V. Храмы, Монастыри
1. Богоявленский Патриарший Собор
В пасхальную светлую ночь далеко слышен торжественный трезвой колоколов Богоявленского собора. Возвращаешься домой после Богослужения Святой ночи и в продолжении почти всего пути слышишь этот победный гимн колоколов, эти звуки «Божественного веселия», несущие далеко за пределы храма радостную пасхальную песнь: «Христос воскресе из мертвых». Что-то великое и священное продолжает литься в душу. И невольно переносишься мысленно к нашему прошлому, к нашим дедам, прадедам, к тем людям, которые так же как и мы приходили сюда, в этот святой храм, после скорбных дней Страстной седмицы, встретить Воскресшего Спасителя, Победителя смерти и Подателя жизни. И они когда-то, как и мы сегодня, возвращались домой преисполненные духовного подъема, переживая радостное событие Воскресения Христова и повторяя краткие, но великие слова: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»
Перед мысленным взором встают одна за другой картины прошлого, тесно связанного с Богоявленским храмом.
* * *
Первоначальные сведения о древнем селе Елохове восходят к XV веку. В церковных летописях оно упоминается при описании жизни Василия Блаженного, который в этом селе родился (1464 год) и здесь же в 1552 году скончался. Село Елохово лежало за чертой прежней Москвы на бойкой дороге в старые северо-восточные города Владимир и Суздаль.
В конце XVII столетия в этом селе был построен Богоявленский храм. Впервые он упоминается как «новостроенная церковь Богоявления Господня» в патриаршем приказе 1694 года. До 1722 г. здесь была деревянная церковь. В указанном году началось строительство каменной церкви и закончено было в 1731 г. На постройку храма кирпич был отпущен императором Петром по просьбе полковника Воронецкого, прихожанина этого храма.8 В 1789 г. храм был расширен, а в 1793 г. были устроены два придела во имя святителя Николая Чудотворца и Благовещения Пресвятой Богородицы.
В 1812 году этот храм постигла общая участь всех московских святынь: он был разграблен французами. Затем он долгое время был одним из приходских храмов и только при Местоблюстителе Патриаршего престола митрополите Сергии стал кафедральным собором. В 1945 году было окончательно принято «Положение о Богоявленском соборе», по которому этот собор стал именоваться «Патриаршим Богоявленским собором». Резолюция, наложенная на данном «Положении» Святейшим Патриархом Алексием от 25 февраля 1945 г., гласит: «Положение о Богоявленском соборе утверждается. Настоятель собора протоиерей Николай Колчицкий возводится в сан протопресвитера. Патриарх Алексий».
С этого времени начинаются новые, замечательные страницы в жизни этого святого храма. История его и связанных с ним событий, торжественных Богослужений есть во многом история самой Русской Православной Церкви за последние двадцать лет. Этот св. храм был свидетелем торжественных дней и дней печали, радостей всех верующих и их горестей. Здесь благочестивая паства встречала своих духовных руководителей, молилась вместе с ними и их устами, и здесь же она провожала их в другой мир. В этом храме 12 сентября 1943 года происходило церковное торжество – интронизация Патриарха Сергия, бывшего до того времени 17 лет Местоблюстителем Патриаршего Престола. И здесь же, спустя только 8 месяцев, при стечении многочисленной паствы 18 мая 1944 г. состоялось отпевание почившего Святителя и погребение его в Никольском приделе храма. Мраморное надгробие с крестом, окруженное решеткой, украшают могилу великого и мудрого русского Первоиерарха.
«В путь всея земли» 13 января 1961 г. прихожане Богоявленского собора провожали своего духовного руководителя настоятеля собора протопресвитера Николая Колчицкого, потрудившегося в этом св. храме 37 лет.
4 февраля 1945 г. в этом соборном храме происходило незабываемое, самое близкое для нас торжество интронизации ныне здравствующего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, избранного на этот великий пост Поместным Собором Русской Православной Церкви 31 января 1945 года. Событие это протекало с небывалой еще в нашей истории Русской Православной Церкви торжественностью: в нем принимали участие главы Автокефальных Православных Церквей: Александрийской, Антиохийской, Грузинской и представители от Церквей: Константинопольской, Иерусалимской, Сербской, Румынской, все епископы Русской Православной Церкви, представители московского духовенства, участники Поместного Собора и тысячи богомольцев. Пред всем христианским миром торжественно прозвучали слова новоизбранного Святейшего Патриарха Алексия: «...труден подвиг пастыря... еще тягостнее труды архипастыря,... во сколько же крат тяжелее подвиг того, кому от Господа через голое поместной Церкви вверяется Церковь!... Но я готов все же исполнить волю честнейших о Господе собратий и чад, призывающих меня взойти на святейший престол Патриархов Московских и всея Руси».
Как замечательно эти слова перекликаются с приветственной речью старшего по хиротонии архиепископа Астраханского Филиппа: «Да, ныне это – великий подвиг. Но разве не поспешат к тебе с небесной помощью те навеки незабвенные первосвятители московские, на престол которых ты вступаешь ныне, и особенно Филипп, Ермоген и Никон, которым правда Христова была дороже жизни?»9.
В июле 1948 г. в стенах Богоявленского собора состоялось церковное торжество по случаю празднования 500-летия автокефалии Русской Церкви. В этом праздновании Русской Церкви приняли участие делегации многих православных Церквей.
Десять лет спустя – 10 и 11 мая 1958 г. – Богоявленский собор был местом нового церковного торжества – празднования 40-летия восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви. Это событие довольно подробно описано в специальном номере Журнала Московской Патриархии. Насколько замечательным было данное торжество можно судить хотя бы только по тому, что на нем были представлены почти все поместные православные Церкви своими главами или их ближайшими сослужителями. Не было только делегаций от Иерусалимской и Кипрской Церквей.
И много-много других славных церковных торжеств связано с Богоявленским храмом. Каждое Богослужение Его Святейшества, хиротонии во епископов, рукоположения священников и диаконов вписывают все новые и новые замечательнейшие страницы в историю этого святого храма.
Однако не только этим славен Богоявленский собор: он богат духовный сокровищем, своими святынями.
По левую сторону от царских врат в иконостасе находится древняя и всенародная святыня – Казанская икона Божией Матери. Этот святой образ в смутное время был принесен в Москву из Казани и является списком или копией с явленной чудотворной иконы. Вот как об этом сказано в Никоновой летописи: «Принесоша же из Казани Пречистыя Богородицы списания с казанския иконы».10 То же говорится и в летописи о мятежах: «Принесоша из Казани образ Пречистыя Богородицы, списанной с казанския».11 Принесенная из Казани св. икона была передана войскам народного ополчения Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского. Под покровом этой святыни русские войска в тяжелую годину (1606–1612 гг.) освобождали Москву и Русь от иноземных полчищ. К этой святыне с умилением приходят и ныне тысячи богомольцев.
В Патриаршем соборе находятся и другие, издавна чтимые народом, иконы Божией Матери (Тихвинская, «Взыскание погибших») и икона Святителя Николая Мирликийского.
Величайшей святыней собора являются св. мощи святителя Алексия, перенесенные сюда в 1947 г. из Кремлевской) собора и положенные с правой стороны от царских врат в новую раку под золоченной сенью.
Святитель Алексий был митрополитом (1354–1378 гг.) в трудное для Руси время, когда она страдала от междоусобной распри и татарского ига. С величайшей архипастырской мудростью Святитель добивался разрешения спорных вопросов, творил мир и единение, добивался в Орде облегчения различных повинностей для своего народа и расширенна церковных прав. Из 85-ти лет жизни 70-т лет св. Алексий отдал строительству церковной жизни. Великий Угодник и Покровитель Русской земли святитель Алексий, как и в дни своей жизни, и теперь печется о благе нашей св. Церкви, о мире Отечества. «Мы счастливые, – скажем словами Святейшего Патриарха Алексия, – что драгоценная для нас святыня, святые мощи Святителя, всегда с нами и что каждый из нас может перед этой святыней приносить Святителю свои молитвы с верой в его небесную помощь».12
В сентябре 1947 г. в течение около двух недель в Богоявленском соборе находились св. мощи трех великих мучеников – Антония, Иоанна и Евстафия. Во все это время, как рассказывают очевидцы, нескончаемой вереницей шли верующие люди поклониться и облобызать честные останки св. мучеников.
Свв. Антоний, Иоанн и Евстафий были знатными литовцами, придворными князя Ольгерда, принявшими христианство от русского священника Нестора, духовника жены Ольгерда. 14 апреля 1347 года по требования разъяренных язычников они были преданы мученической кази после того, как отказались выполнить языческий обряд – принести жертву священному огню.
Рассказывают, что когда св. мощи мучеников вывозили из Вильно один юродивый говорил: «Они вернутся по воздуху». Эти слова оставались непонятными до тех пор, пока не исполнились – мощи св. мучеников из Елоховского собора были возвращены Вильненскому Святодухову монастырю на самолете.
Интересная такая деталь. Теперешний наш уважаемый редактор домашнего журнала протоиерей Алексий Остапов, а тогда юноша Леша был не только свидетелем данного события, но и непосредственным участником во всем происходившем: Господь сподобил его лететь в самолете, который доставил драгоценную святыню на прежнее место.
* * *
Господь сподобил нас еще раз встретить час Воскресения Христова в св. храме, овеянном великой Благодатью. Умиленное верующее сердце стремится возблагодарить Воскресшего Господа за Его неисчислимы милости, за радость молитвенного общения с Ним и с горячей верой, твердой надеждой и искренней любовью взывает к Нему: «О Пасха велия и священная, Христе, о мудросте и Слове Божий и Сило, подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего».
Шестидесятые годы XX столетия
2. Храм иконы Знамения Божией Матери
Каждый воскресный вечер по зову церковного благовеста множество верующих спешит в храм Божий, находящийся во втором Крестовском переулке возле Рижского вокзала. Здесь пред древней и особо почитаемой святыней храма – иконой Знамения Божией Матери, находящейся на левом от входа втором столпе в специальном киоте, совершаются в это время молебны с чтением акафиста.
Сведений об основании храма во имя Знамения Божией Матери и о дальнейшей его истории сохранилось мало. Известно только, что в 1712 г. усердием и иждивением боголюбивой паствы на том месте, где теперь стоит достаточно просторный храм, была построена деревянная церковь. Спустя ровно 53 года церковь эта была разобрана, и на ее месте был построен каменный храм, сохранившийся, в основном, до настоящего времени.
Внешне храм представляет собою продолговатый четырехугольник, в восточной части несколько расширенный, с тремя полукруглыми выступами, соответствующими трем алтарям храма. Внутри он делится на три части двумя продольными и двумя поперечными стенами. В первой части находятся алтари. Главный, более обширный, алтарь освящен в честь Знамения Божией Матери. Проделанными в стенах арками он соединяется с двумя боковыми приделами: правым – в честь св. Иоанна Предтечи и левым – в честь Святителя и Чудотворца Николая. На основании имеющейся надписи на доске, вделанной в западную стену внутри храма, можно предполагать, что эти приделы получили окончательное устройство и теперешний вид только во второй половине прошлого столетия. Надпись гласит: «По благословения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Иоанникия, Митрополита Московского и Коломенского, положено основание приделов во имя Пророка и Предтечи и Крестителя Христова Иоанна и во имя Святителя Николая Мирликийского чудотворца в присутствии местного Благочинного и Настоятеля храма Протоиерея Феодора Гавриловича Беляева и священника Василия Петровича Флерина, при церковном старосте Московском купце Егоре Максимовича Козлове и при членах строителях храма Димитрие Егоровиче Удальцове и Иване Ивановиче Белобородове. 1882 года, Мая 22 дня».
Вторая, средняя, часть храма соответственно числу алтарей разделена на три отделения. Самое высокое отделение – среднее; оно имеет два ряда окон и завершается куполом, имеющим снаружи главу, в барабане которой тоже проделаны окна. От главного алтаря оно отделяется вновь позолоченным пятиярусным иконостасом. Иконостасы боковых отделений двуярусные.
Западная, третья, часть храма, соединенная со средней частью тремя арками, тоже разделяется на три отделения одинаковой высоты, но разной ширины – среднее отделение более широкое.
Притвор храма довольно просторный. Над ним возвышается колокольня, завершающаяся небольшой главой.
В храм ведут три входа: с запада, юга и севера.
В пятидесятых годах текущего столетия стараниями бывшего настоятеля храма протоиерея С. Маркова над западной частью храма из прежней кладовой устроены специальные помещения для работы настоятеля, отдыха служащего духовенства и спевок хоров. Тщанием того же настоятеля в самом храме с правой стороны от входа устроена крещальня, слева – помещение для остающихся на ночь уборщиц.
* * *
Храм во имя Знамения Божией Матери знаменит не столько своими архитектурными формами, историей, сколько теми великими святынями, которые с большим благоговением здесь сохраняются и к которым с умиленной душой и сокрушенный сердцем притекает православный христианский люд.
Кроме особенно почитаемой иконы Знамения Божией Матери, о которой говорилось в самом начале, имеются еще два храмовых образа: один из них находится слева Царских врат главного иконостаса, второй – в этом же иконостасе в верхней ярусе под животворящим крестом Господним. Справа от входа на втором столпе находится наиболее чтимый образ св. Иоанна Крестителя. Икона помещена в киоте; над ней устроена специальная сень; перед ней на отгороженной решеткой площадке стоит подсвечник и в продолжение всего Богослужения горит несколько лампадочек.
В алтаре Предтеченского придела стоит большой старинный дубовый восьмиконечный крест. Сначала этот крест находился в одной из часовен по первой Мещанской улице, затем был перенесен в храм Святой Троицы на Капельках, а после его закрытия перенесен сюда – в храм Знамения Божией Матери.
История происхождения креста такова. В 1652 г. решено было перенести в Успенский собор мощи трех святителей Нова из Старицы, Гермогена из Чудова монастыря и митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря. За мощами св. Филиппа был послан Новгородский митрополит, будущий патриарх, Никон. С ним отправлена была царская молитвенная грамота к святому Филиппу, в которой правнук Грозного, преклоняя свой царский сан пред святителем, молил святого мученика пришествием в Москву разрешить грех прадеда. 9-го июня 1652 г. Москва торжественно встречала святые мощи священномученика. Крестный ход со святыми мощами шел по улице, которая теперь называется Проспектом Мира. Но как только перешли речку Каплю, вынужден был остановиться по случаю внезапной кончины шедшего в крестном ходе митрополита Варлаама. В память этого печального события, вероятно, тогда же и был сделан данный крест. О таком происхождении креста говорит вырезанная на задней стороне креста надпись: «От лет многих, – читаем ее, – сокровенно бысть неистощимое сокровище в край Российского государства во отоце Акиан-море во острове Соловецком. Изволением Всесильного в Троице славимого Господа нашего Иисуса Христа и Пречистыя Его Матери, лета 7160, июня в 9 день сотвори сретение многоцелебных мощей нового чудотворца Филиппа, Митрополита Московского и всея России, Благоверный Государь, Царь и Великий князь Алексей Михайлович всея Руссии с чудотворными иконами, с Митрополиты и со архиепископы и со священным собором, с князи и бояри и со всеми православными христианы. Недошед восприяти мощи его, на сем месте преставися преосвященный Варлаам, митрополит Ростовский и Ярославский».
Верующими жителями Москвы почитается как чудотворный животворящий крест, который находится у стены в задней части храма справа от западного входа. Крест стоит на возвышении, изображающем Голгофу; распятие Господа искусно вырезано из дерева. Сзади за крестом на стене нарисован вид Иерусалима. Раньше этот крест находился в женском Страстном монастыре (недалеко от Пушкинской площади), затем был перенесен в храм преподобного Пимена Великого, когда же этот храм заняли обновленцы, по благословению митрополита Сергия, потом патриарха, перенесен был сюда. Перед животворящим крестом по пятницам после вечернего Богослужения совершается акафист Страстям Господним.
Одновременно храм Знамения Божией Матери принял образ св. мученика Трифона и образ праведного Филарета Милостивого.
Образ св. Филарета помещается в иконостасе правого придела слева от Царских врат. Образ этот дорог тем, что связан с именем митрополита Филарета (Дроздова). В 1861 г., по благословению приснопамятного Святителя, был выстроен новый придел в Трифоновском храме и 23 июля 1861 г. освящен самим Святителем во имя святого праведного Филарета Милостивого. В этом приделе и хранился образ праведника. В день памяти св. Филарета – 1-е декабря по с.с. – в Предтеченском приделе совершается Праведному особая служба, составленная святителем московским Филаретом в 1853 г.
Нельзя найти ни одного храма на русской земле, в котором бы не было иконы великому угоднику Божию Николаю. Несколько образов великого во святых Николая имеется и здесь. Но особенно почитаются: храмовая икона, находящаяся в иконостасе левого придела и икона, которая помещается у северной стены западной части храма. Последняя перенесена сюда из закрытого храма святителя Николая на Драгах. Там это был храмовый образ. В дни церковных воспоминаний Святителя перед ним совершается молебен с водосвятием и акафист.
Привлекает внимание стоящая на престоле главного алтаря дарохранительница – подобие храма. В алтаре Предтеченского придела примечателен написанный на стекле за престолом образ Богоматери с младенцем в подражание художнику В. М. Васнецову. На стекле написан за святым престолом Никольского придела и образ Спасителя, подающего под видом хлеба и вина Свое Тело и Кровь верующим.
Драгоценной святыней храма Знамения Божией Матери является древний образ св. мученика Трифона с его св. мощами.
Образ св. мученика был написан для храма во имя св. Трифона, находившегося на том месте, где третья Мещанская улица упирается в Трифоновскую. В первой половине XIX в. в иконе были сделаны три одинаковые круглые отверстия, в которые вставили три ковчежца с мощами св. Трифона. История получения св. мощей такова. В конце XVIII века по каким-то делам в Москву приезжал архимандрит Черногорского митрополита Петра Негоща – Стефан Вукотич. Узнав об его приезде, мастер серебряных дел Трифон Добряков, пригласил архимандрита к себе и выразил желание сделать серебряный ковчег для главы св. мученика, хранимой в Черногории в кафедральном соборе г. Которы. Митрополит Петр с радостью благословил доброе намерение мастера, а в благодарность прислал частицу св. мощей главы мученика Трифона, которые через некоторое время и были переданы в храм св. мученика.
В декабре 1931 г. храм мученика Трифона закрыли и св. образ был перенесен в церковь свв. мучеников Адриана и Наталий (недалеко от Колхозной пл. на ул. Проспект Мира). В мае 1936 г. и этот храм закрыли. Св. образ был перенесен на несколько месяцев в храм преподобного Пимена Великого. В октябре 1936 г. этим храмом завладели обновленцы, и св. икона была перенесена в храм Знамения Божией Матери. Св. образ поставили в специально приготовленное место за левым клиросом в средней части храма. Впоследствии для него был сооружен вызолоченный киот и небольшое возвышение с двумя лесенками.
Накануне 1/14 февраля – дня памяти св. мученика – при переполненном храме богомольцами торжественно совершается всенощное бдение. Часто совершает его там Святейший Владыка Патриарх Алексий. И в самый день памяти бывает тоже архиерейское служение. Но и в обыкновенные дни, ежедневно, перед св. образом после литургии совершаются молебны с водоосвящением и чтением акафиста св. мученику, а по средам после вечернего Богослужения поется ему особый молебен с чтением акафиста.
Св. Трифон перед своей мученической кончиной молил Господа, чтобы Он всех, которые будут вспоминать имя раба Его, услышал с высоты святыни Своея и призрел на них от святого жилища Своего. И этот дар у Господа он получил: «Аще кто в коей либо нужде, беде, печали и болезни душевней или телесней призывати начнет святое имя твое, той избавлен будет от всякого прилога злаго» (из молитвы св. Трифону). Поэтому-то нескончаемой вереницей идут верующие к чудодейственным мощам св. Трифона, поклоняются им и с благоговением лобызают их. Сюда идут с различными скорбями, печалями и радостями, с различной нуждой и благодарением. К св. Трифону идут испросить благословение на какое-либо важное и новое дело; родители приходят с мольбой о благополучии своих детей. И св. мученик как скорый помощник и скоропослушный предстатель возносит к Богу свои теплые молитвы за всех прибегающих к нему с верою и любовью... Идут вспомнить и прославить его святое имя.
Св. мучениче, Трифоне, «моли Господа, да сподобит и нас причастники быти присносущнаго веселия и радости».
Шестидесятые годы XX столетия
3. Духовская церковь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Обитель Преподобного Сергия воплощает в себе все священные воздыхания глубин русской души, все наши благие желания, все лучшие стремления. «Лавра – это мы, более чем мы сами, это мы – в наиболее родных и наиболее сокровенных недрах нашего собственного бытия» /свящ. П. Флоренский/.
Русский православный человек нес и несет сюда не только трепет своего сердца, но отдал Лавре и свои лучшие творческие силы, свои культурные достижения и ценности. Поэтому-то Лавра представляет из себя гигантскую симфонию архитектурных форм, связанных в одно гармоническое целое.13
Самым древним и чудесный памятником Лавры является Троицкий собор. «Церковь Святой Троицы так прекрасна, что не хочется уйти из нее», – писал архидиакон антиохийского патриарха Павел Алеппский, посетивший в XVII веке /11 июня 1655г./ Троице-Сергиеву Лавру. С тех пор как были написаны эти замечательнейшие слова антиохийского архидиакона прошло более 300 лет, причем написаны они были не для печати, а для своего духовного утешения, для своих близких – впечатления Павла Алеппского и по сие время сродны каждому православному христианину. Для верующего человека Лавра – это дом, это «тихое пристанище», покой среди житейских волн.
Среди архитектурных памятников Лавры «видное место занимает» и Духовская церковь.14
Чудесная по своим пропорциям и изяществу Духовская церковь была построена /1476–1477/ вблизи Троицкого собора при игумене Авраамии лучшими псковскими мастерами. Раньше на этом месте была деревянная церковь, по некоторым предположениям построенная учеником Преподобного Сергия и преемником его по игуменству Преподобным Никоном после разорения обители ханом Эдигеем.
Храм выложен из кирпича. Это первая кирпичная постройка в Лавре.
По своим размерам это небольшой четырехстолпный храм с тремя высокими абсидами, однокупольный. Трехярусный иконостас сделан из розового дерева. Иконы письма лаврских иконописцев.
Стены храма впервые были расписаны в 1655г. заботами патриарха Никона. В 1788 году и 1866 г. письмо было возобновлено.
В южном отделении алтаря при постройке самой церкви был выделен придел в честь Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи / ангела Ивана Васильевича III/ и упразднен был только в 1774 г.
До последнего времени храм Духовской был окружен различными пристройками: с северной стороны помещалась часовня /1651–1656 гг./ над могилой преподобного Максима Грека, скончавшегося в Лавре; с южной – придел /1867г./ во имя праведного Филарета Милостивого /ангела митрополита Филарета/; с западной стороны была устроена паперть, соединявшая две другие пристройки. Все эти пристройки были снесены во время реставрационных работ 1938 г.
Немало изменений и дополнений в отношении Духовского храма сделано митрополитом Платоном. По предложению Святителя и на его же средства в 1780 году купол был позолочен червонным листовым золотом, кровля перекрыта железом, а в 1808 г. глава храма была отделана «наподобие искусственной небесной сферы»15 – по голубому полю главы были сделаны звезды. В кратком описании Лавры читаем: «По середине проведен из медных аршинных позлащенных листов пояс; сверху под яблоком сделано медное сияние и местами по голубой земле положены медные позлащенные разныя величины звезды... и крест на сей главе вновь позлащен листовым червонным золотом»16.
В наше время Духовской церкви постепенно возвращен первоначальный ее вид.
За последние десятилетия, кончая 1960г., были проведены большие реставрационные работы: подведены фундаменты под северную, восточную и южную стены церкви, реставрированы в древнем виде окна. В 1948 г. срезана вокруг церкви земля, закрывавшая вытесанный из белого камня цоколь, и уменьшавшая ее высоту, сам цоколь восстановлен; устроены два кирпичных крыльца, отремонтирован пол. Стены внутри церкви оштукатурены, с внешней стороны смазаны тонким слоем известкового раствора и побелены. Внутри храма установлен, стоявший здесь ранее, иконостас палисандрового дерева; восстановлена настенная масляная живопись, находившаяся в очень плохом состоянии.
В 1949г. были отремонтированы и покрашены железная кровля /зеленый цвет/ храма, глава /ультрамариновый/, подкупольные металлические конструкции. В оконные проемы барабана купола изготовлены и установлены остекленные оконные переплеты. Медный пояс купола, звезды и крест вновь позолочены сусальным золотой. Белокаменный цоколь был очищен от позднейших наслоений.
В самом храме на южной стене установлены три мемориальных доски в золоченых рамах над захоронениями митрополита Филарета /†19 ноября 1867г./, митрополита Иннокентия /† 31 марта 1879г./ и наместника Лавры архимандрита Антония /† 12 июля 1877г./. Немного позднее у северной стены были сделаны надгробия над почивающими здесь преподобным Максимом Греком /† 1566г./ и митрополитом Платоном /†1812г./. «Дорогое надгробие со святительской митрой, горящей лампадой перед иконами, чьи имена носили почившие, украшает место вечного упокоения выдающихся иерархов нашей Церкви, чьи имена и славные деяния украшают ее историю».17 На столпах южном и северном написан ряд икон; на первом: Собор Радонежских Чудотворцев, святитель Николай Чудотворец, преподобный Антоний Печерский. На другом: Скорбящая Божия Матерь, преподобный Максим Грек и преподобный Серафим Саровский.
В конце июня и первой половины июля 1960г. производились реставрационные работы орнаментального пояса, расположенного чуть ниже закомар церкви на южном, западном и северном фасадах. Работа выполнена с высоким художественным мастерством, в результате чего «художественный облик Духовской церкви получил большую ценность и монументальность».18
В последние месяцы /октябрь-декабрь/ 1960г. состоялись замечательнейшие восстановительные работы по Духовской церкви – была снята четырехскатная кровля, сделанная в 1808г. при митрополите Платоне, и открыты кокошники. Под общим руководством наместника Лавры архимандрита Пимена и непосредственном наблюдении игумена Дионисия работы в этом важном деле производились организованно и быстро. Нужно отметать, что лаврское начальство стремилось всячески поскорее закончить реставрацию храма до возвращения Святейшего Патриарха Алексия из паломнического путешествия ко святым местам Палестины, чтобы, таким образом, доставить радость своему Первоиерарху и Архимандриту обители.
Одновременно со снятием кровли были раскрыты сквозные пролеты для колоколов под барабаном купола – раскрыта звонница – и подвешены новые колокола. Духовская церковь стала в собственном смысле храмом «под колоколы» – примером древнейшего совмещения в одном сооружении церкви и колокольни.
31 декабря 1960г. была зажжена шестигранная разноцветная лампада перед заново написанными и вставленными в круглый киот западного фасада церкви Нерукотворенным Образом Спасителя.
В результате больших реставрационных работ Духовская церковь получила свою древнюю – первоначальную стройность, легкость и изящество.
И теперь, когда внимательно начинаешь разглядывать Духовскую церковь в ее древнем виде с немеркнущей лампадой перед Ликом Господа, невольно переносишься мыслью в далекое прошлое, ко временам ближайших учеников Преподобного Сергия, в ту безмятежную мирную жизнь святых иноков, в мир дивных сказаний и подвигов во имя спасения. И легче становится жить и дышать. И чувствуешь как душа роднится с Лаврой, а все другое делается чужбиной.
Как прекрасна Ты, наша Святая Лавра!
Да горит же, Спасе, Твоя лампада нескончаемые годы и да озаряет она истинный путь верных!
Шестидесятые годы XX столетия
4. Монастырь преподобного Пафнутия Боровского
«... не княжескою властью, не богатством сильных, не златом, ни серебром воздвижеся место сие, но изволением Божиим и Пречистыя Его Матери хотением».
/Слова преподобного Пафнутия/
Недалеко от Москвы /четыре часа езды автобусом/ в Калужской области находится монастырь, основанный в 1444 г. преподобным Пафнутием. Расположен он на отлогой покатости горы в прекрасном живописном месте в трех верстах к востоку от г. Боровска. Северную и западную сторону монастыря обнимают пруды /XVI в./, через которые протекает речка Истерма, впадающая в р. Протву возле самого монастыря с южной его стороны. За Истермою на правом берегу по косогору расположен монастырский сад и чудесный сосняк – память о трудолюбии иноков. Дальше тянется большой и густой лес. «Место, идеже обитель та Преподобного составися, – пишет ученик святого Вассиан, – густым лесом окружаемо сущо»...19 «в подоши между двема реками».20 Возле самого монастыря с северо-западной стороны находится колодец, ископанный еще при преподобном Пафнутии. Раньше его осеняла часовня и при ней были устроены две купальни для богомольцев. Теперь над ним стоит небольшой сруб, из под которого едва заметно сочится струйка воды в Истерму. Самый монастырь обнесен кирпичной оградой с шестью башнями. Ограда немного ниже и уже ограды Троице-Сергиевой Лавры. По данным жития она построена при игумене обители Иосифе /1620–1650 гг./; впрочем, жизнеописатель тут же в скобках отмечает: «Полагать надобно (построена) большая часть ограды, поскольку ограда строена, как видно по архитектуре, в разные приемы и разные времена, равно и башни».21 Сохранилась полностью только одна южная башня, остальные башни и стены – в разной стадии разрушения.
Древнейшей святыней монастыря является храм Рождества Христова. Построен он в 1467 г. руками самого Преподобного с братиею, расписан знаменитым Дионисием и освящен святым митрополитом Йоною. Первоначально он был посвящен Рождеству Богоматери и только по кончине Преподобного, когда был выстроен новый собор Рождества Богородицы, обращен в храм Рождества Христова. К нему же впоследствии пристроен придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Возле дверей этой древнейшей святыни похоронен Преподобный Пафнутий, согласно его завещанию «гроб... ископати от южныя страны церкве, близ церковных дверей».22 Три года спустя после кончины /ок. 1480 г./ мощи святого были прославлены чудесами и открыты. 130 лет верующие с благоговением преклоняли пред ними колена и лобызали их. Но в 1610 г., когда на Русской земле наступили смутные времена, они были скрыты под спудом, и дальнейшая судьба их неизвестна. Три года тому назад /1955 г./ при перестройках мастера нашли под полом этого храма много золотых и серебряных церковных сосудов, спрятанных иноками во время первой мировой войны /в 1916 г./. После этого много и долго рыли землю близ храма, но найдены–ли были мощи Преподобного, никто из местных жителей не знает. Любопытны и самые обстоятельства находки ценностей: мастера хотели разделить все найденное между собой, но, не придя к соглашению, как обычно бывает, все обнародовали, и ценности были списаны.
К храму Рождества Христова примыкает величественная колокольня, построенная в XVI в. с надстройкой XVII в., в которой были и часы. Бой и ход часов продолжался до 1922 г., когда их остов был взят в село Коломенское. Снаружи колокольни в среднем ярусе еще сохраняются украшения из керамики.
Северо-восточнее храма Рождества Христова стоит пятикупольный собор Рождества Богородицы времени царя Феодора Иоанновича. Это замечательное здание первоначально было крыто красной медью. «Тушинский вор» снял ее. При Михаиле Феодоровиче собор покрыли свинцом, но в Отечественную войну 1812 г. в результате пожара, он потерпел значительные повреждения. Новый ремонт с расширением окон и, особенно, пристройка притвора /ок. 1837 г./ были произведены с недостаточным учетом крепости и внутренний связей здания, в результате чего собор дал сильную трещину, а весной 1955 г. главный купол собора провалился внутрь. От прекрасного храма остались одни стены с вывесками «НЕ СТОЯТЬ». Но живопись удивительно сохраняется. На горнем месте главного престола изображен Великий Вход со словами: «Да молчит всяка плоть человеча»; выше – Святая Троица, напоминающая иконы Андрея Рублева. В правом приделе фрески в довольно хорошем состоянии. В четырех куполах очень хорошо сохранились образа Спасителя /3/ и Божией Матери /один/. На стенах в неплохом еще виде роспись – изображения событий из жизни Божией Матери и преподобного Пафнутия. Некоторые изображения написаны поверх фресок на ту же тему. На одной из колонн находится изображение св. Георгия Победоносца. Приезжавшие сюда специалисты реставраторы расчистили до фрески лик и одну ногу изображения. Лик фрески оказался на том же месте, где и лик верхней записи, но нога сантиметров на 15 не совпала с первоначальным положением. С северной стороны к собору пристроена маленькая церковь во имя великомученицы Ирины. Если ее реставрировать, то можно спасти еще от разрушения. Еще севернее собора расположен двухэтажный настоятельский корпус /XVI–XVII вв./. В половине XVIII в. архимандрит Митрофан Шеинков /1747–1763/ пристроил к нему домовую церковь во имя св. Митрофана, патриарха цареградского. Под алтарем ее погребен и сам строитель. Церковь в состоянии хорошем. Еще лучше сохранилась больничная церковь во имя св. пророка Илии, конца XVII в. Расположена она на восток от церкви св. Митрофана.
Кроме перечисленных ныне существующих храмов в монастыре были церкви: преподобного Пафнутия /XVI в./, архангела Михаила / XVII в./ и Всех Святых /пол. XIX в./. Первые две к началу XIX в. стали разрушаться и около середины XIX столетия, вместо того, чтобы их ремонтировать, их разобрали. Последний храм разобран в 1930–31 гг.
К юго-западу от монастыря по другую сторону р. Протвы, в селе Высоком на гористом месте возле самого крутого берега реки стоит деревянная однокупольная церковь Покрова Божией Матери /XVII в./. Здесь когда-то был монастырь, в котором двадцатилетний юноша Парфений «от руки настоятеля Маркелла приня на ся иноческий образ... и переименован бысть вместо Парфения Пафнутий».23 В 1610 г. он был до основания разрушен поляками, когда они с Тушинским вором шли на Москву. По распоряжению царя Михаила Феодоровича оставшаяся братия этого монастыря построила Покровскую церковь, которая затем перешла в ведение Пафнутиева монастыря. Возле самого алтаря стоит часовня, в которой похоронены родители Преподобного Иоанн и Фотиния. На западной стене часовни висит образ преподобного Пафнутия в натуральную величину, времени Алексея Михайловича. Исполнен он шитьем и почти полностью сохранился.
От Покровской церкви открывается чудесный вид на окрестности. Внизу крутого и высокого берега течет р. Протва, делающая невдалеке крутой поворот. Находящиеся возле реки люди кажутся отсюда малютками. За рекой расположен город Боровск, украшенный многими церквами, устремляющими в небо свои купола. Отсюда их можно насчитать до 10-ти, а раньше их было 15. Из них действующая только одна – Благовещенский собор. Стоит он на горе, осеняя крестом своим весь город и окрестности. В соборе хранится великая святыня – икона преп. Пафнутия, по утверждению настоятеля, XVI века. На лике этого образа возле левого глаза заметно повреждение как бы шрам или рана в 3–4 -сантиметра, нанесенная ножом одного безбожника во время крестного хода. Под стеклом иконы стоит наискось посох Преподобного. Во время Богослужения стекло открывается, и можно приложиться непосредственно к посоху и к иконе. В соборе имеются еще старинные скульптурные изображения: в правом приделе – Спасителя с наклоненной главою и святителя Николая в полном архиерейском облачении, а в левом приделе – мученицы Параскевы. На православного человека, привыкшего к иконному письму, эти изображения производят не совсем хорошее впечатление, но местные верующие к ним привыкли и почитают их наравне в другими иконами. Собор полностью отреставрирован и находится в хорошем состоянии.
Другим замечательным храмом г. Боровска является церковь свв. кн. Бориса и Глеба XVII века. Стоит она ближе к монастырю преподобного Пафнутия и также на довольно крутой и высокой горе. Реставрация могла бы еще спасти ее от разрушения. В 1820 г. почти рядом с нею построен большой Преображенский собор в византийском стиле, бывший местом Богослужения живших здесь беспоповцев. Под горой, ближе к реке, есть собор и старообрядцев австрийского толка, построенный из красного кирпича в начале XX века. Нужно сказать, что в данной местности было довольно много старообрядцев. Возможно, они пришли сюда, чтобы в густых лесах спрятаться от преследования государственной власти. Несомненно, что на распространение здесь раскола влияла и ссылка в Пафнутиев монастырь протопопа Аввакума. Вождь раскола был посажен в Оружейной башне, откуда он через окна и бойницы показывал проходящим двуперстое. За это Аввакума перевели под колокольню, стоящую посредине монастыря, но верный себе протопоп продолжал тем же способом сеять Семена раскола. В самом Боровске похоронена и боярыня Морозова, известная защитница и распространительница раскола. В настоящее время старообрядцев осталось мало, и Богослужение у них совершается на втором этаже одного из домов /внизу магазин/.
Остальные храмы города Боровска не представляют большого интереса, тем более, что они находятся в полуразрушенном состоянии. На запад от монастыря, на расстоянии 400–500 метров от него, в селе Роща находится действующая церковь св. Иоанна Богослова, построенная в 1708 г. с колокольней начала XIX века. Стоит она, как и большинство здешних церквей, на горе. Живопись внутри обветшала и требует неотложной реставрации. Царские врата резные, устроенные в виде креста, украшают иконостас. Очень хорошо сохранились два придела. В притворе возле боковых стен размещена часть иконостаса, вероятно из какого-нибудь разрушенного храма.
Подобно расположен действующий храм и с восточной стороны монастыря в селе Рябушках. Посвящен он св. великомученику Димитрию Солунскому. Первоначально выстроен в XVI в., в ХVІІ-м перестроен. Внутри храма замечательны только оба придела, в центральной же части живопись современных художников и довольно неудачная. В небе – изображение Бога-Саваофа с распростертыми руками, а под ним трогательная надпись: «Аз есмь Господь Бог ваш, призрю на вас и благословлю вас».
Отрадно побывать на этом священном месте, на месте, по которому ходили ноги великого русского подвижника XV в. Пафнутия /†1477/. Особенно радостно бывает на душе, когда вспомнишь, что преподобный Пафнутий явился почти непосредственным преемником и продолжателей великого дела Радонежского чудотворца преподобного Сергия. После пострига он, как повествует жизнеописатель, был «вдан в наставление старцу священноиноку Никите, иже бе иногда ученик преподобного Сергия чудотворца».24 Впитав в себя Евангельское учение Господа и имея перед собой живой пример выполнения этого учения в лице преподобного Сергия и ученика его священноинока Никиты, Пафнутий всего себя посвятил на служение Богу. Он сам стал великим молитвенником-подвижником, основал монастырь «Пречистой», впоследствии названный его именем и, в свою очередь, примером и наставлением воспитал «добродетельных мужей немало»,25 к числу которых принадлежал знаменитый Волоцкий подвижник, «блаженный Иосиф, руками святаго во иноческий чин облеченный».26
Хотя многие храмы находятся сейчас в запустении, но благодать Божия еще не отступила от места этого, ибо еще жив дух преподобного Пафнутия, и до тех пор, как он будет жить, согласно пророческим словам Боровского Чудотворца, «не лишит Господь всех благих места сего».27
1958 год
5. Монастырь «Новый Иерусалим»
Северо-западнее Москвы находится основанный патриархом Никоном монастырь «Новый Иерусалим». Проехать к нему можно с Курского или Рижского вокзалов в направлении Волоколамска. Электричка идет около полутора часов.
До станции Покровско-Стрешнево /30 минут от Москвы/ дорога не представляет интереса. Отсюда начинаются замечательные сосновые леса, березовые рощи. Непосредственно за станцией Покровско-Стрешнево проходит канал /возле самой железной дороги плотина канала/. Живописный вид открывается со ст. Опалиха – слева стоит небольшая деревня с прудом посредине, в котором плещутся утки и гуси. Как только поезд отойдет от платформы ст. Истра, с правой стороны показывается монастырь.
Монастырь расположен в замечательном месте, избранном выдающимся русским первоиерархом. Стоит на высоком холме над рекой Истрой. С холма открывается прекрасный вид на окрестности.
Стены и башни монастыря, вполне сохранившиеся, представляют собой замечательный образец древне русского зодчества. Они напоминают стены Троице–Сергиевой Лавры, но меньшей толщины и высоты. Выстроены они в 1690–1694 гг. под руководством выдающегося русского архитектора конца XVII и начала XVIII вв. Якова Бухвостова – крепостного Дмитровского помещика Татищева. Им же была сооружена в 1694–1697 гг. и надвратная церковь в честь Входа Господня в Иерусалим. Разрушенная немцами она в настоящее время восстанавливается в своем первоначальном виде. Едва войдя в монастырь, сразу видишь стены когда-то величественного храма во имя Воскресения Христова. Храм, как и вообще весь монастырь, построен в подражание храму Гроба Господня. Для большей точности воспроизведения Иерусалимских памятников по поручению патриарха Никона была привезена из Палестины модель храма Гроба Господня, сделанная из кипарисного дерева и инкрустированная перламутром. Во время фашистской оккупации она была разбита. В настоящее время она восстановлена, но некоторые ее части безвозвратно утрачены. Модель находится в музее.
Патриарх Никон строго следил за точностью воспроизведения Палестинских святынь и, если замечал отступления, приказывая построенное ломать и строить вновь. Вот как пишет о том его биограф: «Против чертежу рассмотря в том деле, что не исправлено, и в одно время повелит сломати. Аще делают год того каменного дела, и в мале времени повелит сломати».
Хранящаяся в музее картина художника Г. Я. Соловьева «на строительстве Ново-Иерусалимского монастыря» рисует Никона, как непосредственного участника этого строительства. Патриарх изображен в одежде простого монаха среди работающих на стройке.
Однако русские зодчие, сохранив размеры и формы собора старого Иерусалима, все же изменили несколько планировку и придали собору Нового Иерусалима своеобразный национально-русский облик. Храм Нового Иерусалима построен не из камня, а из кирпича; вместо мрамора украшен изразцами; шатер над часовней Гроба многогранный, а не яйцевидный.
Главным строителем собора, разрабатывавшим и выполнявшим архитектурную его отделку, был Петр Заборский. Под его руководством создано уникальное убранство собора. После смерти Заборского руководство отделочными работами перешло к присланному из Орши мастеру резного дела старцу Ипполиту. Участие в строительстве монастыря принимали иерусалимский монах Авраамий Степурин и «слуги Иверского монастыря» Ивана Белоозера. Кроме того патриарх Никон выписывая большое количество русских мастеров-строителей из подвластных ему вотчин и монастырей.
На барабане купола собора была надпись: «Начало основания Нового Иерусалима 1656 года святейший Никон Патриарх в царство великого государя царя Алексея Михайловича застрой. 1679 г. царь Феодор Алексеевич до сводов воздвиже. 1685 г. великие государи цари Иоанн и Петр Алексеевич совершиша». От этой надписи сохранилась и находится в музее всего одна начальная буква имени Феодора Алексеевича. В 1723 г. своды не выдержали шатра, и он обвалился. В 1749 г. под руководством архитектора В. В. Растрелли начались восстановительные работы, которые через десять лет – в 1759 г. – были успешно закончены.
Храм Воскресения состоит из 29-ти приделов. В одном из них, в приделе во имя св. Иоанна Предтечи, находится гробница патриарха Никона. Поскольку взятый за образец Иерусалимский храм частично от времени опустился в землю, и храм Нового Иерусалима нарочито углублен в землю.
В 1941 г. фашисты разрушили многие постройки монастыря, в том числе и собор Воскресения. От величественного и прекраснейшего храма остались одни стены, взгляд на которые вызывает в сердце грусть. Над гробом Господним сохранилась кирпичная часть кувуклии, футляр сгорел. В настоящее время внутри и снаружи храма ведутся очистительные работы, составляются проекты полного его восстановления; правда еще не решен окончательно вопрос в каком виде, по какому веку – XVII или XVIII – лучше восстанавливать.
За собором находится церковь Рождества Христова, построенная в 1692 г. К ней от самых ворот ведет липовая аллея. В этом храме и его подсобных помещениях и сосредоточиваются на сей день экспонаты краеведческого исторического музея. Замечательны они тем, что в большинстве являются подлинниками. Здесь хранится икона «Спас Вседержитель» Симона Ушакова /XVII в./. На иконе изображен Спаситель в царской одежде с припадающими к Его стопам патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем.
Имеется фресковое изображение XVII в. царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны.
Интересны и картины, особенно те, которые отражают события жизни патриарха Никона. Художник Чумаков запечатлел в красках факт усмирения Никоном, тогда еще митрополитом новгородским, народного восстания, вспыхнувшего в Новгороде в 1650 г. Никон – в желтом облачении, ярко выделяющем его среди окружающих, безбоязненно вышел из храма к народу. Правая его рука с жезлом поднята кверху, левая отведена в сторону. Взоры восставших устремлены на митрополита. Картина художника Вухтерс «Никон в окружении церковного клира» удачно передает одну из черт характера Никона – его властность. А вот рядом картина А. Д. Литовченко «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович у гроба митрополита Филиппа». Никон стоит возле самого гроба, а царь коленопреклоненно молит Святителя о прощении греха его предков. Присутствующие бояре низко наклонили головы.
Наконец здесь же хранится всем известная большая картина С. Д. Милорадовича «Суд над патриархом Никоном» /подлинник/. Из альбома Ровинского представлена редкая народная картина «Ярославские князья Андрей, Феодор и Константин».
Особый интерес представляют личные вещи патриарха Никона: клобук /черный/, трое четок /черные, коричневые и белые/, омофор, посох, потир, два блюда, походная дарохранительница, бывшая с патриархом во время ссылки в Ферапонтов /1666 г./ и Кирилло-Белоозерский /1676 г./ монастыри. На дарохранительнице необычное изображение воскресения Христова в сонме святых.
Бережно хранится под стеклянным колпаком и покров на гробницу патриарха Никона. Сделан он по приказу царя Феодора Алексеевича из черного бархата. Посредине его большой крест, составленный из круглых позолоченных пластинок, на которых изображены св. Апостолы, святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, святители Алексий, Николай, Никита Новгородский, преподобный Сергий и др.
Из книг имеются: Библия 50-х годов XVIII столетия с портретом Елизаветы Петровны и изображением императорского двуглавого орла; книги св. Писания XVII в. на латинском языке; Псалтирь учительная – первое издание; Симеона Полоцкого «Вечеря душевная», при его жизни изданная; «Житие святейшего патриарха Никона, писанное некоторым бывшим при нем клириком» – напечатано при Императорской академии наук иждивением издателя в 1784 г.; «Печерский патерик» – первой четверти XVIII в. и др.
Привлекают внимание своей красотой, изяществом и богатством церковные облачения и утварь – это перешитые в фелони царские кафтаны, вклады царей Феодора Алексеевича /XVII в./ и Иоанна Алексеевича /XVII в./, а также роскошный комплект облачения XIX в., выполненный по заказу Ново-Иерусалимского монастыря; кубок-потир – вклад Алексея Михайловича, покрытые драгоценными камнями Евангелия, чаши, митры и проч.
В музее выставлены изображения и некоторых более замечательных подмосковных храмов.
Особый стенд отведен истории старообрядческого раскола. На одной из иллюстраций к книге, изданной старообрядцами в конце XIX в., изображено посещение боярыней Морозовой протопопа Аввакума. Свидание происходит в подмосковном монастыре Николы на Угреше, куда Аввакум был послан в заточение. Протопоп с суровым и строгим выражением лежит на соломе перед раскрытой старопечатной книгой. У входа стоит наклонившись боярыня с румяным лицом, покрытая черным платочком.
В монастыре была еще церковь Трех Святителей, построенная в XVII в., но в XVIII в. она отошла под больничные палаты.
Недалеко от монастыря, слева от выхода из него, расположен скит, куда патриарх Никон удалялся для молитвы и богомыслия. Построен он в 1658 г. выдающимся русским зодчим XVII века Аверкием Мокеевым. Там же находится «Силоамская купель», «поток Кедрон», «река Иордан» /Истра/, «Фавор» и «Ермон» и др. места наименованные так патриархом Никоном.
Все эти места в настоящее время благоустраиваются и, хотя, конечно, они далеко не в должном состоянии, но и у любителя церковного исторического прошлого вызывают несомненный интерес. Здесь прошло восемь лет жизни патриарха Никона после его ухода с патриаршего престола /1658–1666 г./ В этот же монастырь спешил патриарх в 1681 г. после получения прощения. Но Господь не судил ему увидеть свое детище, – по дороге Никон скончался. Обитель с печалью встретила и проводила в последний путь своего основателя и заботливого строителя.
Шестидесятые годы XX столетия
6. Совершение Акафиста Преподобному Серафиму
«Радуйся, Серафиме, Саровский чудотворче»
Как любит православный русский народ совершение акафистов! Оставляя свои житейские дела, он спешит туда, в те Божии храмы, где возносится усердная похвала угодникам Господним. С особенный благоговением совершается акафист преподобному Серафиму в церкви св. пророка Илии, что в Обыденском переулке. Этот храм хранит величайшую и древнейшую святыню – чудотворную икону Божией Матери «Нечаянная Радость», а также в нем имеется очень хорошего письма и икона преподобного Серафима, находящаяся на южной стене возле главного алтаря. Вот здесь перед этой святой иконой, вечером каждый понедельник верующие обращаются с молитвой к Преподобному. После вечерни священник произносит: «Благословен Бог наш», поются тропари «Нечаянной Радости», Преподобному и начинается общенародное пение акафиста – поет вся церковь. Большинство из присутствующих знает его наизусть, некоторые приходят со своими тетрадками, в которых они вписали близкие сердцу слова молитвы. Это собрание верующих представляет собой как бы одну большую семью; все кажутся здесь родными и близкими друг другу. Их общее пение сливается в один гимн хвалы скорому Помощнику и Чудотворцу Серафиму. Их молитвенное горение помогает лучше понять слова акафиста, понять его смысл, значение, высоту. Истовое и искренне совершение акафиста трогает душу, возносит ее в тот иной мир, где пребывает Преподобный, и чувствуешь себя так, как будто бы в данную минуту стал близко-близко к великому Угоднику, можешь ему поклониться, облобызать его стопы, рассказать ему все, с чем ты пришел. И как будто слышишь его благодатный ответ: «Радость моя! Я все знаю и всегда готов умолить Господа о тебе, о всем, что необходимо для твоего спасения»... Как счастливы был те люди, которые жили вместе с Преподобным, которые могли прийти к нему и увидеть его в обычном белом хитоне, с лаской и любовью подающего благословение! А ведь это было так недавно! Ровно 126 лет отделяет от того дня, когда он отошел от нас. Отошел! Нет! Он отошел только видимо, только по нашему человеческому понятию... Он с нами и теперь пребывает невидимо, он и теперь благословляет всех, притекающих к нему! Взгляните на лица молящихся теперь перед его святой иконой и увидите, почувствуете, что среди них сам Преподобный... Акафист заканчивается, за ним следует водоосвящение, но народ не уходит: он ждет, чтобы приложиться к иконе святого, облобызать его стопы и здесь, пред ним, оставить все свое горе, все свои житейские трудности. С укрепленной душой уходит каждый после акафиста и свою радость несет домой, своим близким, родным. И жить становится легко и отрадно!
Да сохранит Господь тех, кто стремится вводить в своих храмах совершение акафистов!
1959 год
* * *
Примечания
И. Кондратьев. «Седая старина Москвы». Москва, 1893 г. С. 519.
ЖМП 1945 г. №2, стр. 52–53.
Рус. лет. По Никон. списку изд. 1792 г. VIII, стр. 167.
Летоп. о многих мятежах 1771 г., стр. 236.
Слова, речи, послания. Том II. Москва, 1954 г., стр. 168.
А. Остапов. Историческое обозрение архитектурных памятников Троице Сергиевой Лавры.
История Русскою искусства. Том III, Москва, 1955. С. 287.
Краткое историческое описание Свято–Троицкой Сергиевой Лавры. Москва, 1815г. С. 21.
Там же. С. 21–22.
А. Остапов. Историческое обозрение архитектурных памятников Троице-Сергиевой Лавры.
Из научною отчета о реставрации орнаментального пояса Духовской церкви 1960г.
Житие преподобного отца нашего Пафнутия игумена монастыря Пречистыя Богородицы в Боровске, списанное учеником его Вассианом, архиепископом Ростовским и Ярослвским. С. 15.
Там же. С. 7.
Житие Пафнутия Боровского. С. 114.
Житие прп. Пафнутия (составленное Вассианом). С. 38.
Житие прп. Пафнутия (составленное Вассианом). С. 3.
Жизнеописание прп. Пафнутия, составленное архиеп. Вассианом, стр 3.
Там же, стр. 13.
Там же, стр. 13.
Последние дни жизни преп. Пафнутия Боровского чудотворца, записанные учеником его Иннокентием, стр. 224.
