Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия
С молитвенным благодарением Богу, заступничеством Святителя Филарета, к моему 80-летию.
Содержание
Заслуженному профессору Московской Духовной Академии К.Е. СКУРАТУ
1. Время святителя Филарета 2. К духовному образу святителя Филарета 3. Догматические темы 4. Мысли экзегетические 5. Путь духовного делания а) Избегай... б) Твори... в) Нищета и богатство 6. Духовное руководство – духовные советы а) Бог – и мы б) Ближние – и мы в) Мы – сами г) Разное 7. Промысл Божий 8. Божия Матерь 9. Молитва а) Молитва в храме б) Молитва вне храма в) Святые таинства 10. Священство 11. Духовная школа 12. Монашество 13. «Кто даст ми криле – полещу и почию в лавре» (святитель Филарет) 14. Чтение священного писания и творений святых отцов церкви 15. Забота о ближних 16. Почтительность к родным 17. Немного о дружбе 18. Церковно-практические и административные советы и распоряжения 19. Взаимоотношения – начальствующие и подчиненные 20. Хозяйственные пожелания 21. Заметки о миссионерстве 22. О переводах на русский язык Священного Писания и творений святых Отцов Церкви 23. Мнения и отзывы о публикациях 24. Забота о единстве Вселенского Православия 25. Суждения о нарушениях церковной дисциплины и Православной веры 26. Праздничные приветствия 27. Почтение к Августейшим 28. Думы об Отечестве 29. Разные наставления 30. Юмор 31. Поучительные рассказы 32. Примеры подвигов 33. Кончина – за гранью земного бытия 34. Просил и себе... Вместо заключения Письма святителя Филарета по времени издания Издания в журналах
Данная работа Константина Ефимовича Скурата, заслуженного профессора Московской Православной Духовной Академии, почетного члена Минской Духовной Академии, доктора Церковной истории – это собрание драгоценных зернышек Богомудрия светлейшего Божия служителя Митрополита Московского Филарета (Дроздова) (1782–1867), разбросанных на тысячах страниц его писем. Цель ее автор так определяет: «Еще и еще послушать самому поучительное слово святого Московского Иерарха и помочь усвоить его ищущим истины и стремящимся к святости».
Надеемся, что любой читатель найдет в этом труде много полезного.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
«01» сентября 2009 г. Москва, Чистый пер. 5. № 5742
Заслуженному профессору Московской Духовной Академии К.Е. СКУРАТУ
Уважаемый Константин Ефимович!
Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни – 80-летием со дня рождения.
Господь наделил Вас многими способностями и дарованиями, творческим и жизненным долголетием. Вся Ваша жизнь, равно как научная и педагогическая деятельность связана с Московской духовной академией. Вы по справедливости носите высокое звание ее заслуженного профессора.
Не один десяток лет Вы с любовью и усердием трудитесь на ниве подготовки будущих служителей и тружеников Церкви Христовой. Вас знают, глубоко уважают и с благодарностью вспоминают очень многие люди, как в Академии, так и далеко за ее пределами. Эти искренние чувства коллег и учеников – плод многолетнего педагогического труда и духовного подвига, которым Вы подвизаетесь с присущей Вам скромностью и полной самоотдачей.
Ныне наша Церковь особо нуждается в высокообразованных и духовно опытных наставниках. Будучи человеком обширных знаний, большого жизненного опыта, горячей веры и верности своему призванию, Вы являете достойный пример церковного послушания и служения мирянина в Церкви.
В этот памятный день молитвенно желаю Вам, уважаемый Константин Ефимович, крепости душевных и телесных сил, вдохновения и всякого благополучия.
Да благословит Господь Ваши дальнейшие труды во благо Церкви Христовой, храня Вас в добром здравии на многая лета.
КАНЦЕЛЯРИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
119034, Москва, Чистый пер., 5 Тел. 201–23–40
№ 4231
«15» 06 2006 г.
Константину Ефимовичу Скурату, заслуженному профессору МДА, почетному члену минской духовной академии
Канцелярия Московской Патриархии сообщает Вам резолюцию ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА, положенную на Вашем прошении о благословении на издание Ваших трудов в одиннадцати томах:
«12.VI.2006 г. Божие благословение да сопутствует изданию Ваших, дорогой Константин Ефимович, трудов в 11 томах.
Имея огромный богословский, научный и жизненный опыт – очень важно им поделиться с теми, кто будет читать Ваши труды.
Надеюсь также быть среди них».
Архиепископ истринский, викарий святейшего патриарха Московского и всея Руси
Предисловие
«Да сеет человек доброе семя в душу, да поливает, да хранит посеянное и да ожидает милости от Бога, Который един возращает» (21:44)1.
Смотрю на кипы лежащих передо мной книг с письмами святителя Московского Филарета и думаю: успею ли я в вечер моей жизни (накануне восьмидесятилетия) выполнить задуманный труд? И лишь вера в небесное предстательство Святителя (см. о сем в моей брошюре: «Необыкновенное в обыкновенном». Клин, 1999. С. 32–37. – «Святитель Филарет позвал»2) призывает меня внести свою лепту в богатейшую сокровищницу исследований величайшего подвига светлейшего Божия служителя – собрать драгоценные зернышки Богомудрия, разбросанные на тысячах страниц его писем.
Трудность решения поставленной мной самим перед собой задачи привела меня и тому, что поначалу я хотел было ограничиться лишь знакомством с теми письмами, которые опубликованы в наше время (в конце XX века и начале XXI). Эта работа сравнительно нетрудная, и я ее выполнил довольно легко. Тема ее такая: «К духовному облику христианина (по письмам и мнениям святителя Филарета (Дроздова))». Кстати, использованные в ней письма я стараюсь, по возможности, в новом труде не повторять3.
Цель одна: еще и еще послушать самому поучительное слово святого Московского Иерарха и помочь усвоить его ищущим истины и стремящимся к святости.
* * *
Святитель Филарет – это светлая душа, это пламенное сердце, сеявшее и сеявшее, не взирая на свои немощи, доброе семя веры и любви. При его благодатном свете и тепле духовно созревали поколения славных чад Русской Православной Церкви. Немало иерархов, занимавших высокие посты, воспиталось под его мудрым руководством. Описывая кончину и погребение святителя Филарета, его современник Андрей Николаевич Муравьев сообщал: «Одного лишь человека не стало в мире, и едва ли целое поколение может наполнить собою эту пустоту!.. Филаретом дышала вся Москва, даже бездыханным!» (4:669, 677).
Ныне – сегодня – по мере удаления от дня кончины Святителя, светлая его личность сияет все ярче, осиявая монашество, духовные школы, пастырей и паству Отечественной Церкви и не только сие... Сам Святитель вот что писал в 1855 г. со свойственным ему глубоким смирением: «Можете сказать, что я выступил из своих пределов... Знал бы я свою епархию. Прошу прощения. Во время бури, думаю, и матросу позволительно сказать начальнику корабля, что есть повреждение в нем» (19–2:28).
Письма Великого Иерарха можно охарактеризовать одним словом – драгоценны. Примечательно, что они сохранились и как будто бы все. Лица разных званий, состояний, с которыми он переписывался, берегли их как самое дорогое сокровище. Видимо, черновики отдельных писем сохранились и самим автором, о чем свидетельствуется в его письме к А. Н. Муравьеву: «Хорошо, что я, против обыкновения, оставил у себя список с моего письма и могу на него указывать с точностью» (4:230).
Содержание писем весьма разнообразно. В них даются отеческие наставления, христианские советы, решаются трудные вопросы, недоумения... Святитель то предостерегает и вразумляет, то разделяет заботы духовных чад, руководит их в делах семейных, житейских, вникает в иноческие подвиги и указует братии прямые пути в духовном возрастании, заботится о духовных школах, показывает неправоту отступников от Святой Церкви, от Святого Православия, поддерживает миссионерское служение, следит за издаваемой литературой, дает на нее или одобрительные отзывы или делает замечания, являет благоговейное почтение и верноподданичество Августейшим особам, выражает чувства патриотические... Строгий к себе, Святитель, – свидетельствует его современник, – «и от подданных требует неуклонного исполнения их обязанностей; но строгость начальственных взысканий смягчает отеческой любовью и старается скорее уврачевать греховные язвы, нежели наказать согрешившего». Впрочем, поблажки не допускает. «Дар прощать выше дара исправлять наказанием», – говорит он сам, – но «успевает тот, кто берется за дело своея меры» (7:VI-VII).
Письма Святителя дают богатый материал для характеристики его самого и его времени. «Это в некотором роде дневник должностных занятий Митрополита, в высшей степени любопытный и поучительный» (22:IV). Читатель видит покорность воле Божией, любвеобильность, попечительность, покровительство, врачевство в скорбях, помощь в нужде. – «Дело благотворения он ставит выше заботливости об украшении и благолепии священнослужения» (7:ХІ). – С радующимися он радуется, со скорбящими скорбит и открывает им свои отеческие объятия.
Письма дышат глубоким смирением автора, проникнуты пламенной любовью к Святой Церкви и Святому Православию, – к Истине. Именно в них ярко выражается его неукоризненное Православие. В одном из своих писем к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Антонию святой Митрополит писал: «Надобно опасаться, чтобы не написать больше того, что говорит истина или меньше того. Сия осторожность не так трудна: и она только надобна (7:16. Ср.: 23:40).
Язык писем Святителя, как и всех прочих его творений, при всем разнообразии их содержания, отличается ясностью, выразительностью, точностью, богатством, а подчас и тонким юмором.
Но подчеркивая значимость писем Святителя, надо иметь ввиду и следующее его свидетельство: «Говорить чрез письма не всегда так удобно, как лично» (7:16). «Это правда; потому что в разговоре неясное и неполное тотчас объясняется и дополняется» (19–2:117). Более того, мне вспоминаются сейчас духоносные слова весьма почитаемого мной ныне здравствующего московского протоиерея Сергия Правдолюбова, – в семье которого есть и новомученик, и исповедник, – слова, указывающие очень важный ориентир при чтении писем: они «написаны тем или другим лицам, находящимся в тех, а не в других обстоятельствах. Поэтому автоматически применять их к себе как благословение, данное не только адресату письма, но и читателю, будет неправильно и самонадеянно и может привести не к тем результатам, которые ожидает читатель» (Прот. Сергий Правдолюбов. Об отце Иоанне Крестьянкине. М., «Святитель Киприан», 2008. С. 75). И сам святитель Филарет пишет: «Впрочем, в подробностях... не связывайте себя моими решениями, чтобы вам свободнее было поступать по рассуждению и по требованию обстоятельств... Докажите мне противное – я переменю» (7:5).
* * *
Святителю отче Филарете! Помоги! И если что-то будет сказано не так, как следовало бы и как тебе хотелось бы, прости!
Да не осудит строго меня и читатель в мой последний час, а вместо сего помянет меня и моих родных в своих святых молитвах. Да хранит и его Господь!
Тропарь святителю Филарету Московскому, глас 4-й:
Духа Свята́го благодать стяжа́в, богому́дре святителю Филаре́те, и́стину и правду ра́зумом просвеще́нным лю́дем пропове́дал еси́, мир и ми́лость сердцем умиле́нным стра́ждущим яви́л еси́, я́ко учитель веры и страж неусы́пный паству Российскую жезлом пра́вости сохранил еси́. Сего́ ра́ди, ко Христу Богу дерзнове́ние име́я, моли́ дарова́ти Церкви утвержде́ние, лю́дем и душа́м нашим спасение.
Кондак, глас 2-й:
Яко и́стинный подража́тель преподо́бнаго Се́ргия, доброде́тель измла́да возлюби́л еси́, богоблаже́нне Филаре́те. я́ко па́стырь пра́ведный и испове́дник непоро́чный, по святе́м преставле́нии от безбо́жных поруга́ние и поноше́ния прия́л еси́, Бог же зна́меньми и чудесы́ тя просла́ви и засту́пника Це́ркве на́шея яви́.
* * *
Сноски указываются цифрами, заключенными в скобках и разделенными двоеточием. Цифры перед двоеточием означают порядковый номер используемого источника (см. перечисление в списке в конце), после двоеточия – страницы данного источника. Знаки препинания и орфография иногда мной изменяются.
Материалы данной брошюры предполагается опубликовать в собрании моих трудов.
Примечание. В данной работе почти не использованы следующие известные мне издания писем святителя Филарета: 1) Переписка Филарета, митрополита Московского, с С.Д. Нечаевым. СПб., 1895 (в списке источников № 22) и 2) Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским. М., 1905 (в списке источников № 24). Объясняется это тем, что и в первой книге, и во второй имеются алфавитные указатели не только «личных имен», но и «предметов» (в первой книге на с. 273–288, во второй – 367–387). Следовательно, любой читатель может без особых затруднений найти то, что его интересует.