Источник

Письма к духовным особам

200. Драгоценное сокровище – откровение по Господе.

Христос Воскресе!

Ваше Преподобие, достопочтеннейший и любезнейший о Господе собрат отец Макарий!

Как я, худейший, так и окружающие меня о Господе братии мои Вам желаем мира, здравия, благополучия и спасения!

Два почтеннейшие Ваши ко мне писания, едино краткое, а другое пространнее, вкупе же единым духом любви начертанные, я, худейший, всецело получил. Благодарим Вас за продолжение незыбленного усердия о Господе к нашей худости. Господь же да возравномерит Вам. Что касается до известного Вам предмета, то и мы еще никоего сведения не имеем; не привезет ли что-либо о. Макарий из Орла Вам, а, может быть, и узнаем – буди воля Господня! От о. И. ныне имеем письма, слава Богу! Он здоров, претерпевает наветы со стороны арх. Белевцева, однако подал прошения со иеромонахом отцем Исаакием в наши пределы – да будет и о сем воля Господня! Известного Вам лаврского эконома от занимаемой им должности всемилостивейше уволили. Серафима с золотым крестом, афонского, видно, как Синод принял, определили в Сергиеву Пустынь в число братства близ С.-Петербурга. Хотя он, едучи в столицу, много лишнего принимал и о себе заключал, но, верно, мне не помогает, а един точно Господь Бог помощник смиренномудрым, яко да «не хвалится мудрый мудростию своею, богатый – богатством, сильный – силою» (I Цар. 2:10; Иер. 9:23). Спаси Вас Господи за труды, что потрудились. Петр скопировать на родину ее письмо, точно об этом-то я Вас и вопрошал – да будет и со всеми ими по мере упования милость Божия. Да душевно сомнительная сестра Елена, что верит вражиим наветам – драгоценнее для нее сокровище по Господе откровение, но что делать, что она худо внимает о том! Хотя из любви о Господе и должно иметь о ней особенное назидание, однако же более и более поручать ее Господу во исцеление совершенное. Немая и эта казнь диавола, что она стремится под видом назидания к знаменитой старице. Хотя и не к ней слова Спасителя мира относятся, но «от Назарета может ли что добро быти?» (Ин. 1:46). Да дарует ей Господь содержать спасительное откровение к кому следует о Господе и не иметь веры ко мнению собственному. К М. А. на сей почте отписать слово можно, слава Премилосердому Господу, что искушение не простерлось вдаль к соблазну, но откровением пресеклось.

По обители у нас благостию Божиею худого не предвидится, а впредь остается уповать на Господа, яко же Ему изволится, тако и да будет желающее конечное.

Поручаю Вас, равно как и себя, Господу с искренним моим к Вам о Господе благорасположением. Остаюсь Ваш недостойный богомолец.

Многогрешный иеросхимонах Леонид с приверженною братиею униженно кланяемся.

При сем, имея благословение от батюшки и почитая себя счастливым, свидетельствую вам, пречестнейший батюшка отец Макарий, мое глубочайшее почитание. Чувствительнейше благодарю Вас за памятование обо мне, всеничтожном. Желаю же Вам мирных и премирных благ, мысленно себя пред Вами всечувственно повергая, прошу Вашего благословения и святых молитв. С искренним моим благоговением и расположением души и сердца честь имею пребыть покорнейшим Вашим слугою.

Многогрешный и всенепотребнейший чернец Павел.

201. О жребии начальства. Да будет воля Господня во всем

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Ваше Преподобие, достопочтеннейший о Господе собрат отец Макарий!

Всеусердно желаю Вам здравствовать душевно и телесно.

Приятное для нас Ваше писаньице я имел счастие получить с почты и содержанию оного по силе слабого моего понятия внял.

Многократно по неуклонному сердца моего намерению собирался ответствовать Вам, но Бог знает, на каковый конец это, что никак немощи и разнообразных случаев не превозмочь, дабы писать к Вам собственностию. Имея же Вашу любовь известить, сколько можно, о нужном, вынужден остался не для времени увлекать намерение более, хотя сими худейшими строками ныне приступить к ответу.

Итак, слава Богу, что у Вас по обители, поколе еще Господь терпит грехом нашим, благополучно. Бог весть, что нам на пользу, посему, если Господь избавит Вас от жребия начальства, благословен Бог! А когда и падет жребий на Вас, то и о сем при благословенном отречении, елико можно, да будет воля Господня. Вам известно, что желать сего бедственно, но что случится не по нашей воле, судя по нынешним строгостям, в том сами весте, что особенная бывает помощь Божия.

О прошении Вашем я о. С. предлагал – он на приятие благоохотно согласен. В заключение сказал: оставить должно до встречи моей с Преосвященным. Все сие не ближе должно быть, как в самом начале Нового года, иначе не все полагает за действительное, паче же за тщетность, да будет же воля Господня и о сем равно. Мы сего желаем и надеемся. Однако все более довлеет уступить сей справедливости, что Бог предположил, того человецы разрушить не могут. Но мои дебелые чувства как-то не углубляются, чтобы Вы выпущены сюда были. Однако я, дебелый, не верую своим чувствам и не отлагаю намерение содействовать по возможности сил продолжать сие.

О. Иоанникий пишет из С.-Петербурга, что с ним нового ничего не повстречалось, а намерен с Нового года паки подать прошение об увольнении, – что Бог с ним устроит! Надежду какую-то имеет, что Господь его не оставит и устроит по его желанию. Не между прочим пишет и вопрошает о вашем местопребывании – Господь же Премилостивый да просветит, и вразумит во благоназидательность, и да сохранит, и покрыет от всех сетей и наветов вражиих, и да простит тебе вся согрешения, вольная и невольная. И аз непотребный посылаю отеческое прощение. Молитвами отец наших мир Божий да почиет на вас.

Ваш недостойный богомолец, многогрешный иеросхимонах Лев с приверженною братиею кланяемся униженно.

202. Слово на день памяти Иоанна Предтечи. Об истинном даре проповедника

Честнейший и любезнейший во Христе собрат отец Макарий!

Приятное письмо Ваше получил, за которое и благодарю. Да дарует же Всемогущий совершить Вам с назидательными успехами сердца и души благонамеренный путь. Не менее желаем и вожделеннейшего во Христе Вашего возвращения в обитель.

Что касается до наших обстоятельств, то они суть следующие. Мы благополучны, посетил нас, можно сказать, наш архипастырь, быв у нас довольно весел и благосклонен, а по совершении однажды Божественной литургии сказал братии назидательное слово. Не менее в нем касался постыдного любочестия мнимо благодушных, коих частию тогда было присутствие по причине его пребывания в пустыне. Это было в день рождения св. пророка и предтечи Иоанна, почему и тема слова была: «Чего ожидаете в пустыне видети?» и следующий за сим стих.

Если есть ныне в России подражающие св. Златоусту в простоте слога и прочих обильных дарах проповедника, так он никак не может быть по справедливости исключен толикого богоугодного общества. У него не было великолепных фраз, замысловатых троп, метафор, гиперболического слога, аллегории и прочих расположений красноречия, но богатейшая и святая простота, прямая истина и изящнейшая в чистосердечии скромность. Некоторые признавались, что когда он святую благодать сердца своего старался переливать в сердца слушателей, то так пленил дух предстоящих, что многие не имели уже других мыслей, пoелику ни одного слова такого не было, которое было бы высокопарно, превыспренно или неясно. Вот истинный вития по определению премудрых! Такое слово интересно иметь. Весьма бы можно многим из кого письмо сие напомнить, одно слово – так оно действовало на сердца и духовные силы, что как бы не слово оно было, а трость духовного скорописца, написующего на сердце совет и волю Вышняго. Не радостно ли это в нынешнем времени, когда проповедники стараются более отражать свои знания на кафедрах, нежели сделать спасительное влияние средствами, чуждыми тщетной философии, – простотой и истиной.

«Прежде времени не судить, дóндеже приидет Господь, иже приведет во свете тайныя и объявит советы сердечныя» (1Кор. 4:5). Хотя мы можем в случае сем сказать и то, что рука Божия с нами, недостойнейшими, по мере нашего упования на Него. Однако не менее должно относить и к благодатной прозорливости мужа, украшенного верою и смирением. Он к дальнейшему утешению братии не обинулся сам служить и всенощное бдение. Сверх сего, дабы не ослабить пространством слов истину священной доброты кроткого пастыря, рассудили мы умолкнуть.

Хотя, пoелику таков нам подобаше архиерей и не должно превозносить доблесть мужа мудрого «яко да и прочие видят добрые дела Его и прославят Отца, Иже на небесех» (Мф. 5:16).

Душевно сожалею об обстоятельствах Ан. А. Когда я, худейший, некогда писал ей: «Бог видит правость сердец наших». Это было некоторым образом плод веры ее, то для чего же сомневаться в благословенном во веки промысле Небесного Отца? Разве десница Вышняго слабее руки смертного в судьбах своих? Мы верно забыли, бедные, что Бог предположил, того человецы разрушить не могут. «Не все ли пути Господни милость и истина взыскующим завета и сведения Его» (Пс. 24:10). Разве должно быть христианке столь малодушной, когда мы хотим быть покорными судьбам Мироправителя. Не на словах ли мы христиане? – Впрочем, она не худо сделала бы, когда по совету Вашему, явилась к доброму Г. Тем паче, что он по самой вещи сострадателен и не неопытен в таковых делах. Но да будет во всем воля Триединаго; для Него нет ничего невозможнoго устроить, что только согласно с могуществом, непостижимою Премудростию и прочими Божественными Его свойствами.

Помощию любящего благолепия дома Своего заложенный храм благополучно возвышен, начали уже своды, так что можно сказать, что «жребий, в храме Господнем угоднейший» мы получили; почему и «благословен еси в храме святыя славы Твоея» (Дан. 3:53).

Поручаю Вас покровительству Господа.

Ваш недостойный богомолец, многогрешный иеросхимонах Лев с братиею.

203. С терпением тецем на предлежащий нам подвиг

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Ваше Преподобие, достопочтеннейший и благолюбивейший о Господе собрат отец Макарий со всеми Вашими единодушными!

Усердно желаю здравствовать душевно и телесно и о Господе радоваться!

Благодарю Вас превосходно за взаимную искреность и любовь и желаю всегда Вам преуспевать в столь благочестивых чувствах сердца, хотя, ничтожнейший, я сего и не заслуживаю, но не сомневаюсь, что Бог мира любомудрие Ваше сие возравномерит.

Что ж касается до предмета сожительства, то я Вам отписывал точно, прочее не вем, – аще так Господь изволил, да будет воля Божия. Дело же, как требующее личности о. стр. преосвященного, молчит. Причина сему та, что о. строитель с 7 января доднесь находится в болезни, которая пресекает ход многих благих предприятий. Так он болен, что когда нужно было ехать в Калугу для сдачи ведомостей и прочих счетов, то посылали вместо себя иеромонаха Иоасафа. Однако ж, аще Господь восхощет, в свое время приложить тщания не отчаявшимся, Господь поспешествует. А бумага ваша лежит в известном вашей любви Покровском монастыре Божией Матери, Которая да содействует о нас, якоже Господу Иисусу угодно. И надеемся, что всячески устрояет ко благоназиданию убогих душ наших. Только да с терпением тецем на предлежащий нам подвиг!

Еще я вашу любовь уведомляю, что в нечаянности повстречавшейся потребы был я уговорен на 10-тидневную отлучку и пробыл в Карачеве 4 суток и во Орле 2-е суток. Слава Премилосердому Господу, по Его неисследимому Промыслу, и помощи, и с успехом окончил важное послушание и благополучно возвратился в обитель Борисовскую. М. Иларию с м. Фомаидою застиг я в Болхове, и преподано им по мере веры их, и Господь силен их уврачевать. Мой же недостойный совет состоит вот в чем: во-первых, чтобы Елена хоть отчасти пересказывала своей сестре Евдокии представляемые ей мечтательные действа и представления; во-вторых, чтобы каждый день, отходя к постели, непременно прочитывала Евдокия молитву: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» до конца, и дабы животворящим крестом ограждала одр, окна и двери в надежде на милосердие Божие, что им Господь Премилостивый всячески поможет и защитит от стужающих ей противоратующих врагов истины!

Поручаю себя и всех покровительству Всемогущего Господа и Той, да управит наш путь по Его святой воле, и да поможет вам, и да сохранит, и покрыет вас от всех сетей вражиих, и да простит вам вся согрешения ваши, и аз многогрешный посылаю мое отеческое прощение. Молитвами достопамятных отец наших мир Божий да почиет на вас.

Ваш недостойный богомолец иеросхимонах Лев с приверженною братиею униженно кланяемся купно и с вашими духовными детьми Игнатием и Макарием и прочими и просим св. молитв.

При сем и я, худейший и окаяннейший, чернец Павел, имея счастие, свидетельствую Вам, пречестнейший Батюшка, мое глубочайшее почитание, от залога же искренности желаю Вам благогодолгоденствия и спасения. Чувствительнейше благодарю Вас, Батюшка, за любовь Вашу, чего, хотя существенно не заслуживаю, но Божественным примером оной назидаться желаю, полагая, что для грешников благие словеса нужнее, нежели для погрузившихся во славе Божией, правых сердцем, впрочем, простите, не вем, аще истину пишу, взяв сие мнение из того, что и Господь наш Иисус Христос для грешников пришел на землю, призывая подобным подобных по примеру, коею и Вы меня награждаете Вашей любовию. Господь да вознаградит Вас, Батюшка. Я же, ничтожнейший, испросив святых Ваших молитв обо мне, непотребном чернеце, честь имею пребыть покорнейшим Вашим слугой.

204. Да дарует Господь исполнить назначение во благоприятном устроении

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Прелюбезнейший о Господе собрат отец Макарий, желаю радоваться и здравствовать вам всеусердно.

С Тимофеем писаньице ваше мы, непотребные, получили и порадовались о вашем благополучном прибытии в Орел и о взятии нужных мер против ухищряемого коварства. Что делать, что вы завлечены в такое неприятное дело, хотя и нехотя. Брат Спиридон отправляется к вам. Мы, слава Всемилостивому Господу, поколе долготерпящему премногие грехи мои, находимся в обыкновенном положении. Господь же мира и любви да дарует тебе исполнить назначение неблазненно и без преткновений и во благоприятном устроении возвратиться в тихое пристанище, в св. обитель.

Ваш недостойный богомолец многогрешный иеросхимонах Лев.

205. Господь, яко источник любви, да вознаградит вас

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Ваше Преподобие, достопочтеннейший и возлюбленнейший о Господе собрат отец Макарий, а равно и окружающие любовь Вашу о Христе единодушные!

Усерднейше желаю здравствовать чувственно, душевно, духовно, о Господе радоваться и спастись.

Почтеннейшие письма Ваши ко мне, худейшему, числом два, начертанные из единой любви, получены. Первое в Твери, чрез посредство достопочтенной г-жи игуменьи Досифеи, а второе от собрата Спиридона Арсениевича. Благодарим Вас за любовь. Господь, яко источник любви, да вознаградит Вас оною. Что слух дошел до Вас, якобы из скита молодых братиев всех в настоящую обитель перемещают, то подобный слух уже давно носился и носится, однако по милости Божией мы никак не надеемся, что сие будет, а разве Богу будет угодно попустить сие.

С прискорбием извещаем Вас, что батюшка о. Антоний очень болен, он страдает уже второй месяц прежестокою и необыкновенною рвотою, получил он от Вас два письма и не на одно по причине болезни не мог ответить; он свидетельствует Вам его почитание.

Теперь у нас о Господе витает Василий Николаевич и другие с ним из Болхова же; они намерены пробыть здесь и праздник Успения Пресвятой Богородицы Царицы Небесной.

Относительно себя, извещаю Вас, что если Богу угодно будет, то намерен 17-го или 18 августа выехать в Воронеж, но как Господь устроит всеусердно, так решительного сказать не могу.

Желая, чтобы покровительство Отца Небеснаго почивало на Вас присно во спасение, впрочем, поручив Вас Господу, остаюсь с искренним моим благожеланием.

Ваш недостойнейший богомолец, многогрешный иеросхимонах Леонид с приверженною братиею униженно кланяемся.

206. О поездке старца в Москву и Тверь. Добрые дела трудами о Господе созидаются

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Ваше Преподобие, достопочтеннейший и возлюбленнейший о Господе собрат о. Макарий!

Всеусердно желаю Вам здравствовать о Господе чувственно, душевно, духовно и спастись, равно же и окружающим любовь Вашу о Христе единоблагомудренным.

При сем извещаю любовь Вашу, что архипастырь наш, обещавший посетить нас, худейших, отложил таковые предприятия. Он обещал уже к нам быть по-апостольски, то есть, «аще Господь восхощет – живы будем, то сотворим сие» (Иак. 4:15), при таковом его справедливом предположении почитаю в настоящее время благоприятным с помощию Божиею совершить непосредственный Вам известный вояж в столицу Москву и Тверь.

Ежели Богу будет угодно, благополучно возвратимся к Успенскому посту в обитель, то сопроводя оный, также намерены в Воронеж. На сие второе предприятие есть воля также и согласие. Успенский пост рассуждает о. строитель побыть во обители нужным, потом и в Воронеж. Впрочем, у нас ныне по милости Божией, кажется, благополучно: о. Арсений витает поколь в ските, он старается преодолеть скуку, которая, как приметно, вооружается на него, но известно, что добрые дела трудами о Господе созидаются, хотя и не без помощи Премилосердаго Господа. Отца Пафнутия, слава Богу, увольняет митрополит, если только будет о нем прошение Курской епархии. При письме о. Иоанникия пишет о. Нектарий вам известный, бывший Никанор, его постригли 8 мая.

И сократя, пребыть имею с моим высокопочитанием и обычною преданностию.

Ваш недостойный богомолец, многогрешный иеросхимонах Лев с приверженной братией, которая соучаствуя со мною, униженно вам заочно поклонение препровождают.

Почитая сей случай и благословение на сие, с искренним моим удовольствием честь имею свидетельствовать Вам, пречестнейший батюшка отец Макарий, мое глубочайшее почитание. Шлю Вам от Господа всех благ. Всечувствительно же мысленно себя пред Вами, батюшка, повергая, прошу Ваших Богоприятных и св. молитв в подкрепление моих немощнейших сил душевных и телесных.

Болезнь и биение сердца волею Божиею во мне продолжается: хотя она и тихо действует, однако не утолилась еще совершенно – помолитесь, Батюшка любезнейший, и о сем Господа ради, да будет воля Господня. Может быть, еще моей гордости это произволение на пользу, каково должно иметь, во мне, очень слабо ко спасению, а, следственно, и бразды потребны, если мне спастись.

Желающий пребыть покорный Вам многогрешный чернец Павел.

22 июня 1833 года.

207. В какой монастырь больше зовут, в том мало толку бывает

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Ваше преподобие, достопочтеннейший и любезнейший о Господе собрат отец Макарий, равно же и возлюбленные о Христе отцы о. Игнатий и о. Макарий!

Всеусердно желаем мира, здравия и спасения. Из смиренности от 26 апреля писали Вашей любви через посредство м. Анф., через которую и ныне извещаем Вашу любовь – в означенном письме относительно дела Вашего ничего не было известно, ныне же, хотя тоже не знаем, как Господь благоустроит, однако, батюшка о. строитель был недавно в Калуге и, узнав, что дело Ваше не имеет никакого отзыва на согласие о помещении Вас в здешнюю обитель, то и советовал нам, дабы мы известили Вас о том, а Вы бы сами лично просили архиепископа в силу цели Вашего перемещения об увольнении. Итак, аще Господь восхощет, то вы, получив сие письмо, если не имеете препятствий благословенных, то неуклонно потщитесь поехать и с помощью Божиею начинать лично проситься. В этом случае, если решительно Вам откажут, то впредь не теряя надежды, можно попроситься в N, а между тем, хотя частно посетить и нас, убогих душою. Батюшка о. строитель сказал еще, что надобно и вскоре по запросе явиться Вам к преосвященному, но, верно, несколько мы ошиблись. Не без воли Божией и сей случай, следственно же, и да будет Его всесвятая воля!

О. Иоанникий пишет, что подавал прошение и ему отказали: велено позволить ему проситься в какой-либо из Новгородских монастырей. Все, узнав о том, весьма приглашали к себе. Мы ему советовали потерпеть в Лавре, – как Господь благосотворит пред нами, недостойными, о сем, ибо, где очень зовут, там проку мало бывает, что и из опытов довольно известно; а где умеренность, там и впоследствии оказывается благоприятнее. Бывший Валентин, а ныне иеромонах Арсений Симонова монастыря проездом для богомолия в Воронеж к угоднику Божию преосв. Митрофану Новому Чудотворцу объяснил свое намерение, что твердо располагается, оттоле возвратясь, остаться на жительство в нашей святой обители, а наиболее в скиту, так его дух приложится, что говорит, кажется бы и не вышел из него. Но и ко мне, ничтожному, оказывает свою доверенность выше всякого чаяния. Но однако, аще Господу будет угодно, то всемогущ и его утвердить, и укрепить на камени заповедей Своих и привести к совершенному спасению.

Бог же мира и любви да устроит и о нас полезное ко спасению убогих душ наших, и мы, ничтожные, да возложим на Господа всю нашу судьбу и печаль, и Той всячески все устроит по Его святой воле, и да поможет тебе, и да сохранит, и покрыет тебя от всех сетей и наветов диавольских, и да простит тебе вся согрешения твоя вольная и невольная, и аз многогрешный посылаю тебе отеческое прощение и благословение. Молитвами досточудных отец, блаженной кончины улучивших, мир Божий да почиет на тебе.

Ваш недостойный богомолец иеросхимонах Лев с приверженной братией униженно кланяемся.

18 мая 1833 года.

208. Кто начнет нудить себя, повинуясь преданиям святых отец и отсекая свои хотения, тому Господь дарует смирение, изгонит гордыню и с оною прелесть. Господь всегда полезное для нас устрояет и посылает

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Ваше преподобие, достопочтеннейший и возлюбленный о Господе брат отец Макарий, подобно же и всем, окружающим Вашим единодумным о Господе братиям всеусердно желаю мира, здравия и спасения!

Приятнейшее о Христе Иисусе духу моему писание Ваше ко мне, худейшему, получено всецело в свое время. Содержанию оного обычно с помощию Божиею внял, старался же и ответствовать на оное первее сего, но не мог успеть по причине множества занятий, мою слабость к тому же в рассуждении нужнейшего предмета и писать было нечего. Но ныне же, слава Премилосердому Господу, получил верное известие от отца нашего Моисея, пoелику он по выздоровлении своем ездил в Калугу к архиерею, и принят был от него отечески, ласково и преблагосклонно, и лично подал вашу просьбу и рекомендовал о вашем неведении. На что охотно согласился, принял и резолюцию наложил о принятии, и по замечанию должно, что уже и послан запрос, и так, при объятии Божией Матери образа хранимого, просьба, по-видимому, пошла в действие. Нам с тобой остается умолять и просить руководительницу нашу и всеобщую заступницу Приснодеву Богородицу, дабы она всемогущими и всесильными своими молитвами и ходатайством умолила Сына своего Господа и Бога нашего Иисуса Христа о устроении нашем ко благоназиданию убогих душ наших.

Вы пишeте и сознаете свое бесплодие, сие для меня, худейшего, благоприятно! Пoелику писано есть, «да не похвалится всякая тварь пред Богом» (I Кор. 1:29). Слава Премилостивому Богу, наша обитель, монастырь и скит, хотя и были посещены болезнями, может, всех до 20-ти, но милосердием такожде все повыздоровели, после всех и о. строитель был болен и по вашему желанию им, еще о. строитель и о. Антоний остались благодарными. Первый извиняется, что не мог к Вашей любви отписать и просит, дабы Вы его за сие извинили. Благодарение Господу и всем, что сестрам Евдокии и Елене за молитвы ваши и отец наших, кажется, по-видимому, пооблегчается в ней действие прелести, и Господь силен и всемогущ подать ей Своею благодатию помощь и чувство к отсечению своей треклятой воли, которую употребляя и всякие помыслы принимая, ввергнула сама себе в ров пропасти. Кто начнет нудить себе, повинуясь преданиям св. отец и отсекая свои хотения, Господь дарует тому смирение, изгонит гордыню и с оною прелесть! Спаси вас Господи, что вы подтвердили ей мои недостойные советы, и аз окаяннейший такожде по своему слабому понятию питаю себя надеждою, что ей Господь за бывшее ее младенчество и младоумие дарует освобождение!

От отца Иоанникия с тех пор мы не получили никаких сведений, но однако надеждою себя питаем, что вскорости получим или письмо, или самого! К Илларионовне я отписал вкратце, и, по крайней мере, от сомнения освободится. Слава Богу, что в вашей обители по наружности мирно и покойно, и о. Игнатию, по-видимому, не судьба, чтобы ехать в Воронеж к угоднику Божию Митрофану, или время еще не прииде, или другое, что нами не постигается. Господь всегда полезное для нас посылает и устрояет, – не без попущения Божия все бывает.

Но да будет во всем имя Господне благословенно от ныне и до века. И как Его святой воли угодно, так и да устраивает и попускает. И Господь Премилостивый да поможет тебе, и да сохранит тебя, и покрыет тебя от всех сетей диавольских, и да простит тебе вся согрешения вольная и невольная, и аз многогрешный посылаю тебе отеческое прощение и благословение. Молитвами почивших достопамятных отец наших Феодора, Клеопы и Афанасия мир Божий да почиет на тебе.

Ваш недостойный богомолец многогрешный иеросхимонах Лев с единомудренною братией мысленно заочно кланяемся; собратиям о. Игнатию и о. Макарию свидетельствую мое всеусердное почтение, и Премилостивый Господь да сохранит любовь их, да дарует им тишину и благодушное пребывание, а наиболее чувство повиновения.

При сем и аз непотребнейший купно с матушкою моей Меланиею Ивановной свидетельствую вам, предостопочтеннейший батюшка отец Макарий, наше всенижайшее высокопочитание. И испрашиванием ваших благоприятных молитв на подкрепление наших немощных сил душевных и телесных имеем честь поздравить вас, батюшка, с наступающим высокоторжественным праздником Пресветлым Христовым Воскресением. Желаем вам встретить и препроводить оный в душевном спокойствии и сердечном радовании. Остаюсь ваш недостойный послушник.

Многогрешный о. Макарий кланяюсь любезным вашим единомысленным братиям земно.

При сем и аз окаяннейший чернец Павел из душевного моего удовольствия свидетельствую вам, пречестнейший Батюшка отец Макарий, мое глубочайшее почитание. Чувствительнейше благодарю Вас, Батюшка, за памятование меня, ничтожнейшего, и за благоназидательнейшие приятные душе моей, Ваши приписывания в письмах к Батюшке нашему о. Льву, каковыми и впредь усерднейше прошу Вас меня, грешника, не оставлять. Господь Вас да вознаградит за любовь Вашу! Испросив же Ваших св. молитв о мне нерадивом, желаю Вам исполнения того, что Матерь Божия далее устроит. А в конечном всеуниженнейше мысленно кланяюсь Вам, отцам Вашим и Вашим братиям присноблагомудренным позвольте изъявить мое почитание.

209. Понудим себя с упованием претерпевать находящие искушения, призывая Господа в помощь. О принятии великого Ангельского образа. О переходе в Оптину Пустынь

Христос Воскресе!

Ваше преподобие, достопочтеннейший о Господе батюшка отец Исаакий, всеусердно желаю вам превожделенного здравия, а наиболее душевного спасения.

Благоприятное ваше писание, посланное вашею любовию при письме нашего собрата о. Иоанникия, я, ничтожный, получил, и, прочитывая оное, порадовался духом, что ваше благорасположение и отеческая любовь даже и поднесь к моему окаянству продолжается.

Впрочем, прелюбезнейший наш Батюшка, простите Господа ради, что я, преокаянный, и по сие число не мог к вашей святыни отписать по обязанности моей, но умедлил по моей слабости и дряхлости и за разнообразными занятиями. Вы изволите писать, что хотя летами и состареваемся, но умом младенчествуем и прочее. Воистину так есть, как теперь вижу на самом опыте своего жительства; но однако да благодушествуем и понудим себя со упованием претерпевать находящие искушения, призывая Господа в помощь. Силен Премилосердый и Великодаровитый Господь спасти и нас, бедных, Своим неизреченным милосердием.

В рассуждении же вашего благопотребного давнего желания в приятии великого Ангельского образа, то и я, младоумный, с вашим мнением согласен и духу не собираю вас в сем оспаривать. В тамошних ваших пределах такового способа и удобства к восприятию оного воистину не предвидится. Хотя по форме кто и получит в тех местах, то с таковым не забылись реченные слова достоблаженного Антона Ивановича к малодушествующему пустыннику Антонию, вопрошающему его о своем неутвердительном чувстве в душе: «нет тебе барыша, но слава хороша», – коими словами ввел пустынника в крайнее отчаяние, но потом ему сказал: «ну, не в куль, не в воду», – и сим кончился разговор их. Да и можно в пример себе взять замечание недавно усопшего иеросхимонаха Алексия, продолжавшего подвиги свои во Александрийской Лавре и при покоях митрополита, славимого от многих, даже и от самого митрополита Серафима. Почтен великолепным погребением, и на гробе наставлением досточудного Креста увенчан! Но о душе Его неизвестность даже и доселе в благомыслящих сердцах существует!

А как вы по своему благому рассуждению возложитесь, по апостольскому завещанию, на волю Божию и на Его всемогущий Промысл, но при том, и мою худость соизволяете вопрошать, дабы мне сделать о вашей святыни вопрошение нашего достопочтеннейшего настоятеля о. строителя, согласен ли он будет вас принять на сожительство во вверенною ему святую обитель и известить вашу любовь письмом. Я с настоятелем нашим, батюшкою отцом строителем Моисеем, довольно о вас говорил и письмо ваше показывал, и он вас лично помнит и знает с хорошей стороны. А когда с вами свидание имел в 17-м году они с братцем своим еще непостриженные ездили в Киев на паре лошадей. Кучером у них был Павел рославский, роста большого, монах пустынный, и вы из Корсунского монастыря. Ехали и съехались по дороге около Нежина, и они единственно для вас заезжали в Максаковский монастырь, и вместе с вами там погостили, и вас полюбили, и теперь вас с приятностию желают не токмо видеть, но и соединиться в сожительство. А так как нынешние времена и строгости от верховных властей, а равно и наши уже преклонные лета и немощи понуждают нас, хотя и нехотя, предпринимать меры осторожные с обеих сторон, то мы вообще советуем вам по вашему усердию и желанию попроситься в Киев для поклонения св. мощам угодников Божиих или для свидания с родственниками в Калужскую и Орловскую губернии и, приехав с паспортом и погостив в нашей обители, потонку на практике увидев положение нашего места, порядок церковный, и сообращение в братстве, и все, что нужное для жизненного нашего состава к подкреплению своего бренного тела, что употребляется и что может попуститься по старости и дряхлости, – тогда-то можно будет вам и совсем расположиться остаться и причислиться в число нашего сообщества и тогда-то, кажется, будет ваше перемещение сорассмотрительное и основательное для вашего утверждения. Ежели же, паче чаяния, не понравится вам здешнее место пребывания или что-либо другое, то, кажется, незначительная потеря для вас будет, пoелику проедешься и с нами, недостойными, по своему усердию и благорасположению, увидишься и побеседуешь со старцами, живущими в нашей обители, о благоназидательности душевных чувств к совершенному любомудрию и спасению. А в дополнение сказать, уже сделав долговременному своему желанию и намерению решение, испытав опытом и возвратясь со благодушием и упованием, отложив все свои преднамеренные помыслы и мечтания о пустынном жительстве, будешь оканчивать с окаянием остатки дней своих в предопределенном от верховной власти вам киновии! Мы с усердием вам желаем, чтобы вы с нами, соединясь в уединенную сию обитель, с терпением бы и с помощию Всевышняго возмогли тещи на предлежащий вам подвиг – в безмолвии пребывать и приносить достойные плоды покаяния, умирить свои чувства душевные и телесные.

О Валаамском же монастыре неприятные происшествия и события крайне чувствительно и болезненно слышать! Но только от несносной скорби удерживает то, что Премилосердый Господь ни попускает, то все нам на пользу, и мы за все обязаны благодарить Промыслителя нашего Господа!

Благодарение Великодаровитому Господу, что преподает сердцу преосвященнейшего митрополита благое чувство любить вас и продолжать к вам свое архипастырское благоволение...

Ежели что вашему сердцу Господь возвестит принять и произвести в действо, то да будет во всем том воля Господня и по вере вашей да будет вам. А если что окажется противно и несогласно вашим предприятиям, то прошу и молю вашу любовь простить моему невежеству и покрыть своим благоволением и любовию!

Поручаю себя и всех приверженных ваших святым молитвам, желаю мира, здравия, и спасения, и в заповедях Божиих всесовершеного преуспевания.

Всеусерднейший желатель и недостойный богомолец многогрешный иеросхимонах Лев со единодушною братиею.

24 мая 1831 года.

210. Сан начальства не причина внутреннего охлаждения. К очищению грехов и к снисканию смирения необходимы скорби. Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный и бесскорбный

Ваше Высокопреподобие, достопочтеннейший отец игумен Иларий!

Усердно благодарю вас, что вспомнили меня, немощного старца, и посетили вашим писанием, уделив частицу времени от многоважных и трудных ваших занятий по начальству и попечению о спасении вверенных вам о Христе братий.

С сердечным сожалением вижу писанное вами о своем охлаждении ко всему монашескому, чему приписываете причиною сан начальства. Усматриваю и луч надежды к утешению о вас, всею душою желание Ваше разрешиться от уз начальства. Но оный погашает малодушие и сомнение ваше после о раскаянии. Вы находитесь теперь между сими помышлениями в борьбе, не знаете, к чему обратиться, видите, что горе монаху, вкусившему начальнической жизни, которая лишает его добрых свойств. Посему ясно вижу, что и желаете спасение души, но и любление плоти со страстьми колеблют вас; впрочем, кажется, на весах сих первая частица имеет свой перевес.

Справедливо судите о моем, может быть, скором разрешении, ибо к вечеру уже преклонился есть день моей жизни; а сами, надеясь по младости еще наслаждаться оною, ищeте и желаете последнего моего совета: полезно ли вам оставить настоятельство или еще сколько-нибудь времени продолжить? – Просите Бога ради написать вам о сем отечески.

О возлюбленный отец и брате! Тесно ли отвсюду оставить вас без ответа, обдержит мя болезнь и сожаление о душе вашей, а написать истину обстоятельства нынешних времен и после могущее быть ваше малодушное раскаяние и на меня сетование. Памятуя вашу первую любовь и настоящую веру, без коей бы вы и вопрошать не стали мою худость, а при том, скорбя душею о расстройстве вашего устройства, решился подать ответ по вере вашей, ищущей душевной пользы.

Вспомните свое намерение и ревность при вступлении вашем в монашество, обет оного и тщание ваше с попечением старцев о снискании спасения душе. Ежели что было приобретено, где оно теперь? Заступило оскудение всего. Что сему причиною? Вы скажeте – сан начальства. Точно, как и св. Исаак Сирин пишет, что «находящемуся аще в нездравии душевном, не должно пускаться в море мира», и между прочими вредящими душу упоминает и об начальстве. Однако ж не собственно сан начальства, но ваша немощь душевная и непобежденные еще страсти, а главные: славолюбие, сластолюбие и сребролюбие, с коими не могло встретиться чувство ваше без повреждения душевного свирепостию оных. И вы уже находитесь без оружия и не в силах сопротивляться оным. Есть люди, кои проходят и начальство не только без повреждения себя, но и с пользою ближних; но они сильны стать против страстей, а немощному, дабы и самому не погибнуть и окормляемых им не погубить, что нужно делать? Ежели есть в вас истинное желание ко спасению души вашей, то примите совет, не от меня, но от святых отец – истинных делателей и учителей монашеского жития. Св. Иоанн Лествичник пишет: «Которыми страстей потоками взошло в них нерадение, теми должно и выйти во дверь любоначалия, не по силе начальства иных врат не иметися, кроме тех, которыми взошел». В писанной книге св. Симеона Нового Богослова прочтите 8-е Слово, яко подобает словесной пастве Христовой предводителю смотреть и истязать, и паки в 26-м Слове, да преподобного Нила Постника «Слово постническое» в «Добротолюбии» из книги Никона Черногорского, 8-е Слово от бесед Златоустого на Послание к Титу. От житий Пахомия: «Яко же плинфы, влагаемые в реку, не терпят ни единаго дня, аще ли же огнем печени будут, яко же камение пребудут; сице и человек плотское мудрование имый, аще и не разжеться по Иосифу словом Божиим, расстается начальство приим. Много бо таковым искушения посреди человек; добро же есть кому познавшу своя меры, отложите тяготу начальства, да не повредитесь. Утверждении же верою и деланием Заповедей Божиих непоколебимы бывают. По сем и сие: тщеславие, сребролюбие и наглость властью соплетаются».

Из оных вы увидите важность сана и сообразите вашу способность и силу с немощами душевными и какой предлежит дать ответ не за себя точию, но и за души других. И хотя вы надеетесь по младости вашей продолжения жизни, но сие неизвестно, – надобно пользоваться настоящим временем и не терять оного, данного нам на покаяние. Господь наш Иисус Христос не велел отлагать времени: «Бдите и молитеся, яко не вестe, в кий час тать приидет» (Лк. 12:39). За нужное считаю воспамянуть вам об известном собрате нашем, о. архимандрите Паисии Радовецком: он многократно просил моего недостойнoго совета об оставлении начальства, но, медля исполнить оное, преселился от здешней жизни, не получил желаемого успокоения в желаемом безмолвии и рассматривании себя. Малодушие ваше и страх, что будет после раскаяние, приносит вам завидущий спасению вашему враг, желая сими плевелами подавить прозябающее в вас доброе семя и погасить возссиявающую в вас искру к желанию исправления и спасения.

Я за сие не ручаюсь, точно он будет вам приносить раскаяние об оставлении, но когда облечетесь верою во оружие Божие, то стрелы его вменятся вам яко младенческие. Когда видите свою душевную тщету и желаете избавиться от нее, то должны приготовиться к терпению и перенесению его нападений: что бы ни случилось перенести скорбное, то на все оное обязаны мы обетами нашими. К очищению грехов и к снисканию смирения необходимы скорби, которые когда и прийдут, то не без промысла и попущения Божия, и помощь Его ниспосылается. Вспомните, что Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный, бесскорбный.

Предложив вам отеческие учения и мое скудоумное рассуждение о сем предмете, оставляю вашему самовластию избирать лучшее. Приступая к оному, прежде молите Премилосердаго Господа, да устроит Он о вас так, как воле Его угодно, и подаст силу и крепость к попечению. – Когда будет Его воля, могущая возвести в благое устроение и благонадежие ко спасению.

Молю Премилосердаго Господа, да даст он вам в сем деле последовать истинному разуму по воле Его святой и укрепит вас во искушениях.

Ноябрь 1839 года.

211. «Многими скорбями подобает нам внити в Царство Божие» (Деян. 14:22). Мы должны считать себя худейшими и последними

Почтеннейший и возлюбленнейший о Христе брат отец Николай!

Из письма твоего видим твое сердечное смущение и обуревание. Какое ты подъемлешь в прохождении твоего послушания и даже до того помысел твой простирается, что готов перейти в штатный монастырь, где надеешься от сего послушания избавиться. Но сие, возлюбленный наш брате, что имамы тебе сказать во утешение? При сердечном о тебе сожалении скажем, что все есмы в бедах, скорбях и искушениях, которыми живот вечный стяжевается. Без скорбей спастись невозможно. Ибо по писанному, «многими скорбями подобает нам внити в Царство Божие» (Деян. 14:22), но скорби сии различные суть: одному сии, другому иного рода; одному телесные, а сему душевные; тому бедность, а некоторому поношение, иному болезни, – все же от послушания по великомудрому Промыслу Божию по силе каждого и по мере нужды в его устроении. Поистине мы сочувствуем тебе в скорби по твоему послушанию, но скажи, ручаешься ли ты за сие, когда ты бы был в обители, избежал ли ты скорбей другого рода или суда своей совести за преслушание? Ты знаешь, что отец игумен не понудил бы тебя насильно ехать и отнюдь не теснил бы за сие, то сие более бы тебя уловляло. Ты взираешь на будущее время и помышляешь для избежания сего послушания о переходе в штатный монастырь. Чего ты ожидаешь, одобрения от помысла или противления ему? Одобрить – то значит подвергнуть себя впоследствии всегдашнему от тебя нареканию. А лучше предать сие совершенной твоей свободе, и дабы оная соображалась с волею Божией. Между прочим, можем сказать нечто в противоречие, но не понудительное: скажи, пожалуй, ручаешься ли ты за будущие твои не только годы жизни, но за дни и минуты? И что будет вперед, кто знает? Ежели ж и продлит Господь жизнь твою, ты перейдешь в штатный монастырь и избежишь скорби по послушанию сбора, но ручаешься ли ты, что не встретят тебя там гораздо важнейшие скорби, даже и до раскаяния? Мы не спорим, что спасение на всяком месте милосердием Божиим приобретается, и везде есть спасающиеся; не смеем приписать себе или нашему одному месту святость, но должны себя считать всех худейшими и последними. В бедственные наши времена видим порядок здешних штатных монастырей, пришедший в расстройство, отчего и внутреннее устроение находится в опасности, то и опасаемся, что не можешь иметь там мирного духа, а сие и есть велий вред душе и скорбь неизбежная. Впрочем, не должно, чтобы всегда на тебя будет падать жребий сего послушания – в обители людей довольно.

3 февраля 1840 года.

212. Да утвердит Господь в смиренном подчинении настоятелю

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Честнейший о Христе Иисусе по Духу сын отец Феодор!

Писание твое ко мне получил и прочитал. Благодарение Господу Богу, что Вы благорасположились к настоятелю своему, батюшке о. Антонию с предельностию сердца Вашего и готовностью следовать смиренно наставлениям Его. Да утвердит Вас Господь в благом сем произволении и вразумит. Деньги за овес давно готовы, при первой оказии непременно отправим, которая, надеемся, скоро будет.

Пожелав Вам душевного мира и спокойствия духа, пребываю навсегда жаждущим вашего спасения многогрешный иеросхимонах Леонид.

213. Без благосклонной причины не отлучайтесь из обители

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

Достопочтеннейший о Господе собрат наш отец Феодор Феодорович!

Всеусердно желаю Вам душевного спасения, писание Ваше в свое время получил, извините, что за дряхлостию и слабостию своеручно не пишу и келейный мой секретарь болен горячкою. Вы пишeте о своих неладах и что желаете непременно к нам приехать, – заблаговременно не советуем – не только пользы не получите, но, огорчив отца Антония, будете не мирны совестию. Просим передаться вашей любви отцу Савватию, да в дополнение я дерзаю напомнить Вам, к каковому скорогрядущему таинству вы обязаны приуготовлять себя и без благосклонной вины отнюдь из обители не отлучаться, кроме разве за послушание.

Поручаю вас покрову Всевышнего.

Прошу Вас засвидетельствовать мое пречестнейшее почтение отцу игумену и прочим собратиям.

214. Советую вам себя укорять, а братию умиротворять духом кротости

М.С.О.Н.Г.И.Х.Б.Н.П.Н.

Ваше преподобие, достопочтеннейший о Господе отец Савватий!

Письмо ваше получил во всякой исправности и, прочитавши оное, отечески приемлю ваше сознание в своих немощах. По силе слабого моего здоровья не могу более написать, кроме сих малозначащих строк. Советую вам на всякое дело неблагословенное не входить, себя обвинять, а немощную братию умиротворять духом кротости.

Вручаю вас покрову Божию и испрашиваю на вас Божие благословение. Пребуду навсегда жаждущим вашего спасения недостойный богомолец.

16 декабря 1840 года.

215. Сохраняйте благую совесть, она утешит в скорбных обстоятельствах. Каждый от своих дел или прославится, или постыдится

Достопочтеннейший о Господе отец Савватий!

Письмо ваше получил, в коем изъяснили свои скорби от людей, ведущих развращенно жизнь, просите наставления и утешения. По слабости моего здоровья не могу вас утешить вполне, но сколько Господь меня вразумит. Сохраняйте благую совесть, она вас в этих печальных обстоятельствах утешит и живо увеселит дух ваш; еще утешайтесь, что дела добродетели в свое время в полном сиянии открываются, и пускай поносят нечестивые, но некогда и живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им, а «надеющиеся на Господа, яко гора Сион, не подвижутся в век» (Пс. 124:1).

За сим, сократя сие письмо, молю Господа, да укрепит тебя против всех неприятностей и да вразумит непреткновенно идти по стезе заповедей Божиих.

Кийждо от своих дел или прославится, или постыдится.

5 августа 1840 (1-?) года.


Источник: www.optina.ru

Комментарии для сайта Cackle