Источник

Глава одинадцатая
О благодеяниях Бога людям

§ CXI. Об освобождении людей

Если не возражаешь, рассмотрим вкратце благодеяния, ниспосылаемые нам Богом от начала. Первый человек свободно резвился в раю, так как был чадом Божиим. Когда же его, попавшего во власть наслаждения (под змеем подразумевается наслаждение, ползающее на брюхе, порок мира сего, влекущий человека к материи), сбили с пути нечистые желания, сей отрок, возмужав в неповиновении, не послушав Отца, устыдился Бога. Столь великую силу имеет наслаждение! Бывший прежде свободным благодаря простоте и естественности, человек оказался связанным грехами. Господь пожелал вновь освободить его от оков и, облекшись плотью (это – божественная тайна), победил змея и поработил тирана – смерть и, что самое удивительное, человека того, соблазненного удовольствием, связанного тлением, Своими распростертыми на кресте руками явил миру освобожденным. О таинственное чудо! Господь упал, а человек восстал и, изгнанный прежде из рая, получает взамен большую награду за свое послушание – небеса.

§ CXII. О просвещении людей

Поэтому мне кажется, что так как Само Слово спустилось к нам с неба, не должно более ходить на обучение к людям, стремясь в Афины и в остальную Элладу, а также в Ионию. Ведь если учитель у нас Тот, Кто наполнил все святыми силами: творением, спасением, благодеянием, законодательством, пророчеством, учением, то нет науки, которой не обучал бы Он, и вся вселенная стала у Него уже Афинами и Элладой. Раз вы поверили поэтическому мифу, изображающему критянина Миноса собеседником Зевса, то у вас не возникнет сомнений по поводу того, что мы стали учениками Бога, приобретя действительную мудрость, на которую лучшие представители философии только намекали, ученики же Христовы и постигли ее, и возвестили другим. И весь Христос, так сказать… не разделяется: в Нем нет ни варвара, ни иудея, ни эллина, ни мужчины, ни женщины; в Нем – новый человек Божий, преображенный Святым Духом.

§ CXIII. О прозрении людей

Далее, все остальные советы и назидания скудны и касаются чего-нибудь одного: надо ли жениться или заниматься государственными делами, или производить потомство. Единственным же всеобъемлющим наставлением, касающимся всех моментов жизни, во всякое время и при всяких обстоятельствах направляющим к важнейшему завершению – вечной жизни, является предписание благочестия: чтобы жить вечно, следует лишь жить в соответствии с ним. Что касается философии, то она, как говорят древние, есть продолжительное увещевание, заставляющее людей добиваться вечной любви к мудрости. Заповедь же Господа далеко посылает свет, просвещает очи. Прими Христа, обрети зрение, узри свет,

Чтобы постичь хорошо мог и Бога ты, и человека.

Сладкое слово, просветившее нас, вожделеннее золота и драгоценного камня, оно желаннее меда и медовых сот. В самом деле, разве не желанно то, что сделало ясным ум, погребенный во мраке, и дало острое зрение лучезарным глазам души? Ибо, как без солнца, с одними только звездами все было бы ночью, так и мы без знания Слова и без света Его ничем не отличались бы от откармливаемых на убой птиц, питающихся в темноте. Познаем свет, чтобы познать Бога! Познаем свет и станем учениками Господа! Именно это Он обещал Отцу: Возвещу имя Твое братьям моим, посреди собрания прославляю Тебя. Воспой Бога, Своего Отца, и поведай мне о Нем: Твои объяснения спасут, и научит меня эта песня. До настоящего времени я блуждал, ища Бога, когда же Ты повел меня к свету, Господи, я и Бога нашел благодаря Тебе, и Отца обрел с Твоей помощью, и стал Твоим сонаследником, так как Ты не стыдишься брата.

§ CXIV. О свете и мраке

Изгоним, изгоним забвение истины! Отведя от очей преграждающий путь мрак незнания словно мглу, воззрим на подлинно сущего Бога, возгласим в Его честь: «Радуйся, Свет!» Свет с небес нам, погруженным во тьму и заключенным в тени смертной, воссиял ярче солнца, слаще земной жизни. Свет этот есть вечная жизнь, и живут все, причастившиеся его. Ночь же боится света и, уходя из-за страха перед ним, дает место дню Господню. Все стало немеркнущим светом, и закат превратился в восход. Это и есть новое творение, ведь солнце справедливости, Объезжающее вселенную на конях своих, посещает весь человеческий род без исключения, подражая Отцу, Который велит солнцу Своему всходить для всех людей и окропляет землю росой истины. Он сделал из заката восход и распял смерть в жизнь; похитив человека у гибели, поднял его ввысь, пересаживая тление в нетленность и обращая землю в небо – земледелец Божий, показывающий то, что сулит успех, побуждающий народы к делу благому, напоминающий о пропитании истинном и дарующий нам огромный, воистину несравненный и неотчуждаемый отцовский надел; Логос, обожествляющий небесным учением человека, вкладывающий в его сознание законы и записывающий их в сердце. Какие это законы? Что все узнают Бога от малого до великого; и милостив, – говорит Бог, – буду к ним и о грехах их не вспомню.

§ CXV. Об экспедиции на небо, спасительном талисмане и Божием заклинании

Примем законы жизни, подчинимся увещевающему нас богу, познаем Его, дабы был милостивым, с благодарностью принесем Ему, хотя и не нуждающемуся ни в чем, свое послушание и благочестие, словно некую плату за проживание на земле, –

Во сто быков золотой вместо меди ценою лишь в девять.

За малую толику веры Он дает тебе возделывать обширную землю, дает воду, чтобы пить, и воду, чтобы плавать, воздух, чтобы дышать, огонь, чтобы заниматься ремеслом, вселенную, чтобы жить в ней. Он позволил тебе снарядить экспедицию колонистов с земли на небо. Эти безмерные благодеяния и бесчисленные дары дал тебе всего лишь за веру. Далее, поверившие колдунам надевают на себя амулеты и пользуются заклинаниями, словно они могут спасти. Неужели вы не желаете взять себе в качестве талисмана само небесное спасительное Слово и, уверовав в Божие заклинание, освободиться от тех страстей, которые суть болезни души, и избавиться от греха? Ведь грех – это вечная смерть. Право же, вы, как кроты, совершенно глухие и незрячие, не уделяющие внимания ничему, кроме еды, живете во тьме и несетесь к погибели. Но есть, есть истина, кричащая: из тьмы светит свет. Пусть он возгорится в сокровенной части человека – в сердце, и пусть воссияют лучи познания, озаряющие внутреннего человека, ученика Света, последователя и сонаследника Христова, особенно после того, как драгоценное и священнейшее имя благого Отца, ласковыми словами устанавливающего спасительное для сына, достигло сознания набожного и доброго отрока. Повинующийся Господу имеет преимущество во всем: следует за Богом, слушается Отца, познав Его после блуждания. Возлюбив Бога, возлюбив ближнего, исполнив заповедь, он добивается награды, требуя обещанное.

§ CXVI. О Христовом воинстве

Бог всегда желает спасти человеческое стадо. Поэтому Он и послал доброго Пастыря. Слово же, раскрыв истину, показало людям возвышенность спасения, чтобы они, раскаявшись, спаслись или, не послушавшись, были осуждены. Эта проповедь справедливости для внимающих – благовестие, для прекословящих – суд. Громогласная труба, зазвучав, призвала солдат и объявила войну. Неужели Христос, донесший мирную песню до пределов земли, не соберет Своих воинов-миротворцев? Действительно, человече, Он набрал при помощи собственной крови и слова не обагренное кровью войско и вручил солдатам Царство Небесное. Христовой трубой является Евангелие: Он дал сигнал на ней, а мы услышали. Возьмем оружие мира, облачившись в броню праведности, взяв шлем спасения, и заострим меч духа, т.е. речение Божие. Такими словами апостол ставит нас в невоенный строй. Это – наши неуязвимые доспехи; вооруженные ими, мы будем противостоять лукавому. Его зажженные стрелы потушим наконечниками копий, влажными от погружения в воду и твердыми от закаливания Словом! Воздадим Богу благодарственную хвалу и будем чтить Его подобающим образом. Когда ты еще будешь говорить, скажет: вот Я.

§ CXVII. Божественная любовь и стрекало спасения

О святая и блаженная сила, благодаря которой Бог обитает среди людей! Сколь полезно для человека стать подражателем и почитателем наилучшей из всего бытийствующего сущности: ибо никто не сможет подражать Богу иначе, чем благоговейно почитая Его, а служить и поклоняться иначе, чем подражая. Небесная и подлинно божественная любовь лишь тогда соединится с людьми, когда в их душах сможет воссиять действительная красота, воскрешенная Божественным Словом. И что особенно важно, рядом с искренним желанием бежит спасение, ибо, как говорится, выбор человека и его жизнь сопряжены между собой. Поэтому единственным истинным увещеванием является то, которое, уподобившись самым верным друзьям, остается с нами до последнего вздоха и становится добрым провожатым совершенного и безукоризненного духа души у отправляющихся на небеса. К чему я побуждаю тебя? К тому, чтобы ты спасся. Этого хочет Христос. Он дарует тебе жизнь одним Своим словом. А каково оно? Узнай из немногих речений: Логос истины и бессмертия, возрождающий человека, поднимающий его к истине, стрекало спасения, изгоняющий тление, прогоняющий смерть, соорудивший в людях храм, чтобы водворить в них Бога. Очисти храм, а наслаждения и легкомыслие, словно однодневный цветок, оставь ветру и огню! Благоразумно выращивай плоды воздержанности и посвящай Богу себя самого как их начатки, чтобы ты был не только творением Бога, но и благодарением Ему. Ученику Христа подобает оказаться достойным Царства и Царства же быть удостоенным.


Источник: Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасается / Климент Александрийский ; [Пер. с древнегреч., вступ. ст., коммент. и указатель А. Ю. Братухина]. - СПб. : «Изд. Олега Абышко», 2006. - 288 с. / Увещевание к язычникам. 5-143 с.

Комментарии для сайта Cackle