Источник

Глава девятая
Истина в новозаветных текстах

§ LXXXII. Обращение к Посланию к Евреям и другим новозаветным текстам

Я могу представить тебе бесчисленное множество писаний, из которых не прейдет ни одна черточка, не исполнившись, ибо уста Господа, Святой Дух, изрекли это. Больше, сын мой, не пренебрегай наказанием Господа и не унывай, когда Он обличает тебя. О удивительное человеколюбие! Он увещевает не как учитель учеников и не как господин – рабов, и не как Бог – людей, но как добрый отец – сыновей. Моисей признается, что он был испуганным и трепещущим, слыша о Слове; ты же, внимая божественному Слову, не боишься и не тревожишься? Разве ты не страшишься Его и не спешишь научиться от Него, т.е. не спешишь к спасению от осуждения, страшась гнева, с любовью к милости, устремившись к надежде, чтобы избежать суда?! Придите, придите, юные мои, ведь если не станете, как дети, и не возродитесь, как говорит Писание, то не обретете подлинно сущего Отца и не войдете в Царство Небесное. Как можно войти чужому? Я думаю, когда он будет внесен в списки и наделен гражданскими правами и получит Отца, тогда пребудет в том, что принадлежит Отцу, тогда будет удостоен стать наследником, тогда вместе с Единородным, с возлюбленным Сыном будет иметь удел в Царстве Отца. Ибо оно – первородная Церковь, состоящая из многих добрых детей. Это – первородные дети, записанные на небесах и участвующие в торжестве вместе с многими мириадами ангелов. Первородные же дети – мы, воспитанники Божии, истинные друзья первородного, первые из всех людей, познавшие Бога, первые, освобожденные от грехов, первые, отделенные от диавола.

§ LXXXIII. Свобода или рабство, жизнь или смерть?

Ныне же некоторые настолько безбожны, насколько Бог человеколюбив: ибо Он желает сделать нас из рабов сыновьями, они же пренебрегают возможностью стать ими. О великое безумие! – вы стыдитесь Господа. Он обещает вам свободу – вы бежите в рабство; Он дарует спасение – вы устремляетесь к смерти; Он дарит вам вечную жизнь – вы ожидаете наказания и предвидите огонь, который уготовил Господь диаволу и ангелам его. Поэтому блаженный апостол говорит: Я вас заклинаю в Господе не поступать более, как поступают язычники в суетности ума своего, будучи помраченными разумом и отчужденными от жизни Божией из-за их неведения и огрубелости сердца. Они, став бесчувственными, предались распутству, чтобы совершать порочные и своекорыстные дела.

§ LXXXIV. «Сегодня» и вечность

Когда такой свидетель бранит людское безрассудство и взывает к Богу, что другое остается неверным, кроме суда и осуждения? Не устает Господь увещевать, устрашать, убеждать, пробуждать, вразумлять. Он прогоняет сон и поднимает заблудших из мрака. Проснись, – говорит, – спящий, и восстань из мертвых, и воссияет тебе Христос Господь, солнце Воскресения, рождающееся прежде утренней звезды, даровавшее жизнь своими лучами. Да не презирает никто Слово, чтобы не оказаться незаметно для самого себя презирающим себя. Ведь в одном месте Писание говорит: Если сегодня услышите голос Его, не ожесточайте сердец ваших, как во время ропота в день искушения в пустыне, когда, испытывая, искушали Меня отцы ваши. Если ты хочешь узнать, что значит это испытание, тебе объяснит Святой Дух: И видели дела Мои сорок лет, из-за чего Я вознегодовал на род сей и сказал: они всегда блуждают сердцем, путей же Моих не познали, так что Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой. Обратите внимание на угрозу, посмотрите на увещевание, взгляните на награду! Почему мы все еще меняем милость на гнев и не оказываем гостеприимства Богу в непорочных душах, принимая Слово открытыми ушами? Велика будет милость Его обетования, если сегодня мы услышим Его голос. Впрочем, «сегодня» растет день ото дня до тех пор, пока называется «сегодня». И оно, и обучение остаются вплоть до конца мира; а тогда подлинно сегодняшний, без изъянов, день Божий растягивается до пределов вечности. Всегда будем прислушиваться к звучанию слова Божиего, ведь «сегодня» есть образ вечности, день же – символ света, а светом для людей является Слово, благодаря Которому мы созерцаем Бога.

§ LXXXV. Цена спасения

У уверовавших и внимавших Ему по справедливости будет изобиловать благодать. На неповинующихся же и блуждающих сердцем и не познавших пути Господни, приготовить которые и сделать прямыми призывал Иоанн, – на них разгневался Бог, и угрожает им. И вот, древние, блуждающие в пустыне евреи сделались притчей, испытав на себе последствия угрозы: ведь сказано, что они не вошли в покой из-за неверия, прежде чем, последовав за преемником Моисея, узнали, наконец, на деле, что спасутся не иначе, как поверив Иисусу. Господь, будучи человеколюбивым, всех людей призывает к познанию истины, посылая Утешителя. Что это за познание? – Набожность: набожность для всего полезна, по словам Павла, имея обетование нынешней и предстоящей жизни. За сколько, о люди, вы согласились бы купить вечное спасение, если бы оно продавалось? Даже если кто-нибудь предложит всю реку Пактол, мифический поток золота, все равно не сможет заплатить за спасение.

§ LXXXVI. Цена спасения (продолжение)

Однако не унывайте! Возможно для вас, если захотите, выкупить это очень дорогое спасение за принадлежащее вам сокровище – за любовь и живую веру, которые являются достаточной платой, с удовольствием принимаемой Богом. Ибо мы уповали на Бога живого, Который есть Спаситель всех людей, особенно верных. Остальные же, укоренившиеся в мире сем, как некие водоросли на морских скалах, пренебрегают бессмертием, тоскуя, подобно итакийскому старцу, не по истине и не по небесному отечеству, и не по подлинному свету, но по дыму. Набожность же, уподобляя, насколько это возможно, человека Богу, дает ему соответствующим образом в учители Бога: лишь Он способен по достоинству сделать человека похожим на Себя.

§ LXXXVII. Обращение к апостолу Павлу

Зная толк в этом действительно божественном обучении, апостол говорит: Ты же, о Тимофей, с младенчества знаешь священные буквы, могущие тебя наставить во спасение через веру во Христа. Эти буквы, делающие людей святыми и подобными Богу, поистине священны: составленные из них и из священных слогов сочинения – священные Писания – этот же апостол называет соответственно боговдохновенными, полезными для обучения, для обличения, для исправления, для воспитания в справедливости, чтобы человек Божий был совершенным, приспособленным ко всякому доброму делу. Никто, пожалуй, не будет приведен в такое изумление увещеваниями остальных святых мужей, как Самим Господом – Человеколюбцем! Ведь нет у Него никакого другого дела, кроме одного – спасти человека. Он восклицает, торопя к спасению: Приблизилось Царство Небесное, привлекает людей, не чуждых страха. И апостол Господа, убеждая македонцев, разъясняет божественное речение в том же духе: Приблизился Господь, остерегайтесь, чтобы не быть застигнутыми пустыми. Но вы настолько безбоязненные, скорее же – неверующие, что вас не может убедить ни Сам Господь, ни Павел, находящийся в узах за Христа!

§ LXXXVIII. О единстве

Вкусите и увидите, что благ Господь. Вера приведет к истине, опыт научит, Писание же воспитает вас, говоря: О дети, услышьте меня! Страху Господню научу вас. Затем делает краткое прибавление, словно уже для уверовавших: Кто желает жить и видеть дни благие? Это – мы, скажем, почитатели блага, ревнители добра. Послушайте вы, кто далеко, послушайте вы, кто близко: ни от кого не скрыто Слово; Оно – вездесущий свет, сияющий для всех людей. Никто не является для Слова киммерийцем. Поспешим к спасению, к возрождению! Во множестве поспешим к единой любви, как едина сущность в Монаде. Совершая благие дела, будем равным образом добиваться единения, исследуя прекрасную Единицу. Единство же, состоящее из многих составных частей, взяв от многозвучия и разноголосицы божественную гармонию, становится стройным звучанием, следуя за одним хоревтом и учителем – Словом, почивая в самой истине, говоря: Авва, Отче. Такому искреннему возгласу, исходящему от Его детей, Бог радуется более всего.


Источник: Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасается / Климент Александрийский ; [Пер. с древнегреч., вступ. ст., коммент. и указатель А. Ю. Братухина]. - СПб. : «Изд. Олега Абышко», 2006. - 288 с. / Увещевание к язычникам. 5-143 с.

Комментарии для сайта Cackle