профессор Константин Ефимович Скурат

18. Церковно-практические и административные советы и распоряжения

«Мир Господень с Вами» (14:235)

Советы и распоряжения святого Филарета данного порядка во многом имеют значение почти единичное, примененное к определенным обстоятельствам и условиям жизни, потому они не вызывают у читателя особого интереса, к тому же и привести их в систему не просто (последнее, впрочем, присутствует и в другой тематике). Но некоторые из них полезно вспомнить.

Святитель советует:

В наших поступках, действиях ценна отважность, но непременно – с осторожностью (14:200). Осторожность нужна «и при справедливости действования» (14:199); не излишне она при обращении «с людьми, которые уже известны, как не мирные и хитрые» (14:209). Также надобно наблюдать ее при чтении распространяемой неправославной, или сомнительно православной, литературы: «Книжка, о которой пишете, горька и вредит. Надобно бы написать, сколько тут правды и сколько неправды, потому что слишком верят. Но у нас мало деятельности и мало общения, и побуждения к деятельности. В наставлении рукоположенному викарию я почти жаловался на недостаток общения между епископами15. Не знаю, обратят ли внимание или только прогневаются... Статью «Общество и духовенство», по моему мнению, нельзя много хвалить. Она унижается, ласкаясь к светским, и своих защищает не верно. Говорит, что священников худыми делают прихожане. На это скажу: следственно, вы признаете, что священники худы, и что они не возвышаются до того, чтобы улучшать прихожан, а унижаются до последования их порокам. Незавидна и статья о Парижском проповеднике, которая усиленно его хвалит... Православие требует защиты, но надобно остерегаться, чтобы защита не оказалась такой, о какой написана следующая эпиграмма: Религия от всех страдает: Волтер бранит ее, Кутузов защищает» (14:189, 191, 192).

С осторожностью должно быть неразрывно связано в поступках благоразумие. Своему бывшему викарию епископу Тульскому Алексию Святитель писал: «Если правда, что порочному священнику дали Вы право приискивать к дочери жениха с обещанием ему места, то сомневаюсь, доброе ли это дело человеколюбия... Чего ожидать жениху дочери порочного отца, не имеющей и матери?» (14:201). И по другому делу к тому же епископу: «Напрасно Вы хотели по домашнему делать дела официальные, особенно в краю, где придирки подчиненных к начальству не редкость. Надлежало принять от игумении прошение, поручить дознание и рассмотрение консистории: Вы стояли бы на амвоне и смотрели бы, как люди ниже амвона спорят между собой, и ожидали бы спокойно, когда дело выяснится, и Вам будет можно сказать решительное слово» (14:201). «Впрочем, будьте великодушны. В искушении надобно не скорбеть бесполезно, а просить Бога об облегчении искушения и о милосердом охранении в грядущее время, о чем и молюсь с Вами» (14:5). Во всех случаях следует помнить, что «чужие ошибки не оправдывают наших; и за то, что нам указывают наши ошибки, не должно скучать своим местом и желать другого, в котором встретиться могут свои неприятности, может быть, тем более уязвляющие, если мы, перекидывая себя с места на место по произволу, сами на них наткнемся» (15:28).

Святой Филарет не советует уводить – «искушать» – братию Лавры приглашениями. «Из нее нередко крадут людей и возводят на высшие должности, а от сего родится искушение честолюбия. Благодарение Господу, люди есть, но место требует многих и многого от них» (19–1:199). А вот причетников отпускает «столько, сколько угодно, только бы пошли» (19–1:199). Вступающему же в монастырь рекомендуется предварительно узнать, «в какое общество он вступит и какого наставника получит» (14:80).

Святитель считает необходимым снабдить, хотя и не вдруг, «консисторию и кафедральный собор способными и благонадежными членами, хотя некоторыми, если нельзя всеми. Если кто в другом месте лишился доверия и удален от должности – в сем уже заключается для начальства право отнять от него почетное в епархии место» (19–1:199).

Советует и требует святой Филарет поддерживать правду, действовать добросовестно и законно с долготерпением: «В определенном деле, где правда сильна, и видно, что ей препятствуют, можно просить, чтобы поддержали правду, Вами защищаемую. А поддержание неопределенного требования может быть не понятно или понято не в желаемом смысле» (14:198). «Действовать надобно и добросовестно... и законно, и с особенной осторожностью, где есть наклонность к ябеде» (14:222). «На прошении Вашего священника я написал бы: ...Слово Апостольское говорит: пасите, еже в вас стадо Божие, не нуждею, но волею. И еще: настой благовремение и безвременне – со всяким долготерпением» (14:267).

Как бы мимоходом – в конце письма к княгине С. И. Баратаевой – Московский Иерарх дает очень важный совет: «Если можно приложить попечение о брошенных отцом детях – это доброе дело» (21:62).

Еще ряд практических советов, хотя и не имеющих тесной связи между собой: о пользовании испытываемым, об употреблении денег и о благоразумной жене. – «Не время на север; пользуйтесь испытываемым уже благорастворенным воздухом юга» (14:234). «Если деньги теперь не надобны – можете оставить до случая надобности» (21:62). «Если жена идет в светское общество не по страсти, а по неволе – это хорошо. Пусть она думает, что исполняет долг, делая угодное мужу, и будет спокойна» (21:54).

Полезны и следующие суждения Святителя в разных областях церковной жизни:

«Изображению Распятого Спасителя почему не быть над постелью? Но притом надобно, чтобы близость сего изображения напоминала Вам присутствие Изображенного, и чтобы Вы тем пробуждали себя к молитве и благоговейному размышлению, а праздные и суетные мысли отгоняли. Нощию взысках Бога. «Поминах Тя на постели моей» (Пс. 76:3; 62:7)» (29:220)... «Признания не постыдны, а почтенны, потому что свидетельствуют о желании исправления; неужели сие неизвестно еще прежде признания? Будет время, когда книга жизни нашей раскроется пред Небом и землей; как сей стыд выдержать и предупредить? Не иначе как смиримся в нынешних частных признаниях. А чтобы поставить стыд на место, ему принадлежащее, постыдимся пред видящим тайны наши Богом делать и мыслить то, в чем стыдимся признаваться пред людьми» (29:245)... «Грозящий мстить до смерти подлинно ужасен, но и тот, кто решился на сие ответствовать подобным образом, не на приятное решился. Нельзя охотно согласиться поставить себя в близость с первым, и с последним не всякий согласится» (29:257)... Об очищении от унии: «Не малый, думаю, надлежит Вам труд в очищении Православия от праха прежней унии. Циркулярные подтвердительные предписания не сильно ведут к цели. Нужно найти в духовенстве людей, особенно преданных православию и своему служению, и их со вниманием, благоволением и терпением направлять и поддерживать. Для них особенно должны быть открыты отношения к начальству свободные и простые. Тогда можно пробудить действование одушевленное и можно возбудить других к подражанию» (19–1:199)... Об единоверии: «Инок Пафнутий, способный и сведущий преимущественно пред другими, пришедшими в единоверие из Православия, может быть полезным настоятелем монастыря. Но он теперь у нас делает дело миссионера; и от сего не должно отторгать его. Но мы надеемся, что благодать Божия найдет еще в лжеиерархии искренно ищущих истины и спасения, и приведет к истинной Церкви; тогда может открыться возможность поделиться с единоверцами, аще Господь изволит» (15:53).

Особое суждение Святителя о тех христианах, которые участвовали в пиршествах у еврея на первой недели поста. «Вы говорите, написать ли начальству... Исправятся ли? Вероятно, только оскорбятся и поищут случая заплатить неудовольствием за неудовольствие. Призвание же наше, по возможности, исправлять людей, а не раздражать. Коему можно, надобно сказать с кротостью и доброжелательством наедине, как оскорбительно для Церкви и для него лично презреть благочестивые правила, чтобы уловить сладкий кусок или приятный звук, и как это соблазнительно для других; и горе тому, кем соблазн приходит. Потом учить и обличать в проповедях, без близкого указания на лица» (14:272).

Ставили перед Святителем и такой вопрос: «Как узнать, возрожден ли человек?» – ответ: «Да нужно ли о сем извещать его? Мысль найти себя возрожденным не повредила ли бы самому делу возрождения? Довольно, что Евангелие показало средство возрождения: веру, молитву, Таинства, заповеди. Употребляйте тщательно средства – и верю, Господь совершит свое дело. Возрожденные “от Бога родишася”» (Ин. 1:13) (29:364).

Святитель делает распоряжения, суть которых можно свести к следующим его утверждениям: «Где есть беспорядки – надобно, как можно, тихо приводить людей в порядок, чтобы порядок не показался стеснением» (14:165). «Должны взирать на волю и устроение Божие, и где Провидением Божиим наставлены, там по возможности трудиться и действовать» (9:81).

Настоятельно рекомендует Святитель архиепископу Алексию поступать не только строго, а и снисходительно. – «В один год отрешить двадцать благочинных – много. Стоило бы труда рассмотреть, не довольно ли десять худших отрешить, а десять оставить с особенным над ними наблюдением, не окажут ли исправления. Виновности не многим могут быть известны, а резкая мера может бросится всем в глаза и дать виновным случай говорить, что страждут от строгости. Не только надобно поступать справедливо, но и с умеренностью, и с предусмотрением, чтобы и строгость и снисхождение вели к улучшению дел и людей» (14:198). А вот того «благочинного, который ради скуки просит в квартиру винца, конечно, надобно удалить от сей должности» (14:212). В Подворье же святой Лавры «не худо бы иметь не одного (священнослужителя. – К. С.) на долгое время, а переменять одного другим, чтобы не слишком привыкали к городу и не забывали монастыря» (9:73).                                  

Выражая несогласие с попытками некоторой братии избирать игумена демократическим методом, святой Филарет ставит вопросы, в которых виден и ответ: «Хорошо ли огласить демократический образ поставления игумена, состоящий в том, что избранный братией, при пении тропаря, входит в алтарь, поклоняется трижды пред Трапезой, берет лежащий на ней Типик и прислоненный к ней жезл, и братия поют: достоин, достоин? Не будет ли это услугой раскольникам, которые имеют нужду в доставлении церковного начальства без священноначалия?» (14:44). Не одобряет он выборное начало, прилагаемое к благочинным: «Когда рассуждали с одним светским человеком, основательным и опытным, о выборном начале, я упомянул, что некоторые архиереи положили оное к избранию благочинных; тогда он сказал: это нелепо; благочинный – доверенное лицо архиерея; как могут посторонние подставлять человеку, против его убеждений, доверенное лицо? Выборное начало приложить можно к должностям духовников, депутатов, членов духовных правлений, и даже консисторий. Не удобнее ли в сем случае согласиться со светским человеком?» (23:105). Критически также относится он и к практике священнослужителей быть одновременно и сторожами храма: «Если священнослужители сделаются сторожами церкви, то с них взыскивать будут пропажу. Но как будут они стеречь? Будут ли причетники проводить ночь без сна и приходить к утрени, чтобы дремать в церкви? Священник с причетником уедут ночью к больному: кто будет отвечать?» (14:147).

Любопытно суждение святого Архипастыря о том, как встречать приходящих на прием. «Думаю, – говорит он, – что достойного протоиерея, благочинного, даже простого священника архиерей с удовольствием посадит, когда принимает его неофициально, или и по делу, когда дело требует времени для объяснения. Но когда приходят люди один за другим, с прошением, с донесением, с вопросом – когда тут каждого сажать и входить в сношения с вежливостями? И когда придет к Вам священник с несколькими крестьянами, по делу церковному – извольте усадить их всех. И когда скажут Вам, что пришел священник, и Вы, не догадавшись, посадите осужденного и запрещенного, и уничтожите достоинство почести, оказываемой Вами другим – и вместо признательности к Вашему снисхождению, будет рассказывать о сем со смехом. Сажают ли в присутственном месте каждого просителя? Начальник в часы должностного приема то же, что присутственное место. – Неучившиеся нынешней гуманности архиереи сажают подле себя и простого, и монаха, и крестьянина, но не всякого» (14:211–212).

Строго и требовательно относится святой Иерарх к послушанию эконома: «Об экономе Сухаревского подворья есть достойное веры сведение, что он в Петербурге не пользуется добрым мнением, что служение в церкви небрежно, и что в прошедшую Пасху был с ним во время служения в церкви припадок, от которого он упал... Махричский строитель, думаю, может быть хорошим экономом Лавры» (9:186).

Касается Святитель своими распоряжениями и Духовной Школы:

«Время ревизий можете определить сами по удобности для Вас и Семинарий. А я скажу одно: лучше не медлить, чтобы не углубляться в осень. Ректорскую должность на время отсутствия Вашего поручить надобно и удобнее протоиерею Голубинскому» (14:31). И о студентах: «Заметьте плоды человекоугодничества, по которому недостойные студенты вписываются в первый разряд по поведению. Лучше бы назвать недостойного недостойным и выгнать, нежели подвергнуть Академию нареканию бедственным происшествием» (14:4). «Один из бывших в Лавре с высокими гостями заметил, что студенты не благовидно смотрят. Можете сказать студентам и семинаристам, что при необыкновенных посещениях не надобно позволять себе смущения или радости, так как и не нужно принимать искусственного вида веселости, а надобно сохранять присутствие духа и спокойствие. Такое предварительное охранение себя полезно и для того, чтобы в случае вопроса, или испытания, не запутать смущением своего ответа и не затмить познания» (14:43).

Делаются святым Иерархом своевременные указания о необходимости благоговейного поведения в святом храме и такого же отношения ко всему тому, что в нем имеется:

«Что в Семинарской церкви на хорах найдены конфетные обертки, того нельзя извинять, а надобно попещись об исправлении» (14:2). «Если старого иконостаса не берут в церковь – можете отдать резчику с условием, чтобы дерево употреблено было опять на иконостас, и чтобы стружки и щепы, остающиеся от него, сожжены были в печи, а не брошены на двор или в грязь» (14:43). Что касается новых храмов, то «построение монастыря желательно, но сомнительно. В Святейший Синод нельзя представить иначе, как с указанием способов и построения и содержания. Если начнете строить церковь под именем домовой и донесете Святейшему Синоду – кто поручится, что не вздумают прислать Вам вопросы, на которые трудно будет отвечать? Если не донесете – у Вас могут оказаться люди, которые донесут по своему и причинят затруднение. И что если начнете строить, и вдруг способы пресекутся?» (14:199–200).

Давая те или иные распоряжения, Святитель замечает, что в решении дел для вящей пользы надо советоваться друг с другом – и старшим, и младшим: «Мы старые люди не стыдимся советоваться с младшими: тем паче не грех младшим советоваться со старшими в делах, в которых нет еще опытности» (14:79). Видно, что Святитель сам так и поступал. «Что делать с Никанором, не знаю, особенно заочно, – пишет он наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Афанасию. – Болезнь полудуховная: и потому трудная к хождению за нею; хотя при удачном хождении не опасная. Надобно, чтобы во время припадков задумчивости был при нем человек, который бы расположен был попещись о нем с кротостью и любовью, и к которому бы он имел некоторую доверенность. Не надобно с ним усильно спорить, но, применяясь к нему, потихоньку приводить его в спокойное расположение. Советовать ему, чтобы, как можно, часто призывал со смирением Господа Иисуса, и отдавал себя в волю Его; а на бродящие мысли и чувствования, как можно, не обращал бы внимания, как будто они чужие. Нужно также, чтобы он, как можно, часто и искренно открывал совесть, и что в нем происходит... Сколько можно, не оставляйте его... Но заметьте, что во время припадков надзор за ним нужен, не всегда приметный, но всегда неослабный. Враг хитр и нагл» (17:20).

Итак, святой Архипастырь, давая советы и делая распоряжения, учит: «Укрепляйте себя в трудностях надеждой на Бога... Не предлагайте трудного поста менее крепкому и менее опытному, чтобы себе избрать совершенное бездействие» (14:234). И паки замечает: «Мне на сих днях диакон пишет в прошении, что я не так управляю, как надобно; и что по моей кончине Московское духовенство будет преобразовано. Читаю и думаю: да дарует Бог лучшее. А при том не с голода ли он пишет? Нельзя ли дать ему положение менее скудное, поколику справедливость позволит?» (14:235).

Наконец: «В преддверии покаяния, простите меня. Мир Господень с Вами» (14:235).

* * *

15

Вот что говорил тогда святой Филарет, обращаясь к новопоставленному Дмитровскому епископу Порфирию: «У нас не многие из епископов необходимо поставлены в совещательные сношения с старейшими: не знаю, многие ли расположены входить в такие сношения добровольно, по наставлению Синодального устава... Но понятно, само собой, что при недостатке епископских общений, опытность одних не может приносить плодов, которая могла бы принести посредством советов, и неопытность других может иногда приносить незрелые плоды незрело обдуманного действования» (14:189–190. В примеч.).



Источник: К. Е. Скурат. Алфавит духовный. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского. — М.: «Ковчег», 2010. — 368 с. 5-98317-170-4

Вам может быть интересно:

1. Алфавит духовный. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского – 27. Почтение к Августейшим профессор Константин Ефимович Скурат 4,6K 

2. Алфавит духовный. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского – 23. Мнения и отзывы о публикациях профессор Константин Ефимович Скурат 4,6K 

3. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов и писателей Церкви до Оригена включительно – Приложение профессор Александр Львович Катанский 1,6K 

4. Максим Грек и его время – Глава II. Выбор книги для перевода. Кому могла принадлежать инициатива в этом деле. Избрание Максима Грека и его назначение. Отношение к... профессор Владимир Степанович Иконников 16,6K 

5. Максим Грек и его время – Глава 3. Политические и нравственные черты византийского общества в эпоху упадка. Латинское и турецкое завоевания. Умственное... профессор Владимир Степанович Иконников 16,6K 

6. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов и писателей Церкви до Оригена включительно – VI.Тертуллиан профессор Александр Львович Катанский 1,6K 

7. Пророк Малахия Павел Васильевич Тихомиров 2,9K 

8. Свобода веры в России Сергей Петрович Мельгунов 134 

9. Церковь в новой России Сергей Петрович Мельгунов 140 

10. Сочинения по археологии и истории искусства. Том 3 профессор Фёдор Иванович Буслаев 126 

Комментарии для сайта Cackle