Источник

IV. Обстоятельства, по которым были получаемы от Архиерея освященные антиминсы

Для более удобного указания обстоятельств, по которым были получаемы от Архиерея освященные антиминсы, рассмотрим эти обстоятельства особо, по отношению подвижных и неподвижных антиминсов.

А. Подвижные антиминсы

Подвижными антиминсами называются те, которые даются в походные или домовые церкви, устраняемые на определенное, известное время.

Иногда на самых антиминсах было писано, что они подвижные. В Курске, в архиерейском доме, есть антиминс с надписью на нем: «для совершения службы на всяком месте34» В Минске, в домовой церкви при архиерейском доме, находятся антиминсы с надписями: «во храме на всяком месте владычестве его35»; «во храме святителя Христова Николая или на всяком месте36»; «при храме Сошествия Святого Духа, обители православной, Сурдецкой, подвижный37». «Антиминс подвижной до церкви Стошаниной Заложения (?) Покрова Пресвятыя Богородицы38. В Могилеве, в ризнице кафедрального собора, есть антиминс с надписью: «во еже священнодействовати во всяком месте, идеже прилучится, также и во храме св. Богоявления обители Братской Полоцкой39». В ризнице Александро-Невской Лавры находятся антиминсы, освященные Архиепископами Херсонскими, на которых в надписи сказано: «подвижно»40. Из таких надисей видно, что одни из антиминсов освящались во имя Господне, иные же во имя Святого или праздника Господня.

Первоначальны антиминсы были подвижные. Такие антиминсы существовали во время гонений на Христову церковь от язычников и еретиков и в походных церквах Императора Константина Великого. Они употреблялись и в путешествиях на сухом пути и на кораблях41. Антиминсы переносились с места на место, говорит Симеон Солунский, подобно древней скинии, но имели большую, сравнительно с нею, силу; потому что на них священнодействуется живый небесный хлеб. Даются они, продолжает он, по усмотрению Архиерея и по нужде туда, где нет храма, также верным людям, отходящим в путь дальний и продолжительный, или самим царям, что бы на них можно было совершать жертву великую и таинство (гл. 126, Нов. Скр. ч. III, гл. VIII, § 10). Они водружаются на одном месте и не соединяются с храмом; потому что для них весь мир есть храм Божий (гл. 127, там же). В России поныне посылаются подвижные антиминсы в отдаленные места, где вовсе нет храмов. В 1858-м году ноября 16-го, Преосвященный Евсевий, Архиепископ Иркутский, просил у св. Синода для отдаленных мест Иркутской губернии переносных антиминсов42, и Святейший Синод разрешил (1858 г. декабря 22-го) «при отдаленном расстоянии некоторых селений от приходских церквей Иркутской епархии, выдавать сельским священникам подвижные антиминсы для совершения божественной литургии в молитвенных домах и часовнях» (Извлечен. из отчета по вед. дух. дел правосл. испов. за 1858 г., стр. 17). Не редко, подвижные антиминсы были даваемы и во время перестройки или поправки церкви для совершения богослужения в часовне43, иногда же и в доме44.

В России, вследствие большого числа церквей, построенных без крайней нужды, были издавна, со стороны правительственных лиц, советы, убеждения и постановления об ограничении числа церквей, а потому и выдачи антиминсов. У русских была всегда любовь строить и украшать церкви45. Они воздвигали Божии храмы во время радостных и печальных событий, – после победы над врагами, по получении чудотворения от иконы, выздоровления от болезни, во время голода, язвы, нападения врагов. Церкви строились и целыми общинами и частными лицами. Так называемые обедняя церкви устроялись не только приходские, но и частные, или, как называют, домовые, хотя бы оне стояли и не в доме хозяина, а у дома его. Но одних руководило к устроению храмов желание выразить благодарность Богу за блага, полученные ими, или умилостивить Бога при угрызениях совести о соделанных грехах, неправдах; другие же устрояли храмы или из одного подражания, или по честолюбию или другим нечистым побуждениям. По постройке церкви храмоздатели, или по неимению средств к поддержанию храмов, или по нерадению о них; содержали их не в должном благолепии и допускали приходить в запустение. Это в свое время заметил и сильно обличал Стоглавый собор46. Он убеждал Архиереев давать позволение на построение церквей не всем просящим разрешения, а только людям достаточным и истинно благочестивым, а не разрешать тем, кто предпринимает построение храма из желания назваться строителем церкви – «еже создатель церкви нарещися». Собор убеждал лучше заняться устройством прежде построенных церквей, которые пастися от ветхости хотят или малы суще неукрашены» (стр. 371). В деяниях собора, бывшего в Вильне в 1509 году, также видно выражение недовольства собора на устроение без нужды множества церквей47. Но и в ХѴII-м веке строилось мною церквей, ибо было незатруднительно приступать к постройке храма. Приступали к созиданию не только храма, но и монастыря без надлежащих своих средств к тому, по одному обещанию. Например, обет инока, неимеющего состояния, уважался, и по просьбе его посылался ему от Царя лес на построение48. При такой легкости начинать постройку, церкви часто стояли без службы. Читая Писцовые книги ХV-го, ХVI-го и XVII го веков, находим целыми десятками, если не сказать более, такие выражения: «церковь пуста», «церковь без службы» и т. п. (О пятинах и погостах новгородских в ХVI-м веке. К. А. Неволина. Записки Имп. Русск. Географич. общ. кн. VIII. Прилож. XII и др.).

Нечто вроде домовых церквей были церкви в пустынях, строенные на иждивение монастырей, а иногда и погостов. Оне имели название церквей-выставок49. Выставки, будучи церквами, имели освященные антиминсы50. Участь многих этих церквей была одинакова с обетными домовыми церквами. По словам Стоглавого собора, иногда оне долго не приходили к окончанию постройкою, иногда скоро лишались богослужения: «старец на лесу келью поставить или церковь срубит, да пойдет по миру с иконою просити на сооружение, а что собрав, то пропьет, а выставку церковь ныне поставил, а с год побыл, а се пуста без пения стоит» (Стоглав, изд. Каз. Дух. Акад., стр. 63). Чтобы уменьшить число таких церквей, собор советовал сносить пустынные церкви в одну пустыню или перемещать в общие старые монастыри, как им мочно жити, или перенести на погосты к старым церквам запустевшиецеркви, для устройства из них приделов у старых церквей (там же, стр. 373). Но затем и в конце ХѴII-го века было много таких церквей. О том свидетельствует Московский собор 1681 года, который видел, что церкви в пустынях служили не к пользе православной церкви, а ко вреду её, к распространению раскола. Собор запретил вновь строить выставки церкви, а прежние приказал, где можно, обратить в приходские- церкви51 Но так как и после постановления собора 1681 года не прекратилась постройка церквей подобных домовым и в пустынках; то последовал ряд Высочайших постановлений, ограничивающих постройку церквей. По Высочайшему указу 1715 года янв 22-го приказано было, в обещании, чинимом Архиереями при поставлении их в сей чин, включить, между прочим, следующее: «церквей, свыше потребы, для прихотей вновь самому мне не строить и другим не попускать, дабы потом не пустели, лишения ради подобающих по 84-му правилу поместного, иже в Карфагене, собора, и по 27-й заповеди Иустиниана царя. (Полн. Собр. Зак. Т. V, №2985)52. Затем в Духовном Регламенте (в прибавл о монаст., пункт 44-й) было предписано не строить вновь монастырей, пустынь и пустынных скитов нигде, ни под каким видом, без Высочайшего соизволения. Мало того, было ограничено число церквей в самых монастырях. В Регламенте сказано: «В каждом монастыре подлежит быть святых церквей не более трех, т. е. соборной, трапезной и больничной». (Реглам. Д. Прибав. о монаст., пункт 45). А о домовых церквах в Духовном Регламенте было особо предписано, чтобы в доме церквей никому, кроме Высочайшей фамилии, не иметь и крестовых попов не держать. (Духовн. Реглам. о мирянах, пункт 7). В силу этого постановления запрещено было совершать богослужение и в такой церкви, как например графа Апраксина, которая была перенесена из дома сестры его, царицы и великия княгини Марфы Матфеевны и устроена для поминовения её. Когда граф Апраксин просил по болезни его параличной и по дальнему расстоянию, больше двух верст от Исакиевской церкви, дозволить по прежнему совершать в упомянутой церкви богослужение; тогда ему было позволено, но на время, доколе в показанном оному графу месте святая церковь по образцовому архитектора манеру построена будет. И то церковное строение, чтоб было неотложно зачато и с поспешешем строилось, и дабы он, граф, о строении той церкви, яко ктитор, имел весьма усердное тщание, не отлагая времени до времени; а ежели он, граф, о том строении тщания иметь не будет, и по сему усмотрится, что токмо творится суетное продолжение времени, то оная подвижная церковь с подвижным антиминсом и священник взят будет. (Полн. Собр. постановл. и распоряж. по ведом. Прав. Исповед., т, 1, стр. 83).

В том же 1721 году отменено прежнее обыкновение давать подвижные антиминсы на корабли. Этому было указано особое основание: «понеже на корабле, во время морского волнения, бывает немалое как прочему, так и разливающимся вещем колебание, отчего иногда и пролитие случается, каково и Пречистым Тайнам, в литургии совершаемым, случиться может, чего соблюсти, хотя бы и всячески по должности священнослужители тщалися, нужной великого волнения случай не допустит, также и частое престола разбирание, по нужде случающееся, не без повреждения бывает, и в хранении оных Таин великая есть опасность: ибо по святым правилом, ежели что от Святых Таин небрежением пролиется, лишен бывает священнослужитель сана своего, паче же и самая христианства должность понуждает всемерно оныя Святыя Таины, яко святейшую вещь, соблюдать и хранить, да николи же пролиется; не хранящие же того, смертно согрешают. Чего ради Святейший Правительствующий Синод общим согласием заблагорассудили довольствоваться во флоте, кроме литургии (которой за оною важностию совершаемой тамо быть опасно), прочими церковными службами, и без антиминса отправляемыми; а для которой потребы паче, то есть для причастия, требуется литургия, того требующие могут быть сподоблены, и без такого зело опасного на корабле литургисания, запасными Святыми Тайнами, которые при обретающихся во флоте священниках всегда бывают. (Поли. Собран. пост, и расп. по вед. прав. исп. Т. 1, стр. 178).

Наконец, в 1722 году апреля 12-го дня, последовал особый приказ, которым «обретающиеся в Москве у знатных персон в домах церкви велено весьма упразднить, дабы ходили господа, как Духовным Регламентом определено, к церквам приходским, а ежели, которые престарелые персоны до церкви ходить не могут, а литургии слушать требуют, тем иметь с благословения синодального в собственных палатах антиминсы, с потребным к священнослужению убранством, токмоб верхи тех палат никакой от прочих отмены не имели, и в прочее время, по отсутствии или по преставлении тех персон, когда антиминсы имеют быть к Синоду взяты, были оные палаты к домовому употреблению свободны (Полн. Собр. Зак. Т. VI, № 3964).По этому указу и по Регламенту Св. Синод приказал 1722 года ноября 14-го: «домовые церкви упразднить, да будут всякого священнослужения, церковного пения праздны и запечатать их синодальною печатью». Они в том же 1722 году декабря 11-го и запечатаны. (Дело Арх св Син.1737№107).

По закрытии же церквей, на основании упомянутого указа, были ходатайства об открытии их вновь; и Феодосий, Архиепископ Новгородский, синодальный вице-президент, объявил словесно имянной указ Его Императорского Величества, от 1723 года октября 5-го дня, которым позволялось знатным персонам по причине их немощей, недопускающих ходить до приходских церквей, иметь в своих домовых палатах подвижные антиминсы, по синодальному рассмотрению, токмоб при тех антиминсах отнюдь не было собственного церковного причта, но отправляли б служение священники тех приходов. (Дело Архив. Св. Синода 1737 апреля 20-го, № 107 и Полн. Собр. Закон. Т. VII, №4320). Для исполнения этого указа, Святейший Синод в 1725 году апреля 14-го предписал Духовной Дикастерии, чтобы у которых обретающихся в Москве господ запечатаны в домах церкви, и которые господа просили по их немощи распечатать церкви и дозволить совершать служение приходским священникам и их викариям, Духовная Дикастерия дозволила бы с таким обязательством, чтоб в тех распечатанных церквах служение совершали одни приходские священники и причетники и их викарии, и только во дни великих праздников и в воскресные, кроме седмичных и неимущих праздников, и чтобы других посторонних и приезжих из вотчин и прочих тому подобных попов с причетниками во оных церквах к священнослужению отнюдь не допускать, и чтобы по отправлении божественные службы приходские священники имели те церкви за своими замками и печатью. А Духовная Дикастерия не может без постановления Св. Синода просителям дозволить открыть церковь. (Дело № 107). – Тоже почти подтверждено и в царствование Императрицы Екатерины I-й. По указу и определению Св. Синода, окт. 14-го дня 1725 года, дозволено было церкви в домах распечатать и в них священнослужение исправлять, доколе оные немощные персоны тут жить будут. От этих лиц требовалось письменное обязательство, что они для богослужения будут иметь священников с причетниками настоящих приходских церквей или кого они из своих викариев от тех же приходских церквей пришлют, а крестовых и других посторонних из их вотчин приходящих и протчих тому подобных попов не будут допускать, а что содержать те домовные церкви будут приходские священники. (Дело Арх. Св. Син. 1737, апреля 20-го, № 107 и Полн. Собр. Зак. т. VII, № 4320).

По прошествии 37-и лет после распечатания церквей, опять был издан указ, запрещающий иметь домовые церкви. Подобно тому, как устроение множества домовых церквей в Москве обратило на себя внимание Императора Петра I-го, так бо́льшое число домовых церквей в Петербурге вызвало постановление об них при Императоре Петре III-м. Запрещено было строить домовые церкви вновь без Высочайшего разрешения, и о бывших тогда приказано рассмотреть; в какое время, по чьему дозволению и для каких лиц они построены: В 1762 году марта 5-го последовал Святейшему Синоду Высочайший указ такого содержания: «Сколь нужно есть, для прямого истинного благочестия веры созидать храмы Божия к приношению безкровных жертв, столь более надлежит устроенные вообще для всех соборы и приходские церкви сохранять с подобающим благолепием; ибо не умножение, но благочиние и содержание полезно, что зависит от числа потребного к тому прихожан и доброхотнодателей подаяния; а как здесь в Петербурге у партикулярных людей в домех великое число построено церквей, не можно и надеяться, чтоб общенародные соборы и церкви с должным благочестием сохраняемы были, потому что всякий о своей, а не об общей попечение прилагает, и для того Его Императорское Величество Святейшему Синоду Высочайше повелеть соизволил, о сем по должности своей рассмотри, немедленно Его Императорскому Величеству представить, а впредь без соизволения Его Императорского Величества в партикулярных домах церквей строить не позволять, по которому Его Императорского Величества Высочайшему указу, о находящихся здесь г. С.-Петербурге в партикулярных домах церквей, по надлежащем рассмотрении Святейшим Правительствующим Синодом, Его Императорскому Величеству представить, а что касается до того, дабы отныне впредь без соизволения Его Императорского Величества в партикулярных домах церквей строено не было, то о оном также, чтобы из всех мест о числе имеющихся поныне в партикулярных домах церквей, а особливо о состоящих в Москве, присланы были в Святейший Синод для рассмотрения обстоятельные ведомости, с показанием, когда оные, и по чьему дозволению и для каковых лиц построены» (Полн.собр. завон, т. ХV, № 11,460).

Вследствие того же Высочайшего указа прислан был в Святейший Синод от Архиепископа С.-Петербургского Вениамина, 1762-го года марта 6-го, реэстр домовых церквей в С.-Петербурге (см. его далее в приложении). Святейший Синод, получив этот реэстр, положил, определением 1762 года марта 7-го, поднесть от Святейшего Синода Его Императорскому Величеству доклад с таковым синодальным мнением, что хотя «таковое у мирских людей в партикулярных домах церквей построение, еще в прежние времена Духовным Регламентом отречено, и оное за излишне и укорительно почтено, и иметь оные никому у себя в партикулярных домах не дозволено; но понеже имянными блаженные и вечной славы достойные памяти Государя Императора Петра Великого, 1722-го апреля 12-го и 1723-го г. октября 14-го, указами оные иметь знатным персонам, в случае старости и немощи, до церкви ходить недопущающей, дозволено, вследствие чего таковые дозволения от епархиальных неосвященных Архиереев и даваны, и таковых в партикулярных домах у разных персон церквей здесь в С. Петербурге, по внесенной от синодального члена, преосвященного Вениамина, Архиепископа С.-Петербургского ведомости, по дозволениям прежних С.-Петербургских Архиереев, числом тридцать состоит; того ради, кому из оных персон в партикулярных своих домах церкви иметь дозволено, или и всем генерально отречено будет, оное зависит от Высочайшего Его Императорского Величества соизволения, чего ради той ведомости, для Высочайшего Его Императорского Величества усмотрения, поднесть при том докладе копию, а что касается до того, чтобы отныне впредь без дозволения Его Императорского Величества в партикулярных домах церквей строено не было, об оном во все епархии к Архиереям послать из Синода подтвердительные указы с тем, чтоб из всех мест о числе имеющихся поныне в партитулярных домах церквей, а особливо состоящих в Москве, присланы были в Синод для рассмотрения обстоятельные ведомости, с показанием, когда оные, и по чьему дозволению, и для каковых лиц построены» . (Дело арх. св. Синода 1762 г. марта 6-го, №113). Вследствие этого была прислана в Святейший Синод, 1762 года апреля 23-го дня, от преосвященного Московского ведомость домовых церквей, в которой показано 63-и церкви53.

Но не долго имел силу упомянутый указ Петра III-го о закрытии домовых церквей. Императрица Екатерина II-я, вскоре по восшествии на престол, отменила его. Того же 1762-го года июля 17-го сообщено было Святейшему Правительствующему Синоду из Правительствующего Сената о Ея Императорского Величества к верноподданным материем милосердии касательно Божиих церквей, – о Высочайшем манифесте, данном 6-го числа июля, которым дозволялось распечатать в разных домах церкви, запечатанные в правление бывшего Императора Петра третьяго – было позволено оные иметь, где до того запечатания были, да и впредь если кто в доме своем церкви по слабости здоровья своего, просить будет, то б оный Святейший Синод благоволил поступать по своему или епархиальных Архиереев рассмотрению, в силу законов (Полн. Собр. Закон. т. XVI, №11612). Вскоре по получении такого дозволения (в 1764-м году сентября 28-го дня), член Святейшего Правительствующего Синода преосвященный Тимофей, Митрополит Московский и Калужский, возбудил вопрос о том, в каком чине лицам можно дозволять устроение домовых церквей и давать подвижные антиминсы. Он, повидимому, полагал, что следовало бы дозволять только первым 4-м классам. Он писал Святейшему Синоду, что «персоны из дворян, жительствующие в Москве, требуют о даче им и построению с подвижными антиминсами домовых церквей, для болезненных, дозволения, в числе каковых просителей, как по производимым о том в консистории моей делам явствует, бывают многие персоны 6-го, 7-го, а некоторые и 8-го классов, и как в вышеозначенном Ея Императорского Величества указе, с которого класса и по который таковых знатных персон (коим иметь в домах своих подвижные антиминсы оное Высочайше последовало повеление) почитать надлежит, не изображено, то и в даче и построению реченных домовых церквей показанным просителям дозволения, кроме первых четырех классов, оказуется сумнительство, но отказывать в том их требовании, не имея на то от Святейшего Правительствующего Синода точного поколения, не можно, отчего таковые домовые церкви в Москве очень умножились, а получившие те церкви персоны, чтоб к настоящим приходским церквам прежнее свое о благолепии оных имели усердие, не уповательно, того ради Святейшему Правительствующему Синоду, в силу предписанного 1723-го года октября 5-го дня указа (коим повелено показанное вдаче подвижных антиминсов позволение чинить по синодальному рассмотрению), в главное о вышеписанном благорассмотрении сим доношением представляя, и которых именно классов персон таковых, коим по силе предписанного имянного указа домовыми церквами пользоваться надлежит почитать, имею ожидать на то указного повеления, а до получения оного, в случае предписанных подвижных антиминсных требований, кроме первых четырех классов, с позволения в том прочим имею удержаться». (Дело арх. св. Синода 1764 окт. 6-го, №85). Святейший Синод отвечал на это, 1764 года ноября 3-го, преосвященному Тимофею, указом, в котором написал, чтоб Его Преосвященство «вдаче просителям дозволения иметь домовые церкви, не по классам, но для одержащих, за которыми до приходских церквей ездить не можно, болезней или крайнею; престарелостию, поступал с таким рассмотрением, как в вышеозначенных имянных Государя Императора Петра Великого указом предписано непременно». (Там же). В 1800 году, сентября 24-го дня, последовало Высочайшее запрещение епархиальным Архиереям разрешать построения домовых и бесприходных церквей без предварительного о сем представления Святейшему Синоду (Полн. Собр. Зак., т. XXVI, №19572). Но 1865 года июля 29-го Высочайшим повелением дозволено им самим, кроме столиц, разрешать постройку церквей.

Дозволение построить домовую церковь давалось известному лицу только до смерти его. О чем было писано при дозволении54.

Если по смерти лица, коему дозволялось иметь домовую церковь, родственники его желали иметь при себе ту церковь; то они входили с новым прошением о дозволении55.

Но и при жизни лица, коему дозволено было иметь домовую церковь, иногда церковь упраздняли и отбирали антиминс, если церковь содержалась не в должном благолепии56

Б. Неподвижные антиминсы

Неподвижными антиминсами называются те, которые назначаются для храма постоянного, построенного не на известное только время.

Название неподвижных антиминсов встречается в самых надписях их. Это видим на многих антиминсах западных губерний. На них было написано: «при храме Вознесения Господня в обители Православной Евенской неподвижный»57 «в храм Преподобного Онуфрия монастыря ЗарубежногоЖиботинского неподвижно»58; «в храм Преображения Господня села великой Бочлевки, маетности Киево- Вознесенского девичьего монастыря неподвижно»59; «в храм святых верховных апостол Петра и Павла в местечке Турове, протопопии Туровской неподвижно»60; «в храм святого великомученика Георгия Протопопии Давыдгородской, заграничной, в местечке Давыдгородку неподвижно»61; «в храм Рождества Пресвятыя Богородицы в монастыре заграничном Бреском неподвижно»62; «в храм Богоявления Господня на великом престоле в монастыре Пинском неподвижно»63: «в храм святых и великих царей и равноапостолов Константина и Елены придельном обители православной Виленской неподвижно»64; «в храме Воскресения Христова Протопопии Петриковской в местечке Петрикове неподвижно»65; «в храм Святителя Христова Николая с левой стороны в пределе первоверховных апостол Петра и Павла неподвижно»66; «в храме Сошествия Святого Духа протопопии Слуцкой села Слободки приписном в Старицкой Фундушевой Преображения Господня не подвижне. Дан 1789 года марта 15-го дня»67.

Когда предстояла нужда в неподвижных антиминсах; тогда они полагались в храмах, по преимуществу, вновь освященные. Меньше бывало случаев, когда полагался в храме прежний антиминс – уже бывший в том храме при священнослужении литургии. В каждой вновь построенной церкви неподвижный антиминс полагался новый. Исключения составляют единоверческие церкви. Мнимые старообрядцы, пожелав присоединиться к Православной церкви на некоторых условиях, в прошении к Московскому Митрополиту Платону, между прочим, постановили следующий пункт: «церкви – для старообрядцев святить Вашему Высокопреосвященству по старопечатным книгам или, по благословению Вашего Высокопреосвященства, старообрядческим священникам, и да будут антиминсы, освященные при Патриархах: Иове, Ермогене,Филалере, Иоасафе и Иосифе, или вновь освящены быть имеют Вашим Высокопреосвященством по старопечатным книгам и изображены так, как показано в старопечатном Потребнике». (Собрание постановлений по части раскола. Спб. 1858 г., стр. 13. – Тоже и в книге: Ответ единоверца старообрядцу на его возражения. Спб. 1857 г., стр. 120, 121). Это условие их принято и вместе с иными Высочайше утверждено 1800.года октября 27-го дня. (Полн. Собр. Св. Закон., т. XXVI, №19621)68. И поныне при освящении единоверческих церквей полагается древний антиминс из сохраняющихся в церквах кафедральных соборов или архиерейских домов, и – во имя того святого пли праздника, во имя которого построена новая церковь. (Дело Архива Св. Синода 1841 г. № 693).

Новый антиминс полагался прп освящении церкви и после переделок в ней, если храм после них освящался в новое, а не в прежпее имя святого или праздника. Прежний антиминс в этом случае не соответствовал храму. Перемены же имени храма были не редки69. Был случай, что и новый антиминс оказался не соответствующим храму, когда, при освящении церкви, антиминс был положен во имя не того святого, во имя которого храм был прежде, и когда такое освящение было признано «делом мимо св. апостол и св. отец». В таком особом обстоятельстве приказано было не только переменить антиминс, а, положив новый во имя прежнего святого, при положении антиминса храм снова освятить70.

Посылался в церковь новый освященный антиминс и в том случае, если освящалась церковь после осквернения ея язычниками или еретиками. В Известии Учительном сказано: «Аще церковь от нахождения языческого, или от насилия еретического, или отступнического осквернена будет, или аще явный еретик тамо погребен будет, иерей да не дерзнет литургисатн, донели же благословением особым епископским очистит, и обычно церковь святится: без благословения же служити дсрзаяй, смертно согрешит и казни епископской надлежати будет (Извест. Учит. о том, как вещи пред служением и в служении достоит Иереем хранити).При этом полагаем был новый антиминс. Так в Оршиной обители, Тверской губернии, храм Вознесения Господня несколько раз был освящен по случаю осквернения его врагами. О том свидетельствуют найденные в 1848 г. в Оршиной обители антиминсы71. Подобно сему и Ростовский Митрополит Филарет грамотою 1608 года дозволял Юрьевскому соборному протопопу освятить храм в Киржацком монастыре, разоренный ратными людьми, приказав дать для освящения новый освященный антиминс72. Если же после неприятельского осквернения церкви, по нужде, случилось совершать службу, без благословения епископского и без нового антиминса, то это считалось проступком73.Новый антиминс был посылаем и тогда, когда после переделок, поправок, престол делался новый74.

По перепесении церкви, престола, с одного места на другое, прежде было в обычае75, в этом случае, давать церквам новые антиминсы, на основании правил, находящихся в прежних Требниках, по которым, по исправлении престола, требовавшем снятия срачицы, полагался на престол новый антиминс. В Иосифовском Требнике находится «Чин бываемай о поколебавшейся святей трапезе», в котором сказано: «аще ли невозможно починити столбцов (трапезы), не снимая сорочки со антиминсом, то вервь и сорочка со антиминсом со престола сняти и починив столбцы, и дека, и прочая обетшавшая, и уготован вся, святити церковь священием всем, якоже и новая церковь. Сорочка же и вервь, и индития, аще тверда, прежде бывшая на престол возложити. Антиминс прежде бывший, в столбец положити, под престолную деку, а на сорочку возложити; новый антиминс. Но с того времени, как богослужение стало совершаться по исправленному Требнику, прежний престол по перенесении его из одной церкви в другую, был освящаем на прежнем антиминсе. Так, Святейший Синод дозволил синодальному члену, Архимандриту Свято-Троицкия Сергиевы лавры, что по Петергофской дороге, Гедеону перенести в устроенную им церковь с трапезою из ветхой деревянной церкви во имя чудотворца Сергия прежний освященный антиминс, также престол, святые образа и прочую церковную утварь, и на том антиминсе освятить новую церковь в тоже именование. (Дело арх. св. Син. 1758 мая 22-го, ук. №1284). Если при исправлении престола не была снимаема срачица; то, по Иосифовскому Требнику, антиминс оставался на престоле прежний76. По новоисправленному же Требнику дозволялось освящать церкви на прежних антиминсах и в том случае, если срачица была по чему-либо снята с престола77, например по страху пожара, бывшего около церкви78.

Новый освященный антиминс полагался на престоле и тогда, когда старый приходил в ветхость. В Известии Учительном, печатаемом при книге «Правило» и при Служебнике, внушается Иереям, чтобы, они на дырявом, разорванном и совершенно ветхом и полинялом антиминсе не служили, и Епископам указывается ветхие антиминсы переменять новыми. Впрочем, касательно перемены антиминсов на престолах, требовалась непременно обветшалость их. В указе 1742 года октября79 и в Высочайше утвержденном докладе бывшей коммиссии о духовных имениях 1765 года февраля 17-го приказано: «антиминсов, без крайней нужды, т. е. доидеже антиминс не обветшает, и без прошения, Архиереям самоизвольно не переменять».

Был иногда и такой обычай, что вновь определенный Епископ переменял антиминсы в церквах, по поступлении его в епархию. На этот обычай, кажется, указало в грамоте Митрополита Ионы (1449–1460). Он, говоря об обязанности Наместника Киевского, писал ему: «Христовы Божия церкви святыми антиминсы новоставленные освящении, а ветхая подтверждати с именем нашего смирения, во славу Божию» (Акт. Истор. т. 1, № 48, стр. 97) 80. И ныне иногда в иных храмах переменяется антиминс при поступлении на епархию нового Епископа. Так, в Полтавских епархиальных ведомостях, за 1870 год, № 16, августа 15-го, при описании Полтавского кафедрального Успенского собора и в нем престолов и антиминсов, сказано, что престолов в соборном храме пять, а именно: а) главный престол во имя Успения Пресвятыя Богородицы. Св. антиминс на нем переменяется правящим паствою Архиереем» (стр. 681).

* * *

34

Этот антиминс описан так: «Для совершения службы на всяком месте, освящён преосвященным Епископом Павлом Далматским, при Короле Польском Жекгимонте. 1614 года» (Дело Арх. св. Синода 1841 г. № 639, стр. 142).

35

Антиминс на холсте, освящён Исаием Копинским, Архиеписком Смоленским и всего севера экзархом патриаршим. 1631 августа 6. Подпись под антиминсом такова: «Исаия Киевский Митрополит, рукою властною». (Дело Арх. св. Синода 1841 г. № 693. Антиминса № 2).

36

Антиминс на холсте, освящён преосвященным Афанасием Шумлянским, православным Епископом Луцким и Остросским, Протофропием митрополии Киевской, 1687 сен­тября 26. (Там же, антиминса № 33).

37

Антиминс на холсте, освящен Архиепископом Митрополитом Киевским, Галицким и всея России, Варлаамом, 1692 года марта 24. Подпись под антиминсом такова: «рукою властною». (Там же, антиминса № 46).

38

Антиминс на холсте, 1726 года. Кем освящен, не означено. Подпись: «Феофан Епископ». (Там же, антиминса № 109).

39

Этот антиминс (жертвенник) на лощеном холсте, священнодействован в царствование Иоанна и Петра Алексиевичей Патриархом Иоакимом, 1685г. сентября 8 дня (там же, антиминса № 15).

40

Смотри далее описание антиминсов ризницы Александро-Невской Лавры, имеющих рисунок №12.

41

См. об этом выше приведенные (стр. 16) слова Иоанна Китрского.

42

Он между прочим писал: «Камчатский Архиепископ, преосвященный Иннокентий сообщил ему, что в Камчатской епархии, с разрешения св. Синода, выдаются священникам такие антиминсы, и есть уже более 50 молитвенных домов и часовен, где священники, приезжая с антиминсами и необходимыми принадлежностями, удобно совершают Богослужение, к утешению и назиданию православных христиан. Преосвященный Иннокентий находит этот способ наилучшим в сравнении с походными церквами. Устройство походных церквей неудобно потому, что церковь в палатке и в летнее время требует средств для перевозки и для поставления её в различных местах; а в зимнее время в тамошних местах, при больших морозах, совсем невозможно употреблять её. При том и устройство походной церкви потребовало бы значительных средств (Дело Архив. св. Синода 1858 г. ноября 15, №

43

Например, в рапорте преосвященного Платона, Епископа Астраханского и Ставропольского, св. Правительствующему Синоду сказано, что правивший должность Саратовского и Воронежского генерал-губернатора, генерал-поручик и кавалер Чертков сообщил, 1788 года марта И, преосвящен­ному Никифору, Архиепископу бывшему Астраханскому, во-первых, о последовавшем к нему того же года января 18-го числа именном Высочайшем Ея Императорского Величества повелении, о построении на речке Большом Узене города и об определении туда священника из города Царицына, и требовал о назначении такового священника; вследствие чего и определён туда священник от Царицынской Преображенской церкви с одним причетником. Потом, в 790 году марта 8-го дня, извещая, что в Высочайше конфирмованном о том городе плане положена там церковь, и что от него генерал-поручика и кавалера Черткова, до построения оной, определено на первый случай выстроить деревянную часовню, просил о дозволении перенести в оную из Саратовского генерал-губернаторского дома походный иконостас и святой антиминс, во имя святой великомученицы Екатерины; почему оный туда чрез Саратовского протопопа в том же году и перенесён, и по постановлению в приуготовленном здании священнодействовать дозволено. Утварью нужною сия новая церковь означенным генерал-поручиком и кавалером Чертковым, как от помянутого Саратовского протопопа донесено, снабжена довольно. (Дело Арх. св. Синода 1795 г. октября 29, №79. Подобное см. в Ист. Моск. Епарх. Управл. ч. 2, кн. 1, примеч. 287, стр. 76, и ч. 2, кн. 2, примеч. 327, стр. 83).

44

Так, прихожане Дерптской православной церкви, в 1842 году мая 2-го, изъясняли св. Синоду, что, по случаю переделок в церкви, они будут оставаться без богослужения до окончания работ, которые могут продолжаться до октября месяца, ибо ближайшая от них Носовская церковь находится в 45-и верстах от Дерпта, каковая отдаленность, представляла для них и весьма важные затруднения в совершении браков, и почему просили о доставлении к ним подвижного антиминса, для совершения Богослужения в нанятом для сего строительною комиссию доме; тогда св. Синодом, вследствие такого прошения, послан был в Дерпт, 1842 года 15-го июня, антиминс, и 21-го июня того же года священнослужителями Дерптской Успенской церкви освящена по церковному чиноположению домовая временная церковь (Дело Арх. св. Синода 1842 года №2813).

45

Происхождение этой любви обясняют таким образом: нигде с такою полнотою не проявляется благочестие и религиозное чувство человека, как в храме, где человек как бы ближайшим образом чувствует присутствие Божества и входит в духовное соединение с ним. Но эта мысль, сама по себе верная, при недостаточном умственном развитии русского человека, при его детском простодушном воззрении на вещи и на предметы благочестия, естественно должна была привести его к убеждению, что в деле благочестия больше всего значит то, чтобы иметь как можно более храмов... Множество частных церквей, особенно у господ и других важных лиц, объясняется еще другим историческим обстоятельством – тогдашним состоянием семейного быта в высшем обществе, где женщины жили в закрытых отделениях и никому не показывались... Посевин замечает, что в его время знатные женщины и девицы почти никогда не являлись в приходские церкви, кроме праздника Пасхи, когда они приобщались (Роssеѵ. р. 279 – 280). – (Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей ХѴІ- го и ХѴІІ- го веков. Льва Рушинского. Чтения в Ими. общ. ист. и древн. 1871 кн. 3, стр. 60, 61).

46

В правилах Стоглавого собора читаем: вельми подобает Епископом коемуждо в своей области брещи по священным правилам и не попущати мирским людям новых церквей поставляти, а старые церкви презирати и не брегоми держати. Мнози бо человеци не Бога ради церкви созидают, но тщеславия ради и гордости и месть ради и жён своих; неции же от снов смущены и от бесов прельщаемы лжут и возлагают на себя обеты, и того ради хотят церкви воздвизати и молитвенные храмы поставляти, и не могут удовлети тех святых мест святыми иконами и книгами и свещами и служащими священники и диаконы и прочими причетники; аще ли сначала возмогут, и по мале времени искудевают, и пусты стоят; потому занеже не Бога ради созидают, но тщеславия ради». (Стоглав. Изд. Каз. Д. Акад., стр. З69).

47

Там сказано о церквах, которые стоят без священников и без пения: «А который князь, или боярин, в своих имениях церковь будет держати в небрежении, и без священника, три месяце, двенадцать недель; ино нам от себе попа к той церкви послати, для хвалы Божии и исправления веры православных христиан, живых и мертвых. (Акт. Истор. т. 1, № 298, стр. 528).

48

В царской грамоте 1604 года июня 26-го, данной Верхотургскому воеводе Плещееву и голове Хлопову, об отпуске черному попу Ионе леса на построение в Верхотурье монастыря, сказано: «Бил нам челом черный поп Иона, а сказал: обетен де он устроити на Верхотурье монастырь во имя святого чудотворца Николы и св. страстотерпец Бориса и Глеба; и он, по своему обещению, заняв у вас нашего лесу, храмы воздвигнул, а на совершенье де ему лесу и тесу взяти не где» (Акт. Ист. т. 2, № 48), и его снабдили лесом. В истории Российской Иерархии сказано, что этот монастырь Пермской гѵбернии окончен постройкою 1615 года. В пожары, бывшие в нем в 1616 и 1762 годах, вместе с зданием истреблены все рукописи; потому и сведений об нём нет. Но, по сказанию старожилов, в нём было до 1-го пожара четыре престола (в чье имя были два престола, это видим из грамоты). В 1704 г. сентября 12-го в монастырь перенесены мощи св. праведного Симеона, обретённые в 1695 году. (Ист. Росс. Иерарх. т. III, стр. 531).

49

Название «выставка» означало селение, построенное от другого селения, как бы его колонию (К. А. Неволина, О пятинах и погостах новгородских в ХѴI-м веке. Записки Имп.Русск. Географ. общ. кн. ѴIII, Спб., стр. 101, 107 и др.). Церкви – выставки-пустынки прежде имели неоспоримую важность, как передовые поселения распространяющегося во все страны народа, но во времена Стоглавого собора потеряли это значение (Прав. Собес. 1855, ч. III. Постановления древн. Русск. церкви относительно церквей, стр. 175). Но все-таки они существовали. В Богомольной грамоте, 1676 года марта 10-го, Корнелия Митрополита Новгородского и Велико-Луцкого на Вагу, о поминовении царя Алексия Михаиловича, сказано: а в Вражеской во весь уезд, во все четверти, в монастыри и погосты и в выставки нашея епархии, послали о том памяти от себя, чтобы по всем монастырям и по погостом и выставочным церквам поминали» (Акты Арх. Экспед. т. IV, № 214, стр. 290).

50

Когда Митрополит Макарий, в 1551 (7059) году, со всем собором положил иную против прежнего пошлину за антиминсы, он коснулся и антиминсов, даваемых выставкам-церквам. В царской грамоте 1641 года сказано, что «лета 7059 году Макарий Митрополит всеа Руси с Архиепископы и с Епископы и со всем освящённым собором уложили: велено им имать за антиминс от старых церквей по полуполтине, а от выставки от новые церкви по пяти алтын» (Акт. Арх. Экспед. т. III, № 306, стр. 453).

51

В предложении собора(1З) говорили члены собора: «многие монахи мужеска полу и женска, не хотят быть у наставников своих под послушанием, отходят от монастырей н начинают жить в лесах, и помалу прибирают к себе таких же непослушников, и устрояют часовни, и служат молебны, а потом бьют челом о грамотах святейшего Патриарха, и у Архиереев, о строении на тех местах церквей, и именуют их пустынями, и в тех новостроенных пустынях церковное пение отправляют не по исправным книгам, и для того приходят к ним многие люди и селятся близко их, и имеют их за страдальцев, и от того урастает на святую церковь противление: и чтоб великий господин святейший Иоаким, Государю бьют челом Митрополиты, Архиепископы, чтоб великий Государь милостиво к архиерейскому чину рассмотрение положил, и своих Государевых грамот о строении вновь пустынь отпускать не указал; а они те пустыни, при которых близко поселение мирских людей, переведут в монастыри, а в тех местах устроят приходские церкви. И сие предложение соборне утверждаем, да будет тако». (Акт. Ист. т. 5, № 75, стр. 117).

52

Ныне в Чине исповедания и обещания архиерейского, ко­торый исправлен, по поручению св. Синода, покойным Филаретом,: Митрополитом Московским (Извлеч. из отчета по вед. дух. дел Правосл. Испов. за 1856 г.,стр. 49), исключено это из архиерейского обещания.

53

Реестр домовых церквей (числом 57), составленный потом в 1775 году, по приказанию Митрополита Платова, напечатан в Истории Московского Епархиального Управления. Соч. Н. Розовым. 1870 г. ч. III, кн. I, примеч. З6, стр. 12.

54

Например, 1796 года октября 29-го дня, Святейший Правительствующий Синод, слушав донесение преосвященного Димитрия, Епископа Смоленского, с прописанием поданного ему сего года в августе месяце от вдовы полковницы Ирины Васильевой, дочери Воеводской прошения, приказал: вдове Ирине Васильевой Воеводской в доме ея во внутреннем удобном покое, а не особо, домовую церковь с подвижным антиминсом, в рассуждение старости ея, препятствующей ей к ежедневному в приходскую церковь хождению, устроить и содержать по смерть только ее, дозволить, на таком точно о самой той церкве и о исправлении в ней священнослужения основании, как то имянным 1723-го года октября 5-го дня указом повелено, и на кровле того покоя, где церковь сия помещена будет, никакой от прочих покоев отмены, в силу имянного же 722-го года апреля 12-го дня указа, не делать, наблюдая, чтобы тот покой никакими непристойностями окружен не был, в случае же кончины ея, полковницы Воеводской, оную церковь, в силу того же Высочайшего указа, упразднить, и святый антиминс взять в архиерейский дом, а церковную утварь и священнические облачения отдать в приходскую церковь, в которую наследники ея Воеводской согласятся. И о том к нему преосвященному Смоленскому послать указ (Дело Архив. Св. Синода 1796 сент. 12, № 122).

55

Например, в 1795 году октября 27-го дня, преосвященный Димитрий, Епископ Смоленский, рапортовал Святейшему Синоду, что по указу 1788 года февраля от 24-го дня, предместник его покойный преосвященный Парфений, Епископ Смоленский, по просьбе генерал-майорши Феклы Даниловой, дочери Леслевой, дозволил ей иметь для священнослужения в доме внучки её, коллежской ассессорши вдовы Варвары Васильевой, дочери Энгельгардовой, состоящем Смоленского наместничества и округа, в сельце Красногорьи, домовую церковь с подвижным аптиминсом, во имя пресвятой Богородицы. Прошедшего же 795-го года в апреле месяце, по случаю пожара в оном доме, и те покои, в коих означенная церковь имелась, повреждены, почему антиминс взят в Смоленскую архиерейскую ризнизу, а церковная утварь осталась под соблюдением помянутой ассессорши Энгельгардовой. А при сем слушано прошение от вдовы полковницы Анны Васильевой Головиной, в котором представляя, что она по вдовству своему жительство имеет в доме родной своей сестры, помянутой ассессорши Энгельгардовой, и обясняя, что ей по немолодым её летам, равно и помянутой сестре её, вдове ассессорше Энгельгардовой, проезд к приходской церкви тягостен, церковная же от вышеупомянутой прежней в сем доме состоявшей с подвижным аитиминсом церкви утварь вся в целости, для того просили дозволения о оставлении сея церкви для обеих их в том сестры ея доме по прежнему, и о возвращении в нее св. антиминса. Почему Святейшим Синодом определено: и посланным к преосвященному Димитрию, Епископу Смоленскому, 1796 года апреля от 16-го дня, указом предписано: в рассуждении объявляемых ею просительницею немолодых лет её и тягостного ей к приходской церкви проезда, оставшую в доме сестры её, коллежской ассессорши вдовы Варвары Энгельгардовой, с подвижным антиминсом церковь для обеих их оставить в том же доме по прежнему дозволить, по смерти же их упразднить оную неотменно. (Дело арх. св. Синода №78)

56

Например, в репорте от преосвященного Феоктиста, Епископа Белгородского и Курского в Святейший Правительствующий Синод сказано: «сего декабря 11-го дня (1787 г.) присланным ко мне Харьковское духовное правление допошением представило, что округа Валковского, в слободе казенной Огулцах, покои бригадирши Софии Капнистовой, в которых, по дозволению, прошлого 1766 года января 17-го дня, преосвященного Порфирия Епископа, церковь с неподвижным(?) антиминсом устроена, весьма обветшала, так что стены вовсе повредилися и разошлись в углах, в коей бывает великая течь, почему и священнослужения исправлять не можно, да и попечения об оной ни малейшего нет; оная ж бригадирша,оставив дом, в коем церковь состоит, жительствует в Малороссии; для того по сим благословным обстоятельствам консисториею определено, и мною утверждено, по выносе из упоминаемой домовой церкви иконостаса, священных сосудов и всей утвари церковной в приходскую тоя слободы Покровскую церковь и по взятии, по указу св. Правительствующего Синода 1771 года июля 28-го дня, святого антиминса в архиерейскую ризницу, разобрав святый престол и жертвенник, оную домовую церковь упразднить, а покои обратить на жилые, о чем Св. Правительствующему Синоду сим благопочтенно репортую. (Дело Арх. Св. Синода 1788 янв. 12, №71).

57

Антиминс на холсте 1692 г. марта 24-го. Освящен православным Архиепископом, Митрополитом Киевским, Галицким и всея России Варлаамом. Подпись: «рукою властною». Антиминс без мощей (Дело арх. при Св. Синоде 1841 года №693. Хронолог. реэстр антиминсов Минской епархии. Антиминса №47).

58

Антиминс на холсте, 1749 года сентября 11-го, освящён православным Архиепископом. Митрополитом Киевским и Галицким Тимофем. Подпись: «свышеименованный Тимофей Митрополит». Антиминс без мощей. (Там же антиминса № 276).

59

Антиминс на холсте, 1749 года ноября 2-го, освящен православным Архиепископом, Митрополитом Киіевским и Галицким Тимофеем. Подпись: «сышеименованный Тимофей, Митрополит рукою властною». Антиминс без мощей. (Там же антиминса №278).

60

Антиминс на холсте, 1750 г. ноября 6-го, освящён православным Архиепископом, Митрополитом Киевским и Галицким Тимофеем. Подпись: вышеименованный Тимофей Митрополит рукою властною». После подписи написано: «Смиренный Гавриил. Божьею милостью Митрополит Киевский и Галицкий. Января 23-го, 1778года. Антиминс с мощами».(Там же антиминса № 281).

61

Антиминс на холсте, 1751 г. апреля 12-го, освящён православным Архиеписком, Митрополитом Киевским и Галицким Тимофеем. Подпись: «свышеименованный Митрополит Тимофей рукотою властною». Антиминс без мощей. (Там же антиминса № 327).

62

Антиминс на холсте, 1756 г. апреля 7-го, освящён православным Архиеписком, Митрополитом Киевским и Галицким Тимофеем. Подпись: «свышеименованный Митрополит Тимофей рукою властною». Антиминс без мощей. (Там же антиминса №337).

63

Антиминс на холсте, 1759 г. сентября 30-го, освящён православным Архиепископом, Митрополитом Киевским и Галицким Арсением. Подпись: «вышеименованный смиренный Митрополит Арсении». Антиминс с мощами. (Там же антиминса № 368).

64

Антиминс на холсте. Освящён православным Архиепископом, Митрополитом Киевским и Галицким Арсением; напечатан славянскими буквами 1700 год, но которого именно года, месяца и числа не означено. Подпись: «вышеименованный Митрополит Арсении». Антиминс без мощей. (Там же № 370).

65

Антиминс на холсте, 1763 года февраля; дня не означено. Освящён православным Архиепископом, Митрополитом Арсением. Подпись: «вышеименованный смиренный Митрополит Арсений». Антиминс без мощей. (Там же № 399).

66

Антиминс на холсте, 1785 г. сентября 23-го, освящён преосвященным Виктором, Епископом Переяславским и Бориспольским, Коадъютором митрополии Киевская и Святотроицкого Слуцкого монастыря Архимандритом. Подпись: «Вышеименованный смиренный Епископ Виктор Содковский». Антиминс без мощей. (Там же № 512).

67

Антиминс на холсте, 1785 г. сентября 23-го, освящён преосвященным Виктором, Епископом Переяславским и Бориспольским, Коадъютором митрополии Киевская и Святотроицкого Слуцкого монастыря Архимандритом. Подпись: «Вышеименованный смиренный Епископ Виктор Содковский». Антиминс без мощей. (Там же № 512).

68

До 1800 года дозволено было освятить в нескольких местах России старообрядческие церкви и в них совершать богослужение по старопечатным книгам. Такое дозволение дано старообрядцам – в 1790 году в Таврической губернии (в монастыре Корсунския Богоматери),в 1798 году августа Новоторжским купцам; в том же году октября старообрядцам Верхнеудинского округа; декабря . С.Петербургским, в доме купца Милова; декабря города Твери и окрестных селений (Собраний постановлений по части раскола. Спб. 1858 г., стр. 743 – 768). При дозволении освятить указанные церкви не было сказано об употреблении древних (т.е. до Патр. Никона) антиминсов. Об антиминсе кратко упомянуто только в дозволении Петербургским старообрядцам: «устроить церковь, снабдя антиминсом».

69

Так в Тверских писцовых книгах 1635 года обозначены в соборе в селе Микулине Городище, при главном престоле, два придела: 1) со имя св. Григория Богослова и 2) св. Димитрия Селунского. Они в 1655 году переименованы были: первый – в честь Введения Пресвятыя Богородицы, а другой – во имя св. Великомученицы Варвары. (Русская старина. 1853 года. Москва. Год 4-й, стр. 76).

В Тверском Успенском Желтиковом монастыре в соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы, первоначально построенной св. Арсением (ум. 1409 г.), придел на правой стороне был во имя Нерукотворенного образа; потом, по указу Патриарха Никона, освящен был во имя святителя Арсения (Истор. и статистич. описание Тверского Успенского Желтикова монастыря, Архим. Платона. Тверь 1852 г., стр. 23).

В Костромском Ипатиевском монастыре были в 1586 г. над святыми и прежними въезжими воротами два церкви, одна во имя Феодора Стратилата, коему тезоименит был Царь Феодор Иоаннович; а другая во имя мученицы Ирины, коей тезаименита была Царица Ирина.... Сии церкви после Литовского нашествия долго находились впусте и без пения; в государствование же Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича снова возобновлены, и в благодарность за оказываемые оными Царями великие благодеяния монастырю освящены, одна во имя Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, а другая во имя первоверховных Апостол Петра и Павла (Описание Костромского Ипатиевского монастыря. М. 1832, стр. 27).

В Воронежском Алексеевском Акатовом монастыре в 1835 году после возобновления иконостаса в нижней церкви св. Алексея Митрополита в приделе препод. Антония и Феодосия, освящён обновленный храм св. Алексея Митрополита Архиепископом Антонием и переименован во имя св. Митрофана, первого Епископа Воронежского. (Указ 1835 г. ноября 4-го и репорт 1839 г. сент. 15-го. См. Описан. Воронеж. Алексеевск. Акатова Мѵжск. монастыря. Воронеж. 1859 г., стр. 14 и 15).

70

Такое обстоятельство изложено в грамате Патриарха Филарета (7128–1620) игумену Вологодского Ильинского монастыря Серапиону. Вот эта грамата: «От Великого Господина и Государя Святейшего Филарета, Патриарха Московского и всея Руссии, на Вологду Ильинского монастыря игумену Серапиону: известит нам Вологодской Софейский протопоп Василий, что преже сего был у вас в Ильинском монастыре храм Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца; а как, де, приходили на Вологду Черкасы и тот, де, весь храм сожгли, и после, де, того в том Ильинском монастыре заложил новый храм во имя Варлаама же чудотворца торговой человек Кондратий Акимов, и как, де, он тот храм совершил, и он, де, его святил во имя Преполовения праздника Господня, а не Варлаама преподобного отца, а благословил тот храм святить во имя Преполовения праздника Господня бывший Вологодский Архиепископ Нектарий; а прежде сего тут николь храму во имя Преполовения праздника Господня не бывало; и мы о том, поговоря с сыновьи своими с Ионою Митрополитом Сарским и Подонским и с Арсением Архиепископом Суж- дадьским и Таружским, велели по правилам св. Апостол и св. Отец тот храм сызнова святить во имя преподобного Варлаама Новгородского, Хутынского чудотворца, по прежнему, для того, что Нектарий Архиепископ благословил тот храм святить во имя Преполовения мимо правил св. Апостол и св. Отец; а обложен тот храм и совершен во имя преподобного отца Варлаама чудотворца, да и для того, что, де, и сам Нектарий Архиепископ в отлучении великих духовных делех, и как к тебе ся наша грамата придет, и ты б в том храме тот антиминс снял, а в то место положил новый антиминс во имя преподобного Варлаама и на престоле устроил все по прежнему, как ведется на освящение церкви, и освятил бы еси тот храм по прежнему чину; а торговой будет человек Кондратий Акимов похочет по своему обещанью поставить храм во имя Преполовения праздника Господня храм поставил инде, где хочет, а не в том месте где храм Варлаама чудотворца. Писано на Москве лета 7128 ноября в 12-й день. (Истор. Церковной Иерархии т. IV, стр. 292).

71

Замечательна самая история открытия антиминсов.

Преосвященный Архиепископ, в последствии Митрополит С.Петербургский, Григории, нередко посещая Оршин монастырь, и давно скорбя о крайней обветшалости церковного иконостаса, приказал составить проект для нового, который соответствовал бы величию храма и вместил бы все образа обветшавшего иконостаса; и, вместе с этим, приказал упразднить старинный полурассыпавшийся кирпичный пол, и сделать деревянный; а для предохранения его от гнилости, вынуть из-под кирпича земли на три четверти аршива, и пробить в стене продушины. Когда разобрали кирпич и стали выносить песчаную насыпь, бывшую под ним, то в алтаре, у самой двери, ведущей из левого отделения, занятого жертвенником, в отделение среднее, посвященное престолу, под заступами работников зазвенело, и к настоятелю, притом бывшему, начали подавать из песка, одну за другою, следующие серебряные богослужебные вещи, совершенно новые: потир, дискос, звездицу, три блюда (одной величины с диском), лжицу, крест, кадило и две иконы в позолоченных окладах; и в тоже самое время, на престоле, за ветхостию упраздненном, когда сняли срачицу, нашли три старинные антиминса, уложенные один на другой, в нарочно вырезанном на деке углублении. Все антиминсы положены были в разное время, по освящении одного и того же храма Вознесения Господня. Год освящения первого антиминса совпадает с годом освящения храма по создании его, а 2-й и 3-й антиминсы совпадают с годами разорения и опустошения врагами города Твери. И так, антиминсы положены были по новом освящении, после разграбления храма врагами. Вот их надписи:

1) Святой антиминс 1567 года. «Лета 7076 ноября во 2 день, на память святых мучеников Акиндина и иже с ним освящен бысть олтарь сей, Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, священным Епископом Варсонофием. Тверским при благоверным Царе и Великом Князе Иване Васильевиче, всея Русии Самодержце, строением Архимандрита Генадия».

2) Святой антиминс 1610 года. «Лета 7118 апреля в 5 день, на память святых мученик Феодула и Агафопода и иже с ними, освящен храм Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, при благоверном Царе и Великом Князе Василии Ивановиче всея Русии, при патриархе Ермогене Московском, строением Архимандрита Иосифа ».

3) Святой антиминс 1613 года."Лета 7121 марта в 15 день, освящен бысть храм сей Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, при благоверном Царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Русии, в первое лето государства его, и при Архиепископе Арсении, Тверском и Кашинском. Повелением и строением Архимандрита Иосифа Оршина монастыря ».

Полагают, что 2-й и 3-й из сих антиминсов положены при освящении церкви после осквернения ея.

Из 1-го антиминса видно, что храм Оршинский освящен в 1567 году Тверским Епископом Варсонофием. С 1567 года, в годы царствования Иоанна Грозного, в правление благочестивого сына его и в царствование Бориса Феодоровича, богослужение в Оршине монастыре не было прерываемо никаким несчастным событием, и не возобновлялось освящение храма. Выписываем из Памятной книжки Тверской губернии, за 1855 год, соображения И. Коншина: «1605 апреля 13-го преставился Царь Борис Феодорович, вступил на престол сын его, и вслед за тем злодейски умерщвлен вместе со вдовствующей Царицей. Июля 6-го самозванец достиг преступной цели своей. В 1606 г. Мая он убит. Мая 20-го князь Шуйский входит на царство. Россия тем не успокоилась, смуты кипят: Лжедимитрий 2-й, это привидение, известпое под именем Тушинского вора и доселе неразгаданное, может быть сын князя Андрея Курбского (Чтен. Имп. Общ. Ист. и Древн. при Моск. Унив. 1846, № 1, стр. 44. Акт. Археол. Экспед. т. 2, №91) колеблет не только окрестности Москвы, но и все Государство. «По осени (1606 г.) приходили», пишет Патриарх Ермоген, «те богоотступники и разбойники и злые душегубцы и сквернители к Государевой вотчине, ко граду Твери; и в Тверском уезде служивых и всяких людей привели ко кресту сильно». Патриарх объясняет, что «велят целовать крест мертвому злодею... Сказывают его проклятого жива». (Акт. Археол. Экспед. т. 2, №58). Правда, что сии мятежники были выгнаны отличным присутствием духа и беспримерным во всей Российской истории мужеством блаженного Тверского Архиепископа Феоктиста (Акт. Археол. Экспед. т. 2, №№57 и 58), но с этого времени Тверь принадлежала уже к числу городов, захваченных толпами второго самозванца, ибо из актов видно, что 1609 года июля 13-го князь Скопин-Шуйский приступил к Твери, «и острог взятьем взяли, и литовских людей многих побили, и топтали их и побивали по большой по Московской да по Осиповской дороге, на сорока верстах.... а достальные... сели в Твери, в осыпи, и я», пишет князь Скопин, «над ними промышляю».

За сим победы князя Скопин-Щуйского очистили здешний край; окрестности успокоились, ибо, как видно из второго ан тиминса, 1610 апреля 5-го вторично освящен Оршинский храм, несомненно, святотатцами оскверненный, ибо без того не было бы освящения.

Но, вслед затем в Москве разгорелась опять смута: 24-го июля 1610 бояре окружною грамотою известила, что «июля в 17 – й день Государь Царь и Великий Князь Василий Иванович всея Русии, по челобитью всех людей Государство оставил, и съехал на свои на сторон двор, и ныне в чернцах». (Акт. Археол. Эксп. т. 2, №№ 130, 132. Собрн. Госуд. грам. т. 2, №197). Начались присяги боярам, Владиславу, Лжедимитрию 2-му, началось это кровавое трехлетие, под именем междоцарствия известное; опять рассеялись шайки бродяг с огнем и мечем, опустошать страну, уже разоренную, и памятники говорят, что 1612 марта 2-го мятежные толпы, предводимые Плещеевым, «целовали крест вору, который во Пскове называется Царем Дмитрием, и затопили Тверскую область, однакоже во Твери, и в Торжку, и в Старице, и во Ржеве и на Погорелом Городище, по воровскому заводу, креста не целовали... и Ивана.... Плещеева во Тверь город не пустили, и товарищем его и казакам и хлеба купити не дали». (Акт. Археол. Экспед. т. 2, № 202).

К этому, без сомнения, времеии должно отнести вторичное осквернение святого храма Оршинского. Оно доказывается новым освящением храма с третьим антиминсом. (Памятная книжка Тверской губернии на 1865 год, стр. 134 – 146).

72

Вот эта грамата: Благословение Великого Господина преосвященного Филарета, Митрополита Ростовского и Ярославского, нареченного Патриарха Московского и всея Русии, великому господину пану Яну Петру Павловичу Сапеге, каштеляновичу Киевскому, старосте Усвятцкому и Керепецкому. Писал ты, господине, к нам, что в нашем патриаршестве, в Переславском уезде, в монастыре на Киржаче храм Блоговещения Пресвятей Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, и тот деи храм от воинских людей разорен, и престол порушен и осквернен, и сосуды церковные поимаманы, и ныне деи в том храму божественные литургии служити нельзе и православным хрестьяном прибегнути негде, и многие деи боли умирают без причастья; и нам бы дати на освящение тому храму святый антиминс и благословити тот храм освящати. И мы о антиминсе писали, в Ростове, к протопопу с братиею, а велели им ждати от тебя присылки; и как ты, великий господин, пришлет к ним, в Ростов священника или дьякона, и мы тот святый антиминс велели протопопу с братьею дати тому священнику или дьякону, которого пришлешь, беспошлинно, тотчас, не замотчав; а о освящение писали есмя, в Юрьев Полской, к протопопу Моисею с братьею, и грамоту свою к нему о том послали за нашею печатью; и тот храм Блоговещения Святей Богородицы велели им освящати и божественную лнторгею соборне служити по правилам святых Апостол и святых Отец, и тое грамоту послали мы к тебе ж великому господину пану Яну Петру Павловичу Сопеге, каштеляновичу Киевскому, старосте Усвятцкому и Керепецкому, и ты б, господине, тое нашу грамоту, в Юрьев, к соборному протопопу Моисею с братьею послал, а святый антиминс, который к тебе привезут из Ростова, послал на Киржач и велел его отдать священником тое церкви. А как из Юрьева протопоп Моисей с братьею, по нашей грамоте, попа да диякона на Киржач пришлют, и они тот храм освятят по правилам святых Апостол и святых Отец и по нашему благословению и по указу. А милость Божия и Пречистые Богородицы и великих святителей Петра и Алексея и Ионы Московских чудотворцов и Леонтия и Исаия и Игнатия и Якова Епископов Ростовских чудотворцов, и нашего смирении благословение, да есть и будет на тебе великом господине». (Акт. Истор. т. 2, №106, стр. 136).

73

Это видим из следующей граматы ХѴI-го столетия, преосвященного Варлаама Митрополита Новгородского, 7101 (1593) года: «Благословение великого господина преосвященного Варлаама великого Нова-града и Великолуцково, в Обонежскую пятину на Соловки, в пречестную и великую обитель Боголепого Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и преподобных отец наших и чудотворцев Зосимы и Савватия Соловецких, во общий Соловецкий монастырь, сыну и сослужебнику нашего смирения игумену Иакову с священницы и с братьею. Писал ты к нам в нынешнем 101 году декабря, что приходили в прошлом в сотом году августа к Сумскому острогу Свийские Каянские Немцы с нарядом, и в остроге был храм Николы Чудотворца высокой верх, а подле того храму стояла трапеза опроче церкви, и для зажогу от Немецких людей с того храму ночью учали съимати шея и верх, и упал верх ночью на трапезу, и трапезу де поломило, и людей де в трапезе человек с десять до смерти убило, а иных измяло; и для того ныне церковь без пенья стоит, и в трапезе без нашего благословения не смеют петь. А что по нашему благословению посланы были с старцом вашим с Филаретом антиминсы и ставленные поповские грамоты нашего жалованья, Соловецкого монастыря отчины к попом, в Сумскую волость, и в Нюхчу, и в Комжму, и в Кемь, и в Унежму, и старца де Филарета со всем, взяли Немецкие люди на море, и антиминсы, и те все грамоты с ним поймали. Да Сумские волости Никольской поп Максим сказывал тебе, что он для нужи в церкве служил двожды без нашего благословения; а поп Максим о том к нам, о нашем благословении о прощении писал же: и нам бы о всем том указ учинити. А мы попа Максима пожаловали его в службе простили, и о пеньи церковном мы ему указ учинили и к нему мы писали. И как тебе ся наша грамота придет, и ты б для антиминсов прислал к нам в Новгород от священных, кому те антиминсы везти, а не от простых людей; и мы велим антиминсы дати новые, а ставленную поповскую грамоту, и отписи платежные въ софийской и нашей дани в подъезде и в десятине, мы велели им дати грамоты жаловальные, тарханные, и льготные, и о венечной пошлине мы дать приказали. А пошлин давалось под грамоты, под ставленую поповскую двадцать пять алтын, а под жаловальные, под тарханные и под льготные под пять грамот четыре рубли по тридцати алтын без гривны с грамоты; и ты б те пошлины под антиминсы велел прислати, а нынеча те пошлины мы велели заплатить из Софийская казны. А яз тобя сына нашего смирения благословляю. Писан в великом Нове-городе лета 7101, декабря в 12-й день». (Географ., истор. и статист. описание Соловецкого мон. Арх. Досифея. М. 1853, ч. 2, стр. 106 – 108).

74

В благословенной грамоте Патриарха Иосифа, данной в 7156 (1648) году сентября 25-го, на обновление церкви Ярославского Обнорского Воскресенского монастыря (где почивают мощи св. Сильвестра), после того как в церкви кровля обвалилась и в церкви престол подгнил, указано: церковь Воскресения Христова покрыть заново, и в церкви престол поставить нове, а старую кровлю тоя церкви и престол велеть вывести в поле, в чистом месте огнём спалить, а старый антиминс велеть заделать в новом престоле в десном столбце от восточные страны; а как тою церковь перекроют, и престол новый поставят, и на той новый престол велели и антиминс дать и освятить той храм по правилам святых Апостол и святых Отец» (Церковь села Воскресенского на Обноре, где . прежде был Воскресенский мужеский монастырь. Ярославль 1862, г., стр. 64, 65).

75

В благословенной грамоте Новгородского Митрополита Александра (1590 г. марта 13-го) в вотчину Соловецкого монастыря, в Сиумскую волость, дозволявшей перенести церкви с одного места на другое, сказало: «будет так, как ты поп Максим и все крестьяне Сиумские волости нам били челом, и яз вас пожаловал: благословил церковь Николы Чудотворца в остроге поставили пониже, для немецкого приходу и зажогу (т. е. для избежания набега и поджога со стороны немцев), да и тое разрушенную церковь Успения Пречистые Богородицы в той же церкви Николы Чудотворца приделом присовокупили велели мы, да и антиминсы к тем двум престолам велели мы дати для дальнего пути.... Да как ож даст Бог, те церкви поставят и совершат, и ты б соборне с священницы и с диаконы в тех церквах, положа антиминсы на престолах, старые антиминсы тех престолов в исподе, а новые антиминсы на верху старых антиминсов, да те об церкви святилиб». (Акт. Археолог. Эксп. т. 1, №346).

76

В Иосифовском Требнике сказало: «Аще же возможно не снимая сорочки со антиминсом построити столбцы, то сице да творится. Аще ли будет деревянная церковь, то древодел, да починить столбцы, и доску престола, не снимая от места её, и иная потребная на се. Се же внутрь алтаря да творит един от священник, имели искус на се, или мирянин с ним. Единому же мирянину не достоит во алтаре о престоле строили. И сим бывшим, начинает молебен храму, и воду святит, иже августа в первый день. И по отпусте входит святитель в алтарь, вкупе с пресвитеры и диаконы, и станет пред святою трапезою. И глаголющу архидиакону, Благослови Владыко, возглашает святитель, Благословенно Царство. По аминь приемлют губы, и отирают столбцы, и покропят, и потом ниспущают сорочку со индитиею, глаголюще псалом 144-й. Вознесу Тя Боже мой Царю мой..., весь до конца. И другий 22-й. Господь пасет меня, н ничтоже мя лишит. Допдеже совершится все о святем престоле. И потом, Слава и ныне, таже прием кадило святитель, и кадит окрест ея. И став сопреди святитель, глаголет Благословен Бог наш. Таже глаголет архидиакон, Миром Господу помолимся.... о святом храме сем.... о еже освятитися храму сему, и еже в нём жертвеннику, и поколебавшейся трапезе, пришествием и силою, и действом Святого Духа….. Пресвятою Пречистую…..и святого его есть храм поколебашиеся трапезы – со всеми святыми помянувше ... И сим от архидиакона глаголемым, тогда же святитель молитву сию глаголет: Благодарим Тя Господи Боже сил [Архиерей читает ее при освящении храма и также при освящении особо антиминса пред положением св. мощей в него (Чиновн. Арх. свящ. лист 157). Но в этой молитве в Иосифовском Требнике прибавлены слова, которых нет в Чиновнике, именно: в ней благодарит святитель, что сподобил ниспослати благодать «даже до нас грешных и недостойных раб твоих, еже прострети рук своих на твою святую трапезу, во еже ту крепку уставити, еже служити тебе единому Цареви и Господу"]. Но амине архидиакону убо глаголющу: С миром изыдем. Прочим же отвещавающим: О имени Господни. Диакон: Господу помолимся. И людие: Господи помилуй. Диакон: Премудрость. Таже глаголем: Честнейшую Херувим и отпуст, Христос истинный Бог.... и святого его есть храм, и всех святых» (глава 3, лист 42 на обороте и дал. 43, 44).

77

В указе 1753 года августа 13 сказано: «В случае починки в церкви внутрь алтаря, ежели престол поврежден или движим с места не будет, то, не делая освящения церкви, окропить только престол и одежду оного, также все возобновленное священною водою; в случае же повреждения или колебания престола, церковь святить».

78

Так в 1755 году ноября 28-го церковь Рождества Пресвятыя Богородицы, Новгородской губернии Деревской пятины Коломенского погоста, загорелась от грома и молнии вверху в четвероугольнике. Хотя огонь вскоре был погашен, но сбежавшимся народом были вынесены из церкви святые образа и вся церковная утварь, в том числе святые с престола одежда и срачица. После сего причт этой церкви испрашивал дозволение начальства о совершении богослужения в том храме. Святейший Синод (1756 г. января 15-го) благословил наложить на святый престол с одеждою святый антиминс, снятый с престола во время зажжения церкви от молнии, как оказалось по следствию, неведомо кем из приходских людей. Благословил же освятить церковь на прежнем освященном антиминсе, по церковному чиноположению малым освящением, и потом в той церкви священнослужение отправлять по прежнему. (Дело Арх. Св. Синода 1756 г. янв. 8, № 157).

Июля 14-го дня 1757 г. был пожар в Новгородской губернии, Бежецкой пятины Тверской половины Вышневолоцкого погоста, выставки села Быстрова в вотчине господина действительного камергера Петра Васильевича Салтыкова. От пожара сгорело крестьянских и священноцерковпослужительских дворов не менее тридцати. Во время пожара из церкви Знамения Пресвятыя Богородицы, с приделом святого Николая Чудотворца, отстоявшей от горевших дворов саженях в тридцати, вынесены посторонним народом святые образа, священно- и церковно-служительския облачения, и святыя антиминсы, и со престолов одежды и протчая де церковная утварь, и положены в пономарском доме. Поп Порфирий Васильев с причетники, как все было вынесено, не знали, потому что в пожарное время они были для работы на пустоши Власове (кая состоит верстах в трех), а по повестке, когда они поп и с причетники приехали, тогда им объявлено собравшимися бывшими людьми, что во оное де случившееся пожарное время из вышепоказаннной церкви святые образы, и с престолов, и с жертвенников одежды, и святые антиминсы сняты и вынесены в поле, а кем де то кроме образов и протчего одежды и антиминсы сняты, того де за многолюдством во оное время показать не знают же. Затем, когда святыя образа, священно- и церковно- служительские облачения и святыя антиминсы, одежды так и протчая церковная утварь в целости внесены в помянутую церковь, сохранившуюся от огня; тогда донесено было Св. Синоду, что, за вышепоказанным снятием святых антиминсов и одежды; ни поп с причетники без благословения и откуда должно без надлежащего указа священнодействовать опасны. Св. Синод благословил во объявленной церкви и в пределе на святые престолы одежду и святые антиминсы надлежащим порядком по уставу церковному наложить, и священнослужение отправлять по прежнему. (Дело арх. Св. Синода 1757 г. сент. 17, № 157).

Также, когда во время пожара в Покровской церкви города Белева (Тульской губернии), в 1801 году, престол и жертвенник не были поколебимы, а была только снята одежда с престола, срачица же (ветхая) на нем оставалась; тогда, по освидетельствовании церкви лицами от начальства, и после исправлений в ней, дозволено было преосвященным Мефодием «освятить церковь на прежних антиминсах » (Тульск.Консист. арх. 1801 г. № 1402, 38. Тульск. Епарх. Ведом. 1869 г. № 19, 1 окт., стр. 205, 206).

79

См. этот указ далее, в главе о плате за антиминсы.

80

Об этом обычае см. далее, в главе о плате за антиминсы.


Источник: Об антиминсах Православной Российской Церкви / [Соч.] свящ. Константина Никольского . — СПб.: В тип. Якова Трея, 1872. — 5, 383 с., 21 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle