Азбука веры Православная библиотека архимандрит Леонид (Кавелин) Историческое описание Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленное по монастырским актам настоятелем оного архимандритом Леонидом

Историческое описание Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленное по монастырским актам настоятелем оного архимандритом Леонидом

Источник

Содержание

Предисловие

Глава I. Историческое обозрение монастырских событий Период I. От основания обители до погребения в оной ее основателя, Святейшего Патриарха Никона 1656–1682 Отдел I. Воскресенский монастырь в царствование Царя и Великого Князя Алексея Михайловича 1657–1676 Отдел II. Воскресенский монастырь при Царе Феодоре Алексеевиче, от 1676 до 1682 года Период II. От погребения в Воскресенской обители Патриарха Никона и от кончины Царя Феодора Алексеевича до кончины ее покровительницы Царевны и Великой Княжны Татьяны Михайловны Сказание об освящении Великой каменной церкви Воскресения Христова о описание ее размеров I. Описание Великие церкви Воскресенского монастыря, Нового Иерусалима, с подлинной переписной книги, по Указу Великих Государей: переписи Сыскных Дел Приказу Дьяка Бориса Остолопова, а та переписная книга в Воскресенском монастыре в казне, за его, Дьячьею, рукою, а тот Воскресенский монастырь и великая церковь строение Святейшего Никона Патриарха II. Роспись подписям по местам внутри великие церкви внизу противо росписи Иерусалимской слово в слово III. Продолжение надписей Приложения I. О построении каменной ограды вокруг монастыря в 1690–1694 годах II. О бывшем в селе Воскресенском во времена Святейшего Патриарха Никона Девичьем монастыре (1058–1666) Глава II. Степень монастыря, в каких приказах в управлении состоял монастырь в XVII столетии по своим вотчинным делам Глава III. Власти монастырские в XVII столетии Глава IV. Число братии, устав жития: зажилые, милостинные и другие поручные доходы, слуги и служебники, их оклад, отношение их к монастырю по монастырским актам Глава V. Царские посещения Воскресенской обители в XVII столетии Глава VI. Монастырское кладбище XVII столетия Глава VII. Монастырские здания XVII столетия Глава VIII. Описи церковного и монастырского имущества XVII столетия, описание того, что уцелело в ризнице и библиотеке от XVII столетия до настоящего времени Отдел I. Предметы священные и церковные Отдел II. Разные вещи, сохраняющиеся в память Святейшего Патриарха Никона Приложение Монастырское книгохранилище Рукописи и книги, печатные до XVIII столетия Книги печатные Церковно-Славянские Глава IX. Приходо-расходные книги Глава X. Церковный Устав Воскресенского монастыря Глава XI. О вотчинах монастырских XVII столетия Добавление I. Список с послания благочестивейшего Царя Феодора Алексеевича, всея России, еже писа своею рукою ко блаженному Никону Патриарху, еще сущу в заточении в Кириллове монастыре II. О мастерах Воскресенского монастыря при Патриархе Никоне III. Отписка о мастере каменного подвязочного и водовзводного дела Иване Белозере  

 
Предисловие

История Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря тесно связана с памятью его знаменитого основателя, Святейшего Патриарха Никона, и уже по одному сему заслуживает внимательного и трудолюбивого исследования. Обитель эта была младшею по времени своего основания (1656), но в то же время любимейшею из трех, основанных Святейшим Патриархом Никоном, монастырей (Иверской, Крестный, Воскресенский). Здесь он прожил слишком 8 лет после своего удаления из Москвы, и всю силу своей необыкновенной деятельности употребил на приведение в исполнение своей предвзятой гениальной мысли,– создать, вблизи царствующего града, точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, дабы доставить возможность благочестивому Русскому народу, так сказать, у себя, дома, созерцать достопоклоняемые места спасительных страстей Христовых, не подвергаясь убыточному и небезопасному (в нравственном и материальном смысле) путешествию на дальний Восток. Великое дело, начатое Патриархом в 1656 году, еще во время его дружбы с Царем Алексеем Михайловичем, и продолжавшееся, при его пособии, даже в период охлаждения этой дружбы (1658–1666), приостановилось, с заточением Патриарха (в конце 1666 года), почти на 14 лет; возобновилось же усердием Царя Феодора Алексеевича, благодаря старанию тетки его, Царевны Татьяны Михайловны, в 1679 году; в его же царствование исполнилось и сердечное желание Патриарха живым, или мертвым, вернуться в свою любимую обитель: он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но, как известно, скончался на пути в сию обитель, и получил в ней место вечного упокоения в 1681 году, Августа 26 дня. По кончине Царя Феодора Алексеевича, при коем здание соборного храма все доведено до сводов, работа продолжалась безостановочно тщанием Царей Иоанна и Петра Алексеевичей, и храм был готов к освящению в 1685 году, которое и совершено Патриархом Иоакимом 18 Января сего года. Вместе с окончанием сего знаменитого и преславного здания, державные Ктиторы оного выразили свое особое благоволение к Воскресенской обители, дарованием ей, в 1686 году, Марта 1 дня, жалованной, так называемой, «вечно утвержденной грамоты», на ее тогдашние вотчины и угодья, в которой, между прочим благоволили выразиться, в вечной памяти достойных словах, что они пожаловали сию грамоту, «имея свое Государское милостивое усердное к той святой обители Живоносного Воскресения Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, призрение, строя ее, во всем подражая по Нем, Всемогущем Господе Бозе Вседержителе, дабы та святая обитель в Православии, и в благочестии и изобилии в век непременно и неподвижно паче сияла, на славу, и честь и хвалу Ему, Всемогущему Господу Богу и Спасу нашему, Христу Вседержителю, в Троице славимому, и великолепному имени Его Пресвятому, и для вечного блаженного поминовения отца и брата их (Государей, за Царей Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича), преславно великого Российского Царствия престол содержавших, и усердно тоя святую обитель строивших и милостивно и милосердо к ней призиравших... и ради моления за Них, Великих Государей (следуют имена всех живых членов Царствующего Дома), и за всех их, Царского Величества, Наследников, и за всю Царствия Их Державу, и за всех сущих в ней Православных Христиан, и для того, что та святая обитель от иных обителей и монастырей отменна: строена Их, Государской, милостью, во образ святые великие Иерусалимские церкви, и в тое святую обитель Их, Великих Государей, пришествие бывает, и в той святой обители положено тело Великого Господина, Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России».

Наследники Благочестивых Государей, строивших соборный храм Воскресенского монастыря, оставаясь верными сему завету предков, продолжали иметь сию обитель в своей отменной от прочих монастырей милости, как сие будет видно из истории сего монастыря в прошлом столетии: в царствование Державной Дщери Петровой, Императрицы Елисаветы Петровны, Соборный храм Воскресения Господня (после падения купола, шатра, ротонды, под коей находится часовня Гроба Господня, в 1728 году, и пожара 1726 года), клонившийся к разрушению, был, по ее воле, в 1749–1759 годах, возобновлен и отделан внутри лепною работою, по проекту и рисункам гениального зодчего того времени, Графа Растрелли, под непосредственным наблюдением, не уступавшего в энергии и деятельности Святейшему Патриарху Никону, Настоятеля сей обители, Архимандрита Амвросия Зертис-Каменского (скончавшегося в 1771 году в сане Архиепископа). Императрица Екатерина II своими щедрыми даяниями окончила начатое ее теткой, благоустройство Воскресенского монастыря, преподав ему средства обновить свои здания после двух губительных пожаров 1762 и 1792 годов. Памятником внимания последующих Государей к Воскресенской обители служит, между прочим, устройство каждым из них приделов в память рождения Наследника Всероссийского престола, почему в соборном храме Воскресенского монастыря и устроены два придела, во имя Александра Невского Императорами Павлом и Николаем, и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в память рождения в сей день в Бозе почивающего Цесаревича Николая Александровича. Но когда минуло уже более ста лет со времени последней (в 1759 г.) реставрации Соборного храма Воскресения Господня (справедливо обращающего, по своим размерам и архитектуре, внимание и удивление, даже и таких посетителей, которые знакомы со всеми главными святынями Востока и Запада), и величественный храм сей требовал во многих новой реставрации, для которой недостаточны средства монастыря, Божественный Промысл Того Кто обещал, что очи Его выну будут обращены на храм Иерусалимский, не оставил в забвении и сего храма, созданного теплым усердием ко славе его Пресвятого Имени, обратив на оный попечительное внимание одного из современных нам любителей благолепия святых Божьих церквей1, и начавшееся в текущем 1874 году обновление сего храма внутри и извне напоминает обновление оного в 1750 годах от щедрот Царских.

Предлагаемое Историческое описание Воскресенской обители в ХVІІ веке имеет целью сохранить от забвения то, что уцелело в монастырском архиве, ризнице и библиотеке, после трех губительных пожаров прошлого столетия, 1726, 1762 и 1792 годов. Все, собранное нами, независимо от частного интереса, имеет еще и интерес общий для истории древнего Русского быта и древнего Русского искусства, каково, например, описание ризницы, по отношению ее к старым церковным описям, с означением вкладов Патриарших и Царских. Глава о монастырских вотчинах начинается исследованием той местности, в которой сосредоточивались главные монастырские вотчины, в древнем Московском Уезде, и оканчивается описанием всех монастырских вотчин в конце XVII века. Будем надеяться, что предпринятый нами опыт подробного Исторического описания одного из знатных, по своей исторической судьбе, Русских монастырей, подвигнет и других деятелей к приведению в известность письменных памятников до-Петровской Руси, еще кое-где таящихся в монастырских архивах, но стрегомых более забвением, чем вниманием к их значению для отечественной Истории.

Архимандрит Леонид

Новый Иерусалим 1874 года

* * *

1

Потомственного Дворянина, Статского Советника, П. Г. Цурикова, владельца известной Ивановской суконной фабрики, в 8 верстах от Воскресенской обители.


Источник: Историческое описание Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленное по монастырским актам настоятелем оного архимандритом Леонидом. - Москва : О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1876. - [2], IV, 768, II с., 1 л. фронт. портр.

Комментарии для сайта Cackle