Наследие преподобного отца Серафима Саровского как фактор информационной защиты россиян
Статья публикуется впервые
Доклад на VI-ой ежегодной всероссийской научно-богословской и общественной конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и будущее России», 25–28 июня 2009, гг. Санкт-Петербург – Саров.
Великий светильник духовный, святой угодник Божий Серафим Саровский, по праву названный духовником Земли Русской, оставил для нас, своих потомков драгоценное наследие, которое есть неистощимый кладезь для утоления жажды душ человеческих, для исцеления и сохранения в мире и здравии человеческого сознания и мироощущения. Жажда слов истины и примера святости многие годы безбожия томила сердца и умы множества людей в нашей стране. Конец безбожной эпохи, эпохи жестоких гонений на религию и Церковь ознаменовался обретением святых мощей преподобного Серафима Саровского, и это событие явилось знаком особой милости Божией для нашей страны. Думается особенное значение преподобного Серафима, как для России, так и для всего мира не требует доказательств, но чудо возвращения его святых мощей, одновременно с которым стало возможным новое открытое слово о Христе и Его Церкви является, пожалуй, наиболее ярким свидетельством особого предназначения Святого.
Однако сегодня, когда уже открылись тысячи храмов и сотни монастырей, и никто не препятствует проповеди Слова Божия, мы встречаемся с новыми трудностями, новыми вызовами, встающими как перед Церковью, так и перед обществом и государством в целом. Эти трудности связаны не только с изменением политической и экономической ситуации в нашей стране, но и с глобальными процессами в мировом сообществе. «Мир во зле лежит» (1Ин.5:19), по свидетельству возлюбленного ученика Господня, с древних времен и до сего дня. Силы зла действуют неизменно на разрушение и разделение, как человеческих сообществ, так и сознания отдельной человеческой личности, только образ их действия может меняться, принимая наиболее подходящую к современности форму.
Сейчас стало общераспространенным серьезно говорить об информационной войне, которая и действительно стала главнейшим оружием в эпоху информационно-технологического бума XX-го и XXI-го веков. Этот метод хитрой лжи и клеветы приобретает все более современную оснастку, хотя в существе своем имеет лукавство древнего змия-искусителя вложившего в сознание праматери Евы мысль недоверия Господу Богу – единственному Благодетелю человека, не имеющему ни малейшего оттенка корысти в Своих действиях. Вся история человечества после грехопадения первых людей, к сожалению, представляет собой историю усвоения людьми методов клеветы и обмана для достижения личных, своекорыстных целей. Заподозрив Бога – Благостного Отца и Владыку жизни в нечистоте стремлений люди сами стали нечисты в своих стремлениях и до сих пор мучаются мнительностью и эгоизмом.
Методы информационного «оболванивания» становятся все более успешными и эффективными в эпоху практически неограниченных информационных потоков, в которых человеку зачастую просто некогда или лень разбираться. Кроме того, наживка диавольской клеветы и обмана всегда ориентирована на немощи и страсти человеческой души, что усиливает эффект воздействия и создает заведомо отрицательный настрой к восприятию противоположных доводов.
Современная информационная война определяется как «комплекс мероприятий по информационному воздействию на массовое сознание для изменения поведения людей и навязывания им целей, которые не входят в число их интересов»1. Можно добавить, что это навязывание имеет заведомо разрушительное для сознания и психики человека действие, потому и определяется как «война».
Осознание реальности и опасности целенаправленного давления и злонамеренных действий в сфере информативных полей государственной политики и общественной жизни нашли свое отражение в недавно принятых государственных документах, таких как: «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации»2, «Концепция национальной безопасности Российской Федерации»3 и Указ Президента Российской Федерации «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России»4.
Основными задачами Комиссии являются обобщение и анализ информации о фальсификации исторических фактов и событий, направленной на умаление международного престижа Российской Федерации; а также выработка стратегии противодействия попыткам фальсификации исторических фактов и событий, предпринимаемым в целях нанесения ущерба интересам России.
В «Доктрине информационной безопасности» особенно отмечена важность сохранения культурного достояния всех народов России, укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, здоровья граждан, культурного и научного потенциала Российской Федерации. А в качестве наибольших опасностей в сфере духовной жизни общества названы деформация системы массового информирования, «как за счет монополизации средств массовой информации, так и за счет неконтролируемого расширения сектора зарубежных средств массовой информации в отечественном информационном пространстве»; возможность нарушения общественной стабильности; деятельность религиозных тоталитарных сект; и, наконец, распространение дезинформации5.
К сожалению, реальные меры со стороны правительства, к оздоровлению деформированной «системы массового информирования», пока что почти не принимаются. Средства массовой информации и развлечения переполнены сценами насилия и разврата, которые приводят к тяжелым нарушениям психики взрослых людей, не говоря уже о детях и подростках. Серьезнейшую озабоченность в церковной среде, среди архипастырей и пастырей и простого народа вызывает неспособность современного гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны. В сфере нравственного воспитания интересы государства и Церкви совпадают, но мы вынуждены заметить, что влияние государственного контроля и цензуры до сих пор крайне слабо, в то время как роль их настолько важна, что невозможно ее переоценить. Слишком сильны соблазны современных СМИ и, особенно, телевидения, чтобы на их фоне говорить о здоровом развитии молодежи средствами одной церковной среды.
При всей сложности и разнообразии современных средств современного информационного воздействия – пропаганда разврата и насилия как одновременно самых тривиальных, но и самых действенных до сих пор не получила должного отпора в нашем государстве. А ведь, скажем, в США общественное телевидение, куда открыт доступ подросткам, очень строго цензурируется.
Преподобный Серафим, в контексте данной темы, сам, будучи девственником и основав обитель для девственниц, решивших посвятить себя Богу, очень высоко отзывался о добродетели целомудрия и телесной чистоты. «Девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние равноангельское, и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей», – говорил Святой своему духовному чаду Мотовилову в знаменитой «Беседе о цели христианской жизни»6. Не отрицая значения христианского брака, называя его «честным», и указывая на необходимость соблюдения в браке известной меры чистоты, постов и прочих христианских добродетелей7, преподобный все же особо отмечал высоту монашеского звания, поучая что «дева, хранящая свое девство ради любви Христовой, имать честь со Ангелами и есть невеста Христу: Христос есть Жених ей, вводящий ее в Свой чертог небесный»8.
О чистоте же в миру и в браке, как необходимой для всякого христианина, Преподобный учил, что «мы непрестанно должны хранить сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений». При этом, Святой ссылался на слова премудрого Соломона: «больше всего храни твое сердце, потому что из него источники жизни» (Притч. 4, 23). Хранение сердца есть необходимое условие его чистоты: «от бдительного хранения сердца рождается в нем чистота, для которой доступно видение Господа», по слову Самого Спасителя: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бoгa узрят» (Мф. 5, 8)9.
Отсюда становится ясным завет Преподобного всем современным христианам, когда низменные страсти столь неприкрыто пропагандируются по всей России. Но здесь же и завет всем «во власти сущим», так как по слову великого старца «всякая человеческая душа есть дева; душа же, во грехах пребывающая, вдова нерадивая, в сластолюбии заживо умершая»10. Но какова же ответственность тех кто, имея возможность воспрепятствовать осквернению душ человеческих тяжким грехом, не сделал этого?
Будем помнить, что многие великие цивилизации гибли в результате роста безнравственности. В, частности, к таким цивилизациям можно отнести Древнюю Грецию и Древний Рим11. Этим же путем идет Европа, на этот путь усиленно толкают и наше государство.
Не случайно в святоотеческом наследии добродетель противоположная разращению называется «целомудрием». В этом слове отражена целостность человеческого внутреннего мира, которая особенно нарушается плотскими грехами. Целомудрие – это не только, и даже не столько состояние тела, сколько гармоничный союз тела, души и духа в индивидууме. Доказательства этой истине налицо. Результаты социологических исследований проведенных среди большой выборки старшеклассников и учителей разных общеобразовательных школ и лицеев Санкт-Петербурга в 2005 году, выявили положительную взаимосвязь между вольным отношением к вопросам половой жизни и такими грехами как матерщина, аборты и самоубийство12.
Психологами давно замечено понижение общего интеллектуального и физического уровня развития у нецеломудренных подростков. Одновременно, видеопродукция и СМИ вкладывают в сознание детей разрушительные образы разного типа. Например, образы «отвратительной матери»13, где женщина-мать преподается в безобразном обличье на фоне свободной (но, отметим, не девственной) женщины, наделяемой авторами умом и изяществом. Таким образом, пропаганда разврата тесно связана с целями опорочить в сознании молодежи институт семьи. И это уже осуществившаяся угроза дала весьма ощутимые плоды в нарастающей страшными темпами в нашем государстве демографической проблеме.
Духовная жизнь населения России насильственно подвергается деинтеллектуализации через СМИ, культивирующие безнравственность и погоню за наживой, за «золотым тельцом». И здесь уместно вспомнить еще один завет Преподобного Серафима. Этот завет – стяжание Духа Божия, которое «есть тоже капитал», по учению Святого, «но только благодатный и вечный»14. Этот нетленный дар Святого Духа, как главный отличительный признак настоящих христиан, составляет главную цель жизни нашей на земле, это есть сокровище «неоскудеваемое и ничем вполне и достойно неоценимое»15.
В наше время, когда с целью морально и духовно обезличить народные массы, реклама кишит прямыми и косвенными призывами по типу «бери от жизни все», сверхнасущным становиться наставление Преподобного о ином, духовном призвании человека, предназначение которого не ограничивается земным существованием, но беря начало в этой жизни, продлевается в вечную жизнь с Богом.
Всякий трезво мыслящий христианин согласно учению святого старца Серафима должен приложить все усилия, направить всю свою жизнь таким образом, чтобы постоянно иметь главным своим попечением именно приобретение этого бесценного Божественного Дара. Беспечность современного общества погруженного в поиск временных удовольствий, наоборот, есть главный фактор, который препятствует реализации каждым человеком своего важнейшего предназначения на земле. В нашей беспечности состоит наше великое бедствие, на которое, по слову Преподобного, Господь отвечает «великим состраданием» и стучит в двери нашего сердца «в течение всей нашей жизни»16. Не будем же злоупотреблять долготерпением Божиим, тем более что современный мир, как мы видим, столь противен в своих стремлениях всему Божиему. Христианское бодрствование становится в наш век еще более насущным, чем во времена древних подвижников. А значит и усвоение святоотеческого наследия относящегося ко всем аспектам человеческой деятельности, навыков духовной жизни, молитвы и участи в таинствах Церкви становится главным защитным оружием в войне за человеческое сознание.
Преподобный Серафим учит нас всех этой истине и наставлениями и самым делом. Проповедь личным примером всегда имела великую силу. Именно поэтому примеры житий святых угодников Божиих всегда оказывали такое сильное нравственно-воспитательное влияние. Святой Саровский подвижник выделяется своим благодатным светом даже на фоне сонма святых всей полноты православной вселенской Церкви. Имя Преподобного известно всему миру, и помощь его спасла и спасает многих от различных душевных катастроф. Тем более важным становится тот факт, что преподобный всегда учил о необходимости принадлежать Святой Церкви, исполнять Ее уставы.
Так, например, в беседе с раскольниками-старообрядцами Святой говорил: «прошу и молю вас, ходите в Церковь греко-российскую: она во всей славе и силе Божией! Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило. Она управляется Святым Духом. Добрые кормчие ее – учители Церкви, архипастыри суть преемники апостольские. А ваша часовня подобно маленькой лодке, не имеющей кормила и весел; она причалена вервием к кораблю нашей Церкви, плывет за нею, заливаемая волнами, и непременно потонула бы, если бы не была привязана к кораблю»17. В другом подобном случае Святой ставил условием исцеления больной веру «в Святую Православную Церковь» и отмечал великое неразумие пренебрегающих спасительным кораблем Церкви, потому, что «по своей греховной слабости» даже здесь люди с большим трудом «переплывают море житейское и не все спасаются от потопления»18.
Великое множество чудес, совершавшихся благодатью Божией через Преподобного, привлекало толпы народа к Святому при его жизни и привело тысячи паломников на торжество его прославления в 1903 году. Митрополит Вениамин (Федченков) в одной из своих книг описывал случай бывший с дочерью его духовного чада. Молодая девушка-студентка заразилась идеями нигилизма столь популярными в России и, особенно, в студенческой среде в начале XX века. Позже дочка призналась матери, что уже была почти готова отказаться от веры и начать вольную жизнь по примеру друзей и подружек, но пример Преподобного Серафима встал в ее сознании как преграждающая сила. Девушка и сама уже хотела пуститься в «свободное плавание» отвергнув святую веру, но реальность Жития батюшки Серафима остановила ее. Сухое знание основ веры не могло сотворить такое чудо, закон Божий лежал в ее уме балластом, не влияющим на жизненные решения, а живой пример створил Чудо. Дело в том, что семья этой девушки присутствовала на торжествах канонизации Святого и все они явились очевидцами множества исцелений. Да и сам образ Святого Серафима настолько врезался в сознание своей живой реальностью и внутренней правдивостью, что девушка не смогла переступить через него, а вместе с тем сохранила верность Святой Церкви.
Таким образом, сама жизнь и все наследие Святого Серафима как единое целое светлого образа великого праведника является огромной силой в сфере информационной войны. Ее приемами в свое время весьма ловко пользовались и большевики революционеры, размножавшие бунтарские настроения в массах в начале XX столетия, подготовившие и осуществившие октябрьский переворот. Наш современник, афонский старец Паисий так описывал эту подготовительную клеветническую пропаганду: коммунисты находили «неправильных», потерявших чистоту веры священников и богословов, которых и использовали для того чтобы «обвинить Церковь и часто говорить против нее. Так они отравляли народ, потому что он не мог распознать роль этих богословов. Потом брали одного из священников, который из-за болезни был очень толстым, искали месяцами какого-нибудь костлявого парнишку, помещали их на одну афишу и писали внизу: «Вот как живет Церковь и как бедствует народ». Брали также фотографию патриарших покоев, устланных коврами, мебелью и т.п., и помещали рядом барак одного из нищих (и говорили: посмотрите на роскошь попов и как прозябает русский гражданин! Так им удавалось мало-помалу отравить народ и «испортить ему помысл». И после того, как народ пожрал друг друга, явились и те, и, как мы знаем, отбросили Россию на 500 лет назад, и оставили ее при смерти, убив миллионы русских христиан»19.
Современные СМИ, к сожалению, также зачастую ведут подобную агитацию, как против Церкви, так и против государства в целом, разрушая в россиянах чувства патриотизма и преданности Родине. Ярким примером кощунственной деформации сознания навязываемого современным гражданам РФ являются слова, так называемого, правозащитника Ковалева С.А. высказанные матери сохранившего воинскую и христианскую честь российского солдата Евгения Родионова, геройски погибшего в чеченском плену.
«Ты вырастила убийцу!», – бросил он в лицо матери солдата-мученика. С точки зрения этого «радетеля за права человечества» убийцей был не залитый кровью бандит, а вчерашний подмосковный школьник, еще и не выстреливший ни по кому…».20
Но еще опаснее, когда для искажения информации используются имена святых, дается лживое толкование пророчеств. Так, например, уже упомянутый выше афонский старец Паисий строго обличал некоторых греческих мирян предававших ложное толкование пророчествам преподобномученика Косьмы Этолийского (XVIII век) о результатах будущей войны Греции с Турцией. Упаднические настроения, создаваемые ошибочным объяснением пророчества, принесли бы, по слову старца, «намного большее зло, чем сделали бы многие турецкие дивизии»21.
Сокрушение, надломленность солдатского духа и мужества – это результат которого с древнейших времен добивались противоборствующие стороны как накануне, так и во время и после сражения. Такая же пропаганда ведется сегодня и для деморализации российского населения, только на разных уровнях и с использованием достижений современной техники. Хуже всего, что информационным агрессорам удается завлечь в свою игру некоторых представителей церковной среды. Целью такой деятельности является подрыв доверия к священноначалию Церкви, размножение групп ассоциирующих себя с православием, но имеющих раскольническо-сектантский характер, распространение паникерского и упаднического духа.
В качестве печальных примеров такой крайне вредной деятельности можно указать на иерод. Авеля (Семенова) и иеросхим. Рафаила (Берестова). Иерод. Авель является автором и составителем множества книг, брошюр и видеофильмов, распространяющих дух апокалипсической неуравновешенности, недоверия священноначалию, подрывающих уважение к большей части священства, содержащих кощунственные и лживые обвинения. Кроме весьма сомнительных басней, которые у здравомыслящего человека вызовут горькую улыбку, здесь мы находим лживую информацию, наносящую личное оскорбление. Только для примера, среди сведений, представленных в его брошюре «Число паспорта»22 содержится такая клевета на события в Александровском женском монастыре, что в пору было бы подавать в суд на автора-лжеслужителя. Со слов анонимной инокини, оставившей монастырь, извращая жизнь обители до неузнаваемости, автор приписал монашескому постригу, совершенному над одной из монахинь не много немало антихристианское содержание. Якобы сам антихрист нарек ей имя во время пострига и «нарекает имена»23 всем тем, кто не включился в ряды активных борцов против новых паспортов. Информация книги носит устрашающе-запугивающий характер с множеством ложных устных свидетельств подвижников благочестия.
Не менее провокационная деятельность ведется и кавказским отшельником Рафаилом (Берестовым). Хотя в своих более ранних статьях этот лжестарец и заявлял о своей позиции «быть в лоне Церкви и бороться за чистоту Православия»24, но впоследствии своими действиями ясно доказал обратное. Этот человек открыто порочил имя покойного святейшего патриарха Алексия II, и всего священноначалия, поддержал раскольническую деятельность бывшего епископа Диомида25, кощунственно порочит деятельность Московской Патриархии в советский период, пытаясь запятнать исповеднический подвиг иерархов церкви в годы гонений26, которого сам никогда не знал.
В противовес таким церковным смутьянам преподобный отец наш Серафим Саровский жестко обличал бунтовщиков. Преподобный, отличавшийся великой любовью ко всем приходящим, с гневом прогнал от себя представителей движения декабристов силившихся разрушить монархический строй Российской империи. Строгое поведение Святого по отношению к этим бунтарям должно служить для нашего времени серьезным предостережением всем нарушающим мир и спокойствие Церкви и государства. «Стяжи дух мирен», – учит нас святой старец – «и тысячи спасутся около тебя».
Преподобный действительно указывал на грехи современных ему и будущих мирян и священнослужителей, но не для того чтобы посеять панику и малодушие, как это делают неразумные ревнители ложного благочестия, а чтобы укрепить христиан в подвиге духовного бодрствования. Главным же заветом Преподобного, вселяющим твердую надежду и спокойствие в души православных граждан России являются следующие слова угодника Божия: «у нас вера Православная и Церковь, не имеющая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие в щит и в броню правды: сих врата адова не одолеют»27.
Это подлинное пророчество великого Святого земли русской говорит о славе и необоримости, как Церкви, так и государства российского и должно служить обличением всем ложным слухам и дезинформации, имеющим целью распространить панику и упаднический дух среди населения нашего государства.
Количество раскольнической литературы и информации в Интернете подобной вышеприведенной, которую можно смело назвать «подрывной» для Церкви и государства, весьма значительно и работает на руку противникам возрождения сильной российской государственности.
Сохранилось и еще одно духовное прозрение великого старца, исключенное цензором в издании летописи в царское время, в котором преподобный говорит: «мню, …, что восьмая-то тысяча пройдет! Мню, что пройдет! И вот что еще скажу тебе, батюшка; все пройдет и кончится и обители, батюшка, уничтожатся, а у убогого Серафима в Дивееве до самого дня пришествия Христова будет совершаться Бескровная Жертва, батюшка!»28.
Мнение преподобного, которое он высказал со смирением, выразившимся в старо-славянском глаголе «мню», то есть «считаю», «полагаю», тем не менее, служит сильным аргументом против ложных слухов о неизбежности скорого наступления конца мира. Порукой тому величие авторитета преподобного Серафима.
В недавно опубликованной статье Стрижева А.Н.29 приводится анализ наследия Святого, с целью выявления подлинных и неподлинных пророчеств Преподобного30. В качестве несомненно подлинного ученым оценено пророчество Святого о страшной революции и кровопролитии, «гибели множества верных Отечеству людей, разграблении церковного имущества и монастырей, осквернении церквей Господних», осуществление которого мы видели в истории XX века. Оканчивается оно, однако, жизнеутверждающим словом Святого о том, что «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе»31. Это пророчество еще не осуществилось, но в наше смутное время оно крайне актуально. Граждане России и сыны Церкви должны свято помнить эти слова великого Святого и утверждать себя и воспитывать молодое поколение в позитивном патриотическом духе.
Александр Николаевич, в то же время отрицал происхождение некоторых других мыслей в архивах Мотовилова от Преподобного Серафима. В частности это касается рассуждений Мотовилова о всероссийском, всеславянском царстве, «пред которым в трепете все народы будут». Однако аргументация автора представляется не совсем веской, особенно когда речь идет об отрицании подлинности сохраненного супругой Мотовилова суждении великого старца.
В воспоминаниях Елены Ивановны Мотовиловой, супруги верного «служки» преподобного Серафима Мотовилова Н.А. мы находим это удивительное и грандиозное по потенциальной силе вдохновения пророчество Святого.
Николай Александрович говорил супруге, что отец Серафим сказал ему, «что все то, что носит название «декабристов», «реформаторов» и, словом, принадлежит к «бытоулучшительной партии», есть истинное антихристианство, которое, развиваясь, приведет к разрушению христианства на земле, и отчасти Православия, и закончится воцарением антихриста над всеми странами мира, кроме России, которая сольется в одно целое с прочими землями славянскими и составит громадный народный океан, пред которым будут в страхе прочие племена земные. И это, говорил он, так верно, как дважды два – четыре»32.
Утверждение Стрижева о том, что «во времена Преподобного бунтовщиков «декабристами» не называли; термин «декабристы» вошел в обиход только спустя несколько десятилетий» совсем не может считаться достаточным для отвержения аутентичности переданного устным способом сообщения. Сам батюшка Серафим называл Николая Александровича «ваше боголюбие», и вся жизнь последнего есть подтверждение этому. Он, по свидетельству супруги, «весь горел любовью к Богу, к Божией Матери и к святым угодникам»33. Память святого Серафима Мотовиловым была особенно благоговейно чтима. Трудно поверить, что такой человек мог придумать что-либо от себя и выдать за наследие угодника Божия.
Не поднимая тему анализа всего наследия самого Мотовилова, что не входит в рамки нашего исследования, считаем необходимым и актуальным подтвердить подлинность слов самого Преподобного переданных не дословно, но по существу Николаем Александровичем.
Таким образом, наследие преподобного Серафима является крайне важным и могучим средством в противостоянии той информационной агрессии, которой подверглась наша Родина в последнее время. Сам яркий и светлый образ Святого, великое множество его чудес, наставления Праведника дарят нам целую духовную симфонию благодатных мыслей, понятий и чувств, указывают на весьма доступные и насущные способы защиты сознания. Пророчества Великого русского духовника о великой славе нашей Родины вселяют в нас ту уверенность в будущем нашей Церкви и Отчизны, без которой невозможно эффективно жить и работать. Прозрение о могущественном единении России с ближними по географии и мировоззрению народами и о противостоянии Ее силам мирового зла дают надежду на провал навязываемой сегодня некоторыми влиятельными государствами и политиками однополярной геополитической картины, в которой России уделяется место безгласного сырьевого придатка.
Но для свершения этих пророчеств должны потрудиться и сделать свой посильный вклад все мы, миряне и священнослужители, государственные служащие и ученые. Этот вклад – вклад верных сынов Родины по защите Ее от всего чужеродного и разрушительного. Церковь в союзе с государством должны учить народ словом и делом уважать свое великое наследие, свое великое прошлое, чтобы иметь великое будущее.
* * *
Иван Леонов, Общественный Комитет «За нравственное возрождение Отечества»: http://www.moral.ru/parad.html
http://www.rg.ru/oficial/doc/min_and_vedom/mim_bezop/doctr.shtm
Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24, http://www.nationalsecurity.ru/library/00002/index.htm
от 15 мая 2009 г. N 549 http://www.rg.ru/2009/05/20/komissia-dok.html
http://www.rg.ru/oficial/doc/min_and_vedom/mim_bezop/doctr.shtm
Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников, «Ковчег», 2006, 337 стр.
Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, «Ковчег», 2007, 389 стр.
http://serafim-library.btv.ru/MolitvySerafima/molitva-izbr-prakt-pouchenia.html
Житие старца Серафима Саровской Обители с приложением Наставлений, Москва, 1901,Стр. 39.
Избранные практические поучения Батюшки Серафима (из Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря), п.11, http://serafim-library.btv.ru/MolitvySerafima/molitva-izbr-prakt-pouchenia.html
Слезин В.Б., проф., Геноцид белой расы. Кто виноват?, Санкт-Петербург, 2007, стр. 36.
Берсенева Т.А., к.пед.наук, АППО СПб, Материалы молодежного конгресса «Православие, молодежь и будущее России», Сборник докладов, СПб, 2005, стр. 364.
Колеченко А.К., д. психол. наук, «Психическая безопасность молодежи» , Там же, стр. 387.
Беседа о цели Христианской жизни, Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников, «Ковчег», 2006, 336 стр.
Там же, стр. 339.
Там же, стр. 341.
Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, «Ковчег», 2007, 370 стр.
Там же, стр. 371.
Христодул Агиорит, иером., «Избранный сосуд (Старец Паисий 1924–1994)», кн. вторая, изд. второе, Санкт-Петербург, 2000, стр.183. http://sv-afon.orthodoxy.ru/svjatye/paisi_af/paisiy.htm
Николай Коняев, Мать Православного Героя, http://www.nash-sovremennik.ru/p.php?y=2003&n=4&id=7
Христодул Агиорит, иером., «Старец Паисий», 2-е издание, Санкт-Петербург, 2000, стр.168.
Авель (Семёнов), иеродиакон, Москва 2005. http://pravoslavie.ws/library/4islopasporta.htm
Там же.
http://www.zaistinu.ru/articles/?aid=284
http://diomid.info/news_227247.htm
http://laura-ners.livejournal.com/729919.html
Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, «Ковчег», 2007, стр 381.
(Из записок протоиерея о. Василия Садовского), http://serafim-library.btv.ru/LetopisSerafima/letopis-chichagov-3.html
Член Союза писателей России, Международного фонда славянской письменности, член-корреспондент Международной Славянской академии образования, наук и искусства.
Стрижев А., Чего не изрекал Преподобный Серафим, http://www.rusk.ru/st.php?idar=313654
Записка Н.А. Мотовилова «Антихрист и Россия», сохранившаяся в архиве прот. Павла Флоренского.
Мотовилова Е.И., Из воспоминаний о муже Николае Александровиче, Серафимо-Дивеевские Предания, Паломник, Москва, 2006, стр. 444.
Там же, стр. 441.