Историческое описание Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленное по монастырским актам настоятелем оного архимандритом Леонидом
Содержание
Глава I. Историческое обозрение монастырских событий Период I. От основания обители до погребения в оной ее основателя, Святейшего Патриарха Никона 1656–1682 Отдел I. Воскресенский монастырь в царствование Царя и Великого Князя Алексея Михайловича 1657–1676 Отдел II. Воскресенский монастырь при Царе Феодоре Алексеевиче, от 1676 до 1682 года Период II. От погребения в Воскресенской обители Патриарха Никона и от кончины Царя Феодора Алексеевича до кончины ее покровительницы Царевны и Великой Княжны Татьяны Михайловны Сказание об освящении Великой каменной церкви Воскресения Христова о описание ее размеров I. Описание Великие церкви Воскресенского монастыря, Нового Иерусалима, с подлинной переписной книги, по Указу Великих Государей: переписи Сыскных Дел Приказу Дьяка Бориса Остолопова, а та переписная книга в Воскресенском монастыре в казне, за его, Дьячьею, рукою, а тот Воскресенский монастырь и великая церковь строение Святейшего Никона Патриарха II. Роспись подписям по местам внутри великие церкви внизу противо росписи Иерусалимской слово в слово III. Продолжение надписей Приложения I. О построении каменной ограды вокруг монастыря в 1690–1694 годах II. О бывшем в селе Воскресенском во времена Святейшего Патриарха Никона Девичьем монастыре (1058–1666) Глава II. Степень монастыря, в каких приказах в управлении состоял монастырь в XVII столетии по своим вотчинным делам Глава III. Власти монастырские в XVII столетии Глава IV. Число братии, устав жития: зажилые, милостинные и другие поручные доходы, слуги и служебники, их оклад, отношение их к монастырю по монастырским актам Глава V. Царские посещения Воскресенской обители в XVII столетии Глава VI. Монастырское кладбище XVII столетия Глава VII. Монастырские здания XVII столетия Глава VIII. Описи церковного и монастырского имущества XVII столетия, описание того, что уцелело в ризнице и библиотеке от XVII столетия до настоящего времени Отдел I. Предметы священные и церковные Отдел II. Разные вещи, сохраняющиеся в память Святейшего Патриарха Никона Приложение Монастырское книгохранилище Рукописи и книги, печатные до XVIII столетия Книги печатные Церковно-Славянские Глава IX. Приходо-расходные книги Глава X. Церковный Устав Воскресенского монастыря Глава XI. О вотчинах монастырских XVII столетия Добавление I. Список с послания благочестивейшего Царя Феодора Алексеевича, всея России, еже писа своею рукою ко блаженному Никону Патриарху, еще сущу в заточении в Кириллове монастыре II. О мастерах Воскресенского монастыря при Патриархе Никоне III. Отписка о мастере каменного подвязочного и водовзводного дела Иване Белозере
Предисловие
История Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря тесно связана с памятью его знаменитого основателя, Святейшего Патриарха Никона, и уже по одному сему заслуживает внимательного и трудолюбивого исследования. Обитель эта была младшею по времени своего основания (1656), но в то же время любимейшею из трех, основанных Святейшим Патриархом Никоном, монастырей (Иверской, Крестный, Воскресенский). Здесь он прожил слишком 8 лет после своего удаления из Москвы, и всю силу своей необыкновенной деятельности употребил на приведение в исполнение своей предвзятой гениальной мысли,– создать, вблизи царствующего града, точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, дабы доставить возможность благочестивому Русскому народу, так сказать, у себя, дома, созерцать достопоклоняемые места спасительных страстей Христовых, не подвергаясь убыточному и небезопасному (в нравственном и материальном смысле) путешествию на дальний Восток. Великое дело, начатое Патриархом в 1656 году, еще во время его дружбы с Царем Алексеем Михайловичем, и продолжавшееся, при его пособии, даже в период охлаждения этой дружбы (1658–1666), приостановилось, с заточением Патриарха (в конце 1666 года), почти на 14 лет; возобновилось же усердием Царя Феодора Алексеевича, благодаря старанию тетки его, Царевны Татьяны Михайловны, в 1679 году; в его же царствование исполнилось и сердечное желание Патриарха живым, или мертвым, вернуться в свою любимую обитель: он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но, как известно, скончался на пути в сию обитель, и получил в ней место вечного упокоения в 1681 году, Августа 26 дня. По кончине Царя Феодора Алексеевича, при коем здание соборного храма все доведено до сводов, работа продолжалась безостановочно тщанием Царей Иоанна и Петра Алексеевичей, и храм был готов к освящению в 1685 году, которое и совершено Патриархом Иоакимом 18 Января сего года. Вместе с окончанием сего знаменитого и преславного здания, державные Ктиторы оного выразили свое особое благоволение к Воскресенской обители, дарованием ей, в 1686 году, Марта 1 дня, жалованной, так называемой, «вечно утвержденной грамоты», на ее тогдашние вотчины и угодья, в которой, между прочим благоволили выразиться, в вечной памяти достойных словах, что они пожаловали сию грамоту, «имея свое Государское милостивое усердное к той святой обители Живоносного Воскресения Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, призрение, строя ее, во всем подражая по Нем, Всемогущем Господе Бозе Вседержителе, дабы та святая обитель в Православии, и в благочестии и изобилии в век непременно и неподвижно паче сияла, на славу, и честь и хвалу Ему, Всемогущему Господу Богу и Спасу нашему, Христу Вседержителю, в Троице славимому, и великолепному имени Его Пресвятому, и для вечного блаженного поминовения отца и брата их (Государей, за Царей Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича), преславно великого Российского Царствия престол содержавших, и усердно тоя святую обитель строивших и милостивно и милосердо к ней призиравших... и ради моления за Них, Великих Государей (следуют имена всех живых членов Царствующего Дома), и за всех их, Царского Величества, Наследников, и за всю Царствия Их Державу, и за всех сущих в ней Православных Христиан, и для того, что та святая обитель от иных обителей и монастырей отменна: строена Их, Государской, милостью, во образ святые великие Иерусалимские церкви, и в тое святую обитель Их, Великих Государей, пришествие бывает, и в той святой обители положено тело Великого Господина, Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России».
Наследники Благочестивых Государей, строивших соборный храм Воскресенского монастыря, оставаясь верными сему завету предков, продолжали иметь сию обитель в своей отменной от прочих монастырей милости, как сие будет видно из истории сего монастыря в прошлом столетии: в царствование Державной Дщери Петровой, Императрицы Елисаветы Петровны, Соборный храм Воскресения Господня (после падения купола, шатра, ротонды, под коей находится часовня Гроба Господня, в 1728 году, и пожара 1726 года), клонившийся к разрушению, был, по ее воле, в 1749–1759 годах, возобновлен и отделан внутри лепною работою, по проекту и рисункам гениального зодчего того времени, Графа Растрелли, под непосредственным наблюдением, не уступавшего в энергии и деятельности Святейшему Патриарху Никону, Настоятеля сей обители, Архимандрита Амвросия Зертис-Каменского (скончавшегося в 1771 году в сане Архиепископа). Императрица Екатерина II своими щедрыми даяниями окончила начатое ее теткой, благоустройство Воскресенского монастыря, преподав ему средства обновить свои здания после двух губительных пожаров 1762 и 1792 годов. Памятником внимания последующих Государей к Воскресенской обители служит, между прочим, устройство каждым из них приделов в память рождения Наследника Всероссийского престола, почему в соборном храме Воскресенского монастыря и устроены два придела, во имя Александра Невского Императорами Павлом и Николаем, и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в память рождения в сей день в Бозе почивающего Цесаревича Николая Александровича. Но когда минуло уже более ста лет со времени последней (в 1759 г.) реставрации Соборного храма Воскресения Господня (справедливо обращающего, по своим размерам и архитектуре, внимание и удивление, даже и таких посетителей, которые знакомы со всеми главными святынями Востока и Запада), и величественный храм сей требовал во многих новой реставрации, для которой недостаточны средства монастыря, Божественный Промысл Того Кто обещал, что очи Его выну будут обращены на храм Иерусалимский, не оставил в забвении и сего храма, созданного теплым усердием ко славе его Пресвятого Имени, обратив на оный попечительное внимание одного из современных нам любителей благолепия святых Божьих церквей1, и начавшееся в текущем 1874 году обновление сего храма внутри и извне напоминает обновление оного в 1750 годах от щедрот Царских.
Предлагаемое Историческое описание Воскресенской обители в ХVІІ веке имеет целью сохранить от забвения то, что уцелело в монастырском архиве, ризнице и библиотеке, после трех губительных пожаров прошлого столетия, 1726, 1762 и 1792 годов. Все, собранное нами, независимо от частного интереса, имеет еще и интерес общий для истории древнего Русского быта и древнего Русского искусства, каково, например, описание ризницы, по отношению ее к старым церковным описям, с означением вкладов Патриарших и Царских. Глава о монастырских вотчинах начинается исследованием той местности, в которой сосредоточивались главные монастырские вотчины, в древнем Московском Уезде, и оканчивается описанием всех монастырских вотчин в конце XVII века. Будем надеяться, что предпринятый нами опыт подробного Исторического описания одного из знатных, по своей исторической судьбе, Русских монастырей, подвигнет и других деятелей к приведению в известность письменных памятников до-Петровской Руси, еще кое-где таящихся в монастырских архивах, но стрегомых более забвением, чем вниманием к их значению для отечественной Истории.
Архимандрит Леонид
Новый Иерусалим 1874 года
* * *
Потомственного Дворянина, Статского Советника, П. Г. Цурикова, владельца известной Ивановской суконной фабрики, в 8 верстах от Воскресенской обители.