с ядом; но каждый раз, перекрестив чашу, выпивал он яд и оставался здоровым (Чет.-Мин. 26 сентября). Такова сила креста Господня!

Для того-то мы с крестным ходом отправляемся и на свои поля, чтобы молитвами церкви и силою Креста отогнать от них диавольскую силу и всякую заразу и призвать на них Господне благословение.

И что за дивная сила Креста! Крест и видимых врагов умиряет и устрашает. Мы уже сказали, что греческому царю Мануилу и российскому князю Андрею Всеблагий Господь силою Креста даровал победу над врагами. Но вот что говорится еще в житии преподоб. Маркелла. Некий болярин Ардавурий разгневался на некоего слугу своего Иоанна и хотел убить его. Не имея, где бы скрыться, Иоанн убежал в обитель препод. Маркелла. Ардавурий, узнав об этом, послал за Иоанном вооруженных воинов и приказал убивать мечем всех, кто будет противиться им. И когда воины с обнаженным оружием окружили обитель, препод. Маркелл, не желая отдать в убийственные руки человека, неповинного смерти, обратился к духовному оружию, к силе св. Креста. Оградив себя и монастырь крестом, он вышел против болярских воинов. И тотчас на всех воинов напал великий страх, ибо они увидели Крест, лучами солнечными сияющий, вокруг же его весьма великий огненный пламень, и молнию, и гром. Бросивши свое оружие, они с ужасом убежали к своему повелителю. Услышав об этом, Ардавурий и сам ужаснулся и, укротив свой гнев, простил Иоанну (Чет.-Мин. 29 декабря). Вот какую великую силу являет Господь чрез св. Крест для своих верных рабов!

Но время окончить нашу беседу. С крепкою верою в Бога Всемогущего, с усердною молитвою и покаянием во грехах, с крестом и хоругвями, во имя Господне, пойдем на реку, и будем молить Господа, да освятит Он Своею благодатью и силою Креста нашу воду, да сохранит Он нас от врагов видимых и невидимых, да подаст Он чрез освященную воду телесам нашим здравие, а душам спасение! Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle