Источник

Глава III. Власти монастырские в XVII столетии

А. Настоятели обители

1

Настоятельство Воскресенского монастыря, можно сказать с самого его учреждения, было Архимандритское, так как первый его Настоятель, Игумен Стефан, будучи назначен в 1656 году, в следующем 1657 году был возведен в сан Архимандрита, при освящении первой соборной деревянной церкви во имя Воскресения Христова, в присутствии Царя Алексея Михайловича, 18 Октября, 1657 года. Сей первый Настоятель любимой Патриаршей обители был, как по всему видно, до этого назначения в клире Патриарха и состоял одним из приближенных к нему лиц. Он, вероятно, прибыл с Патриархом в Москву из Новгорода и кажется о нем Патриарх упоминает в письме своем к Царю Алексею Михайловичу из Рождественского, что во Владимире, монастыря: «а я, богомолец Ваш, и поп Стефан еще живы»90. Следовательно, Поп Стефан в этой поездке был главным спутником Патриарха, может быть его келейным старцем. Куда выбыл Архимандрит Стефан, или скончался в Воскресенском монастыре, сведений нет.

2

Архимандрит Герасим управлял Воскресенским монастырем с 1659 по 5 Декабря 1665 года в звании Патриаршеского Наместника; ибо в это время, как известно, сам Патриарх Никон имел свое пребывание в Воскресенской обители. Скончался и погребен в сем монастыре. Сохранился его портрет на картине, изображающей Святейшего Патриарха Никона с сослужащею ему братией Воскресенского монастыря.

3

Архимандрит Акакий управлял Воскресенским монастырем с 14 Февраля, 1666, по 1669 год. Назначен еще самим Патриархом Никоном из Казначеев той же обители. Скончался и погребен в сем монастыре.

4

Архимандрит Исайя управлял Воскресенским монастырем с 1669 по 1671 год, упоминается в описи 1679 года. Пребывал на покое в сем же монастыре и, вероятно, здесь же скончался и погребен.

5

Архимандрит Феодосий управлял Воскресенским монастырем с 1671 до Декабря 1673 года. Был первоначально Строителем того же монастыря. По «Истории Российской Иерархии» он до назначения в Настоятели Воскресенской обители, был в сане Архимандрита Настоятелем Костромского Ипатиева монастыря, что могло быть между 1669 и 1671 годами. Из описи 1679 года видно, что он, проживая на покое в сем монастыре, был за что-то посажен в земляную темницу. Скончался в схиме и погребен в сем же монастыре.

6

Архимандрит Филофей, из Строителей Московского Воскресенского подворья, управлял сим монастырем с Декабря 1673 года по 1680 год, в коем, по Царскому Указу, отставлен, за старостью, и остался на покое в сем же монастыре, где скончался и погребен.

7

Архимандрит Варсонофий, из Настоятелей Тихвина монастыря, управлял Воскресенским монастырем лишь один 1680 год, скончался в Ноябре сего года и погребен в церкви Всех Святых, что под колокольнею.

8

Архимандрит Герман управлял Воскресенским монастырем с 1681 по 11 Декабря 1682 года. Назначен из Строителей сей обители по выбору самого Царя Феодора Алексеевича, как любимый ученик Святейшего Патриарха Никона. Он участвовал в погребении Святейшего Патриарха Никона (26 Августа, 1681 г.). Надгробные ему стихи, на камне верхней гробницы (у ног) вырезанные, сочинены им же, Германом. Скончался и погребен в сей обители в приделе Всех Святых. См. ниже его надгробную надпись виршами.

9

Архимандрит Никифор управлял Воскресенской обителью с Июля 1683 по Генварь 1686 года; откуда взят на Настоятельство, не известно. При нем освящена великая соборная церковь Воскресения Христова 18 Генваря, 1685 года; он же написал Сказание о освящении сей церкви. Скончался и погребен, вероятно, в сей же обители.

10

Архимандрит Никанор управлял Воскресенским монастырем с Генваря 1686 по 1698 год, потриженник Св. Патриарха Никона из Казначеев той же обители. Он сочинил и вырезанную на камне при южных церковных дверях виршами «Летопись Воскресенской обители», и «Предисловие к ее церковному уставу». Скончался и погребен, вероятно, в сем же монастыре. Он, надобно предполагать, принадлежал к числу тех Литовских юношей, которых Царь Алексей Михайлович отдал Патриарху Никону по возвращении из Польского похода. Патриах воспитал их при себе, и сделал чтецами и певцами, как свидетельствует о сем Дьякон Павел (см. Тhе trаn оf Мас. Ѵоl I, р. 341).

11

Архимандрит Герман II, родом Казанец, из Настоятелей (Игуменов) тамошней Раифской пустыни. Управлял Воскресенским монастырем с 1698 по 25 Июля 1699 г. Надгробная плита его в наружной стене Голгофского придела, близ церковной сторожки.

Из 11 Настоятелей Архимандритского сана, управлявших Воскресенскою обителью во второй половине XVII столетия, в первые 45 лет ее существования, особенной памяти заслуживают: Архимандрит Герман I и Никанор, оба ученики и постриженцы Святейшего Патриарха Никона, как свидетельствует о первом его надгробная надпись, а о втором Предисловие к церковному уставу сей обители, им написанное. В эпитафии Архимандрита Германа, погребенного в приделе Всех Святых, написано:

«Нынешнего 191 года, 11 Декабря дневного

Из начала степени шестоизбранный91,

Рачитель писания хитроученый,

Ко Господу отыде в покой вечный,

Храма закон Божий и Отечный.

Архимандрит Герман обители сея,

Никоном си, Всесвятейшим Иерархом,

Московские и всея России Патриархом,

Бяше ученик его бывый присный,

Аз же есмь овчато обще многогрешный.

Рану на всех жалости оставя, скончался,

На месте сем тело его земле предася.

Пас церковное стадо год и девять месяц,

Дая образец всем, им же бе присный отец;

Изрядная сочини псалмопения,

Разумностью та и расположения,

Сложно писания над гробом положи92,

Известно о бытии отчи сотвори.

Аз же, любовь его к себе поминая,

Таково подписание сочиняя,

Любящим прочитать сие положи,

Аще кто разум имать,

Ино зримое лучше изложи».

Б. Наместники

Наместники, по самому значению слова, лица, заступавшие место Настоятеля обители, во время его отлучки из оной, или болезни, вообще же ближайшие помощники Настоятеля в управлении монастырем.

1. Старец Зосима, упоминается в 1657, 1658 и 1659 годах.

2. Иеромонах Иосиф, упоминается в 1662, 1863 и 1664 годах.

3. Иеромонах Иов, упоминается в 1665 году, как «бывый Наместник».

4. Иеромонах Леонид, упоминается (в Октябре 1665 г.); известно, что он же был духовником Святейшего Патриарха Никона.

Примеч. После 1666 года Наместников, кажется, не было, а их заменяли Строители.

В. Строители

Строители управляли монастырскими вотчинами и ведали все дела касающиеся оных.

1 Старец Савва, упоминается с 1658 года.

2 Иеромонах Сосипатр, упоминается в 1658 и 1659 годах.

3 Иеромонах Иоаким, упоминается в 1660 году93.

4 Иеромонах Аарон, упомин. в 1665 г., как бывый Строитель.

5. Иеромонах Феодосий, упоминается с Апреля 1665 до 1669 года.

6. Старец Герман, упоминается с 1673 г. до 1675 года.

7. Иеромонах Феофилакт, упоминается с 1677 года по 1679 год.

8. Старец Сергий, упоминается с Декабря 1681 по 1721 (†1721 в Августе).

Примеч. Старцы, управлявшие монастырским Московским, подворьем, тоже носили звание Строителей. Из числа их известны: Иеромонах Иоасаф, до 1662 г., и после него Иеромонах Филофей, в 1664, 1665 и 1666 годах. Сей последний правил должность Патриаршего Казначея; ибо заведовал Патриаршею келейною рухлядью и собственною казною.

Г. Казначеи

1. Старец Наум, до 1658 года.

2. Старец Лаврентий, с Апреля 1658 и 1659 года.

3. Иеромонах Акакий, с 1660 по 14 Февраля, 1666 года, в последствии Архимандрит.

4. Иеромонах Исайя, с 15 Февраля, 1666, по 15 Февраля, 1671.

5. Иеромонах Пафнутий, с 15 Февраля, 1671, по Сентябрь 1674 года.

6. Старец Сергий, с Сентября 1674 по Декабрь 1681 года.

7. Иеродьякон Мардарий, с Декабря 1684 года. по 17 Февраля, 1684 года.

8. Иеромонах Варлаам, с 19 Февраля 1684 г. по 1З Марта, 1685 года.

9. Иеромонах Никанор, с 13 Марта, 1685 г., по 16 Генваря, 1686 года.

10. Иеродьякон Мардарий (вторично) с 16 Генваря, 1686 г., по 28 Декабря, 1688 года.

11. Старец Марко Щербачов, с 1688 по 1700 год.

12. Иеродьякон Петр, с 1690 года.

Д. Ризничие

1. Иеромонах Геронтий, упоминается в 1679 году.

2. Иеродьякон Петр, с 1688 по 1690 год.

3. Иеродьякон Гавриил, упоминается в 1691 году.

Е. Книгохранители

1. Иеродьякон Диоген, упоминается в 1679 году.

2. Иеродьякон Иоанн в 1690 году.

Примеч. Были также особые Казначеи Платеной Казны и Соборные старцы, избиравшиеся из числа старшей по летам опытности и заслугам братии.

* * *

90

Начертание жития и деяний Патриарха Никона, соч. Архимандрита Аполлоса в приложениях статьи XIV, стр. 54, в «Чтениях в Импер. Общ. Истории и Древн. Росс.», 1847 г., и особо.

91

Так как начало степени Воскресенского монастыря считается с Московского Собора 1667 года, то по сему Архимандрит Герман будет точно шестиизбранный. (С 1667 года) на Московском Соборе Воскресенский монастырь внесен впервые в лествицу и поставлен степенью под Саввинским, а Иверский степенью под Воскресенским, в следствии чего Воскресенский зачислен степенью 43, а Иверский 44 в лествице 54 степенных монастырей XVII столетия.

92

Разумеется выше упомянутая надпись (эпитафия) на верхней гробнице Св. Патриарха Никона, списанная Архимандритом Германом.

93

В последствии Патриарх Всероссийский.


Источник: Историческое описание Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленное по монастырским актам настоятелем оного архимандритом Леонидом. - Москва : О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1876. - [2], IV, 768, II с., 1 л. фронт. портр.

Комментарии для сайта Cackle