Константин Никанорович Плотников

VI. Постановления III миссионерского съезда (22–28 августа 1900 г.)

1. О мерах, какие необходимо предпринять для предохранения от религиозно-нравственной порчи и заражения расколо-сектантством детей-подростков, ежегодно отправляемых в Петербург из Олонецкой епархии для помещения в мастерские, трактиры, лавки и т. п. места, в целях ограждения своей родной епархии от этого зла

Кроме мер, рекомендованных священникам Олонецкой епархии Его Преосвященством в № 6 Олонецких Епархиальных Ведомостей за 1899 год, о.о. миссионеры находили бы весьма желательным: а) чтобы приходские священники и в поучениях, и на внебогослужебных собеседованиях, и в домах прихожан, и при всяком удобном случае выясняли родителям и всем вообще прихожанам ту нравственную опасность, какой могут подвергнуться их дети, отправляемые в Петербург, вне родительского надзора, и указывали меры для устранения этой опасности; б) чтобы они, как законоучителя, разъясняли детям о предстоящей им опасности в столице; в) сверх сего, было бы весьма желательно образовать в Петербурге особое «общество для охранения детей олончан от религиозно-нравственной порчи». В состав этого общества можно-бы привлечь благонамеренных и сострадательных лиц, прежде всего, из уроженцев Олонецкой губернии, проживающих в столице, для которых, как земляков, это дело не может быть чужим, а затем и всех тех, кто откликнулся бы на это доброе дело – охраны детей.21

2. Как широко распространилось странничество и как с ним лучше бороться?

Секта странников или бегунов, как выяснено литературой и 2-м и 3-м Всероссийскими миссионерскими съездами, принадлежит к числу особенно вредных сект не только в церковном, но и в государственном отношении. Последователи её делятся на два разряда: действительных бегунов и жиловых или странноприимцев, пристанодержателей. Отвергая православную Церковь с её иерархией и таинствами, первые из них признают Государя Императора антихристом, отвергают подчинение всякой власти как антихристовой, требуют уклонения от исполнения всяких общественных и государственных повинностей, считают грехом брать паспорта, записываться в ревизию и отбывать воинскую повинность; проповедуют бродяжничество и укрывательство в потаенных местах; отрицают брак и семью, а в тоже время дозволяют жизнь блудную с её неизбежными последствиями – подкидыванием детей и детоубийством, нередко в утробе матери, принимают в число своих членов беглых каторжников и разных подозрительных лиц, для которых воровство, подделывание кредитных билетов и убийство являются обычным явлением. Вторые же, вполне разделяя это учение, хотя временно (до опасной болезни или старости) живут в обществах на существующем гражданском положении, но потом непременно делаются действительными странниками. Живя в обществе, они обязательно дают приют бегствующим членам своей секты, устраивая в этих целях особые тайники на чердаках, в подземелье и т. п., хоронят умерших собратий, где придется – на дворе, в поле, в лесу, причем в гроба покойников не полагают, а завертывают голову и тело в рогожу и зарывают в землю; устрояют в своих домах молельни для совершения богослужения, дают помещение для устройства соборов, на которых решаются возникающие в странничестве вопросы и т. п. Таким образом, странноприимцы сплачивают бегунов в одно организованное общество, – без них секта странников не имела бы устойчивости и будущности, – а потому еще более вредны для церкви и государства, чем бегствующие последователи её. В виду этого, еще в 1855 году последовало Высочайшее повеление обращать строжайшее внимание на пристанодержателей и с сею целью в селениях, где были уже укрываемы беглые, нередко обозревать дома, дабы удостовериться, нет ли при них тайников; по мере же открытия в них беглых, тайники уничтожать, а пристанодержателей предавать суду (отнош. М. В. Д. 21 июня 1855 г. к и. д. Обер-Прокурор. Св. Синода см. Вести. Евр. 1872 г. Ноябрь стр. 269–70). Вообще же нельзя но согласиться с митроп. Филаретом: «Добрая мысль кроткого правительства никого не проследовать за мнения о вере, но трудно приложить её, к секте странников» .

К сожалению, столь вредная секта распространилась довольно широко в пределах епархии и имеет своих последователей в следующих приходах: 1) Надпорожском, 2) Ольховском, 3) Устьволгском, 4) Волосовском, 5) Архангельском, 6) Троицком, 7) Кенорецком, 8) Луговском, 9) Заднедубровском, 10) Нименском, 11) Ошевенском, 12) Речно-Георгиевском, 13) Верхнечурьевском, 14) Печниковском, 15) Лядинском, 16) Красноляжском, 17) Павловском, 18) Ловзанском, 19) Ольгском, 20) Малошальском Каргопольского уезда; 21) Шунгском, 22) Кажемском, 23) Паяницком, 24) Пудожгорском Повенецкого уезда, 25) Нигижемском Пудожского уезда, 26) Онежанском, 27) Фоймогубском, 28) Вырозерском и 29) Типиницком Петрозаводского уезда.22

Поэтому необходимо принять следующие меры: а) разъяснять православным прихожанам вред учения страннического толка и для церкви и для государства;

б) беседовать с пристанодержателями и всеми склонными к странничеству прихожанами о гибельности для спасения души учения странников;

в) раздавать прихожанам брошюры и листки, направленные против толка странников;

г) вменять в обязанность причтам церквей, чтобы они с особым вниманием следили за всеми движениями в толке странников своего прихода и доносили об этом Епархиальному Начальству;

и д) для содействия духовенству в борьбе со странничеством просить Епархиальное Начальство войти в сношение с гражданскою властью, чтобы она вменила в обязанность чинам полиции делать внезапные обыски у пристанодержателей, забирать беспаспортных лиц, а укрывателей их привлекать к законной ответственности за укрывательство таких лиц.

3. Можно ли считать за публичное доказательство раскола пение раскольниками церковной песни «Святый Боже...», при сопровождении ими умершего по почтовому тракту среди деревень?

Такое деяние раскольников должно считать публичным доказательством раскола по закону 3 мая 1883 г. § 11. За исполнением изложенных в ст. 11 требований обязана наблюдать полиция, а в случае нарушения их привлекать виновных к ответственности по уставу мир. учр. (Уст. о наказ., налаг. мир. судьями, ст. 29).

4. Как искоренить существующие в приходах раскольнические школы, подготовляющие завзятых раскольниц и так называемых клирошанок?

Справка 1-я. Правила о церковно-приходских школах: § 6. Ведению и наблюдению духовного начальства подлежат и открываемые по деревням и приселкам, входящим в состав прихода, домашние крестьянские школы грамотности.

Справка 2-я. «Правила о школах грамоты» (Высоч. утвержд. 4 мая 1891 г.) § 2. Все школы грамоты, как существующие уже, так и вновь открываемые, подлежат исключительно ведению и наблюдению духовного начальства. Попечение о школах грамоты, в приходах и руководство оными возлагается на местных священников, или на те лица, кои будут назначены для сего епархиальным архиереем.

Из сообщений о.о. миссионеров выяснилось, что раскольнические школы, подготовляющие ярых приверженцев и распространителей раскола, приносят большой вред православной Церкви. По своему устройству, эти школы подходят под тип домашних школ грамотности. Между тем, они открываются и существуют без ведома епархиального начальства и местных священников. Поэтому священники, в приходах которых существуют или открываются раскольнические школы, должны просить Епархиальное Начальство принять меры к закрытию сих школ.

5. Где необходимо для борьбы с расколом вновь открыть церковно-приходские школы и школы грамоты?

Для успешной борьбы с расколом необходимо открыть церковно-приходские школы в следующих пунктах: Каргопольского уезда –

1) в Лядинском приходе, на погосте, женскую,

2) в Печниковском приходе, на погосте, женскую,

3) в Ольховском приходе, за рекой Онегой, смешанную,

4) в Устьволгском прих., в дер. Тороповской, смешанную,

5) в Волосовском приходе, в дер. Кобели, женскую,

6) в Коневском приходе, в дер. Воробьевской, смешанную,

и школы грамоты:

7) в Устьволгском приходе, в дер. Ганевской, смешанную,

8) в Плесском приходе, в дер. Часовенской, женскую.

В Лодейнопольском уезде церковно-приходские школы: 9) в Горском приходе, в дер. Гнильном и 10) в Важинском приходе, в дер. Нисельге.

В Петрозаводском уезде: 11) в Толвуйском приходе, на погосте, женскую церк.-приход. и 12) в дер. Юлмаки школу грамоты.

В Повенецком уезде церковно-приходские школы:

13) в Шунгском приходе, в дер. Фоминой,

14) в Кажемском приходе, в дер. Пабережье,

15) в Ругозерском приходе, в дер. Ондозере,

и 16) школу грамоты в дер. Кузнаволоке.

Поэтому просить Епархиальный Училищный Совет об открытии необходимых для борьбы с расколом школ в вышеуказанных пунктах.

6. Какие меры принять против раскольнических сводных браков?

В некоторых местностях нашей епархии лица православные вступают с раскольниками от рождения в сводные браки по раскольническому обряду. Конечно, такие православные не только сами, нерадя о вечном спасении, делаются раскольниками, но и все их незаконно прижитые дети не освящаются таинствами Христовой Церкви и делаются раскольниками.

Съезд о.о. миссионеров, в заботе об ограждении православных чад Церкви от зловредных влияний раскольнических сводных браков, находит необходимым, в тех местах, где эти браки существуют или могут завестись, принять следующие меры:

а) в поучениях и на внебогослужебных собеседованиях уяснять своим прихожанам святость таинства брака, совершаемого в православной Церкви и греховность брака бессвященнословного, не освященного церковным таинством:

б) обратить внимание детей на ту же истину при преподавании Закона Божия в школах;

в) раздавать прихожанам брошюры и листки, направленные против сводных браков;

г) убеждать виновных в незаконном сожитии по раскольническому сводному браку, чтобы они освятили его церковным таинством брака или совсем прекратили свое незаконное сожитие

и д) стараться склонять к этому чрез их родных и знакомых православных.

е) При безуспешности же всех вышеуказанных мер, о каждом сводном раскольническом браке православных с раскольниками необходимо доносить Епархиальному Начальству.

7. Как действовать на сердце слушателей бесед?

Всякому проповеднику слова Божия должно всегда помнить, что без помощи благодати Божией все его труды будут бесполезны. Спаситель говорит: никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его (Ин. 6:44). Поэтому проповедник должен молиться, чтобы Дух Святый научил его, яже подобает рещи для душевного спасения слушателей (Лк. 12:12).

Молясь о помощи Божией себе в деле проповеди, миссионер сам должен проникнуться искренним желанием не победить своего со-вопросника на беседе, а помочь ему найти истинный путь спасения.

Расположение миссионера к слушателям невольно рождает и задушевный тон беседы, располагающий их к слову его.

При разъяснении слушателям или со-вопросникам того или другого предмета разномыслия раскольников с православною Церковью, миссионеру следуют читать на беседе трогательные места из слова Божия, или святоотеческих писаний, или из житий святых, с одной стороны умиляющие слушателей обещанием вечного блаженства, а с другой – угрожающие страшным судом Божиим и вечными мучениями отступникам православия и всем нарушителям учения св. Церкви.

К сему присоединять чтение или рассказы из обыденной жизни о случаях кары Божией на раскольников и благословения Божия обратившимся из раскола.

8. О назначении окружных миссионеров и их помощников непременными членами отделений Олонецкого Епархиального Училищного Совета и Александро-Свирского Братства

Главный Совет Александро-Свирского Братства принял под свое покровительство дело миссии в епархии.

Согласно постановлению 1-го съезда о.о. миссионеров Олонецкой Епархии, в школах всех ведомств преподаются сведения по расколу по утвержденной Св. Синодом программе; окружные миссионеры и их помощники посещают с миссионерскими целями начальные школы всех ведомств (§ 18 Инструкц. окруж. мисс. и их помощ.) и ходатайствуют об открытии школ пред Епархиальным Училищным Советом и его отделениями.

Как знакомые с нуждами и жизнью приходов округа, окружные миссионеры и их помощники могут приносить пользу своими сведениями и в отделениях Епархиального Училищного Совета и Александро-Свирского Братства.

Поэтому съезд о.о. миссионеров считает своим долгом доложить Его Преосвященству, не благоугодно ли Ему будет, по примеру других епархий, назначить миссионеров и их помощников непременными членами отделений Епархиального Училищного Совета и Александро-Свирского Братства в тех уездах, на которые простирается их миссионерская деятельность.

9. О взносах с о.о. миссионеров на епархиальные нужды

Окружные миссионеры и их помощники, как священники, состоят в епархии или на священнической или диаконской вакансиях. Вследствие этого, они, наравне с прочим духовенством епархии, обложены взносами на разные епархиальные нужды. Последние съезды духовенства, кроме тех взносов, какие несли миссионеры по должности, занимаемой ими в причте прихода, обложили еще их взносом с миссионерского жалования.

Признавая это явлением не нормальным и для себя обременительным, съезд о.о. миссионеров постановил почтительнейше просить Его Преосвященство, не найдет ли Он возможным ходатайствовать пред Святейшим Синодом о применении к миссионерам Указа Св. Синода от 16–25 марта 1900 г. за № 1191 относительно льгот, дарованных этим указом лицам духовного сана, служащим в духовно-учебных заведениях, т. е. чтобы с миссионеров взимались взносы только по их положениям в причтах приходов, по но прибавлялся бы еще взнос с их миссионерского жалования, и тем освободить их от двойных взносов, которые с них взимались до настоящего времени.

10. Имеют ли право миссионеры и приходские священники непосредственно обращаться к чинам полиции с просьбою об отобрании у раскольников вредных для Церкви и православия книг и цветников, в роде «Лицевого седьмитолкового апокалипсиса», или каждый раз должны начинать дело чрез Епархиальное Начальство?

Если будет замечено, что какая-нибудь из подобного рода книг или цветников дастся раскольником для чтения не только в среде раскольников, но и православных, с целью распространения содержащегося в ней учения, то миссионеры и приходские священники могут непосредственно просить чинов местной полиции о временном отобрании таких книг и цветников для удостоверения в действительной их зловредности.

Уверившись в зловредности книги, миссионеры и приходские священники доносят об этом Епархиальному Начальству, при чем представляют самую книгу; в противном же случае, чрез тех же чинов полиции книга или цветник возвращается владельцу.

11. О чем полезнее беседовать и при каких условиях публичная беседа производит большее действие?

Чтобы беседа миссионера приносила большую пользу слушателям, следует беседовать преимущественно о необходимости принадлежать для спасения души к истинной Христовой Церкви, о таинствах покаяния и св. причащения и о предтечах второго пришествия Христова, а в частности – о тех предметах, которыми особенно заинтересованы в данное время жители того или другого прихода.

Большее действие публичная беседа производит тогда, когда есть поддержка со стороны православных прихожан и когда нет неразумных со-вопросников, только шумящих и затемняющих смысл излагаемого миссионером учения. Поэтому следует возгревать в православных ревность по вере и приглашать их к деятельному участию в беседе, а неразумных со-вопросников – с кротостью останавливать, указывая всю бесполезность беседы при подобных порядках.

12. Не лучше ли заранее составлять план миссионерской поездки и указывать предметы для бесед?

Признавая полезным, в целях систематичности миссионерского дела, заранее составлять план миссионерских поездок и указывать в нем предметы для бесед, съезд о.о. миссионеров Олонецкой епархии находит выполнение его на практике не возможным по местным климатическим и географическим условиям.

13. В каких приходах и когда необходимо устраивать более торжественные по обстановке беседы?

Необходимость устройства более торжественных по обстановке бесед, по мнению съезда о.о. миссионеров, признается в следующих приходах: в округе о. миссионера Дроздина: в Устьволгском – 9-го сентября и в Троицком православном – в один из ярмарочных дней (17–23 марта); в округе помощника миссионера о. Здравомыслова: в Речно-Георгиевском – в 1-е воскресенье после Крещения Господня и г. Каргополе – в понедельник 2-й седмицы вел. поста; в округе о. миссионера Казанского: в Важинском – 16 сентября и Оштинском – в среду 2-й седмицы вел. поста; в округе о. Ржановского: в Толвуйском – 27 или 28 ноября, Яндомозерском – 4 декабря, Сенно-Губском в понедельник 2-й недели великого поста и Великогубском – 17 или 18 марта; в округе о. миссионера Георгиевского: в Вытегорском погосте – 1-го октября и Пудожгорском – в пятницу мясной седмицы; в округе о. миссионера Кудрявцева: в Карельской Масельге – в последние дни масленицы и в округе помощника миссионера о. Преображенского – в Шунгском – во время Крещенской ярмарки (с 6 – по 10 января) и Морской Масельге – 20 июля.

14. Об отпечатании постановлений миссионерских съездов отдельной брошюрой

В виду неудобств и затруднительности пользоваться постановлениями 1-го и 2-го съездов миссионеров Олонецкой епархии лишь в извлечениях, напечатанных в «Олонецких Епархиальных Ведомостях», просить Главный Совет Александро-Свирского Братства отпечатать постановления всех трех съездов отдельной брошюрой и экземпляры её разослать по церквам епархии за особую плату.

* * *

21

Для приведения в исполнение этого постановления Епархиальным Миссионером свящ. К. Плотниковым, по поручению Преосвященнейшего Епископа Назария, сделано сношение с петербургскими священниками, уроженцами Олонецкой епархии.

22

Здесь некоторые приходы опущены, потому что относительно шествования в них странничества в руках миссии нет еще несомненных данных.


Источник: Инструкция приходским священникам Олонецкой епархии в деле борьбы с расколом, с приложением списка книг для приходской противораскольнической библиотеки и статей закона, относящихся к расколу, и постановления первых трех Олонецких миссионерских съездов / Под ред. свящ. К. Плотникова. - Петрозаводск : Братство преп. Александра Свирского, 1901. - VII, 63 с.

Комментарии для сайта Cackle