профессор Михаил Александрович Машанов

Заключение

Таким образом, перед нашими глазами стоят два совершенно противоположные явления жизни, два различные законоположения – брак христианский и брак мусульманский. Оба они настолько противоположны, что трудно даже указать на какие-нибудь сходные черты в них. Как один из них отличается нравственною чистотою и возвышенностью и составляет таинство Церкви, так другой запечатлён характером чувственности и есть простой гражданский договор. Различаясь в своём основном характере, брак христианский и мусульманский различаются и своими частными чертами, различаются во всех подробностях. В христианском браке нам представляется строгое единожёнство, нерасторжимость и равенство супругов как человеческих личностей; напротив, в мусульманском браке нас поражает безграничная полигамия, ничем неограниченная легкость развода, совершенное порабощение жены и полнейший деспотизм мужа, – жена рассматривается как орудие похоти мужа. Два такие диаметрально противоположные учреждения должны были произвести и противоположные действия. Действительно они оказали самое противоположное влияние. Христианский брак возвысил женщину, которая находилась в крайнем упадке у языческих народов; мусульманский же брак довёл её до крайней степени унижения. Христианский брак благотворно повлиял на нравственность и спас человечество нравственно растленное в язычестве; напротив, ислам со своим браком был причиною крайнего развращения нравов, какое теперь господствует на Востоке. Моногамия христианства восстановила семью, которая была почти разрушена язычеством; полигамия же ислама окончательно убила её, потому что внесла в неё крайние раздоры между всеми её членами. Вследствие возвышения женщины и восстановления семьи в христианстве возвышается образование как домашнее, так и общественное, возвышается цивилизация, даётся толчок прогрессу, начинают процветать науки, искусства и ремесла; между тем в исламе противоположные причины произвели и противоположные действия: образование домашнее и общественное упало, цивилизация погибла, весь Восток погрузился во мрак невежества и идёт быстрым шагом к дикости. Возвышение семейной жизни и интеллектуального развития, совершившееся под влиянием христианского брака, оказали самое благотворное действие и на государство, – доставили ему прочность и силу. Упадок же семьи и грубое невежество в мусульманстве были причиною слабости мусульманских государств, которые быстро слабеют все более и более. Вот отличительные черты христианского и мусульманского брака и то влияние, которое произвёл тот и другой брак на семейно-общественную жизнь человека.


Источник: Сочинение студента духовной академии XVII учебного курса (1872–1876 г.) Михаила Машанова. Казань 1876 г. Цензор, экстраординарный профессор Казанской Духовной Академии, Священник Евфимий Малов.

Комментарии для сайта Cackle