протоиерей Константин Никольский

Об антиминсах Православной Русской Церкви

Содержание

I. Происхождение и древность антиминсов II. Значение антиминса, как жертвенника III. Чин освящения антиминса IV. Обстоятельства, по которым были получаемы от Архиерея освященные антиминсы А. Подвижные антиминсы Б. Неподвижные антиминсы V. Хранение старых антиминсов VI. Материя и величина антиминсов, нашивные углы на них и развертывание антиминса на литургии VII. Рисунки на антиминсах VIII. Надписи на антиминсах IX. Лица, приготовлявшие антиминсы к освящению, хранящие их по освящении и доставляющие их во храм X. Плата за антиминсы Приложения Опись антиминсам, находящимся в ризнице Александро-Невской лавры Антиминсы писанные Антиминсы печатные Ведомость, представленная в Св. Синод преосв. Вениамином, Архиепископом С.-Петербургским в 1762 году о том, сколько в С.-Петербурге и у кого именно в партикулярных домах состоит церквей и в какое именование Ведомость о церквах, в которые разосланы были антиминсы, отпечатанные с грыдорованной доски  

 

Антиминсы православной русской церкви не были доселе предметом особого исследования. Это могло быть, между прочим, и от малоизвестности исторических данных. В ризницах кафедральных соборов и – церквей архиерейских домов сохранилось большое число антиминсов; но в печати ие являлись описания их, и они не служили материалом для ученых изысканий. Между тем, с изданием точных и подробных описаний могли бы разрешиться многие вопросы касательно этих священных предметов, имеющих, кроме великого значения при богослужении, значение историко-археологическое, и могущих составлять собою своего рода церковную летопись.

Для настоящего исследования послужили важным источником дела архива Святейшего Правительствующего Синода и собрание антиминсов, хранящихся в ризнице Александро- Невской лавры, опись коим, составленная автором этого труда, находится здесь в Приложении. При этом, для наглядного ознакомления с православными русскими антиминсами, присоединяются двадцать пять рисунков с них, в настоящую их величину, точно скопированных (контуром) и гравированных на камне художником А. А. Редковским. Писанные антиминсы обозначены на рисунках буквами, а печатные – цифрами. Между печатными не прилагаются лишь – находящийся в Трудах первого московского археологического съезда, 1869 года (№ 5), и – те, печатание которых началось в нынешнем столетии (№№16–19).


Источник: Никольский К.Т. Об антиминсах Православной Российской Церкви. — СПб.: Тип. Трея, 1872. — 5, 383 с. с., 21 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle