Вместо заключения
Заключить все сказанное в предложенном мною труде хотелось бы не моими словами, а словами того же глубоко духовного по своему содержанию Глинского патерика.
Почему я так хочу поступить? Потому, что, как мне кажется, читатель ждет не слова мирянина, нуждающегося в руководстве, а наставления носителя священного сана, который опытно познал, что есть духовная жизнь, который уже здесь, на нашей земле, стоял у Жертвенника Божия, а там, на Небе, стоит у Престола Господня. А такие наставления и несет нам Глинский патерик.
«Ради Господа понеси охотно все скорби и тесноты, во всем трезвись и “злопостражди, яко добр воин Иисус Христов” (2Тим.2:3); ибо Сам Господь Бог “нас ради обнища, богатый сый в милости” (2Кор.8:9), да и мы обогатимся Царствием Его. Подражая Господу, терпи все ради Его и преуспевай в исполнении заповедей Его день и ночь. Сам Господь сказал: “Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет” (Мф.16:24). Взять крест значит быть всегда готовым даже до смерти на всякое исполнение заповедей Господних: алкать и томиться жаждой, принимать досады и укоризны, поношения и гонения и всякие скорби, которыми достигается истинная жизнь по Боге» (87).
«С самого начала следует от всего сердца призвать в помощь многомилостивого Подвигоположника нашего Иисуса Христа, дабы “иго Его” тебе “было благо”. Моли Господа излить в сердце твое огнь Его любви, возбуждающий разумно и неослабно проходить душевные и телесные подвиги, укрепляющие тебя в вере; да не придешь в отчаяние, когда приступят к тебе искушения, страсти, немощи и недоумения» (86).
«Простите меня сердечно, если какое-нибудь слово, писанное мной, оскорбило вас; да воздаст вам Господь все благое и да сохранит вас от того, что есть злое. Буди вам мир на сердце и благоволение Божие во спасение, и мое буди вам благословение»
(Иеросхимонах Макарий, †1864. – 258).