IV. Защита Магистерских и Докторских Диссертаций
1. Защита магистерской диссертации митрополитом Ленинградский и Новгородским НИКОДИМОМ
Состоявшаяся 15 апреля 1970 года защита Высокопреосвященнейшим Митрополитом Ленинградским и Новгородским, Председателем Отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата, Постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви Никодимом магистерской диссертации на тему: «Иоанн XXIII, папа Римский» явилась большим событием в жизни Московской Духовной Академии.
Представленная Высокопреосвященнейшим Владыкой диссертация состоит из Предисловия, пяти глав и заключения (свыше 660 страниц плотного машинописного текста). С многочисленных фотографий, украшающих ученый труд, глядят на читателя глаза «доброго папы», незаурядного Римского первосвященника, умеющего смотреть глубоко и отлично взвешивать обстоятельства времени, прекрасно выбирать средства к достижению намеченной цели.
Как метко охарактеризовал один из официальных оппонентов профессор Димитрий Петрович Огицкий, труд Митрополита Никодима, виднейшего и влиятельнейшего экуменического деятеля Русской Православной Церкви, имеет «экуменическую направленность и особую, вытекающую отсюда, значимость». При чтении его легко убедиться, что написан он в духе, «характерном для межхристианских отношений последнего времени и глубоко проникнут этим новым духом. Еще 15 лет тому назад трудно было представить возможной работу русского православного архиерея, посвященную современному нам Римскому папе, в которой об этом папе говорилось бы только положительное и которая выглядела бы местами почти как популяризация его идей». Впрочем, сам Высокопреосвященнейший автор указывает особенность своего исследования, когда говорит о той цели, какую он преследовал при работе, а именно: показать «кто был и как жил, трудился и умер тот, кто оказал существенное влияние на динамическое развитие и будущее не только Католической Церкви, но и, в значительной степени, всего христианства, поскольку он создал новую атмосферу во взаимоотношениях католического Рима с множеством не римских христиан и со всеми людьми доброй воли» (стр. 655). «Мы, – пишет Митрополит Никодим, – взяли на себя труд, не создавая панегирика, по возможности объективно воссоздать облик этого незаурядного человека, христианина, служителя Христова, предстоятеля Римско-Католической Церкви» (стр. 3). И необходимо сразу же отметить, что поставленная цель достигнута в совершенстве.
В первой главе дается очерк жизни папы Иоанна XXIII до вступления на Римский престол. Подробно и интересно излагаются все этапы, – которых насчитывается четыре, – развития деятельности и миросозерцания будущего папы. Первый этап – пребывание в родной живописной деревушке Сотто-иль-Монте (в переводе на русский язык – «под горою») у подножия Альп, в северной провинции Италии Бергамо, в благочестивой христианской семье, а затем годы учебы, работы при Бергамском епископе и т. д. Об этом периоде своей жизни папа Иоанн XXIII говорил: «Я вышел из смирения, милость Господня поможет мне никогда не забывать мою деревню и поля, где мои родные трудятся в простоте и доверии, глядя на солнце, которое отражает величие Божие» (стр. 14). Второй период жизни Анжело Джузеппе Ронкалли – папы Иоанна XXIII – время деятельности на Востоке; третий период – период нунциатуры во Франции и четвертый – патриаршества в Венеции.
Во второй главе диссертации раскрывается понтификат папы Иоанна XXIII по темам: первые шаги после избрания на Римский престол, назначения новых кардиналов, Римский Синод, подготовка служителей Церкви, проявление пастырского душепопечительства, встречи с государственными деятелями и контакты с общественностью. Третья глава отводится описанию социальной деятельности папы Иоанна XXIII. Здесь отмечаются позиции Римского первосвященника в социальных вопросах, – позиции, вытекающие «из признания факта неупорядоченности в мире общественных отношений и стремления преодолеть их» (стр. 344). Четвертая глава носит название: «Папа Иоанн XXIII и Второй Ватиканский собор». Сделав небольшой экскурс в историю и вспомнив некоторые факты, предшествовавшие «грандиозному событию в жизни Римско-Католической Церкви» (стр. 404), Высокопреосвященнейший Митрополит Никодим говорит о решении папы Иоанна XXIII созвать Второй Ватиканский собор и той роли, которую он сыграл в организации и деятельности собора. Особое внимание в диссертации уделяется миротворческому служению папы Иоанна XXIII (глава пятая). Еще при возведении в сан епископа монсеньор Анжело Ронкалли избрал своим девизом: «Послушание и мир» и этому девизу он следовал всю жизнь (стр. 49). «Не будет преувеличением сказать, – пишет Митрополит Никодим, – что весь понтификат папы Иоанна XXIII – это служение миру. В этом единодушны все исследователи его жизни, в этом единодушны представители всех идеологических течений современности» (стр. 554). Многочисленные выступления папы на аудиенциях, перед паломниками, по радио и телевидению, все его праздничные послания к Святой Пасхе и Рождеству Христову проникнуты идеями мира и мирного сосуществования. Высокопреосвященнейший автор диссертации обстоятельнейшим образом излагает и анализирует обнародованную 11 апреля 1963 года (незадолго до кончины, последовавшей в июне 1963 г.) энциклику «Pacem in terris» – этот уникальный документ, явившийся своего рода «лебединой песней» папы-миротворца.
«По мысли папы Иоанна XXIII, – свидетельствует Митрополит Никодим, – в фундамент построения мира заложены четыре идеи: истина, справедливость, любовь и свобода. Эти идеи составляют осуществление порядка, установленного в мире Богом при его творении и сохраняемого Промыслом Божиим. Они возвещены в Божествен– ном Откровении как сверхъестественном, так и естественном» (стр. 609–610).
Просматривая данную диссертацию, поражаешься тем разнообразием предметов, по которым высказывался глава Католической Церкви вслух всего человечества. «Папа мира», как его называли уже современники, ознаменовал свою деятельность глубоко христианским и реалистическим подходом к решению важнейших проблем современных людей. Уже в первых своих словах от 29 октября 1958 года папа Иоанн XXIII четко определил то, что его понтификат будет служить свершению Первосвященнической молитвы Христа Спасителя о единстве всех его последователей. Если раньше и предпринимались Римским престолом попытки к ликвидации разделений, то всегда верх вновь брали разногласия.
Папа Иоанн XXIII сознательно поставил весь свой понтификат под знамя христианского единства, что привело к появлению нового климата во взаимоотношениях католиков с неримскими христианами. Хотя он и подчеркивая, что Рим является «отеческим домом для всех христиан», но неоднократно и повторял: «Все верующие и крещенные являются истинными христианами! Они наши братья!» (стр. 649). Созвав Второй Ватиканский собор, он рекомендовал католическому епископату обращать свой взор не на прошлое время, время разделений, а смело посмотреть в глаза будущему, не искать в историческом прошлом виновных и невиновных, а протянуть всем братьям руку с призывом Спасителя: «да будут все едино». Создавая благоприятную обстановку к процессу воссоединения, делая действенным экуменический дух Католической Церкви, Римский первосвященник в 1960 г. учреждает Секретариат по содействию христианскому единству. «Это была целиком его собственная идея. Новая организация не была ни подразделением курии, ни соборной комиссией (хотя потом ей был дан статус последней), а независимым органом. Его независимость от существующего церковного управления позволила ему стать наиболее гибким и влиятельным инструментом папской экуменической линии, средством осуществления контактов с христианскими церквами и общинами» (стр. 651). И уже в феврале 1961 г. через председателя этого Секретариата кардинала Беа папа Иоанн XXIII объявил о своем желании установить сотрудничество со Всемирным Советом Церквей, способствующим восстановлению христианского единства. Свою добрую экуменическую настроенность папа Иоанн XXIII проявляя неоднократно. Проводя экуменическую линию, Римский епископ немало сказал теплых слов и в адрес православных.
В диссертации убедительно показан огромный вклад папы в область обновления Римско-Католической Церкви под им же самим провозглашенным лозунгом «аджорнаменто». «Открыть Церковь для всех людей доброй воли, сделать Церковь как можно более человечной, как можно более доступной, понятной и в то же время величественной, сделать христианское милосердие естественным для всех – вот основная задача его понтификата» (стр. 7).
Оценивая коммунизм, папа Иоанн XXIII проводил четкое разграничена между политическо-экономическим содержанием его и атеизмом. Не выступая против коммунизма как социально-экономической программы, он призывал к противодействию распространяющемуся атеизму путем усиления живой веры и подлинно христианской жизни. «Однако Папа Иоанн XXIII никогда не смешивал идеологического в отношении атеизма противостояния с антикоммунистической борьбой. Напротив, он неоднократно подчеркивая мысль, что разногласие в области мировоззренческих вопросов не может и не должно быть препятствием к совместному сотрудничеству всех людей доброй воли, к каким бы общественным группам они ни принадлежали» (стр. 645).
Несомненно, жизненный реализм Римского первосвященника, его миротворческая деятельность способствовали оживлению отношений между Ватиканом и СССР, с одной стороны, и Московским Патриархатом – с другой.
Диссертация представляет целый как бы калейдоскоп тем, затронутых папой в своих многочисленных высказываниях: молодежь, брак, семья, права личности, социальное страхование, налоговая система, демографическая проблема, миграция, колониализм, частная инициатива, частная собственность, экспроприация, социализация, сельско-хозяйственные кооперативы, кустарные предприятия, отношения между различными экономическими секторами, перепроизводство, технический прогресс, использование атомной энергии, космонавтика, разоружение и т.д. и т.п. По многим вопросам папа, стараясь занять наиболее разумную позицию, высказывался смело и авторитетно. Знавшие папу Иоанна XXIII, свидетельствует Митрополит Никодим, говорили, что «он во всем руководствовался чувством конкретного, возможного и осуществимого. Многие были склонны считать его модернизатором и преобразователем, но в то же время отмечалось, что папа за время своего понтификата не сместил ни одного человека с заменяемой должности и никого не лишил полномочий, чтобы таким путем облегчить себе достижение поставленных целей. Напротив, он показал на примере, что новые структуры могут свободно разрастаться вместе со старыми, постепенно вытесняя их. Папа Иоанн XXIII сумел сообщить Церкви максимальный динамизм, которого требовала современная эпоха, отчасти благодаря восстановлению внутренней свободы и справедливости, которые были искажены ранее, но, главным образом, благодаря тому, что он смотрел на современную ему эпоху не с боязливым недоверием своего предшественника, но с гуманным реализмом» (стр. 10).
Ни один понтификат за последнее столетие не был таким коротким как понтификат папы Иоанна XXIII: он продолжался четыре года, семь месяцев и шесть дней. «Но трудно назвать, – пишет Митрополит Никодим, – хоть один понтификат, который был бы более оригинальным по своему характеру и своим намерениям и более определяющим для Католической Церкви» (стр. 13). Эти слова Высокопреосвященнейшего Владыки прекрасно перекликаются с заявлением кардинала Сюненса, сделанным им 28 октября 1963 г. при совершении особого богослужения о упокоении души почившего папы в годовщину его избрания на Римскую кафедру: «С точки зрения истории можно без сомнения утверждать, что он открыл для Церкви новую эпоху и что он наметил путь для перехода из двадцатого столетия в двадцать первое столетие» (стр. 627). За неполные пять лет был указан Католической Церкви новый путь следования. Неудивительно поэтому то неподдельное горе, какое вызвала у простых людей кончина папы Иоанна XXIII. Ни один из его 262 предшественников, – «и это можно утверждать со всей определенностью, – говорит Митрополит Никодим, – не собрал вокруг своего ложа последних страданий стольких людей, никогда смерть папы не была воспринята всеми людьми доброй воли, как тяжелая утрата» (стр. 637).
Заканчивая свой огромнейший труд Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим возглашает блаженнопочившему папе Иоанну XXIII вечную память и пишет: «Ознакомление с жизнью папы Иоанна XXIII показывает, что вся его сознательная деятельность при верности Католической Церкви, в которой он родился и был крещен, а на исходе своих лет стал ее предстоятелем, направлялась на созидание среди всех людей любви, братства, единства и мира» (стр. 655).
* * *
Ровно в 12 часов Академический актовый зал заполнился учащимися и гостями, среди которых имеются представители от Ленинградской Духовной Академии, от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, от Отдела Внешних Церковных Сношений, от епархий Московской) Патриархата, Настоятель Подворья Болгарской Православной Церкви в Москве епископ Крупнишский Григорий. Стол президиума занимают профессора и доценты Московской Духовной Академии.
При входе в актовый зал Высокопреосвященнейшего Митрополита Никодима в сопровождении Преосвященного Ректора Академии Епископа Дмитровского Филарета (Вахромеева), Инспектора Академии архимандрита Симона (Новикова) и Секретаря Совета Академии профессора протоиерея Алексея Остапова все встают и поют молитву: «Царю Небесный...»
Митрополит Никодим благословляет собравшихся, которые громогласно отвечают «Ис полла эти деспота!»
Преосвященный Ректор Филарет объявляет торжественное заседание Совета Московской Духовной Академии открытым. Секретарь Совета проф. прот. А. Остапов читает curriculum vitae Митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима.
Митрополит Никодим перед защитой магистерской диссертации произносит речь, после которой выступили с отзывами о работе официальные оппоненты профессор протоиерей Андрей Сергиенко и Заведующий Аспирантурой при Московской Духовной Академии профессор Димитрий Петрович Огицкий. Сделав некоторые замечания к диссертации, они отозвались о ней как очень интересной, актуальной, исполненной с большим трудолюбием; как ценнейшем вкладе в русскую богословскую литературу, посвященную современному Римскому Католицизму; как труде полезном не только для рядовых читателей, но и специалистов, работающих над изучением истории последних лет Католической Церкви. Оба рецензента без всяких оговорок высказались за присуждение Высокопреосвященнейшему автору ученого звания магистра богословия.
В дискуссии кроме официальных оппонентов приняли участие проф. прот. А. Остапов, проф. И. Н. Шабатин и доцент А. П. Горбачев.
На замечания оппонентов и упомянутых членов Совета, Митрополит Никодим дал столь обстоятельный, четкий, и всесторонний ответ, что, как правильно сказал Епископ Филарет, ученая корпорация еще раз смогла ознакомиться с характером диссертации и ставить дополнительные вопросы по существу работы не было нужды. В частности, Митрополит отметил, что в своем труде он избегал как крайностей оптимизма, так и крайностей пессимизма, и последнего больше, чем первого, ибо ошибки первого можно исправить, а промахи второго могут долго сказываться. В своих суждениях он старался быть христианским реалистом, не покрывающим все любовью, но все воспринимающим с любовью.
По предложению Преосвященного Ректора Епископа Филарета Совет Академии избирает счетную комиссию в составе: Епископа Волоколамского Питирима, проф. В. Д. Сарычева и доцента Б. А. Нелюбова. Все присутствующие встретили дружными аплодисментами объявление Епископом Питиримом результатов произведенного тайного голосования: 17 голосов положительных, 1 – отрицательный, воздержавшихся нет.
Епископ Филарет с любовью поздравил Митрополита Никодима с успешным завершением труда и сказал, что этот труд особенно ценен, т. к. он писался от сердца о папе Иоанне XXIII, образ которого пленил Его Высокопреосвященство. Ценен этот труд еще и тем, что чередовался с другой большой работой Владыки. «Зная доброе мнение ученой корпорации о труде Вашего Высокопреосвященства, мнение, которое было выражено на предшествовавшем заседании Совета Академии, – продолжил Преосвященный Ректор, – мы заранее обратились к Святейшему Патриарху Алексию с рапортом об утверждении Вас в звании магистра богословия в случае благополучного исхода защиты, на что и последовала положительная резолюция Его Святейшества». Епископ Филарет под аплодисменты возложил на Митрополита Никодима магистерский знак.
Его Высокопреосвященство сердечно поблагодарил Владыку Ректора и всю корпорацию Академии. Особую признательность он выразил Его Святейшеству за утверждение в степени магистра богословия. Всем присутствующим Его Высокопреосвященство пожелал Божией помощи и благословения в их служении Матери Церкви.
* * *
После завершения первой части Совет Академии на открытом заседании рассмотрел другие вопросы согласно принятой «повестке». Прежде всего, Епископ Филарет сообщил о важных Церковных событиях: даровании Московским Патриархатом Автокефалии Православной Церкви в Америке и автономии Японской Православной Церкви. Затем Преосвященный Ректор зачитал рапорт Академии Святейшему Патриарху Алексию и положительную резолюцию Его Святейшества на нем о присвоении доценту Академии Епископу Волоколамскому Питириму звания профессора. Вслед за этим были избраны новые почетные члены Московской Духовной Академии: старейшие профессора Ленинградской Духовной Академии протоиерей Михаил Сперанский и Николай Дмитриевич Успенский. Преосвященный Питирим и присутствовавший на собрании проф. М. Сперанский выразили благодарность.
Последним делом Совета было назначение рецензентов на курсовые работы оканчивающих в этом году Московскую Духовную Академию. В заключение Преосвященный Ректор Академии Епископ Дмитровский Филарет еще раз выразил радость по случаю торжества нашей богословской науки и поздравил Митрополита не только с получением ученого звания, но и с недавней наградой Святейшим Патриархом Алексием ношением второй Панагии. Одновременно Преосвященный Филарет сообщил, что такой же награды – ношения второй Панагии – удостоен Его Святейшеством и Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен. Преосвященный Филарет поблагодарил за присутствие на открытом ученом собрании Ректора Ленинградской Духовной Академии Епископа Тихвинского Германа и его спутников, наместника Лавры архимандрита Платона, сотрудников Отдела Внешних Церковных Сношений, епископа Крупнишского Григория, епископа Кишиневского и Молдавского Варфоломея и всех участников, свидетелей данного торжества. «Итак, возлюбленные о Господе, – сказал Епископ Филарет, – завершая это собрание, вознесем благодарение Богу за Его великие к нам милости». Все встали и пропели молитву: «Достойно есть...»
* * *
На устроенной Высокопреосвященнейшим Митрополитом Никодимом братской трапезе было высказано в адрес нового магистра много теплых сердечных слов.
От Московской Духовной Академии еще раз приветствовал Митрополита Никодима Епископ Филарет. Инспектор Академии архим. Симон, напомнив слова Митрополита Московского Филарета о том, что не все плохо, что у католиков, не все плохо, что у протестантов, сказал, что рассмотренная диссертация подкупает своей новостью, своевременностью и положительностью метода раскрытая... «То, что сделано – достойно истории». Секретарь Совета проф. прот. А. Остапов отметил, что благодаря труду Митрополита Никодима мы узнали много интересного и для нас полезного. С добрыми пожеланиями и высокой оценкой труда обращались к Высокопреосвященнейшему Владыке: профессора Епископ Волоколамский Питирим, И.Н. Шабатин, А.И. Георгиевский, Д.П. Огицкий, доценты А.В. Ушков, Н.Н. Ричко и К. Е. Скурат.
От Ленинградской Духовной Академии тепло приветствовали Владыку Никодима Преосвященный Ректор Академии Епископ Тихвинский Герман и проф. прот. М. Сперанский.
Троице-Сергиева Лавра сказала свое сердечное слово устами Наместника архимандрита Платона.
От Отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата выступили Епископ Тульский и Белевский Заместитель Председателя ОВЦС Ювеналий, секретарь ОВЦС А. С. Буевский и сотрудник Отдела А. Казем-Бек. Преосвященный Ювеналий отметил, что присвоение ученого звания за труд, имеющий особое значение для экуменических деятелей, есть одновременно и одобрение той экуменической работы, которую Митрополит Никодим возглавляет. А. С. Буевский обратил внимание на необыкновенное трудолюбие Владыки, на глубокое понимание им долга перед Святой Церковью, перед Родиной. Отдавая всецело себя этому долгу Владыка не принадлежит себе. «Это для всех нас показательно». А. Казем–Бек магистерский диспут назвал «событием первой величины». «В отношении экуменического дела, – сказал он, – это колоссальный вклад».
От молодого епископата Московской Патриархии выразил благопожелания Епископ Кишиневский и Молдавский Варфоломей. Он отметил, что для молодых епископов приятно видеть и знать, что в нашей Церкви есть ревностный экуменический деятель, ревностный свидетель всего Православия.
Представитель Болгарской Православной Церкви Епископ Крупнишский Григорий сказал, что, слушая рецензентов и ответы Владыки Никодима, он восторгался тем великим трудом, который совершил Высокопреосвященнейший Митрополит. Труд этот, – продолжая Епископ Григорий, – «мне кажется, является большим вкладом не только в русскую богословскую науку, но и всего Православия». Поздравив от имени Болгарской Православной Церкви и от себя лично Высокопреосвященнейшего Владыку с данной ученой степенью и ношением двух Панагий, Епископ Григорий продолжал: «Мы в Болгарии знаем Митрополита Никодима как самого сердечного друга болгарского народа, Болгарской Церкви. И я от души желаю Его Высокопреосвященству продолжать свою экуменическую и миротворческую работу на благо всего Православия многие многие годы».
В заключение всего сказанного Высокопреосвященнейший Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, еще раз сердечно поблагодарил всех за все сказанное и сделанное. Словами в адрес Академии: «Vivat, crescat, floreat!». Его Высокопреосвященство заключил поистине великое и славное торжество.
Несомненно, о труде Высокопреосвященнейшего Митрополита Никодима можно было бы говорить еще очень много, – «но, – закончим эту далеко не полную заметку словами нашего Преосвященного Ректора Епископа Филарет, – умолчим до следующего торжества, когда Высокопреосвященнейший Владыка подаст в Ученый Совет Московской Духовной Академии новый труд, – докторскую диссертацию».
1970 год
2. Защита докторской диссертации в Московской Духовной Академии (протоиерея Александра ВЕТЕЛЕВА)
26 декабря 1967 года Совет Московской Духовной Академии и Семинарии в полном составе собрался на сугубо ученое заседание.
В начале заседания Преосвященный Ректор Академии епископ Дмитровский Филарет приветствовал всю корпорацию с завершением первого учебного полугодия и наступающим Новым годом, пожелал в Новом году доброго здоровья, успехов и благословения Божия в академических трудах.
Исполняя повестку заседания, Секретарь Совета проф. прот. A. Остапов огласил резолюцию Святейшего Патриарха Алексия на рапорте Администрации Академии о состоявшейся 13 декабря 1967 г. успешной официальной защите магистерской работы доцентом B. Д. Сарычевым.
«13. XII. 67. Постановление Совета Академии о присуждении доц. В. Д. Сарычеву степени Магистра Богословия и звания профессора утверждаю.
Патриарх АЛЕКСИЙ.»
Резолюция Его Святейшества принимается к сведению, и доцент В. Д. Сарычев вводится в состав профессоров Московской Духовной Академии.
Вслед за оглашением повестки заседания была защита докторской диссертации проф. прот. Александром Андреевичем ВЕТЕЛЕВЫМ на тему: «Божественная Литургия (Опыт изъяснения применительно к требованиям пастырской душепопечительности)».
Родился проф. прот. А. Ветелев в 1892 г. в семье диакона Горьковской области. Многочадные родители растили детей в тяжелых условиях бедного сельского прихода и с детства приучили их к труду, стремлению к образованию. Наш диссертант после окончания духовной семинарии в 1913 г. последовательно проходил курсы высших наук: в Казанской Духовной Академии, закончив ее в 1917 г., затем в Высшем юридическом институте в Севастополе, окончив его в 1923 г. и, наконец, в Педагогическом институте в Москве (1929 г.). До 1945 г. занимался педагогической деятельностью в г. Москве. С 1945 г. по 1965 г. служил священником в Московском приходе и одновременно с того же года состоял преподавателем в Московской Духовной Семинарии и Академии в звании доцента.
В 1949 году защитил магистерскую диссертацию на тему: «Гомилетика. Курс академических лекций по теории и практике церковно-православного проповедничества».
Из научных трудов в машинописи следует отметить:
1. Учебный курс проповедничества в России.
2. Краткий курс по истории древнегреческой философии и этики.
3. Академический курс по Пастырскому богословию.
4. Краткий курс по Патрологии (восточных Отцов Церкви V–VII вв.).
5. Некоторые черты из внутренней жизни животных (в связи с вопросом о сознании и самосознании человека).
6. Преп. Феодор Студит как церковный песнотворец.
7. Богословское содержание иконы инока Андрея Рублева «Св. Троица».
Кроме того, в «Журнале Московской Патриархии» с 1951 г. было напечатано 26 статей на разные богословские темы и 28 проповедей, преимущественно на Евангельские зачала.
С 1957 г. проф. прот. А. Ветелов усердно трудился над докторской диссертацией, которая ныне и явилась предметом обсуждения.
Во вступительной слове диссертант изложил основные положения своей работы, остановив особое внимание на Еммаусской вечере как Евхаристии, впервые выдвинутой в нашем русском богословии в обоснованном виде. Коснулся автор различия между Голгофской жертвой и жертвой бескровной – Евхаристической. За Литургией приносится две Жертвы: бескровная жертва Спасителя и жертва благодарения, любви, хвалы, прославления со стороны паствы. Благодарение Господа рассматривается по всему литургическому чину и отмечается, что благодарение Господа всегда связывается с благодатным ответом Господа, т. к. Литургию можно рассматривать как «священнодействие благодарственное и благодатное по преимуществу». Акцентировал внимание отец Александр на подготовке пастыря к богослужению вообще и особенно – Литургии. «Рекомендуется литургисующим пастырям перед службой исповедоваться друг у друга или у старшего священника и чаще бывать у своего духовника.»
Представленная диссертация состоит из пяти томов в общей сложности 1321 страница машинописи.
Божественная Литургия рассматривается автором с литургической, догматической и гомилетической точек зрения. Но все эти аспекты связаны живой нитью – пастырским душепопечением.
Автор ставит перед собой задачу – прежде всего раскрыть существо Евхаристии, как она установлена Самим Господом в Сионской горнице на Тайной вечери, а затем – указать на необходимость духовной подготовки всякого верующего к активному участию в Литургии. Соответственно этой как бы двойной задаче и весь труд разделяется на две части: теоретическую и практическую
В первой части изъясняется Тайная вечеря. Предваряется это раскрытием содержания обетований Спасителя о «хлебе жизни» (Ин.6:31–69). Само изъяснение дается в широком плане с подробным раскрытием всех священнодействий и речений Спасителя. Много уделено внимания филологическому и тайносовершительному смыслу таких слов, как благодарение, благословение и др.
Т.к. работа написана под углом зрения пасторологическим, то Сионская вечеря рассматривается как единое целое с Прощальной беседой Спасителя и Его Первосвященнической молитвой. Здесь же раскрывается и Еммаусская вечеря. Причем автор разделяет то богословское мнение, что в Еммаусе было совершено не простое преломление хлеба, а Евхаристическая вечеря и стремится обосновать свое мнение. На Христа Спасителя со стороны Его Евхаристического служения диссертант, исходя из содержания тайной молитвы: «Никтоже достоин...», смотрит как на Приносимого и Раздаваемого в виде св. Даров, Приносящего и Приемлемого молитвы и благодарения.
Проф. прот. А. Ветелев с пастырской тревогой и озабоченностью свидетельствует, что ныне молящиеся, присутствуя за Божественной Литургией, в незначительном составе участвуют в Таинстве св. Причащения, нарушая этим волю Спасителя о причащении всех. А между тем верующие должны не только в своем большинстве причащаться, но и вообще должны активно участвовать в Божественной Литургии. Это участие должно выражаться в смиренном благодарении Господа; в принесении чистосердечной духовной жертвы в виде молитвы, покаянного чувства, участии в пенни, слушании проповеди и пр.
Вторая часть основной работы («Божественная Литургия») – практическая – состоит из 28-и поучений, в которых диссертант излагает перед благочестивой паствой в кратких словах историю образования литургического чина, разъясняет исключительную важность Литургии для верующего, а затем последовательно, шаг за шагом раскрывает важнейшие моменты литургического чина, причем не только те, что все присутствующие в храме видят и слышат, но и то, что они не слышат – тайно читаемые священником в алтаре молитвы и совершаемые священнодействия. Протоиерей Александр особо останавливается на необходимости принесения личной жертвы со стороны всех участников Литургии и указывает, что эта жертва должна выражаться во взаимном примирении и всепрощении, в молитвенном усердии, в общецерковной молитве за живых и усопших.
Дальнейшие три тома (II, III, и IV) представляют собой сборники проповедей (около 200) на весь церковный год: на воскресные дни, великопостные и пасхальные, на праздники – Господские, Богородичные и святых. Эти тома – неоценимое сокровище для современного пастыря – проповедника. Краткость, простота и вместе с тем глубокое содержание, высокая богословская научность, необыкновенная благодатность, живой Евангельский дух – вот характерные черты поучений отца Александра. Особенно этим отличаются проповеди великопостные и пасхальные, где вскрывается весь процесс духовного возрождения человека – от его глубокого раскаяния до высоких благодатных пасхальных озарений.
Последний том – V-й – приложение: о Святой Троице инока Андрея Рублева, о преподобном Феодоре Студите и христианской любви как источнике пастырской душепопечительности. Диссертант отмечает, что композиция Святой Троицы Рублева в своей сущности выражает образ св. Евхаристии, как идею Божественного мира, братской любви и всеобщего единения. Преп. Феодор Студит показывается как один из примеров пастырского душепопечения. Весьма интересна в пасторологическом отношении и помещенная здесь же статья – проповедь «Христос и грешница».
Официальные оппоненты – проф. прот. А. Остапов и доцент архим. Тихон (Агриков) – высоко оценили диссертацию и высказались за присуждение проф. прот. А. Ветелову степени доктора богословия.
В развернувшихся оживленных прениях, затянувшихся до вечера, выступили все профессора и доценты Московской Духовной Академии. Возражения вращались главным образом около филологических толкований тех или иных слов в работе автора. Наибольшее возражение вызывало новое для русского богословия понимание Еммаусской вечери как Евхаристической. Сам автор заявил, что это понимание является лишь частным богословским мнением и что он будет и впредь работать над этим вопросом. Совет Академии согласился с этим заявлением диссертанта.
Тайным голосованием почти единогласно (один против) Совет Академии удостоил проф. прот. А. Ветелева высокой ученой степени доктора богословия. Оглашение результатов голосования было встречено дружными аплодисментами.
Отец Александр искренне поблагодарил всю профессорско-преподавательскую корпорацию во главе с Преосвященным Ректором Филаретом за любовь и заявил, что он вовсе не считает, что сегодня находится на своей станции. – «Нет! Я ныне ощущаю необходимость еще больше работать и с Божьей помощью буду работать!».
Завершил свое многочасовое заседание Совет Академии еще одним приятным деянием: назначил рецензентов на только что представленную магистерскую работу кандидата богословия Московской Духовной Академии священнослужителя Костромской епархии протоиерея Ростислава Романовича Лозинского на тему: «Русская литургическая письменность (Пути исторического развитая и анализ богословского содержания)».
В заключительном слове Преосвященный Ректор сказал, что ему было очень радостно председательствовать на таком ученом собрании и сердечно поблагодарил официальных оппонентов и всех выступавших на диспуте за чистосердечие, прямоту, свойственному нашему богословию. Мы, – продолжая Епископ Филарет, – знали, что здесь проходили острые диспуты, на которых правда и истина сретались. Так было и сейчас, но милость восторжествовала. Благодарю всех за прекрасный вклад в замечательную богословскую дискуссию.
Благодарение Господу первое учебное полугодие завершилось весьма успешно и знаменательно... Академия продолжает свою многополезную и спасительную миссию.
1967 год
3. Богословие и Церковная История в ученых трудах Митрополита Калининского и Кашинского АЛЕКСИЯ
Вряд ли возможно указать на такого богослова и назвать его православным богословом, который занимался бы только вопросами богословия и полностью оставляя бы в стороне темы церковно-исторические. И это понятно, ибо богословие и церковная история тесно сплетены между собой. Глубокое усвоение богословия предполагает знание и церковной истории, как и правильное осмысление церковной истории происходит в свете богословия. Можно сказать, что православное богословие есть исторично, а церковная история есть догматична. Ведь что такое богословие? – Слово о Боге, о Его заповедях, воле, Промысле... А что такое Церковная история? – Жизнь в Боге, с Богом, мера воплощения в жизни Божественного Откровения... То и другое объединяется в действии Святого Духа.
Естественно, что и в ученых трудах митрополита Алексия темы богословские переплетаются с темами историческими, продолжаются одни другими. Первая его ученая работа – кандидатская диссертация – посвящена раскрытою темы: «Богодухновенность Священного Писания Ветхого Завета (по святоотеческому учению)», а вторая – магистерская диссертация – «История Тульской епархии со времени ее учреждения в 1799 г. до 1917 г.»
Кандидатская диссертация была представлена Ученому Совету Московской Духовной Академии в 1955 г. (тогда еще священником Виктором Коноплевым). Рецензентами ее были назначены доцент иеромонах Филарет и доцент (впоследствии профессор) Н.М. Лебедев (†1967 г.).
Объем работы сравнительно не большой – 106 страниц машинописи. Подразделяется она на введение и шесть глав. Во введении автор утверждает, что у св. отцов Церкви нет специального трактата, в котором бы находилось особо выраженное учение о богодухновенности Священного Писания Ветхого Завета. Но из отдельных выражений, рассеянных в разных местах святоотеческих творений, видно их от– ношение к Священному Писанию.
Автор показывает, что св. Отцы Церкви признавали Священное Писание Ветхого Завета богодухновенным (глава I). В доказательство этого положения он приводит ряд цитат из святоотеческих творений. Так, св. Климнет Римский пишет: «Служители благодати Божией по вдохновению Духа Святого говорили» и по велению Божию записывали – «Блаженный Моисей... все заповеданное ему изобразил в священных книгах; ему последовали и прочие пророки». Писаниям должно верить, – призывает св. Иустин Философ, – ибо «Сам Христос повелел нам верить не человеческим учениям, но тому, что было возвещено блаженными пророками»: «Бог говорит через Исайю... через Давида...» (св. Иустин Философ). «Свящ. Писания вдохновлены Святым Духом» и даны «Божественной щедростью для спасения людей» (Ориген). Св. Василий Великий именует Свящ. Писание «духовным учением», «словесами Духа», «изречениями Духа». А св. Иоанн Златоуст, подчеркивая богодухновенность Свящ. Писания, указывает и причину его появления: «Когда весь род человеческий впал в великое нечестие, и тогда совершенно не отвратился Создатель от него; но так как люди сделались недостойными бесед с Ним, то, желая возобновить общение с ними, посылает к людям, как будто находящимся вдали, Писание, чтобы привлечь к Себе весь род человеческий. Это Писание послал Бог, а принес Моисей».
Во ІІ-й главе разъясняется: «Какие книги Свящ. Писания Ветхого Завета св. отцы и учители Церкви считали богодухновенным». Выразителем голоса Вселенской Церкви представлен здесь св. Афанасий Великий. «Всех книг Ветхого Завета, – говорит он, – числом двадцать две, ибо столько же, как я слышал, и букв в употреблении у евреев». Следует отметить, что в этом счислении под одним номером значится несколько книг. Неканонические книги сюда не входят. Св. Афанасий не уравнивает их с каноническими книгами, но считает их «назначенными Отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться словом благочестия». Особый взгляд, отличающийся не только от учения восточных Отцов, но и ряда западных, принадлежит блаженному Августину. Иппонский Святитель, глубоко уважая перевод LXX, расширил канон: признал все находящиеся в переводе LXX неканонические книги каноническими. Вывод гласит: «Как общее правило, св. Отцы и учители Восточной Церкви и некоторые Западной (бл. Иероним, св. Иларий, Руфин)... исходят из 22-х канонических, или богодухновенных, книг на основе иудейского канона, принятого Христианской Церковью... Неканонические книги, хотя считали небогодухновенными, однако ставили их выше человеческих творений».
У св. Отцов Церкви нет учения о «частичном» или «ограниченном» вдохновении священных писателей (гл. III «Как св. Отцы и учители Церкви понимали богодухновенность священных ветхозаветных книг»). По их утверждению Свящ. Писание все богодухновенно. Основной опорой для подобных рассуждений служат слова св. Иоанна Златоуста: «Не должно пренебрегать самым малым словом Писания, потому что все, что оно (Писание) заключает, исходит от Святого Духа». Однако это не значит, что все слова Свящ. Писания продиктованы Духом Святым. Св. Отцы ограничивали богодухновенность лишь смыслом свящ. книг, а не подходили к данному вопросу с вербальной теорией. По мысли св. Василия Великого, священные писатели свободно пользовались своими способностями, были орудием живым в руках Божиих. «Мы думаем, – поясняет бл. Иероним, – что Евангелие заключается не в словах Писаний, но в смысле их». «Должно... оценить не столько точность слов, сколько фактов, – как бы продолжает ту же мысль бл. Августин, – так как мы признаем, что те, которые употребляют не одно и то же изложение не разноглася, однако, ни в фактах, ни в мыслях, неизменно пребывают в одной и той же истине». Слова, которые цитируются свящ.писателями (других лиц – dicta aliorum), являются вдохновенными лишь в том смысле, что Бог побудил этих писателей привести их. Примечательно также приведенное в последних строках данной – ІІІ-й главы мнение бл. Иеронима о том, может ли быть богодухновенным перевод свящ. текста. «Иное дело быть пророком, и иное быть переводчиком, – пишет Стридонский пастырь. – Там предсказывает Дух Святой, здесь – ученость и словесное искусство переводит, что понимают».
Автор не преминул в IV-й главе отметить, в чем состоит различие взглядов восточных и западных св. Отцов на богодухновенность Свящ. Писания. Восточные св. Отцы признают богодухновенными только канонические книги; западные, за исключением некоторых, не полагали разграничения между священными книгами. Поводом к различиям послужили разные исторические условия в жизни Церквей. Одной из причин уравнения на Западе канонических книг с неканоническими послужило распространение там Древнеиталийского перевода. В эпоху реформации, когда протестанты стали отвергать неканонические книги, католики, в свою очередь, начали возвышать их. Наконец, католи– ческие соборы – Тридентский (1546) и Ватиканский (1871) – утвердили равноценность всех ветхозаветных книг.
Учение о богодухновенности Свящ. Писания св. Отцы основывали на свидетельствах самого Свящ. Писания (гл. V). «Иди, – говорит Господь пророку, – и Аз отверзу уста твоя и устрою тебе, еже имаши глаголати» (Исх.4:12). «Дух Господень глагола во мне, – говорит о себе пророк Давид, – и слово Его на языце моем» (2Цар.23:2).
В заключительной – IV-й главе показывается, что Православная Церковь неизменно сохраняет святоотеческое решение о каноне священных ветхозаветных книг и их богодухновенности.
«Сочинение священника В. Коноплева, – характеризует рецензент доцент иеромонах Филарет, – написано простым и общедоступными языком. От автора потребовалось много труда, чтобы из многочисленных творений собрать разбросанный в них материал, относящийся к учению о богодухновенности».
Двенадцать лет спустя – в 1967 г. – митрополит Алексий /тогда архиепископ Краснодарский и Кубанский, а в 1961–1966 гг. – Тульский и Белевский/ подал в Совет Московской Духовной Академии новый труд на соискание ученой степени магистра богословия. Официальными оппонентами данного труда были проф. И. Н. Шабатин и преподаватель /ныне доцент/ И.А. Глухов.
Магистерская диссертация состоит из двух томов (652 страницы машинописного текста).6
По своему содержанию диссертация представляет не малый интерес. Город Тула и его окрестности явились тем местом, где с древнейших пор русского прошлого происходили важные исторические события. Еще в 1380 г. на Тульских равнинах прозвучал зов великого нашего предка святого благоверного князя Димитрия Ивановича Донского к русским ратникам стать насмерть против татарских орд: «Братие, станем за веру и Отечество, умершие днесь родятся в жизнь вечную!» И ратники стали, как и на протяжений всех последующих веков мужественно защищали каждую пядь этой родной земли.
В предисловии диссертации даны исторические сведения о городе Туле до учреждения в нем епархии и об уездных городах Тульской епархии (главы 1–2).
Основное внимание в труде уделяется раскрытою жизни и деятельности архипастырей, управлявших Тульской епархией /гл. 3–4/. Ряд страниц посвящен историко-архитектурному описанию ныне действующих храмов; приводятся сведения и о храмах, монастырях, действовавших в прошлом /гл. 5 «Храмы и монастыри Тульской епархии»/. Дается комментированный перечень уроженцев Тульской епархии, воспитанников Тульской Духовной Семинарии, в духовном и светском звании потрудившихся на пользу святой Церкви, Отечества, обогативших богословскую науку своими исследованиями, участвовавших в деле народного образования и просвещения /гл. 7 и 9/.
Особое место в работе занимает раздел: «Ректор Тульской Духовной Семинарии и редактор неофициальной части Тульских Епархиальных Ведомостей архимандрит Алексий /Симанский/», впоследствии Святейший патриарх Московской и всея Руси /гл. 8/. В нем дается хорошая фактическая справка о пятилетнем труде архимандрита Алексия в должности ректора большого духовного учебного заведения и преподавателя Священного Писания /с октября 1906 г. по октябрь 1911 г./. Замечательно, что здесь помещены извлеченные из архивных журналов слова и речи архимандрита в Тульский период его служения Церкви Христовой. Оба рецензента настоятельно подчеркивают необходимость «воспроизвести их массовым тиражом» «для пользы церковной жизни и богословской науки».7
В последнем разделе диссертации /гл. 11/ Высокопреосвященнейший Владыка коснулся насыщенных красочными эпитетами народных обычаев, преданий, поверий, бытовавших в Тульской епархии. Этот раздел, как и весь труд, представляет собой значительный интерес, особенно для преосвященных г. Тулы, членов епархиального управления, священнослужителей и всех желающих знать местную церковную историю.
В ноябре 1968 г. Совет Московской Духовной Академии единогласно признал архиепископа Алексия заслуживающим за данный труд степени магистра богословия, а 14 декабря 1968 года – в день святого праведного Филарета Милостивого – в этом высоком звании утвердил его Святейший Патриарх Алексий.
Двумя месяцами позже /в фев. 1969 г./ снова состоялся Совет Московской Духовной Академии и Семинарии. В повестку его работы входило вручение диплома магистра богословия архиепископу Алексию. Открыв заседание Совета, Преосвященный Ректор Московских духовных школ епископ Дмитровский Филарет /ныне митрополит Минский и Белорусский, Председатель ОВЦС/ зачитал содержание диплома и вручил его вместе с магистерским знаком Высокопреосвященнейшему Владыке.
Получив диплом и знак магистра богословия, архиепископ Алексий обратился ко всем присутствующим с речью, в которой сказал, что сегодняшнее событие для него не совсем ожиданное. Окончив Духовную Академию, он не собирался писать нового труда. Но когда прибыл на новоназначенную Тульскую епархию и ознакомился с местными архивными материалами, то почувствовал нужду в приведении их в систему. К работе над магистерской диссертацией подвигнуло и благословение Святейшего Патриарха Алексия трудиться, а также советы профессора Московской Духовной Академии И. Н. Шабатина внести свой посильный вклад в церковно-историческую науку. «Сегодня, – сказал в заключение Владыка, – я выношу глубокую благодарность Его Святейшеству за данное им благословение трудиться мне. Выношу также глубокую благодарность и Совету Академии за внимательное отношение к моему скромному труду».
Преосвященный Ректор Академии от лица присутствующих сердечно приветствовал магистра богословия и пожелал ему доброго здоровья. «Мы были свидетелями вашей работы, – продолжая Преосвященнейший, – так как вы неоднократно приезжали сюда, подыскивали в нашей академической библиотеке материалы и рассказывали о проделанном». Владыка Ректор отметил, что архиепископ Алексий, усердно совершая служение на епархии, трудился и в развитии богословия и что в его лице видим хороший пример для подражания.
Сердечно поздравили архиепископа Алексия с высоким ученым званием также профессора и доценты Академии. Думается, что не будет лишним вспоминать и их слова, ибо в них, хотя и весьма лаконично, но дана и характеристика труда архиепископа Алексия, и его духовного облика, и выражена любовь к нему, и указаны пути для других. К тому же это слова тех лиц, которые уже ушли из земного мира и ныне пребывают вместе с митрополитом Алексием в мире ином – верим, в мире света, радости и покоя. Так, проф. И.Н. Шабатин /†1972 г./ поздравил Его Высокопреосвященство «со вхождением в науки» и заявил: «пора оживить традиции прежнего епископата». Проф. прот. Алексей Остапов /†1975 г./ выразил свою радость, что его однокурсник по Семинарии и Академии не порвал связей с духовной школой и от воспитавшей его Академии получил удостоения звания магистра богословия. «Для однокурсников, – сказал отец Алексий, – это великая радость и встряска». Проф. А.И. Георгиевский /†1984 г./ отметил, что в представленном труде архиепископа «блещет жизнь нашей Русской Православной Церкви; здесь раскрыты страницы жизни и деятельности архимандрита Алексия» /впоследствии Святейшего Патриарха/. «Кто живет жизнью нашей Церкви, тот должен знать ее историю». Проф. прот. Александр Ветелев /†1976 г./ в своем слове остановился на другой черте характера архиепископа Алексия – его способности вносить всюду мир и единство: все города, где он епископствовал, «носят одну и ту же печать в его служении – миротворца», творения дела Божьего «едиными усты и единым сердцем». Седьмой выпуск Академии /после восстановления деятельности духовных школ/, к которому принадлежат Владыка, отец Александр назвал «великим созвездием». Пожелав архиепископу Алексию всяческого благопоспешения, он обратился к нему от лица всех преподавателей с просьбой поминать их у Престола Божия – «носить в своем сердце». Добрые слова в адрес Владыки Алексия были сказаны и доцентами А.В. Ушковым /впоследствии профессор, †1972 г./, А.П. Горбачевым / †1981 г./, однокурсниками по Академии: доцентами Н.Н. Ричко /†1972 г./, К.Е. Скуратом и священнослужителем одного из московских храмов протоиереем Владимиром Тимаковым.
В заключительном слове Преосвященный Ректор епископ Дмитровский Филарет отметил, что все мы, труженики Академии, пребывающие на очень ответственном церковном участке нивы Христовой, все мы радуемся, что ныне чего-то достигли, что-то наш коллектив дал новое, что-то усвоил новое, сам вырос, рождая нового магистра богословия. Но вместе с тем мы чувствуем, что наш коллектив мог бы дать больше. Каждый из нас чувствует, что должен дать больше. Поэтому, сплотив духовные и физические силы, в дружном согласии мы должны еще с большим усердием стремиться к новым успехам и достигать их. В нашем труде должно вдохновлять нас отеческое отношение Святейшего Патриарха, который всегда утверждает наши постановления. Мы должны приложить все силы, чтобы оправдать доверие Его Святейшества, доверие Святой Церкви... Пожеланием доброго здравия Его Святейшеству, нашему старцу, великому молитвеннику, благостному покровителю и благостному отцу Преосвященный Филарет закончил свою речь.
Подобным пожеланием хотелось бы закончить и этот обзор. Но Господь судит иначе. Уже нет здесь, на земле, Святейшего Патриарха Алексия /†17 апр. 1970 г./, митрополита Алексия /†7 окт. 1988 г./ и многих тех, кто проходил свое земное призвание под их началом и вместе с ними. Но память о них есть и будет – она живет в наших сердцах, а наипаче в молитвах Святой Православной Русской Церкви, духовной школы, учащих и учащихся, всех нас. А что может быть более нужным для почивших?! Да и для живущих это весьма ценно, ибо сближает и соединяет их с Небесной Церковью, удостаивает ее заступничества, углубляет и укрепляет их любовь, помогает оставаться на всем своем земном пути Людьми /с большой буквы/!
1989 год
* * *
Примечания
См. также мой «Сборник статей за 1979 г.» Том 6. Троице-Сергиева Лавра, Академия. 1979 г. С. 283–290. Машинопись – Библиотека Московской Духовной Академии.
Может быть сейчас, накануне двадцатилетия со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия, настало время вспомнить и осуществить это доброе пожелание рецензентов. Было бы ценно к этому изданию присоединить еще все слова Святейшего Патриарха Алексия, сказанные им в МДА в день памяти прав. Филарета Милостивого.
