Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

Пятидесятница

В 50-й день по Пасхе совершается праздник в честь и прославление Св. Троицы и в память сошествия Св. Духа на апостолов, в праздник иудейской Пятидесятницы, в 50-й день по воскресении Господа, когда все ученики были собраны в одной горнице, вдруг сделался шум с небес, как бы от несущегося сильного дыхания ветра, и исполнил весь дом, в котором находились ученики Господа, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и ниспустились на каждого из них. Апостолы исполнились Духа Святого и стали говорить разными языками (Деян. 2:1–47). И как смешением языков Вышний некогда разделил народы, так теперь разделением огненных языков Он соединил, и это соединение народов, совершаемое силою божественного Духа, утверждало и утверждает верных в истинах веры Христовой. Вся же торжественная, возвышенная служба в день Пятидесятницы есть раскрытие песни, каждодневно поемой в честь Св. Троицы: «Видехом свет истинный, прияхом Духа небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней троице поклоняемся; Та бо нас спасла есть», праздник Пятидесятницы обыкновенно именуется троичным днем, потому что в этот день «прияхом Духа небеснаго... нераздельней Троице поклоняемся; Та бо нас спасла есть», в пятидесятый день празднуется сошествие на апостолов Бога Духа Святого, Который от века от Отца исходит и верным ниспослан Сыном Божиим (Ин. 15:26).

На утрени к величанию ставится на средине храма икона Пресвятой Троицы, изображающая или сошествие Св. Духа на апостолов или явление Господа патриарху Аврааму в виде трех Ангелов.

К особенностям службы дня Пятидесятницы принадлежит то, что литургию положено совершать позже, а вечерню начинать ранее. Обыкновенно вечерня совершается сразу после литургии. На вечерне читаются три молитвы с коленопреклонением, в начале ее, после возгласа священника «Благословен Бог наш», поется обыкновенно священнослужителями в алтаре «Царю небесный».

Существует обычай украшать в день Пятидесятницы храмы и дома деревьями и цветами, равно и стоять при службе с цветами в руках. Этот обычай был соблюдаем в ветхозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы (Лев. 23:10–17; Чис. 28:26), тогда синагоги и дома были украшены ветвями деревьев, травою и цветами. Так, без сомнения, в день Пятидесятницы была украшена и Сионская горница, когда Дух Святой сошел на апостолов, с того времени, от апостолов, и христиане украшают храмы и дома деревьями и цветами. Деревья и цветы обновляющейся весны указывают на обновление людей силою снизошедшего Святого Духа.

В следующий понедельник Пятидесятницы св. Церковь совершает праздник в честь Всесвятого Животворящего и Всесильного Духа, единого от Троицы лица единочестна и единосущна и единославна Отцу и Сыну. Сошествие Св. Духа на апостолов было в пятидесятый день по воскресении Христовом. «Чести же ради ко Всесвятому Духу и раздельне от празднования Св. троице узакониша св. Отцы праздновати Ему». Песнопения в этот день почти те же, что и в день Пятидесятницы, только на повечерии поется канон во славу Св. Духа. Всенощного бдения на день Св. Духа не полагается.

Утреня совершается с великим славословием, но не с полиелеем. На ней вместо «Честнейшую херувим» поется ирмос 9-й песни канона. На литургии говорит диакон «входное», как в день Пятидесятницы, и отпуст также дня Пятидесятницы.

В неделю (воскресение) по Пятидесятнице, которая называется первою по Пятидесятнице, празднуется праздник в честь Всех святых. Этим праздником оканчивается Триодь и восполняется чествование и прославление и тех святых Божиих, которым, по причине многочисленности и неизвестности их, не установлены особые празднования. Св. Церковь в песнопениях недели Всех святых часто исчисляет чины, или лики, святых и тем указывает нам для подражания разнообразные добродетели.


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Комментарии для сайта Cackle