Источник

Глава десятая
Критика безбожных обычаев, людского невежества и косности

§ LXXXIX. О приносящем несчастье обычае

Вы говорите, что неразумно отменять обычай, переданный вам отцами. Но почему же мы не употребляем первую пищу, т.е. молоко, к которой нас приучили с рождения кормилицы? Почему мы увеличиваем или уменьшаем отцовское имущество, а не сохраняем его равным тому, какое получили? Почему уже не выплевываем еду на отцовскую одежду и не совершаем остального, что делали, вызывая смех, грудными младенцами, но, даже если у нас не было хороших воспитателей, улучшили самих себя? Далее, во время морских путешествий отклонения от пути, будучи опасными и порой гибельными, в известном отношении оказываются приятными. В жизни же, оставляя дурной, полный страстей и безбожный обычай, пусть даже отцы и сердятся, разве не уклонимся мы к истине и не будем искать подлинно сущего Отца, отвергнув привычку, словно ядовитое зелье? Ведь лучшим из того, что мы в состоянии сделать, будет показать вам, что набожность враждебна безумному и приносящему несчастье обычаю. Ибо никогда не вызывало бы ненависти и не запрещалось бы столь великое благо, больше которого ничего не было еще дано Богом человеческому роду, если бы, захваченные обычаем, заткнув себе уши, сбрасывая, как непокорные кони, поводья, грызя удила, вы не убегали бы от увещеваний, желая избавиться от нас, возниц вашей жизни; устремляясь в безумии к гибельным утесам, не считали бы проклятьем святое слово Божие.

§ XC. О каре для злодеев и для самого князя зла

Поэтому ожидает вас расплата за ваш выбор, в соответствии со словами Софокла:

Пропавший ум, ненужный слух, пустая мысль;

и неведомы вам очевиднейшие вещи, что добрые и набожные получат благое воздаяние, так как чтили благо; те же, кто, напротив, дурны – заслуженное наказание. Кара ждет и самого князя зла. Угрожает ему пророк Захария: «Да осудит тебя Тот, Кто избавил Иерусалим. Разве это – не головня, вытащенная из огня?» (Зах.3:2). Неужели в людях заложено стремление к добровольной смерти? Зачем они прибегли к этой смертоносной головне, вместе с которой и сгорят, когда можно хорошо прожить в согласии не с обычаем, а с волей Бога? Ведь Бог дарует жизнь, вредоносный же обычай после ухода человека из этого мира приносит наказание и напрасное раскаяние. «Претерпев, даже неразумный постиг», что суеверие губит, а набожность спасает.

§ XCI. Об отталкивающем внешнем виде идолослужителей

Посмотрите на идолослужителей с грязными волосами, в оскорбительно испачканной и порванной одежде, не ведающих, что значит мыться, длиной ногтей уподобившихся зверям, многих же – лишенных половых органов и показывающих на деле, что храмы идолов суть некие могилы или темницы. Мне кажется, что эти люди оплакивают богов, а не поклоняются им, испытывая по отношению к ним нечто подобное скорее жалости, чем почитание. И глядя на это, вы еще продолжаете оставаться слепыми и не взглянете на Владыку всей вселенной и не прибегнете, вырвавшись из земного узилища, к небесному состраданию? Ведь Бог по Своему неизмеримому человеколюбию поддерживает людей: как птица-мать прилетает к выпавшему из гнезда птенцу. Если же змея накидывается на него,

Мать, о потомстве скорбя, милом сердцу, кружится

порхает;

Бог же Отец и ищет Свое творение, и исцеляет его от заблуждения, и преследует змея, и вновь принимает птенца, побуждая его вернуться в гнездо.

§ XCII. Примеры собак, коней, быка и осла, червей, свиней, орлов

Теперь дальше. Заблудившиеся собаки, идя по следу, нашли хозяина по запаху, и кони, стряхнувшие седока, повиновались господину благодаря одному только свисту. «Знает бык владельца, и осел – ясли хозяина своего, Израиль же не знает Меня». А что же Господь? Он не злопамятен, еще жалеет, еще настаивает на раскаянии. Хочу вас спросить, не кажется ли вам странным, что вы, сотворенные Богом люди, получившие от Него душу и всецело Ему принадлежащие, находитесь в рабстве у другого господина, служа к тому же тирану вместо Царя, злому – вместо доброго? Ибо кто, скажите, заклинаю вас истиной, оставляет, будучи разумным, благое и пребывает во зле? Кто же тот, который, избегая Бога, проводит жизнь с демонами? Кто, могущий быть сыном Божиим, наслаждается рабством? Или кто, способный стать гражданином неба, стремится во мрак, когда можно возделывать рай, прогуливаться по небу, имея долю в несмешанном животворящем источнике, следуя, как Илия, по воздуху, за лучезарным облаком и созерцая спасительный дождь? Однако люди, копошась (так копошатся черви в болотах и нечистотах) в удовольствиях, питаются бесполезными и бессмысленными наслаждениями и являют собой некий свинообразный народ. Ибо свиньи «радуются грязи больше», чем чистой воде, и «бросаются в неистовстве к отбросам», по словам Демокрита. Так вот, ни в коем случае, ни в коем случае не будем превращаться в рабов и уподобляться свиньям! Но как подлинные дети света поднимем глаза и воззрим на него, чтобы Господь не изобличил нас словно незаконных, – подобным образом солнце испытывает орлов.

§ XCIII. О небесном наследии

Раскаемся и перейдем от незнания к знанию, от безрассудства к рассудительности, от невоздержанности к самообладанию, от беззакония к справедливости, от безбожия – к Богу! Прекрасен смелый поступок – стать перебежчиком в Божий стан. От многих благ дозволено вкушать нам, но особенно от тех, на которые намекает Сам Бог, говоря через Исаию: «Существует наследие у служащих Господу»: прекрасное и вожделенное наследие. Не золото, не серебро это, не одежда здесь, на земле, где моль, и где разбойник подкрадывается, завистливо смотря на суетное богатство, но сокровище спасения, к которому, сделавшись почитателями Слова, надо стремиться. Вместе с нами отсюда отправляются и летят рядом на крыльях истины благие деяния.

§ XCIV. О небесном наследии (продолжение)

Наследие, о котором шла речь, вручает нам вечный завет Божий, предоставляя как вечный дар. Заботливый наш Отец, Отец настоящий, не прекращает увещевать, вразумлять, воспитывать, любить, ибо продолжает спасать и советует наилучшее: «Будьте справедливы, – говорит Господь, – жаждущие, идите к воде, и те, у которых нет серебра, ступайте и покупайте и пейте без серебра». К купели, к спасению, к свету призывает чуть ли не криком и говорит: «Я даю тебе море и землю, о чадо, и небо, и все живое, что в них, дарую тебе. Только, о чадо, стремись к Отцу!» Бог откроется тебе даром: истина не разменивается, ею не торгуют. Даны тебе пернатые и плавающие, и те, что обитают на земле. Это создал Отец для того, чтобы, наслаждаясь, ты благодарил Его. Незаконный сын, который есть сын погибели, будет покупать за серебро, ему суждено служить мамоне; тебе же Отец вручает это словно твое, – я обращаюсь к законному, любящему Его сыну, из-за которого Он доныне творит и которому одному лишь обещает, говоря: «И земля не будет продаваться навсегда», ибо не подвержена расточению: «ведь вся земля – Моя». Может стать и твоей, если примешь Бога. Поэтому Писание благовествует уверовавшим: «Святые Господа унаследуют славу Бога и силу Его». Какую, о друг, поведай мне? «Какую глаз не видел, ухо не слышало и на сердце человека она не приходила; и будут радоваться в Царстве Господа своего вовеки. Аминь».

§ XCV. О выборе между смертью и жизнью и о врожденной вере

Люди, вы имеете божественное обетование благодати, услышали также и угрозу наказания; ими Господь спасает, страхом и милостью воспитывая человека. Что же мы медлим? Почему не уклоняемся от наказания? Почему не принимаем дар? Почему не выбираем лучшее – Бога – вместо лукавого, и мудрость не ставим выше идолослужения, и не меняем смерть на жизнь? «Вот я положил перед лицом твоим, – говорит, – смерть и жизнь». Испытывает тебя Господь: выберешь ли ты жизнь; как отец, советует повиноваться Богу. «Ибо если захотите и послушаетесь Меня, – говорит, – то будете вкушать блага земли», это – милость за послушание; «если же отречетесь и будете упорствовать, меч и огонь вас пожрет», – осуждение за неповиновение. «Уста Господа изрекли это», закон истины, Слово Господа. Желаете ли вы, чтобы я стал для вас добрым советчиком? Послушайте, и я, сообразно с моими силами, изложу суть дела. Необходимо, чтобы вы, размышляя о добре как таковом, пригласили свою врожденную веру в качестве надежного свидетеля, открыто выбирающую лучшее, и не рассуждали о том, нужно ли следовать за ней, а творили бы благо. Ведь должно, скажем, сомневаться, стоит ли напиться. Вы же напиваетесь прежде, чем рассмотрите этот вопрос. Вы также не изучаете тщательно, бесчинствовать ли вам, а сразу буйствуете. Выясняете только, следует ли быть набожными и повиноваться этому мудрому Богу и Его Христу, – вот что вы удостаиваете размышления и исследования и не думаете о том, что подобает Богу.

§ XCVI. Призыв выйти на ристалище истины

Доверьтесь нам, по крайней мере, так, как доверяетесь опьянению, чтобы стать трезвыми; поверьте, как бесчинству, чтобы жить! Если вы желаете повиноваться, обретя ясную веру в несказанные божественные тайны, я, пожалуй, приведу вам в избытке доводы в пользу Слова. Вы же (ведь отцовские обычаи после полученных вами наставлений более не имеют над вами власти и не отвращают от истины) послушайте, как обстоит дело с тем, что следует далее. Пусть имя Господне не вызывает у вас стыда, «много который вредит человеку», отвращая от спасения. Совлекши одежды, будем по правилам открыто состязаться на ристалище истины, когда судьей явится святое Слово, а распорядителем игр – Господь вселенной. Ибо нам назначена немалая награда – бессмертие. Более не обращайте внимания на то, что о вас заявляет какой-то площадный сброд, безбожные хоревты суеверия, глупостью и безумием толкаемые в самую бездну, создатели идолов и почитатели камней. Они дерзнули обожествить людей, записав тринадцатым богом Александра Македонского, которого уличил Вавилон, явив его мертвым.

§ XCVII. О справедливости Бога

Восхищаюсь хиосским софистом, имя которому Феокрит. После кончины Александра он, высмеивая необоснованные мнения людей о богах, сказал гражданам: «Будьте спокойны, о мужи, пока видите богов умирающими раньше людей». Почитающий и берущий в спутники видимых богов и нахлынувшую толпу таких тварей, гораздо несчастнее этих самых демонов. Про Бога никак нельзя сказать, что Он, подобно демонам, несправедлив. Напротив, Он справедлив в высшей степени, и нет другого способа уподобиться Ему, как самому стать справедливым.

Ремесленный народ, в путь отправляйтесь все!

Корзинками вы чтите страшную на вид

Богиню-мастерицу, Зевса дочь,

глупые мастера, работающие с камнем и поклоняющиеся камню.

§ XCVIII. Бог – Создатель одушевленной статуи

Пусть явится ваш Фидий или Поликлет, и Пракситель, и Апеллес, и все занимающиеся ремесленным искусством, тленные мастера земного праха. Ибо тогда, – говорит некое пророчество, – дела земные пойдут плохо, когда люди поверят статуям. Пусть придут (ведь я не перестану звать) мастера дешевых безделушек. Ни один из них не сделал одушевленного образа и не вылепил из земли нежное тело. Кто сделал мозг мягким, кто укрепил кости? Кто натянул сухожилия? Кто наполнил сосуды и влил в них кровь? Кто обтянул тело кожей? Каким образом кто-нибудь из них может сделать глаза видящими? Кто вдохнул душу, кто наделил чувством справедливости, кто обещал бессмертие? Один лишь Творец вселенной, величайший Мастер, Отец; Он создал такую одушевленную статую – человека. Олимпиец же ваш, образ образа, сильно искажающий истину, является бесчувственным произведением, сделанным руками афинянина. Ибо образ Бога – Слово Его (Божественное Слово есть истинный Сын Ума, первичный Свет от Света), образ же слова – истинный человек, т.е. ум, который в человеке, называемый по этой причине созданным «по образу и подобию Божьему», сравниваемый нашими чувствами с божественным Словом и потому разумный. Представляется очевидным, что статуи, имеющие облик людей, являются земным образом тленного, видимого человека и далеким от оригинала, недолговечным оттиском.

§ XCIX. Невежество – причина людских бедствий

Мне кажется, что жизнь стала полной безумия – с такой готовностью она посвящается материи. Обычай, давший вам отведать от рабства и бессмысленных хлопот, был вскормлен людским суетным мнением. Причиной беззаконных установлений и лживых прорицаний стало невежество, которое, сделавшись для человеческого рода виновником ужасных бедствий и в отвратительных идолах найдя многочисленные воплощения для демонов, поставило на следующих за собой знак долгой смерти. Оскверненные, возьмите чистую воду разума, совершите омовение, очиститесь от обычая каплями истины: на небеса должно взойти чистыми. Ты, человек, ищи наиболее общее – Создавшего тебя; ты, сын, узнай наиболее частное – Отца. Ты еще пребываешь в грехах, погрязший в наслаждениях? Кому скажет Господь: «Ваше есть Царство Небесное»? Оно ваше, если только соблаговолите, избрав Бога, уверовать и последовать кратким путем, проложенным проповедью, услышав которую, ниневитяне благодаря искреннему раскаянию заменили ожидаемое завоевание своей страны врагами на прекрасное спасение.

§ C. Человек рожден для созерцания неба

Кто-нибудь, пожалуй, спросит: «Как я поднимусь на небеса?» Путь – это Господь, «путь узкий», но нисходящий с небес, узкий, но ведущий в небеса. Узкий, презираемый на земле, широкий, чтимый на небесах. Не слышавшему Слово, извинением за его заблуждение служит неведение. Услышавший же слово, но вопреки разуму не повинующийся Ему душой, чем более рассудочным будет казаться, тем более вредит ему понимание, так как разум станет для него, не избравшего лучшее, обличителем. Ибо человек устроен так, чтобы быть в близких отношениях с Богом. Как мы не принуждаем коня пахать и быка охотиться, а заставляем каждое из животных делать то, что ему положено от природы, так и человека, рожденного для созерцания неба, поистине небесную отрасль, мы, уразумев то внутреннее, исключительное и характерное, что отличает людей от всех остальных живых существ, и советуя заготовить достаточно средств на века – набожность и благочестие, призываем к познанию Бога. Занимайся земледелием, – говорим мы, – если ты земледелец, но, возделывая поле, познай Бога. Ты, что любишь морские путешествия, плавай, но призывай при этом небесного Кормчего. Воюющим тебя застало познание – послушай небесного Стратега, приказывающего справедливое.

§ CI. Язычники расходуют свою жизнь на смерть

Протрезвейте, словно вы были бы отягчены пьяным сном, и, осмотревшись немного, подумайте над тем, что значат для вас камни, которым вы поклоняетесь, и о том, что вы бессмысленно растрачиваете на материю. На незнание вы расходуете и деньги, и средства к жизни, как и саму жизнь вашу – на смерть, в этом одном видя осуществление своей тщетной надежды. Не способные пожалеть сами себя, вы, будучи порабощенными дурным обычаем, не готовы слушаться тех, кто жалеет вас за ваше заблуждение. Тяготея к упомянутому обычаю, вы по своей воле до самого последнего вздоха несетесь к погибели: «ибо свет пришел в мир, и люди возлюбили тьму более, чем свет" (Ин.3:19), хотя можно устранить то, что стоит на пути к спасению: спесь, богатство, страх, повторяя сказанное поэтом:

Деньги куда я несу и сам я куда направляюсь?

Вы не жалеете, отбросив эти пустые вымыслы, расстаться с самим обычаем и сказать суетности:

Прощайте, сны, обман и ложь, ведь вы – ничто.

§ CII. Судьба, богатство, любовь, сон, звезды – не боги

Чем вы считаете, о люди, Гермеса Тихона, Гермеса Андокида и Гермеса Амиита? Разве не ясно всякому, что это – камни, как и сам Гермес? Как не бог ореол вокруг солнца и радуга, а всего лишь небесные явления, как не бог день, год и время, состоящие из них, так не бог солнце и луна, которые управляют ими всеми. Кто, будучи в здравом уме, сочтет богами исправление, кару, наказание, возмездие? Ведь не Эринии, ни Мойры, ни Рок не являются богами, так как не боги государство, слава и богатство, которое живописцы изображают слепым. Если же вы обожествляете стыд, влечение и любовь, то пусть последуют за ними позор, страсть, очарование и соитие. Пожалуй, после этого у вас с достаточным основанием не будут считаться богами близнецы сон и смерть, – состояния, бывающие у живых существ от природы. Вы справедливо скажете, что не богини Кера, Судьба и Мойры. Если не боги раздор и битва, то не боги Арес и Энио. Если уже не боги молнии, перуны и ливни, то разве боги огонь и вода? А падающие звезды и кометы, возникшие из-за изменений в воздухе? Тот, кто говорит, что случай является божеством, пусть скажет, что и действие также им является.

§ CIII. Бесчувственные изваяния и бесчувственные люди

Если из всего перечисленного и из тех рукотворных и бесчувственных изваяний ничто не признается богом, но в отношении нас проявляется некое попечение божественной силы, то не остается ничего иного, как согласиться, что существует и всегда существовал единственный истинный Бог. Но ведь вы, неразумные, походите на людей, выпивших мандрагору или какое-нибудь другое зелье. Пусть Бог даст вам протрезветь наконец от этого сна и познать Его, дабы ни золото, ни камень, ни дерево, ни действие, ни страсть, ни болезнь, ни страх не казались божеством. Ведь тридцать тысяч есть на земле, питающей многих, демонов, не бессмертных, но и не смертных (ибо не имеют чувств, чтоб быть причастными смерти), – каменных и деревянных властителей людских, глумящихся над человеком и коварно губящих при помощи обычая его жизнь. «Земля – Господа, и все, что наполняет ее» (Пс.23:1); как тогда ты осмеливаешься не знать Владыку, наслаждаясь тем, что принадлежит Ему? «Оставь Мою землю, – скажет тебе Господь, – не прикасайся к воде, которую Я даю, к плодам, которые Я взращиваю; возврати, о человек, Богу пропитание свое. Познай своего Повелителя, будь принадлежащим Ему творением!» Разве справедливо, чтобы собственность Его была отчуждена? Отчужденное, лишенное родства, утрачивает подлинность. Не становитесь ли вы бесчувственными, как Ниоба, или скорее, скажу вам нечто более таинственное, как еврейская женщина (древние называли ее женой Лота)? Эта женщина окаменела из-за привязанности к жителям Содома, которые были безбожниками, впавшими в нечестие, жестокосердными и глупыми.

§ CIV. Священен человек, а не звери и камни

Считай, что эти слова сказаны тебе свыше: не думай, что камни, дерево, птицы и змеи суть святыни, а не человек. Напротив, подлинно священными признавай людей, а зверей и камни считай тем, чем они являются. Ибо несчастные, жалкие люди полагают, что Бог вещает посредством ворона и галки, а не через человека, и почтили ворона как вестника Божьего, человека же Божьего, который не каркает, не кудахчет, а говорит членораздельно, преследуют. Горе тем, которые не ожидают милости с неба и не уклоняются от наказания, пытаются бесчеловечно убить учащего их разумно и человеколюбиво и призывающего к справедливости; ведь они не верят Богу и не постигают силу Его. Но насколько несказанно человеколюбие Господа, настолько безмерна ненависть к злу. Гнев вскармливает наказание за грех, человеколюбие же Господне вознаграждает за раскаяние. Самое горестное – лишиться Божией помощи. Итак, слепота глаз и глухота ушей более мучительны, чем иная жадность до плохого: одна из них отняла вид неба, другая же лишила божественного учения.

§ CV. Слепота и глухота язычников

Вы же, будучи увечными для восприятия истины и слепыми умом, и глухими рассудком, не скорбите и не возмущаетесь! Вы не пожелали увидеть небо и его Творца и не стремитесь услышать Создателя и Отца всего и узнать о Нем, выбрав спасение. Ничто не встает на пути у спешащих к познанию Бога, будь то необразованность, бедность, неизвестность, нищета. Никто не желает подменить истинную мудрость, медью поразив (выраж. из «Илиады» Гомера. – Прим. ред.) ее или железом. Ведь прекрасно сказано:

Благой является спасителем везде.

Ибо ревнитель справедливого как почитатель Того, Кто ни в чем не испытывает недостатка, сам довольствуется малым, ни в чем другом, как в Самом Боге сберегая сокровище своего счастья, где нет ни моли, ни разбойника, ни пирата, но лишь вечный Податель благ. Вы по справедливости уподоблены тем змеям, уши которых закрыты для заклинателей. «Ибо дух в них, – говорит Писание, – наподобие змеиного, как у глухого и затыкающего свои уши аспида, что не слышит голоса заклинателей» (Пс. 57:5, 6).

§ CVI. О старой коже и крыльях

Но пусть дикость ваша будет зачарована небесным пением. Внемлите нашей короткой речи и извергните из себя смертоносный яд, чтобы вам было дано освободиться от гибели, как змеям – от старой кожи. Послушайте меня и не затыкайте уши, не преграждайте путь словам, но примите их своей душой! Прекрасно лекарство бессмертия: встаньте и не ползайте более, ведь враги Господа будут лизать прах, говорит Писание, поднимите голову от земли, взгляните на небо, восхититесь видом его, прекратите замышлять против пят праведников и затруднять путь к истине. Станьте разумными и безвредными! Тогда Господь, пожалуй, дарует вам крылья простоты (Он задумал снабдить ими земнородных), чтобы, оставив норы, вы обитали в небесах. Нам нужно лишь раскаяться от всего сердца, дабы всем сердцем вместить Бога. Да уповает на Него все собрание народа! Изливайте перед Ним сердца ваши, – обращается Писание к тем, в ком нет лукавства, жалеет их и делает исполненными справедливости. Поверь, человек, Человеку и Богу! Поверь, человек, Пострадавшему и Почитаемому, Богу живому! Поверьте, рабы, Умершему! Поверьте, все люди, единственному Богу всех людей! Поверьте и в качестве награды получите спасение. Ищите Господа, и жить будет душа ваша. Тот, кто ищет Его, заботится о собственном спасении: если ты обрел Бога – ты имеешь жизнь.

§ CVII. Гимн Богу – праведный человек

Итак, будем искать, чтобы жить. Плата за обнаружение – жизнь с Богом. Да возрадуются и возвеселятся в Тебе все ищущие Тебя и да говорят непрестанно: пусть возвеличится Господь. Прекрасный гимн Богу – бессмертный, наставленный в справедливости человек, в сердце которого начертаны речения истины. Ибо в каком другом месте, если не в благоразумной душе, должны быть записаны справедливость, любовь, стыд и кротость? Надо, думаю, чтобы запечатлевшие в своей душе эти божественные письмена считали мудрость наилучшей отправной точкой для себя, каков бы ни был их жизненный удел, и признавали ее спокойной гаванью спасения. Благодаря ей у детей становятся добрыми отцы, обратившиеся к Отцу, у родителей – сыновья, познавшие Сына, у жен – мужья, помнящие о Женихе, у рабов – хозяева, избавленные от величайшего рабства.

§ CVIII. О людях, более бестолковых, чем звери; о человеческих и Божиих законах

Звери более счастливы, чем люди, живущие в заблуждении. Они, подобно вам, пребывают в неведении относительно истины, однако не притворяются знающими ее, и нет у них племени лицемеров. Рыбы не суеверны, птицы не являются идолослужителями; на одно только небо они дивятся, так как не могут постичь Бога, не удостоенные разума. И вам, сделавшим себя более бестолковыми, чем бессловесные твари, и дожившим до стольких лет в безбожии, не стыдно?! Вы были детьми, затем отроками, потом юношами, потом мужами, но никогда не были добрыми людьми. Устыдитесь, по крайней мере, старости, опомнитесь и придите в себя на закате жизни; хотя бы в конце ее познайте Бога, чтобы конец жизни стал для вас началом спасения. Вы состарились в суеверии, молодыми придите к истинному богопочитанию: Бог признает вас Своими невинными детьми. Афинянин пусть повинуется законам Солона, аргивянин – законам Форонея, а спартиат – законам Ликурга. Если же ты считаешь себя Божьим, то небо – твоя отчизна, а Бог – законодатель. А что это за законы? – Не убивай, не прелюбодействуй, не развращай мальчиков, не кради, не лжесвидетельствуй, возлюби Господа Бога твоего. Имеется дополнение к этому – разумные законы, святые речения, записанные в самих сердцах: Возлюби ближнего твоего, как самого себя, ударившему тебя по щеке подставь и другую и не пожелай, ибо одним желанием ты совершаешь прелюбодеяние.

§ CIX. О терпком вкусе спасения

В самом деле, насколько лучше для людей с самого начала не желать того, чего желать не должно, чем получать желаемое? Но вы не приемлете терпкого вкуса спасения. Как мы радуемся сладкой пище, предпочитая ее остальной из-за наслаждения, получаемого при вкушении ее (хотя лечит нас и исцеляет горькая, раздражающая чувства, а слабых желудком укрепляют неприятные на вкус лекарства), так и привычка услаждает и щекочет. Но она толкает нас в пропасть, истина же приводит на небеса. Суровая поначалу, но благая кормилица юношей; она – и почтенный гинекей, и мудрая герусия, не труднодоступная, не такая, что ее нельзя постичь, но находящаяся очень близко, обитающая в трех частях нашего тела: в руках, устах и сердце, как говорит велемудрый Моисей. Это есть подлинный символ истины, для исполнения которой нужны и мысль, и дело, и слово. Не бойся того, что множество обманчивых фантазий уведет тебя от мудрости: сам добровольно уйди от вздорного обычая, подобно тому как дети, став взрослыми, отбрасывают игрушки.

§ CX. О Господе и Его деяниях

С непостижимой быстротой и благоволением, снискать которые несложно, божественная сила, озарив землю, наполнила все спасительным семенем. Ведь Господь не совершил бы столь великого дела в столь малое время без божественного Провидения, презираемый за облик, чтимый за Свои деяния, очищающий, избавляющий и милосердный. Божественный Логос, божественность Которого ни у кого не вызывает сомнения, равный Владыке вселенной, ибо Он – Его Сын, и «Слово было у Бога» (Ин.1:1). Не было с начала проповеди момента, когда бы Он не внушал веру, не был Он неузнанным, когда, надев маску человека и облачившись в плоть, играл в спасительной драме человеческой природы. Ведь был Он законным участником соревнования, подвизаясь на этом поприще вместе со Своим творением. Очень скоро став известным среди всех людей, поднявшись быстрее солнца из Отцовской воли, без труда явил нам Бога, научил нас и показал этим, придя к нам на помощь, откуда Он и Кем является, Глашатай мира, Примиритель, Спаситель наш, Логос животворный, миротворящий Источник, по всему лицу земли изливающийся, благодаря Которому вселенная стала, как говорится, океаном благ.


Источник: Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасается / Климент Александрийский ; [Пер. с древнегреч., вступ. ст., коммент. и указатель А. Ю. Братухина]. - СПб. : «Изд. Олега Абышко», 2006. - 288 с. / Увещевание к язычникам. 5-143 с.

Комментарии для сайта Cackle