Историческое описание Тихоновой Калужской пустыни

Источник

Содержание

Степень монастыря Период первый, от основания обители в 15 столетии до ее разорения в 1610 году Житие Преподобного Тихона и благодатные знамения, явленные им страждущему человечеству Состояние обители до ее разорения в 1660 году Период времени от разорения обители в 1610 году до приписки ее, к Московскому Донскому монастырю в 1684 году Период третий. От приписки к Московскому Донскому монастырю в 1684 году до восстановления самостоятельности обители в 1765 году Период четвертый. От 1765 до 1862 года Церкви и прочие здания Церковь на Св. кладезе, в честь Божией Матери живоносного источника Здания внутри монастыря Строения вне оград Жилые строения на Св. кладезе Сретенкий кладбищенский скит калужской Тихоновой пустыни Ризница Библиотека Чем ныне владеет монастырь Синодик Кладбище Владыки обители Крестные ходы и храмовые праздники Список настоятелей Тихоновой Калужской пустыни Дополнения к тексту 1. Выпись из писцовых книг 2. Жалованная грамота 3 Молитва преподобному Отцу Нашему Тихону Калужскому Чудотворцу Кондак 11 Кондак 13  

 

Весьма многие богомольцы, как местные, так и иногородние, посещающие Калужскую Тихонову пустынь и ее святыни, в особенности, в летнее время, постоянно высказывали желания получить подробные сведения, как о построении обители, так и о жизни и чудесах местного чудотворца Преподобного Тихона Калужского. Эта благочестивая любознательность тем более требует удовлетворения, что проистекает непосредственно из благоговейного почитания Преподобного Тихона Калужского Чудотворца и уважения к древней пустыни, ознаменованной многими чудотворениями, а равно и связанной с историческими событиями.

Приступая к историко-археологическому описанию Тихоновой Калужской пустыни в связи с историческим сказанием о Преподобном Тихоне Калужском Чудотворце, основателе Тихоновой пустыни, с приложением свидетельств о благодатных знамениях, явленных им страждущему человечеству. Мы предварительно пересмотрели всю литературу, в которой в большей или меньшей полноте излагаются исторические сведения о Тихоновой пустыни и о Преподобном Тихоне Калужском чудотворце, и нашли, что лучшим трудом о помянутой обители доселе остается «Историческое описание Тихоновой Калужской пустыни», состав. И. Л. Издание в пользу св. обители. Составитель почтенного труда, иеромонах Леонид, впоследствии архимандрит и наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в мире Лев Александрович Кавелин † 22 октября 1891 г.

Основанная им обитель стоит на небольшом заметном, когда подъезжаете к ней от Калуги, возвышении правого берега речки Вепрейки, которая протекает вдоль южной стены монастырской ограды, образуя здесь с помощью запруды, два светлые и широкие пруда, разделенные плотиною. Левый берег речки окаймлен сосновою рощею, которая закрывает с этой стороны обитель, помогая ей сохранять характер «пустыни», а с трех других сторон она окружена поселками и владениями крестьян бывшей монастырской слободы, называемой также Тихоновой. На запад, против самых св. врат, виднеются дома и усадьбы священно- и церковно-служителей, отделенные от монастыря лишь старым погостом, на котором до 1874 года стояла сельская церковь, во имя Трех-Святителей с одной этой стороны, как изнутри, так и извне монастыря, особенно же с его высокой колокольни, открываются пленительные виды на окрестности: прямо перед вами расстилается долина сплавной реки Угры; по эту сторону ее видны поёмные луга, а по ту тянутся полосами хвойные леса, на горизонте мелькают главы церкви и колокольни, это село Желизцово гг. Мухановых, и обозначается деревьями линия большой Мещевской дороги. От угла северо-западной башни, вниз, по направлению к реке, протягивается слободской поселок, а против северной стены, песчаная поляна, окаймленная лесом, на которой стоит церковь; впереди ее, ближе к обители, ряд казенных сельских зданий, то есть: волостное правление, сельское училище и хлебные магазины. На востоке обитель отделяется от поселка несколькими десятинами земли, находящейся, под крестьянскими конопляниками.

На противоположном углу, образуемого этим участком четырехугольника, возвышается деревянная восьмигранная часовня, построенная над остатками сломленного в 1830-х годах бурею исполинского дуба, дупло которого, по местному преданию, служило жилищем основателю обители, преподобному Тихону чудотворцу. За этой часовней протягивается, по направлению от юга к северу, новая улица слободского поселка, через которую проходит большая дорога из Калуги в Медынь; на этой дороге при выезде из селения, стоит другая ветхая монастырская часовня.

К сожалению, большинство жителей не только Тихоновой слободы, но и всей, так называемой, Тихоновой волости, принадлежит к числу мнимых ревнителей старины «поповщинской секты», центром которых служит деревня Дворцы, где они имеют свой молитвенный дом. Но недаром Промысел Божий соблюл через столько веков обитель преподобного Тихона, как отрадный для глаз и сердца оазис Православия, среди этого нравственно-одичавшего в отчуждении от церкви населения.

Не напрасно сохраняется еще доселе и некоторая духовная связь между Православною обителью и ее суемудрыми соседями, в общем уважении к памяти преподобного Тихона и к его цельбоносной раке. Эта связь подает надежды на лучшее будущее для овец, блуждающих вне двора Отча; но пока наступит этот вожделенный час, нельзя не сказать, что пустынная обитель Тихонова должна иметь особенную бдительность над собою, ибо она уже не раз, в течение своего 400-летнего существования, имела доказательства, что только почти страх правосудия удерживает беспокойных ее соседей от нарушения внешнего ее мира и тишины.

Как в храмовой праздник Успения, так и в день памяти преподобного Тихона 16 июня, когда в обитель его стекается множество богомольцев из всей окрестной страны, встречаются в числе их и мнимые ревнители старины, менее всех получающие от сего пользы. Ибо приходя в обитель, они отходят восвояси, не принося в жертву Богу и Его угоднику духа сокрушенна и смиренна. Не смягчаясь сердцем, и, не раскаиваясь в своем преступном отчуждении от Православной Вселенской церкви1, столько веков служащей ковчегом не чуждой и им святыни. Открой, Господи, очи их, да уразумеют чудеса от закона Твоего!

Православное население г. Калуги и его уезда, питая к памяти своего заступника Преподобного Тихона особое усердие и веру, нередко посещает его пустынную обитель. Кроме цельбоносной раки сего угодника, их привлекает сюда: пустынное местоположение обители, внешнее и внутреннее безмолвие, прерываемое лишь гласами ежедневного славословия Божия, отрадный вид скромного и трудолюбивого братства, простой и духовно-радушный прием Настоятеля. Вообще же посетители обители справедливо замечают, что мирность ее как-то особенно успокоительно действует на душу, громко напоминая благодатное обетование Спасителя Своим ученикам: «Мир оставлю вам, мир Мой даю вам; не яко-же мир дает, Аз даю вам» (Ин.14:27).

* * *

1

Никакой грех, пишет св. Иоанн Златоуст, Бога не раздражает так, как раскол; хотя бы и бесчисленные добрые дела раскольники делали, но ничего не пользует. Не меньшие казни раскольники воспримут, как и те которые Христа распинали. Ни кровь мученичества греха, раскола загладить не может. См. Толкование на 14 послан. Св. Апостола Павла, гл. 4, послание к Евфесям. Беседа 2. Киевское издание 1623 года.


Источник: Историческое описание Тихоновой Калужской пустыни / Сост. И.Л. - Изд. значит. испр. и доп. по первоисточникам и главнейшим пособиям под ред. [и с предисл.] И. Токмакова. - Москва : «Русская» типо-лит., 1892. - [6], 344 с., 8 л. ил. (Авт. установлен по изд.: Масанов, И.Ф. Словарь псевдонимов. М., 1957. Т. 2).

Комментарии для сайта Cackle