святитель Кирилл Александрийский

Беседа, произнесенная в Ефесе

Внимающие Святому Писанию имеют сердце мудрое, пламенеющее светом добрых дел и истинной веры. Любовь к истинному познанию сопровождает такую жизнь. Ясный свидетель этого Сам Спаситель, взывающей к Небесному Отцу и Богу: «Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа» (Ин.17:3). Итак, познание Сына, соединенное с познанием Отца, при одинаковом условии есть животворное познание Бога. Если отделить одно от другого, совершенно невозможно будет познание Бога. Господь наш Иисус Христос говорит иудеям: «Ни Мене весте, ни Отца моего; аще Мя бысте ведали, и Отца моего ведали бысте» (Ин.8:19). Иудеи думали, что их отцы видели на горе Сына Божия по естеству, когда Он сходил на гору Синайскую в виде огня; думали – это они слышали Его голос, и по этой причине Моисея, служителя тайн, почтили особенным удивлением, а Господа нашего Иисуса Христа презрели за человеческое естество, говоря: «мы вемы, яко Моисеови глагола Бог, Сего же не вемы, откуду есть» (Ин.9:29). И что им за это сказал Христос: «Аминь, аминь глаголю вам, ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте, и словесе Его не имате пребывающа в вас, зане, Егоже той посла, Сему вы веры не емлете» (Ин.5:37–38). Истина говорит совершенную правду. Естество Бога не было видимо на горе Синайской, а виден был только огонь. При этом издавались звуки труб, восходил дым, и образы истины прообразовали саму истину. Бог всех сходит на гору Синайскую в виде огня. Для чего в виде огня? Намереваясь дать иудеям закон, Богу удобнее было сойти в виде огня для того, чтобы вразумить этим преступников закона, что они будут иметь дело с огнем. Потому блаженный Моисей, устрашая грешников, обыкновенно восклицал: "Бог наш огнь потребляяй есть» (Втор.4:24). При этом были еще дым и мрак. Мрак давал знать, что Бога невозможно позвать, а дым означал слезы своевольных презрителей закона, так как телесный глаз источает от дыма слезы. Итак, иудеи не видели лица Отчего, а мы видели его во Христе. Он есть тончайшая и чистейшая красота родившего, Его образ и сияние. Хотя Слово, пребывая Богом, приняло плоть и кровь и назвалось Сыном человеческим, приняв тело не бездушное и не чуждое ума, как утверждает безумный еретик Аполлинарий, несмотря на это, Оно всегда было Богом. Тайну эту Он открывал некогда святым отцам, и ее можно видеть из многих изречений святых пророков. Из Книги Бытия частью мы видим, что Сын был виден в образе человеческом и что Он назван при этом Богом.

Когда блаженный Иаков, оставив Месопотамию, спешил возвратиться в дом отца и, взяв обеих дочерей Лавана с детьми, прижитыми от них, привел их к потоку по имени Иавок, тогда, как повествует Писание, отпустив детей и жен, он остался один и с ним до утра боролся муж. Увидев, что нельзя его осилить, этот муж коснулся его бедра и повредил его. И рече ему муж, боровшийся с ним: «Пусти Мя, взыде бо заря. Он же рече: не пущу Тебе, аще не благословиши мене... И благослови его тамо. И прозва Иаков имя месту тому вид Божий: видех бо Бога лицем к лицу, и спасеся душа моя» (Быт.32:26,29–30). О мудрость, достойная святых! Патриарх видел перед собой борца, а между тем восклицал: «Видех Бога лицем к лицу, и спасеся душа моя». По откровению Святого Духа он тотчас уразумел таинство воплощения. Заметь следующее. Целую ночь боролся с Иаковом муж, когда же воссиял день, он сказал: «Пусти Мя, взыде бо заря». Что это означает? То, что Христос борется и сражается с теми, которые, подобно находящимся во мраке и ночи, имеют в уме и сердце мрак неведения, но когда в их умах занимается заря и свет истинного богопознания начинает сиять в них, подобно дню, тогда Христос оканчивает борьбу. Ибо Он вооружается против тех, которые имеют, подобно находящимся во тьме и мраке, темное и мрачное сердце, а не тех, которые ходят во свете и имеют духовную зарю. Итак, человек, прими духовную зарю, да воссияет тебе свет истины. Перестань бороться со Христом. Не знающий над собой победы всегда побеждает. Единородное Слово Божие хотя и сделалось человеком, но не перестало по естеству быть и Богом. Измениться Он никак не может. Итак, по Отце Он есть Слово, а по Матери – человек по плоти. Един есть Бог Отец, из Которого все, и един Господь Иисус Христос, через Которого все, и един Дух Святой, в Котором все. Тому слава во веки веков. Аминь.

Вам может быть интересно:

1. [Беседа, произнесенная 25 декабря в великой александрийской церкви] о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа святитель Кирилл Александрийский

2. Беседа на всех святых святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

3. Из беседы в 3-ю неделю по Пятидесятнице святитель Григорий Великий (Двоеслов)

4. Беседа 3 сохранившаяся на армянском языке священномученик Дионисий Александрийский

5. Беседа когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии святитель Иоанн Златоуст

6. О гробе Господа нашего Иисуса Христа святитель Фотий, патриарх Константинопольский

7. Беседа в 1-ю седмицу Великого поста. О посте Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский

8. Беседа о расслабленном при купели (Ин.5:2-16) святитель Кирилл Иерусалимский

9. Собеседование православного Феофана с возвратившимся от варлаамитов Феотимом святитель Григорий Палама

10. Беседа в неделю 17-ю по Пятидесятнице святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

Комментарии для сайта Cackle