Источник

Беседа LXXXVII. Об одиннадцатом члене символа веры. О будущем суде

Чаю воскресения мертвых

После смерти, как говорили мы с вами, братие, тело человека превращается в прах, душа же не предается тлению, а пребывает бессмертною и продолжает жить в состоянии сознательном, т. е. думает, и чувствует, и желает. Что же делается с душею человека по разлучении с телом, куда отходит она и в каком состоянии находится? После смерти каждого человека наступает для него суд, называемый частным в отличие от всеобщего, имеющего быть после второго пришествия Спасителя при конце мира. Мы знаем, что души, по разлучении с телами, пребывают в состоянии сознательном, a это необходимо предполагает, что оно должно быть вместе и определенным чтобы души праведных и грешников по действию правосудного Бога сознали свое нравственное состояние. И Слово Божие подтверждает нам действительность частного суда по смерти каждого человека. Еще в ветхом завете премудрый сын Сирахов говорил: удобно есть пред Богом, в день смерти воздати человеку по делом его. Оздобление времене забытие творить сладости, и в скончании человека открытие дел его (Сир.11:26–27). Если так скоро бывает воздаяние людям по заслугам и открытие человеку дел его при самой кончине, то необходимо допустить по смерти человека и суд частный, ибо не может быть воздаяния без определения суда. В новом завете о том же суде со всею ясностью говорит ап. Павел: лежит человеком единою умрети, потом же суд (Евр.9:27), т.е. после смерти, нераздельно от нее следует суд.

Как совершается частный суд, о том Свящ. Писание не говорит. Но образное представление этого суда, основанное преимущественно на Свящ. Предании и согласное с Свящ. Писанием, издревле существует в православной Церкви в так называемом учении о мытарствах. Сущность этого учения можно видеть в слове св. Кирилла Александрийского, отца V века, об исходе души, которое обыкновенно печатается в церковной книге «Следованная Псалтырь». Здесь так говорится о мытарствах: «при разлучении души нашей с телом, предстанут пред нами, с одной стороны, воинства и силы небесные, с другой – власти тьмы, злые миродержители, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел... Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет, и в смятении и в ужасе будет искать себе защиты у ангелов Божиих; но и будучи принята святыми ангелами, и под кровом их протекая воздушное пространство и возносясь на высоту, она встретит различные мытарства (как бы некие заставы или таможни, на которых взыскиваются пошлины, подобно мытарям у евреев), кои будут преграждать ей путь в царствие, будут останавливать и удерживать ее стремление к оному. На каждом из сих мытарств востребуется отчет в особенных грехах.. Каждая страсть души, всякий грех будут иметь своих мытарей и истязателей.. При этом будут присутствовать и божественные силы, и сонм нечистых духов; и как первые будут представлять добродетели души, так последние – обличать ее грехи, учиненные словом или делом, мыслью или намерением. Между тем душа, находясь среди их, будет в страхе и трепете, волноваться мыслями, пока, наконец, по своим поступкам, делам и словам, или, быв осуждена, заключится в оковы, или, быв оправдана, освободится. И если за благочестивую и богоугодную жизнь свою она окажется достойною, то ее восприимут ангелы, и тогда она уже небоязненно потечет к царствию, сопровождаемая святыми силами... Напротив, если окажется, что она проводила жизнь в нерадении и невоздержании: то услышит оный страшный глас: да возмется нечестивый, да не видит славы Господней... (Ис.26:10); тогда оставят ее ангелы Божии и возьмут страшные демоны...; и душа, связанная неразрешимыми узами, низвергнется в страну мрачную и темную, в места преисподнии, в узилища подземные и темницы адские». Из приведенного изложения мытарств мы видим, что они представляют неизбежный путь, который должны пройти все человеческие души, как добрые, так и злые, и что на этих мытарствах каждая душа, в присутствии ангелов и демонов, без сомнения, пред оком всевидящего Судьи, постепенно и подробно истязуется во всех ее делах злых и добрых, а затем получает воздаяния. Следовательно, мытарства – это не что иное, как частный суд, который совершает над человеческими душами невидимо Сам Господь посредством ангелов, допуская к тому и клеветников братии нашея (Откр.12:10), злых духов. Это учение о мытарствах существовало в Церкви издревле и прежде св. Кирилла и после него. Мы можем встретить его у св. Ефрема Сирина, Афанасия Великого, Макария Великого, Иоанна Златоустого и у других св. отцов (Догм. Богосл. м. Макар., т. II, стр. 528–535), а также и в службах и песнопениях церковных (в каноне ангелу хран. песнь 9, тр. 3. В каноне на исходе души песнь 4, тр. 4, п. 8, тр. 2).

Учение о мытарствах, хотя основано преимущественно на Свящ. Предании, согласно вполне и с Свящ. Писанием и находит в нем подтверждение. Сам Господь говорил о страшном суде, что послет Сын человеческий ангелы Своя, и соберут от царствия Его вся соблазны, и творящих беззаконие, отлучат злыя от среды праведных, и ввергнут их в пещь огненную (Мф.13:41;49–50;24:31), следовательно не Сам Господь непосредственно будет совершать все, относящееся к страшному суду, а пошлет ангелов. Неудивительно посему, что и частный суд Он совершает чрез духов Ему служебных, разумеется, присутствуя при этом невидимо и Сам, как вездесущий. В притче о богатом и Лазаре Сам Господь говорит об ангелах, несших Лазаря на лоно Авраамле (Лк. 16:22), а в другой притче Бог сказал богачу: безумие, в сию нощь душу твою истяжут от тебе (Лк.12:20), – истяжут, всего справедливее думать, духи недобрые. Кроме того Свящ. Писание учит, что ангелы вообще суть служебные духи, посылаемые на служение тем, которые имеют наследовать спасение (Евр.1:14), что они заботятся о нас в продолжение всей нашей жизни, особенно ангел хранитель (Пс.33:8;90:10–11; Мф.18:10). Очень естественно посему, что ангелы не оставят нас и во время перехода нашего из этой жизни в жизнь вечную. С другой стороны Свящ. Писание учит, что воздух как бы наполнен духами злобы поднебесной (Еф.6:12), что князь их господствует в воздухе (Еф.2:2), и что вся деятельность их направлена постоянно к нашей погибели (1Пет.5:8;Еф.6:12; 1Сол.3:5; 2Тим. 2:26). Неудивительно посему, что душа человеческая, по разлучении с телом, вступает в область злых духов, которые заботятся о погибели ее и в это время. Таково, братие, учение православной Церкви о мытарствах. Должно, впрочем, заметить, что, как вообще в изображении предметов мира духовного для нас, облеченных плотью, неизбежны черты более или менее чувственные, человекообразные, так в частности неизбежно допущены они и в подробном учении о мытарствах. А потому согласно наставлению ангела, какое дано преп. Макарию при начале речи о мытарствах, следует: «земные вещи принимать здесь (в учении о мытарствах) за самое слабое изображение небесных» (Догм. Богосл. м. Макар., т. II, стр. 538), следует представлять мытарства не в смысле грубом, чувственном, а, сколько для нас возможно, в смысле духовном.

После частного суда, братие, предрешается будущая судьба каждого: души праведных находятся в свете, покое и предначатии вечного блаженства, а души грешных в противоположном сему состоянии. Мы говорим, что души умерших после частного суда находятся в предначатии блаженства или мучений потому, что полное воздаяние по делам предопределено получить полному человеку, по воскресении тела и последнем суде Божием. Апостол Павел говорит: прочее убо соблюдается мне венец правды, его же воздаст ми Господь в день он (т. е. в день всеобщего суда), праведный Судия: не токмо же мне, но и всем возлюблешим явление Его (2Тим.4:8). Это так и должно быть, ибо этого требует правосудие Божие. В добрых и злых делах души участвует и тело, посему и совершенная награда должна быть воздана полному человеку, состоящему из души и тела, чтобы и тело получило свою долю воздаяния. Об этом учит и апостол, когда говорит: всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела или блага, или зла (2Кор.5:10). А что праведники получают блаженство, хотя и не полное, прежде второго пришествия Господня и последнего страшного суда, это мы можем видеть из притчи о богатом и Лазаре, где говорится, что праведный Лазарь тотчас по смерти несен был на лоно Авраамле. Из той же притчи видно, что богатый находился в аду еще в то время, когда братья его жили на земле. Господь Иисус Христос сказал покаявшемуся на кресте разбойнику: днесь, т. е. сегодня после своей смерти, со Мною будеши в раи (Лк.28:43). Предначатие блаженства, которого удостаиваются праведники бывает соединено, по крайней мере для некоторых избранных людей, с лицезрением Самого Иисуса Христа, о чем свидетельствует и апостол Павел, когда говорит о себе: желание имый разрешитися и со Христом быти (Флп.1:23).

Блаженства сподобляются, братие, вместе с праведными, также и умершие младенцы, хотя они и не заслужили себе царства небесного добрыми делами. Младенцами считаются дети до семилетнего возраста. Как освященные святым крещением, святым миропомазанием и таинством св. причащения, они вовсе не делают зла, а если и делают его, напр., оказывают непослушание родителям, завидуют и пр., то делают это без сознания. Поэтому дети невинны и по смерти не понесут наказания. Сам Иисус Христос засвидетельствовал это, когда сказал ученикам: «пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им; ибо таковых есть царствие Божие» (Лк.18:16). Поэтому и Церковь, напутствуя младенцев в жизнь вечную, молит не о прощении их, а о том, «еже по неложному обещанию тех царствия небеснаго сподобити» и учит, что «смерть младенцем ослаба, житейских бо зол непричастни явишася, и к покою приспеша, и радостью небесною в Авраамлих недрах радуются, и младенцев святых божественным ликом ныне свеселятся, и верою ликуют, яко от тления грехолюбного чисты отыдоша» (Из чина погреб, млад.). Что касается, братие, младенцев умерших некрещеными, то они, конечно, не могут наследовать полного блаженства в царствии небесном, так как они не очищены от первородного греха. Но все-таки участь их не может быть названа безнадежною. Из того, что они не заслужили награды, еще не следует, что они должны непременно понести наказание. Сам Господь, как мы видели выше, почитал младенцев достойными царства небесного и невинность их ставил в пример взрослым (Лк.18:16; Мф.18:3–5). Сам же Господь говорил, что в дому Отца Его обителей много (Ин.14:2). В этих обителях, несомненно, найдется место и младенцам, почему-либо неудостоившимся крещения. Православная Церковь в своих богослужебных книгах выражает верование в помилование их, когда говорит: ведати подобает, яко младенцы непросвещеннии ниже в геенну пойдут (Синаксарь в мясопустн. субб.).

Братие, по разлучении с телами, души человеческие подвергнутся истязаниям, мытарствам; будем же всегда приготовляться к ним молитвою, покаянием и добрыми делами. После истязания Господь определяет праведным небесное блаженство, хотя и не полное, а грешным мучение, хотя также не полное. Будем всегда памятовать об этом, будем воздерживаться от грехов своих, будем просить Господа о помиловании. Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle