Глава IV. Число братии, устав жития: зажилые, милостинные и другие поручные доходы, слуги и служебники, их оклад, отношение их к монастырю по монастырским актам
О числе братства Воскресенской обители в Патриарший ее период (1656–1666) положительных сведений нет. Сам Патриарх Никон, в одном из писем своих к грамотоносцу Иерусалимского Патриарха, Севастьяну или Савве Дмитриеву, из Воскресенского монастыря, между прочим, пишет: «Благодать Божия питает во святей обители нашей не менее тысячи человек, разве (кроме) странных и нищих братий: питаеми есми во всяком довольстве, без нужды, и ни от кого просим, или принимаем, разве дающего пищу алчущим, от единого Бога»94. Мы полагаем, во-первых, что Патриарх разумел в означенном числе (1000 человек) не одних монашествующих, но и бельцов, так как, по свидетельству Шушерина, «в Воскресенском монастыре, у Святейшего Патриарха, в то время пребываху даже многие иноземцы: Греки и Поляки, Черкасы (Малороссияне) и Белорусцы, и новокрещенные Немцы и Жиды в монашеском чину и белецком.95
Во-вторых, если, по свидетельству того же Шушерина, Воскресенский монастырь, в 1685 г. имел не менее 400 челов. братии с приписными монастырями и пустынями96, то нет ничего невероятного, что в Патриарший период было в нем не менее 500 человек монашествующей братии, считая также с приписными монастырями и пустынями, и на это число монашествующих такое же число бельцов, что и составит, по выше сказанному, 1000 человек. В конце опального периода Воскресенской обители, продолжавшегося с 1667 до 1679 года, число братии в оном естественно должно было скорее умаляться, чем увеличиваться. И действительно было так; ибо по описи 1769 года (где исчислены поимянно тогдашняя братия Воскресенского монастыря) число их было следующее: Власти: Настоятель Архимандрит Филофей, Казначей старец Сергий.
Черных Попов (Иеромонахов) | 10 человек |
Черных Дьяконов (Иеродьяконов) | 3 человека |
Крылошан | 2 человека |
Пономарей | 2 человека |
Рядовой братии старцев | 40 человек |
Больничных старцев | 5 человек |
Всего | 64 человека монашествующих |
При больнице бельцев 2 человека.
Служебных людей бельцев: Стряпчих и Подьячих (10 человек) слуг 18 человек, конюхов 12 человек, стрельцов 6 человек. Итого 38 человек.
Служебников (мастеровых людей): часовник подвязник (кровельщик), подмастерья каменных дел, кузнец, поваров 5 человек, квасовар, шваль (портной), приказной кельи сторож, гвоздарь, мельники 4 человека, да у засыпи 3 человека, садовники 2 человека, плотник, колесник, конской мастер (коновал). Всего 25 человек; всего же бельцов 65 человек.
В 1685 году, во время освящения Соборного Воскресенского храма, в период самого цветущего состояния обители, ущедренной Царскими милостями, владевшей большими вотчинами, дававшими средства на содержание большого братства, в ней, с приписными монастырями и пустынями, по свидетельству И. Шушерина, находилось не менее 400 человек одних монашествующих, а, следовательно, если считать, кроме приписных монастырей и пустынь, не менее 200 человек монашествующих, к концу XVII столетия братство Воскресенского монастыря (кроме служебников и бельцев) состояло из 120 человек монашествующих, как сие видно из приходо-расходных книг 1693 года.
Образ жития братии, от самого основания обители и до настоящего времени, был тот, какой существовал издревле во всех знатных монастырях Княжеского, Царского и Патриаршего строения: братия имели общую трапезу, средства для которой в Воскресенской обители первоначально получались с подведомственных ей вотчин натурою, так называемые, «столовые запасы», а к концу XVII столетия эта натуральная повинность была переложена на денежную (см. ниже приходо-расходную книгу 1693 года); съестные же припасы для братской трапезы покупались из суммы разных «неокладных сборов», отопление и освещение также получалось от монастыря; для отопления получались с монастырских вотчин «саженные дрова», сперва натурою, а в конце XVII столетия и эта повинность также была переложена на деньги (см. ниже приходо-расходную книгу 1693 года); осветительные материалы (сальные свечи и конопляное масло для ночников) покупалось на счет «сумм неокладных сборов»97. На платье же и другие мелочные расходы домашнего свойства, монашествующие получали из монастырской казны денежную дачу98, а именно: а) зажилое жалованье (размер оного см. ниже); б) Священнослужители (Иеромонахи и Иеродьяконы), за соборные и ранние седмицы: Иеромонах за 1 соборную и 1 раннюю по 8 алтын, Иеродьякон за 1 соборную и 1 раннюю по 2 алтына и две деньги. Число служений и число служащих в течение полугода видно из следующей таблицы (составленной нами на основании той же расходной статьи):
Иеромонахам: | |
Иеромонах 1 | за 4 седмицы соборных и ранних |
Иеромонахов 5 | за 3 седмицы |
Иеромонахов 2 | за 2 седмицы |
Иеромонах 1 | за 1 седмицу |
9 служащих, 24 седмицы |
Примечание. Есть повод полагать, что все Иеродьяконы служили лишь соборные (поздние) седмицы, а ранние литургии служили одни Иеромонахи без Иеродьяконов.
в) Священникам (Иеромонахам) давалось каждое 1 число месяца «от святыни», то есть, от хождения со святою водою и кропления оною всех монастырских зданий, 3 алтына 2 деньги, а на праздник Рождества Христова, и что со святынею были о Богоявленьеве дне (у Настоятеля), Священницы и Дьяконы и крылошане, давалось им на Собор 3 рубля. 1 Сентября, в церковное новолетие, им же «от святыни» давалось на Собор полтора рубли.
г) Жалованные деньги, даванные властям и братии при посещении монастыря Особами Царского Дома, или присылаемые по особым радостным случаям за молебствие о новорожденных членах Царского семейства, о победах, при заключении мира и т. п., также делились по рукам. Так, например, во вкладной книге, под 1678 годом: «Августа против 10 числа, за два часа до дни, по Указу Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича, всея России Самодержца, приехав в Воскресенской монастырь Спальник Василий Семенов сын Змеев, и Архимандриту Филофею, и Строителю Иеромонаху Феофилакту, и Казначею старцу Сергию, и Соборным старцем и всей братии Указ Великого Государя сказал, чтоб они Собором молебствовали о его, Государском, здравии и о победе на Турки, его, де, Государским счастьем тех Турок под Чигириным побили, и Архимандрит Филофей того числа сам служил на Голгофе святую и божественную литургию по чину со всем Собором, и Спальник Василий Семенон сын Змеев, по святую литургию и до отпуска всего молебна стоял в той же церкви, а по отпуске молебна он, Спальник Василий Семенов сын Змеев, Архимандриту Филофею в руки дал 50 рублев и сказал, что Великий Государь жалует ему, Архимандриту Филофею, и всей братии те деньги за молебство, и Архимандрит и вся братия у него, у Спальника Василия Семенова сына Змеева, те деньги приняв, били челом Великому Государю и кланялись все вкупе».
д) За поминовение: панихиды и сорокоусты и в дни годовой памяти приставльшихся, жалуемые на сей предмет от Особ Царской Фамилии, Бояр, гостей (купцов) и разного чина людей, обычно разделялись на две статьи:
1. «Братии за стол», которые записывались на приход и употреблялись в расход согласно своему назначению.
2. Властям и братии и служебникам на милостыню, которые раздавались немедленио по рукам, а по тому в приход и расход не писались. Так в приходо-расходной книге 1693 года, под 25 число Августа (на кануне дня памяти Святейшего Патриарха Никона), читаем: «В 25 день Августа принято у Крестового Дьяка у Михаила Шушерина Великие Государыни Благородные Царевны и Великие Княжны Татианы Михайловны жалование в поминовение Святейшего Патриарха Никона братии за стол денег 20 рублев. Да властем и братии и служебником на милостыню денег 30 рублев, и «те милостинные деньги розданы , в приход, и в расход их не класть».
Порядок их раздела поручных доходов виден из записи в книгах 1693 года, о раздаче зажилого жалованья за сей год:
Властям:
Настоятелю Архимандриту (Филофею) 12 рублев.
Строителю старцу Сергию (не означено).
Братии:
16 Иеромонахам, каждому по 4 руб. 25 ал. 4 деньги.
8 Иеродьяконом каждому по 3 рубли.
Прим. Первому Иеромонашеская дача 5 руб. 26 ал., 4 деньги. 5 человеком псаломщикам и головщикам да 2 конархистам, каждому по 3 рубли.
Прим. Один старший головщик получил 4 рубли.
10 человеком крылошанам, каждому по 3 рубли.
5 пономарям (в том числе гробовой монах) 3 рубли.
Старцу, что у моря (на морских рыбных и соляных промыслах) 5 рублей, иконописцу 3 рубли.
Больших служеб старцам (9 человеком):
Конюшему, житенному, 2 сушиленным, 2 хлебодарам, пивному, по 3 руб. 20 алт. в год; квасному 3 руб., израземному (делавшему изразцы) 4 рубли.
Меньших служеб старцам (20 челов.):
Гостиному, полевому первому по 3 руб., полевому второму по 2 руб. 16 алт. 1 деньги, огородному, кузнечному, гостиному второму, рыбачному, 3 пустынным старцам (при пустыне Святейшего Патриарха Никона), изразочному второму, поваренному, по 3 рубли, 2 воротенным, первому 3 рубли, второму 2 руб. 16 ал. 4 деньги, судовому, столовому, шваленному, солодовному, в новой трапезе по 3 рубли.
В приставстве:
5 старцам (в том числе при Понойском рыбном промысле) по 3 рубли, мельнишному Воскресенскому 3 рубли, помощнику хлебодара 2 рубли.
При властинских кельях:
Старцу, что у Архимандрита, 3 руб., двум старцам при казенной (казначейской) кельи по 3 рубли.
Посельским:
5 старцам по 3 рубли.
По скотным дворам:
6 старцам по 3 рубли.
Хлебенной братии:
Большему старцу 3 руб. 20 алтын, 5 старцам по 3 рубли.
Больничной братии:
17 человеком по 2 руб. 13 алт. 2 деньги каждому.
Денежное жалованье слугам и служебником монастырским выдавалось, как видно сие из приходо-расходных книг 1693 года, в следующем размере:
Приказному (Ивану Аристову) в год окладу | 40 руб. |
Стряпчему (Савве Кудрявцеву) в год окладу | 30 руб. |
Двум Подьячим в год окладу | по 8 руб. |
Трем Подьячим в год окладу | по 5 руб. |
Трем Подьячим в год окладу | по 4 руб. |
Семи Подьячим в год окладу | по 3 руб. |
Подьячему в год окладу | по 2 руб. |
Слугам:
7 человеком окладу в год | по 5 руб. |
20 человеком окладу в год | по 4 руб. |
7 человеком окладу в год | по 3 руб. |
1 человеку окладу в год | по 2 руб. |
Спеваку Ивану Козлу окладу в год | по 3 руб. |
Церковным сторожам:
4 человеком окладу в год по 3 рубли.
Столярам:
9 человеком по 3 рубли, токарю по 3 же рубли.
Десятнику по 4 рубли в год.
Стрельцам:
13 человеком окладу в год по 3 рубля каждому.
Поварам:
4 человеком окладу в год по 3 рубли.
7 человеком по 2 руб. 16 алт. 4 деньги.
Служебникам (мастеровым):
Часоводу по 5 рублей, седельному по 4 руб, оконичному по 3 руб., пяти кузнецам по 2 руб. 16 ал. 4 деньги, 21 конюху по 3 руб., пяти мельникам по 3 руб, двум швалям (портным) по 2 руб 16 ал. 4 деньги, плотнику 3 руб., рыбаку 3 руб., квасовару 2 руб., даточному, сдавшему с монастырских вотчин даточных людей-рекрут, 2 руб., колеснику 3 руб., 12 дворникам по 1 руб. 26 алтын 2 деньги в год. Кроме денежного жалованья, все монастырские слуги и служебники получали хлебное жалованье по 6 четв. ржи и по 6 четвертей овса в год.
Отношение слуг и служебников к монастырю видно из следующих актов XVII столетия:
1. Живоносного Христова Воскресения монастыря Нового Иерусалима слуги: Тимофей Викулин, да яз Иван Афонасьев сын Казанец, да яз Дмитрей Левонтьев сын Мяконкой, да яз Иван Осипов сын Марушкин, да яз Яков Якимов, все мы порутчики, поручилися того же Воскресенского монастыря по стремянном конюхе Иване Иванове сыне Арцыбашеве в том, что ему за нашею порукою поставить ему двор на казенные деньги, что он взял из монастырские казны пять рублев денег; а буде он, Иван, за нашею порукою на те казенные деньги двора строить не учнет, и с теми деньгами куды сойдет, и те дворовые деньги снесет, и на нас на поручиках, те дворовые деньги пять рублев все сполна, и поручную запись писал Матвей Вешняков, лета 7168 Октября в 29 день (1659 года).
2. Великому Господину, Святейшему Никону Патриарху, бьет челом сирота твой, твоей Государевой вотчины села Вознесенского бобыль, Васка Борода: В нынешнем, Государь, во 177 (1666) году положил я, сирота твой, на слове с твоим, Государевым, конюхом, Овдокимом Григорьевым, что мне дать за него дочь своя, девка Василиска, а заказа я, сирота твой, что нам дочерей своих не выдавать, не слыхали, и не ведая твоево, Государева, на него Овдокима, гнева, и ныне, Государь приходит то время, в кой день мне выдать, а ему взять, и без твоего, Государева, праведного и милостивого Указу, ныне я, сирота твой, выдать не смею, а к свадбенке припасься я, со всем одолжевся. Милостивый Великий Господин, Святейший Никон Патриарх, пожалуй меня, сироту своево, благослови, Государь, мне дочь свою за того конюха, Овдокима, выдать безпенно, и в вине моей, меня, сироту своего, прости, Великий Святитель, смилуйся!
3. Мы строения Великого Господина, Святейшего Никона Патриарха, Живоносного Христова Воскресения монастыря Нового Иерусалима слуги, Василий Давыдов, да яз Михаила Челеев, да яз Иван Степанов, да домовой стелец Семен Петров Сыкотрашевец, да домовые ж конюхи Олфер Макарьев, да яз Иван Степанов, поручилися мя есмы того ж Воскресенского монастыря Нового Иерусалима по новом конюхе по Овдокиме Григорьеве в том, что ему за нашею порукою жить в монастыре в той конюшеной службе и не збежать, и ничего монастырского не снесть, и монастырской и иной лошади не свесть и над монастырскою ни над какою казною никакие хитрости не учинить, и ничего не воровать, и с ворами не знатца, и вином и табаком и не иным никаким воровским товаром не промышлять, и ворам стану и приезду не держать, и воров у себя не ухоранивать; а будет он Овдоким, за нашею порукою в монастыре в той конюшеной службе жить не учнет, или что монастырское покрадет, и покрадучи збежит, и что монастырское снесет, и над монастырскою над какою ни есть казною какую учинит поруху, или станет воровать, или воровским чем станет промышлять, и вином и табаком торговать, и воров станет держать, или у себя хоранивать, и на нас на поручиках во всем в том пеня Великого Господина, Святейшего Никона Патриарха, а пени, что он, Великий Господин, укажет; и буде збежит, и нам того Овдокима сыскивать, и что он снесет, и тот снос весь сполна против властинской скаски, что ни скажут на нас же на поручиках по сей поручной записи. Поручную запись писал Матюшка Вишняков лета 7174, Октября в 20 день (1665) года.
4. Поручная запись жилая.
Ивашко Трофимов Железов бил есми челом Великому Государю Святейшему Никону Патриарху, и запись сию дал есми на себя, что жити мне, Ивашку, в Воскресенском монастыре, и имети послушание, и живучи мне, Ивашку, из монастыря ни куды не сбежати, и ничево не снести, а живучи пити и ести и носити монастырское, что он, Великий Государь, Святейший Патриарх, пожалует; а будет яз, Ивашко, куды из монастыря збежу и что пократчи снесу, и на мне, на Ивашке, сносной живот и протори; а по мне, Ивашке, порукою Архимандрит Иван, в том, что мне, Ивашку, не збежати и от сей записи не отыматися ни которыми делы; в том осми я Ивашко сю и запись на себя дал. Лета 7170 (1662) года, Августа в 24 день.
5. Воскресенского монастыря Нового Иерусалима вотчины села Вознесенского крестьяна Афонасей Васильев, Осип Федоров, Дания Алексеев, Ларион Алексеев, Мойсей Федоров, Федор Ларионов, все есмя порутчики, поручились есмя, того села Вознесенского по крестьянине по Емельяне Антипьеве, что жить ему, Емельяну, за нашею порукою за Воскресенским монастырем в том селе Вознесенском в крестьянех по прежнему, и монастырское изделие делать, пашни пахать и подати всякие давать со своею братиею со крестьяны, и без Государева Патриархова Указу ни куды не ехать и не збежать; а буде он, Емельян, за нашими поруками за Воскресенским монастырем в том селе Вознесенском по прежнему жить не учнет, и монастырского изделья и дела: пашни пахать и подати давать со своею братиею со крестьяны (не станет) или без Государева Патриархова Указа куды съедет, или збежит, и на нас, порутчиках, пеня Великого Государя, Святейшего Никона Патриарха, а пени, что великий Государь Патриарх укажет, и наши порутчиковы, головы в его головы место, и монастырское изделие и и подати его, Емельянова, все на нас, на поручиках, а запись писал Подьячий Богдашко Иванов. Лета 7170 (1662), Августа в 11 день.
7. Яз Живоносного Христова Воскресения монастыря Нового Иерусалима черной Дьякон Осей, да яз старец Иона серебряник, да яз подкеларной старец Петр, да яз конюх Родион Кирилов, прозвище Беляй, все есмя порутчики, поручились есмя Ростовского Уезду Караские волости по домовом бобыле по Василье Петрове сыне по Куренке в том, что быти ему, Василью, за нашими поруками, у Государева Патриархова дела в Воскресенском монастыре в стрельцах, дурна никакого над его, Государевою Патриарховою казною, не учинить, и его, Государево, взяв хлебное и денежное жалованье годовое не избежать, и колодников не отпустить; а буде он, Петр, за нашими поруками у Государева Патриархова дела в Воскресенском монастыре в стрельцах быть не учнет, или, взяв его, Государево, жалованье хлебное и денежное годовое, из монастыря збежит, и дурно какое учинит, и без Государева Патриархова Указу куды сойдет, и на нас, на порутчиках, пеня Великого Государя, Святейшего Никона Патриарха, а пени, что он Великий Государь, Патриарх, укажет на нас, порутчиков, головы в его, Васильевой, головы место; а поручную запись писал Воскресенского монастыря Новаго Иерусалима Подьячий по порутчикову повелению Григорьев. Лета 7170 (1662), Апреля в 29 день.
8. Живоносного Христова Воскресения монастыря Нового Иерусалима подмонастырского села Преображенского Священник яз, Иван Григорьев, поручился есми по вольном Государеве человеке по Василье Васильеве сыне в том, что жити ему в дому Живоносного Христова Воскресения Нового Иерусалима в брацкой поваренной службе в поварах, и не збежать и никакие хитрости не учинить, и монастырское взяв денежное и хлебное жалованье куда збежит, и на мне, на поручике, вольно Государем властем взять все сполна по сей поручной записи; а запись писал Подьячий Фадейко Кузмин. Лета 7171 (1663) году, Августа в 6 день.
9. Государем властем, Архимандриту Акакию, Иконому Иеромонаху Феодосию, бьет челом сирота ваш, села Воскресенского бобыль, Пашка Корнеев: присмотрил я, сирота, у стрельцов Старушин у трех братов сестру их родную, и на слове положил, и без вашего властильского указу не смею за себя взять. Умилостивитеся, Государи власти, пожалейте меня, сироту своего, велите, Государи, мне, сироте, у тех стрельцов их сестру за себя взять. Государи власти, смилуйтеся!
10. Государю отцу Архимандриту Филофею, Строителю старцу Герману и Соборным старцам с братиею бьет челом сирота ваш, бобылишко сельца Юркина Афонька Ларионов: по вашему, Государи, властинскому указу посажен за караул в лошади в оговор, и чтоб за тое лошадь заплатить деньги, и мне, Государи, денег столько теперь взять вскоре негде: человеченко скудное и бедное, а сидя, Государи, ино достатку в конец будет погибнути, и женишка з детьми помрет голодною смертию. Умилостивитеся, Государи власти, помилуйте меня, бедного сироту своего, велите, Государи, из казны заплатить, а я стану вам, Государи, погодно платить, а меня, Государи, велите выпустить на поруки. Государи, смилуйтеся, пожалуйте. Лета 7184 (1675), Декабря, в 28 день.
11. Великому Господину, Святейшему Никону Патриарху, бьет челом сирота Юрьева Польского посацкой человек Яков Алексеев, Великий Господин, Святейший Никон Патриарх, пожалуй меня сироту, вели, Государь, мне жить на своем Святительском на новом Московском дворе на загородном, что промеж Троицкой и Воротницкой слободы в дворниках и в огородных садовниках, а мне, сироте, садовницкая и всякое огородное дело в обычае, да я ж, сирота, бью челом в дом Живоносному Воскресению в тот загородной огород 10 яблоней почечных добрых, молодых по обещанию своему разных дерев. Великий Господин, смилуйся, пожалуй!
12. Яз, Харлам, прозвища Богдан Ерофеев сын, садовник Стретенской сотни, Троецкой Неглиненской слободы тяглец, да яз, Иван Иванов сын Воротнин, да яз Михаил Сидоров сын Коробов, да яз Иван Иванов сын Утка, да яз Дмитрей Яковлев сын, да яз Мартьян Михайлов сын, да яз Федор Давыдов сын, все мы Государева Потешного двора, что в Семеновском, сторожи, поручились есми строения Великого Господина Святейшего Никона Патриарха, Нового Иерусалима Воскресенского монастыря Иконому Иеромонаху Феодосию, Юрьева Польского по Посацком человеке по Якове Алексееве сыне в том: жити ему, Якову, за нашею порукою на Святительском на новомосковском загородном дворе, что промеж Троецкой и Воротницкой слободы в дворниках и в огородных садовниках, и живучи никаким воровством не промышлять, и над загородным двором никакого дурна и хитрости не учинить, и корчмы, и блядни, и приезду, и приход воровским людем не держать, и самому не пить и не бражничать, и с воровскими людми не знатся; а будет он, Яков, за нашею порукою на том Святительском загородном дворе в дворниках и в огородных садовниках жити не учнет, или живучи учнет каким воровством промышлять, и над загородным двором какое дурно и хитрость учинит, и корчму, и блядню, и приезд, и приход воровским людем будет держать, или учнет сам пить и бражничать и с воровским людьми учнет знатца, и убыток какой учинит и, своровав, с Москвы с того загородного Святительского с двора збежит, разоря тот загородной двор, или иную какую хитрость тому двору учиня, и на нас, на порутчиках, взять по сей записи 100 рублев денег, а кой нас, порутчиков, будет в лицах, на том сто рублев и порука; а на то послух Федор Тихомиров; а запись писал земской площади Подьячей Микефорка Щаболов. Лета 7175, Октября в 25 день (1666).
13. Се яз Живоносного Христова Воскресения монастыря деревни Ивановского крестьянин Сергей Иванов, да яз села Воздвиженского крестьянин Федор Иванов, да яз того же села Воздвиженского крестьянин Козьма Симонов, все мы, порутчики, поручилися есми Государевым властям, отцу Архимандриту Аникию, Строителю Иеромонаху Феодосию с братиею, деревни Ивановского, по крестьянине по Проньке Семенове, в нынешнем во 177 (1659) году, Мая в два десятого числа, что жить ему за нашею порукою в Воскресенском монастыре в детенышах, и всякая работа работать, что по приказу власти укажут, и не пить, ни бражничать, ни с ворами не знатца, ни табаком, ни вином не торговать, а в монастыре и в монастырской казне ни над чем никакие хитрости не учинить; а буде я, Пронька, за их порукою учну бражничать, и с ворами знатца, или табаком и вином стану торговать, или в монастыре в монастырской казне какую хитрость учиню, или тех, де, своих порутчиков, не стану слушать, в чем станут меня на добро учить, и на нас, на порутчиках, и на мне, Проньке, властилинская пеня, а пеня, что власти укажут; а сю поручную запись писал черный Диакон Иоасаф. Лета 7177 (1669), Мая в 4 день.
* * *
См. переписку Святейшего Патриарха Никона с Митрополитом Иконийским Афанасием и грамотоцосцем Саввою. Русский Архив 1873 г, книга 9, стр. 1633. Статья А. Л–да.
Известие о Св. Патриархе Никоне; 1. Шушерина. Москва, 1871 г., стр. 42.
Известие о Св. Патриархе Никоне; 1. Шушерина. Москва, 1871 г., стр. 42.
Трапезой, отоплением и освещением пользовались наравне с монашествующей братией и не семейные бельцы, слуги и служебники монастырские.
Доказательством сего служит следующая запись из расходной книги 1692–1693 годов: «Куплена бывшему Архимандриту Исайи мантия, да клобук, дано 2 руб. 16 алт. 4 деньги, по тому что ему зажилых денег не дается».