Источник

История храма

Храм этот, как мы уже видели, построен на сумму, пожертвованную Окольничим и Оружейничим Богданом Матвеевичем Хитрово в 1654 году. Во вкладной книге записано, что, будучи отпущен от царя Алексея Михайловича в отпуск из г. Вязьмы по обещанию своему помолиться и с родители проститься, благочестивый боярин дал вкладу на церковное строение по отце своём Матвее Елизарьевиче и по прочих своих родителех тысячу рублев денег. А построить на те деньги церковь Живоначальной Троицы, да Благовещения Пресвятой Богородицы. Исполнителем благочестивого желания Б. М. был тогдашний настоятель обители, Архимандрит Моисей; время совершения храма неизвестно; видно лишь из вкладной книги, что в 1659 году даны тем же боярином в этот храм двери царские резные на золоте по убиенном под Конотопом брате его Окольничим и воеводе князе Симеоне Романовиче Пожарском, а в 1663 году пожертвована богатая утварь и ризница, Богослужебные книги и колокола, а посему с достоверностью можно полагать, что к этому году Троицкий храм уже был совершён и освящен. Надобно полагать, что придел в трапезе во имя Пр. Сергия Чудотворца был совершён одновременно или еще и прежде, как это обыкновенно бывает при возведении храмов. Он обновлён в 1755 году старанием Архимандрита Атония Горского в 1760 году и в 1833 вторично усердием Г-жи Настасьи Васильевны Сокоревой. В 1760 году вышеупомянутый Настоятель Архимандрит Антоний устроил в той же трапезе, по левую сторону, другой придел во имя Святителя Николая Чудотворца. А в 1820 году пристроено к соборной церкви в ряд с настоящей два придела: во имя Святителя Николая Чудотворца и во имя Архангела Михаила, иждивением вдовы Гвардии Прапорщика Татьяны Никифоровны Щербачевой и родственницы её Софьи Сергеевны Щербачевой же. Освящены придел Николая Чудотворца в 1822 году июля 22 дня, а придел Архангела Михаила в сентябре месяце 1852 года. Бывший же придел во имя Св. Николая в теплой трапезе в 1821 году переделан заново и переименован во имя Св. Филарета Милостивого.

Наружность соборного храма проста, но вместе величественна и изящна. От древнего храма остается собственно квадрат его, закрытый с боков и спереди крышами приделов и трапезы. Каждая из трёх сторон его разделяется на три части лопатками, оканчивающимися вверху щипцами или мишенями, в коих написаны Св. изображения; квадрат освящается 6-ю окнами с дугообразными перемычками. К храму пристроен алтарь, полукружие которого освещается тремя окнами: среднее большое (расширено в последствии) с прямою, а боковые малые с дугообразными перемычками. Кровля крутая на четыре ската; из вершины её выходит атаблимент, который служит подставкой цилиндрическому трибуну с 8-ю окнами; над ним небольшой купол, а над куполом грушеобразная глава на короткой шейке, увенчанная железным позолоченным крестом; вся крыша, трибун, купол и глава обиты железом и покрыты зеленой краской.

Боковые приделы освящаются каждый 5-ю окнами: по три боковых (среднее большое Итальянское) и по два в алтарных полукружиях; главный вход в эти приделы извне, с западной стороны, и кроме того изнутри настоящей, чрез бывшие боковые двери собора; по обоим сторонам дверей находятся окна, которые проводят свет из приделов в соборную церковь. Западные входы в приделы украшены фронтонами, поддерживаемыми 4-мя столбами.

К настоящей же, во всю ширину её, пристроена теплая трапеза, освещаемая с правой стороны 4-мя, а с левой 3-мя окнами. Вход в нее украшен также фронтоном, поддерживаемым 4-мя круглыми колоннами, по две с каждой стороны.

В трапезе своды крестовые, почти плоские, опираются на два массивных столба. Иконостасы окрашены голубой краской и местами позолочены; стены и своды расписаны; но все от времени потемнело и обветшало. Нынешний Настоятель обновил как самые иконостасы, так и стенную живопись.

В соборе своды опираются на два четырехугольных высоких столба, защищающих середину храма, при них два клироса и настоятельское место.

Перед царскими вратами амвон о двух ступенях из белого камня, и пол из кирпичной лещади. Длина церкви внутри 8, а ширина 5 сажень. Двери, ведущие в теплую трапезу, двойные: одни стеклянные, а другие глухие; а ведущие в боковые приделы деревянные, филёнчатые.

Иконостас прямой, пятиярусный; места для икон в каждом ярусе отделены резными колонками в виде виноградных ветвей, а один ярус от другого карнизами. Весь иконостас вызолочен по белому полю в 1848 году на счет Высокопреосвященнейшего Митрополита Ионы, что стоило около 2000 рублей серебром. Царские двери, столбцы с резьбой, позлащены; на них в кругах изображены Благовещение и 4 Евангелиста; на столбцах изображения Спасителя, Божией Матери, Вселенских Святителей, Николая Чудотворца и 4 Архидиаконов. Над царскими вратами сень резная позлащенная с образом Тайной вечери; ниже Тайной вечери, в небольших круглых клеймах, написаны по золотому полю; головные, весьма искусной работы изображения: Спасителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя, так называемый Деисус; по сторонам дверей два Ангела в человеческий рост, резные, позлащенные, с рапидами; на верху сени златовидный царский венец с крестом. На царских дверях повешены резные на аспидном камне два образа: Спасителя и Божией Матери, оправленные в серебре, тоже древней искусной работы.

В алтаре, с троечастным по древнему обычаю разделением, в левой стороне, устроен жертвенник, а в диаконике – ризница; особое внимание обращает в алтаре запрестольный деревянный резной крест, на коем с обеих сторон в клеймах священные изображения, в средине по одну сторону: крещение, а по другую Воскресение Христово, по 4-м на одной стороне 4 Евангелиста, а на другой Святитель Николай и Вселенские Святители. На кресте же надпись «Лета 7189 (1681) сделан сей крест при державе Великого Государя Царя и Великого Князя Федора Алексеевича и при Патриархе Иоакиме всея России.

Над средним окном вверху помещена икона, на которой изображен Спаситель стоящим с двумя Ангелами по сторонам; один держит крест, другой копие и трость с губкой; к стопам Спасителя припадают два Святителя и два Преподобных. На нижнем поле иконы надпись: «Написался сей Святый образ Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с бесплотными Ангелы и со Святыми Святители и с Преподобными Отцы, по вере и по обещанию, и по люботрудному тщанию Пресвятой и Живоначальной Троицы Лютикова монастыря многогрешного монаха Макария и сына его Кирилла, при отце Архимандрите Моисее. Лета от создания мира 7192 (1684) году месяца июля во второй день.» 50

На горнем месте Архиерейское седалище с тремя ступенями, а по сторонам лавки для священнослужителей; все обито красным сукном.

Местные иконы на поклоне: 1. Спасителя, 2. Живоначальной Троицы, 3. Божией Матери Печерской, 4. Благовещение Пресвятой Богородицы. Все эти иконы мерой в длину два, а в ширину полтора аршина. В богатых и изящной работы сребропозлащенных ризах с разными украшениями. Ризы на иконы Спасителя и Живоначальной Троицы сделаны в 1842 году от усердия Высокопреосвященнейшего Митрополита Ионы; одна весом в 25 фунтов 41 золотник, а другая в 25 фунтов 31 золотника. А на иконы Божией Матери Киевопечерской и Благовещения Пресвятой Богородицы ризы устроены по его же ходатайству от усердия покойной Графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской; одна весом в 23 фунта 85 золотников, а другая в 23 фунта и 8 золотников.

В том же ярусе иконы Святителя Николая Чудотворца в сребропозлащенном венце; на обороте образ Филарета Милостивого и Св. бессребреников Косьмы и Дамиана; образ Пр. Серия Радонежского, и на обратной стороне образ Пресвятой богородицы Одигитрия Смоленская, в сребропозлащенном венце.

Во втором ярусе 16 икон праздников, квадратные, мерой по три четверти длины и ширины каждая.

В третьем ярусе Апостольском иконы все одинаковой меры в два аршина вышины и три четверти аршина ширины. В средине образ Спаса Вседержителя сидящего на престоле с предстоящими Божией Матерью и Предтечей по сторонам – Архангелов Гавриила и Михаила; а далее в обе стороны – иконы Апостолов.

В четвёртом ярусе иконы той же меры, как и в предыдущем, в средине Божией Матери сидящей на престоле с Предвечным Младенцем, а по сторонам Пророки.

В пятом ярусе иконы той же меры как и в двух предыдущих. В средине образ Господа Саваофа, а по сторонам лики Св. Праотцев.

Иконостас венчает полуциркульная икона, на которой изображено на первом плане Распятие Господне с 4-мя предстоящими, а на заднем плане Св. град Иерусалим; все фигуры и очерки зданий рельефные, вырезаны из дерева и задней плоской стороной наклеены на доску, расписанную по приличию красками.

В куполе изображен живописно Господь Саваоф.

Заметим, что этот иконостас современник построению храма; все иконы в нем, а особенно местные искусной работы, и по всем вероятиям работаны в Москве лучшими иконостасцами того времени, ибо храмоздатель боярин Богдан Матвеевич Хитрово по званию Оружейничего заведовал Оружейным Приказом, в ведении коего состояли и Царские иконописцы и знаменщики, которыми в то время руководил знаменитый иконописец Симон Ушаков, и потому с достаточной вероятностью можно предполагать, что, если не все, то некоторые иконы этого иконостаса написаны им самим, или под его присмотром, в угождение своему ближайшему начальнику. Мы обращаем на это обстоятельство особое внимание любителей иконописного художества, равно как и на иконостас церкви села Григоровского (Перемышльского уезда) бывшего родовым поместьем бояр Хитрово.

На средине медное паникадило, современное построению храма искусной работы.

Иконостасы боковых приделов самой посредственной работы, и по сравнении с соборным могут служить лишь доказательством, как с XVIII столетия (с уничтожением школы царских иконописцев), упало у нас иконописное художество.

Иконостасы трапезных приделов тоже не заключают в себе особенно замечательных по письму икон, хотя они написаны и лучше, чем в боковых приделах соборного храма.

2. Колокольня: внутри её церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а с южной стороны особое здание, в коем находится придел во имя Св. Иова многострадального.

Колокольня построена одновременно с соборным храмом, как можно заключить это и по её архитектуре, и по тому обстоятельству, что в ней помещается церковь Благовещения Пресвятой Богородицы; сумма же, данная в 1654 году Боярином Хитрово, именно определена на построение двух церквей, Живоначальной Троицы и Благовещения Пресвятой Богородицы, как сказано во вкладной книге. Колокольня столпообразная; низ четвероугольный с округленными концами, двуэтажной; он несколько шире верха, ибо имеет значительной выступ к северу.

Стены этой части колокольни толщиной около двух аршин, сложены из тяжеловесного кирпича. В нижнем этаже подвалы и выходы углубленные в землю, а в северном выступе жилая келья, вход в оба эти отделения с Восточной стороны. Во втором этаже, в средине колокольни церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, а рядом с ней с севера в упомянутом выше выступе палатка, которая, как говорит монастырское предание, была первоначально братской трапезой, а с южной стороны небольшая дверь, прежний ход на колокольню (ныне проделан новый с нижнего этажа).

Над этим двухъярусным четвероугольным отделением идут три ряда так называемых бочков, устроенные очевидно для постепенного округления верхнего яруса; в этой-то части помещаются колокола; свет проникает сюда посредством четырёх пролётов с дугообразными перемычками; далее следует осьмигранный трибун, служащий основанием шатровому осьмигранному каменному же верху; выше его еще небольшой осьмигранный же трибун деревянный с узкими окнами, а над ним небольшая глава увенчана железным двухсаженным крестом. Вышина колокольни примерно около 25 сажень.

Весь шатер от основания и до верхнего трибуна и глава над ним покрыты в 1857 году железом и выкрашены ярью медянкой.

Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы холодная, имеет в длину четыре, а в в ширину три сажени; алтарь её освещается тремя окнами с дугообразными перемычками; иконостас трёхъярусный обновлен в 1836 году. Замечательны две большие иконы, помещенные на стенах самой церкви; на одной изображен Св. Апостол Андрей Первозванный, а на другой Св. Иоанн Предтеча. Иконы эти, говорят, были прежде местными в древнем иконостасе придела Пр. Сергия Радонежского Чудотворца.

Входные двери, ведущие на большую галлерею, большие и широкие, из внутри церкви есть ход в придельную палату, которая, следуя монастырскому преданию, была прежде братской трапезой, а теперь пустая.

На колокольне 7 колоколов, которые пожертвованы, как видно из вкладной книги, Боярином Богданом Матвеевичем Хитрово; так во вкладной книге под 172 (1664) годом между прочим записано; что от Боярина Б. М. Хитрово дан вкладу колокол весом сто дванадесят пуд. Цена 600 рублев. Четыре колокола средних, цена пятьсот рублев. После того большой колокол (благовестник) перелит в 1742 году в 120 1/2 пудов, и полиелейный в 22 с половиной пуда весом. За перелитие первого заплачено калужанину Григорию Аггееву 48 руб. 60 коп. а за работу второго дано ему же 6 рубл. 30 коп. ассигнациями. Вседневный пожертвован также Богданом Матвеевичем Хитрово в 1657 году, а вылит в 1639 году. На нем вылита Польская надпись: ALEXANDER KORWIN GOSIEWSKI WOR WODA SMOSENSKI STAROLTA PVNSKI BIELSKI V MARKOWSKI SPOLNIE MAZFONKA SWA PANIA EWA PAKOMNA TENOZWON NACZESC V CHWALE PANU BOGU V NAISWIGTSZEV PANNIE MARIE V DO ROSCIOLA FUNDACY SWEY W MAETNOSCI SWEY MOLODCZCENSSKIEY OFLAROWALI W ROKU 1639 MAIA 13.

IOANES BREWTELT

ME FECIT ANNO 1639.

что в переводе значит: Александр Корвин Госевский, Воевода Смоленский, Староста Пинский Бельский и Марковский вместе с супругой своею Г–жею Евою Паковной сей колокол в честь и славу Господу Богу и всепресвятейшей Госпоже Богородице и в церковь своего построения в имение свое Молодченское пожертвовали в 1639 году мая 13.

Иоанн Бревтельт вылил меня в 1639 г.

На том же колоколе вырезана другая надпись: «Лета 7615 (1957) декабря в 1 день при Государе Великом Князе Алексее Михайловиче всея великия и малыя, и белыя России Самодержца, и при Государе и при благоверном царевиче и Великом Князе Алексее Алексеевиче великия и малыя, и белыя России и при великом Государе Святейшем Никоне Патриархе Московском и всея великия и малыя, и белыя России и при Архимандрите Моисее, дал сей колокол в Перемышльском уезде в Лютиков монастырь Окольничий и Оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово по своих родителях; а подписывал сей колокол Родька Яковлев сын Гневышев Кожевник.»

К нижнему отделению колокольни с южной стороны во всю длину её и задней галлереи пристроено двухэтажное каменное же здание: вверху древняя церковь во имя Св. Праведного Иова многострадального, а внизу палатка, которая с ХVII столетия служила усыпальницей рода Хитровых; супруга одного из членов этой фамилии Н. 3. Хитрово, Анна Михайловна, дочь Светлейшего Князя Кутузова – Смоленского, после кончины своего мужа Н. 3. Хитрово (в 1827 году), намеревалась обратить и эту палатку в церковь Тихвинской Божией Матери; с этою целью приложена к ней с восточной стороны новая двухэтажная палатка одинакового размера с бывшей; нижний этаж её был соединен с древней усыпальницей для устройства церкви, а в верхнем рядом с церковью Св. Иова предположено было устроить братскую больницу; позже пространство между этим придельным зданием и южной стеной колокольни закрытой спереди каменной же стенкой, обращено в галлерею с широкою деревянной лестницей ведущей прямо с монастырского двора в церковь Благовещения, Св. Праведного Иова и кельи для Архиерейского приезда, устроенные позади колокольни. В предполагаемой нижней церкви был настлан пол и устроены печи, но по обстоятельствам, в которых тогда находилась обитель, благое предприятие это осталось неисполненным и нижняя палатка остается в этом виде до настоящего времени с заколоченными окнами.

Придел во имя Св. Праведного Иова многострадального

Вход в него первоначально был извне; он выводил сперва на галлерею, в виде притвора, которая опоясывала церковь с южной стороны, доставляя удобства для стояния во время службы; галлерея освещается тремя большими окнами с дугообразными перемычками, (точно такие же окна с прямыми перемычками сделаны для освещения нижнего здания), в алтаре также было окно, посредством коего проходил свет из восточного окна прилежащей к алтарю палаты (где ныне помещается библиотека). В последствии, когда задняя галлерея Благовещенской церкви была обращена в жилые покои (в 1836 году), пробита в церковь Св. Иова другая дверь с севера, чтобы можно было входить в нее прямо из коридора Настоятельских келий. Время построения этой церкви положительно неизвестно; есть повод думать, что она построена еще при жизни Боярина Богдана Матвеевича, зовомого Иов Хитрово, который, уготовляя и себе место вечного упокоения в родовой усыпальнице, пожелал украсить её храмом тезоименного себе Святого; так во вкладной книге под 1666 годом значится, в числе прочих вкладов Б. М. пелена к образу Святаго праведного Иова.

Как бы то ни было, но небольшая церковь эта, очевидно, древняя; в монастырских делах есть известие, что по прошению Игумена Митрофана в 1785 году в апреле месяце позволено в обветшавшую церковь Св. праведного Иова поставить вновь иконостас и св. престол и по устроении освятить.

С тех пор она поправляема не была, и ныне ожидает коренной переделки; а этого требует память ктитора, которому сия обитель обязана всем что она имеет в себе достопримечательного и ценного.

Рядом с церковью, с восточной стороны её в холодной же палатке, где А. М. Хитрово (†1848) предполагала устроить братскую больницу, помещается монастырская библиотека и архив. С западной стороны колокольни прежде была галлерея, построенная на сводах нижнего этажа, из которой был вход в церковь Благовещения Пресвятой Богородицы; в 1836 году Архимандрит Авраамий обратил эту галлерею в жилое здание, устроив в ней четыре покоя для Архиерейского приезда; ныне покои эта занимаются Настоятелем; они покрыты железом и освещаются рядом окон с западной и северной стороны, а с южной и восточной стороны окружены коридором, отделяющим их от колокольни, от Благовещенской церкви, придела Св. праведного Иова и прилежащей к нему библиотеки. Из этого коридора вниз на монастырский двор ведет широкая деревянная коленчатая лестница. Внизу под каменными сводами род сарая; под теми же сводами в северной оконечности устроена жилая изба с русскою печью и палатами для столяров; эта изба имеет внутреннее сообщение с кельей, находящейся под колокольней в северной её части, которая освещается окном с восточной стороны.

Здания внутри монастыря

В северо-восточном углу жилой корпус братских келий; низ каменный, с деревянным мезонином, покрыт железом; с переднего фасада фронтон, опирающийся на 4 колоннах; в прилегающей угловой башне устроена баня; между этим корпусом и колокольней квасоварня с ледником и колодезь, покрытый навесом на 4 столбах, с колесом для подъема воды.

На западной стороне против соборного храма каменный одноэтажный корпус; на одной половине братская трапеза и просфорня, а чрез сени кухня; а на другой половине жилые кельи; крыт железом.

Южная часть монастырского двора отделена от средины его лёгким досчатым забором, за которым помещается в юго-восточном углу изба для рабочих, сараи для экипажей, сенник, конюшня и коровник. Все эти здания крыты тесом. Для въезда на эту половину есть особые ворота в южной стене ограды.

Внутри монастыря в северо-западном углу разведен сад, о котором упоминается еще в делах 1771 года; в недавнее время насажены прививки и по обеим сторонам дороги, ведущей от святых ворот к собору, равно как и вдоль южной стены от въездных ворот до юго-западной башни. Внутренняя площадь, занимаемая монастырем, составляет 2 десятины.

Весь монастырь окружен прочной каменной оградой с 4-мя по углам круглыми башнями, крытыми тесом; она построена, как мы видели, в 1687 году при Архимандрите Моисее II; верх оградной стены покрыт железной крышей на два скита; в ограде первоначально были сделаны двойные, так называемые, святые врата, с северной стороны близ колокольни; но по неудобности въезда, в последствии времени они были заложены, а вместо их сделаны другие с восточной стороны от большой Калужской дороги; над ними небольшой фронтон, в котором помещается Св. икона.

Вне монастыря нет никаких зданий кроме одного сенного сарая, стоящего в нескольких саженях от угловой северо-восточной башни.

Прежние и настоящие владения монастыря

Древние владения монастыря видны из выписи с Перемышльских писцовых и с межевых книг, данной Живоначальной Троицы Лютикова монастыря Архимандриту Моисею с братией, на их монастырские вотчины, впредь для вотчинного их владения и для сыску беглых крестьян и бобылей, по их челобитью в 193 (1685) году, за прописью Стольника Еремея Ларионовича Пятово и справою подьячего Григория Зернова.

Подлинная выпись вписана в четвертную тетрадь и хранится в монастырском архиве. Сделаем из нее краткое извлечение для показания, чем владел монастырь в конце XVII столетия.

«Да в Желоховском стану в Вотчинах написано: І98 (1685) года ноября в 7 день Живоначальной Троицы Лютиков монастырь на реке Оке, а в нем церковь соборная во имя Живоначальной Троицы каменная. А в церкви образа местные и книги и ризы, и всякая церковная утварь писаны в песцовых книгах подлинно порознь, по статьям. А всего за Лютиковым монастырем в Желеховском стану село: Космодемианское Корекозево тож, да пять деревень: 1. Деревня, что было сельцо Ладыгино на речке на Пторе.51 2. Деревня Вороново на реке на Оке. 3. Деревня, что была пустошь Голотеск на колодезе на Голодске. 4. Деревня Бушева населена вновь на новоросчистной земле на отвершку и на колодезе. 5. Деревня, что была пустошью Усищево на речке на вольной. А в них крестьянских 30 дворов. Людей в них 170 человек, бобыльских 79 дворов; людей в них 233 человека. Обоево: крестьянских и бобыльских 109 дворов; людей в них 433 человека. Рыболовных и плотниковых, масланиковых, солодовниковых и портных мастеров и всяких разных чинов 135 дворов; людей в них 512 человек. Да девять пустошей. 1. Пустошь, что была деревня Новая слободка. 2. Пустошь, что была деревня Жукинка, на Жукинском отвершку. 3. Пустошь, что была деревня Жулева, на речке на Желове. 4. Пустошь Соколовская на речке Желове. 5. Пустошь, что была деревня Селинская на колодезе на Селинском. 6. Пустошь, что была деревня Великие Лазы, на речке на Желове. 7. Пустошь, что была деревня Ножкино на колодезе. 8. Пустошь, что было сельцо Семенское Мацнево тож. 9. Пустошь, что была деревня Журбино на Журбинском отвершку. Пашни паханные, по старым писцовым книгам, средние земли, в сельце и в деревнях и в пустошах, монастырские и церковные, и крестьянские: 794 чети в поле, а в дву потомуж. А по новой мере 840 четвертей. И прибыло сверх старых книг 54 чети в поле; а в дву потомуж. Да по старым писцовым книгам, лесу пашенного в деревнях в пустошах 139 десятин, а не пашенного леса 148 десятин. Всего пашенного и не пашенного леса 287 десятин. И прибыло в деревнях и пустошах, сверх старых писцовых книг, лесу пашенного и не пашенного, и с новорасчистною землею 173 десятины с полудесятиною и с полутретником. Да за Троицким же монастырем всего сенных покосов по старым писцовым книгам и с третьим полем, что запущено в сенные покосы и с примежеванным лесом, что примежевано вместо Титова луга, 214 десятин с третником. А по новой мере 241 десятина с полудесятиною. И прибыло сверх старых писцовых книг 27 десятин с полутретником52. Да за монастырем же не пашенного лесу бору вдоль на три версты с полуверстою, а поперег на две версты53. (49); да лесу ж под деревней Голодским вдоль на версту, а поперег на полверсты.

Да к Троицкому же монастырю мельница на речке на Пторе под деревней Ладыгиной. Да мельница на речке на Желове, с Лаврентием Горбатово вообще. Да перевоз на речке Оке, с Успенским Протопопом вообще.

Да рыбных ловель в Оке реке от Логинского перевозу вниз по реке Оке по обе стороны левый берег от того же перевозу до речки Желова. Да озер на монастырской стороне: озеро Новая Тишь; озерко Мочальное, озерко Демот; озерко Долгое; озерко Голодское; озерко Гнилое; да на Перемышльской стороне озерко Логингское; озерко Озотное; озерко Прозорецкое с истоком Прозорецким; озерко Дорошнь вообще с Шаровкиным монастырем, да озеро Тишь старая, да озеро Титово с бобровыми гоны, а от старой Тиши к Титову озеру через Лапову поляну дана дорога на переволоку для рыбные ловли возить ловецкие суда.

Тогож Лютикова монастыря, по старым писцовым книгам, дано для осады, под соборной церковью палата, а под палатой погреб. Да в старом же городище осадное дворовое монастырское место подле дворового монастырского места Пречистой Богородицы Шаровкина монастыря; а тое место от горы, что к Оке реке, мерою того дворового монастырского места в длину 10 сажень, поперег 8 сажень. Да место же дворовое монастырское в старом остроге, в Павловской улице едучи от старого Городища на левой стороне позади двора Флоровского попа Якова Иванова, что ныне живет брат ево Соборный поп Иов Иванов. А мерою того дворового места от попова Яковлева двора, что ныне живет поп Иов, в длину по Павловскую улицу тридцать одна сажень поперег, в обеих концах по 23 сажени. А писана за монастырем та вотчина по выписи Василия Ватурлина с ево писцовых книг 134 и 135 годов.»

Кроме того Троицкий Лютиков монастырь владел землею бывшего Архангельского монастыря (что в Крашинском стане). Сведения о сем заключаются в выписи из писцовых книг Воротынского уезда письма и меры, и межеванья Михаила Петровича Свечина, да подьячего Саввы Рогочева 199(1691) году сентября в 14 день писано и меряно, и межевано по выписи с Воротынских писцовых книг Василья Бутурлина 134(1626) и 135(1627) годов; что написано Архангельский монастырь, а ныне пуст, никакого строения нет, только одна церковь во имя Архистратига Михаила и Гавриила деревянна клетца, ветха, а во 163(1655) году февраля в 16 день по подписной челобитной за пометою Думного Дьяка Алмаза Иванова Архангельского монастыря вотчинная земля дана была Боярину и Дворецкому, и Оружейничему Богдану Матвеевичу Хитрово из строения, а во 189(1681) году декабря в 10 день после смерти Боярина и Дворецкого, и Оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово Архангельский монастырь с вотчинами приписан и отказан Перемышльского уезду Живоначальной Троицы Лютикову монастырю в вотчину и со крестьяны и со всеми угодьи и ныне тот монастырь по наказу велено огородить кругом заборы. А по мере под тем монастырем было место поверху по краю угору и по ровному месту 140 сажень. На том же монастырском месте три места келейных. Да ктомуж монастырю вотчина деревня Заболотье.

А всего в ней дворов: монастырский двор попов, два двора старинные, шесть дворов полонянников. Всего старинных и полонянников во семь дворов. Людей в них 22 человека, детей и братьев, и племянников и недорослей 18 человек. А по сказке тех полонянников, что полонил их Боярин и Дворецкий, и Оружейничей Богдан Матвеевич Хитрово в первые походы. А в сказке Троицкого Лютикова монастыря служки Ивашки Горбунова, те старинные и полонные люди написаны бобылями. А по наезду и по осмотру те люди пашню пашут многую и животами прожиточные. Да те дворы в той же сказке писаны не сряду, а по наезду писаны сряду, а не через двор. А с переписных книг выписи не положили.

Пашни пахатные монастырские добрые земли, что пашут на монастырь крестьяне 50 четвертей в поле, а в дву потому ж. Да примерные, что примерено сверх писцовых книг пашни пахатные добрые земли десять четвертей, да перелогом пять четвертей, да лесом поросло пять же четвертей. Всего Архангельского приписного монастыря вотчины в деревне Заболотье, двор монастырский в нем один человек, недоросль, один человек; двор попов, в нем четыре человека, три человека недорослей; два двора крестьянских старинных, шесть дворов полонянников, людей в нем 22 человека, детей и братий, и племянников недорослей 18 человек. Пашни пахатные монастырские добрые земли 50 четей в поле, а в дву потому ж, да крестьянские 130 четей в поле, а в дву потому ж, да примеренные пашни пахатные добрые земли 10 четей, перелогом 5 четей, лесом поросло 5 же четей, и обоево пашни пахатные и перелогу и лесом поросло монастырские и крестьянские добрые земли и с примеренной землею 200 четей, в поле, а в дву потому ж, и примерено сверх писцовых книг 20 четей пашни. Сена по кочковатику подле межи Воротынцев посадских людей и по завалью десять копен. Дубовыя рощи около монастыря по верхам две десятины.

Пустошь Новоселки на реке на Выси. Пашни пахатные крестьянские добрые земли 30 четей, да примерные лесом поросло 10 четей. Всего сорок четей в поле, а в дву потому ж. Сена по реке по Выси от межи разных помещиков вверх по реке по Выси до Гатина верха и вверх по Гатину верху 140 копен. Лесу пашенного 2 десятины, да не пашенного десятина. Прибыло сверх писцовых книг примерено пашни: пашни лесом поросло 10 четей и сенных покосов 130 копен.»

В половине XVIII столетия перед учреждением духовных штатов за Троицким Лютиковым монастырем числилось 1110 душ крестьян, а именно: Перемышльского уезда в селе Корекозеве 177 душ, в д. Вольной 33 души, в дер. Бушевке 46 душ, в дер. Голоцкой 65 душ, в дер. Лошиче 182 души, в деревне Ладыгиной 214 душ. Да в бывшем Воротынском уезде, в селе Архангельском Заболотье тож 95 душ и в деревне Рассудовой 187 душ. Да беглых и пропалых безвестно во всех вышеозначенных сёлах и деревнях по убылой книге в 1750 году показано 7 человек54.

После учреждения о духовных штатах в 1764 году, когда монастырские вотчины были взяты в казенное управление, Троицкому монастырю как третьеклассному, отведена указная пропорция земли 35 десятин, в том числе удобной 24 и не удобной 11 десятин55, состоящей в одной окружной меже. Из коей 9 десятин пахатной отдают на откуп. В 1830 году они приносили доходу 325 руб. ассиг. в год; а ныне пахатной 12 десятин, которая отдается в аренду по 13 руб. за десятину, что составляет 156 руб. сер. в год.

2. Крупчатная мельница о четырёх поставах с пятым обоечным колесом, которая находится в 3 верстах от монастыря на реке Желове и отдавалась в 1830 г. в арендное содержание за 1500 руб. ассиг. в год. А ныне отдается за 311 р. сер.

3. Рыбные ловли. До 1800 года Троицкий монастырь пользовался рыбными ловлями в озёрах при деревне Поляне и в реках: Оке и Жизре. А по открытии Калужской Епархии, причём Калужский Лаврентьев монастырь был приписан к Архиерейскому Дому, по представлению Преосвященного Феофилакта, что отведенные к его Архиерейского дома (Лаврентьева монастыря) рыбных ловель в Перемышльском же уезде в озёрах: Меховое, Долгое и Минкины лужки – не соответствуют потребности оного, Калужская Казенная Палата в 1800 году сделала распоряжение о перемене упомянутых рыбных ловель, то есть рыбные ловли Перемышльского Троицкого монастыря отданы Калужскому Архиерейскому дому или что то же Лаврентьеву монастырю, а его рыбные ловли поступили во владение Троицкого Лютикова монастыря.

Ловли эти в 1829 году отдавались от монастыря в арендное содержание за 100 р. ассиг. в год, а в 1834 г., как видно из указа Калужской Консистории от 31 марта сего года, по прошению Архимандрита Авраамия с братией разрешено было ему отдать в арендное содержание монастырские рыбные ловли: 1. В озере находящемся близ монастыря и называемое Кари, и 2. Против города Перемышля по правую сторону реки Оки, называемое Меховское, Долгое и к селу Гремячеву Малое-круглое, Минкины лужки в двухгодичное содержание с уплатой ежегодно по 150 руб. Перемышльского уезда Полянской волости села Корекозево крестьянину Ивану Яковлеву Щелухину.

4. Наконец по ходатайству нынешнего Настоятеля Троицкого монастыря, Игумена Владимира, на основании высочайшего повеления, последовавшего в 1836 году июня в 4 день (о наделении иноческих обителей из казённых дач, такими участками земли, которые могли бы удобнее служить к устройству земледельческого хозяйства (примерно от 100 до 150 и более десятин) везде где местные обстоятельства сие дозволить могут, и по примеру других монастырей Калужской Епархии, Троицкому Лютикову монастырю отведен в 1861 году мая 21 дня участок земли из казенной дачи Каменки в количестве 150 удобной (луговой) и 23 десятин 1500 квадратных сажень неудобной, а всего 173 десятины 1500 кв. сажень удобной и неудобной земли.

Доходу с означенной земли в том же 1861 году получено 700 руб. сер.

Из монастырских актов видно, что в 1835 году было назначено отвести Троицкому Лютикову монастырю 30 десятин леса из казённых дач и требовался уже от монастыря депутат для присутствия при отводе оного; но почему это, по-видимому, окончательное распоряжение осталось без исполнения, неизвестно56, тогда как монастырь, не имея вовсе в своём владении леса; нуждается не только в лесном материале для поддержки зданий, но и в дровах для отопления оных.

Чем ныне содержится монастырь?

До 1764 года Троицкий Лютиков монастырь, как владевший вотчинами, имел содержание от доходов оных.

С учреждением в 1764 году штатов он поставлен в третьем классе, сперва с Настоятельством Игуменским, а в 1767 году учреждена в нем Архимандрия также третьего класса.

Штатное содержание состоит из 460 руб. 44 коп. сер., которое по статьям распределяется так:

Число лиц окладн. жалов. в год


Каждому Всем
Архимандрит 1 57 р. 1 1/4 к 57 р. 14 1/4
Казначей 1 10 10
Иеромонахов 4 6 85 3/4 27 43
Иеродиаконов 2 5 71 1/2 22 86
Послушников 4 8 30 1/2 8 30 1/2
Писец 1 6 85 3/4 13 72 1/2
Служителей 8 6 17 3/4 49 42
Итого 21 189 р. 45 к. с.

На церковные потребы вино, масло и ладан 11 р.

На починку церквей монастыря и на содержание ризниц 114 руб. 27 коп.

Ha конюшенные припасы, железо и уголье 22 р. 83.

На дрова 25 руб. 41 коп.

На провизию Настоятелю, братии и для приезжающих на рыбу, вино и пиво 97 руб. 8 коп.

Всего 460 руб. 44 коп.

В билетах кредитных Установлений находится по 1862 год 10 618 руб. сер.57. Из них 3728 руб. церковных, а остальные братские, то есть ежегодные проценты с остальной суммы разделяются согласно воле завещателей, между Настоятелем и братией.

Замечательные церковные вещи и ризница

Из богатой утвари, которою одарил Троицкий Лютиков монастырь Боярин Богдан Матвеевич Хитрово, большая и лучшая часть истреблена пожарами и расхищена святотатцами. Впрочем церковной утвари, если принимать во внимание вклады благотворителей прошедшего и текущего столетия, монастырь имеет достаточно, ризница же может назваться скудной. Опишем более древние и ценные вещи.

1.Сосуды, кадила и дарохранительницы

1. Сосуды сребропозлащенные с чернедью и резьбой в глубь изображений и слов. На чаше четыре изображения в кругах, по краю слова: «придите ядите.»

Поддон соединяется с чашей посредством шести лопчатообразных округлых сверху и чешуйчатых полос перевитых между собою и сходящихся вершинами в яблоке, которое цилиндрической шейкой соединяется с чашей; полосы одни серебренные с чернедью, другие позолоченные. На поддоне по краю надпись вязью: ,,Лета 7172/1664 ноября в 1 день сей потир с дискосом и блюдца дал в церковь Живоначальной Троицы в Лютиков монастырь Окольничий и Оружейничий Богдан, а молитвенное имя его Иов Матвеевич Хитрово. Весу в потире и в дискосе, и в двух блюдцах и в звезде, и в лжице 2 фунта 95 золотников.» Внутри чаша и прочие принадлежности вызолочены.

2. Потир сребропозлащенный с надписью: «162 (1654) году дал в дом Живоначальной Троицы сосуд сребренный Игнатий Макарьев сын Золотарев по своих родителех и поминать и Бога славить. Весу в сосуде со всеми принадлежностями 2 фунта 40 золотников.»

3. Кадило сребреное большое, местами позолоченное с надписью: «7162(1654) году дал вкладу сие кадило в дом Живоначальной Троицы Игнатий Макарьев сын Золотарев; а делано и дано в Лютиков монастырь по своей души и по своих родителех, вечно поминать и Бога славить." Весом 1 фунт 76 золотников.

4. Ковшичек для теплоты, сребропозлащенный с надписью по краям, вязью резьбой в глубь: чарка добра, чарка пити из нее на здравие. Весом в 22 золотника. Ковш этот пожертвован в 195(1687) году стольником О. А. Хитрово по обещанию и по приказу отца его Окольничего Александра Севастьяновича Хитрово. Оценен по тогдашней цене в 5 рублев.

5. Лжица немецкой работы, имеет овальную форму столовой ложки, довольно мелкая; шейка соединяющая ложку с шестигранной ручкой имеет извнутри изображение человеческой фигуры, а на обороте буквы F. К. На ручке немецкая надпись: «VND STERBEN BOTTES. Reieh FERBEN.» Дана вкладу в числе прочих вещей от В. М. Хитрово в 171(1663) году.

6. Дарохранительница оловянная в виде церкви, верх снимается, нижняя часть устроена ящиком, по сторонам литые изображения Херувимов и Серафимов.

Всех церковных сосудов в главной описи значится восемь; из них самыми ценными (в 200 руб. сер.) считаются сосуды пожертвованные помещицей Евфимией Афанасьевной Астафьевой. Верхняя часть чаши украшена серебренною прозрачною решеткой. Изображения черневые, подножия чеканные. Весу в сосуде с принадлежностями 3 ф. 68 золот. Вторые по них сосуды, присланные в дар в 1837 году высокопреосвященным Митрополитом Ионою. Чаша украшена серебреною на подобие жемчужной обнизи сеткой, а изображения в серебреных гнёздах осыпаны стразами. Весу 3 ф. 64 зол.

2. Евангелия напрестольные

Евангелий напрестольных в главной описи значится 7-мь:

1. За пропажей драгоценного Хитровского Евангелия, ныне самым древним остается печатное в Москве 1701 года, оболочено пунцовым бархатом; на верхней дске оклад новый, сребропозлащенный с финифтяными средниками и наугольниками.

2. А самое ценное Евангелие, Московской печати 1760 года, оболочено парчей. Средник (сошествие в ад и наугольники (Евангелисты) сребропозлащенные чеканные, хорошей работы. На задней дске средник и наугольники накладные плоские. Оклад очевидно древнее самого Евангелия и, вероятно, взят с другого древнейшего.

3. Евангелие напрестольное в лист Московской печати 1782 года, оболочено парчей. Верхняя дска покрыта окладом сребропозлащенным с травами, средник (Распятие) и наугольники (евангелисты) накладные чеканные. На задней дске наугольники тоже сребропозлащенные, равно как и застежки.

3. Кресты напрестольные и привесные

1. Крест кипарисный резной, в оправе серебреной. Этот крест принадлежит к числу вещей пожертвованных в сей монастырь Б. М. Хитровым в 174 (1666) году; в кладной книге он описан так: «Крест благословенный кипарисный резной, на одной стране Распятие Господне, и на другой стороне Богоявление Господне, да четыре Евангелиста. Обложен серебром; по сторонам и на главе закреплено пять корольков красных. Сверх окладу по обе страны на корольках окреплено 33 репейка серебреных чеканных. На рукоятке четыре столбика серебреных, а на исподи яблоко серебреное золочено ковчег покрыт, атлас червчат; оправа медная чеканная и резная.» Весу в нем 47 золот., а вместо 33 осталось только 13 репейков.

2. Крест напрестольный серебренный, изображения и травы сделаны церковкою. Распятие сребропозлащенное, а вверху изображения Ангелов накладные. На рукояти с задней стороны надпись: «173 (1665) году сей крест построил Климен Симеонов сын в обитель Святой Троицы.» Весу 71 золотник.

3. Крест осьмиконечный сребропозлащенный. На лицевой стороне изображения литые рельефные. Задняя сторона гладкая. На ней надпись: «Древоклады Пресвятыя Богородицы, мощи Игнатия Богоносца, мощи св. бессребреников Косьмы и Дамиана, моща великомученика Арефы, мощи великомученика Пантелеймона, мощи великомученика Прокопия, мощи св. Феодоры царицы, мощи великомученицы Христины, мощи великомученика Меркурия. Мощи эти помещаются внутри оклада в деревянном кресте. Весу в нем 1 фун. 72 зол.

4. Крест напрестольный сребропозлащенный четвероконечный, литой, с округленными концами, на нем на лицевой стороне изображения литые, а задняя сторона серебренная гладкая. На ней надпись: «Сей животворящий крест построен 7204 (1696) году сентября.» Крест этот с деревянной рукоятью. Весу в нем 42 золотн.

5. Два креста привесных средней величины четвероконечные; один литой серебреный с изображением резьбой в глубь Распятия и Воскресения Христова и с надписью: «Умре за смерть, воста за живот.» Другой с изображением на лицевой стороне распятия Господня с чернедью; задняя сторона гладкая.

6. Крест напрестольный деревянный осьмиконечный. На лицевой стороне изображения писаны красками с золотом, а на задней надпись: «Сему кресту поклоняется раб Божий Свято-Троицкого Сергеева монастыря Лютикова ризничий монах Герман 1760 года месяца октября 20 дня».

Из числа 6 напрестольных крестов нового дела по ценности первое место занимает крест сребропозлащенный, длиною 10 1/4 вершков, литой. На лицевой стороне изображения и травы сделаны резьбой вглубь, а Распятие литое накладное. Весу в нем 2 фун. 8 золотн. Из надписи на задней стороне видно, что пожертвован в 1855 году июля 11 дня коллежским Советником Аркадием Ивановичем Астафьевым, помещиком Перемышльского уезда.

По описи значатся сверх того, три наперсных Архимандритских креста, но они не замечательны, ни по древности, ни по ценности. Один пожертвован в 1843 году Митрополитом Ионою, другой Преосвященным Епископом Николаем, а третий Оптиной пустыни Архимандритом Моисеем.

4. Иконы в ризнице

В ризнице хранятся несколько древних окладных (штилистовых) и не окладных икон; из первых в особенности замечательны:

1. Икона Казанской Божией Матери, дана вкладу в обитель от Боярина и Оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово в 174 (1666) году в числе других вещей на поминовение его дочери Вассы Богдановны княгини Троекуровой. Описана во окладной книге так: «Образ Пресвятыя Богородицы Казанския в киоте. Оклад сребрян гладкой позлащен. У образа Пресвятые Богородицы убрус и ожерелья, и у Превечного Младенца ожерелье жемчужное, по сребреной золоченой дске. У Пресвятыя Богородицы в венце и в цате в ставках четыре камени червчетых, да два лазоревых; а у Спаса в венце два камени изумруда в золоте. Около всего венца и цаты обнизано по сребренной проволоке жемчугом.» Далее следует описание привесок и киота, которые мы опускаем, так как их ныне нет. В нынешней описи икона эта описана так: образ Казанской Божией Матери, на нем венец, цата и поля сребропозлащенные гладкие; в венце в цате по два камушка, у Предвечного Младенца в венце два зеленых небольших камушка (изумруды), на полях три надписи накладные; во всем серебре весу 64 зол.

2. Образ Казанской Божьей Матери, на нем венец с короною, цата и поля сребропозлащенные, в коих весу 1 фунт и 4 золотн. Из вкладной книги видно, что он поступил в обитель вкладу в 174 (1666) году от Калужанина Романа Игнатьева Золотарева, при Архимандрите Вениамине.

3. Образ налойной Воскресения Христова в окладе, венец и цата серебренные позлащены, репейки чеканные, в раме позлащенной.

Образ налойной Пресвятой Троицы в окладе: венцы и цаты серебренные позлащённые, репейки чеканные в коронах, в рамах позлащенных шплендеры.

Оба эти образа, как видно из вкладной книги, даны вкладу в монастырь сего же монастыря Старцами Макарием Калужанином и сыном его Иеродиаконом Кириллом, которые оба были иконописцы при Архимандрите Моисее II.

Из той же вкладной книги видно, что они написали и несколько других местных икон в монастырские церкви: трапезную и Благовещения Пресвятой Богородицы. Одна из больших икон, написанная ими в 1687 году, состоит ныне, как мы видели, в алтаре соборного храма на горнем месте, где и описана.

4. К хранящимся в ризнице иконам надобно причислить и замечательные по своей работе сребропозлащенные складни черневой работы. На сребропозлащенном волнистом поле изображены чернедью: в средине небеси подобная церковь Печерская, по сторонам её Преподобные Антоний и Феодосий, вверху Ангелы держат на воздухе икону Успения Божией Матери, а над нею парит Святый Дух в виде голубине.

На дверцах с внутренней стороны такие же изображения в рост – Спасителя благословляющего и Божьей Матери с лилией в руке. А на внешней стороне дверец резьбой вглубь по гладкому серебренному полю изображен вид Киевских гор с венчающими их св. храмами и Днепром у подножия. Вверху надпись: «Град Киев.» На обороте складней вырезаны слова: «Во славу Святыя и Животворящия и нераздельныя Троицы сооружился сей святый образ в честь Преподобных Отец Антония и Феодосия Печерских от армии Его Императорского Величества Санкт-Петербургского Гренадерского полка Протоиереем Федором Баженовым для своей кельи в Москве.

1786 года

На камне гравировал Савва.

Жаль, что не означено имя серебренных дел мастера: чистота и изящество работы заслуживали бы сделать оное известным не менее гравера.

Складни вставлены в овальную резную рамку, вверху её в особом месте вставлен овальный образок такой же работы: серебреный с чернью; на одной стороне изображено Распятие с предстоящими, а на другой св. великомученик Федор Стратилат.

Мы уже знаем из истории обители, что О. Протоиерей Федор в монашестве Филарет был Настоятелем сей обители с 1794 по 1804 год, и скончался в сем монастыре. Складни эти принадлежали ему.

Из неокладных икон особенного внимания заслуживают:

1. Икона Страстной Божией Матери замечательна столь же своей композицией, сколько письмом. Написана на цельной дске в вышину 3/4, в ширину 1/2 аршина фряжского пошиба. В овальном кругу поясное изображение Божьей Матери в Греческой тунике с широкими рукавами, руки покоятся на груди молитвенно с приближенными одна к другой дланями. С правой стороны изображен столб, на верху его петель, к столбу приставлена лестница, копье и трость с вонзенной на ней губой; все это привязано к столбу вервием. С левой стороны большой крест, и на нем меч, пронзающий, по пророчеству св. праведного Симеона, сердце Матери болезней; внизу на той же стороне изображен св. град Иерусалим, на первом плане св. гроб с пеленами внутри его. Перед Божьей Матерью стол, на котором размещены орудия страстей Христовых: белая одежда, багряница, сосуд с желчью и оцтом, губа, гвозди, клещи, млат, бич из вервия, бич из прутьев, рука, заушившая своего Владыку, терновый венец и три сосуда с Божественной кровью. Вне круга по углам прообразовательные знаки 4-х Евангелистов: лев, орел, телец и человек. Вверху на средине Бог Отец и Дух Святый. Внизу надпись: «Образ Пресвятыя, пречистыя, преблагословенныя, славныя Вдадычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, нарицаемыя Страстныя.» По кругу надпись: «От всех избранная Богородице Дево, радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою: благословенна ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.» Образ этот принадлежит кисти одного из лучших Русских иконописцев XVII века, и легко может статься самому знаменитому Симону Ушакову, так как он заведовал иконописной палатой, во время управления Богдана Матвеевича Хитрово Оружейным Приказом, в коем числились тогда иконописцы.

На этой иконе прежде был венец и цата с корою, сребропозлащенная, весом в 41 золотн. Поля басменные позлащены, но ныне оклад снят, а икона, будучи вычищена весьма искусно, невольно останавливает внимание даже и не знатока иконописного художества.

2. Не менее замечательны своим пошибом две древние иконы, как говорят, украшавшие иконостас в одной из упразднённой сельской церкви Перемышльского уезда. Они вышины аршин с четвертью, ширины 3/4 аршина. На одной изображены Преподобномученица Евдокия и Преподобная Параскева; а на другой Преподобные Ксенофонт и Мария.

Вместе с иконой Казанской Божией Матери, Богдан Матвеевич Хитрово дал вкладу в сию обитель деревянный налой, на котором находится следующая надпись: «Лета 7174 (1666) марта 25 дня Окольничий и Оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово дал сей налой в Перемышльский уезд в дом Пресвятыя и Живоначальныя Троицы в Лютиков монастырь по отце своём Матвее Елизарьевиче, и по матери своей инокине Схимнице Прасковье Алексеевне и по дочери своей князь Иванов жене Борисовича Троекурова княгине Василисе Богдановне, с образом Пресвятыя Богородицы Казанския.» На сем налое со всех четырёх сторон вырезано по два круга, один над другим, из коих на верхнем с передней стороны находится означенная надпись, а на прочих изображены сивиллы с следующими надписями: «1. Сивелла Геллеспонтикуе. 2. Сивелла Лубикце. 3. Сивелла Агриппине. 4. Сивелла Перкула. 5. Сивелла Кумаине. 6. Курене. 7. Сивелла Еуротане.»58

(См. Живописное Обозрение Т. 2 стр 358, под статьей Тиволи).

Из этого видно, что мнение о числе и названии Сивилл различны и следовательно ещё требуют точного исследования.

См. также книгу о Сивиллах в числе рук. Румянц. Музеума перевод с Латинского или Польского языка в 1673 г. в лист, писана крупным полууставом. Поднесена Царю Алексею Михайловичу (В рук. Рум. Муз. номер XXVII стр. 221). Здесь значится 12 Сивилл.

* * *

50

В 7192 (168І) году сим же старцем Макарием Калужским и сыном его Кириллом даны вкладу две хоругви на полотне живописные, на 1-й с одной стороны образ Живоначальной Троицы, с другой Сергия Радонежского и Александра Свирского; на 2-й с одной стороны образ Благовещения, а с другой Богоотец Иоакима и Анны. Хоругви эти целы и доныне.

51

«А в той же деревне припущено в пашню пустошь, что была деревня Ноздринская». Припомним что эта деревня была вместе с селом Ладыгиным дана Троицкому монастырю в XVI столетии Князем Владимиром Ивановичем Воротынским.

52

В том числе подмонастырских сенных покосов, по старым книгам на монастырской стороне 20 десятин, а по новой мере 22 десятины, да за рекой Окой в большом лугу Бодли по старым книгам 36 десятин с третником, а по новой мере 27 десятин с полудесятиной. Против старых книг убыло 10 десятин без полутретника. А убыло для того, что из большого луга Бодля и сенных покосов и из лесу вычищено и распахано пашни 34 десятины без третника. Да в старых же писцовых книгах написано лугу: 33 десятины. А по новой мере объявилось в Дорогинском лугу и острове 18 десятин и против старых книг убыло сенных покосов 15 десятин. Да в старых же книгах написано: третье поле за рекой Окой 68 четей. А по новой мере тех сенных покосов 34 десятины, да лесу кустарю 9 десятин; да к тому же третьему полю, что ныне запущено в сенные покосы, припущено лесу дубняку вместо Титова лугу 25 десятин, 25 же десятин, да в Титове лугу у истока старой Тиши сена десятина.

53

По старым писцовым книгам лесу в длину от устья речки Желови до деревни Голодска 5 вёрст. А поперег к деревне Киреевой на 2 версты инде больше, инде меньше.

54

Сии сведения заимствованы из рукописной книги ревизских дел, хранящейся в монастырской библиотеке.

55

В том числе под озером Кари (находящимся за монастырем на южной стороне) около 4 десятины 2017 сажень. Озеро это именуется по актам Искорев, название его производят от Коры, ибо оно окружено ивовыми кустарниками, доставляющими отличную кору. Жители села Корекозево мочат в этом озере, как ближайшем, пеньку, за что платят монастырю ежегодно небольшую сумму.

56

Вероятно же потому, что некому было в то время похлопотать о сем.

57

В том числе один в 5000 руб. сер. от щедрот покойной Графини Анны Алексеевны Орловой Чесменской и три в 6000 руб. ассигнациями от покойного митрополита Ионы.

58

Для сравнения выписываем заметку о Сивиллах из одной статьи. Всех Сивилл насчитывали девять. Изображения их на дверях Московского Успенского Собора и на стенах сеней Благовещенского собора, вместе с Платоном, Сократом и Аристотелем. По местам, где обитали Сивиллы, даны были им названия. С. Халдейская, Сабба; Египетская, Ливия; Дельфинская, Псфия; Кумская, Демофилла; Эритрейская, Марнеза; Самойская, Саманота; Кумская, Эрифила (она продала Тарквинию книги предвещаний), Сивилла Геллеспонтская, жила во времена Солона и Кира; Фригийская скрывалась в пещере Корицийской и, наконец, Тибуртинская поселилась в Тибуре, подле Анио, в одной из пещер этого холма.


Источник: Историческое описание Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря / [Предисл.: I.Л. [архимандрит Леонид (Кавелин)]. - [Калуга, 1862]. - 146 с. (Авт. установлен по Рус. биогр. словарю).

Комментарии для сайта Cackle