Азбука веры Православная библиотека протоиерей Климент Фоменко Происхождение праздников Казанской иконы Пресвятой Богородицы в связи с историей покорения Казани и смутного времени Московского государства

Происхождение праздников Казанской иконы Пресвятой Богородицы в связи с историей покорения Казани и смутного времени Московского государства

Источник

В Православной Русской Церкви есть два праздника в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы: один – 8-го июля, другой – 22-го октября. По происхождению своему праздники эти отечественные, русские. Они не известны ни Греческой Церкви, ни православным чужестранным Церквам Славянским племенам. На Руси оба эти праздника, особенно праздник 22-го октября1, весьма почитаются. Между тем происхождение праздников в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы мало известно на Руси, особенно мало известно в тех частях России, которые присоединены к ней после смутного времени Московского государства: в Kиевщине, Волыни, Подолии и Белой Руси. В этих частях России не только некнижный народ, но и много грамотеи вовсе не знают происхождения праздников 22-го октября и 8-го июля, в чем мы убедились из наблюдений. Во всех русских историях, даже самых полных, как нарочно, ни слова не говорится происхождении сих народно-государственных празднеств, хотя они и непосредственно связаны с народно-государственной историей.

Считаем делом нелишним пополнить «по сказаниям летописи» то, что не умышленно или умышленно пройдено молчанием. Исторические события народно-государственной жизни, послужившие основанием праздников в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы так много говорят русскому сердцу и так полны нравственных правил...

Явление и прославление большей части святых чудотворных икон не только в России и Греции, но и ни Западе стоит в живой, тесной и непосредственно близкой связи с событиями народно-государственной жизни. Явления сии, нося на себе печать действия небесных, сверхъестественных, благодатных сил, показывали народу в особенно тяжелые или очень важные периоды народно-государственной жизни явное участие Промысла Божия в судьбе народа. Так, важные события Kиева, Владимира и Москвы (крещение Руси, победа над Болгарами в 1164 г. и освобождение от Тамерлана в 1395г.) стоят в живой связи с образом Божией Матери Владимирской (Празд. 23 июня и 26 августа). Освобождение Новгорода в 1170 г. от суздальского войска, предводительствуемого 72-мя князьями, стоит в связи с иконой Знамения Богоматери (Праздн. 27 ноября). Освобождение того же Новгорода от владычества немцев при Васил. Ив. Шуйском выражено народом чествованием иконы Божией Матери Тихвинской (Празд. 26 июня). Cии досточтимые святыни! Насколько они связаны с историей народа и с особенно выдающимися эпохами жизни народа, близки-дороги народу! Они – отечественная святыня! Они – наглядные, исторические, чудесные доказательства того, что Промысл Божий бодрствует над нами! Они – дорогое достояние народа. Позволим себе заметить, что на эту именно сторону – на живую связь святых чудотворных икон с явлениями и событиями народно-государственной жизни, в описаниях чудотворных икон не было обращаемо должного внимания. Сказания о святых чудотворных иконах, большею частью составляются у нас без связи с теми историческими условиями, по поводу которых и совершились чудеса. Православный народ поэтому не видит в этих сказаниях своей жизни, своей истории родной, своего горя и своих радостей.

Происхождение двух праздников в честь святой чудотворной иконы Божией Матери Казанской мы решились изложить в виде опыта, в свя́зи с историей покорения Казани и смутного времени Московского государства, так как эти именно события послужили основанием сих праздников и показали чудотворный покров Пресвятой Богородицы над землей Российской.

Святая чудотворная икона Богоматери Казанской явилась в г.Казани в 1579 году, за четыре года до смерти Иоанна Грозного, стало быть в период зарождения смут и крамол в Русской земле. Когда Иоанн Грозный в 1550 году решился идти войной на Казанское царство, то в то время всё сословие Русской земли, все – от царя и митрополита до простого селянина ратника, смотрели на эту войну не только как на сокрушение давнишнего соседнего злого врага, но и как на войну за свободу и усию2 веры христианской и порабощение магометанства. Столь великое дело, как борьба христианства с магометанством – дело, начатое русским царем и воинством с молитвою, постом, молебствием и окроплением воинства водою, освященною частицами мощей, столь важное и священное дело, начатое с верой, могло ли совершиться без особенного содействия Промысла Божия??! Крест при Божией помощи одержал победу над Кораном, что, по сказанию летописца, было предвозвещено еще до начала войны. И вот Промысл Божий посылает для просвещения татар таких великих святителей, как святые Гурий и Герман Kазанские. Замечательно, что святой Гуpий (память его 5-го декабря) был избран по жребию. Но в жребии этом было явное указание перста Божия?3 Труды святых Гурия, Германа и Варсонофия для распространения христианства между казанскими татарами-магометанами увенчались успехом. Как известно, даже два царя казанских приняли христианство.

Но ничто так ее способствует к распространению христианства между язычниками, как чудеса. Сам Спаситель наш, пришедши в языческие страны Гадаринскую, Тирскую и Сидонскую для проповеди новой религии, прежде всего сотворил там великие чудеса: изгнал из бесноватого легион бесов (Лк. гл. 8. с. 20–40) и исцелил дочь хананеянки (Мф. гл.15. с. 21–29). Чудеса немало способствовали к распространению христианства между языческими славянами. Чудеса довершили победу христианства над магометанством и в Казани: и сии чудеса были от явленной иконы Казанской Божией Матери. Много возвысилось христианство в глазах гордых последователей Корана явлением чудотворной Казанской иконы Матери Божией. Чудеса её, с 1579-го года следовавшие одно за другим, невольно заставили признавать в русском христианстве силу Божию, а в мусульманстве – пустоту4. При таком содействии благодатных сил распространению христианства в Казани (а такое содействие всегда проявлялось и проявляется при распространении христианства) христианство дало даже мучеников из новопросвещенных казанцев.

Вспомним каких бед натерпелась Русская земля от Монгольского погрома; вспомним о тех гонениях на христианскую веру, какие воздвигали татары – и тогда поймем, какую радость доставляло Русской земле торжество христианства над мусульманством в Казани, тогда поймем и то, как дорого было Русскому народу явление чудотворной иконы в Казани – иконы, так много способствовавшей этому торжеству. В древней истории нашего Отечества можно указать только на одно событие, которое по произведенному на народ сильному впечатлению может быть поставлено наряду с покорением Казани – это «Мамаево побоище». «Как там, так и здесь Русские торжествуют над ненавистными, страшными татарами; но впрочем характер этого торжества различный: тогда как все усилия Димитрия Донского были направлены только на отражение страшного врага, на оборонительную борьбу с ними, подвиг Иоанна Грозного, состоявший не в отражении, а напротив – в нападении на врага и уничтожении его, гораздо сильнее говорил воображению, большее производил впечатление. Наконец, самые безпримерные дотоле трудности похода, разсказы возвратившегося войска о чудесах и явлениях, бывших во время осады – всё это должно было усиливать, увеличивать впечатление, произведенное покорением Казани»5. Нельзя не видеть и указания Перста Божия в этих двух событиях – в Мамаевом побоище и в основании христианства на месте побежденного магометанства в Казани. Побиению Мамая весьма много способствовало явление Димитрию Донскому чудотворной иконы святителя Николая на Угрешах; торжеству христианства в Казани весьма много способствовало явление чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Таковы те народно-государственные события, которые стоят в живой связи с явлением чудотворной иконы Казанской.

По сказанию, изложенному в прологе (8 июля), св. икона Богоматери Казанская была обретена одной девицей в земле. «Явленный образ был извлечен из земли и поставлен на том месте, где обретен. Немедленно стеклось множество народа, которые с благоговейным удивлением взирал на святыню, тем более, что от нея в то же время начала проистекать благодать чудотворений». Когда Иоанну Грозному донесли об обретении святой чудотворной иконы в Казани, то он повелел устроить немедля на месте нахождения иконы церковь и женский монастырь, который и был назван Богородицким6. Сын Иоанн Грозного, Феодор Иоаннович, повелел явленную икону украсить золотом, дорогими каменьями и жемчугом из царских сокровищ.7

В смутное время Московского государства, время потрясения и разорения почти всех основ народно-государственной жизни, время самозванцев и междуцарствия, началось новое, вторичное всероссийское прославление Казанской иконы Божией Матери. Прославление это стоит в следующей связи с событиями разорения Московского государства. После низведения с царского престола Василия Иоанновича Шуйского к царствующему городу Москве, в которую обманом вошли Поляки, Немцы и Литовские люди, собрались со всех концов Московского государства русские люди спасать погибающее Отечество. Во главе этого ополчения, как известно, стояли князь Димитрий Тимофеевич Трубецкой, да Прокопий Ляпунов, да Иван Заруцкий, у которого, по замечанию летописца, «с козаками бысть и с бояры и с дворяны не прямая мысль, хотяху бо на Московское государство посадити воренка Калужскаго, Маринкина сына»8. Вообще между всеми воеводами, пришедшими спасать Отечество и избрать законного царя, была «под Москвой меж себя разнь великая, и делу ратному спорины не бысть меж ими». Жертвой этой разни и ненависти был Прокопий Ляпунов, убитый в войсковом круге на общем сходе. Современники называли Ляпунова – промышленником и поборником по Христовой вере.

В это именно время, столь важное для спасения Отечества, время общей жертвы и личных уступок на общую пользу, а не взаимной ненависти и разни, под Москву, в русский стан один Казанский пресвитер принес список с Казанской иконы Богоматери. Небесную защиту, общее примирение и единодушие нес народному ополчению и враждующим вождям его сей св.образ. Но бояре и ополчение, стоявшие тогда под Москвой, не были способны к «cовету» и единению. Как увидим ниже, другую народную рать и других бояр, более достойных и проникнутых общим делом спасения Отечества, приняла под свою защиту Пресвятая Богородица. Вот какую непочтительную встречу оказал Заруцкий и его казаки Казанской иконе Пресвятой Богородицы и вот какую картину разорения увидел Казанский пресвитер, принесший эту икону под Москву. «Принесоша из Казани образ Пречистыя Богородицы, – говорится у летописца, – списанной с Казанския, и попы все и служилые люди поидоша пеши, той же Заруцкий с казаками встретил на конях. Казаки же служилых людей лаяху и поносяху их. Они же (служилые люди) в велицей ужасти быша, чаяху бо таковаж убийства на себя, как на Прокофья. Hayтриe же по приходе Пречистыя Богородицы пойдоша вси под ново-девичий монастырь. В тож время приидоша Понизовая сила под Москву (эта «сила» пришла с тем, чтобы присоединиться в общему ополчению для освобождения Москвы от Поляков и Литовских людей), и ново-девичий монастырь взяша, и инокинь из монастыря выведоша в таборы, и монастырь разориша и выжгоша весь. Стариц послаша в монастырь в Володимир. Mногие под тем монастырем новодевичьим дворяне и стольники искаху сами смерти на себя от насилия и позору, и многие побиты, и от ран многие изувечены быша». 9 Вообще во время принесения под Москву Казанской иконы Богоматери, под Москвой и во всем Московском государстве было «нестроение великое», названное современниками лихолетьем, «потому что тогда была на Русскую землю такая беда, какой не было от начала мира: великий гнев Божий на людях, глады, трусы, моры, зябели на всякий плод земной; звери поедали живых людей, и люди людей ели; и пленение было великое людем».10 Между тем Великий Новгород со всеми своими пригородами сдался Шведам, в Пскове явился новый самозванец, в Астрахани явился еще иной самозванец. В это-то настоящее лихолитье Казанская икона Богоматери находилась в стане кн. Дим. Тим. Трубецкого (тушинского боярина) и Ив. Заруцкого до зимы 1611 года. «Принесен бысть, – сказано в летописи, – образ Пречистыя Богородицы Казанския под Москву ко князю Дмитр. Тим. Трубецкому, да к Ив. Заруцкому, и был тот образ под Москвою до зимы. Той же образ с протопопом Казанским отпустиша назад. Протопоп же прииде в Ярославль».

Кто послал под Москву, в неспокойный стан Трубецкого и Заруцкого списанный снимок с Казанской иконы Богоматери? Какая была цель принесения сего образа под Москву? Прямого ответа на это в летописных сказаниях нет. Но очень возможно следующее предположение. В это время конечной гибели и лихолетья в Московском государстве не было не только царя, но не было и духовного руководителя-патриapxa. Ревностный защитник православной веры в смутное время Московского государства – патриарх Гермоген был посажен в темницу и там замучен ужаснейшей голодною смертью. Другой защитник Церкви и Отечества в эту годину – Ростовский митрополит Филарет Никитич был в плену у поляков. Народ оставался без духовных вождей, которые в то время имели сильное влияние на народ, Казанским же архиепископом был в то время Ефрем, муж благочестивый и мудрый. Не он ли и послал под Москву с Казанским протопопом снимок с Казанской иконы Богоматери, указывая этим, что в сиротствующей Церкви и мятущемся государстве есть еще «Заступница усердная – Мати Бога вышняго»?11 Копия именно с Казанской иконы могла быть послана потому, что другая досточтимая святыня – Владимирская икона была в это время в Москве, так сказать, в плену у Поляков.

Между тем бедствия России достигли крайней степени. Духовные власти Троицкой лавры ввиду этой конечной гибели разослали по всем городам тогдашней России следующую грамоту: «Православные христиане! Вспомните истинную православную христианскую веру, что мы все родились от христианских родителей, знаменались печатию, святым крещением, обещались веровать во Св.Тройцу; возложите упование на силу Креста Господня и повяжите подвиг свой, молите служилых людей, чтоб быть всем православным христианам в соединении и стать сообща против предателей христианских, Михайлы Салтыкова и Федьки Андронова12 и против вечных врагов христианства, польских и литовских людей. Сами видите конечную от них погибель всем христианам, видите, какое разоренье учинили они в Московском государстве. Где свытыя Божия церкви и Божии образа? Где иноки, сединами цветущие, инокини, добродетелями украшенныя? Не все ли до конца разорено и обругано злым поруганием; не пощажены ни старики, ни младенцы грудные. Помяните и смилуйтесь над видимою общею смертною погибелью, чтобы вас самих та же лютая не постигла смерть.

Пусть служилые люди без всякаго мешканья спешат к Mocкве, в сход к боярам, воеводам и ко всем православным христианам. Сами знаете, что всякому делу одно время надлежит, безвременное же всякому делу начинание суетно и бездельно бывает; хотя бы и были в ваших пределах какия неудовольствия, для Бога отложите все это на время, чтобы всем вам сообща потрудиться для избавления православной христианской веры, пока и врагам помощь не пришла13. Смилуйтесь, сделайте это дело поскорее, ратными людьми и казною помогите, чтоб собранное теперь здесь под Москвою войско от скудости не розошлось»14.

Грамота духовных Троицких властей произвела на народ сильное впечатление – народ готов был встать на защиту Отечества как один человек. «Непрерывный ряд смут и бедствий не сокрушил могучих сил юнаго народа, но очистил общество, привел его к сознанию необходимости пожертвовать всем для спасения веры, угрожаемой врагами внешними, и наряда15 государственнаго, которому угрожали враги внутренние, воры. Явились (по замечанию даже светского историка) признаки сознания о необходимости нравственного очищения жителей для подвига очищения земли от врагов, признаки того, что народ, не видя никакой внешней помощи, углубился во внутренний, духовный мир свой, чтобы оттуда извлечь средства спасения. По областям промчалось слово, города переслали друга другу грамоты, где писали, что в Нижнем-Новгороде было откровение Божие одному благочестивому человеку, именем Григорию».16

Видение это летописец передает в следующих словах: «Бывшу в Нижнем-Новгороде мужу, именем Григорий, и спящу ему на одре своем, и виде он видение страшно в полунощи, видя бо, яко верьх со храмины его сняся, и зрит с небеси в храмину его идущу свету велию, к снидоша с небеси два мужа: един бо пришед седе на грудех его, другому же стоящу у главы его, рече же предстоящи муж: «Господи! что сидиши, а не поведаеши». Он же нача ему поведати сице: «Аще сии человецы во всей Русской земли покаются и станут поститися три дни и три нощи, не токмо старые и юные, но и младенцы, Московское государство очистится». Рече же ему предстоящий муж: «O, Господи! Аще очистится Московское государство, како имя даси царю?» Рече же паки ему: «Поставят храм новый у Троицы на рву, и положат убо хартию на престол. На той же хартии будет написано, кому у них быти царем». Рече же ему предстоящей муж: «Господи! Аще не покаются и не учнут поститися, что над ними будет?» И глагола сидящий муж предстоящему: «Аще ли не покаются и поститься не учнут, то вси погибнут и царство разорится».17

Вследствие этого, по совету всей земли Московского государства, во всех городах, всем православным христианам приговорили поститься три дня.

Итак, все было готово, ожидали только начала народного движения на защиту гибнувшего Отечества. Движение обнаружилось в Нижнем-Новгороде. Когда в Нижнем была получена грамота из Троицкой лавры, то на другой день после этого зазвонили в большой колокол в Храме Спаса Преображения. Сошлось множество народа. Была отслужена литургия. А после литургии священник Савва сказал народу: «Православные христиане! Господа братия! Горе нам! Пришли дни конечной гибели нашей. Погибает наше Московское государство – гибнет и Православная вера. Горе нам, горе великое, лютое обстояние! Польские и литовские люди, в нечестивом совете своем, умыслили Московское государство разорить и обратить истинную веру Христову в латинскую многопрелестную ересь. Кто не восплачется, кто не испустит источники слез! Ради грехов наших Господь попустил врагам нашим возноситься. Горе нашим женам и детям! Еретики разорили до основания Богохранимый град Москву и предал всеядному мечу детей ея. Что нам творить?» – Когда народ вышел из собора и столпился на паперти, здесь посадский староста Косма Захарьевич Минин-Сухорук громко сказал миру такое слово: «Если нам пожелать подать помощь Московскому государству – не пожалеем животов наших, да не токма животов, дворы своя продадим, жен и детей в кабалу отдадим, и будем бить челом, чтоб шли заступиться за истинную веру и был бы у нас начальный человек. Дело великое мы совершим, если нас Бог благословит; слава будет нам от всей земли Русской, что от такого малого города произойдет такое великое дело. Я знаю: только мы на дело подвигнемся – многие города к нам пристанут, и мы избавимся от чужеземцев».

Составилось настоящее русское народное ополчение. Собрали и казну. Начальным человеком этого ополчения избрали, как известно, князя Димитрия Михайловича Пожарского, на котором за прежние времена не лежало никакой неправды. Ведал казной выборный человек Косма Захарьевич Минин-Сухорук.

В начале апреля 1612 года Пожарный и Минин привели народное ополчение в Ярославль. Здесь, в Ярославле, Пожарский, Минин и ополчение увидели икону Пречистой Богородицы Казанскую, которую Трубецкой и Заруцкий отпустили из-под Москвы в начале зимы 1611 года. «Князь Димитрий и Козьма со всею ратью, – говорит летописец, – увидел ту икону Пречистыя Богородицы Казанския в Ярославле, и узнавши, что ея помощью взяли под Москвою Новодевичий монастырь у литовских людей, тот образ, оставил в Ярославле, а с того образа списал список, и украся отпустил в Казань с протопопом. Ратные же люди велию веру начаша держать к образу Пречистыя Богородицы, и многия чудеса от того образа быша»18. Св. чудотворная Казанская икона Богоматери сделалась как бы полковой иконой народной русской рати, предводительствуемой кн.Пожарским и Мининым. От Ярославля эта св. икона сопутствовала рати и к Москве. Сию ту рать и приняла Пресвятая Богородица под Свой покров.

Народное ополчение 20 августа подступило к разоренной столице. К разоренной и наполовину сожженной столице во второй раз был принесен Казанский образ Богоматери. Августа 21 к столице подступил и гетман Ходкевич с многочисленным польским войском. Таким образом, народному ополчению предстояла двойная борьба – с поляками, которые уже 17 месяцев сидели в Москве и с польским гетманом, который со свежими польскими силами только что подступил к столице. Как на беду, к народному ополчению еще враждебно отнеслись и казаки Трубецкого, которые уже давно стояли под Москвой.

Не будем описывать хода войны под Москвой. Каждому очевидно, что много, много было пролито крови русской и польской, пали тысячи жертв с той и другой стороны, русским народным ополчением были употреблены все средства, чтобы взять царствующий город. Все было напрасно. Ополчение почти начало терять надежду. А между тем настала осень с дождями и холодами, когда положение осаждённых, без всякого сравнения, выгоднее положение осаждающих, лишенных тепла и крова. Во время этого крайне трудного «Московскаго взятья» по свидетельству летописца, и были многие чудеса от чудотворной Казанской иконы. Чудеса эти только и поддерживали надежду и укрепляли веру ополчения.

Наконец, 22 октября народное русское ополчение пошло на приступ. Китай-город взят, туда победоносно вошло наше ополчение, а с ним и досточтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы. Поляки ушли в Кремль и заперлись там, но не на долгое время.

Таким образом, 22 октября 1612 г. был день истинно радостный для всего русского народа и для всей обширной русской земли. Сей день – день избавлены русской земли от власти Поляков.

Освобождению царствующего града, а с ним и всего нашего Отечества, народное ополчение приписало не себе, а защите и мольбам Пресвятой Богородицы. Русское ополчение в знак своей благодарности защите Пресвятой Богородицы положило выстроить в Москве храм в честь Её Казанской иконы. И до наших времен Казанский собор на Красной площади в Москве служит памятником очищения царствующего града от поляков в 1612 году19.

Октября 24 поляки отворили в Кремле Троицкие ворота и стали выпускать бояр и русских людей, которые сидели в осаде. На другой день, 25 октября, были отворены и все ворота священного Кремля. Земское ополчение ознаменовало свое вступление в столицу религиозным торжеством. Земское ополчение собралось близ храма Иоанна Милостивого на Арбате, казаки Трубецкого собрались за Покровскими воротами. И с той и с другой стороны крестные ходы двинулись в Китай-город. В крестном ходе земского ополчения несли Казанскую икону Богоматери. Оба хода сошлись на Лобном месте. Во главе духовенства стал архимандрит Троицкой лавры Дионисий, грамоты которого и двинули земское ополчение к Москве. Начался молебен. Из Спасских ворот в это время вышел на встречу победоносному шествию в столицу архиепископ Гласунский Арсений с кремлевским духовенством. Архиепископ Арсений держал в руках Владимирскую икону Пресвятой Богородицы20. Когда народ увидел Владимирскую икону, то послышался вопль и рыдание. Народ никогда не чаял уже видеть эту дорогую для России икону. Архиепископ Арсений, соединившись с крестным ходом земского ополчения, торжественно вошел в Кремль, в Успенский собор. Торжество закончилось божественной литургией и благодарственными молебном в Успенском соборе – «Доме Пресвятыя Богородицы», за который и шло сражаться русское земское ополчение.

Подобное торжество видели отцы наши ровно чрез два века, когда в 1812-м году из сожженной Москвы были изгнаны французы и с ними двадцать языков.

По окончании смутного времени «всей русской землей» был избраны царь из дома Романовых. Этот Августейший дом даровал нам и нашего царя Освободителя.

Итак, 22-е октября 1612-го года есть день прекращения смутного времени в Московском государстве. Это день спасения Русской земли.

Всероссийские празднества в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, по словам летописцев, установлены по окончании смути, крамолы и разорения в нашем Отечестве. «По взятии Кремля города, – говорит летописец, – Димитрий Михайлович Пожарский освяти храм в своем приходе Введения Пречистыя Богородицы на Сретенской улице, и ту икону Пречистыя Богородицы Казанския поставиша тут. Священницы же того храма возвестиша государю, царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всея России про чудеса, как в гетманский бой и в Московское взятье от того образа велия чудеса быша. Царь же Михайло Феодорович и мати его великая инокиня Марфа Ивановна начаша к тому образу веру держати велию, и повелеша празновати дважды в год, и ход уставиша со кресты. Первое празднество и ход сокресты июляв 8 день, на память святого великомученика Прокопия, в тойже день, как явилась Пресвятая Богородица во граде Казани; а другое празднество месяца октября в 22 день, на память иже во святых отца нашего Аверкия, Иepoaпольскаго чудотворца, како очистися Московское государство. (В этом то установлении праздников в честь Казанской иконы и выражены сердечная благодарность и сознание современников – Кому Россия обязана покорением Казани, господством в Казани христианства над мусульманством и прекращением смутного времени). Той же Казанский образ по повелению государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея России, и по благословению великаго государя святейшаго патриарха Филарета Никитича Московскаго всея России и украсил многою утварью боярин, князь Димитрий Михайлович Пожарский по обету своему в лето 1625».21

Таковы те события народно-государственной жизни, которые послужили основанием двух праздников в честь Казанской иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

* * *

1

Неприсутственный день.

2

Усия (греч. «сущность», «природа») – понятие, которое в богословии Пресвятой Троицы выражает сущностное единство Бога, в отличие от понятия «ипостась», выражающего три личностных начала единой природы Божией. В православном богословии усия не мыслится вне ипостасей как отвлеченно-общая их природа. Поскольку христианство учит о личностно-духовной, а не безлично-субстанциальной единосущности Бога, то каждое Божественное Лицо представляется как находящееся в полноте общения и любви с двумя другими, передающее им свою природу и получающее от них полноту их сущностей, что определяет живое личностное единство Троицы. Православие. Словарь-справочник. 2014.

3

Жребий обыкновенно был закрытый, и брался из пелены иконы Божией Матери Владимирской, в Успенском соборе. Так встарину избирали всех епископов Русской Церкви.

4

«История Рус.Церкви», Архиеп. Филар. Изд., 1859 г. стр. 141.

5

«Покорение Казани». Москва, 1867 г. стр. 89.

6

C этого времени большую часть женских монастырей в России начали освящать Казанской иконой Пресв. Богородицы.

7

Богородицкий Казанский женский монастырь, как сказано в «Истории Росс. иерархии», снабжали дарами Екатерина II, Павел Петрович, Александр I «и доныне снабжают в довольном количестве усердствующие доброхотнодатели», стр.389.

8

«Летопись о мятежах и о разорении Московского государства от внутренних и внешних неприятелей, или Никоновская летопись», издание 1788г., стр.222.

9

«Никоновская летопись», стр. 225.

10

Рукопись, перепечатанная в «Смутном времени» Костомарова, стр. 239.

11

Тропарь Казанской иконы Богоматери.

12

Сторонники избрания польского королевича Владислава на Московский престол.

13

Под Москву на выручку полякам спешил гетман Ходкевич.

14

Грамота эта архимандрита Троицкой лавры Дионисия и келаря Авраамия Палицына, который и составил описание смутного времени.

15

здесь в значении «строя (порядка) государственного». НАРЯД, арх. истор. – Порядок, устав. Историко-лингвистический словарь трилогии «Государева вотчина» / Сибирский федеральный университет. – Красноярск. А.М.Бондаренко. 2007.

16

«История России» С. Соловьева, Т. 8, с. 442.

17

«Никоновская летопись». Издан. 1788 г. стр. 232.

18

«Никоновская летопись», 261 стр.

19

В память этого события и доныне из Успенского собора в Казанский собор, что на Красной площади, бывает крестный ход 22-го Октября. Другой крестный ход в этот собор бывает 8-го июля – в день явления Казанской иконы. Император Александр I-й на Красной площади поставил и памятник к Минину и Пожарскому с надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Poссия».

20

«Во время 19-ти месячного пребывания поляков в Московском Кремле Владимирская икона Богоматери была сохранена apxиеп. Apcением и по очищении города от врагов, была вынесена в cpетение рус. дружины». «Древности российского государства». От I стр. 4.

21

«Никоновская летопись», стр. 281.


Источник: Происхождение праздников Казанской иконы Пресвятой Богородицы в связи с историей покорения Казани и смутного времени Московского государства / [Соч.] свящ. Климента Фоменко. - Киев : Тип. аренд. С. Кульженко и В. Давиденко, 1872. - 15 с.

Комментарии для сайта Cackle