Источник

Евангелие от Марка

Глава 1

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,

как писано у пророков: се Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, он же уготовит путь Твой пред Тобою (Мал.3:1);

глас вопиющего в пустыне: уготовайте путь Господень, правыми сотворите стези Его (Ис.40:3).

Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния во отпущение грехов.

И исходили к нему вся Иудейская страна и Иерусалимляне, и крестились в Иордане реке от него, исповедуя грехи свои.

Был же Иоанн облечен власяницею верблюжьею, и пояс кожаный на чреслах его, и ел акриды и мед дикий.

И проповедовал, говоря: грядет вслед меня Кто крепче меня, у Него недостоин я преклонившись развязать ремень сапогов Его;

и я крестил вас водою; а Сей будет крестить вас Духом Святым.

И было в те дни, пришел Иисус от Назарета Галилейского, и крестился от Иоанна во Иордане.

И се исходя из воды, видит разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.

И глас был с небеси: Ты Сын Мой Возлюбленный, в Немже благоволение Мое.

И вслед за сим Дух изводит Его в пустыню.

И был там в пустыне сорок дней, искушаем сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

По предании же Иоанновом, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия,

и так говоря, что исполнилось время, и приблизилось Царствие Божие; покайтесь, и веруйте во Евангелие.

Ходя же при море Галилейском, увидел Симона и Андрея, брата его, вметающих сети в море; ибо они были рыболовы.

И сказал им Иисус: идите вслед Меня, и сотворю вас ловцами человеков.

И тотчас, оставив сети свои, пошли за Ним.

И, прошед мало оттуда, увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в корабле починяющих сети;

и тотчас призвал их. И, оставив отца своего Зеведея в корабле с наемниками, пошли за Ним.

Приходят в Капернаум; и скоро потом в субботу вошел Он в синагогу и стал учить.

И дивились учению Его; ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.

Был в синагоге их человек, одержимый духом нечистым, и завопил:

оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? пришел Ты погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.

Но запретил ему Иисус, говоря: замолчи, и выйди из него.

И сотряс его дух нечистый и, возопив громким голосом, вышел из него.

И ужаснулись все, так что друг друга вопрошали: что это? и что за новое это учение, что Он и духам нечистым повелевает со властию, и повинуются Ему?

И скоро разошлась молва о Нем по всей стране Галилейской.

Вышедши вскоре из синагоги, пришли в дом Симонов и Андреев, с Иаковом и Иоанном.

Теща же Симонова лежала в горячем жару, и тотчас говорят ему о ней.

Подошед, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и стала служить им.

Поздно же вечером, когда заходило солнце, приносили к Нему всех недужных и бесноватых.

И весь город собрался к дверям.

И исцелил Он многих, тяжко страждущих различными недугами; и бесов многих изгнал и не допускал бесам говорить, что знают Его сущего Христа.

А утром, встав до рассвета, вышел в пустынное место и там на молитву стал.

и пошли туда за Ним Симон и бывшие с ним;

и, нашедши Его, говорят Ему: все Тебя ищут.

Он говорит им: пойдем в ближние погосты и города; и там нужно Мне проповедовать; ибо для того пришел Я.

И стал проповедовать в синагогах их по всей Галилее и бесов изгонял.

Приходит к Нему прокаженный, умоляя Его, и, припадая на колена пред Ним, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.

Иисус же, умилосердившись, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.

И за сим словом проказа тотчас сошла с него, и стал чист.

И, запретив ему, тотчас отослал его,

и сказал ему: смотри, никому ничего не говори; но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.

А Он, исшед, начал рассказывать и разглашать всюду, так что Иисус не мог уже явно в город войти, но пребывал вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду.

Глава 2

И снова пришел Он в Капернаум через несколько дней; и слышно стало, что Он в доме.

Тотчас собрались многие, так что уже не было места и у дверей, и стал говорить им слово.

Пришли к Нему, неся расслабленного, и несли его четверо;

и, как невозможно было пронести к Нему за народом, раскрыли кровлю дома, где Он был, и, прокопав ее, спустили одр, на коем лежал расслабленный.

Видев же, Иисус веру их, говорит расслабленному: чадо, отпущаются тебе грехи твои.

Сидели же тут некие из книжников и помышляли в сердцах своих:

что Он такие хулы говорит? кто может оставлять грехи, разве един Бог?

И тут же, уразумев Иисус духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: что это помышляете вы в сердцах ваших?

что удобнее? сказать расслабленному: отпущаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми одр твой и ходи?

Но да узнаете вы, что власть имеет Сын человеческий на земле отпущать грехи (говорит расслабленному):

тебе говорю: востань, возьми одр твой и иди в дом твой.

И востав он тотчас, и, взяв одр свой, вышел пред всеми, так что изумлялись все и прославляли Бога, говоря, что никогда ничего такого не видали мы.

И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и учил их.

И, мимо ходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего на мытнице12, и говорит ему: иди за Мною. И он, встав, пошел за Ним.

И когда возлежал Иисус в дому его, и многие мытари и грешники возлежали со Иисусом и с учениками Его; ибо много их было, и все шли за Ним.

Книжники и фарисеи, видя Его, как Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

И слышав то, Иисус говорит им: не здоровые требуют врача, но болящие. Не пришел Я призвать праведников, но грешников к покаянию.

Ученики же Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: для чего ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?

И сказал им Иисус: разве могут гости брачные поститься, пока с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься;

но прийдут дни, когда отнимется от них жених; и тогда постятся в те дни.

Никто к ветхой одежде не пришивает заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и еще больше дыра будет.

И никто не вливает вина нового в мехи ветхие; иначе вино новое прорвет мехи, и вино прольется, и мехи погибнут; но вино новое в мехи новые вливают.

Случилось Ему в субботу проходить засеянною нивой; и начали ученики Его дорогою срывать колосья.

И фарисеи говорили Ему: смотри, что творят они в субботу, чего не должно?

А Он сказал им: разве не читали вы никогда, что сотворил Давид, когда нужда ему была, и взалкал сам и бывшие с ним?

как вошел он в дом Божий при Авиафаре архиерее, и хлебы предложения ел, кои недостойно есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?

И сказал им: суббота ради человека создана, а не человек субботы ради;

так и субботе Владыка Сын человеческий.

Глава 3

И пришел опять в синагогу, и был там человек, имеющий иссохшую руку.

И наблюдали за Ним, исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.

И сказал человеку, имеющему иссохшую руку: стань на средину.

А им говорит: достойно ли в субботу добро творить или зло творить? душу спасти или погубить? Они же молчали.

И, воззрев на них с гневом, скорбя об окаменении сердец их, говорит тому человеку: простри руку твою. Он простер; и утвердилась рука его здрава, как другая.

И исшед, фарисеи тотчас совет сотворили с Иродианами на Него, как бы погубить Его.

Но Иисус с учениками Своими отошел к морю; и пошло за Ним множество народа из Галилеи и из Иудеи,

из Иерусалима и Идумеи, и из-за Иордана. И от Тигра и Сидона, множество многое слышав, что творил Он, шли к Нему.

И сказал ученикам Своим приготовить для Него корабль ради народа многого, чтоб не теснили Его.

Ибо многих исцелил Он, так что у кого были язвы, бросались к Нему, чтобы к Нему прикоснуться.

И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и вопили: Ты Сын Божий.

Но Он крепко запрещал им объявлять Его.

И взошел на гору, и призвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.

И поставил двенадцать с Ним быть и да посылает их проповедовать,

и дал им власть иметь исцелять недуги и изгонять бесов;

Симону нарек имя Петр,

и Иакова Зеведеева, и Иоанна, брата Иаковлева, и нарек имена им: Воанергес, то есть сыны громовы;

и Андрея, и Филиппа, и Варфоломея, и Матфея, и Фому, и Иакова Алфеева, и Фаддея, и Симона Кананита,

и Иуду Искариотского, – он же и предал Его.

Пришли в дом, и собрался опять народ, так что невозможно было им и хлеба есть.

И услышав, ближние Его пошли взять Его: говорили, что стал неистов.

А книжники, пришедшие от Иерусалима, говорили, что в Нем веельзевул и что силою князя бесовского изгоняет бесов.

И, призвав их, говорил им в притчах: как может сатана сатану изгонять?

Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;

и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;

и если сатана восстал на себя сам и разделился, не может устоять, но пришел конец его.

Никто, вошед в дом сильного, не может расхитить вещей его, пока прежде не свяжет сильного; и тогда расхитит дом его.

Истинно говорю вам, что отпустятся сынам человеческим все согрешения и хуления, какими бы ни хулили;

но кто восхулит на Духа Святого; не отпустится ему вовеки, но повинен он вечному суду.

Сказал, поскольку говорили они: дух в Нем нечистый.

Пришли Матерь и братия Его и, стоя вне. послали к Нему звать Его.

Сидел народ окрест Его. И сказали Ему: вот Матерь Твоя и братия Твои и сестры Твои вне стоят и ищут Тебя.

И отвечал им: кто матерь Моя или братия Мои?

И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братия Мои;

ибо кто сотворит волю Божию: тот брат Мой и сестра Моя и матерь Мне.

Глава 4

И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Сам вошел в корабль и сидел на море; а весь народ у моря был, на земле.

И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:

слышите: вот, вышел сеятель сеять;

и когда сеял, случилось, что иное пало при пути, и прилетели, и поклевали его;

иное пало на камне, где немного было земли; и скоро взошло, где не было глубины земли;

когда же воссияло солнце, увяло; и, не имея корня, засохло;

иное упало в терние; и взошло терние и подавило его, и не дало плода;

и иное упало на добрую землю, и дало плод, и взошел, и вырос; и принесло где тридцать где шестьдесят, и где сто.

И сказал: кто имеет уши слышать, да слышит!

Когда же остался один, вопросили Его бывшие с Ним, вместе с двенадцатью, о притче.

И сказал им: вам дано ведать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;

так что видя не видят; и слыша не разумеют, да не когда обратятся, и оставятся им грехи.

И говорит им: не разумеете этой притчи? Как же и все притчи уразумеете?

Сеятель слово сеет.

Те же, кои при пути, где сеется слово: когда услышат, тотчас приходит сатана и относит слово, посеянное в сердцах их.

И те также, кто на камени сеет, когда услышат слово, тотчас с радостию приемлют его;

но не имеют корня в себе и привременны суть; а после, когда настанет скорбь, или гонение за слово, тотчас соблазняются.

А те, что сеют в тернии, слышат слово;

но печали века сего и лесть богатства и от прочего входящие похоти подавляют слово, и без плода бывает.

А сии, что сеют на доброй земле, слышат слово и приемлют, и плод приносят на тридцать, и на шестьдесят, и на сто.

И говорил им: разве затем приносят светильник, чтобы под спуд поставить его или под ложе? не для того ли, чтоб на свещнике поставить?

Нет ничего тайного, что бы не явилось; и ничего потаенного, что не вышло бы на свет.

Кто имеет уши слышать, да слышит!

И сказал им: блюдите, что слышите. Какой мерою мерите, тою отмерится вам и приложится вам, слышащим.

Ибо кто имеет, тому дано будет; а кто не имеет, у того и то, что имеет, отымется.

И сказал: подобно Царствие Божие тому, как человек вметает семя в землю;

и спит, и встает ночью и днем; и как семя прозябает и растет, ему не ведомо;

ибо земля от себя плодит прежде траву, потом колос, потом полное зерно в колосе;

когда же созреет плод, тогда посылает серп, ибо настала жатва.

И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или к какой притче применим его?

Точно зерно горчичное, когда всеяно в землю, меньше всех семян земных;

а когда посеяно будет, возрастает и бывает более всех злаков, и пускает ветви большие, так что могут под сению его витать птицы небесные.

И таковыми притчами многими проповедовал им слово, сколько могли слышать.

Без притчи же не говорил им слова; а ученикам особливо сказывал все.

И сказал им вечером в тот же день: пойдем на ту сторону.

И отпустив народ, взяли Его, как Он был, в корабле; и другие корабли были с Ним.

И поднялась великая ветреная буря; и волны вливались в судно, так что даже погружалось оно.

И Сам Он спал на корме на возглавии. И разбудили Его, и говорят Ему: Учитель! или нет нужды Тебе, что ты погибаем?

И востав, запретил ветру и рек морю: умолкни, престань. И улегся ветер, и настала тишина великая.

И сказал им: что вы страшливы так? или нет у вас веры?

И убоялись страхом великим, и говорили между собою: кто есть Сей, что и ветер и море послушают Его?

Глава 5

И пришли на ту сторону моря, во страну Гадаринскую.

И когда вышел Он из корабля; тотчас встретил Его, от гробов, человек в духе нечистом;

он имел жилище во гробах; и никто не мог даже цепями связать его;

и много раз бывал он скован оковами и цепями железными, но разрывал железныя цепи и разбивал оковы; и никто не в силах был укротить его;

и всегда, ночь и день, во гробах и в горах вопил он, и бился о камни.

Увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,

и, возопив велегласно, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Вышняго? Заклинаю Тебя Богом, не мучь меня.

Ибо сказал ему Иисус: изыди, дух нечистый, из сего человека.

И вопросил его: как тебе имя? И сказал в ответ: легион имя мне; нас много.

И много они молили Его не высылать их из страны той.

Паслось же там при горе свиное стадо большое.

И молили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, войти в них.

И повелел им Иисус. И исшед духи нечистые вошли в свиней; и устремилось стадо с берега в море, было же их тысячи две; и потонули в море.

Пасущие же свиней побежали и возвестили в городе и в селах. И вышел народ видеть, что случилось.

Пришли ко Иисусу и видят, бесноватый, что был легион, сидит одетый и в целом уме; и убоялись.

Рассказали им, кто видел, что было с бесноватым, и о свиньях.

И начали молить Его, чтобы отшел от пределов их.

А когда вошел Он в корабль, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.

Но Иисус не допустил ему, а сказал: иди в дом твой к своим и возвести им, что сотворил тебе Господь и помиловал тебя.

И пошел, и стал проповедовать в Десятиградии, что сотворил ему Иисус; и все дивились.

И когда снова переехал Иисус в корабле на ту сторону, собралось к Нему множество народа. Он же был у моря.

И вот, приходит один из начальников синагоги, именем Иаир, и, увидев Его, пал к ногам Его,

и усилено стал молить Его, говоря: дочь моя при смерти; прийди и возложи на нее руки, чтобы спаслась и жива осталась.

И пошел с ним Иисус, и за Ним шло множество народа, и теснили Его.

И жена некая, страдавшая кровотечением лет двенадцать,

много потерпев от многих врачей, истощив все свое достояние, никакой не получив пользы и пришед еще в худшее,

услышав о Иисусе, подошла в народе сзади и прикоснулась к одежде Его;

ибо говорила: если прикоснусь к ризам Его, спасена буду.

И тотчас иссякнул у нее источник крови; и ощутила в теле, что исцелилась от язвы.

Но Иисус тотчас, уразумев в Себе силу, исшедшую от Него, обратился к народу и сказал: кто прикоснулся к одежде Моей?

И говорили Ему ученики: видишь, народ теснит Тебя, и спрашиваешь: кто прикоснулся Мне?

Но Он озирался, хотя видеть сотворшую сие.

Жена же, убоявшись и, в трепете, ведая, что с нею было, пришла и пала пред Ним, и сказала Ему всю истину.

Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здрава от язвы твоей.

Еще говорил Он, как приходят от начальника синагоги и говорят: умерла дочь твоя; что еще труждаешь Учителя?

Иисус же, услышав слова те, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, токмо веруй.

И не оставил никого идти за Собою, токмо Петра, Иакова и Иоанна, брата Иаковлева.

Приходит в дом начальника синагоги, и видит смятение и плачущих, и вопиющих много.

И, вошед, говорит им: что мятетесь и плачете? отроковица не умерла, но спит.

И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет отца и мать отроковицы и бывших с Ним, и входит туда, где отроковица лежала.

И, взяв отроковицу за руку, говорит ей: талифа куми, что значит: девица, тебе говорю, востань.

И тотчас встала девица и пошла; а была она лет двенадцати. И ужаснулись они ужасом великим.

Но Он запретил им крепко, чтобы никто о том не сведал, и сказал: дайте ей есть.

Глава 6

И вышел оттуда, и пришел в отечество Свое; и за Ним следовали ученики Его.

Наступила суббота; и начал Он учить в синагоге; и многие слышавшие, дивясь, говорили: откуда Ему сие? что за премудрость дана Ему, и такие чудеса руками Его бывают?

не плотник ли Он, сын Марии, брат же Иакову, Иосии и Иуде и Симону? не здесь ли между нами сестры Его? И соблазнялись о Нем.

Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в сродстве и в дому своем.

И не мог сотворить там ни единой силы; только немногих недужных, возложив руки, исцелил.

И дивился неверствию их. И ходил по окрестным селам, и учил.

И, призвав двенадцать, начал посылать их по два и дал им власть над духами нечистыми.

И заповедал им ничего не брать на путь, токмо посох один, ни сумы, ни хлеба, ни меди при поясе,

но обуваться в сандалии и не надевать две одежды.

И сказал им: где войдете в дом, там пребывайте, пока не выйдете из того места;

и если где не примут вас и не послушают вас, выходя оттуда, оттрясите прах из-под ног ваших, во свидетельство им. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день судный, нежели городу тому.

И пошли, и стали проповедовать, да покаются.

И многих бесов изгоняли, и многих недужных мазали маслом, и исцелялись.

И услышал царь Ирод об Иисусе (ибо гласно стало имя Его), и говорил: Иоанн Креститель востал из мертвых, и сего ради силы деются в нем.

Иные говорили: то Илия; а иные говорили, что это пророк, или будто один из пророков.

Ирод же, услышав, сказал: Иоанн, кого я обезглавил, он и есть: он востал из мертвых.

Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу ради Иродиады, жены Филиппа, брата своего; потому что женился на ней.

А Иоанн говорил Ироду: не достойно тебе иметь жену брата твоего.

Иродиада же злобилась на него и хотела его убить, но не могла.

Ибо Ирод боялся Иоанна, ведая, что он муж праведен и свят, и соблюдал его; много делал, слушаясь его, и в сладость слушал его.

И настал день потребный, когда Ирод, ради рождения своего, сотворил пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским.

Взошла дочь той Иродиады и, плясавши, угодила Ироду и возлежавшим с ним. И сказал царь девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе.

И клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до полцарствия моего.

Она же, выйдя, сказала матери своей: чего просить? Та отвечала: главу Иоанна Крестителя.

И тотчас, войдя поспешно к царю, стала просить, говоря: хочу, чтоб ты дал мне теперь же на блюде главу Иоанна Крестителя.

И прискорбен был царь; но, ради клятвы и из-за возлежавших с ним, не захотел отказать ей.

И тотчас, послав спекулатора, повелел царь принести главу его.

Он пошел, усек его в темнице и принес главу его на блюде, и подал девице, а девица отдала ее матери своей.

И услышав то, ученики его пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.

И собрались Апостолы ко Иисусу, и возвестили Ему все, и что сотворили, и чему учили.

И сказал им: пойдите вы одни в пустынное место, и отдохните немного. Ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда.

И отошли в пустынное место кораблем одни.

И увидел их отходящих народ, и многие узнали их. И пеши от всех городов стали стекаться туда, и предупредили их, и собрались к Нему.

И вышед, Иисус увидел множество народа и милосердовал о них, что были они точно овцы, не имущия пастыря; и начал учить их много.

И как времени было уже много; ученики Его, приступив к Нему, стали говорить, что место пустынное, а час уже поздний:

отпусти их, пусть пойдут в окрестныя деревни и села и купят себе хлеба; ибо им есть нечего.

Он же сказал им в ответ: дайте им вы есть. И сказали Ему: нам разве пойти купить хлеба пенязей на двести и дать им есть?

Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? идите, посмотрите; и, распознав, сказали: пять хлебов и две рыбы.

Тогда велел им рассадить всех по частям на зеленой траве.

И возлегли рядами, по сто и по пятидесяти.

И прияв пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо. благословил и преломил хлебы, и давал ученикам Своим, чтоб раздали им; и обе рыбы разделил на всех.

И ели все, и насытились,

и набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных кошниц.

Было же евших хлебы до пяти тысяч мужей.

И затем понудил учеников Своих войти в корабль и предварить Его на той стороне в Вифсаиде, пока Сам отпустит народ.

И, отпустив их, отшел на гору помолиться.

И как настал вечер, корабль был посреди моря, а Он один на земле.

И увидел их труждающихся в плавании; ибо ветер был им противный. И о четвертой страже нощной подошел к ним, ходя по морю, и хотел миновать их.

Они же, увидев Его ходящего по морю, подумали, что это призрак, и возопили.

Ибо все видели Его и смутились. И тотчас заговорил Он с ними, и сказал им: дерзайте; это Я, не бойтесь.

И вошел к ним в корабль; и утих ветер. И премного ужасались они в себе и дивились.

Ибо не вразумились они хлебами: и сердце их окаменено было.

Переправясь, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали.

Когда вышли они из корабля, тотчас узнали Его все,

и прибежали со всей страны той, и стали на одрах приносить болящих, где только слышали, что находится Он.

И куда ни приходил Он в деревни, или в города и села, на распутьях ставили недужных и молили Его, хотя бы к краю риз Его прикоснуться, и кои прикасались к Нему, исцелялись.

Глава 7

И собрались к Нему фарисеи и некие из книжников, пришедшие из Иерусалима;

и, увидев иных учеников Его, что едят хлеб нечистыми, то есть неумовенными руками, укоряли.

Ибо фарисеи и все Иудеи не едят, прежде чем перемоют руки, держася предания старцев;

и от торжища не едят, не искупавшись. И иное много есть, чего приняли держаться; омовение скляницам и чашам и котлам и одрам.

Потом вопрошают Его фарисеи и книжники: для чего ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумовенными руками едят хлебы?

Он же отвечал им: право пророчествовал Исаия о вас лицемерах, как написано: люди сии устами чтут Меня; сердце же их далече отстоит от Меня;

всуе же чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Ис.29:13);

ибо вы, оставив заповедь Божию, держите предания человеческия, омовения сосудам и скляницам и иное многое подобное тому творите.

И сказал им: добро ли отметать заповедь Божию, лишь бы соблюсти предание ваше?

Моисей сказал: чти отца твоего и матерь твою, и кто злословит отца или матерь, смертию да умрет (Исх.20:12; 21:16);

вы же говорите: когда скажет человек отцу или матери: корван (то есть дар Богу) чем бы ты пользовался от меня,

то уже не оставляете его что сотворить отцу своему или матери своей,

преступая слово Божие преданием вашим, что вы установили; и подобно многое такое творите.

И, призвав весь народ, говорил им: послушайте Меня все и разумейте:

ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его; но исходящее от него, то сквернит человека;

кто имеет уши слышать, да слышит!

И когда вошел Он в дом. от народа, вопрошали Его ученики Его о притче.

И сказал им: или и вы неразумливы так? не разумеете ли, что все, извне входящее в человека, не может осквернить его?

ибо не в сердце ему входит, но во чрево, и вон выходит, очищая всякую снедь.

Говорил еще, что исходящее от человека, то сквернит человека,

ибо извнутрь, от сердца человеческого, помышления злыя исходят, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,

татьбы, лихоимства, обиды, лукавствия, лесть, студодеяния, око лукавое, хула, гордыня, безумство;

все сие злое извнутрь исходит и сквернит человека.

И, вышед оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, вошед в дом, не хотел, чтобы кто о Нем уведал, но не мог утаиться.

Услышала о Нем жена, у коей дочь одержима была нечистым духом, и, вошедши, припала к ногам Его.

Жена же та была язычница, Сирофиникиянка родом; и молила Его изгнать беса из дочери ее.

Но Иисус сказал ей: оставь, пусть прежде насытятся чада; не добро отнять хлеб у детей и повергнуть псам.

Она же в ответ сказала Ему: так, Господи; ведь и псы под трапезою едят от крупиц у детей.

И сказал ей: за сие слово иди; вышел бес из дочери твоей.

И пришедши в дом свой, нашла, что бес вышел, и дочь лежит на одре.

И вышед Иисус из пределов Тирских и Сидонских, пришел снова к морю Галилейскому меж пределами Десятиградия.

И привели к Нему глухого косноязычного, и молили Его возложить на него руку.

И отведя его от народа особо. вложил персты Свои в уши его и, плюнув, коснулся языка его;

и, воззрев на небо, воздохнул, и сказал ему: еффафа, то есть разверзись.

И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы языка его, и стал говорить право.

И запретил им, никому не сказывать. Но сколько Она ни запрещал им, они еще усерднее разглашали.

И тем более дивились и говорили: добре все творит; и глухим дает слышать, и немым говорить дает.

Глава 8

В те дни, когда собралось великое множество народа и нечего было им есть, призвав Иисус учеников Своих, сказал им:

милосердую о народе, что уже три дня остаются при Мне, и нет у них ничего есть;

и если отпущу их не евших в домы их, ослабеют на пути; а многие из них пришли издалека.

И отвечали Ему ученики Его: откуда кто возможет здесь насытить их хлебами в пустыне?

И вопросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь.

И повелел народу возлечь на земле; и, прияв семь хлебов и воздав хвалу, преломил и подавал ученикам Своим, чтоб раздавали. И раздавали народу.

И было у них немного рыбок; и сии, благословив, повелел раздавать.

И ели, и насытились; и взяли остатки кусков семь корзин.

Евших же было тысячи четыре. И отпустил их.

И затем, вошед в корабль с учениками Своими, прибыл в края Далмануфанские.

Вышли фарисеи и начали стязаться с Ним, вопрошая от Него знамения с небеси, искушая Его.

И, воздохнув духом Своим, сказал: что ищет знамений род сей? истинно говорю вам, дастся ли роду сему знамение!

И, оставив их, опять вошел в корабль и перешел на ту сторону.

И забыли ученики Его взять хлебов, и кроме одного хлеба не имели с собою в корабле.

А Он заповедал им, говоря: смотрите, блюдитесь от кваса фарисейского и кваса Иродова.

И помышляли друг с другом, говоря, что хлебов нет у нас.

Разумев же, Иисус говорит им: что помышляете, хлебов нет у вас? или не чувствуете и не разумеете? или еще окаменено сердце у вас?

очи имея. не видите? и уши имея, не слышите? и не помните ли?

когда пять хлебов преломил Я на пять тысяч; сколько полных корзин кусков вы набрали? Говорят Ему: двенадцать.

А когда семь на четыре тысячи, сколько корзин набрали вы из остальных кусков? Сказали: семь.

И сказал им: как же не разумеете?

Приходят в Вифсаиду; и привели к Нему слепого, и молили Его, да его коснется.

И, взяв за руку слепого, извел его вон из села, и, плюнув на очи его и возложив руки на него, вопросил его: видит ли что?

И воззрев сказал: вижу человеков, как дерева ходящих.

Потом опять возложил руки на очи его и сотворил ему прозрение. И утвердился, и все узрел светло.

И послал его в дом его, сказав: в село не входи и в селе никому не сказывай.

Пошел Иисус и ученики Его в селения Кесарии Филипповой, и на пути вопрошал учеников Своих: за кого люди разумеют Меня?

Они же отвечали: за Иоанна Крестителя, иные за Илию, а другие за одного из пророков.

А Он говорит: вы же за кого Меня разумеете? И отвечая Петр сказал Ему: Ты Христос.

И запретил им, чтоб никому не говорили о Нем.

И начал учить их, что подобает Сыну человеческому много пострадать и поругану быть от старцев и первосвященников и книжников, и убиту быть, и в третий день. воскреснуть.

И не обинуяся говорил слово сие. И, обратясь к Нему, Петр начал прекословить Ему.

Он же, обратившись и воззрев на учеников Своих запретил Петру, сказав: иди от Меня, сатана; не о том ты мыслишь, что Божие, но о том, что человеческое.

И, призвав народ со учениками Своими, сказал им: кто хочет по Мне идти, да отвержется себя и возьмет крест свой и по Мне идет;

ибо кто хочет душу свою спасти, погубит ее, а кто погубит душу свою Меня ради и Евангелия, тот спасет ее.

И какая польза человеку, если он приобрящет мир весь и повредит душу свою?

или какой выкуп даст человек за душу свою?

И кто постыдится Меня и словес Моих в роде сем прелюбодейном и грешном; и Сын человеческий постыдится его, когда приидет в славе Отца Своего со Ангелами святыми.

Глава 9

И сказал им: истинно говорю вам; есть некие из здесь стоящих, кои не вкусят смерти, прежде чем увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

И, по шести днях, поял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел их на гору высокую особо одних, и преобразился пред ними.

И ризы Его стали блистающия, белы как снег, как не может белильщик убелить на земле.

И явился им Илия с Моисеем; и были со Иисусом беседуя.

И провещав Петр сказал Иисусу: Равви, добро нам здесь быть; сотворим кущу три; Тебе одну, и Моисею одну, и Илии одну.

Не знал он, что сказать; ибо напал на них страх.

И явилось облако, осеняя их, и исшел из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Того послушайте.

И внезапно воззрев, никого уже с собою не видели, токмо единого Иисуса.

Когда же сходили они с горы, запретил им – никому не объявлять, что видели, токмо тогда, когда Сын человеческий из мертвых воскреснет.

И слово то удержали они в себе, спрашивая друг друга: что есть это из мертвых воскреснуть?

И вопрошали Его, говоря: как это книжники говорят, что Илии подобает прийти прежде?

Он же сказал им в ответ: Илия пришед прежде устроить все; и как о Сыне человеческом писано, что много пострадает и уничижен будет;

но говорю вам, что и Илия пришел, и сотворили ему, что хотели, как писано о нем.

И пришед ко ученикам, увидел много народа около них и книжников, стязающихся с ними.

Тотчас весь народ, увидев Его, изумился, и, подбегая, кланялись Ему.

И вопросил книжников: о чем стязаетесь между собою?

И отвечая, один из народа сказал: Учитель! привел я сына моего к Тебе, одержимого духом немым:

и где ни схватит его, трясет, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и оцепеневает. И говорил ученикам Твоим, чтоб изгнали его, и не возмогли.

Он же, отвечая ему, сказал: о род неверный! доколе с вами буду? доколе Мне терпеть вас? приведите его ко Мне.

И привели его к Нему. И как только увидел Его, сотряс его дух, и, пад на землю, валялся, испуская пену.

И вопросил Иисус отца его: давно ли это с ним сделалось? Он же сказал: из детства;

и много раз бросал его и в огонь и в воду, – погубить его; но, если что можешь, помоги нам, милосердуй о нас.

Иисус же сказал ему: когда что можешь веровать, все возможно верующему.

И тотчас, возопив отец отрока со слезами, воскликнул: верую, Господи! помоги моему неверию.

Иисус же, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! повелеваю тебе Я, изыди из него и дальше не входи в него.

И, возопив и сильно сотрясши его, исшел; и он стал как мертвый, так что многие говорили: умер.

Иисус же, взяв его за руку, восставил его; и он встал.

И как вошел Иисус в дом, ученики стали наедине спрашивать Его: от чего мы не могли изгнать его?

И сказал им: сей род ничем не может изыти, токмо молитвою и постом.

Вышед оттуда, проходили чрез Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын человеческий предан будет в руки человеческия, и убиют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

Они же не разумели тех слов, а боялись вопросить Его.

Пришел в Капернаум; и когда был в доме, вопрошал их: о чем на пути рассуждали между собою?

Они же молчали; ибо на пути стязались друг с другом, кто из них больший.

И сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь изо всех последним и всем слугою.

И взяв дитя, поставил его посреди их и, обняв его, сказал им:

кто примет одного из таковых детей во имя Мое, Меня приемлет, а кто Меня приемлет, не Меня приемлет, но Пославшего Меня.

Отвечал Ему Иоанн, сказав: Учитель! видели мы, человек один именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит вслед нас, и мы запретили ему, затем что вслед нас не ходит.

Иисус же сказал: не возбраняйте ему; никто, сотворивший силу о имени Моем, не может вскоре злословить Меня.

Ибо кто не против вас, тот за вас.

И кто напоит вас чашею воды во имя Мое за то, что вы Христовы, истинно говорю вам, не утратит мзды своей.

А кто соблазнит единого из малых сих, верующих в Меня; лучше было бы ему, когда бы повесили ему камень жерновный на шею и ввергли бы его в море.

И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее; лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели две руки имея внити в геенну, в огонь неугасающий,

где червь их не умирает, и огонь не угасает.

И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее; лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели две ноги имея ввержену быть в геенну, в огонь неугасающий,

где червь их не умирает, и огонь не угасает.

И если око твое соблазняет тебя, изми его; лучше тебе с одним оком войти в Царствие Божие, нежели два ока имея ввержену быть в геенну огненную,

где червь их не умирает, и огонь не угасает.

Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солию осолится.

Добро соль; но если соль не солона будет, чем осолится? Имейте соль в себе; и мир имейте между собою.

Глава 10

И оттуда, востав, пришел в пределы Иудейские, на той стороне Иордана. И опять собрался к Нему народ; и, по обычаю Своему, опять учил их.

И, приступив, фарисеи спросили, искушая Его: достоит ли мужу отринуть жену свою?

Он же, отвечая, сказал им: что вам заповедал Моисей?

Они сказали: Моисей повелел писать письмо разводное и отпустить.

И сказал им Иисус в ответ: по жестокосердию вашему написал он вам заповедь сию;

от начала же создания, мужа и жену сотворил Бог (Быт.1:27);

сего ради оставит человек отца своего и матерь

и прилепится к жене своей, и будут оба в плоть едину; и так они уже не двое, но плоть едина;

итак, что Бог сочетал, человек да не разлучает.

В доме же снова ученики Его вопросили Его о том же.

И сказал им: кто пустит жену свою и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;

и если жена мужа оставит и выйдет за другого, прелюбодействует.

Приносили к Нему и детей, да прикоснется к ним; ученики же не допускали приносящих.

Видя то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им; таковых есть Царствие Божие;

истинно говорю вам, кто не приимет Царствия Божия, как дитя, тот не внидет в него.

И обняв их, возложил руки на них и благословлял их.

Когда выходил Он на путь; подбежал некто, пал на колена пред Ним и вопрошал его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Иисус же сказал ему: что зовешь Меня благим? никто не благ, токмо един Бог.

Ведаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убий; не укради; не лжесвидетельствуй; не обиди; чти отца твоего и матерь (Исх.20:12–17).

Он же сказал Ему в ответ: Учитель все сие сохранил я от юности моей.

Иисус же, воззрев на него, возлюбил его и сказал ему: одного тебе не достало; иди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небеси; и приходи, иди вслед Меня, взяв крест.

Он же, смутясь от сего слова, отшел, скорбя, ибо большой имел достаток.

И, воззрев вокруг, сказал Иисус ученикам Своим: как трудно имеющим богатство внити в Царствие Божие!

Ученики же ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно уповающим на богатство внити в Царствие Божие!

Удобнее верблюду сквозь игольныя уши пройти, нежели богатому внити в Царствие Божие.

Они же премного изумлялись, говоря между собою: кто же может спасен быть?

Воззрев же на них, Иисус сказал: у человек невозможно, но не у Бога; все у Бога возможно.

И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и пошли вслед Тебя.

Отвечая им, сказал Иисус: истинно говорю вам; нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или села свои, ради Меня и Евангелия,

и не приял бы ныне, во время сие, сторицею домов и братий, и сестер, и отца, и матери, и детей, и сел, во изгнании, и в веке грядущем жизни вечной;

многие же будут первые последними, и последние первыми.

Были они на пути, восходя в Иерусалим, и впереди шел Иисус, а они ужасались и, следуя за Ним, в страхе были. И подозвав двенадцать, снова стал говорить им, что с Ним будет:

вот, восходим в Иерусалим, и предан будет Сын человеческий первосвященникам и книжникам; и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам;

и поругаются Ему, и станут бить Его, и оплюют Его, и убиют Его; и в третий день воскреснет.

И подошли к Нему Иаков и Иоанн, сыны Зеведеевы, говоря: Учитель, хочем, чтобы сотворил Ты нам, о чем просим.

Он же сказал им: что хотите, чтобы сотворил вам?

Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя одному по правую сторону, а другому по левую, во славе Твоей.

Но Иисус сказал им: не ведаете вы, чего просите. Можете ли пить чашу, какую Я пью, и крещением, каким крещаюсь, креститься?

Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу ту, какую Я пью, будете пить, и крещением, коим крещусь, будете креститься;

а сесть у Меня по правую сторону и по левую – не Мое дело дать, но кому уготовано.

И услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

Иисус же, призвав их, сказал им: знаете вы, что мнящие себя владыками народов господствуют над ними, и вельможи их обладают ими;

но так да не будет между вами; а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слуга;

и кто хочет быть первым между вами, да будет всем раб;

ибо и Сын человеческий не пришел для того, чтобы служили Ему, но послужить и дать душу Свою в избавление за многих.

Пришли в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и со множеством народа; сын Тимеов Вартимей слепой сидел при пути, прося милостыни.

И услышав, что это Иисус Назорей, начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

И запрещали ему многие, чтобы молчал; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.

И остановился Иисус, и велел его позвать. Позвали слепца и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.

Он же, сбросив одежду свою, встал и подошел к Иисусу.

Отвечая ему, Иисус сказал: чего ты хочешь от Меня? Слепой же сказал Ему: Учитель! дай мне прозреть.

Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И тотчас прозрел, и пошел за Иисусом в путь.

Глава 11

Когда приблизились в Иерусалим, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, посылает двух из учеников Своих

и говорит им: идите в селение, что прямо перед вами; и как войдете в него, тотчас найдете на привязи молодого осла, на коего никто из людей не садился; отвязав его, приведите;

и если кто скажет вам: что вы делаете? отвечайте, что Господь его требует, и тотчас отпустит его сюда.

Пошли они и нашли молодого осла на привязи у ворот на распутии, и отвязали его.

И иные из стоявших там говорили им: что вы делаете, что отвязываете осленка?

Они отвечали им, как заповедал Иисус; и те отпустили их.

И привели осленка ко Иисусу, и возложили на него одежды свои, и сел на него.

Многие же постилали одежды свои по пути; а другие резали ветви с дерев и постилали по пути.

И впереди и в след идущие восклицали: Осанна! благословен грядый во имя Господне!

Благословенно грядущее царство во имя Господа отца нашего Давида! Осанна в вышних!

И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и осмотрев все, как уже поздний был час, вышел в Вифанию, с двенадцатью.

А на утрие, когда вышли из Вифании, взалкал;

и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, подошед к ней, ничего не нашел, кроме листьев; ибо еще не время было смоквам.

И сказал в ответ ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода во веки. И слышали то ученики Его.

Пришли опять в Иерусалим. И, вошед Иисус во храм, начал изгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;

и не давал никому проносить какой сосуд через храм.

И учил, говоря им: не писано ли, дом Мой домом молитвы наречется; а вы сотворили из него вертеп разбойников (Ис.56:7)?

Слышали это книжники и первосвященники и искали, как погубить Его; боялись они Его, ибо весь народ дивился учению Его.

Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.

И на утро, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

И, вспомянув, Петр говорил Ему: Равви, видишь, смоковница, что Ты проклял, засохла.

И, отвечая, Иисус говорит им:

имейте веру Божию. Истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: двигнись и ввергнись в море; и не размыслит в сердце своем, но веру имеет, что будет по слову его; сбудется ему, что ни скажет;

того ради говорю вам: все, что в молитве просить будете, веруйте, что приимете, и будет вам;

и когда стоите на молитве, отпущайте, когда что имеете на кого, да и Отец ваш, Иже на небесех, отпустит вам согрешения ваши;

если же не отпущаете; и Отец ваш, Иже на небесех, не отпустит вам согрешений ваших.

И пришли опять в Иерусалим. И когда ходил Он во храме, подошли к Нему первосвященники, и книжники, и старцы,

и говорили Ему: какою властию сие творишь Ты? и кто Тебе власть такую дал творить сие?

Иисус же сказал им в ответ: вопрошу вас и Я об одном слове, и отвечайте Мне; и Я скажу вам, коею властию сие творю.

Крещение Иоанново с небеси ли было, или от человеков? отвечайте Мне.

И рассуждали они между собою: если скажем: с небеси, – скажет: почему же вы не поверили ему?

А сказать: от человеков, – боялись народа; ибо все почитали Иоанна, что воистину пророк был.

И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус, отвечая, сказал им: и Я не скажу вам, коею властию сие творю.

Глава 12

И начал говорить им притчами: виноградник насадил человек и обнес оградою, и ископал точило, и построил башню и, предав его виноградарям, отшел.

И послал в свое время к делателям раба, принять от виноградарей плодов от виноградника;

они же, схватив его, били и отослали ни с чем.

Опять послал к ним другого раба; и тому камнями разбили голову, и отпустили его с бесчестием.

И опять иного послал: и того убили; и многих других, кого били, кого убивали.

Имея же еще одного сына, возлюбленного своего, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.

Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убием его; и наше будет наследие.

И, взяв его, убили, и извергли вон из виноградника.

Что же сотворит господин винограда? Приидет и погубит виноградарей, и отдаст виноградник другим.

Или не читали вы сего Писания: камень тот, что отвергли строители, стал во главу угла;

от Господа сталось сие и дивно в очах наших (Пс.117:22–23)?

И искали схватить Его, но боялись народа: ибо уразумели, что об них сказал ту притчу. И, оставив Его, ушли.

И послали к Нему некиих их фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.

Они же, пришедши, говорят Ему: Учитель! знаем, что истинен Ты и не радишь ни о ком же, ибо не смотришь на лице человеков, но воистину пути Божию учишь. Достойно ли давать подать кесарю, или нет? давать ли нам, или не давать?

Он же, ведая их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? Принесите Мне пенязь, увидеть его.

Они принесли; и говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы.

И в ответ им сказал Иисус: воздавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

Пришли к Нему и саддукеи, – они говорят, что нет воскресения, – и вопросили Его, говоря:

Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей, не оставит; то брат его пусть возьмет жену его и восставит семя брату своему (Втор.25:5).

Семь братьев было: первый взял жену и, умирая, не оставил семени;

и второй взял ее, и умер; и тот не оставил семени, и третий также;

брали ее за себя семеро и не оставили семени. После же всех умерла и жена.

Итак в воскресении, когда воскреснут, которому из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою.

И отвечая сказал им Иисус: не от того ли вы прельщаетесь, что не знаете Писания, ни силы Божией?

ибо, когда из мертвых воскреснут, не станут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах;

о мертвых же, что воскреснут, разве не читали вы в книгах Моисеевых, как при купине рек ему Бог: Я Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковлев (Исх.3:6)?

Не Бог мертвых, но Бог живых. Итак вы много прельщаетесь.

И приступил один из книжников, слыша их стязающихся и видев, что право отвечал им Иисус, – и вопросил Его: какая первая изо всех заповедей?

Иисус же отвечал ему: первая изо всех заповедей: слыши, Израиль! Господь Бог наш Господь един есть;

и да возлюбишь Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею; сия есть первая заповедь (Втор.6:4–5).

И вторая подобная ей: да возлюбишь ближняго твоего, как сам себя. Иной больше сих заповеди нет (Лев.19:18).

И сказал Ему книжник: правда, Учитель, воистину сказал Ты, что един есть Бог и нет иного, разве Его;

и любить Его всем сердцем, и всем разумом, и всею душею, и всею крепостию, и любить ближняго, как себя, более всех всесожжений и жертв.

Иисус же, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. И никто уже затем не смел вопрошать Его.

И, давая ответы, Иисус, уча в храме, говорил: как говорят книжники, что Христос есть сын Давидов?

Ибо сам Давид сказал Духом Святым: рек Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс.109:1).

И когда сам Давид называет его Господом: как же Он сын ему? И множество народа слушали Его в сладость.

И говорил им в учении Своем: блюдитесь от книжников, что любят ходить в длинных одеждах и чтобы кланялись им на торжищах,

любят председания на сонмищах и первыя места на вечерях;

те, что поядают домы вдовиц и напоказ долго молитвы творят, – они примут большее осуждение.

И сев Иисус против сокровищного хранилища, смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. И многие богатые клали много.

Пришедши же, одна вдовица убогая вложила две лепты, что есть кодрант.

И, призвав учеников Своих, сказал им: истинно говорю вам, что вдовица сия убогая положила больше всех, вметающих в сокровищное хранилище;

ибо все клали от избытка своего; а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.

Глава 13

И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! смотри, какие камни и каковы здания!

И, отвечая, сказал ему Иисус: видишь великия сии здания. Не останется здесь камня на камне, все будет разрушено.

И когда сидел Он на горе Елеонской, противу храма, вопрошали Его наедине Петр и Иаков, и Иоанн, и Андрей:

скажи нам, когда сие будет, и какое будет знамение, когда все сие имеет совершиться?

Иисус же, отвечая им, начал говорить: блюдитесь, чтобы кто вас не прельстил.

Ибо многие прийдут во имя Мое и станут говорить, что это Я; и многих прельстят.

Когда же услышите о битвах и о слухах бранных, не ужасайтесь: ибо подобает тому быть; но и это не конец еще.

Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и мятежи. И то начло болезням.

Блюдитеся же вы сами, ибо вас будут предавать на судилища, и бить будут на соборищах, и пред правителями и царями поставят вас Меня ради, во свидетельство пред ними.

И во всех народах подобает прежде проповедану быть Евангелию.

Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь прежде, что вам говорить, и не раздумывайте; но что дастся вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый.

Предаст же брат брата на смерть, и отец чадо свое, и восстанут дети на родителей и убиют их.

И будете ненавидимы всеми имени Моего ради; претерпевший же до конца спасен будет.

Когда же узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящую, где не подобает (читающий да разумеет); тогда сущие во Иудее да бегут в горы;

и кто на кровле, не сходи в дом и не входи взять что из дома своего;

и кто на поле, не возвращайся назад взять одежду свою.

Горе же беременным и питающим сосцами в те дни.

Молитесь же, чтобы не случилось бегство ваше зимою.

Ибо будет во дни те такова скорбь, какой не было от начала создания, что сотворил Бог, даже до ныне, и не будет.

И если бы Господь не прекратил тех дней, не спаслась бы всякая плоть; но избранных ради, их же избрал, прекратит те дни.

Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или: вот, там; не верьте.

Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

Вы же блюдитеся. Вот Я прежде сказал вам все.

Но в те дни, после скорби той. солнце померкнет, и луна не даст света своего,

и звезды будут спадать с небеси, и силы небесныя подвигнутся.

Тогда узрят Сына человеческого, грядущего на облаках с силою и славою многою.

И тогда послет Ангелов Своих, и соберет избранных Своих от четырех ветров, от конца земли до конца неба.

От смоковницы научитесь притче: когда ветви ее станут мягки и пускают листья, знаете, что близко жатва:

так и вы, когда увидите, все то сбывается, ведайте, что близко, при дверях.

Истинно говорю вам: не прейдет род сей, когда все сие будет.

Небо и земля прейдут; словеса же Мои не прейдут.

О дне же том, или часе, никто не ведает, ни Ангелы на небесах, ни Сын, токмо Отец.

Блюдите, бдите и молитесь; ибо не ведаете, когда время наступит.

Как человек, отходя и оставляя дом свой, дает рабам своим власть, и каждому свое дело, и привратнику велит бодрствовать.

Так и вы бдите, ибо не ведаете, когда прийдет господин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или утром;

да, пришед внезапно, не найдет вас спящими.

А что вам говорю, всем говорю: бдите!

Глава 14

Два дня было до Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как взять Его хитростию и убить;

но говорили: только не в праздник, чтобы не было смуты в народе.

И когда был Он в Вифании, в дому Симона прокаженного, и возлежал; пришла жена с алавастром мира из нарда цельного. многоценного; и, разбив алавастр, возливала Ему на главу.

Иные же негодовали в себе и говорили: для чего такая трата мира?

Ибо можно было бы продать его более, чем на триста пенязей, и раздать нищим. И роптали на нее.

Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.

Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда хочете, можете им добро творить; Меня же не всегда имеете.

Что могла, то и сделала; предварила помазать Тело Мое на погребение.

Истинно говорю вам; где проповедано будет Евангелие сие, во всем мире, сказано будет, в память ее, и о том, что сотворила она.

Иуда же Искариотский, один из двенадцати, пошел к первосвященникам предать Его им.

Они же, услышав, возрадовались и обещали ему сребренники дать. И стал искать, как в удобное время предать Его.

И в первый день опресноков, когда пасху закалали, говорят Ему ученики Его: где хочешь, пойдем уготоваем Тебе есть пасху?

И послал двух из учеников Своих и сказал им: идите во град, и встретит вас человек, нося в кувшине воду; идите за ним

и, куда он войдет, скажите хозяину дома: Учитель говорит: где комната, где бы Мне снесть пасху со учениками Моими?

и он покажет вам горницу большую, устланную, готовую; там уготовайте нам.

И пошли ученики Его, и пришли во град, и нашли, как сказал им; и уготовали пасху.

И когда настал вечер, пришел Он с двенадцатью.

И когда возлежали они и ели, сказал Иисус: истинно говорю вам, один из вас предаст Меня, ядущий со Мною.

Они начали скорбеть и стали говорить Ему, один за одним: не я ли? и другой: не я ли?

Он же, отвечая, сказал им: один из двенадцати, кто омокал со Мною в блюдо.

Ибо Сын человеческий идет, как писано о Нем; но горе человеку тому, кем Сын человеческий предастся; добро было бы ему, когда бы не родился человек тот.

И когда ели они, прияв Иисус хлеб и благословив, преломил и дал им, и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело мое.

И прияв чашу, хвалу воздав, подал им; и пили из нея все.

И сказал им: сия есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая;

истинно говорю вам: не буду уже пить от плода виноградного до дня того, когда пить Мне вино новое в Царствии Божием.

И, воспев, вышли и пошли на гору Елеонскую.

И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в ночь сию; так написано: поражу пастыря, и разыдутся овцы (Зах.13:7).

Но потом, когда воскресну, предварю вас в Галилее.

Петр же сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я.

И говорит Ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне, в ночь сию, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня.

Но он еще крепче стал говорить: хотя бы мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили.

И пришли в селение, именуемое Гефсимания; и сказал ученикам Своим: сидите здесь, пока пойду помолюсь.

И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать.

И сказал им: прискорбна душа Моя до смерти; будьте здесь и бдите.

И, отошед немного, пал на землю, и молился, да мимо идет от Него, если возможно, час сей;

и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; мимо Меня неси чашу сию; но не чего Я хочу, а чего Ты.

Возвратился, и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! спишь ты! не мог побдеть и единого часа!

Бдите и молитеся, да не внидете в напасть. Дух бодр, плоть же немощна.

И опять отошед, молился, сказав то же слово.

И возвратясь, опять нашел их спящими: ибо очи их отяготели; и не знали, что отвечать Ему.

И приходит в третий раз, и говорит им: спите вы еще и почиваете? Конец настал; пришел час; вот, предается Сын человеческий в руки грешникам;

востаньте, пойдем; вот, приблизился предатель Мой.

И тут, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с оружием и дрекольем, от первосвященников и книжников и старейшин.

Предатель же Его дал им знак, сказав: кого я облобызаю, тот и есть; возьмите Его и ведите сохранно.

И пришед, тотчас подошел к Нему и сказал: Равви! Равви! и облобызал Его.

И они возложили на Него руки свои, и взяли Его.

Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и урезал ему ухо.

И, отвечая, сказал им Иисус: точно на разбойника вышли вы с оружием и дреколиями взять Меня;

всякий день бывал Я при вас в храме и учил; и вы не взяли Меня. Но да сбудется Писание.

Тогда, оставив Его, все бежали.

И один некто, юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, пошел за Ним; и забрали того юношу.

но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.

И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и книжники и старцы.

И Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня.

Первосвященники же и весь сонм искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили.

Ибо многие лжесвидетельствовали на Него; но свидетельства сии не были достаточны.

И иные, востав, лжесвидетельствовали против Него, говоря так:

мы слышали, как Он говорил: разорю храм сей рукотворенный, и через три дня другой нерукотворенный созижду.

Но и такое свидетельство их не было достаточно.

Тогда, став посреди, первосвященник спросил Иисуса: что Ты не отвечаешь ничего, что они против Тебя свидетельствуют?

Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник вопросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?

Иисус же сказал: Я; и узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?

Вы слышали хулу: как вам кажется? Они же все осудили Его, что повинен смерти.

И начали иные плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки; и слуги били Его по ланитам.

А когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из рабынь первосвященника

и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.

Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух.

Рабыня же, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них.

А он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и речь твоя на то похожа.

Он же начал клясться и божиться, что не знаю Человека Сего, о Ком говорите.

И запел петух во второй раз. И вспомянул Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.

Глава 15

И наутрие же рано совет сотворили первосвященники со старцами и книжниками и весь сонм, связав Иисуса, повели и предали Пилату.

И вопросил Его Пилат: Ты ли Царь Иудейский? Он же, отвечая, сказал: ты говоришь.

И стали говорить на Него много первосвященники.

Пилат же опять вопросил Его: ничего не отвечаешь Ты? видишь, сколько на Тебя свидетельствуют.

Но Иисус и тут ничего не отвечал, так что дивился Пилат.

На всякий же праздник отпускал он им одного узника, кого просили.

Тогда был в узах некий, по имени Варавва, и товарищи его, в мятеже сотворившие убийство.

И начал кричать народ и просить того, что всегда для них делал.

Пилат же отвечал им, сказав: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?

Ибо знал, что зависти ради предали Его первосвященники.

Но первосвященники возбудили народ, чтобы лучше Варавву отпустить им.

Пилат же, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал Тому, Кого вы зовете Царем Иудейским?

Они опять закричали: распни Его!

Пилат же сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще крепче кричать стали: распни Его!

И Пилат, хотя народу сотворить угодное, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

Воины же повели Его внутрь двора, то есть, в преторию, и собрали всю спиру,

и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;

и начали кланяться Ему и приговаривать: радуйся, Царь Иудейский!

И били Его по главе тростию, и плевали на Него, и, преклоняя колена, кланялись Ему.

Когда же наругались над Ним, совлекли с Него багряницу, облекли Его в одежды Его и извели Его на распятие.

И забрали проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.

И привели Его на Голгофу место, что значит Лобное место.

И давали Ему пить вино со смирною; но Он не приял.

И распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять.

Был же час третий, и распяли Его.

И было надписание вины Его: Царь Иудейский.

И с Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его.

И исполнилось слово Писания: и со беззаконными вменился (Ис.53:12).

И мимоходящие хулили Его, кивая головами своими и говоря: уа! разоряет храм и в три дня созидает!

Спасися Сам и сниди со креста.

Также и первосвященники с книжниками, ругаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.

Христос, Царь Израилев, пусть снидет ныне со креста; посмотрим и уверуем в Него. И распятые с Ним поносили Его.

И когда пришел шестый час, тьма настала по всей земле, до часа девятого.

И в девятом часу возопил Иисус гласом велиим: Элои! Элои! ламма савахфани? что значит: Боже Мой! Боже Мой! почто Ты Меня оставил?

Иные из стоявших, услышав, говорили: вот, Илию зовет.

А один побежал, наполнил губу уксусом и, надев на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, прийдет ли Илия снять Его.

Иисус же, возгласив гласом велиим, предал дух.

И завеса церковная раздралась на двое, сверху до низу.

Сотник же, стоявший напротив Его, видев, что Он, возгласив так, испустил дух, сказал: воистину Человек Сей Сын был Божий.

Были тут и жены, издали смотревшия; между ними была и Мария Магдалина, и Мария, Иакова малого и Иосии мать, и Саломия;

те же и тогда, как Он был в Галилее, ходили за Ним и служили Ему; и иныя многия, вместе с Ним пришедшия в Иерусалим.

И как уже настал вечер (ибо была пятница, то есть перед субботою),

пришел Иосиф из Аримафеи, благородный член совета и сам чаятель Царствия Божия, дерзнув вошел к Пилату и просил Тела Иисусова.

Пилат дивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его: ужели умер?

И, узнав от сотника, отдал Тело Иосифу.

И, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил его во гробе, иссеченном в каменной скале, и привалил камень к двери гроба.

Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Глава 16

И как прошла суббота, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы пойти помазать Его.

И раным рано, во едину от субботы13, приходят ко гробу, когда воссияло солнце,

и говорят между собою: кто отвалил нам камень от двери гроба?

И воззрев, видят, что отвален камень; а он был очень велик.

И вшед во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, одеянного в белую одежду; и ужаснулись.

Он же говорит им: не ужасайтеся. Иисуса ищете Назарянина, распятого. Востал Он; нет его здесь. Се место, где положили Его;

но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

И исшед, побежали от гроба; и объял их трепет и ужас, и никому ничего не сказали, так боялись.

Воскресши же, Иисус заутра в первую субботу, явился прежде Марии Магдалине, из коей изгнал семь бесов.

Она же пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим;

но они, услышав, что Он жив, и она видела Его, не поверили.

После сего явился в ином образе двум из них, идущим на село.

И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.

Напоследок же явился одиннадцати, возлежавшим, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воставшего не поверили.

И сказал им: идите в мир весь, проповедуйте Евангелие всей твари.

Кто веру имет и крестится, спасен будет; а кто не имет веры, осужден будет.

Знамения же веровавшим такия последуют: именем Моим бесов изгонять будут, станут говорить новыми языками;

будут брать змей; и, если что смертоносное выпьют, не повредит им; на недужных руки возложат, и здравы будут.

И так Господь, сказав им, вознесся на небо и воссел одесную Бога.

Они же пошли и проповедовали везде, и Господь содействовал им и слово утверждал последующими знамениями. Аминь.

* * *

12

У сбора пошлин.

13

В первый день недели.


Источник: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа в новом русском переводе К.П. Победоносцева. - С.-Петербург : Синод. тип., 1906. – VI, 629, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle