Ростовский Троицкий Варницкий монастырь – место родины преподобного Сергия Радонежского чудотворца
Сентября 25-го текущего года Свято-Троицкая Сергиева лавра будет праздновать торжественный 500-летний юбилей со дня кончины её игумена-основателя преподобного Сергия Радонежского. Сердечный отклик встретит это торжество в малоизвестном заштатном ростовском Троицком Варницком монастыре, история которого тесно связана с именем преподобного Сергия как ростовского уроженца.
Род преподобного Сергия происходит от коренных ростовских бояр. Кирилл и Мария, родители великого подвижника (в мире ― Варфоломея), имели на окраине города поместье, стоявшее среди дремучего соснового бор, жалкие и скудные остатки которого кое-где уцелели до сих пор. В это время Ростовом управлял наместник московского царя Ивана Даниловича Калиты ― Кочева, заслуживший своими темными деяниями недоброе имя в истории Ростова. «Толикого над Ростовом дерзновения не соделаше и татарвы», ― замечает об этой эпохе современник-летописец, так что «бысть страх на всех живущих». Вероятно, ввиду этих «дерзновений» и притеснений со стороны московских и ростовских владык, родители преподобного и принуждены были переселиться в город Радонеж, а имение их было отобрано в московскую государственную казну. Впоследствии на том месте, где находилось это имение, и был воздвигнут Варницкий монастырь, как утверждает одно из местных преданий.
Относительно времени пребывания преподобного Сергия в Ростове сохранилось следующее сказание. В детстве Сергий рос слабым малоразвитым мальчиком. Ему трудно давалось учение, и все считали его непонятливым и беспамятным. Это обстоятельство сильно влияло на впечатлительную душу мальчика: во время своих уединенных прогулок по прилегавшему к дому лесу он часто плакал и молился Богу, чтобы Тот даровал ему разум и память. Молитвы его были услышаны. Однажды отец послал Варфоломея (Сергия) искать пропавшую лошадь. Идя полем, он увидел стоящего под дубом неизвестного монаха. Разговорившись с ним, мальчик поведал ему свое горе и просил помолиться за него. Инок, сотворивши молитву, дал Варфоломею часть просфоры, повелел оную съесть, благословил его и сказал: «Се, чадо, отныне дарует ти Бог разумети, яже требуеши, яко да возможеши и иных пользовати». Тот исполнил повеление старца и с этого времени стал разумен, памятлив и понятлив, а монах (это был ангел) сделался невидим. Это явление ангела Варфоломею, издревле изображенное над южными вратами монастыря, и дает повод более соглашаться с другим преданием, утверждающим, что на месте монастыря произошла вышеописанная встреча, но не стоял дом родителей преподобного. Во всяком случае, Варницкий монастырь является историческим памятником, приблизительно определяющим то место, где провел свое детство преподобный Сергий.
Когда и кем построен этот монастырь, неизвестно. Можно полагать, что он построен вскоре после обретения мощей преподобного. Из жалованной грамоты царя Михаила Феодоровича 1624 г. видно, что этот монастырь уже существовал при Иоанне Грозном и отце его Василии Ивановиче.
Варницким монастырь называется потому, что прежде около него находились соляные варницы, известные под именем Даниловского соляного завода. Так, на уцелевшем плане XVII в., хранящемся в государственном архиве в числе дел тайного приказа, нарисованы между озером Неро, Ростовом и реками Устьем и Ишней Варницкая слобода с церковью, а на восток от нее четыре большие варницы, далее колодезь, к юго-востоку ― большой двор, а к югу от варниц ― старый и новый соляные амбары. Очень может быть, что эти варницы находились в распоряжении монастыря.
В 1725 году Троицкий Варницкий монастырь был упразднен и обращен в девичий. По резолюции архиепископа Георгия Дашкова, сюда были переведены монахини Ростовского Рождественского девичьего монастыря. Впрочем, пребывание их в Варницком монастыре продолжалось только до 1731 года, а в этом году, в марте месяце, указом Преосвященного Иоакима они опять возвращены в свою прежнюю обитель. За этот период монастырем управляли: наместница Мастридия Тихменева и игумения Христофора (с 1728 года)1. К этой же эпохе относится следующий документ, хранившийся в библиотеке В.И. Лествицына:
«По указу Святейшего Правительствующего Синода советника, господина Преосвященнейшего Георгия, епископа Ростовского и Ярославского, из домовой Его Преосвященства Ростовской духовной канцелярии инструкция града Ростова церкви Вознесения Господня старосте поповскому попу Леонтию: ехать тебе в Ростовской Троицкой девич монастырь, что у Варниц, взяв с собою инквизитера, и при нём исследить о обретающихся в том монастыре в искусе (sic) вдове Фекле и о девицах Соломониде, Стефаниде, Домникие, Феодосии, Марфе, и оные во искусе имеющаяся вдова и девицы из каких чинов, и по каким указам, и в которых годах в тот монастырь прияты или с чьего позволения. И, оное следование учиня с ясною счисткою за своею и инквизитера руками, подать в означенной канцелярии неукоснительно. Духовных дел судия игумен Аарон. За секретаря Гаврило Горохов. Смотрел Василий Петров. 1726 года, марта в 7-й день».
В 1771 году в Варницком монастыре был построен на собственные средства Преосвященным Афанасием, епископом Ростовским, и им же освящен холодный храм во имя Пресвятой Троицы и Преподобного Сергия. Что же касается до теплого храма, то он первоначально был освящен во имя Николая Чудотворца, но потом переделан и освящен во имя Введения Пресвятой Богородицы.
Троицкий Варницкий монастырь никогда не был богатым. Еще в 1764 году, при закрытии монастырей, он не был обращен в приходскую церковь единственно из уважения к месту рождения преподобного Сергия. В начале XIX века этот монастырь представлял собою картину полной нищеты и запущения: теплая церковь была покрыта соломой, ограды почти не было; кельи и прочие монастырские строения обвалились и грозили разрушением. Общее нравственное падение братии соответствовало внешнему состоянию монастыря. Одним словом, это был «двор овчий», лишенный пастыря.
В таком положении монастырь оставался до тех пор, пока здесь не пожелал поселиться на покое Преосвященный Августин (Сахаров), епископ Уфимский и Оренбургский2. В продолжение 24-х лет жил он здесь, не жалея сил и трудов на пользу монастыря, жертвуя собственные деньги на общее дело. И труды его не пропали даром: и материальное благосостояние, и нравственность значительно поднялись в монастыре. Скончался Августин в 1842 году и погребен при Сергиевском приделе холодного храма Варницкого монастыря. Все лица, знавшие его, глубоко сожалели о его кончине. Нередко являлись прежде в монастырь даже именитые гости (например, Филарет, митрополит Киевский3) поклониться праху иерарха-труженика, отслужить по нём панихиду и молебен преподобному Сергию. Толпы далеких безвестных богомольцев нередко толпились около его могильной плиты, не говоря уже о ростовских почитателях Августина.
Теперь почти все современники Преосвященного Августина, лично знавшие его, умерли. Всесокрушающее время положило свою печать и на память этого труженика, много сделавшего и видевшего на своем веку; его сочинения лежат в рукописях никому не известные, его имя забыто богомольцами, ростовцами и даже братиею Варницкого монастыря. Монастырь уже редко посещается богомольцами, тем более что весной и осенью к нему и пройти нельзя за отсутствием хорошей дороги. Конечно, это обстоятельство оказывает свое действие и на материальное благосостояние монастыря, так что начальство обители должно прибегать к самым разнообразным средствам и мерам для изыскания возможности содержания даже малочисленной братии. Впрочем, в последнее время в монастыре начали производиться серьезные поделки на средства ростовских жертвователей.
В заключение считаем долгом присоединить, что один из прилагаемых к настоящей заметке рисунков изображает внешний вид монастыря во время разлива Ишни, а другой ― внутренний вид Сергиевского придела в холодной церкви, в котором (у окна) находится могила Преосвященного Августина.
* * *
Израилев А. Описание Ростовского Рождественского девичьего монастыря. СПб., 1858. С. 39, 44.
См. «Крит.-биогр. словарь», I, с. 46–48.
Н. Калинников. Преосвященный Августин: Критико-библиографический очерк. СПб., 1866. С. 48.