Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

О священных одеждах и облачении

Если для мирских дел при важных торжественных случаях одеваются не в обыкновенные ежедневные одежды, а в иные, лучшие (Мф. 22:11–12), то тем более при служении Господу Богу должно облачаться в особые одежды, которые бы отвлекали от дольнего и возносили к горнему ум и сердце как тех, кои совершают богослужение, так тех, кто присутствует при нем. Сам Бог установил особые одежды для священнослужения (Исх. 31:10), для славы и благолепия (Исх. 28:2).

В Православной Церкви каждому чину священно-церковнослужителей, как-то епископам, иереям, диаконам, чтецам, назначены при богослужении свои особые одежды, имеющие высшее духовное знаменование. Высший чин священнослужителей всегда имеет облачения низших чинов. Диакон, кроме одежды, собственно ему принадлежащей, облачается в одежду чтеца; иерей, кроме священнических, имеет и диаконские одежды; епископ, кроме одежд, ему собственно принадлежащих, имеет все одежды иерейские.

Порядок в облачении таков; сперва одевают одежды, принадлежащие низшему чину; так, иерей сначала облачается в диаконские одежды, а потом в иерейские; епископ сперва облачается в одежды диакона, потом в одежды иерея и затем уже в принадлежащие ему как епископу. Одежды следующие:

Короткий фелонь – Короткий фелонь есть первая одежда, которая надевается при посвящении церковнослужителей. Кроме того дня, в который церковнослужитель посвящается, она обыкновенно более не бывает в употреблении. Эта одежда имеет вид фелони (ризы) священнической и отличается от нее тем, что весьма коротка, едва покрывает плечи. Она надевается на выю посвящаемого в знамение того, что он проходит под ярем священства и посвящается на служение Богу.

Стихарь – Стихарь есть прямая длинная одежда с широкими рукавами, покрывающая всего человека. Так как иереи и архиереи носят стихарь под другими ризами, ими надеваемыми, то их стихарь несколько изменяется в своей форме и называется «подризником». Стихарь знаменует «ризу спасения и одежду веселия», т.е. он означает чистую и спокойную совесть, непорочную жизнь и проистекающую от того в облачающемся духовную радость о Господе.

Одежды иподиакона и диакона, кроме указанных, суть следующие:

Орарь – Орарь есть род длинной широкой ленты, которою иногда опоясуются крестообразно чрез плечи, а иногда носят на левом плече (раме).

Орарь имеют иподиаконы и диаконы. Низшим же церковным служителям (т.е. чтецам, певцам) не позволяется носить ораря. Кого посвящают в иподиаконы, того опоясуют орарем крестовидно чрез плечи. Иподиакон всегда носит таким образом орарь, ибо при этом ему удобно исполнять те обязанности в церкви, для коих он посвящается.

При посвящении (хиротонии) же во диакона разрешают препоясание ораря. Архиерей возлагает орарь на левое плечо посвящаемого. Диакон опоясуется орарем только на литургии, после «Отче наш», т.е. в то время, когда приуготовляет себя к принятию Тела и крови Господних, в прочее же время он обыкновенно орарь имеет на левом плече и при молитвенных возглашениях ектений, при словах: «Вонмем», «Благослови, Владыко» и под., возвышает конец ораря, держа тремя перстами правой руки. Таким действием он то возбуждает народ к молитве, то дает знать другим диаконам, певцам и даже иерею о времени священнодействования и пения. В древности диакон орарем отирал уста причащающихся. Диаконы изображают собою херувимов и серафимов. И орарь изображает собою крылья ангельские. Иногда на ораре вышивается ангельская песнь: «Свят, свят, свят». Орарь есть неотъемлемая одежда диакона при богослужении.

К одеждам диакона принадлежат:

Поручи, иначе «нарукавники». Они употребляются для того, чтобы стянуть края рукавов нижней одежды, как бы укрепить руки, сделать их более способными при священнодействовании. Поручи напоминают облачающемуся в них, что он должен уповать не на свои силы, а на десницу Господа, всемогущего и всеблагого Бога, на Его силу и помощь. Поручи иереев и архиереев, изображающих собою Христа Спасителя, напоминают о тех узах, которыми были связаны пречистые руки Господа.

К одеждам иерея принадлежат:

Епитрахиль – Епитрахиль («навыйник») есть одежда, объемлющая шею (выю) сзади и через грудь простирающаяся донизу. Епитрахиль есть тот же диаконский орарь, только обернутый около шеи. Епитрахиль означает освящающую благодать священства. Сходство епитрахили с орарем показывает, что иерей облечен саном диакона и что дарованная ему как диакону благодать неотъемлема и по посвящении в иерея. Но возложение епитрахили на оба плеча означает преимущество священника пред диаконом – сугубую благодать священства. Иерей без епитрахили, как диакон без ораря, не совершает ни одной службы.

Пояс – есть род мирской ленты, которою священник опоясывается сверх подризника и епитрахили для того, чтобы удобнее было священнодействовать. Препоясание поясом знаменует дарование иерею и архиерею силы Божией, которая укрепляет их для высокого служения Богу, наставляет их в непорочной жизни и помогает убегать грехов с быстротою еленя.

Набедренник и палица – Набедренник, иначе епигонатий, или наколенник, есть четырехугольный, продолговатый, а палица, полица, т.е. небольшая пола, также епигонатий – четырехугольный равносторонний квадратный плат, которые привешиваются на бедро священнослужащему. Набедренник привешивается двумя краями, а палица одним краем. Набедренник и палица имеют одно и то же значение; они знаменуют меч духовный, духовное орудие, которое есть слово Божие. Этим мечом должны иерей и архиерей вооружаться против неверия, ереси, нечестия – вообще против всего греховного, порочного. Палица на священнослужителе, имеющем уже набедренник, изображает сугубую ревность о вере и о спасении паствы его.

Фелонь – Фелонь означает одежду всепокрывающую. Это есть длинная и широкая, покрывающая все тело одежда без рукавов, в коей сделано отверстие для головы. Фелонь надевается сверху других одежд и покрывает их. Фелонь изображает собою хламиду, в которую облекли Господа ругавшиеся над Ним иудеи (воины), и напоминает иерею, что он в служении изображает Господа, принесшего Себя в оправдание за людей, и потому должен облекаться правдою при всех своих делах и радоваться о Господе.

Омофор – Омофор есть одежда, носимая на плечах, на рамах, «нарамник». Это длинный и широкий плат, украшенный крестами и возлагаемый на плечи, рамена архиерею сверх других одежд. Омофор, лежа на плечах архиерея, опускается концами спереди и сзади. Омофор означает заблудшую овцу, т.е. заблудший род человеческий, а святитель, облаченный в сию одежду, носит образ Христа Спасителя, Который, как добрый пастырь, взял на рамена Свои заблудшую овцу и принес ее к незаблудшим, т.е. к ангелам, в дом Отца небесного (Лк. 15:4–7).

Нанедренник, или панагия – Нанедренник, иначе енколпий, т.е. «наперстник», или панагия, т.е. «всесвятая», есть небольшая круглая икона лика Спасителя или Божией Матери. Панагию носят на недрех, персях, груди архиереи и некоторые архимандриты.

Нанедренник, носимый архиереем на персях, напоминает, что архиерей постоянно должен иметь в своем сердце Господа и ходатайницу пред Богом Матерь Божию.

Крест – При крещении крест возлагается на каждого христианина в знак того, что он есть последователь Христа. Этот крест обыкновенно носят под одеждою. Священнослужители же имеют крест сверх одежды, для постоянного памятования, что они не только должны носить в сердце, но и пред всеми исповедовать Господа распятого, и указывается Уставом целовать крест на персях.

Митра означает повязку, диадему, венец, в богослужебных книгах митра называется «шапкою». Митра есть царское украшение и даруется священнослужителю потому, что он в служении изображает Царя Христа. Митра служит и знаком власти, даруемой служителю Церкви. Вместе с тем митра напоминает о терновом венце, который был положен на голове Спасителя мира, и о том сударе, которым была обвита голова погребенного (Ин. 20:7), но воссиявшего из гроба Христа Живодавца.

Мантия, иначе палий, есть монашеская одежда, покрывающая собою все тело, кроме головы. Мантия своею свободною развиваемостью изображает крылатость ангелов и потому называется ангельскою одеждою. Мантия объемлет собою все тело; этим выражается всепокрывающая сила Божия, а также строгость, благоговение и смирение монашеской жизни и то, что у монаха ни руки, ни другие члены не живут и неспособны для мирской деятельности, но все мертвы. Кроме архиереев мантию носят архимандриты и простые монахи. Мантия архиерейская имеет ту особенность, что она не черного цвета, как монашеская, а лилового или другого, и на ней нашиваются так называемые «скрижали» и, главным образом, «источники». Скрижали (поматы) бывают и у мантии архимандритов. Скрижалями называются четырехугольные платы цветной материи, нашиваемые к верхним и нижним краям мантии. Они изображают собою Ветхий и Новый Завет, откуда священнослужители должны почерпать учение. Источниками же называются разных цветов ленты (большею частью – белого и красного цвета), которые нашиваются вдоль мантии и изображают струи учения, которое истекает из уст архиерея. На мантии архиерея есть звонки. Они были и на верхней одежде иудейского первосвященника (Исх. 28:33).

Жезл, иначе посох, есть знак пастырской власти над пасомыми и отеческого попечения о них (Иез. 20:37: Иер. 48:17; Иез. 19:11–14). Посему жезл называется «патерисса». Жезл вручается архиерею как епископу известных богоспасаемых градов в знак того, что ему надлежит пасти в них Церковь Христову. Кроме архиерея жезл дается и архимандриту или игумену в знак духовной власти над тою обителью, в которую он постановляется начальником.

Жезлы архиереев, архимандритов, игуменов устраиваются с поперечною перекладиною наверху – с рожками. Иногда на рожках изображаются змеевидные головы, знаменующие мудрость пастырской власти («будете мудри яко змия» – Мф. 10:16). Верх жезла увенчивается крестом, напоминающим собою, что во имя и славу Христа должно пасти стадо Его. На посохе архиерея, иногда и архимандрита, привешивается у рукояти сулок, или небольшой четырехугольный златошвейный плат, коим обвертывается верх посоха для украшения его и для того, чтобы мягче и легче было нести посох.

Устав Церкви не воспрещает жезлы иметь при себе и престарелым людям, чтобы, опираясь на них, они могли облегчать трудность стояния, особенно при продолжительном богослужении. Но есть время при богослужении, в которое, по причине особенной важности чтения, пения, священнодействия, Устав церковный требует, чтобы все стояли без жезлов, именно в 26 главе Типикона сказано, что не должно стоять с жезлами на утрени – при чтении шестопсалмия, при стихословии «Величит душе моя» и на «Достойно»; на литургии – при чтении Евангелия, при пении Херувимской песни и в явлении Святых Тайн.

Орлецы – Орлецами называются небольшие круглые ковры с изображением единоглавого орла, имеющего сияние вокруг головы, парящего над городом. Вид города на орлеце указывает на епископство в городе, а орел – на высоту и чистоту богословского учения епископа, сияние над главою орла – свет от учения епископа.

При богослужении по большей части бывают облачения в одежды светлые, но есть дни, когда облачаются в одежды темные (черные), иначе называемые постными. Так, облачение в темные одежды Устав предписывает в Страстную седмицу, в которую воспоминаются страдания и смерть Христовы. В Великую же субботу на литургии, когда чтец поет пророческий стих: «Воскресни Боже, суди земли», «поемоему сему, извлачаются иерее и диакони от одежд, и облачаются в белыя».


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Комментарии для сайта Cackle