Источник

X. Плата за антиминсы

Как при получении храмозданных грамат платилась за них дань (Описание документов и бумаг, хранящихся в Москов. архиве Министерства Юстиции, кн. 1 1869 г. О церковных пошлинах, стр. 5 и дал.); так она взималась и за антиминсы. Плату за антиминс в России брали с глубокой древности. Ибо в грамате 1551-го года июля 15-го указывалось брать пошлину антиминсную «по старине». Таким образом, в ХѴI-м веке это считалось старинным обычаем. В указанной грамате сказано, что «по указу Государя Ивана Васильевича и Митрополита Макария.... предписано соборным священникам святой Софии жить по старине, да что им идет проскурная пошлина из монастырей и с градских проскурниц, и та им пошлина имать по старине.... А что у них Троецкой протопоп и попы из Пскова емлют антиминсы, и они им дают пошлину по цареву нынешнему уложению за антиминс по полуполтине241.» (Акт. Арх. Экспед. т. 1, № 229, стр. 222). Указание в этой грамате на старину относится не к сумме денег, а к обычаю брать плату за антиминсы и отдавать антиминсную пошлину причту Софийского собора. Что же касается самой суммы денег этой пошлины, то количество ее – полуполтина (25 копеек), указанное в приведенной грамате, – назначено было при Митрополите Макарие. До него же брали за антиминс от рубля до полутора рубля Новгородских242. Это видно из царской граматы Новгородскому воеводе, князю Хилкову, 1641 года марта 10-го. В ней упоминается о жалованной грамате Великого Князя Ивана Васильевича 7012 (1504) года, в которой было сказано, что «антиминсы ведати Софейскому протопопу, и протодьякону и священником по старине ж.... А изстари всему Софейскому собору шло пошлин с антиминсов, с церквей, которые церкви около Новогорода, где в приходе обеж пятьсот или шестьсот, до рубля и до полутора рубли Новгородских с церкви, с антиминса; а где церкви свящают, и на церковных де священиях все приношение им же шло.... Затем в грамате 1641 года читаем: «А лета 7059 (1551) году, Макарий Митрополит всеа Руссии с Архиепископы и с Епископы и со всем освященным собором уложили: велено им имать за антиминс от старых церквей по полуполтине, а от выставки от новые церкви по пяти алтын, да на церковных де приношениях, что церкви свящают, велено им имать треть приношения, а больше того имать не велено ... и доходит им тех доходов....с антиминсов де ныне доходит на год рублев до двадцати Московских, а в ином году больше того, а в ином менши того.» (Акт. Арх. Экспед. т. III, № 306, стр. 451 – 453). Эта пошлина, отдаваемая причту соборной церкви, разделялась между членами ея, к обязанностям которых принадлежало, как видели, приготовление и выдача антиминсов243.

Из указанной царской граматы (1641 года), времени Патриарха Иоасафа, видно, что плата за антиминсы по полуполтине, начавшаяся с времен Митрополита Макария, взималась и при этом Патриархе244. Патриарх же Иоаким отменил плату за антиминсы. Он приказал выдавать их безденежно. В указе Патриарха Иоакима 183 года сказано было, чтобы на освященные антиминсы холст покупать и к, печати давать из казны и раздавать безденежно. На таковое отправление которых, по табели 710 года, положено было по 15 рублев в год (Дело арх. Св. Синода, 1742 г. июля 23-го, № 205). Тоже самое было приказано и в напечатанном при этом Патриархе Чиновник архиерейского священнослужения, 1671 года245. Но, вместо платы за антиминсы, должно было каждому ставленнику во священники и диаконы, между другими ставленными пошлинами, платить «трисвятским двум человеком черным попом по три алтына246 человеку, за лишнюю их работу, что они будут выдавать священническому чину антиминсы и миро безденежно»247 При Патриархе Адриане был ли отпускаем на антиминс холст – неизвестно. При Стефане же Яворском, который приказал, чтобы антиминсы были печатаны на добром полотне, а не на простом холсте, за холст были сбираемы в Казенный Приказ деньги с лиц – челобитчиков, имеющих надобность в антиминсах. Но какую сумму – неизвестно248.

За антиминсы, печатаемые с медных досок, была взимаема плата во времена Патриарха Адриана. При нем были сделаны антиминсныя доски – одна грыдорованная на меди большая и другая резанная на олове. По указу его, брали пошлины с каждого антиминса, печатанного с большой доски, по 1-му рублю 75 копеек, в том числе мастерам за работу по 15 копеек (Дело арх. Св. Синода, 1753 г. июля 25-го, № 157). Весьма вероятно, что с этой доски печатались антиминсы на атласе.

В 1702 году августа 13-го, по указу Его Императорского Величества, положена была за печатание каждого антиминса, на атласе и холсте, пошлина в казну. По этому указу, книжный справщик Федор Поликарпов приказал от антиминсов, которые будут печатать на атласе и на холсте в Приказ взимать по 3-ри алтына по 2-е деньги249 (т. е. 10 копеек), а мастеру за работу 5 алтын (т. е. всего по 8-ми алтын и 2-е деньги или по 25 копеек) от антиминса, и отдавать те антиминсы из Приказу с распиской. (Дело арх. Св. Синода, 1753 г. июня 25-го, № 157).

В 1704 году были печатаны так называемые фряжские антиминсы большого размера, потребовавшие на вырезание медной доски больших против прежнего расходов. И плата за них была самая дорогая, в сравнении с другими антиминсами. За фряжские антиминсы было назначено платить, кроме указанных пошлин в Приказ (3-ри алтына и 2-е деньги и 5-ть алтын мастеру за работу), еще в казну по 2 руб 50 коп., если печатались антиминсы на казенном атласе, и по 1 рублю 75 копеек, если не на казенной материи250. В том же 1704, году, по указу Его Величества и по приказу тайного советника, графа Мусина-Пушкина, положено брать с вырезанной вновь медной доски по 50 копеек, в том числе и мастерам по 10-и копеек за антиминс251. (Дело арх. Св. Синода, 1753 г. июля 25, № 157).

За антиминсы, печатанные с оловяной доски, сперва никакой пошлины не брали в казну, но потом в 1725 году указано и с них брать по 4-ре копейки, в том числе печатнику по 2-е копейки252.Таким образом, за каждый антиминс, который был печатан с оловянной доски, была взимаема пошлина 29-ть копеек: в Приказ 25 коп. и в казну 4-ре коп. Но, вскоре после этого указа, неизвестно вследствие каких причин, стали брать в казну 25 коп., вместо 4-х. В 1726 году Св. Синод нашел, что Архиереи приписуют себе иго неудобоносное, когда требуют пошлину за антиминсы не по 4-ре коп., а по 25 коп., и потребовал сделать справку, по каким указам возвышена пошлина на антиминсы. Св. Синод послал в Московскую типографию, 1727 года февраля 27-го, указ, в котором спрашивал об излишних пошлинах. И в том же году июля 7-го получил ответ, что «по справке де в оной типографии в прошлом 1725 году мая 27-го дня, по приговору, за подписанием руки бывшого там директора Григория Замятнина, велено пошлин в казну с каждого антиминса брать по осми алтын по две деньги, с которого прежде в казну давано по 4-ре копейки, а от канцелярии де Св. Синода и ни откуду указа о той накладке никакого не прислано, а по мнению оной Московской типографии надлежит брать в казну пошлин по 10 копеек с антиминса, да мастеровым людям за печатание тех по 2-е копейки. Тогда Святейший Синод приказал с вышеозначенных антиминсов, печатанных в Московской типографии, пошлинные деньги в казну брать по прежнему обыкновению, с каждого по 4-ре копейки, а более того отнюдь ничего не накладывать и не брать, и о том в ту типографскую контору был послан указ сентября 26-го дня того же года.» (Дело арх. Св. Синода, 1753 г. июля 25, № 157).

Подобно сему, увеличилась в некоторое время цена на антиминсы, печатанные и не с оловянной доски на материи не казенной. Стали брать в казну по 60-и копеек с каждого антиминса. К открытию взимании неуказанной цены и к пресечению злоупотребления послужило требование антиминсов из Синода Епископом Псковским Рафаилом. Когда он просил у Св. Синода прислать ему для его епархии 30-ти антиминсов; он тогда же обратил внимание Св. Синода на то, что из С.-Петербургской типографии показано за антиминсы, печатанные на принесенных материях, брать за каждый в казну, по указу, 50 копеек, да мастеровым за труд их по 10 коп., а оный де указ закреплен февраля 17-го дня 1724 года бывшим тогда Тропцкого Сергиева монастыря Архимандритом Гавриилом. Св. Синод марта 28-го приказал С.-Петербургской типографии напечатать на присланной материи от Преосвященного Рафаила 30-ти антиминсов,взяв за них в казну денег по 30-ти копеек, за каждый антиминс, и отдать антиминсы, для отвозу к Его Преосвященству, присланному от него домовому служителю, без задержания, с распискою; и впредь, ежели кто востребует о печатании антиминсов, и по тем требованиям те антиминсы, на данных от тех материях, печатать, и за тое печать брать, против вышеписанного, по 30-и копеек за антиминс, без всякого излишества, а что на пред сего брано, по определению вышепоказанного бывшего Троицкого Сергиева монастыря Архимандрита Гавриила, что потом был преосвященный Епископ Рязанской, по 50-и копеек в казну, да мастеровым отдано по 10-ти попеек, итого по 60-и копеек, и то оставить, и впредь толикого числа не брать, того ради, дабы церковнослужителям и приходским людям оттого тягости не имелось. (Дело архива Св. Синода, 1753, № 157).

Но, когда, при плате пошлинных денег, брали и за материю антиминса; тогда цена за антиминс была более 30-и копеек, именно 70-ть копеек253.

Одновременно с сим видим, что за антиминсы, печатанные на холсте, брали по два рубля, а за печатанные на атласе по пяти рублей. И такая плата не была почитаема незаконною. Это видно из дела254 следственной комиссии Белоградскнх дел об антиминсах, разосланных Архиепископом Белоградским Досифеем в церкви его епархии255. Он, по поступлении на епархию, пожелал, чтобы на всех престолах ея находились антиминсы с его собственноручною подписью256. Для этого приказал – в тех церквах, в которых находились на престолах старые антиминсы, переменить их на новые, им освященные; а из церквей, где антиминсы были еще новы, потребовал к себе прежде освященные антиминсы, для подписи своего имени на них257, хотя бы там и была подпись Архиерея, освятившего антиминс (Дела, стр. 153). Когда им было разослано в епархии большое число вновь освященных антиминсов258, а также много подписано прежде освященных259 и собрана была значительная сумма денег; тогда назначена была следственная комиссия по делу об этих антиминсах. Для нас, при указании платы за антиминсы, важно в этом деле то, что следственная комиссия не обвиняла Архиепископа Досифея ни в требовании им большой, неумеренной платы за антиминсы, ни во взимании им денег за собственноручную подпись на них, но поставила в вину то, что он без крайней нужды переменял антиминсы. При этом сама следственная комиссия сделала оговорку, касательно случаев перемены антиминсов, что об том не находится точных правил260. Когда же до сведении Св. Синода дошло261, что Иларионом Архиепископом Черниговским плата за каждый антиминс возвышена до 8-ми рублей, и было приказано им, не смотря на такую цену, переменить антиминсы на каждом престоле Черниговской епархии, и что потом бывший, после Архиепископа Илариона, Черниговский Митрополит Антоний переменил снова антиминсы262; тогда, в 1742 году декабря 13-го, последовало определение Св. Синода, чтобы за антиминсы отнюдь чинено не было излишняго и неумеренного взятия денег, и без нужды, т. е. дóндеже антиминс не обветшает, или без прошения, Архиереи самоизвольно, для своей корысти, антиминсов не переменяли-б. (Дело архива Св. Синода, 1742 г. июля 23-го, № 205)

По прошествии одиннадцати лет, Святейший Синод в 1753 году приказал вовсе не брать платы за антиминсы. Сперва он потребовал, неизвестно по какому случаю, из Московской типографской конторы известия, во-первых, об антиминсных досках, имеющихся в типографии, в которых годах каждая из них сделана,в какой кошт стала, и со времени тиснений теми досками возвращен ли в типографию и в которых годах кошт, употребленный на сделание тех досок, или не возвращен; во-вторых, за печатание теми досками, по скольку в даче бывает с каждой порознь пошлин и заработанных мастеровыми денег, и те пошлинные и заработанные деньги сбираются по каким учреждениях и указам. При этом Св. Синод присоединил, что если каковые имеются о том учреждения и указы; то типографская контора прислала бы копии с них в Св Синод. Типографская контора сообщила Св. Синоду, что имеющиеся в типографии антиминсные доски заведены – большая грыдорованная на меди и резанная на олове при святейшем Кир Адриане Патриархе, а другая грыдорованная (средняя) доска сделана в 1724 году. В какой кошт они стали, того не отыскано. В 1745 году большая грыдорованная доска переделана из казенной типографской меди, а за вырезание её дано мастеру пятьдесят рублей. Сколько всеми сими досками напечатано до 1731 года антиминсов и было собрано денег за них, о том Московская типографская контора не отыскала сведений, потому что приходные и расходные книги прежних лет и дело по ним взяты из типографии в 1731 году. С 1731 же года сбор денег, полученный от антиминсов, печатанных с грыдорованной средней и с оловянной досок, также с бывшей грыдорованной, переделанной в 1745 году (кроме дачи печатникам с каждого антиминса большой грыдорованной доски по 15 копеек, средней по 10 копеек,оловянной по 2 копейки) представлен в Св. Синод в следующей ведомости:

При этом типографская контора доносила Св. Синоду, что за напечатание антиминсов указанными досками берется столько пошлин в казну, сколько прежде было брано, как о том значится в отправленном в Святейший Правительствующий Синод, в 1727 году октября 10-го дня, доношении, именно: с большой грыдорованной доски, заведенной по указу святейшего Кир Адриана Патриарха, пошлинных денег брано по рублю семидесяти пяти копеек от каждого антиминса, в том числе мастерам за работу по пятнадцати копеек; и в 1704 году, по указу блаженныя и вечныя славы достойныя памяти Его Императорского Величества, по приказу тайного советника графа Мусина-Пушкина, подтверждено брать потому-ж. С вырезанной вновь медной доски определено брать по пятидесяти копеек, в том числе и мастерам по десяти копеек с антиминса; а с оловянной доски брано было прежде сего по четыре копейки, в том числе печатнику по две копейки263. А в 1725 году, по опреелению директора Замятнина, велено было брать по двадцати пяти копеек с антиминса, но в 1727 году сентября 26-го дня указом Св. Правительствующего Синода велено брать пошлинных денег в казну с печатаемых в оной типографии антиминсов, по прежнему обыкновению, с каждого по четыре копейки, а более того отнюдь ничего не накладывать и не брать. А в 1749 году октября 18-го дня представлено было из типографской конторы с Святейший Правительствующий Синод такое доношение, что ежели Св. Правительствующий Синод для каковых-либо резонов не соизволит брать пошлин, то уже надлежит ту цену, во что станут н впредь грыдорованные для антиминсов доски, раскладывать на нововыходпые книги, от которой раскладки не воспоследует превосходства в цене книг против нынешней, а мастерам за работу с каждого антиминса, почему ныне дается, откуда соблаговолено будет в дачу производить, ибо мастеровые того стана, на котором печатаются антиминсы, содержатся без жалованья, на одних только заработных деньгах. Святейший Синод, рассмотрев такое донесение типографской конторы, принял во внимание, что, по указанию изложенной ведомости, собрано со всех досок пошлинных денег тысяча семьсот сорок восемь рублей восемь копеек (в том числе с переделанной в 1745 году большею грыдорованною, с дачею за вырезание оной мастеру пятидесяти рублей, – четыреста пятьдесят один рубль шестьдесят копеек), и что употребленная сумма на сделание тех досок выбрана с великим уже излишеством, да и при печатании оных антиминсов никаких не употребляется материалов, кроме чернил, и то на самую малую цену, да и на вновь делающиеся в Академии Наук антиминсные доски от вырученной за прежнее печатание весьма много останется суммы, того ради приказали: отныне с тех печатаемых антиминсов не брать никаких пошлин и заработных денег, и те антиминсы печатать, на присылаемых материях, по письменным преосвященных Архиереев, или кому от их Преосвященств поручено будет, требованиям без взятия пошлин и заработных денег, и отпускать с записками и расписками, а без письменных от преосвященных Архиереев, или же с приказания их Преосвященств от консисторий, ни по чьим требованиям отнюдь не печатать и не допускать, что наикрепчайше типографским правителям наблюдать. Мастеровых же, находящихся при том едином печатании и не получающих жалованья, кроме заработных денег, определить непременно к типографскому становому делу с прочими мастеровыми людьми, коим и жалованье производить, кто к каковому званию будет определен. Когда же случится печатание антиминсов, то оное им же мастеровым безотрицательно производить, вместо книгопечатания. (Дело арх.Св. Синода, 1753 г июля 25-го, № 157). Беспошлинное печатание и раздавание антиминсов было в 1765 году Высочайше утверждено. Сперва, при издании Штатов 1764 года, в манифесте объявлено было, чтобы «белое священство от сбору им разорительного данных денег с церквей, который прежними Патриархами был установлен и в отягощение священству продолжался, оный (сбор) вовсе сложить». Потом в 1765 году апреля 18-го Высочайшим указом, между прочим, объявлено: «чтобы граматы о строении и освящении церквей давать безденежно, и не делая в том ни малейшей остановки и затруднения; а при отдаче антиминсов брать только за один холст по 50 к., а старых антиминсов не переменять, разве которые вовсе обветшали». (Полн. Собр. Зак. Т. XVII, № 12,379).

В нынешнем же столетии была назначена плата при получении антиминса – сперва несколько копеек, а потом рубль, и вот на каких основаниях: Московская синодальная типографская контора в 1822 году июля 3-го в своем доношении писала Св. Синоду, что при печатании в синодальной типографии антиминсов на атласе на фигурных станах медными гравированными досками положено было производить плату за работу только фигурным мастерам – с 1800 г. по 20 копеек, а в 1811 году прибавлено к тому по 15 коп., что составляет за каждый по 35 коп., каковая сумма фигурным мастерам выдавалась и ныне выдается. А как с 1813 года заплачено за выгравирование досок в С.-Петербурге двух по 800 рубл., – 1600 рублей, да здесь в Москве двух же по 400 рубл., – 800 рублей, также куплен фигурный станок за 1000 рублей, итого три тысячи четыреста рублей; да для тискания тех антиминсов употребляются материалы, как-то: мел, земля Алонская, масло деревянное и конопляное, сукно русское, губки грецкие, тряпье чистое и плошки муравленые, которых в год покупается более нежели на сто рублей, и контора, издерживая таковую значительную сумму, ничего в возврат не получает, посему типографская контора представляла Св. Синоду, не соблаговолит ли он к производимым ныне за тиск каждого антиминса – тридцатипяти копейкам – взимать с каждого в пользу казны по двадцатипяти коп , что составит за каждый по шестидесяти копеек, на что типографская контора испрашивала в резолюции указа. Св. Синод, по уважению того, что типографская контора издержала на покупку медных досок и фигурного стана значительную сумму, а сверх того для тиснения тех антиминсов употребляла расход и на материалы, в возврат же ничего не получала, дозволил ей (22-го августа 1822 г.), за напечатание каждого антиминса, вместо получаемых 35 коп., взимать по одному рублю, из коих производить за тиснение выдаваемые тогда деньги (35 коп.), а прочие присовокуплять к типографской сумме. И лица, требовавшие из типографской конторы антиминсы, обязаны были доставлять прямо в оную чрез почты, или сторонних поверенных, как деньги, за напечатание оных положенные, т. е. по одному рублю за каждый антиминс, так и самую материю, на которой те антиминсы должны быть печатаны или также деньгами, по известной в продаже цене. (Дело архива Св Синода, 10-го июля 1822 г., № 36).

По табели, утвержденной Св. Синодом в 1842 году, взималась Московскою синодальною типографиею плата за печатание и рассылку каждого антиминса по 571/4 коп. В 1807 году октября 19-го эта типография взошла в Св. Синод с таким предложением, что при указанной плате она не только не получает от этой операции никаких выгод, по постоянно несет убытки. Антиминсы требуются не в большом количестве, редко по 100 – у, более же по 50-ти, 30-ти и 10-ти экземпляров; между тем при каждом печатании их употребляется не менее 2-х дней на одну приправку формы и выкладку декеля; считая плату мастеровым и сумму на общие издержки, приняв притом в расчет значительную ценность досок для антиминсов и самой краски, в которую прибавляется на половину ламповой копоти, – каждый рабочий день на станке обходится более 3-х рубл. 50 коп.; наконец, при каждой отправке типография платит: а) при укупорке подрядчику за ящик 60 коп., б) страховых по 1 коп. с рубля, в) за квитанцию 5 коп., г) за пломбу, если стоимость антиминсов превышает 100 рублей, – 10 коп. и д) за пересылку от 10–30 коп. с фунта, – вес же ящиков обыкновенно бывает от 6-ти до 16-ти фунтов. Считая в сложности все издержки, каждый экземпляр антиминса обходится типографии, по большей части, вдвое дороже противу получаемой платы. По сим основаниям контора просит разрешения: за печатание антиминсов взимать, вместо определенной табелью 1842-го года платы по 571/4 коп., по 1-му рублю за экземпляр, рассылку же относить на счет выписывающих антиминсы. Хозяйственное Управление при Св. Синоде при этом представило Св. Синоду такое свое мнение: принимая во внимание, что плата, определенная табелью 1842 года, при возвышении в настоящее время задельной платы и ценности материалов, действительно не может покрыть расходов, требующихся при печатании антиминсов, и что о пересылке антиминсов на счет типографии в означенной табели не упоминается, полагало бы согласно представлению конторы Московской синодальной типографии, взимать за печатание антиминсов по одному рублю за экземпляр, с отнесением расходов но пересылке на счет выписывающих антиминсы. Св. Синод своим определением, 21-го января 1868 года, утвердил это предложение. (Дело архива Св. Синода 1868 г., № 258).

* * *

241

Существовала ли в то время особая монета, именуемая полуполтиною, или словом полуполтина обозначала, ценность, счет платы, во всяком случае – полуполтина означала 25 копеек, или четвертак. В Описании русских и иностранных монет, обращающихся в России, соч. барона Шодуара, перев. В. А. Спб. 1837 г., в таблице 7-й, на рисунке 8-м, изображена полуполтина 7162 (1654) года. Вес ея 151 доля. В Описании монет в собрании Я. Я. Рейхеля, под № 176, полуполтина с 7162-м годом показана (в числе подлинных монет) в золотнике и 72 доли; из такого веса полуполтины получается ефимок в 7 золотников, т. е. равный экземпляру спорного штемпеля. (Монета и вес в России до конца ХѴІІІ-го столетия. Д. И. Прозоровского. СПб., 1863 г., стр. 317).

242

Рубль Новгородский ХѴ-го века делился на 216 денег,– 153/7 гривен; на нынешнею монету оценивается в 8-м рублей 112/3 коп. (Монета и вес в России до конца ХѴІІІ-го столетия. Д. П. Прозоровского. Спб. 1865 г., стр. 385).

243

В списке грамоты 1504 г., отысканной в Новгородском консисторском архиве старых дел, сказано, что пошлины проскурная (т. е. за просфоры, которые брали для церквей от Софийского просфиряка или просфорпи), антиминсная и праздничная (т. е. за служение в церквах литургий и пение молебнов соборным протоиереем или священниками в праздничные дни) шли по старине; и обозначен самый раздел пошлин между соборным причтом. Из собранных пошлин получали: протопоп полторы выти, протодиакон и попы все по выти, диаконы в полы попа – полвыти, два крылошанина да дьяки застенные все в полы диакона – четверть выти. (Описание Новгородского Софийск. собора, составл. протоиереем Петром Соловьевым. Спб. 1858 г., стр. 35. Сн. 11. См. тоже в Актах Археол. Экспед. т. 3, № 306).

244

Если иногда, например при Патриархе Филарете, дан был антиминс безпошлинно (см. выше стр. 92, примеч.); то это бывало исключением из общего правила, в уважение лица (Сапеги), просившего антиминс, и по случаю несчастных обстоятельств церкви (разорения храма врагами).

245

Там на стр. 28-й в Соборном изречении святейшего Иоакима, Патриарха Московского и всея России, и преосвященных Митрополитов, Архиепископов и Епископов Российских 1675 года, между прочим, напечатано: «Антиминсы всем Архиереом присылати печатати в царствующем граде Москве, – книг печатного дела во дворе, по благословению святейшего Патриарха. Платы же даята на их весьма добрые и честные и художнику за труд коемуждо Архиерею свое иждивение. Свящати же я коемуждо Архиерею самому во своей токмо епархии. И отдаяти я туне безмездно, а не продажно в новозданныя церкви (или во обетшалых место) во всей своей епархии. В новозданныя храмы посылали антиминсы преждеосвященныя и совершенныя с вложенными в них святыми мощами, с Архимандритом или игуменом, или протопресвитером или пресвитером благоговейнейшим, и им велети святити храм малым священием, сему искусным и вообычайным, с положением прежде священного антиминса от самого Архиерея. Идеже церковь святится совершенно самим Архиереем, тамо полагати антиминсий без мощей святых, понеже мощи тогда в самом освящении храма полагает сам Архиерей во святой трапезе в среднем столпе, яко обычаи есть».

246

Была ли алтыны только счетными единицами или ходячими монетами, об этом утвердительно сказать нельзя, ибо до алтынников Петра Великого, подобных монет нигде не встречается. (Очерк истории древней монетной системы на Руси. И. Беляева. Москва. 1846 г., стр. 22. См. и в Чтениях Ими. Общ. истор. и древн., № 3).

247

В докладной выписке из Патриаршего Казённого Приказа, поданной в 1675 году Патриарху Иоакиму, и где указана эта плата, сказано было, что со времён Патриарха Филарета до 1675 года ставленники платили 4 рубли и больше. Патриарх же Иоаким уменьшил пошлины со ставленников, до 2-х рублей с священника и до 1-го рубля с диакона. Побуждением к уменьшению ставленых пошлин было то, что «великий господин святейший Патриарх Московский и всея России, вопрошая поставленных попов и уведав от них о многой их волоките и лишних убытках, милосердуя о хотящих при нем святейшем Патриархе поставленными быти диаконах и попех, да не тая же бы им волокита и лишние убытки учинились, указал с тех ставленников пошлин имать». (Акт. истор. Т. IV, № 259, стр. 564). Из указания пошлин видно, что ставленые пошлины брались на причт соборный, на причт крестовой архиерейской церкви, на приказных и домовых архиерейской церкви, на приказных и домовых архиерейских служителей.

248

В записной книге 711 года написано: «Преосвященный Стефан, Митрополит Рязанский, приказал оные антиминсы печатать на добром полотне, а на простом холсте не печатать, а что того доброго полотна в покупке будет, и за тот холст деньги сбирать в Казенный Приказ с челобитчиков, и то по Казенному Приказу отправление по записной книге значится728 года февраля в 23 число. А взятье денег писано тако: взято по указу. А по чему брано, того не писано, а по ныне отправление тех антиминсов содержат синодального дома иеромонахи, а с каким порядком, и с которого времени за сгорением в бывший в Москве в прошлом в 1737 году большой пожар, по Казенному Приказу дел известия не отыскалось. А под оными святейшего Иоакима Патриарха указами и под определением преосвященного Стефана, Митрополита Рязаниского посылки указов в епархии не показано. (Дело архива Святейшого Синода, 1742 года, № 205).

249

Цена: три алтына и две деньги – таже, которая,по указу 1669 года января 23-го, была вносима за гербовую бумагу с большим гербом (см. Истор. обозр. законодат. о гербов. сборе в России, сост. А. Новицким. С. Петербург, 1861 года, стр. 5 – 7). Алтын – счетная единица в 6-ть денег(Торгов. кн. в 1 томе ,3ап. отд. Рѵсск. и Славянск. археолог. III, стр. 16). При Петре Великом алтын был вещественною монетою, в 3 копейки; в музеях находятся алтыны 1704, 1711, 1712, 1713, 1714 и 1718 годов. По пробе и весу этих алтынов цена им определяется: 1704 года в 4 копейки, 1711 г. в 31/2 коп., 1712 г. в З1/2 коп., 1718 года от 31/8 до 4 копеек нынешнею монетою. О пробе других алтын точных сведений нет. (Монета и вес в России до конца ХѴIII-го столетия. Прозоровкого. С. Петербург 1865 г. стр. 381).

250

Вот как читаем об этом: «1704 года июля 16 – го, по указу Его Императорского Величества боярин Иван Алексеевич Мусин-Пушкин приказал на книжном печатном дворе печатать фряжские антиминсы на казенных атласах, и кто из тех печатных фряжских антиминсов похощет взяти, и у тех людей в казну Его Императорского Величества брать по 2 рубля по 16 алтын по 2 деньги за антиминс, да в Приказе же и мастеру за работу брать против прежнего указу, как записан в оной книге августа в 13-й день 1702 года. А будет кто принесет от себя атлас, и за те антиминсы брать в казну и за работу по 1 рублю 25 алтын». (Дело архива Св. Синода, 1753 г. июня 25-го, № 157).

251

Вероятно здесь разумеется та доска, которая именовалась среднею. (См. далее стр. 284).

252

По указу Ея Величества Государыни Императрицы, канцелярия Московской типография, слушав выписки о сборе с оловянной доски, которою печатаются малые антиминсы безпошлинно, приговорила за оную оловянную доску, которою печатаются антиминсы, по требованию от Архиереев и от разных епархий и из соборов и из монастырей и приходских церквей Московских и градских и уездных, на своих (не казенных) атласах и камках и на полотнах, с которых из стари в типографии в казну ни почему пошлин не имелось, от ныне Ея Величества в казну брать с требующих за напечатание каждого антиминса пошлины по осми алтын по две деньги, и те деньги записывать в приход расходчику по указу, а мастеровым людям за работу брать по прежнему определению, и о том расходчику послать указ, и сей приговор записать в книгу, 1725 года мая 27-го дня. (Дело архива Св. Синода, 1753 г. июня 25-го, № 157).

253

Таково дело Св. Синода об антиминсах, отпущенных из Синодальной палаты для Царского села. Из этого дела видно, что плата за них потребована была по 70-и копеек. А о присланной же материи на антиминсы не упомянуто. В доношении Синодального канцеляриста Силы Замятина Св. Синоду сказано, что в 1736-м году в июле месяце из шкафа, обретающегося в синодальной палате, называемой аудиенциею, из числа лежащих там, в деревянном ящике, напечатанных на атласе пятнадцати антиминсов с св. мощами сдано пять к освящению церквей, по требованию от комнаты Ея Высочества благоверные Государыня Цесаревны Елисаветы Петровны, присланному от вотчины Ея Высочества села Царского Знаменскому священнику Игнатию Гаврилову, с распиской. И за оные пять освящённых антиминсов отданные надлежащие пошлинные деньги три рубля, пятьдесят копеек с половиною получены. (Дело архива Св. Синода, 1738 года сентября 27-го, № 155). При разделении трёх рублей с полтиною на пять антиминсов–стоимость каждого будет 70-ть копеек.

254

Дело архива Св. Синода, 1735 г. января 27-го, № 113. В этом деле заключается 1434 страницы.

255

Досифей Богданович Любимский посвящён в 1731 году ноября 28-го, из Архимандритов Савинского Звенигородского монастыря, в Архиепископа Белограду (Списки Архиереев, сост. Юрием Толстым, стр. 8). В Истории Российской Иерархии сказано, что он был отлучён (?) и в 1736 году марта 23-го в Курском монастыре скончался. (Ист.Росс.Иерарх. ч.І, стр. 171). Он управлял епархиею два года, умер под следствием. (Четверочастннй дар юным Курской губернии. Соч. Преосв. Феоктиста, Еписк. Курского. Москва 1806, стр. 128).

256

Выше (стр. 99) было сказано предположение о существовании в древности такого обычая, что вновь поступивший Архиерей в епархию подтверждал ветхие церкви (т.е. не вновь построенные) антиминсами. Иные указывали на этот обычай, как на нерусский. Когда Св. Синод был извещен(1742 года в июле месяце) обер-прокурором, князем Шаховским, что преосвященный Митрополит Черниговский Антоний переменяет антиминсы и чинит сборы деньгами, и потребовал от преосвященного Антония объяснения; тогда преосвященный Антоний в доношении Св. Синоду, между прочим, писал: «Я человек иностранный и не знающий в том обыкновения великороссийского, ибо в Молдавской земли обыкновение находится такое, когда определен бывает в какую епархию новый Архиерей; тогда от него и новые напечатанные антиминсы во все церкви раздаются, а старые обираются ». (Дело архив. Св. Синода, 1742 г. июля 23-го № 205).

257

Он делал такую подпись на антиминсах, освященных прежде: «Смиренный Досифей, Архиепископ Белоградский и Обоянский»; а на освященном им самим: «Звыше именованный Архиепископ властною рукою».

258

Число вновь освященных антиминсов и плата, полученная за них, изложена в следующей таблице при указанном деле:

За новые антиминсы взято им:

За

1

………

….

….

3 руб.

"

3

по 2 руб.

50 коп.

7 "

50 коп

"

2

» 2 "

40

"

4 "

30 "

"

3

» 2 "

20

"

6 "

60 "

"

8

» 2 "

10

"

16 "

80 "

"

2

» 2 "

5

"

4 "

10 "

"

1

« – »

"

1 "

80 "

"

1

» – "

"

1 "

70 "

"

2

» 1 "

50

"

3 "

"

322

» 2 Я

"

644"

За матерчатые *):

За

4

по 5 руб.

….

….

20 "

(Дела, стр.572)

"

1

» – "

….

….

4 "

За 2-а к новоустроенным церквам и на Архиерея, да в казну по 5 руб., –       12

За 4-е за подписку и за указ об освящения церквей 24 р. ,а порознь не росписано.

К новоосвященным церквам за 3 в казну по 3 руб. на Архиерея и освящение       12

Итого за новые за 359 антиминсов       765 р. 30 коп.

В том числе на архиерейскую персону       722р. 30 коп.

в казну      19р.

не росписных      24 р.

259

Число подписанных Архиепископом. Досифеем прежде освященных антиминсов и плата за них изложены в следующей таблице при упомянутом деле:

За старые (т. е. антиминсы). На архиерейскую персону:

За      1      ………      ….      ….      3 руб.

“      3      по 2 руб.      50 коп.      7 “      50 коп

“      2      “ 2 “      40      “      4 “      30 “

“      3      “ 2 “      20      “      6 “      60 “

“      8      “ 2 “      10      “      16 “      80 “

“      2      “ 2 “      5      “      4 “      10 “

“      1      “ – “       –       “      1 “      80 “

“      1      “ – “       –       “      1 “      70 “

“      2      “ 1 “      50      “      3 “       –

“      322      “ 2 Я       –       “      644”       –

За матерчатые *):

За      4      по 5 руб.      ….      ….      20 ”      (Дела, стр.572)

“      1      “ – “      ….      ….      4 “

Note 258

за       1      (антим.)      ……      1      р.      60      к.

“      23      “      По 1р.20……      27      “      60      “

“      1      “      ……      1      “      10      “

“      110      “      По 1руб……      110      “      –      “

“      2      “      “ 60к……      1      “      20      “

“      1      “      ……      –      “      25      “

Итого за старые 139 антиминсов .            141 р.       75к.

Взято за новые и старые 498 антиминсов      .      907»       5 «

В том числе: на архиерейскую персону      .      864»       – «

в казну. .      .      19»       – «

неросписных      24»       – «

260

Члены следственной комиссии, по осмотре антиминсов, которые были заменены вновь освященными, нашли, что они добрые, и иные – даже новые, и шесть даже за подписанием самого Архиепископа Досифея, и те, «которые были помараны » (т. е. признаны неудобными к совершению на них богослужения), «и на тех службы совершать весьма можно ». И в доношении своем Св. Синоду члены следственной комиссии писали, что «хотя об оных» антиминсах и не находится точных правил, но упомянутою комиссией признаны его, Досифея, Архиепископа Белоградского симония и несытое собранных взяток лакомство, понеже он то чинил без всякие правильные нужды, и отбирал старые антиминсы добрые и на служение еще годные, к тому ж которые и он Досифей Архиепископ прежде подписал, именно шесть антиминсов (как выше явлено); и те он переменил вторично, и то им Архиереем чинено не для чего иного, точию для приобретения себе за подписку новых антиминсов симониею не малой суммы» (стр. 695). Старые антиминсы сам Архиепископ осматривал и приказывал своему иподиакону Петру Анцеву убирать в ризницу. Получение же денег за антиминсы происходило при посредстве этого иподиакона. Анцев при первом допросе показал, что он брал на архиерейскую персону за антиминсы новые по два рубля, а за подпись Архиерея на старых по одному рублю (стр. 703). Когда были допрошены все священники, получившие вновь освященные антиминсы или являвшиеся к Архиепископу для собственноручной его подписи на них; тогда из племенных их ответов обнаружилось, что многие священники заплатили более, нежели как показал иподиакон Анцев. При вторичном допросе он сказал, что делал он это того ради, что сверх упомянутого числа получено от священников для канцелярских служителей и ему, иподиакону, (за честь) и товарищам его подъяконам по две гривны, и более и меньше, а сколько тех от кого получил, он того не упомнит. А деньги те они между собою разделили.

261

Донес на Архиепископа наместник Черниговский кафедры Иеромонах (потом игумен Тверского Кашинского монастыря) Сосипатр. При следствии по этому делу оказалось, что в 736 и 737 годах, по указу и инструкции самого Архиерея, правящий за Архидиакона Иеродиакон Константин Усиевич ездил в двенадцать монастырей, в две протопопии, в одно наместничество и в одну волость подданства Черниговской кафедры, для раздачи новоосвященных антиминсов, вместо старых. Он роздал их до двух сот и взял за каждый по 8-ми рублей. По мнению следственной коммиссии, представленному в Св Синод еще при жизни Архиепископа Илариона, следовало бы приказать ему возвратить по 6 рублей за каждый антиминс, довольствуясь двумя рублями. Но такого взыскания не было сделано, по случаю последовавшей смерти преосвященного Илариона. (Дело архива Св. Синода, 1742 г. июля 23-го, № 205). Преосвященный Иларион Черниговский был с 1732 г. Архиепископом Казанским, а Черниговским с 1735-го марта 29-го по 1738 октября 11 -го, когда отошел в Киево-Печерскую лавру. (Списки Архиереев, сост. Юрий Толстой, стр. 8).

262

По следствию оказалось, что он роздал напечатанных, по его просьбе, в Киево-Печерской лавре, антиминсов на атласе 31, па тафте 25, на холсте немецкой фабрики 175, на холсте русской фабрики 233, итого всех 462. И получил, назначив за каждый антиминс на атласе и тафте по 5 рублей, а на холсте по 4 рубля, всего 1905 рублей 60 копеек. А раздаватели антиминсов иеромонахи, бравшие для себя с каждого антиминса по 14, по 15, по 20, по 23, по 25, по 50 коп. и по 1 рублю, собрали 175 рублей 50 коп. В 1743 году преосвященный Антоний, бывший уже (с 1742 г. сент. 6) Митрополитом Белогородским, прислал преосвященному Амвросию, Епископу Черниговскому, поступившему на место его, 500 рублей, чтобы на эти деньги напечатать новые антиминсы и переменить их, без взятия денег, в тех церквах, в которых, по усмотрению преосвященного Амвросия, розданные Митрополитом Антонием антиминсы для некоторых причин (?) надлежит новыми переменить!

263

В таблице не указано, за какое число антиминсов взяты деньги в известный год. Сравнивая указания таблицы с изложенным за сим положением платы в казну, видим, что в таблице разумелась не одна пошлинная плата в казну за печатание, но, кроме того, плата за холст или атлас. В таблице указывается такая сумма, что она за меньшее число антиминсов велика, по указанию положенных пошлин, за большее – мала. В 1731 году за антиминсы, напечатанные со средней доски, получено 1 р. 60 к. Если бы эта плата была за 3-рп антиминса, то она бы должна быть – 1 р. 50 к. Здесь остается 10 копеек. В 1733 г. за антиминсы средней доски получено 2 р. 40 к. Если бы эта плата была за 5-ть антиминсов, то следовало бы 2 р. 50 коп., – здесь недостаёт 10 к.; если же за 4-ре антиминса, то остается еще 40 копеек.

1

В Известии Учительном, находящемся в Служебнике, сказано: «Священства таинство и евхаристия, сиест приношение бескровные жертвы тела и крове Господа нашего Иисуса Христа, кроме посвящённого храма, нигде же творятся, и не подобает под великим грехом. Храм Святый, сиест церковь, в собрание благодарственное Богу всетворцу, в Троице единому, и в молитву, и просвещение, и очищение от грехов, да будет посвящён от самого Архиерея, или в той прислан антиминс посвященный, и по чину священие той храм приявший«….»Иерей смертно согрешит, когда будет совершать евхаристию без освященного храма, или освящённые трапезы, сиест без антиминса». (Извест. Учит. в Служебнике, Сн. Правосл. Исповед. ч. 1, стр. 167. Простр. Христ. Катих. о причащении).

1

В Известии Учительном, находящемся в Служебнике, сказано: «Священства таинство и евхаристия, сиест приношение бескровные жертвы тела и крове Господа нашего Иисуса Христа, кроме посвящённого храма, нигде же творятся, и не подобает под великим грехом. Храм Святый, сиест церковь, в собрание благодарственное Богу всетворцу, в Троице единому, и в молитву, и просвещение, и очищение от грехов, да будет посвящён от самого Архиерея, или в той прислан антиминс посвященный, и по чину священие той храм приявший«….»Иерей смертно согрешит, когда будет совершать евхаристию без освященного храма, или освящённые трапезы, сиест без антиминса». (Извест. Учит. в Служебнике, Сн. Правосл. Исповед. ч. 1, стр. 167. Простр. Христ. Катих. о причащении).


Источник: Об антиминсах Православной Российской Церкви / [Соч.] свящ. Константина Никольского . — СПб.: В тип. Якова Трея, 1872. — 5, 383 с., 21 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle