святитель Кирилл Александрийский

Толкование на пророка Малахию

Глава 4

Мал.4:1.98 Зане99 се, день грядет горящ яко пещ и попалит я100, и будут вси иноплеменницы и вси творящии беззаконная101... стеблие, и возжжет я день102... грядый, глаголет Господь вседержитель, и103 не останется104 от них корень ниже ветвь105.

Следует думать, что в огне будет день суда, «в оньже небеса... с шумом мимо идут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят» все… «нова же небесе и новы земли по обетованиям»106 "Его чаем" (2Пет.3:10–13), как сказал один из святых учеников. Итак, приидет, говорит, "яко пещ", день Господень, и пожжет всех иноплеменников, а к ним присоединит и «творящих беззаконная», – одно будет наказание тем и другим. Заметь искусство (научения). Теперь упомянул иноплеменников потому, что они (иудеи) ублажали их, говоря: «и ныне мы блажим чуждих, и созидаются... творящии беззаконная, и сопротивишася Богу, и спасошася» (Мал.3:15), – так вот поэтому-то и говорит, что они будут сожжены, как противоборствовавшие славе Божией и решившиеся поклоняться твари вместо Творца (Рим.1:28).

Примем во внимание и то, что иноплеменниками и в другом смысле могут называться идолослужители и неким иным образом отчужденные от священного и избранного рода, разумею например еретиков, о коих можно говорить, и со всей справедливостью: «от нас изыдоша, но не быша от нас: аще бо от нас были, пребыли бы с нами" (1Ин.2:19). Они, отказавшись от божественного благородства и отделившись от священного и избранного рода, соделавшегося «в снабдение» (Мал.3:17), очевидно чрез веру во Христе, – будут пищей всепожирающего огня. Такой же участи подвергнутся от Бога и «творящии беззаконная», хотя бы они быть может и находились в числе уверовавших и избранных, и знающих Того, Кто Бог по природе и истинно. Ведь этого одного недостаточно им для отмытия от греха, если истинно, что «вера без дел мертва есть» (Иак.2:20). Вера во Христа, конечно, оправдывает (Гал.2:16) и освобождает от нечистоты прежних грехопадений. Но если кто после сего окажется нерадивым и снова впадет в плотские и мирские страсти, то он как бы умертвит в себе веру, ничего не прибавляя достохвального, но напротив, возвращаясь снова к прежней неправде жития. О таковых говорит и божественный ученик: «лучше бо бе им не познати пути правды, нежели познавшым возвратитися вспять от преданныя им святыя заповеди: случися бо им истинная притча: пес возвращься на свою блевотину, и: свиния омывшися, в кал тинный» (2Пет.2:21–22). Итак, и «творящии беззаконная» наравне с иноплеменниками будут "стеблие" (солома) и так же, как и оно, подвергнутся сожжению, когда настигнет огонь. Ведь зерно собирается в житницу, как и Спаситель говорит о святых жнецах, а полова сожигается огнем неугасимым (Мф.13:39–42 ср. 3и паралл.). «И не останется от них корень ниже ветвь», то есть не будут иметь никакой надежды снова возродиться к жизни, – жизни, говорю, достолюбимой и как бы во славе Божией, состоящей (жизни) в святости и блаженстве. Ведь когда корень не совсем отсечен и ветвь не до основания вырвана, остается некая надежда на возрождение снова, «есть бо древу надежда», по написанному (Иов.14:7); так что и после того как срублено, снова будет расти, и побеги ее не прекратятся. Если же снизу и с самого корня совсем вырывается и подвергнется полному отсечению ветвей, то вместе с тем, конечно, погибнет для него и всякая надежда на возможность снова возродиться к жизни. Итак, сравнением с растениями указывает на уничтожение всякой надежды для грехолюбцев. О сем и божественный Исаия возвещает ясно в словах: «червь... их не скончается, и огнь их не угаснет, и будут в позор всякой плоти» (Ис.66:24).

Мал.4:2–3. И возсияет вам боящымся имене моего солнце правды107 и изцеление в крилех его: и108 изыдете и взыграете, якоже телцы от уз разрешени: и поперете беззаконники, зане109 будут пепел под ногами вашими в день, в оньже аз сотворю, глаголет Господь вседержитель.

Воссияло находящимся в сем мире Единородное Слово Божие и, облекшись подобием с нами, «бысть плоть Слово и вселися в ны» (Ин.1:14). Подобно некоему солнцу осиявая своим блеском сущих во мраке и тьме, и посылая в души верующих светлый луч истинного богопознания, Оно соделало их чистыми, мудрыми и ревнителями всякой добродетели. Показывало Оно нам в Себе Отца и посредством неизреченного тайноводства соделало нас счастливыми и умудренными, наполнив имеющих ум познанием о Нем. Впрочем, и до такого просвещения доведенные и обогатившись, как говорит блаженный Павел, «во всяком слове, и во всяком разуме» (1Кор.1:5), и «во всякой премудрости» (Еф.1:8), – "видим"110 теперь в зеркале и гадании, и знаем "отчасти" (1Кор.13:12), но "приидет некогда совершенное» (1Кор.13:10), и мы уже будем в полнейшем познании Христа, когда Он опять воссияет нам с небес, упразднит «еже отчасти» и знание в зеркале и гадании (1Кор.13:10, 12), засияет как совершенным (нам), напоит наш ум неким божественным и неизреченным светом и усладит излиянием Святого Духа. Так и божественный Павел сказал: «аще же пророчествия упразднятся» и знания прекратятся (1Кор.13:8). Не то утверждаем, что от познания отчасти мы перейдем к совершеннейшему незнанию чего-либо, – отнюдь нет. В противном случае каким образом время будущей надежды не послужит ко вреду душам святых111, если предстоит необходимость утратить даже и то, что имеем, не приобретая ничего лучшего и не вознося ум к чему-либо превышнему, но напротив, теряя даже и то, что когда-то не без труда приобретено? Упразднятся и пророчества, прекратится и знание, так как, очевидно, к нашим душам приникнет превышнее (знание). Ведь если кто, когда в доме светит один (малый) светильник и дает умеренный свет видящим его, внесет (большую) лампаду, то свет того (малого светильника) по необходимости как бы упраздняется, уступая сильнейшему свету большого светильника. И как свет звезд остается уже бездейственным, когда солнце осиявает поднебесную, так и с появлением в нас совершеннейшего знания как бы уже должно упраздниться меньшее. Так и Христос сказал святым апостолам: «сия в притчах глаголах вам: грядет час, егда ктому в притчах не глаголю вам, но яве о Отце возвещу вам» (Ин.16:25). Итак, святым, кои и весьма боялись имени Божия и были ревнителями всякой добродетели в сем мире, Христос воссияет как некое солнце правды, посылая лучи совершеннейшего знания, освобождая их от всякой душевной немощи и как можно более удаляя от исконной скорби. Это и означает «изцеление на крилех его», как бы об орле и птенцах говорилось, вполне подобно тому, что премудрым Моисеем сказано о Боге и об освобожденных из Египта: "яко орел покрывает112 гнездо свое… простер криле свои113, прият их" (Втор.32:11). В сем веке бывает в нас как бы некое играние плоти, ибо она влечет наш дух к неподобающим удовольствиям, ожесточает в наших членах закон греха (Рим.7:23), который и побеждается при помощи Христа, благонравием святых. Опьяняется как бы ум и другим образом искушаемый страстями; ибо удручают нас: высокомерие, мирское славолюбие, гнев, корыстолюбие и другие пороки. Когда же мы обогатились залогом Духа чрез Христа (1Кор.1:5), мы приобрели способность побеждать страсти, впрочем не без собственных усилий, а в будущем веке имея полный блеск богопознания, обогащаясь совершеннейшим даром Святого Духа и совлекшись тления и страстей плоти, служим Богу всецело, не разделяясь ко греху и не угнетаясь какой-либо из исконных страстей, но наравне со святыми ангелами ведя чистую и беспечальную жизнь. Написано ведь, о святых, что «забудут... печаль свою... и не взыдет им на сердце» (Ис.65:16), – но будет, сказано, «и радость вечная над главою их,... хвала и веселие, и радость приимет я, отбеже болезнь, печаль и воздыхание» (Ис.35:10). Посему то и говорит пророк или Бог, Содетель сего и Податель, что «изыдете и взыграете, якоже телцы от уз разрешени». Как малые тельцы, освобожденные от привязи, скачут по полям, прыгая и мыча на тучном пастбище, так некогда и святые, освободившись от уз скорби в сей жизни, заботы, трудов и мук, достигнут подобающего добродетельным благодушия, попирая беззаконных, не сражающихся уже и противоборствующих, но уже павших и побежденных, и как бы под ногами лежащих, при совершеннейшем прекращении войны от них, ибо «не будет тамо льва, ни от зверей злых» ни один «не взыдет… тамо», по написанному (Ис.35:9), но "будет" напротив, «путь чист, и путь свят наречется» (Ис.35:8). Да, без войны и чуждой всякой скверны в то самое время будет жизнь святых.

Мал.4:5–6. И се, аз послю вам Илию Фесвитянина114, прежде пришествия дне Господня великаго и просвещеннаго, иже устроит сердце отца к сыну и сердце человека ко искреннему его, да не прииду и поражу115 землю в конец.

Доказательство милосердия и долготерпения Божия служит то, что некогда предвоссияет нам Илия Фесвит, предвозвещая по всей вселенной, что явится наконец Судия. И Судия снидет во славе Бога и Отца, окруженный воинством ангельским, и «сядет на престол славы своея» (Мф.25:31), судя вселенную в правде (Пс.9:5), – и всенепременно «воздаст каждому по делу его" (Мф.16:27; Рим.2:6). Так как мы в многочисленнейших грехах, то предшествует благополезно божественный пророк, приводя обитателей земли к единодушию, дабы все, собравшись в единство чрез веру и прекратив рвение ко злу, решились совершать добро, и таким образом получили спасение при пришествии Судии. Но прежде пришел блаженный Креститель Иоанн «в духе и силе Илии» (Лк.1:17). И как он проповедовал, говоря: «уготовайте путь Господень, правы творите стези Бога нашего» (Ис.40:3; Мф.3:3), – так и божественный Илия будет тогда проповедовать близ сущего и вскоре имеющего быть, да судит вселенную в правде (Пс.9:5). И теперь, быть может, некоторые разномыслят между собой, и отец отделяется от сына и сын от отца (Мф.10:35): один уверовал во Христа, другой сопричислен к апостолам, иные отделяются от любви к друг другу, разделяемые враждою, непрестанным гневом и соревнованием в каждом мирском деле. Но пророк возставит (устроит) и, приведя к единой вере некогда разделенных и восстановив "человека к ближнему его, дабы не приду, – говорит, – и поражу землю в конец», то есть всецело и совершенно. Видишь отсюда милосердие Владыки всех. Наперед убеждает обитателей земли и как бы свидетельствуется гласом Илии, что явится Судия, чтобы, обращением к лучшему исправив житие свое, тогдашние жители земли не предстали пред Строгим Судией, посылающим в пламень и «во тьму кромешную», – но напротив, услышали бы: «приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф.25:30, 34).

Мал.4:4.  116 Помяните закон Моисеа раба моего, якоже повелех ему в Хориве ко всему Израилю повеления и оправдания.

Снова убеждает читателей поразмыслить над словами – о том именно, что не новая или необычная это была проповедь о Христе и не одними только устами Малахии предвозвещенная, но издревле и изначала, с первых, скажем так, времен, в кои призван к богопознанию Израиль, когда открыл (Бог) законы на Хориве. Бог всяческих нисшел тогда в виде огня на гору Синай, видны были дым и пламя, несшиеся с высоты и вселявшие созерцавшим великий страх: была тьма и мрак, и буря и глас трубы, звучавшей сильно (Исх.19и дал.). Тогда только вот устрашенные сыны Израилевы приступили к посреднику и руководителю, – Моисей это был, – со словами: «глаголи ты к нам, и да не глаголет к нам Бог, да не... умрем» (Исх.20:19). И на это Бог говорит: «право вся, елика глаголаху.... Пророка им возставлю из братий их, якоже тебе», и положу слова Мои «во уста его, и возглаголет им» по (согласно) всему, что «заповедаю ему» (Втор.18:17–18). Смотри, как из отдаленных и изначальных времен провозглашало Христа Священное Писание? Но если кто пожелает исследовать и самые тени (прообразы) закона (Моисеева), то найдет в них описание Христа и Его таинства. Посему и сказали иудеям: «аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте и мне: о мне бо той писа» (Ин.5:46); ибо исполнение закона и пророков есть Христос (Мф.5и Рим.10:4), чрез Коего и с Коим Богу и Отцу слава с Пресвятым Духом во веки. Аминь.

* * *

98

В полиглоттах и изд. греч., вульг. и др. (также слав. и русск.) здесь начинается 4-я глава. Но в евр. изд. обычно относится к 3-й главе.

99

Слав.: "яко".

100

Сир.: «потому что вот дни грядут и будет палить как печь гнев Мой».

101

Слав.: "яко".

102

Слав. чит.: «Господень».

103

Евр., халд., вульг.: "который".

104

Евр., халд., сир., вульг.: «не оставит».

105

Халд.: «который не оставит для них сына и сына сына» (внука).

106

Слав.: «по обетованию».

107

Халд.: «солнце в чистоте (или правде)».

108

Отсюда и до конца 3-го стиха нет у Феод. Monc.

109

Слав.: "и".

110

Слав.: "убо".

111

Т.е. вместо совершенства и блаженства будущая жизнь не окажется ли для святых несовершенством и лишением, если…

112

Слав.: "покры".

113

Слав. приб.: "и".

114

Так все источники для LXX (и Терт.).

115

Слав.: «пришед поражу».

116

Этот стих помещается после 3-го и пред 5-м во многих минускулах.


Комментарии для сайта Cackle